Что такое слабая и сильная позиция согласных. Классификация гласных и согласных звуков

Сходство и различие Чацкого и Онегина
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха - накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений - передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.
Но большая часть «Евгения Онегина» была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.
Чацкий и Онегин - сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий - в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, «наука страсти нежной» - все эти атрибуты праздности, свойственные «золотой молодежи», присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и «кланяться непринужденно». Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и «свет решил, что он умен и очень мил». Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:
Но, шумом бала утомленный.
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования - и «русская хандра им овладела понемногу». Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразного существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, «но труд упорный ему был тошен». Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению («француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя») не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а «резкий, охлажденный ум» находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться «к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности - молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.
Чацкий - человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным

Евгений Онегин и Александр Чацкий – действующие лица различных литературных произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, однако, в них есть то, что объединяет: героев до конца не понимает и не принимает общество. Но наряду с этим действующие персонажи имеют и отличительные черты. Если Онегин частый посетитель званых балов и обедов, то Чацкий отторгает подобный образ жизни, считая его бессмысленным. Евгений относится к людям высокомерно, Александр же, напротив, настроен ко всем доброжелательно, но, если видит себя правым, отстаивает такую точку зрения Ниже в таблице представлена характеристика этих героев.

Евгений Онегин Александр Чацкий

Возраст

Ему 26 лет Точный возраст не указан – известно, что он молодой человек.

Происхождение

Потомственный дворянин Богатый дворянин, в его владении 400 крепостных

Место рождения

Петербург Родился в Москве

Обучение

Основное образование получил в домашних условиях. К Евгению никогда не ставились жесткие критерии в плане образования. Весь процесс проходил таким образом, чтобы не утомить излишней информацией ум Онегина. Начальное образование получал в доме Фамусова, взявшего его на воспитание после смерти родителей, после обучался заграницей.

Род занятий

Онегин никогда не состоял на службе ни гражданской, ни военной. Только что вернулся с поездки заграницу. Бросил военную службу, но не стал чиновником.

Наличие братьев и сестер

У него нет ни братьев, ни сестер Единственный ребенок в семье.

Отношение к светской жизни

Евгений частый посетитель балов и званых обедов. Он активный деятель светской жизни. Его появления никогда не проходит незамеченным, он любимец публики. Сам же Евгений не отличается любовью к такому времяпровождению – его уже порядком утомил такой порядок. Он скучает и не находит былого утешения для себя. Разочарован светским обществом. Ему чужды принципы, по которым живет аристократия. Он считает русских аристократов позорным явлением, так как большинство из них далеки от понятия аристократизма и праздно живут набивая себе карманы чужими деньгами. Ему скучно и невыносимо такое общество, он предпочитает дистанцироваться от такого окружения.

Отношение к любви и женщинам

Евгений любит общество красивых женщин, но не признает постулаты о любви. В большинстве случаев он ограничивается кокетством – в его планах еще не зреет мысль о женитьбе. Женщины признают его привлекательным – мастерство Онегина в плане обольщения находится на высоком уровне. Восторженно относиться к чувству любви. Он влюблен в дочку Фамусова – Софью. Его чувства истины, он не понимает, как можно лицемерить в любви, поэтому, когда узнает о том, что любимая морочила ему голову, а на самом деле любит подлизу Молчалина, который создает видимость влюбленности, чтобы получить доступ к богатству Фамусова, испытывает глубокое огорчение, разочаровывается в искренности любви.

Умение поддерживать дружеские отношения

Не признает чувства дружбы. Он легко сходится с людьми и легко расстается. Готов поддерживать дружеские отношения, но не видит людей, готовых тоже сделать для него.

Отношение к людям

Высокомерен по отношению к другим людям, независимо от их статуса, талантов, умений и морального облика. Настроен положительно и доброжелательно, но готов отстаивать свою точку зрения, не стесняется высказать свое истинное мнение о положении вещей. В общении с окружающими часто прибегает к колкости и дерзости, высокомерен и горделив – в такой образ он пытается обличить пороки общества.

