Что читать в печатных сми. «Накопилось за три года»: буллинг, агрессия, камуфляж, берцы

Утром 5 сентября в школе №1 подмосковной Ивантеевки 15-летний ученик «9А» Михаил П. напал на учителя информатики Любовь Калмыкову.

Как рассказали «Новой газете» ученики школы, инцидент произошел на третьем уроке в классе на втором этаже. Михаил П. зашел в кабинет после звонка с криком: «Я пришел сюда сдохнуть!»

В прокуратуре подтвердили, что подросток ударил учителя кухонным топориком по голове.

«Затем подросток стал взрывать в классе самодельные петарды и открыл стрельбу из пневматического оружия», — говорит источник Интерфакса Генпрокуратуре.

Уполномоченный по правам детей в Московской области Ксения Мишонова рассказала Интерфаксу, что одноклассники во время нападения закрылись в лаборантской, несколько человек выпрыгнули из окна и получили ушибы и переломы.

В итоге по данным ГУ МВД по Московской области, госпитализированы четыре человека: учитель в реанимации с тяжелой травмой головы и три ученика — их ушибы и переломы — последствие прыжка из окна второго этажа школы.

«Накопилось за три года»: буллинг, агрессия, камуфляж, берцы

5 сентября на странице Михаила П. «Вконтакте» указан статус: delete my life 05.09.17 (удалите мою жизнь 05.09.17).

Михаил серьезно увлекался оружием. По крайней мере весь последний год большая часть его сообщений посвящена оружию: его разновидностям, устройству, применению. Если листать ленту сообщений школьника, возникает ощущение, что вообще ничего, кроме оружия, его на самом деле не интересовало. Некоторые сообщения посвящены теме ухода из жизни.

Ученики первой ивантеевской школы, с которыми удалось связаться «Новой газете», рассказали, что Михаил был неординарным, и агрессивным. «Он ходил в берцах и в камуфляжных штанах, хотя и носил очки», — сказал Семен Л., учившийся в классе на год младше Михаила.

Взаимоотношения Михаила со школьниками подтверждают и слова его сестры, а также еще одного учителя школы. Первая рассказывает теперь: «Да, он это сделал, потому что у него накопилось за три года... Его одноклассники, они его задевали всячески, и его это раздражало». Учитель: «Он кричал что-то вроде: я ждал этого три года, но я не знаю его так долго, чтобы это как-то объяснить».

В друзьях у Михаила — всего 4 человека. Вместе они делятся роликом, снятом еще в апреле 2017 года, где ученик приносит в класс ружье в футляре от музыкального инструмента и убивает незнакомого ему учителя физики. Ролик снят в российской школе.


Скриншот страницы с роликом про убийство учителя школьником

Еще раньше, в феврале этого года, Михаил делает репост похожего содержания. Насилия там еще нет. Посыл в другом: «когда в классе зашла речь о стрельбе в школах» — все смотрят на меня. На Михаила? Репост он комментирует : «жизненно».

Скриншот поста Михаила П., устроившего стрельбу в ивантеевской школе Дилан Клиболд

Сообщество, изображение которого на этот раз репостит Михаил, называется «Эрик Харрис и Дилан Клиболд / VoDKa and Red». Оно посвящено трагедии в американской школе «Колумбайн».

«Колумбайн»

США, 1999 год. Два старшеклассника, раздобыв оружие (ружье, полуавтоматический пистолет, баллоны с газом), устроили массовое убийство в школе «Колумбайн».

Были убиты 13 и ранены 26 человек. Харрис и Клиболд совершили самоубийство.

Уголовное дело с поправкой на возраст

Задержанный подросток будет проходить обвиняемым по статье «Хулиганство». Школьнику предстоит пройти психиатрическую экспертизу — СМИ сообщают, что он уже наблюдался у психиатора.


