Что такое шаманизм - основы. Как справляться со своим внутренним зверем

Внутренний зверь это не наша фантазия о себе (в том числе, не самоироничная фантазия), а просто сумма наших естественных первых реакций на раздражители (суммой которых является органическая жизнь).
Своего внутреннего зверя лучше знать, чтобы использовать его, когда он может быть полезен, и не давать ему воли во всех остальных случаях.

Например мой внутренний зверь - явно крупный хищник из семейства кошачьих, точней пока не скажу. Звучит красиво, выглядит хвастовством, но жить с таким внутренним зверем в современном человеческом обществе не очень удобно. Мягко говоря.

Будучи крупным хищником из семейства кошачьих, мой организм считает необходимым выполнять только четыре функции: спать, жрать, охотиться и играть (последний пункт, с учётом того, что играть эта падла /организм/ готова бесконечно, даже вместо сна, еды и охоты, явственно указывает на кошачесть моего внутреннего хищника). Это, безусловно, моя сильная сторона. Но она же слабая: без игры эта падла /организм/ дохнет очень быстро, сколько его ни спи и ни корми. Поэтому мне приходится изобретать для него как минимум одну игру в день, лучше - больше. Иногда попадаются чужие игры, которые кажутся интересными. Их, честно скажу, мало. Наткнуться на годную чужую игру - самое большое счастье для меня. Потому что когда никто не крутит перед носом бантик на верёвочке, приходится ловить свой хвост, а он один и тот же, за всю жизнь несколько поддостал. Однако при этом втянуться в чужую игру, которая кажется неинтересной - трындец вообще. За несколько часов неинтересной игры, из которой по каким-то причинам нельзя вотпрямщас выйти, я теряю столько сил, что на восстановление потом могут уйти недели. Поэтому я всё чаще и чаще веду себя с людьми как аццкое хамло: разворачиваюсь и ухожу. Но так правда лучше для всех.
(Вот по этому пункту очень хотелось бы научиться укрощать внутреннего зверя, но пока не выходит. Но ничего, однажды я лично представлю его матери того самого Кузьмы.)

Пользуясь случаем, передаю благодарность всем, с кем мне было интересно хотя бы полчаса за всю жизнь. Но лучше - больше и много раз. Всякое моё "мне было интересно" приравнивается - ну, не к спасению жизни, но что-то вроде того.

/При этом необходимость жрать мясо и много спать всё равно никто не отменял, хоть уиграйся. Без долгого сна (хотя бы восемь часов, лучше больше) я не жилец. Без мяса - жилец, но такой вялый, что ну его на хрен, того жильца./

