Что такое лапидарный стиль. «Лапидарный» - это что такое и почему так называется

    - (лат. lapidarius, от lapis, idis камень). Краткий, сжатый образ выражения мыслей, свойственный древним, особенно в римских надписях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАПИДАРНЫЙ СТИЛЬ лат. lapidarius …

    Имеющий отношение к надписям на древних памятниках; л. стиль краткий, сжатый слог римских надписей на памятниках. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ЛАПИДАРНЫЙ свойственный надписям на… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЛАПИДАРНЫЙ, лапидарная, лапидарное; лапидарен, лапидарна, лапидарно (от лат. lapidarius относящийся к камню) (книжн.). Краткий, но отчетливо, ясно выраженный (о стиле, слоге и т.п.); первонач. свойственный надписям, высекаемым на камне.… … Толковый словарь Ушакова

    лапидарный - ая, ое; рен, рна, книжн. Предельно краткий, ясный и выразительный. Лапидарное высказывание. Лапидарный слог. Лапидарный стиль. Общие места практической морали фиксируются в фольклоре (лапидарным образом в пословицах), общие места духовной морали… … Популярный словарь русского языка

    ЛАПИДАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна (книжн.). Краткий, отчётливый и ясный. Л. стиль. | сущ. лапидарность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    стиль - Совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. О богатом, выразительном стиле. Блестящий, выпуклый, выразительный, гибкий, гладкий, живописный,… … Словарь эпитетов

    - (стиль) (лат. lapidarius высеченный на камне; резчик по камню) предельно сжатый слог (стиль); первонач. предельно краткий и выразительный слог, свойственный надписям на древнеримских памятниках. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

    Лапидарность (от лат. lapidarius каменотёс, резчик по камню), предельно краткий, сжатый, выразительный слог, стиль … Большая советская энциклопедия

    Ая, ое; рен, рна, рно. [от лат. lapidarius резчик по камню] (с сущ.: слог, стиль и т.п.). Книжн. Краткий, ясный. ◁ Лапидарно, нареч. Лапидарность, и; ж. Книжн. Л. изречения … Энциклопедический словарь

    лапидарный - ая, ое; рен, рна, рно.; (от лат. lapidarius резчик по камню) см. тж. лапидарно, лапидарность с сущ.: слог, стиль и т.п. книжн. Краткий, ясный … Словарь многих выражений

    - (Έπιγραφαί, Inscriptiones), вернее, написи тексты, начертанные на твердом материале (камне, металле, дереве и т. п.). Дошедшие до нас Н. древних времен служат историческим источником первостепенного значения, иногда более важным, чем литературные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лапидарность как качество личности – способность выражать свои мысли в предельно кратком, отчётливом, сжатом и ясном стиле, слоге.

Она: — Вань, за весь вечер не сказал ни слова. Расскажи о луне, которую мне подаришь, о звёздах. Скажи что-нибудь. Он: — Пойдём в овраг! Она: — Уговорил, чёрт языкастый! …

В Википедии: Лапида́рность, лапида́рный (лат lapidarium - «высеченный в камне») - краткость, сжатость, лаконичность, ясность и выразительность слога или стиля. Эти качества были присущи надписям, высеченным на древнеримских каменных памятниках. Умение выразительно, кратко, чётко и полно излагать мысли - неотъемлемое качество ораторского искусства.

Лапидарность – это когда говоришь, словно резцом на камне слова вырубаешь. Историк С.Г.Варка рассказывает, что в античные времена в Европе бумаги не знали. Обычный текст писали на восковых табличках. Когда он становился ненужным, буквы стирали. Чуть нагревали воск, ровняли шпателем поверхность – и снова имели чистый лист для письма. Но что делать с текстами государственной важности, законами, указами, международными договорами? Можно, конечно, использовать папирус. Но тогда текст не выставишь на главной площади города для ознакомления с ним граждан. Вот поэтому указы, уставы и другая документация государственной важности высекалась в камне. Но, поскольку материал этот — трудный для записывания, мыслью по древу особо не растекались. Античное делопроизводство было сжатым, кратким, но в то же время весомым и понятным. Этот слог потом получил название «лапидарный». Значение слова, таким образом, несколько меняется. Это уже не способ выражаться тяжеловесно, а слог, достойный того, чтобы быть высеченным в камне.