Интерес к жизни

Не видит смысла ни в одном занятии, у него отсутствует интерес к жизни. Полон стремления обличить пороки общества с целью прекратить его деградацию, терпит поражение, но не теряет интерес к жизни.

Особенности темперамента

Онегин отличается холодным и расчетливым умом. Он умеет скрывать свои мысли и эмоции. Вспыльчивый и излишне эмоциональный. Ему сложно сдержаться и не вступить в дискуссию.

Отношение к искусству

Он воспринимает искусство на интуитивном уровне – у него нет знаний, позволяющих анализировать те или иные произведения. Признает положительное влияние силы искусства на человека. Его огорчает, что людей, которые готовы заниматься развитием искусства считают ненормальными.

Нрав

Холодный, сдержанный Импульсивный и эмоциональный.

Привязанность к модным тенденциям

Денди, ему нравится быть модным Модные тенденции вызывают у него отвращение. Он не понимает людей, которые гоняются за модой. Чацкому достаточно того, чтобы его костюм был чистый и опрятный.

Умение лицемерить

Мастерски владеет умением лицемерить Не обладает умением лицемерить, считает его пороком человечества.

Организация досуга

Бесцельно проводит свободное время – не знает, чем ему заняться. Занимается саморазвитием.

Самостоятельность

Он обеспеченный и независимый человек. Богатый и самостоятельный человек.

Готовность путешествовать

Необходимость совершать поездки и путешествия его не пугают. Три года прожил заграницей, путешествуя по миру, но затем вернулся на Родину.

Как воспринимают окружающие

Думают, что он чудак Считают, что он сошел с ума.

Итог жизненного пути

Неизвестен. Исходя из предположения исследователей фрагментов неоконченной 10 главы – он умирает. Уезжает из Москвы, чтобы не сойти с ума от традиционных порядков и морали высшего общества.

В классе используют различные формы разноуровневого обучения школьников. Ученики работают в трёх группах. В первой группе дети с высокими учебными способностями и высокой и средней работоспособностью. Вторая группа – средний и низкий уровень способностей к учению и средняя работоспособность. Третья группа учащихся с низкими и средними учебными способностями и низкой работоспособностью.

На данном уроке происходит работа по открытию новой позиции парных согласных звуков и дальнейшему её применению в обучении школьников.

Тема: Сильные и слабые позиции согласных звуков.

Цели: научить выделять признаки сильных и слабых позиций парных согласных звуков; знакомство с новой для детей “слабой” позицией согласных звуков перед согласными звуками; отрабатывать способ письма с пропусками орфограмм слабых позиций.

Ход урока:

1. Организационный момент .

Проверка готовности к уроку. Настрой детей на доброжелательное отношение друг к другу; на культурный диалог при работе в группах.

2 . Актуализация знаний.

– Измените слова: луга, бока так, чтобы они называли один предмет. Запишите оба изменения каждого слова звуками. Рядом запишите изменения буквами.

Для 3 группы задание №1 выполняется по образцу. Задание №2 в группах разное, с учётом их учебных способностей.

Для 1 группы: записать схемы сильных и слабых позиций согласных звуков.

2 группа: указать рядом со схемами сильную и слабую позицию согласных звуков.

3 группа: соединить линией сильную и слабую позиции со схемами.

3. Проверка работ группы у доски:

Начинают дети из 1 группы, чтобы остальные ученики ещё раз послушали объяснение.

1 Гр. 2 Гр. 3 Гр.

[ЛУГА] [Г] O Луга

[ЛУГ] [К]. Лу_

[БАКА][К] O Б_

[БОК] [К]. Бо_

Из схем, записанных на доске выбирают более полную или отвечают на вопросы учителя.