Самая неприятная черта моего внутреннего зверя - присущая хищникам эффективность. Я понимаю, что со стороны это звучит так, что хочется спросить: "Вы жалуетесь или хвастаетесь?" - но я не хвастаюсь и не жалуюсь, просто констатирую факт. Эффективность у меня доведена до совершенства, я годный хищник, это прекрасно, когда дело касается работы, я - адски ленивая скотина, живое воплощение лени (нормальное для хищника стремление к экономии энергии между охотами) с репутацией адского же трудоголика. Но я совсем не трудоголик, просто всё, что я делаю, делаю молниеносно и сразу максимально (для меня на текущем этапе развития) хорошо. В некоторых случаях быть крупным кошачьим хищником очень полезно!
Однако как только заканчивается работа и начинается так называемая "жизнь", нет существа, нелепей меня с моей эффективностью. Мне безумно трудно всё, даже, к примеру, гулять, потому что внутренний хищник не понимает, за каким хреном мы сейчас потащимся на другой край города, где нас ничего полезного не ждёт. Приходится постоянно изобретать для него разные дела, похожие на охоту или игру. Ну типа купить какой-то специальный хлеб из какой-то специальной отдалённой пекарни. Или сфотографировать какой-то двор. Камера, собственно, настоящее спасение, вот уже лет десять намерение сфотографировать что-то является для меня достаточным аргументом выйти на улицу (а мне, как наверное всякому городскому человеку жизненно необходимо проходить несколько километров каждый день). Последние пару лет позиция камеры несколько пошатнулась, но тут на выручку пришёл плеер, у нас с ним игра - во-первых, никогда не знаешь, когда какая музыка выскочит, а во-вторых, видеть окружающую жизнь как музыкальный клип - моё любимое развлечение ещё с тех пор, когда никаких клипов вообще не было; точнее, уже понемножку появлялись, но мы их не видели. В ту пору посмотреть, как прохожие начинают двигаться под музыку, которой, по идее, не слышат, удавалось только из окна такси, если у таксиста играло радио.
Но если с прогулками мне более-менее удалось разобраться (и удавалось всегда), то по остальным пунктам - полный провал. Вследствие своей эффективности я ненавижу т.н. "смолтоки", всю эту милую необязательную болтовню ни о чём. Мне надо сразу про суть вещей! Типа, если уж всё равно собрались, надо быстренько окончательно решить, есть ли бог, и как его готовить. Ну или хотя бы как варить компот (но только если я действительно планирую в ближайшее время его сварить, тогда информация считается нужной и не раздражает).
Совсем смешно получается с попытками ходить в гости. Вот мы пришли, куда надо, - рассудительно говорит эффективный внутренний хищник, - вот поздоровались. Дело сделано, пошли назад! Если в гостях кормят, можно посидеть подольше, поесть считается полезным делом. Но всё равно не очень долго: сколько там съешь за один раз. А потом - всё, пошли!
Принимать гостей я по этой причине натурально ненавижу и никого не зову к себе уже много лет (за редчайшими исключениями). Многие знакомые наверняка обижаются, но тут ничего личного, а всё та же чёртова эффективность. Зашёл? Взял, чего хотел (посмотрел на кошек, выпил чашку кофе, сказал, чего собирался)? Всё, давай, вали. Вслух я это, понятно, говорить не стану, но внутренний хищник будет невыносимо страдать от полной неэффективности происходящего. Поэтому лучше вообще никого никогда не звать.

Карочи. Эта ваша хвалёная эффективность рулит только когда она под контролем. Когда эффективность диктует свои условия, она - фуфло. Это я вам говорю, как мыслящая монада, оказавшаяся заложником собственной эффективности. Ну ничего, я с ней ещё разберусь.

Внутренний кошачий хищник определяет единственный доступный мне формат близких отношений с другими людьми: охотиться/играть (на самом деле, он почти не отличает одно от другого) вместе. И допускает только тех напарников, которые действительно полезны в охоте. Ну или в игре. С кем вместе я поймаю больше добычи, чем в одиночку - добро пожаловать в сердце, но только до того момента, пока продолжаются совместные действия. Нет - всё, вали отсюда, тут моя территория, рры. Звучит ужасно, но на практике ничего страшного, просто я экономлю кучу сил, не втягиваясь в ненужные мне взаимодействия. Этот принцип мне очень нравится. И я совершенно осознанно ему следую с тех пор, как мне в кинофильме "Ва-Банк" показали взаимодействие Квинто и Датчанина. Я с тех пор точно знаю, что хочу - только так. А на всё остальное времени и внимания жалко. Я - эффективный хищник, мне надо много спать, хорошо охотиться, интересно играть и подолгу тупить в стенку (я не шучу, подолгу тупить в стенку, которую другие люди обычно называют "богатый внутренний мир", лично мне жизненно необходимо), а жизнь коротка.

Одно из самых неприятных свойств внутреннего кошачьего хищника - он всех молниеносно оценивает. На самом примитивном уровне "сильный - слабый", "еда - не еда", "опасность - безопасность". Оценивает, надо сказать, очень точно, но мне не нравится иметь суждения на таком примитивном уровне. Желаю экзистенциальной сложности во всём. Поэтому в этом вопросе я его сурово дрессирую. И эта дрессировка небезрезультатна, скажем так.

А одно из самых приятных по ощущениям, но глупых свойств кошачьего хищника - он думает, что умнее всех. Натурально, так и думает. Ему так положено - никаких авторитетов. Но я имею счастье ежедневно наблюдать на примере собственных кошек, что это... эээ... не совсем и не всегда так. Подозреваю, ангелы на облаках с меня точно так же ухохатываются. Особенно когда несут за шкирдон жопу мыть.