Школа №1 Ивантеевки. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

стрельба в школах

В феврале 2014 года старшеклассник, взяв ружье и винтовку отца, ворвался в школу №263 в московском районе Отрадное, и застрелил учителя географии Андрея Кириллова. Когда к зданию подъехала полиция, подросток открыл стрельбу, ранил старшего сержанта и застрелил прапорщика. Старшеклассника уговорил сдаться отец, он несоклько раз связывался с сыном по телефону, а затем вошел в школу вместе с полицией, надев бронежилет. Задержание проводили бойцы СОБРа.

Сначала говорили, что у 15-летнего школьника, шедшего на медаль, был конфликт с Кирилловым. Но затем в интервью «Известиям» сам нападавший заявил, что шел умереть, ему было «интересно, что будет после».

В 2016 году Московский окружной военный суд освободил нападавшего от уголовной ответственности и направил на принудительное психиатрическое лечение.

Опубликовано 05.09.17 22:58

Вынашивая идею мести, ученик 9-го класса Михаил Пивнев заразился примером американских школьников, которые расстреляли своих одноклассников и затем покончили с собой.

Девушка, пострадавшая в результате нападения вооруженного старшеклассника на школу в подмосковной Ивантеевке, рассказала о произошедшем, сообщает Рен-ТВ .

"Это был третий урок, информатика. Мы сидели, заходит наш одноклассник, Михаил Пивнев. Его не было вообще в течение всего дня в школе. Он заходит, у него был плащ черный, за плащом — ружье самодельное. В левом кармане у него лежал молоток разделочный для мяса", — рассказала она.

В свою очередь учитель, как рассказала девушка, сделала инткббээ подростку замечание и они вышли из кабинета.

"Они вышли, он ее ударил ружьем в голову, выстрелил в нее и сказал: "Я ждал этого три года". Мы знали, что он должен был это сделать, но он вроде как хотел сделать это в конце учебного года. Он хотел, чтобы вместо школы было кладбище", — добавила девушка.

Более того, по ее словам, Михаил постоянно носил с собой оружие.

"Когда с кем-то гулял, он все время говорил об оружии и носил с собой что-то постоянно. У него был обрез, он делал самодельное оружие и бомбы", - отметила девушка.

Она также сообщила, что совершившие нападение был вдохновлен примером американских школьников, о которых снят документальный фильм «Бойня в школе „Колумбина“». В ленте рассказывается о массовом убийстве, совершенном в 1999 году двумя школьниками. В результате 13 человек погибли, 24 были ранены. После этого нападавшие застрелились сами.

«Я слышала от тех, кто с ним общался, что он всегда мечтал взорвать школу, он с лета это планировал, рассказывал это своим одноклассникам на уроках. Его друзья воспринимали это как шутку, но через какое-то время оказалось, что это была не шутка, а серьёзное намерение», — заявила она.

Так, 20 апреля на своей страничке Виктор из России вкратце поведал историю своего идола, выложил видео «Колумбайн 1999», прокомментировал, почему для подражания выбрал образ американского убийцы.

"То, что Витя зарегистрирован в соцсети, мы узнали только после случившегося. Никто из одноклассников не переписывался с ним по интернету, в наших классных группах он не состоялась, в общие чаты его не принимали. Мы думали, может он спецом игнорирует соцсети. Не любит такой вид общения. Хотя, если честно, ничего мы про него не думали. Даже не обращали внимание на него. Будто нет такого человека. Странный он парень был, большинство ребят его сторонились", - рассказал издания одноклассник стрелка.

Примечательно, что последний раз школьник заходил в соцсеть в 9.28 утра в день нападения и оставил статус на стене: «delete my life 05.09.17».

В свою очередь родителя подростка рассказали следователям, что он на протяжении нескольких лет вел онлайн-дневник, однако такой недавно его удалил. Тем не менее на страничке все же остались его некоторые посты.

Пост от 22 апреля (он не собрал ни дайков ни просмотров). «Все идет криво. Жизнь, события, время. Будто я завис где-то в пространстве. Так много вопросов и загадок. Я бы искренне хотел знать на них ответ. Никогда не спрашивай в лоб - это влечет вопросы и проблемы. Кого в моем окружении только нет. Хотелось бы знать и их мысли. Жаль что я не могу.

