Люди которые всегда всем недовольны. Нытики, недовольные и вечно страдающие

Почему большинству из нас так плохо, когда по всем признакам должно было бы быть хорошо?

Если бы где-нибудь существовал добрый волшебник, я бы попросил его открыть людям самую большую тайну на свете: почему большинству из нас так плохо, когда по всем признакам должно было бы быть хорошо? У большинства из нас есть работа или иной источник постоянного дохода, есть, где жить, что есть, что пить, во что одеться, где развлекаться. Казалось бы, живи и радуйся, наслаждайся этим бытием! Нет! Куда ни посмотришь, везде нестроения, вражда, разлады, расколы, гнетущее одиночество. Едва ли найдется в России человек, у которого совсем-совсем не было бы никаких скорбей, проблем, неприятных забот.

Болезнь под названием «плохая жизнь»

Отчего столько горя, боли, страданий в нашем мире, мире, задуманном быть прекрасным? Кто-то ответит мне: проблема — в плохих правителях, политиках, думающих только о своем кармане, во всеобщей коррупции, во вредных начальниках, сосущих «кровь» из подчиненных, в негодных соседях и знакомых, которые спят и видят, как бы нам напакостить. Большая проблема — в жене (муже), которая никак не хочет соответствовать моим представлением об идеальной женщине (мужчине), в детях, не желающих слушать моих советов или приказов, в родителях, которые «морально устарели» и, ничего не понимая в «текущем моменте истории», лезут со своими наставлениями.

Итак, одна из главных причин болезни под названием «жизнь плоха», на мой взгляд, есть хроническое недовольство всем и вся. Даже на фоне внешнего благополучия мы находим поводы быть недовольными. В первую очередь, конечно, недовольными своими близкими, родными людьми. Придирки, ссоры, конфликты, уходы к маме, наконец, катастрофа развода суть следствия синдрома хронического недовольства. Многие ходят на работу как на каторгу, потому что постоянно испытывают отрицательные эмоции по всем направлениям: содержание работы, ее условия и размер оплата, коллеги, начальники, подчиненные.

Что же стоит за недовольством, изрядно отравляющим нашу жизнь? И можно ли стать по-настоящему счастливым, полным жизни и всегда радостным? Можно ли быть всем довольным? Вот об этом давайте поговорим.

Духовная природа недовольства

Думается, что недовольство питают эгоизм, высокое мнение о себе, . Гордый, до крайности любящий себя, мнящий о себе высоко человек мерилом всего и вся ставит себя. Себя! Он — центр вселенной, он — знаток жизни, он — непогрешимый судия. Человеку, конечно, свойственно любить самого себя, свойственно считать самого себя авторитетом, свойственно прощать себе ошибки, недостатки и грехи. Но проблема в другом: человек считает свое мнение, свои взгляды, свои оценки единственно правильными. Себе-то он доверяет на все сто! Он не может ошибаться! Он всегда прав! А значит, он знает, как все в этом мире должно быть, как должны к нему относиться другие, как нужно строить жизнь.

Соответственно, недовольство кем бы то ни было и чем бы то ни было у такого возникает всякий раз, когда поступки других людей идут вразрез с той идеальной моделью устройства мира, которую придумал себе человек.

Например, я считаю нормальным, что, придя вечером домой, могу рассчитывать, что жена, которая пришла домой раньше меня, приготовит ужин. И тут выясняется, что она увлеклась интересной телепередачей и ужин не приготовила. Законный повод для недовольства и ворчания? Ну, как же! Еще какой законный, без всяких альтернатив! Почему? Потому что я точно знаю, что жена ДОЛЖНА поступить так, а не иначе. И если такие «фортели» с ее стороны будут происходить регулярно, я начну думать — а не поменять ли мне жену?