Есть конечно ещё много подробностей, но они ни к чему. Всё, что написано, написано просто для примера, чтобы было понятно, по каким примерно признакам и на каких уровнях этого своего внутреннего зверя вычислять.

А у вас внутренний зверь - кто? Только аргументированно рассказывайте, а не просто "я - крокодил".

Основы шаманизма: как найти своё внутреннее животное

С развитием эзотерики самых различных направлений и ростом популярности таких традиций магии, как шаманизм, экстрасенсорика и т. д. возникает всё больше вопросов о том, откуда же берут свои начала эти веяния. Но понять, откуда дует ветер не всегда оказывается просто, ведь, к примеру, тот же шаманизм в традиционной форме практически нереально представить в условиях современного мира, так как взаимосвязь «человек – духи предков», практически утрачена в наш индустриальный предапокалиптический век. Но давайте немного углубимся в тему.

Начала шаманизма

Без длительных аннотаций: начинающему шаману следует знать об истории своей традиции лишь одно – шаманизм, это индейская религиозная форма верований, строящаяся на вере в деление мира на две составляющие – наш, материальный мир и загробный, мир духов. Причём оба мира могут оказывать друг на друга очень мощное воздействие. Таким образом, поддерживающий связь с духами предков в том мире, человек из нашего мира получает огромное преимущество перед остальными, во всех своих начинаниях. В чём же? Всё очень просто: во-первых таким образом пробуждается опыт прошлых поколений, развивается чутьё, устойчивость к стрессам, а также такой человек будет чрезмерно удачлив, ведь ему словно расчищают дорогу существа из другого мира. Стоит ли говорить о том, что шаманизм, это не только крайне интересная и увлекательная, но и полезная в повседневной жизни оккультная традиция, освоив даже азы которой, вы изрядно облегчите себе жизнь?

Внутреннее животное

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое шаманизм и зачем он нужен в реальной жизни – самое время поговорить о самом первом шаге на поприще данной традиции, о призыве (или нахождении) своего внутреннего зверя. Почему именно зверя? Всё просто, в соответствии с традиционным мировоззрением индейцев, человек умирая не сохранял свой облик, а становился тем животным, которое наиболее ярко отражает его характер (или, если точнее, то животное, отражением которого в загробном мире данный человек является). Оно есть у каждого человека, с той лишь разницей, что у большинства людей они дремлют где-то поблизости от хозяина и не проявляют никакой активности, а те, кто нашёл своего зверя, при должном уровне самоконтроля могут даже отдавать ему команды и тем самым направлять свою судьбу в нужное русло. Даже просто пробуждённый зверь человека, без поддержания постоянного контакта с ним, способен повернуть ваши дела в лучшее русло, попросту дополняя вас и оттачивая ваши личностные качества. Ниже будет приведена практика, проводя которую от 3х дней до 2х недель, вы сможете найти и привязать к себе своего зверя.

Обряд «Малого Пути»

Этап 1. Включите любую негромкую, ритмичную (желательно барабанную) музыку и зациклите её по кругу. Подожгите ладан или любые другие ароматические свечи. Исключите возможность того, чтоб вас могли отвлечь: выключите телефоны, заприте двери. Все эти на первый взгляд обычные действия подготовят вас морально и физически к предстоящему.

Этап второй 2. Лягте и расслабьтесь. Вы должны быть полностью спокойны и сосредоточены на деле. Если сам процесс расслабления занимает у вас 5-10 (а то и больше) минут, не волнуйтесь, в шаманизме спешка неприемлема. Как только вы почувствуете, что готовы, закройте глаза и представьте, что вы лежите посреди дороги. (Дорога может быть любой, в зависимости от вашей личности и важно визуализировать именно свою картину мира) Вы открываете глаза, садитесь, прощупываете дорогу, осматриваетесь вокруг. Рисуйте мир без страха «понавыдумывать себе ерунды», ведь именно свободная фантазия и рисует истинные потусторонние миры, а визуализация по указке, это лишь фикция эзотерики, которая тем бесполезней, чем точнее описана.
Встаньте и идите по дороге до тех пор, пока не выйдете к лесу, каньону, горам или ещё к чему-либо, где на ветвях вас будет ждать ворон, извечный дух-проводник заблудших. Помните, что вы должны прорисовывать мир в ярчайших деталях, ощупывать его, слышать, чувствовать запахи – от детализации зависит то, насколько тесным будет ваш контакт со зверем.
Как только вы найдёте ворона, обратитесь к нему, сообщите о своей цели и попросите указать вам дорогу. Когда он слетит с ветки, следуйте за ним, рано или поздно, он приведёт вас к пещере (яме в земле, двери, порталу), которая и воплощает собой переход в мир духов. Пройдите сквозь неё и следуйте за вороном.