Что бы ты ни делал, ты все равно всем не угодишь. Единственный выход - логичен. Но не буду о нем. Буквально за неделю произошло столько различной хурмы, что я не знаю, как в это верить или как это понять.

У всех секреты. Насколько ты ни был бы близко к человеку, он пытается уйти. Да, да, я тоже не знаю зачем. Я даже не знаю зачем я это пишу? Что бы хоть кто-то задумался "хм... а может он про меня?"

Но я думаю эти буквы скорее вызывают не интерес, чем понимание. Мне честно интересна реакция. Но мне (плевать) на мнение. Парадоксально, но вполне прямо».

Затем Виктор продолжил: «Окей, тогда продолжу: как в одном из мемов - у тебя не будет проблем с друзьями, если у тебя их нет.

Здесь речь об этом, но немного в другом русле. Я просто не могу понять, кто есть кто. На полном серьезе. Я запутался. Даже для моей философии так трудно сделать хотя бы спонтанный выбор или вывод. Без пафосных цитаток, как это обычно бывает.

Я не рассчитывал никогда, ничего и ни на что, но все так вертится вокруг меня. Уже в сотый, наверно, раз повторяю. Ну мож, хоть кто-то меня поймет. (Хотя нет, не поймет)

Не поймут мысли этого текста, не поймут зачем я ношу сапоги, не поймут, о чем я думаю, не поймут, чего я от них хочу, не поймут за что я их ненавижу, не поймут за что я их люблю. Ни-ког-да».

«Жизнь всегда отвлекает. Я не понимаю, но это так. Могу ли я что-то добавить? Может быть. Но, опять же, не сейчас. Почему я пишу на inglish? Просто скучно. Вероятно, есть некоторые ошибки. Если вы обнаружите, что не пишите об этом».

Также стоит отметить, что одноклассники Виктора ничего о нем не знали и более того не интересовались им и даже сторонились.

"Чем увлекался Виктор? Да черт его знает. Мы за его жизнью не следили, - говорит один из одноклассников стрелка. - Честно говоря, мы и его самого старались не замечать".

"Он постоянно снимал на телефон. Говорил, что хочет сделать фильм о школьной жизни. Когда на перемене происходила какая-то заварушка, он сразу доставал телефон, - добавляет одноклассница. - Зачем ему это надо было? Мы не спрашивали. Я с ним не общалась, зачем мне ему вопросы лишние задавать. Снимает и снимает. Жалко, что ли".

«Вскоре после обнаружения тонны ненужного материала на моём (телефоне), я задался вопросом: стоит ли делать что-то добротное? Проблема, как всегда, в качестве. Не в смысле качестве монтажа, а качестве картинки.

Теперь вопрос номер два: стоит ли открывать ютуб канал сейчас? Дело опять же в качестве картинки, точнее его отсутствии. И если соцсети ещё терпят такое, ибо половина школьных посетителей сидит с телефона, и им мои проблемы не видимы (почти), то ютуб такого не выдержит, как и моё сердце.

Так что если открыть канал сейчас, видео там начнут появляться только после приобретения новой камеры, а это уже ближе к концу сентября. Так достаточно большой месседж получился, я думаю больше и не надо, так как большинство из вас и половины не дочитали, да и все равно. И все-таки, на деюсь вы не проигнорите мое видео на ютубе», - написал Виктор.

Также он практически прямым текстом выражал свое одиночество и любовь к оружия в своих последних постах.

26 августа парень перепостил комикс, где изображен мужчина с автоматом: «Это не слишком много?».

8 августа Виктор повесил картинку … трупохранилища с подписью: «Не хотел ли ты такие шкафчики у себя в школе?».

Кроме того, в распоряжении издания оказалась одна из последних переписок стрелка с одноклассницей, которую он предупредил накануне о неком сюрпризе.

7.51. Виктор: А я ведь не шутил

Марина: ????

Виктор: Забей.

Марина: Да скажи.