Древний Рим оставил нам множество стел и монументов, где мысль была выражена четко и кратко, но в то же время красиво и изящно. Вслед за политиками, которые хотели донести свою волю до народа, так стали выражаться признанные ораторы. Риторика, одна из центральных наук в Древнем Риме, обучала искусству говорить. Слушателей нужно было увлечь, а не утомить. Поэтому оратор лапидарный — это настоящий мастер слога. Ведь здесь важно не переусердствовать. Чрезмерная лаконичность могла повлечь непризнание большинством аудитории. Как выражался сам отец риторики, Гораций, чем больше стараешься быть кратким, тем больше делаешься непонятным. В ораторском искусстве важно было нащупать золотую середину: выразительно, ясно, четко и лаконично выражать свои мысли, при этом облекая их в такую форму, которая бы проникла в самое сердце слушателя или читателя.

Интересно проявление лапидарности и лаконичности в поэзии Владимира Вишневского: «Любви моей не опошляй согласьем…», «Желанная моя, скорей бы утро!..», «Спасибо мне, что есть я у тебя!», «Какой-то вы маньяк не сексуальный…», «Поэт так не умеет сочинять, Как женщина умеет дать понять», «Вас так послать или по факсу…», «О главном я не умолчу - Мне и на это хватит смелости: Да, я хочу тебя, хочу!.. Но, знаешь, меньше, чем хотелось бы».

Замечательным примером лапидарного текста является надпись на постаменте памятника Петру I в Петербурге. Скульптор Э. -М. Фальконе предложил фразу: «Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Императрица вычеркнула слово «воздвигла» и создала выдающуюся эпиграфическую формулу: «Петру Первому - Екатерина Вторая»….

Самая короткая телеграмма была послана французским писателем Виктором Гюго. Так, в 1862 году Виктор телеграфировал в издательство, куда сдал свою рукопись «Отверженные», желая узнать уровень её успеха. В телеграмме был указан лишь вопросительный знак«?» . Издатель тоже был интеллектуалом и не замедлил ответить — «!» . Такая вот история.

В простой еврейской семье умер дедушка. Близкие думают — надо родственников в Житомире известить.
Приходят на почту, долго думают, как составить телеграмму, чтобы покороче получилась и денег как можно меньше заплатить. После долгих споров и дебатов отправляют текст: «Изя — все». Через 2 дня приходит от родственников ответ: «Ой».

Женщина на почте составляет телеграмму: — Поздравляю с Новым Годом дочку Таню, внучку Лену, внука Сашеньку… Телеграфистка, услышав текст телеграммы, говорит: — Написали бы короче: «Поздравляю всех»…
Женщина: — Щас! А зятя я не хочу поздравлять!

А вот анекдот о лапидарной кукушке.

Молодая пара после прогулки по осеннему лесу решила развлечься прямо в кустах. После того, как все случилось, парень видит на дереве кукушку и с завидной самонадеянностью предлагает: — Давай, спросим, сколько нам жить осталось. Девушка соглашается. — Кукушка, сколько нам жить осталось? И ждут длинную очередь кукований. — Ку-ку… — А почему так мало?! Кукушка, назидательно: — Вам ещё повезло, я за – за – икаюсь! – А будете на сырой земле трахаться, и столько не протянете!

Петр Ковалев

Казалось бы, чего проще, смотрим в словарь латинских слов и получаем результат: lapido на русский язык переводится как «камень». Теперь из существительного делаем эпитет. Следовательно, «лапидарный» означает попросту «каменный»? В каких же случаях употребляется это ученое словцо? Можно ли сказать: «Он сидел с лапидарным лицом»? Наверное, нет. Также невозможно выражение «лапидарный дом». Чаще всего этот эпитет употребляют в связке со словами «слог» или «стиль». Причем назвать чей-то способ выражаться лапидарным означает похвалу его или ее ораторским способностям. Вроде бы, «каменный» слог или стиль изложения мысли на бумаге кажется чрезмерно тяжеловесным. Но чтобы до конца понять, что значит «лапидарный», нужно сделать небольшой экскурс в историю.