Этап 3. Поиск в мире духов, это самое сложное. Суть в том, что вам открывается не весь этот мир, который являет собой ни что иное, как множество пересекающихся плоскостей, а тот его кусочек, в котором обитает ваше духовное животное. Обычно это пространство не превышает расстояния часового перехода и, пройдя из конца в конец, вы выйдите к месту, из которого вышли, так что поиск может изрядно затянуться. На пути вам будут встречаться многочисленные (или немногочисленные, в зависимости от населённости участка) духи, и лучше всего спрашивать каждого из них: «не он ли ваш тотем?». Ваше животное последует за вами (а в некоторых случаях даже «войдёт в вас» или в часть вашего тела так, что вы будете ощущать его присутствие постоянно) и ежели этого не произошло, стоит просить у зверя (если он просто бесцельно бродит, это говорит о том, что он ещё не пробудился) помощи в ваших поисках. Путешествуя таким образом, рано или поздно вы найдёте своё внутреннее животное, ведь оно есть у каждого.

Также необходимо добавить, что каждое посещение вами своего тотемного животного, как и ношение его символа в виде украшения будет усиливать его влияние на окружающий вас физический мир, так что не стоит пренебрегать этой возможностью стать лучше и сильнее, лишь потакая своей лени. Удачи вам, в ваших начинаниях и помните, в каждом из нас сокрыт зверь!

В результате научных поисков обнаруживается все больше и больше ископаемых переходных форм, отражающих важнейшие эволюционные события, которые произошли миллионы лет назад: появление оперения у динозавров, конечностей у рыб и многие другие. Кроме того, сегодня ученые имеют возможность изучать процессы видообразования у животных и растений, происходящие буквально на наших глазах. Впечатляющие доказательства эволюции множатся. Ведущий эволюционный генетик Джерри Койн демонстрирует «неизгладимую печать» процессов, которые первым объяснил Дарвин с ясностью и научной убедительностью, достойной своего великого предшественника. Особенно полезна эта книга для людей, которые не вполне понимают теорию эволюции и сомневаются в ней или же принимают ее, но не знают, как лучше аргументировать свою точку зрения.

Черпать свою религиозность в науке также означает принимать сопутствующее ей чувство смирения перед Вселенной и мысль о том, что мы вряд ли когда-нибудь узнаем все ответы. Одним из таких смиренных стоиков был физик Ричард Фейнман:

Мне не обязательно знать ответ. Меня не пугает неведение, я не боюсь затеряться в таинственной Вселенной без всякой цели, а возможно, насколько я могу судить, именно таково устройство мира. Но меня это не пугает.

Но не стоит ожидать подобного отношения от всех поголовно и не стоит предполагать, что «Происхождение видов» вытеснит Библию. Сравнительно немного найдется тех, кто способен черпать неизменное утешение и поддержку в чудесах Вселенной; и еще меньше на свете тех, кому дарована привилегия что-то прибавить к этим чудесам благодаря собственным изысканиям. Британский романист Иэн Макьюэн сокрушается, что науке не удалось заменить традиционную религию:

Наша светская и научная культура не заменила и даже не составила конкуренцию этим взаимно несовместимым, сверхъестественным системам мышления. Научному методу, скептицизму или рационализму в целом еще только предстоит отыскать всеобъемлющий голос, который был бы настолько мощным, простым и притягательным для всех, что смог бы состязаться со старыми сказками, придающими смысл человеческой жизни. Естественный отбор – это сильное, красивое и экономичное объяснение жизни на Земле во всем ее разнообразии, и, возможно, в нем содержится зародыш нового, конкурентоспособного мифа о сотворении мира, который превзойдет старый, потому что будет правдив. Но этот миф еще только ожидает своего вдохновенного составителя, своего певца, своего Мильтона… Разум и миф пока что продолжают пребывать в тесном и неловком соседстве поневоле.

