Человеческая неблагодарность. Неблагодарность как тяжкий грех

Это то, что человек в себе, как правило, не видит и не признаёт

Это то, что человек в себе, как правило, не видит и не признаёт. У него что-то не складывается, он не получает, чего хочет, недовольство растёт, претензий к миру всё больше, и в какой-то момент его начинает не устраивать практически всё. При этом внешне он может казаться благодарным и отзывчивым, но внутренне….

Каждый может протестировать себя сам – насколько он доволен жизнью, что его устраивает, что нет, причины? За что он жизни благодарен? За что благодарен каждой из произошедших неприятностей? И так далее, отматывая назад по своей линии жизни.

Станет видно, сколько в нас благодарности, а сколько недовольства.

Я убеждена, что хронически недовольные люди больны неблагодарностью . Это недуг, который, к счастью, лечится, но, пока не поставлен диагноз, способ лечения непонятен.

Т.е., главная проблема – понять и признаться себе: «Да, я неблагодарный человек; да, я этим страдаю; да, сколько мне ни дай, мне будет мало; да, я считаю, мне все кругом должны, потому что…».

Эти «потому что» у каждого свои, но в целом примерно одинаковые.

Неблагодарные люди считают себя обделёнными – достатком, успехом, любовью, какими-то ещё благами. Их идея состоит в том, что, раз другим дали больше, чем им, значит, эти другие вроде как им теперь должны. Вселенная тоже перед ними виновата, тоже чего-то недодала. И теперь – главное – раз все кругом мне должны, так за что благодарить, когда мне что-то дают, они ведь просто долги возвращают?

Болезнь «неблагодарность» проистекает, таким образом, от неприятия вселенского закона справедливости. У человека в голове чёткий образ, что он должен от жизни получить, и как у него всё должно складываться. Если жизнь плану не соответствует (а она обычно и не соответствует), он ощущает, что его надули, обошли при раздаче каких-то благ. От ощущения обделённости возникает обида, которую проще всего направить на окружающих людей (понятие «Вселенная» слишком абстрактное, для обиды нужен конкретный объект). И дальше он ходит обиженный, и ждёт от обидчиков компенсации за причинённые страдания. Когда кто-то из окружающих делает ему добро, он принимает его как должное, не испытывая благодарности: «За что? Мне ведь были должны».

То же, когда в его жизни происходят хорошие, радостные события – он считает, Вселенная отдаёт ему долги, то, что когда-то недодала, поэтому никакой благодарности к жизни не ощущает, ведь ему вернули незаконно когда-то отнятое. Получается, благодарить ему некого и не за что, и это большая проблема, потому что недовольство жизнью порождает неудачи.

Кроме того, неблагодарному человеку живётся трудно, тускло – ведь он всегда недоволен. Сколько бы ему добра ни делали, ощущение обделённости останется и будет продолжать подтачивать его изнутри.

Как тут быть?

Первое – разобраться с обидами. На что конкретно человек обижается, и кто на самом деле несёт за это ответственность?

Скажем, человек недоволен своим материальным достатком, а винит родителей, которые когда-то не дали ему хорошего образования. Тут перекладывание ответственности, т.к. после 18 лет он самостоятельно строил свою жизнь, и при желании мог сам себе дать всё, что было нужно для карьеры и успеха, но по каким-то причинам не дал, только при чём здесь родители?

Мы обвиняем других, когда не хотим (не можем, не видим) признать, что это наша ответственность.

Если правильно распределить ответственность, для обид не остаётся причин, достаточно позаниматься практиками прощения, и обиды уйдут. Если это глубокие обиды, это потребует больше времени и сил, но заниматься этим обязательно нужно.

Второе – отказ от неблагодарности как от негативного качества. Важно осознать, что неблагодарность делает человека несчастным, тормозит его развитие, гасит радость от жизни, отбирает всё хорошее, что у него есть. Он просто не ощущает это как хорошее, а значит, не ценит.

То, что мы не ценим по-настоящему, со временем из нашей жизни уходит.

