Что такое клозетах а в головах. "Разруха не в клозетах, а в головах": смысл и происхождение выражения

Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель, регулярно цитируемый и не теряющий актуальности и по сей день. Из-под его пера в числе прочих вышла замечательная, отражающая свое время повесть "Собачье сердце". Впрочем, выраженные в ней мысли актуальны и в современном мире.

История повествует об эксперименте и его последствиях. Преображенский и Борменталь обсуждают сложившуюся ситуацию, во время этого обсуждения и произносится знаменитое "разруха не в клозетах, а в головах". Спустя какое-то время Преображенский подбирает и выхаживает пса, которому пересаживает человческие железы внутренней секреции. Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича. Попытки профессора и доктора сделать из него "приличного человека" с треском проваливаются - Клим Чугункин победил Шарика. Но после предельного накаления ситуации, Преображенский и Борменталь возвращают все на свои места. Шарик остается жить в квартире профессора на правах домашнего питомца.

Что означает эта цитата?

"Разруха не в клозетах, а в головах" - слова профессора Преображенского, героя "Собачьего сердца". Ей предшествует монолог, раскрывающий саму сущность этой фразы. Профессором описываются вполне обыденные ситуации "разрухи", наступившие или способные наступить из-за конкретных действий людей, "разрухи в их головах". Особенно, если при этом нарушается правильный ход вещей, например, вместо операций проводятся хоровые пения, или не соблюдаются правила поведения в местах общего пользования. Именно такая она, разруха "не в клозетах, а в головах".

Итог

Повесть "Собачье сердце", несомненно, отражает время, в которое была написана, время на стыке двух эпох. Однако от этого она не теряет своей правдивости, своей реальности в плане отображения социальных вопросов, отношения людей из разных слоев общества друг к другу, многочисленных конфликтов из-за разницы во возглядах на мир, и, конечно, ту самую разруху, которую принято ругать везде и всюду, распевая хором вместо оперирования. К огромному сожалению, современный человек забывает одну простую истину, высказанную профессором Преображенским. Разруха не в клозетах, а в головах. Именно из-за того, что человек ищет причины сложившейся ситуации "во внешнем мире", не понимая, что можно начать менять ее своими поступками, ничего не изменяется в его жизни, "разруха-старуха" никуда не желает уходить из тех мест, где ей создают столь комфортные условия.

Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? (...) Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь. (...). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!

Собачье сердце

Успевает всюду тот, кто никуда не торопится!

Никого драть нельзя! Запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце

Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе.

"Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же
самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха.
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти
баритоны кричат "бей разруху!" - Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это
означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он
вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим
делом, - разруха исчезнет сама собой.
"(с)

Не хотел в дневнике более писать, особенно о политике, но в очередной раз, услышав любимое слово нынешних гос.чиновкиков - не сдержался. Я не случайно выбрал знаменитую цитату из Булгакова про клозеты, ибо клозетная тематика сейчас как никогда популярна. Чего стоит, ставшее модным слово "канализировать ". Политики, чиновники, представители администраций употребляют его как заговорённые, вкладывая в это, по всей вероятности, смысл "проложить канал", "доставить". Хотя, "канализировать" можно только канализацию. Словечко, прямо скажем, из арго сантехников и ассенизаторов. Ну и теперь "канализация" вертится у государственных мужей на языке. Канализация процессов, канализация информации к гражданам, канализировать безопасность. Канализация всюду и везде.

Не могу не процитировать нашего премьера В.В.Путина, задающего стиль и моду в аспекте "канализации" общественного сознания. Итак:

Российские самолёты наносят и будут наносить удары в Чечне исключительно по базам террористов, и это будет продолжаться, где бы террористы ни находились. …Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту — в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов. Всё, вопрос закрыт окончательно.

Мы знаем, в данном случае они залегли на дно, но это уже дело чести правоохранительных органов — выковырять их с этого дна канализации на свет Божий.

Сортирная тема, увы, не покидает наше общество уже 11 лет. И ничего не меняется, всё та же разруха в головах. Всё так же в моменты кризиса власти начинают взрываться бомбы. Всё так же никто не занимается чисткой сараев, а выкрикивает лозунги никуда не исчезнувшего "совка". Всё так же общество старается "углУ бить", "догнать и перегнать", всё так же грозит проклятому Западу криво летающей "булавой", всё так же замечает происки врагов, которые пытаются "опорочить" и "расшатать". Всё так же вытаскиваются из своих могил великие мертвецы, будь то Иван Грозный, Пушкин, Николай Второй, Толстой, Ленин, Достоевский, Сталин или кто-нибудь ещё. Всё так же мы ищем мистическое величие нашего народа в рунических письменах и таинственных городищах древних ариев. Искренне гордимся собой как "самой читающей" нацией с великой и загадочной душой.