Конечно, я не претендую на роль Мильтона от дарвинизма. Но по крайней мере мне по силам попытаться хотя бы рассеять заблуждения, которые отпугивают широкую публику от эволюции и от того, чтобы владеть потрясающим знанием, что жизнь во всем ее изумительном разнообразии произошла от одной-единственной простой воспроизводящейся молекулы. Величайшее из этих заблуждений состоит в уверенности, что, принимая эволюцию, мы будто бы каким-то образом подорвем основы общества, сокрушим мораль, начнем вести себя как звери, и выпустим в жизнь новое поколение Гитлеров и Сталиных.

Но этого попросту не может произойти, как мы знаем на примере многих европейских стран, чье население полностью принимает эволюцию и при этом сохраняет цивилизованность. Эволюция просто существует, а уж какие выводы мы из нее сделаем, такие сделаем. Я попытался показать, что мы способны понять: эволюция проста и чудесна. А изучение эволюции не только не ограничивает наши поступки, но освобождает разум. Возможно, люди всего лишь крошечная веточка на раскидистом древе эволюции, но мы совершенно особые животные. Выковывая наш разум, естественный отбор открыл нам новые миры. Мы научились делать свою жизнь неизмеримо лучше в сравнении с тем, как жили наши предки, мучившиеся от болезней, неудобств и постоянного поиска пропитания. Мы способны взлетать выше самых высоких гор, нырять на океанское дно и даже путешествовать на другие планеты . Мы сочиняем симфонии, стихи, книги, утоляя наши эстетические стремления и эмоциональные потребности. Ни один биологический вид не достиг ничего даже отдаленно похожего.

Но есть нечто еще более удивительное. Человек – единственное создание, которое естественный отбор одарил настолько сложным мозгом, что его обладатель смог понять законы, управляющие Вселенной. И мы должны гордиться, что мы единственный биологический вид, который разобрался, как мы появились на свет.

<<< Назад
Вперед >>>

Андреева Рыська

Внутренний зверь

«Я всегда думала, что если ты уйдешь - жизнь остановится.

Но она продолжает идти и меня волочить за шиворот.

Я никогда не думала, что ты уйдешь» ©

Полная свобода. Сегодня я еще здесь, а уже завтра нет. В любой момент могу напасть, а могу пропасть! Мой внутренний зверь далеко не подарок.

Он первый заметил меня, одинокую хищницу. И начал игру. Его целью было победить моего хищника, приручить ее.

Она приняла вызов. По-кошачьи грациозная, вышагивала перед ним, красуясь на все лады. Недоступная, хищная, бесстрашная. Ее свобода так и манила.

Может игра была не столь продуманной, не знаю. Он попался. Я наблюдала, будто со стороны. Заботливый друг, внимание которого и удивляло и льстило одновременно моей внутренней кошке, становился все ближе.

Два месяца я держала оборону. Его терпению можно позавидовать. Моему тоже.

А потом сдалась. Рысь приручили. Большая, дикая кошка мурчала от удовольствия, рядом с ним. Острые когти пугливо прятались, чтобы не причинить ему боль. Лишь изредка порыкивая, я проявляла характер, кровь по-прежнему бурлила в жилах, но на порядок меньше.

Все было против этих отношений. Друзья, работа… Поддавшись зверю, я встала на сторону своего человека. И проиграла.

Так же неожиданно, как появился - он исчез из моей жизни. В один из ничем не примечательных дней, просто пропал. Кошка не просто рычала, она ревела от боли и непонимания. Мы с ней потеряли все разом: друзей, работу, любимого человека. Я научилась ненавидеть каждый новый день, каждое утро, не приносившие облегчения и освобождения.

Она металась в разные стороны, рычала и выла от боли и бессилия. Нанесенная рана была слишком глубока. Смертельная. Не из тех, что убивают мгновенно, нет. Постепенная потеря сил и воли к жизни, даже хуже мгновенной смерти. Без сторонней помощи она не прожила бы и недели.