Виктор: Потом поймешь. Это сюрприз) .

15-летний учащийся девятого класса пронес в школу пневматическое ружье, топорик для разделки мяса и несколько взрывпакетов, которые изготовил самостоятельно, пользуясь руководством из интернета. Юноша явился на урок с опозданием. После замечания педагога достал из рюкзака молоток и ударил женщину по голове со словами: «Я ждал этого три года».Как пишет «Комсомольская правда» , девятиклассник, который 5 сентября устроил стрельбу в школе Ивантеевки, являлся фанатом оружия, компьютерных игрок-стрелялок. И сам не раз держал оружие в руках. Об этом можно судить по фотографиям и записям 15-летнего парня в соцсетях. Не давала подростку покоя и тема нападения на американскую школу «Колумбайн» в 1999 году. Он даже взял себе ник, использовав фамилию парня, устроившего там бойню. «Если не вдаваться в подробности, то как результат 13 учеников мертвы, 23 было ранено и двое живы в моем сердце. Вот и снова тот самый день. Жаль, что не год, ибо иногда я задумываюсь. Неважно, что происходит вокруг, как ко мне относятся, задумываюсь, нужен ли я здесь. Жизнь прекрасна, друзья, но порой уж лучше смерть. И может, лучше, если бы я был на месте Эрика и Дилана… А теперь забудьте все, что здесь написано, и живите дальше. Не все любят суицидальные мысли, так ведь?» – писал на своей странице девятиклассник из Ивантеевки. И если эта запись была сделана еще в апреле, то статус явно был изменен не так давно. И он такой «5.09.2017 delete my life». Это как раз сегодняшняя дата и подпись «уничтожить мою жизнь». Выходит, что девятиклассник предупреждал о нападении. Но, по всей видимости, друзья не придали этому значения. Как и не обращали внимания на посты, которые он адресовал именно им и надеялся на понимание ().Ученики первой ивантеевской школы, с которыми удалось связаться «Новой газете» , рассказали, что Михаил был неординарным, и агрессивным. «Он ходил в берцах и в камуфляжных штанах, хотя и носил очки», - сказал Семен Л., учившийся в классе на год младше Михаила. Взаимоотношения Михаила со школьниками подтверждают и слова его сестры, а также еще одного учителя школы. Первая рассказывает теперь: «Да, он это сделал, потому что у него накопилось за три года... Его одноклассники, они его задевали всячески, и его это раздражало». Учитель: «Он кричал что-то вроде: я ждал этого три года, но я не знаю его так долго, чтобы это как-то объяснить». В друзьях у Михаила – всего 4 человека. Вместе они делятся роликом, снятом еще в апреле 2017 года, где ученик приносит в класс ружье в футляре от музыкального инструмента и убивает незнакомого ему учителя физики. Ролик этот снят в российской школе. А между тем задержанный ивантеевский подросток будет проходить обвиняемым по статье «Хулиганство». Школьнику предстоит пройти психиатрическую экспертизу – СМИ сообщают, что он уже наблюдался у психиатора ().Девочка из параллельного класса рассказала «Московскому комсомольцу» , что, по ее мнению, 2-3 года назад с Виктором «что-то случилось» после того, как он просмотрел «какой-то сериал» (вероятно, речь о нашумевшем фильме Майкла Мура «Боулинг для Колумбины»). «Я заметила тогда, что он стал очень много говорить. Прямо без умолку болтал о разной ерунде, о том же оружие, говорит, что нет нормальной жизни на земле, что его никто не понимает. Он все время ссылался на этот странный сериал. Угрожал ли? Говорил постоянно, что всех ненавидит и скоро взорвет всех». Но среди учеников ивантеевской школы есть те, которые искренне считают, что парень пришел мстить именно преподавателю. «Многие ученики считают, что он пошел на это, чтобы отомстить преподавателю, – предполагает другая девочка. – Я лично наблюдала, как учителя могли нахамить школьнику, оскорбить, шутили над ним. Я сама иногда после уроков именно этого преподавателя уходила поникшей и обиженной. Помню, даже какие-то классы писали в отношении нее коллективные жалобы директору. Видимо, унижение – нормальная практика для педагогов. Я ни в коем случае не заступаюсь, просто сейчас все пытаются разобраться в мотивах его поступка» ().Инцидент вызвал бурную реакцию политиков и общественных деятелей. Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова через несколько часов после случившегося предложила создать в России систему по предупреждению детской жестокости: «10–20 лет назад мы удивлялись подобным новостям из американских школ. Неужели этот страшный вирус пришел к нам?» Кузнецова добавила, что было принято решение о создании рабочей группы экспертов-психологов, которые проанализируют причины этого явления. Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов заявил «Коммерсанту» , что культура жестокости входит в школы. Он назвал происходящее «ключевой ситуацией для России», так как наблюдается «превращение жесткого поведения как средства разрешения тех или иных проблем в норму обыденного поведения». Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Елена Дозорцева, говоря о возможной профилактике, отметила, что «сейчас в школах, конечно, очень мало психологов – они не могут выяснить все по поводу каждого ученика». «Несколько лет назад в школах сократили ставки социальных педагогов, в функции которых входила адресная профилактическая работа по оказанию помощи детям и семьях, находящимся в социально опасном положении или относящимся к группам риска. Это была огромная ошибка, которая лишила школу важной социальной функции», – заявила «РИА Новости» глава комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая. Ужесточить российское законодательство, регламентирующее безопасность в образовательных организациях, предложил депутат Московской областной думы Олег Рожнов (