4. Постановка проблемы:

– Нет ли у согласных, ещё каких–нибудь слабых позиций? (Выслушивают мнение детей).

– Запишите название предметов гудок, каток звуками. Измените каждое слово так, чтобы оно называло много предметов, и запишите изменения слов звуками. Выделите кружками предпоследние согласные звуки в изменениях.

Ученики 1 группы работают самостоятельно и наблюдают над изменениями каждого слова.

Ученики 2 и 3 группы работают вместе с учителем.

[ГУДОК] [Д]

[ГУТК’И] [Т]

[КАТОК] [Т]

[КАТК’И] [Т]

– У гласных звуков сильные и слабые позиции определяются ударением. А чем же определяются позиции парных согласных звуков? (соседом справа, то есть О, нет).

– Выделите и выпишите предпоследние согласные звуки.

– Есть ли гласные звуки в слабой позиции? Отметь их.

– Есть ли согласные звуки в сильных позициях? Объясните.

– Позиции всех ли согласных звуков отметили?

– В какой позиции возможны оба звука из пары? (В сильной). Выпишите их.

– А в какой позиции на работу выходит только 1 согласный звук из пары? (В слабой).

– Какой это звук? (согласный, глухой).

– Покажите стрелочками, какой звук появился вместо звуков [Д] и [Т] перед согласными.

Открытие детьми новой позиции.

– Сравните и обсудите в паре слабую позицию согласных звуков с той, которую вы узнали раньше. (1 группа самостоятельно делают вывод о новой слабой позиции). Вы сегодня сделали ещё одно открытие. Сколько теперь знаете слабых позиций согласных звуков? Можно ли буквами обозначить звуки в слабых позициях? (Нет, т.к. орфограммы, ставлю прочерк).

Запишите рядом буквенную запись. У кого буквенная запись другая, без пропусков?

– Что помогло записать слова без пропусков? (закон русского письма).

6. Первичное закрепление:

Запись слов, предложений с пропуском орфограмм слабых позиций.

Первая группа работает самостоятельно;
Вторая – по образцу;
Третья группа с учителем.

Если в группах возникают вопросы, то они показывают карточку с вопросительным знаком. Дети из 1 группы приходят на помощь.

7. Рефлексия деятельности:

– Какое открытие каждый для себя сделал?

8. Домашнее задание:

Для первой группы: записать несколько слов, где парные согласные звуки стоят перед другими согласными.

Вторая и третья группа задание по учебнику.

Следующий урок русского языка начинается с определения позиций согласных звуков в словах, записанных 1 группой.

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.



Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

Выпадение согласных.

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн , например: праздн ик, устн ый. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердц е, счаст лив, здравст вуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например: уст ный – уст а – уст (род. падеж).

Упражнение 72 . Устно ответьте на данные вопросы.

1) Какая добавочная работа языка создаёт мягкость согласных звуков: д – д", л - л", з –з", г – г", х – х", б – б", м – м"? 2) Какие согласные звуки русского языка являются только твёрдыми? 3) Какие согласные являются только мягкими? 4) После каких согласных в русских словах не может быть звука ы ? После каких – звука и ?

73 . Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)

74 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.

1) Ве...ви сирени закрыли весь домик. 2) Ки...ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) Ма...чики искали че...вей для рыбной ловли. 4) Агроном...делал доклад о бо...бе с вредителями садов и огородов. 5) Во...ми пи...ма и опусти их в по...товый ящик. 6) Столы были покрыты белыми скате...тями. 7) На собрании говорили о ко...бе и моло...бе яровых. 8) Охотники выследили большого ме...ведя. 9) Ра...ве ра...ше здесь была уса...ба? 10) В ящике были гво...ди. 11) Се...дь шла косяками. 12) Но...ной воздух был свеж.

75 . Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь .

Письм о – в письм е; борьб а, молотьб а, тюрьм а, косьб а, просьб а, резьб а, тесьм а, сурьм а, пальм а, пальб а, усадьб а, возьм у, Кузьм а, восьм ой.