Хищница, дикий зверь, сплошь состоящий из эмоций и инстинктов, пронизанная волей к жизни и силой, она таяла на глазах. Ужасные последствия разрушенных надежд.

Я не могла позволить ей уйти, умереть. Все просто: она - часть моей личности, неотъемлемая и главная. За ней следом не станет и меня.

Лучшим выходом было создать условия, где никто и ничто ее больше не потревожит. Идеальный вариант. И я сотворила внутри себя прочную клетку. А потом надежно заперла зверя там, на долгое время.

Она выжила, чуть окрепла и даже снова стала иногда появляться на поверхности. Редкие всполохи былой меня. Мы медленно возвращались к полноценной жизни. Пока в один миг, все не рухнуло.

Я обнаружила это совершенно случайно - у нее появилась фобия. Она стала бояться открыто, со свойственной ей красотой и грацией, порыкивая прогуливаться мимо людей. Теперь, стоит кому-то оказаться в опасной близости, как она поспешно убегает обратно и прячется от всех и вся. Боязнь быть прирученной и брошенной сделала из гордого дикого зверя запуганный маленький комочек.

Пытаясь спасти нас обоих, не потерять своей целостности, я загнала нас в ловушку. А клетка из защиты превратилась в темную, холодную тюрьму для бывшего диким зверя.

Наши действия часто продиктованы гормонами, которые наше тело научилось вырабатывать для эффективного выживания. Но современный мир стал сложнее, как приручить себя?

Успокоить зверя

Мы приходим в супермаркет и видим огромное количество разнообразной еды. Наш мир изменился. Теперь он перенасыщен разными пищевыми соблазнами.

Однако, физиологически мы те же древние люди, но с мобильными телефонами и кучей обязанностей. Сладкое, жирное, вкусное, всё, сдобренное разными усилителями вкуса. Огромные индустрии работают на то, чтобы мы купили и съели. Древний человек внутри нас бьется в смятении: как же все это съесть. Конечно, кроме механизмов желания, у нас еще есть механизмы поддержания здоровья, но регуляция второго гораздо слабее, поскольку биологически это “съесть” обеспечивает саму жизнь.

По сути, мы – древние люди, оказавшиеся в мире, где нет необходимости добывать пищу. С точки зрения нейромеханизмов регуляции выживания, сохранить стройность и здоровье в такой ситуации крайне сложно. Безусловно, есть множество стран, где до сих пор актуальна проблема голода, но большинство “развитых” стран скорее озабочены проблемами лишнего веса.

Представьте себе, как ребенок, у которого никогда не было игрушек, попадает в большой детский магазин, оказывается среди полок, наполненных куклами и машинками, медведями и конструкторами. Он испытает шок и невозможность сделать выбор: “хочу все”. Также и наш организм биологически настроен хотеть все и сразу. Особенно это желание усиливается, если мы практикуем строгие диеты. Ведь есть , которая должна не просто удовлетворить нашу потребность в еде, а силой своего желания “съесть” защитить нас от наших сверхценных диетических идей.

Именно поэтому для сохранения стройности очень важно регулярно питаться . Такое потребление пищи дает нашему “внутреннему зверю” ощущение, что все спокойно и можно не волноваться о голоде. Зверь внутри удовлетворен и немного расслаблен. Он не готовится к охоте и может спокойно проходить мимо кондитерских.

Сложность сохранения стройности связана еще и с тем, что наш мозг имеет вторую систему защиты от голода. Еда приносит удовольствие. А так называемая система вознаграждения – настроена так, чтобы мы могли повторить то, что приносит удовольствия. Система вознаграждения мозга – мощнейшая система формирования наших желаний и их реализации, которая основана на выработке нейромедиатора дофамина.

Дофаминовая команда

Она работает так: появляется что-то приятное — происходит выброс дофамина. Дальше, чтобы мы не забыли откуда пришло удовольствие и могли его повторить, дофамин поступает в префронтальную кору, которая отвечает за мышление, в гиппокамп, управляющий запоминанием удовольствия, в прилежащее ядро (nucleus accumbens), которое отвечает за моторную функцию (контролирует наши действия как таковые), желание и мотивацию, тягу, и затем в , амигдалу, которая также работает на эмоциональном фронте.