В подмосковной школе в Ивантеевке подросток открыл огонь из пневматического оружия, испугавшиеся стрельбы дети выпрыгивали из окон. Травмы получили три ребенка и учительница информатики, которая находится в реанимации после удара молотком.

В школе в подмосковной Ивантеевке ученик 9А класса открыл стрельбу в классе из травматического пистолета, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в полиции. Школу номер 1, где произошла стрельба, эвакуировали. "Вокруг здания выставлено оцепление полиции, люди в касках вывели на улицу всех детей из школы", - пояснил собеседник агентства.

"Сегодня в одной из школ в поселке Ивантеевка Московской области учащийся, 2002 года рождения, разбросал дымовые шашки в классе и произвел выстрел из пневматического оружия. Четыре человека госпитализированы", - сообщили в МВД.

Пистолет, топор, петарды

Дело о хулиганстве

Глава города Елена Ковалева в Instagram написала , что стрельбы в школе не было. "В ходе конфликта каких-либо выстрелов, а также использования огнестрельного оружия не производилось. Произошло незначительное возгорание, которое было ликвидировано до приезда экипажей пожарных. Вместе с тем в целях недопущения ЧП проведена эвакуация детей", - пояснила она.

Со странного плаща все и началось. 5 сентября Миша П. пронес под ним пневматический пистолет — говорят, родители подарили на Новый год. На входе в школу Мишу встретил охранник из ЧОП «Берта-2» (последние два года это предприятие охраняет все школы города). Охранник был один, как говорят дети, «очень молодой». Он без вопросов пропускал в школу тех, кто забыл магнитную карточку-пропуск, и, естественно, не обратил внимания на плащ.

Зато плащ возмутил учительницу. Как вспоминает одноклассник Миши по 9 «А», тот зашел в нем в класс информатики минут через десять после начала третьего урока.

39-летняя Любовь Калмыкова потребовала, чтобы он спустился в гардероб, разделся и переобулся. Пригрозила, что отправит к директору. Миша вернулся с пистолетом, кухонным молотком для мяса и взрывными устройствами — в официальном заявлении Следственный комитет назвал их дымовыми шашками, но одноклассник видел, что одной из них была обычная петарда «Корсар».