Жена тоже может «доставать» мужа придирками и нытьем, потому что у него маленькая , никаких перспектив карьерного роста, они до сих пор не могут купить машину, а еще он плохой помощник по хозяйству, уделяет мало времени ребенку и т.д. и т.п. Отчего же так? Оттого, что в идеальном мире, придуманном женой, муж должен соответствовать известной песне: «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл, был к футболу равнодушен, а в компании не скучен, и к тому же чтобы он и красив был и умен».

Или на работе: придирчивый начальник, который довольно жестко требует четкого исполнения функциональных обязанностей, кричит, угрожает, притесняет и прочая… Ушел бы, если б было куда. Но приходится, сжав себя в кулак, терпеть. Хоть деньги платит за работу.

Мы хотим изменить других, и когда это не удается, злимся, негодуем, расстраиваемся

Знакомые картины? Думаю, для многих из нас — да, знакомые. Мы хотим изменить мир к лучшему, но по той модели, которую сами считаем лучшей. Мы хотим изменить других, подстроить их под себя, и когда это не удается, злимся, негодуем, расстраиваемся. Какое уж тут счастье? Какая радость? Одно неудовольствие.

Что же делать? Ответ напрашивается сам собой: нужно не мир менять под себя, а себя менять под мир. Не пытаться приспособить других под себя, а себя приспосабливать к другим — в первую очередь к самым близким, родным людям. Однако это возможно, если мерилом «правильности» окружающего нас мира и людей буду не я, который не лишен недостатков, а Кто-то Другой. Абсолютный идеал, без малейшего пятнышка. И мы такой идеал имеем. Это Господь наш и Спаситель Иисус Христос.

Нужно разворачивать свою жизнь

Господь наш Иисус Христос принял человеческую плоть, стал таким же, как мы, человеком, кроме греха. Греха в Нем не было и нет. Всей Своей земной жизнью, Своим учением, наконец, Своими страданиями и крестной смертью, на которые Он пошел из любви к Своим созданиями, Он на все грядущие века засвидетельствовал великую истину: уподобиться, приблизиться к Богу можно только через самоотречение, через жертву, через любовь. Христос — это пример для подражания всем, кто хочет обрести счастье и в этой кратковременной земной жизни, и в жизни загробной, вечной.

Отчего любящий Христа человек доволен своей жизнью?

Отчего истинно верующий, любящий Христа человек доволен своей жизнью? Оттого, что видит в окружающих его людях образ Божий, видит Христа, Который есть любовь, мир, радость, блаженство. Верующий видит Христа в каждом человеке, каким бы внешне злым тот ни был. Верующий измеряет окружающий мир не собой, а Богом, Который заповедал любить всех, даже врагов, прощать любые обиды, не держать ни на кого зла, а искать всюду мир, покой и радость. И если христианину что-то не нравится, он не ропщет и не раздражается, проявляя смирение без ропота и недовольства.

Зачем это нужно человеку? Да затем, что он хочет уподобиться своему небесному Учителю и Отцу, сказавшему: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).

Чтобы обрести действительное счастье, нужно научиться у Христа кротости и смирению

Все просто! Чтобы обрести действительное счастье, радость — по слову Христа, «покой», — нужно научиться у Него кротости и . Если это у нас получится, недовольство другими просто уйдет из нашей жизни.

Истинная вера разворачивает многое в нашей жизни на 180 градусов.

Мы были нетерпимы к проступкам других и прощали себе собственные духовные недуги? Вера делает нас нетерпимыми к своим грехам и побуждает прощать прегрешения ближних.

Мы находились в постоянном недовольстве — другими людьми, зарплатой, политикой, начальством, своей судьбой? А вот собой-то мы всегда были довольны? Вера открывает нам правду о самих себе: оказывается, это мы далеки от совершенства. Вера учит нас быть недовольными собой, своими гнилыми словами, поступками и мыслями — это единственный путь к примирению со всеми, путь, к которому призывает нас Христос.

«Отмучилась»?