76 . Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь .

Червяк, ветвистый, медведи, костистый, разве, если, смерть, прости, простите, области, челюсти, повести, трости, почести, во сне, верфи, гвозди, мысли, казни, болезни, зеленщик, фонарщик, каменщик, ночной, почка, дочка, печка, кончить, учти, прочти, вычти.

77 . Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.

Е сли мальчик

лю бит труд,

в книжку паль чик,

про такого

пишут тут:

хороши й мальчик.

(В.В. Маяковский.)

78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.

79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.

1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Система и характеристика согласных фонем.

Ученые склоняются считать, что в русском языке 32 согласных фонемы, кроме <г’>, , , <ж’>, <ш’> - вызывают различное отношение <ш’> долг. – употребляется на стыке морфем (разносчик), на стыке звуков (счастье), а сам этот звук очень редок (щука, теща, щит и др.). Не все согласны, что Щ - это фонема. [Ж’] – выступает на стыке морфем (позже), допускается визжать; а сам звук практически не употребляется (вожжи, дрожжи и др.). [Г’], , - (гитара, кислый, хитрый). Грамматика 80 считает [г’], , фонемами. - согласная фонема, сонорная, звонкая, щелевая, среднеязычная, мягкая.

Сильные по звонкости/глухости:

Любая фонема перед гласными;

Перед сонорными;

Перед <в>, <в’>, б ъявление, обв ил);

Слабые позиции по звонкости/глухости:

В абсолютном конце слова (дом);

В середине слова для любого шумного перед шумным (сказ ка);

Сильные по твердости/мягкости:

Для парных по твердости/мягкости в абсолютном конце слова (дрель);

Перед гласными, кроме Э ;

Переднеязычные согласные перед заднезычными твердыми и твердыми губными (дос ка, с бой);

Фонемы <л> и <л’> перед любыми согласными (льна);

Слабые по твердости/мягкости:

Перед Э (дело);

Позиция фонем <н>, <н’> перед <ч>, <щ> (карманчик, обманщик);

Зубные (не боковые) перед мягкими зубными (степь);

Зубные (не боковые, кроме <л’>, <л> ) перед мягкими губными (сбить, отбить);

Сильные и слабые позиции согласных фонем.

Различаются перцептивные и сигнификативные(от лат. соозначать, различения). Различают сигнификативно сильную и слабую позиции. Сигнификативно сильная позиция – позиция наибольшего различения фонем. Для гласных фонем – позиция ударная, для согласных – позиция перед гласными. Сигнификативно слабая позиция. Для гласных фонем – безударная позиция; для согласных – абсолютной конец слова, в середине слова перед глухими согласными. Перцептивная позиция (от лат. восприятие, идентификация) – отождествляем одно слово с другим. Перцептивно сильная позиция – позиция фонемы, не испытывающей влияния соседних фонем. Для согласных – нет оглушения, озвончение, смягчение, отвердение. Перцептивно слабая – позиция, в которой фонемы испытывают влияние соседних фонем. Для согласных – передвижка; для согласных – оглушение, озвончение, смягчение, отвердение. Различают позиции: сильные и слабые. Сильная фонема – фонема, выступающая в позиции наибольшей дифференциации, т.е. позиция, когда различается большее количество фонем. Слабая фонема – фонема, которая находится в позиции наименьшей дифференциации, т.е. для гласных – безударная позиция; для согласных – абсолютный конец, в середине подвержено изменениям. Абсолютно слабая фонема – фонема, находящаяся в абсолютно слабой позиции. Абсолютно сильная фонема – фонема, находящаяся в абсолютно сильной позиции.



5.Позиционные чередования согласных звуков русского языка: фонетические (согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости, месту и способу образования, долготе-краткости, согласных с нулем звука) и морфологические. Исторические чередования.