Это осознание, возможно, произойдёт не сразу, с этой мыслью надо пожить, обдумывая её со всех сторон, прикидывая её на свою жизнь – где конкретно неблагодарность была для меня вредна? И дальше, когда осознание пришло, появляется желание от неблагодарности освободиться. Человек ощущает, что не хочет дальше с этим жить, это уже отжившее, лишнее.

Когда появляется такое ощущение, от неблагодарности нужно отказаться. Это обычное решение, обдуманное, взвешенное, созревшее внутри нас, которое в один момент мы просто берём и принимаем со всей решимостью и пониманием, что оно правильное и полезное. Можно даже проговорить это вслух, формулировка может быть любой, главное – внутренняя непоколебимая решимость и понимание, что вы всё делаете сейчас правильно.

И третье – учиться благодарности. Тут главное – не прекращать, благодарность должна стать ежедневным ритуалом, который мы исполняем всю жизнь. Через неделю ваше пространство значительно очистится – улучшится настроение, станет меньше мрачных мыслей, мир покажется уже не таким мрачным, мысли о несправедливости жизни начнут испаряться. Через месяц пойдут первые перемены, а через несколько месяцев ежедневных практик вы увидите, что живёте уже совершенно по-другому.

Можно верить в энергию благодарности, можно – нет, на мощность её воздействия это не влияет, главное – чтобы благодарность была искренней, от Души. опубликовано

Самые большие страдания причиняют нам люди. Делаешь им добро. Обделяешь себя. Жертвуешь собственным комфортом. А они отвечают неблагодарностью. Да, так бывает. А с некоторыми людьми бывает ещё и так, что на их жизненном пути постоянно появляются такие – неблагодарные люди. Это действительно больно – каждый раз сталкиваться с неблагодарностью со стороны тех людей, для которых столько сделал.

«Полюби себя», «начни думать о себе» - говорят некоторые личностные тренеры и психологи. Не работает. Внутренняя потребность делать людям добро требует выхода. А затем следует болезненный удар. Неблагодарность.

Из этой статьи вы узнаете:

Кто они – эти люди, которые стремятся творить добро? Почему у них возникает эта потребность? Почему те, в адрес которых проявляется доброта, отвечают неблагодарностью?

Неблагодарность – кто от неё страдает?

Есть две категории людей, которые наиболее подвержены страданиям от неблагодарности. Это зрительники и анальники. Зрительникам природой задано быть жертвенными. В некоторых состояниях они могут быть сердобольными. От чувства жалости, сострадания могут сделать всё для человека – выручить в тяжелой ситуации, отдать последнее, поручиться за него.

Недобросовестные люди этим с удовольствием пользуются. Они просто эксплуатируют зрительную сердобольность, играя на их чувствительности к чужим страданиям.

Конечно, такой жизненный сценарий негативен. Хотя сострадание – это природное свойство зрительных людей , не всегда оно проявляется адекватно современному ландшафту. И жертвенность, при которой другие люди начинают ею пользоваться, как раз и есть пример неадекватного проявления зрительных свойств. Чтобы исправить жизненный сценарий с негативного на позитивный, необходимо осознать свои свойства и правильно их реализовать.

Обучению этим навыкам занимается системно-векторная психология Юрия Бурлана. Но есть и другая категория людей, страдающих от неблагодарности окружающих. И этой категории мы уделим особое внимание. Это люди с анальным вектором.

У этих людей особенная психика. Они испытывают психологический комфорт только в том случае, если всё, что они делают для других людей и другие люди делают для них, находится в равновесии. Если человек для них что-то сделал, они обязательно будут стремиться это компенсировать ответным действием. И наоборот. Если они сделали что-то для человека, они будут ждать ответного действия. Даже не осознавая этого. В качестве компенсации они ждут благодарности. Это для них действительно важно. Не получая этого, они испытывают внутренний дискомфорт – очень тяжелое психологическое состояние.

Казалось бы, что сложного? Просто отблагодарить человека. Но стоит понимать, что каждый человек, желающий творить добро, делает это через себя – с позиции своих систем ценностей.