Гордимся, скандируем лозунги, пыжимся осознать свою избранность, стоя по колено в дерьме и "канализируя процессы". Начните убирать в своих сараях, господа. Перестаньте считать себя "вне всего этого", потому что вы уже там и давно. "Загадочная русская душа" - это, в современном толковании, что? Мечта получить на халяву айфон сейчас и верту чуть погодя? Это осознание себя избранным и никем не понятым гением среди быдла? "Самая читающая нация".... а что читающая? Какие книги вы прочли за этот год? А за прошлый? Что сейчас ставят в российских театрах? Если завтра утонут в дерьме Торренты, Одноклассники, Вконтаке, Твиттеры и прочие социальные сети, с кем и о чём вы будете говорить? Чего вы стоите на самом деле, если не считать выкрикивания лозунга "я достоин/на бО льшего!"?

Новоявленные философы, которые "читали" Ницше и считают Шопенгауэра композитором. Берутся рассуждать о русской мысли и ассоциировать Соловьёва не с философом, а с поганым журналистом. Эмпиризм путать с вампиризмом, а Абсолют считать спиртом и только. Читать исключительно произведения из школьной программы в кратком изложении учебника и делать выводы о современной мировой литературе. Не представлять, что с "любимым" можно делиться не только гениталиями и деньгами, но и чем-нибудь ещё. Познавать Вселенную через покупку модного девайса, используя пару его функций из десяти. Считать себя меломаном, слушая в шумном метро дрянь из ТОП10, гремящую в дешёвых наушниках. Мнить себя секси-пекси, напяливая нелепые угги (читай - валенки), мерцая дешёвыми трусами из-под джинс, покачивая целюлитной задницей и начёсывая воронье гнездо на голове. Смеяться многомиллионной толпой над унылым сортирным юмором "Камеди", осуждая Степаненко и Петросяна. Уметь и знать только то - что умеют и знаю тысячи таких как ты, думать как все, ныть как все, мечтать о том - что и все, жениться и рожать как все в то же биологическое время, чувствуя себя единственным и неповторимым, опять же, достойным "бО льшего" и "лучшего".

И я ничем не лучше героев данного поста, коли пишу эту банальщину в мерзком пожирателе времени. Однако, меня воротит, когда я слышу про "канализацию процессов" и я стараюсь чистить свой сарай, заниматься прямым своим делом. А вы?

Цитаты из книги Михаила Веллера: "Всё о жизни"ПОЛНОТА ЖИЗНИ.Кого возлюбят боги, тому они даруют много счастья и много страдания. Люди и это всегда знали…
Что такое жизнь-то наша? Смотреть, познавать, делать, переживать… И сам инстинкт жизни повелевает, обеспечивает, проявляет, делает безусловным, необходимым, как угодно называйте, такое положение вещей в жизни человека, чтоб он за жизнь как можно больше наощущал. С точки зрения мозга это и есть жизнь. А жизнь – та данность, которую мозг неуклонно приводит в действие.
И если человек может, способен ощущать счастье – то он должен его ощущать, и все тут. Такова данность. Так он устроен. Так создан мир, и если он может ощущать страдание – будет ощущать! Я сказал. Никуда не денется. Природу не обманешь.
И чем больше он будет ощущать того и другого – тем полнее будет его жизнь. В предельной степени реализовать все заложенные в тебе возможности. Жажда жизни. А прежде всего это – возможности мозга к ощущениям. Возможности нервной системы к напряжениям. Как можно сильнее, разнообразнее, больше перечувствовать.
Э, стоп, скажет флегматик. Тогда все люди должны броситься жить так, чтоб все их нервы были на пределе. Была бы не жизнь, а сплошная шекспировская драма бушующих страстей, где в результате трехчасового действия – гора трупов и конец всему. Почему же подавляющее большинство нормальных людей все-таки обычно живет довольно тихо и мирно и доживает до почтенных лет?
Первое.Потребности в ощущениях и пределы напряжений индивидуальны. Где авантюрист наслаждается риском – мирный обыватель умрет от стресса. А где трудолюбивый крестьянин в ладу с жизнью возделывает свою ниву и живет до девяноста лет – буйный конкистадор зачахнет от тоски, или пойдет в конокрады. Даже боксеров классифицируют по весовым категориям – вот и в жизни так же: каждый стремится к таким напряжениям, которые потребны именно его нервной системе.
Второе.Опять же давно известно, что от слишком большого горя, как и от слишком сильного счастья, можно умереть. Хотя и редко, но возможно. Самоцель же жизни состоит в том, чтобы прожить – то есть наощущать – как можно больше в общем, в конечной сумме. Поэтому человек обычно инстинктивно избегает непереносимых для его нервов напряжений, чересчур сильных ощущений, которые могут разрушить организм и прекратить дальнейшую жизнь – тем самым в общем ее уменьшив. Он предпочтет жить дальше, и ощущать дальше, и в результате наощущает больше.