С криком «Я три года этого ждал» и театральным: «Я пришел сюда сдохнуть!» — Миша выстрелил учительнице в лицо, затем ударил молотком по голове и стал беспорядочно палить по мониторам компьютеров. В классе началась паника. С криками, которые были слышны на всем этаже, подростки кинулись в лаборантскую — небольшое закрытое помещение в конце класса, забаррикадировали дверь. Трое попытались спуститься из окна второго этажа. 16-летний Вячеслав Б. получил открытый перелом двух костей левого предплечья, 17-летняя Виктория М. — перелом левой лодыжки, Алена С. — компрессионный перелом позвоночника. Миша вышел из класса и шел по школе, взрывая петарды. Тогда его и задержала полиция.

Школьников эвакуировали. Шестиклассников вывели на улицу после первого же взрыва. Восьмиклассникам сказали отойти от дверей и окон, лечь на пол и ждать. Часть учителей заперли двери изнутри и ждали помощь. Один из семиклассников рассказывал, как метался по школе в поисках сестры-третьеклассницы: все было в дыму, всюду — крики.

В конце концов всех школьников собрали на стадионе за школой — в сменке, без курток. Младшим говорили, что это игра, розыгрыш, старшим — учения.

Только через полчаса детям разрешили зайти в школу и забрать вещи. Уроки в этот день отменили. Сегодня все классы должны вернуться в школу, но сразу после стрельбы родители в мессенджерах обсуждали, что детей в школу не поведут.

В этом году в школе №1 вспоминали про Беслан. 1 сентября про теракт рассказывали в каждом классе — подробно, впервые: «Раньше только про войну и это, ну, патриотизм». Шестиклассник Давид говорит, что пропустил все мимо ушей, но когда в соседнем классе начались взрывы и стрельба, сразу вспомнил: «И про Беслан, и про другой теракт, когда в спортзале держали».

— Грохот, выстрелы, визг, стекла дребезжат, дым под дверью… Малыши испугались, мы их начали успокаивать, говорить, что это праздник, шарики лопаются.

5 сентября Татьяна снимала первый класс. Родители наняли ее сделать небольшой фильм про выпускной в детском саду и первую школьную линейку, но Татьяна решила, что материала будет мало, и пришла поснимать еще. Первый класс оказался соседним с классом информатики. Успокоив детей, Татьяна побежала на звуки взрыва. В коридоре висел густой дым, за стеной визжали девочки.

— Меня учитель физкультуры в коридоре поймал, не пустил туда, силой затащил обратно в первый класс и дверь закрыл, — вспоминает она. — Перед детьми я опять сделала вид, что ничего не происходит: «Ребятишки, мы же актеры, че мы ушки зажимаем? Не надо ушки зажимать». Начала с ними так, играть. А взрывы продолжались, много, еще пять или шесть. Не гарью пахло, чем-то еще, непонятным, детки говорили: чем воняет, чем воняет? Испугались все. Реплики были: «Мы не хотим учиться, мы не хотим в школу».


Детей вывели из класса приехавшие одновременно с полицией пожарные, внизу многих первоклассников уже ждали родители. Мимо Татьяны по двору провели Мишу: «Заломили руки, все, как положено. Парень в берцах, лицо зверское… Страшное лицо. Не испуганное — злое».

Про самого Мишу до сих пор не понятно почти ничего. Говорить с корреспондентом «Новой» его друзья отказались, учителя заявили, что общаться с журналистами им запрещено. Мишины знакомые говорили, что в классе парня дразнили и обзывали — в основном за странное поведение, берцы и камуфляж.

Впрочем, изгоем Миша не был: у него была собственная большая компания. Собиралась на окраине Ивантеевки, под мостом через реку Уча. Жгли костер, пили, устраивали стрельбы, Миша взрывал самодельные взрывные устройства.

В июне на этом мосту погибла 13-летняя девочка: задела оголенный провод, получила разряд тока, упала с арки моста на железнодорожные пути и от травм умерла. Тогда местные органы опеки шумели, что это не первая гибель, что нужно помешать детям собираться около моста. Естественно, не помешали.

Я прихожу под мост вечером в день стрельбы. Идет дождь, никого из подростков нет, вокруг — только изрисованные граффити бетонные опоры, банки из-под энергетиков в размокшей земле.