А они у каждого свои. Так, для людей с анальным вектором ценностью является семья, опыт, знания, дружба. И всё, что они воспринимают как «добро», касается их систем ценностей и имеет большое значение для них. Для других людей это может не иметь совершенно никакой ценности. Так, человек с анальным вектором, высоко ценя знания, опыт, обучение, пытается другим людям это дать. В роли же других могут выступать те люди, которые совершенно не ценят это. И попытки передать знания, навыки, умения воспринимают как навязывание. Это им не нужно и не важно. Поэтому они и не чувствуют благодарности, соответственно – не могут её проявить.

В результате получается, что один человек воспринимает своё действие как добро для другого и бессознательно ждёт благодарности. Другой не ощущает никакой пользы от этого и ему даже в голову не приходит, что за это стоит поблагодарить первого. Первый не получает компенсации, второй получает то, что ему не надо. Никто в этой ситуации не выигрывает.

Но когда человек с анальным вектором нормально развит и реализован, он способен чувствовать, чего ждут от него другие люди, и, творя добро, он действительно творит добро – т.е. даёт людям то, что им действительно важно и нужно. Они, в свою очередь, испытывают чувство благодарности и отвечают ею.

Ситуация же, когда человек не чувствует потребностей других людей и неадекватно проявляет своё стремление сделать что-то хорошее для другого человека, возникает тогда, когда анальный вектор не особо реализован .

Тогда человек испытывает потребность в получении похвалы, благодарности от других людей. И, в стремлении насытить эту свою нехватку, он старается сделать что-то хорошее для других людей. Он не осознаёт истинных причин этих устремлений, воспринимая это как альтруистические проявления. Но истинные причины его поступков заключаются вовсе не в желании сделать приятное другим людям, а в желании получить от них похвалу и благодарность.

Это всегда негативно. Во-первых, потому что человек, находясь в таком состоянии, не ощущает, что важно и нужно другим людям, и то, что сам воспринимает как благодетель, другими так не воспринимается, поэтому он и не получает заслуженной (как он сам считает) благодарности.

Изменить направление своей судьбы можно. Можно научиться ощущать потребности людей, и в стремлении творить добро действительно делать то, что другими людьми будет восприниматься как добро. Можно научиться реализовывать свои свойства на отдачу, и тогда мы не будем ограничены внутренним объёмом, сможем получать столько наслаждения, сколько нам будет достаточно, чтобы почувствовать удовлетворение от жизни. Этому всему нас учит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Сегодня она доступна каждому.

Статья написана с использованием материалов

Дорогие друзья, после некоторых ваших комментариев и вопросов возникло желание поговорить о благодарности-неблагодарности.http://www .сайт/cat/literature/pol it/1199118.html?author
Давайте, еще поговорим.
«О НЕБЛАГОДАРНОСТИ»
Как-то я прочла мысль древних мудрецов:«Бойся неблагодарных». Тогда я не согласилась с ней. Ну, подумаешь, встретила человека, который не сказал спасибо. Можно этого человека не уважать, можно, в конце концов, пожалеть за то, что не получил хорошее воспитание, но зачем бояться?! Какое зло можно нанести неблагодарностью, чтобы вызвать страх?
И, как всегда, жизнь сама преподносит тебе опыт познания. Как я благодарна мудрецам за то, что они просто высказывают свои мысли, а не объясняют их! Какая радость, что они позволяют тебе самой дойти до истины, своим носом почувствовать и осознать потрясающую правоту и простоту высказанной мысли!
Нас всех с самого детства учили говорить слова благодарности. Если нам что-либо дарили или предлагали, наши мамы всегда напоминали: «А что нужно сказать?». И мы, совершенно не понимая значения этих слов, механически их повторяли, а в ответ получали - поцелуй, улыбку, похвалу. Нам начинало нравиться говорить эти «волшебные слова». С возрастом, уже понимая значения этих слов, начинаем произносить их как одно из правил этикета, как способ общения и, наконец, это становится просто банальной привычкой.
Поверьте, все не так просто. Ведь слова благодарности мы произносим только тогда, когда нам предлагают помощь, преподносят подарки, сочувствуют, поздравляют, говорят добрые слова, отвечают на нужный вопрос, желают удачи и счастья, понимают, радуются нашим успехам, прощают ошибки, оценивают наш труд и т.д. А как приятно слышать «СПАСИБО», которое произносят тебе самому! Значит, ты тоже помог, полюбил, подарил, поздравил, посочувствовал, простил, понял, оценил, порадовался… Конечно, условия внешней вежливости необходимы, но я не об этом, я о неблагодарных.
Кто же они такие эти неблагодарные? И здесь, конечно, без Достоевского не обойтись. Один из героев романа «Преступление и наказание» говорит: «Неблагодарный ненавидит того, кому должен быть благодарен». Это он о плебеях и человеке-рабе. Чувство неблагодарности присуще униженным, оскорбленным и нищим. Неблагодарностью они возводят себя в социальный ранг, и вопят - вы мне должны, мне все обязаны! Неблагодарного унижает чья-то щедрость, бескорыстность, благодарность, потому что он не способен на всё это.
Бойтесь неблагодарных, потому что неблагодарные люди всегда и обязательно завистливы, жадны, бездарны, мстительны, безжалостны, бездуховны и несчастны.
Теперь я боюсь неблагодарных, но больше всего боюсь быть неблагодарной.
А сейчас всё сказанное попробуйте перенести на какой-нибудь народ и пазлы сойдутся без малейшего шва.