Звук речи – это конкретный звук, реализующийся в конкретных фонетических условиях, зависящих от окружения, речевых особенностей говорящего, речевой ситуации, поэтому следует различать чередование звуков языка, которые вызваны объективными причинами и объясняются законами фонетики и чередования звуков речи, которые носят субъективный характер, часто зависят от воли говорящего.

Чередование звуков РЯ делятся на позиционные и непозиционные.

Позиционные – обусловлены фонетической позицией (вод-вода [во’т]-[в^да], [т]-[д];[о]-[^]. Позиционные чередования могут быть обусловлены не только фонетической позицией)абсолютный конец слова, безударное положение, соседство с другим звуком), но и морфологической позицией.

Непозиционные – не обусловлены фонетической позицией, они связаны с конкретными морфемами (крюк – крючок, друг – дружок, слух – слушок…).

Позиционные чередования делятся на: фонетические и морфологические.

Позиционные чередования.

Фонетические чередованияпроявляются в определенной фонетической позиции, они объясняются фонетическими законами (редукция гласных, для согласных – оглушение, озвончение). Фонетические чередования могут быть у гласных и согласных звуков.



Согласные звуки. Различают 5 типов:

1) чередование по звонкости/глухости, такие чередования наблюдаются: в абсолютном конце слова, в середине слова, перед каким-либо согласным. Эти чередования закономерны, объективны. Могут проходить по 2 моделям:

а) позиционная мена перекрещивающегося типа, характерен парным по звонкости/глухости [б]-[п], [в]-[ф]…Например, [дубы]-[б]-[дуп]-[п]-[Б].

б) позиционная мена параллельного типа, характерна непарным согласным по звонкости/глухости. Например, [п’эитух]-[х]-[п’эитуgбы]-[g].

2) чередование по твердости/мягкости – только перед другим мягким согласным – позиционное изменение. Например, [мост]-[с]-[мос’т’ик]-[с’].

3) чередования по месту и способу образования. Например, открыть [^ткрыт’]-отчистить [^ч’ис’т’ит’]-[т]-[ч]. Взрывной-аффриката; зубной-небный;

4) чередование согласных с нулем звука – происходят в группе согласных. Например, [ (с),(т),(л)]-[сл]; [ндск]-[нск]; [т]// с нулем звука;

5) чередование долгих и кратких согласных, происходит в 2-х случаях:

В абсолютном конце слова;

В середине слова перед согласным. Например, группа - много груп ; классный – клас ный; [т- долгий] // [т].

Морфологические. Обусловлены морфологической позицией, а не фонетической. Например: 1) чередование [г] // [ж] перед глагольным суффиксом – И. Флаг- флажить, итог- итожить; 2) перед суффиксом – Н прилагательного. Друг- дружный; тайга- таежный; 3) чередование – согласный в корне 1 и согласных в корне 2 с //СС перед суффиксом – У. Миг- мигнуть; шаг – шагнуть; - называются морфологическими. Их можно считать историческими, т.к. их никак нельзя заменить в настоящее время.

Непозиционные чередования.

Исторические чередования – связаны с конкретной морфемой, их принято обозначать буквами. Всего существует несколько моделей:

1)чередование согласного с согласным с//с.

- х//ш – мех – мешок; слух- слушок;

- г//ж – друг – дружок; подруга – подруженька;

- з//ж – друзья – дружить; коза – кожа;

- с//ш – лес – леший;

2)чередование согласного с 2 согласными с// сс.

- щ//ст – теща – тесть;

- щ//ск – площадь – плоский;

- б//бл – любить – люблю;

- п//пл – купить – куплю;

- м//мл – кормить – кормлю;

- в//вл – травить – травлю;

3)чередование гласного с гласным г//г.

- е//а – лесть – лазить;

- е//о – плести – плётка – плот;

- о//а – слово – слова; сквозь – скважина;

- а (я)//у – тряска – трус; грязь – груз;