Фото: социальная сеть Вконтакте

Многие из фотографий Миши, выложенные на странице «ВКонтакте», сделаны именно здесь. Тут же снято видео, в котором Миша повторяет действия Дилана Клиболда, одного из двух подростков, устроивших стрельбу в школе «Колумбайн» в американском штате Колорадо.

20 апреля 1999 года Дилан Клиболд и Эрик Харрис пришли в школу с дробовиками и самодельными бомбами, убили 13 учеников, ранили 23, после покончили с собой. На видео Миша стоит под мостом в таком же, как у Клиболда, черном плаще, с ружьем в руках. Свою страницу «ВКонтакте» Миша назвал Mike Klibold.

20 апреля 2017 года он написал: «Вот и снова тот самый день. Жаль что не год ибо иногда я задумываюсь. Неважно что происходит вокруг, как ко мне относятся, я задумываюсь нужен ли я здесь… жизнь прекрасна друзья, но порой уж лучше смерть. И может лучше если бы я был на месте Эрика и Дилана… А теперь забудьте все что здесь написано и живите дальше. Не все любят суицидальные мысли, так ведь?» (Орфография и пунктуация сохранена. — Ред. )

Американским убийцам посвящен десяток постов Миши «ВКонтакте». На одном из видео он ходит по пустой школе в таком же, как у Клиболда, черном плаще, на другом — расстреливает модель школьного автобуса, видимо, репетируя атаку. Остальные записи — перепосты картинок с огнестрельным оружием и ножами, постов про убийства, суицид, одиночество.

Ровно год назад Миша перепостил картинку с подписью: «Когда все ноют про 1 сентября, про новый учебный год, а тебе *** (все равно), ведь ты знаешь, что у тебя нет будущего». Перед атакой на школу поставил статус «delete my life 05.09.17» («удалить мою жизнь 05.09.17»).

Никаких политических или новостных постов «ВКонтакте» П. нет. Несмотря на любовь к оружию, он не упоминает ни про Вторую мировую войну, ни про Сирию, ни про Донбасс.

Пока Следственный комитет возбудил дело по статье «Хулиганство», дело передано в Главное следственное управление Следственного комитета России. Следствие проверит, в каких условиях в доме Мишиной семьи хранилось оружие, как обеспечивалась безопасность школы. Мальчика должны будут направить на психиатрическую экспертизу — пока известно, что из-за суицидальных мыслей он около года наблюдался у психиатра.

В официальном заявлении Следственный комитет сообщил, что семья П. «является благополучной». Младшая сестра Миши учится в шестом классе школы №1, одноклассники называют ее веселой, спокойной девочкой.

Вечером 5 сентября у подъезда, где живут П., дежурило два десятка журналистов и несколько полицейских машин. Из квартиры вышел мужчина в черном плаще, при виде журналистов закрыл лицо рукой и опрометью бросился вон. Толпа телевизионщиков с десятком телекамер устремилась за ним, пробежала через двор, выплеснулась на улицу. Метров двести мужчину гнали по улице, крича вслед: «Кто вы такой?», «Почему вы от нас прячетесь?» и даже: «Миша?!» Мужчина остановился, обернулся и, не отрывая руки от лица, прошипел: «Я из ФСБ, *** (отстаньте)». Следом из квартиры семьи П. вышло еще несколько так же загораживающих лица мужчин. В самой школе работали сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры, ФСБ, Росгвардии.

— Спокойная она… Не орет. Ну прикрикнет иногда, но по делу…

Вечером того же дня учительницу Любовь Калмыкову перевезли из городской больницы Ивантеевки в Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского и прооперировали. По сообщению Следственного комитета, ее состояние «удовлетворительное». В школе учительницу любят. Все старшеклассники в один голос называют ее спокойной, доброй, справедливой, не склонной к конфликтам. Семиклассники вспоминают, что 4 сентября Калмыкова привела к ним на урок своего маленького ребенка — его раньше отпустили из детского сада. Это было за день до стрельбы.