Несколько афоризмов, под которыми подпишусь:
Наполеон:
«Знаете ли вы, что значительно тяжелее превратностей фортуны – это необоснованная отвратительная человеческая неблагодарность».
Сервантес:
«Не один грех так не сердит или возмущает Бога, как неблагодарность…»
Будда:
«Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность»
Мориц Готлиб
«Неблагодарный не забывает оказанных ему услуг, а только старается их забыть»

Из книги Эстер и Джерри Хикс Учение о воплощении желаний в жизнь.
«Благодарность облагораживает и привлекает счастье».
«Мы ни за что так не бываем благодарны, как за благодарность».


Что такое неблагодарность? Как должны дети относиться к своим родителям? Именно над этими вопросами размышляет В.Сухомлинский в своём тексте. В нём писатель ставит нравственную проблему сыновней неблагодарности.

Автор, рассуждая по данной теме, приводит пример из жизни главного героя, совершившего бессердечный поступок. Ослеплённый невиданной красотой собственной жены, молодой человек стал равнодушно относиться к родной маме. Автор отмечает бездушие и черствость сына, который «убил мать, вынул из её груди сердце», что доказывает отсутствие нравственных и моральных качеств героя. По мнению писателя, неблагодарность детей – «это…самое глубокое осуждение человеческих пороков». Прозаик приводит нас к мысли, что нужно бережно, с любовью относиться к своим родителям. Мы должны ценить каждую минуту, прожитую с ними.

Позицию автора можно сформулировать следующим образом: иногда дети не задумываются о том, сколько горьких дум переживает материнское сердце, неблагодарное отношение детей к своим родителям вызывает только осуждение.

С точкой зрения В.Сухомлинского нельзя не согласиться.

Действительно, неблагодарное отношение к родным является самым плохим качеством любого человека.

Примером неблагодарности детей может выступать рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Настя, дочь Екатерины Петровны, живёт насыщенной жизнью. Однако к судьбе собственной матери она равнодушна, даже на похороны девушка не успела приехать. Несмотря на бессердечное отношение дочери, автор удивлён безграничной любовью матери к ребёнку. Этот пример иллюстрирует нам равнодушие и неблагодарность героини к родной матери.

Подтверждение данной проблемы можно найти в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Главная героиня не ценила любовь и заботу своего отца, не чаявшего души в ней.

Забыв про единственного родного человека, девушка уезжает с гусаром, ради хорошей жизни. После отказа дочери возвращаться домой, Самсон приезжает на свою станцию, где вскоре умирает. Однако осознав горечь своего поступка, Дуня приехала на могилу отца. Автор приводит нас к мысли, что неблагодарные дети способны на раскаяние в своих бессердечных поступках.