Кроме того, дофамин играет мощнейшую роль в предвкушении приятного. Когда мы ждем удовольствия, то происходит выброс этого гормона. Мы испытываем желание, ожидание становится радостным, трепетным.

Вшитая защита

Защита “от дурака” в нашей голове тоже существует: если мы добрались до источника удовольствия и бесконечно обеспечиваем себя чем-то приятным, то мозг пытается дать нам понять, что надо остановиться.

Механизм формирования толерантности , то есть безразличия к удовольствию, призван нас остановить. Радости уже меньше от того, что раньше будоражило и вдохновляло. Мозг начинает блокировать ряд рецепторов дофамина, и удовольствие уменьшается, мы больше не испытываем радости даже от больших доз дофамина.

Однако, это работает не для всех людей и распространяется не на все виды удовольствий. Многие из тех, кто попробовал наркотики или сахар просто увеличивают дозу, провоцируя организм усиливать блокаду рецепторов.

И происходит то, что происходит: даже горы сладостей уже не дают той радости, которую раньше могла принести одна конфета. Но остановиться очень сложно. Мощнейшая тяга требует. Благодаря гиппокампу мы помним, что должно быть приятнее, должно быть лучше, чем сейчас.

Если же вещество не поступает вовсе, то наступает абстиненция , то есть возмущение организма . И это то, что заставляет нас искать “вещество” уже не столько для удовольствия, сколько для прекращения страдания. Так формируется зависимость.

Однако, как и раньше, у людей есть одно средство – префронтальная кора. Она не всегда работает так, как нам хотелось бы, но нужно знать, как создать ей хорошие условия для работы.

В современном мире нам просто необходимо развивать три навыка: умение выбирать, умение управлять своими действиями и эмоциональную регуляцию. Все это делает префронтальная кора.

Когда-то именно ум помог человеку подчинить себе дикую природу, несмотря на то, что человек – животное физически очень слабое. Сейчас «ум» нам нужен, чтобы наша собственная животная природа смогла сохраниться, когда вокруг столько соблазнов и стимулов, кричащих нашему внутреннему зверю: «съешь меня».

Ум нужен, чтобы научиться разбираться, на какие внешние и внутренние стимулы отвечать, а какие игнорировать.

Вот несколько советов, которые помогут это сделать:

Никогда не сидите на строгих диетах с ограниченным наборов продуктов. Это превращает внутреннего зверя в разъяренного медведя-шатуна, с ним почти нереально справиться нашей префронтальной коре.

Не бойтесь себя ограничивать. Но делайте это аккуратно. Если после того, как вы отказали себе в желаемом, вы через некоторое время о нем забыли, значит, это было верное решение. Если мысли продолжают возвращать вас к условной булочке, то лучше ее съесть.

Ограничивайте, но слушайте свои нужды. Обдумайте, что для вас важно в вашем рационе, что вы любите, а что просто реакция на внешний соблазн, без которого вы точно можете обойтись.

Анализируйте свои чувства и эмоции: в связи с чем они возникли, как долго длятся и что помогает снижать их остроту. Если вы понимаете, что не умеете ограничивать себя аккуратно, что внутри есть большой протест, конкурирующий с желанием сесть на диету, то в такой ситуации не нужно себя ругать или садиться на ту самую диету.

Ни в коем случае не стоит насильно переламывать внутренний протест усилием воли, рано или поздно проиграете сами себе. Исследуйте свое внутреннее препятствие, то самое психологическое сопротивление. Оно возникло внутри не просто так. Если не получается самостоятельно, то с ним поможет разобраться психолог.

Обязательно отдыхайте и давайте себе периоды расслабления: жить в стрессе очень тяжело. Зверь просыпается и мышлению все сложнее выбирать разумно. Ищите возможности снижать уровень стресса или хотя бы полноценно высыпаться.

Занимайтесь спортом. Это гармонизирует все процессы в организме и позволяет вырабатываться другим гормонам радости. Прогулка на свежем воздухе тоже считается.

В целом, главное, охранять покой “внутреннего зверя”: кормите, выгуливайте, давайте отдыхать.

Анастасия Томилова