Жизнь из горя и счастья пополам, давно замечено, гораздо полнее, чем сплошное благоденствие. Для настоящего счастья нужно столько же счастья, сколько и несчастья, философски вздохнули мудрецы

Творчество М. А. Булгакова - крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему «трагедии русского народа». Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России первой половины нашего века. Но самое главное, М. А. Булгаков был проницательным пророком. Он не только описывал то, что видел вокруг себя, но и понимал, как дорого заплатит за все это его родина. С горьким чувством он пишет после окончания первой мировой войны: «...Западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драться, мы будем платить за безумие дней октябрьских, ... за все!» И позже, в 1926 году, в дневнике: «Дикий мы, темный, несчастный народ».

М. А. Булгаков - тонкий сатирик, ученик Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Но проза писателя - это не просто сатира, это сатира фантастическая. Между этими двумя типами мировосприятия существует огромная разница: сатира обнажает те недостатки, которые существуют в действительности, а фантастическая сатира предупреждает общество о том, что ждет его в будущем. И наиболее откровенные взгляды М. А. Булгакова на судьбу своей страны выражены, по-моему, в повести «Собачье сердце».
Повесть была написана в 1925 году, но автор так и не дождался ее публикации: рукопись была изъята во время обыска в 1926 году. Читатель увидел ее лишь в 1985 году.
В основе повести лежит великий эксперимент. Главный герой повести - профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В повести звучит тема нового Фауста, но, как и все у М. А. Булгакова, она носит трагикомический характер. Больше того, действие повести происходит в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский. И эксперимент становится пародией на Рождество, антитворением. Но, увы, ученый осознает всю безнравственность насилия над естественным ходом жизни слишком поздно.
Для создания нового человека ученый берет гипофиз «пролетария» - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - «буржуи». А потом - уличные выражения: «не толкайся!», «подлец», «слезай с подножки» и прочее. Возникает омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни; он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» - «Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» - негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, - вдруг плаксиво выговорил он (Шариков)... - Что вы мне жить не даете?» Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему, примитивно и глупо: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право».
Конечно, не этот научный эксперимент сам по себе стремится изобразить в своей повести Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть основана прежде всего на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности увидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

Повесть «Собачье сердце» несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране.

Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, тоже воспринималось М. А. Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового, совершенного общества революционными, т. е. оправдывающими насилие, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Он видел, что в России тоже стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права. Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом. М. А. Булгаков считает переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными. Но отдают ли себе отчет те, кто задумал свой эксперимент, что он может ударить и по «экспериментаторам», понимают ли они, что свершившаяся в России революция не явилась результатом естественного развития общества, а потому может привести к последствиям, которыми никто не сможет управлять? Именно эти вопросы, на мой взгляд, ставит в своем произведении М. А. Булгаков. В повести профессору Преображенскому удается вернуть все на свои места: Шариков снова становится обычной собакой. Удастся ли нам когда-нибудь исправить все те ошибки, результаты которых мы до сих пор испытываем на себе?

Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней трезво проанализированы те искривления и аномалии, которые несло с собой новое общественное устройство.

Сама ситуация повести - обретение лабораторным существом общественных прав - выражает главную проблему этого общественного устройства. Выправленное по требованию домкома «удостоверение личности» и формальность прописки автоматически делают социально «равными» знаменитого в Европе ученого и дворнягу, получившую сердце люмпена. «Документ - это самая важная вещь на свете», - говорит Швондер, и действительно, в этом мире документ значит гораздо больше, чем человек.

М. Булгаков ясно показывает, к чему может привести примитивно принятое равенство. Но действительно ли о равенстве идет речь? Ведь оказывается, что на самом деле у Шарикова прав гораздо больше, чем у профессора Преображенского, потому что он - «трудовой элемент». И по ходу повести выясняется, что «происхождение», принадлежность к трудовому классу спасает от наказания при совершении преступления (история Клима Чугунки-на). Характерно, что возвращенный к жизни Клим Чугункин, рецидивист, вовсе не имеющий отношения к рабочему классу, числит себя «трудовым элементом» лишь оттого, что он «не нэпман». Фальшь подобного грубого деления общества на пролетариат и «буржуев», «нэпманов» становится очевидной. Многосоставность, сложность общественного организма тем самым зачеркивается, что оказывается на редкость удобным для шариковых.

Но и представление о «буржуе» в этом мире также извращено. «Буржуй» для Швондера, для Шарикова - тунеядец, грабитель, который только тем и занимается, что пьет кровь из «трудового элемента». И булгаковская ирония проявляется в столкновении Шарикова - «трудового элемента» и «буржуа» Преображенского, ученого, в полном смысле слова живущего своим трудом, - причем трудом высочайшей квалификации.

В повести есть эпизод, который передает и объясняет мастерство Преображенского. Это - описание операции, в результате которой Шарик стал Шариковым. Тот «хищный глазомер», темп, страсть, отвага, виртуозность, риск и напряжение, которое можно сравнить с напряжением скрипача либо дирижера - таков профессор Преображенский в «деле», где слиты воедино и человеческая сущность, и высочайший профессионализм.


Страница: [ 1 ]