Таким образом, поднятая прозаиком проблема заставляет каждого из нас задуматься о неблагодарности детей к своим родителям. Ведь мы должны относиться к самым дорогим и близким людям с любовью и заботой.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

  • Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу есть своего рода неблагодарность. Франсуа Ларошфуко
  • После неблагодарности самое мучительное - это благодарность. Генри Уорд Бичер
  • Оказывая благодеяния, мы не всегда приобретаем друга, но непременно наживаем несколько врагов. Генри Филдинг
  • Пусть молчит тот, кто дал; пусть говорит тот, кто получил. Сервантес
  • Мы не до конца прощаем дающего. Рука, которая кормит, может быть и укушена. Ралф Уолдо Эмерсон
  • Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость; не быть благодарным - подлость. Василий Осипович Ключевский
  • Благодарность тем, кто делает нам добро, - это общепризнанная добродетель, и проявить благодарность в той или иной форме, пусть даже несовершенно, - это долг человека как перед самим собой, так и перед теми, кто помогает ему. Фредерик Дуглас
  • Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным. Себастьян Шамфор
  • Требовать благодарности за каждое из своих благодеяний значит только торговать ими. Невелика беда услужить неблагодарному, но большое несчастье принять услугу от подлеца. Франсуа Ларошфуко
  • Благодарность - это то немногое, что нельзя купить… Негодяю и мошеннику ничего не стоит изобразить благодарность, но с истинным чувством благодарности рождаются. Джордж Савил Галифакс
  • Благодарность быстро стареет. Аристотель
  • Благодарность – это переваривание благодеяния, процесс, вообще говоря, тяжелый. Адриан Декурсель
  • Тонкой душе тягостно сознавать, что кто нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе – сознавать себя обязанной кому либо. Фридрих Ницше
  • Признательность – это добродетель, которая проявляется чаще до, чем после.
    Маргарита де Блессингтон
  • Первый шаг неблагодарности – это исследование побуждений благотворителя. Пьер Буаст
  • Не то важно, кто оказал тебе услугу, а то, кого наиболее выгодно поблагодарить. Веслав Брудзиньский
  • Признательность большинства людей порождена скрытым желанием добиться еще больших благодеяний. Франсуа Ларошфуко
  • Тонкой душе тягостно сознавать, что кто-нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе - сознавать себя обязанной кому-либо. Фридрих Ницше
  • Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам. Сомерсет Моэм
  • Благодарность – верный способ привнести больше в свою жизнь. Ты дышишь – будь благодарен за это, у тебя есть глаза, руки, ноги, ты можешь видеть этот свет, ты можешь слышать звуки природы, человеческие голоса, ощущать дуновение ветра. Благодари за все, что тебя окружает. Не сосредотачивайся на том, чего тебе не хватает. Благодари за то, что у тебя уже есть! Гиберт В
  • Кто осторожнее в своих обещаниях, тот точнее в их исполнении. Жан Жак Руссо
  • Почти все стараются расквитаться за мелкие услуги; многие чувствуют признательность и за посредственные; но за большие услуги почти все отвечают неблагодарностью. Франсуа Ларошфуко
  • Ошибки людей в их расчетах на благодарность за оказанные ими услуги происходят оттого, что гордость дающего и гордость принимающего не могут сговориться о цене благодеяния. Франсуа Ларошфуко
  • Мы не так благодарны тем, кто нам помог, как тем, кто нам мог навредить, но воздержатся. Мария Эбнер-Эшенбах
  • Если вы хотите стать счастливее, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача. Дейл Карнеги
  • Право же, каждому из нас дано очень много, и нам есть за что быть благодарными. Очень много, только мы этого не понимаем. Увы! Чарльз Диккенс
  • Благодарность - память сердца. Пьер Буаст
  • Есть ли что нибудь чудовищнее неблагодарного человека? Уильям Шекспир
  • Если кто нибудь от кого нибудь (от человека, учреждения, правительства) получил взятку, тепленькое местечко или другое даяние, то он благодарен давшему не только по соглашению, из лояльности или из вежливости, но даже идейно, по убеждению, – за что уже не заплачено. Кароль Ижиковский
  • Размеры моей благодарности будут безграничны в пределах разумного. Семен Альтов
  • Взаимоотношения усложнились: ты – мне, я – ему, он – тебе. Семен Пивоваров
  • Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди, спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все, что оказывали тебе одолжения. Сенека Луций Анней (Младший)
  • Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение. Василий Великий
  • Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Петр I Великий
  • Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться. Франсуа де Ларошфуко
  • Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем. Даниэль Дефо