«Русский язык», 4 класс. Методическое пособие
чередование звуков [ч’]/ [к] в корне. если возьмут прилагательное
медвежий
, пусть обратят внимание на чередование звуков [т’]/ [ж] в
корне слова (звук [т’] на письме обозначен буквосочетанием дь
).
После этого учебник выстраивает систему работы, которая позво-
лит детям не просто принять, но и понять, что часть слова «-ий-» в
притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос «чей?») – это
именно суффикс, а не окончание. Материал данного упражнения по-
зволяет показать, что в качественных прилагательных, которые отве-
чают на вопрос «какой?», часть слова «-ий» является не суффиксом, а
окончанием. сравнивая состав слов могуч/ий
и быч/ий
, дети должны
в конце концов понять, что в слове могуч/ий
часть слова «-ий» – это
окончание, а в слове быч/ий
– похожая часть слова «ий-» – это суф-
фикс, а не окончание. с помощью учителя школьники придут к выво-
ду, что эти части слов – «-ий» и «-ий-» – являются омонимами (то есть
пишутся и произносятся одинаково, но означают разное). без понима-
ния этого дети не сумеют уяснить, почему же в косвенных формах при-
тяжательных прилагательных необходимо писать разделительный Ь.
в учебнике на с. 144–145 к проблеме разного состава качествен-
ных и притяжательных прилагательных привлекает внимание сквоз-
ной герой комплекта Миша иванов. евдокия васильевна предлагает
письменно (это очень важно!) просклонять одно из качественных при-
лагательных: рыжий
, могучий
, жгучий
. склоняя слово письменно и вы-
деляя окончание в разных его формах, дети смогут убедиться в том,
что часть слова «-ий» – именно окончание, поскольку окончание –
изменяемая часть слова:
и.п. рыж/ий
р.п. рыж/его
д.п. рыж/ему
в.п. рыж/его
(кота) или рыж/ий
(хвост)
Т.п. рыж/им
П.п. о рыж/ем
После этого евдокия васильевна еще раз напоминает школьни-
кам о том, что прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?», обра-
зованы: а) от основ существительных, б) с помощью суффикса «-ий»
(дети уже в нескольких упражнениях указывали, от каких основ об-
разованы подобные прилагательные, и сами письменно показывали
словообразование: в упражнении 146 с помощью суффикса «-ин-», а
в упражнении 148 – с помощью суффикса «-ий»).
Учитель должен еще раз напомнить школьникам, что слова никак
не могут образовываться с помощью окончаний, что окончание – это
изменяемая часть слова.
212
RUSSKI IAZIK_IV.indd 212
05.05.2012 12:44:19
Методический комментарий к учебнику. часть 3
Затем необходимо очень внимательно и пошагово изучить та-
блицу (с. 146). сравнивая слова в форме и.п., закрашенные цветом,
школьники должны подтвердить, что у прилагательного рыж/ий
часть
«-ий» – это окончание (рыж/его, рыж/ему
и т. д.), а у прилагательного
медвежий
«-ий» – это суффикс, поскольку оно образовано от су-
ществительного «медведь» с помощью суффикса «-ий-». сравнивая
слова в форме и.п., не закрашенные цветом, дети должны точно так
же рассуждать и доказывать, почему у этих прилагательных именно
так показан состав слов. (Звуковой облик этих слов в форме и.п. мы
пока не рассматриваем.)
После этого необходимо рассмотреть написание и состав слов,
выделенных цветом, в форме р.п. обратите внимание детей на то,
что теперь хорошо видна разница в написании форм прилагательных
(у прилагательного из второго столбика появился Ь!), но куда-то ис-
чезла разница в составе слов: у прилагательного из второго столбика
больше нет суффикса, а часть «-его» является таким же окончанием,
как и у прилагательного из первого столбика. Точно к таким же выво-
дам нас приведет рассмотрение второй пары слов – не выделенных
цветом. в написании прилагательного, отвечающего на вопрос чЬе-
го?, появился Ь, а из его состава исчез суффикс.
куда же делся суффикс?
чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть звуко-
вой облик слов из второго столбика. Учитель может спросить детей:
«кто-нибудь сумеет объяснить, почему в формах слов ”медвежье
го”
и ”бычье
го” в звуковой записи есть звук [й’], а в буквенной записи его
нет? Мы вспоминали недавно о том, на что указывает разделительный
Ь, когда за ним следуют буквы е, Ё, Ю, я, и (если не помните, откройте
учебник на с. 138–139). он указывает на то, что следующая за ним бук-
ва обозначает два звука, первый из которых – звук [й’]. вспомнили?
Произнесите слова “медвежье
го” и “бычье
го”. слышите звук [й’]? он
отражается в звуковой записи этих слов? конечно. а почему не от-
ражается в буквенной? Правильно: буква е, стоящая после раздели-
тельного Ь, обозначает сразу два звука, первый из которых – звук [й’].
в буквенной записи звук [й’] прячется за буквосочетанием Ье.
Теперь сравните состав слов “медвежий” и “бычий” в формах и.п.
и р.п. в какой форме мы видим суффикс «-ий-»? Правильно: в форме
и.п. а в форме р.п. этот суффикс есть? есть, но он превращается в
суффикс [й’], и его можно увидеть только в звуковой записи. (дети
должны убедиться в том, что сам звук [й’] можно услышать, если
произносить эти слова.) в буквенной записи этот суффикс, обозна-
ченный звуком [й’], прячется за буквосочетанием Ье».
213
RUSSKI IAZIK_IV.indd 213
05.05.2012 12:44:20
1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .
Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.
Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).
2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.
В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
3. В русском языке встречаются корни-омонимы.
Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.
4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.
Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Чередование гласных
Гласные | Примеры |
---|---|
О - е | Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть. |
О - а | Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать. |
О - ы, е - и | Во й - вы ть, ше й - ши ть. |
О - е - и | Сбо р - собе ру - соби рать. |
О - ы - у | Со хнуть - заcы хать - су хой. |
О/е - «ноль» звука (беглые гласные) | Ро т - рта, де нь - дня. |
И - ы | И скусный - безы скусный. |
Чередование согласных
Согласные | Примеры |
---|---|
К - ч | Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек. |
Х - ш | Сух ой - суш ить. |
Г - ж - з | Друг - друж ить - друз ья. |
Д - ж - жд | Вод ить - вож у - вожд ение. |
Т - ч - щ | Свет - свеч а - освещ ение. |
Ст - щ | Пёст рый - испещ рить. |
Д/т - с | Вед у - вес ти, мет у - мес ти. |
Б - бл | Люб ить - любл ю. |
П - пл | Куп ить - купл ю. |
В - вл | Лов ить - ловл ю. |
Ф - фл | Граф ить - графл ю. |
М - мл | Корм ить - кормл ю. |
Чередование сочетаний звуков
Сочетания | Примеры |
---|---|
А/я - им - ин - м/н | Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у. |
Ова/ева - уj | Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю. |
Обратите внимание!
Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!
5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.
Ср.: стол , лев , стен а и др.
Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.
Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).
6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.
Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.
Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.
Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .
7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.
Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .
Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.
- Разберём такую часть слова как корень.
Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
- 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
- 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
- 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
- 4) а\ о- расти- росток;
- 5) е\ и- блестеть- блистать;
- 6) б\ бл- любовь- люблю;
- 7) в\ вл- ловить- ловля;
- 8) м\ мл- ломить- преломление;
- 9) п\ пл- лупить- луплю;
- 10) ф\ фл- графить- графлю.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.
Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
Чередующиеся гласные в корнях
Написание гласной зависит от места ударения
1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.
- -гар-\ -гор-
- -клан-\ -клон-
- -твар-\ -твор-
Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.
Исключения: пригарь, утварь.
2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.
- -зар-\ -зор-
Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение
Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня
1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о
- а\ о
- -кас-\ -кос-
Пример: Касаться, Коснуться
2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.
- е\ и
- -бер-\ -бир-,
- -блест-\ -блист-,
- -дер-\ -дир-,
- -жег-\ -жиг-,
- -мер-\ -мир-,
- -пер-\ -пир-,
- -стел-\ -стил-,
- -тер-\ -тир-,
- -чет-\ -чит-
Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.
Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть
Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова
1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.
- -лаг-\ -лож-
Пример: Предлагать, предложение