Что написано долотом…

В античные времена в Европе бумаги не знали. Обычный текст писали на восковых табличках. Когда он становился ненужным, буквы стирали. Чуть нагревали воск, ровняли шпателем поверхность - и снова имели чистый лист для письма. Но что делать с текстами государственной важности, законами, указами, международными договорами? Можно, конечно, использовать папирус. Но тогда текст не выставишь на главной площади города для ознакомления с ним граждан. Вот поэтому указы, уставы и другая документация государственной важности высекалась в камне. Но, поскольку материал этот - трудный для записывания, мыслью по древу особо не растекались. Античное делопроизводство было сжатым, кратким, но в то же время весомым и понятным. Этот слог потом получил название «лапидарный». Значение слова, таким образом, несколько меняется. Это уже не способ выражаться тяжеловесно, а слог, достойный того, чтобы быть высеченным в камне.

Лаконичность и лапидарность

Древний Рим оставил нам множество стел и монументов, где мысль была выражена четко и кратко, но в то же время красиво и изящно. Вслед за политиками, которые хотели донести свою волю до народа, так стали выражаться признанные ораторы. Риторика, одна из центральных наук в Древнем Риме, обучала искусству говорить. Слушателей нужно было увлечь, а не утомить. Поэтому оратор лапидарный - это настоящий мастер слога. Ведь здесь важно не переусердствовать. Чрезмерная лаконичность могла повлечь непризнание большинством аудитории. Как выражался сам отец риторики, Гораций, чем больше стараешься быть кратким, тем больше делаешься непонятным. В ораторском искусстве важно было нащупать золотую середину: выразительно, ясно, четко и лаконично выражать свои мысли, при этом облекая их в такую форму, которая бы проникла в самое сердце слушателя или читателя.

Дальнейшие метаморфозы значения слова «лапидарный»

Это умение говорить красиво и кратко стало чуть ли не добродетелью в античном Риме. Но и с падением великой империи ораторское искусство не было утрачено. Конечно, бывали в истории периоды, когда приходила мода на выспренные, цветастые, многословные и витиеватые выражения. Но этот стиль высмеивался великими писателями. Например, Шекспир, живший как раз в такую эпоху, писал: «Чем больше слов - тем меньший вес они имеют». А великий русский классик Лев Толстой говорил, что краткие мысли хороши тем, что заставляют умного читателя самого думать. Ярким примером лапидарного стиля являются афоризмы. Это краткие сентенции, в которых ясно выражена глубокая мысль. Забавно, но есть и афоризмы о краткости. Недаром Антон Павлович Чехов говорил об этом. Ему принадлежат фразы о том, что все гениальное - просто, а краткость - сестра таланта.

«Лапидарный»: значение термина в модернистском искусстве

Краткость, четкость, лаконичность - вот основные качества, которые взяло себе на вооружение искусство модернизма. В своем бунте против академического стиля оно прибегает к простым, но сильным мазкам, сочным, ярким краскам без полутонов. Оно стремится показать жизнь такой, какая она есть, без приукрашивания правды. Вот как объяснял кубизм в 1921 году один из его апологетов, С. К. Маковский: «Революционный стиль живописи лапидарный. Это новое искусство не терпит утонченного, оно пресытилось этой слащавостью». Те же веяния коснулись не только изобразительного искусства начала ХХ века, но и литературы. А в наше время нашло себе применение понятие «минимализм» - своего рода лапидарность в оформлении интерьеров.

Ампир

Всякий, кто видел здания, построенные в стиле ампир, усомнится. Что может иметь общего эта богатая, щедро украшенная каменными декорациями и металлической ковкой архитектурная громадина с лапидарностью? Ампир - это видоизмененное слово «империя». Стиль стал модным во времена Наполеона Бонапарта. Позже он был подхвачен во времена Реставрации. На просторах Советского Союза известно его интересное ответвление - сталинский ампир. Итак, что приближает декор с яблоками-грушами, сыплющимися из тяжелую лепнину с серпами-молотами и щедро, если не сказать - чрезмерно, украшенные карнизы к стилю, который именуется «лапидарный»? Это духовная связь с Древним Римом. Как вы помните, о лапидарности мы знаем по памятным стелам с надписями. Для постройки в стиле ампир характерны античные колонны, пилястры, мотивы из олимпийской мифологии на фризах, а также короткие лапидарные надписи, восхваляющие гражданские и государственные добродетели.