Человек, обретая Христа, обретает источник нескончаемой радости. Только тот, кто всем своим существом припал ко Спасителю, может понять слова : «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16-18). Нельзя радоваться, испытывая к кому-то или чему-то недовольство, неприязнь. Нужно все — недостатки, слабости, грехи других людей — покрывать любовью. Вот путь Христов. Причем путь к настоящей радости и счастью. Почему же? Да потому, что через прощение и любовь ко всем в душе человека водворяется мир, покой, тишина. Источник этого мира — чистая совесть.

Стремящийся ко спасению человек есть миролюбец и миротворец

Верующий, стремящийся ко спасению человек есть миролюбец и миротворец. Он всюду вокруг себя должен сеять мир, любовь, растрачивая теплоту сердца на примирение враждующих, соединение разделенных, водворение понимания среди непримиримых. Дается это поначалу трудно, ибо диавол сильно сопротивляется, но потом — все легче и легче, так как помогает Господь.

Сам Господь хочет, чтобы мы были именно так счастливы. Ведь Он — наш Отец. Разве может Отец не хотеть добра Своим чадам? Только мы, будучи свободными, сами решаем, хотим ли мы быть счастливыми или искать «счастья» в попытках изменить других по своим «лекалам». А ведь эти попытки всегда сопряжены с горьким напряжением, неудовольствием. Бывает, что человек всю свою жизнь проводит в скорбях хронического недовольства, в брюзжании и раздражении. Вот оттого и живется ему плохо. Бывает так, что когда умирает сварливая женщина, знакомые говорят о ней: «Отмучилась». Вроде того, что уж теперь Там, на Небе, она уж точно заживет припеваючи. Как же, своими страданиями заслужила вечный покой!

Думается, большая ошибка считать загробную блаженную вечность наградой за скорби и страдания в этой, земной жизни. Конечно, если внешне жизнь человека была скорбной, но внутри он обрел Христа, сроднился с Ним и все ниспосланные беды переносил стойко, с надеждою на помощь Божию, тогда, конечно, в Том мире его может ждать вечная радость. Но если скорбная жизнь человека стала прямым результатом хаоса в его душе, его непримиримого отвержения Бога, его веры в свою исключительную непогрешимость, то и Там он вряд ли успокоится, то есть упокоится с миром.

Радость , уверен, начинает приобретаться еще здесь, на земле. Единственный путь к этой радости — это путь восхождения ко Христу, Которым измеряется весь окружающий мир и Которым одним приобретается благодушное, полное любви, отношение ко всем, кто встречается на нашем жизненном пути...

Ворчливость: почему некоторые люди вечно брюзжат


К сожалению, наша реальность далека от оптимистичной сказки, где царит вежливость, благодушие и позитив. Каждый обыватель вынужден соприкасаться с бурчанием, ворчливостью, раздражением других людей.
На лавочках бурчат пожизненно недовольные старушенции, которых даже при глубоком к ним уважении нельзя назвать милыми и беззаботными одуванчиками. В очередях на маршрутку нас толкают, пихают и оскорбляют злые и раздраженные работяги, озабоченные жизненной несправедливостью и притеснением их прав. В офисе нас «приветливо» встречает гневливый шеф, который готов нас съесть с потрохами за крошечную оплошность. Домашняя обитель по вечерам наполняется брюзжанием уже ставшего плешивым мужа, который своим ворчанием «благодарит» нас за кропотливый уход за ним. И дополняет всю эту «прелестную» картину кислолицая дочь, которая всегда встает не с той ноги.

Что представляет собой ворчливость: суть и причины брюзжания
Ворчливость – это то явление, когда раздраженный до белого каления человек не может в силу каких-то обстоятельств сдерживать свое негодование по поводу каких-то событий. Брюзжание – наглядное проявление того, что персона не удовлетворена сложившейся ситуацией, ей неприятны нынешние обстоятельства, ей некомфортно находиться рядом с какими-то людьми.
Из-за чего ласковая миловидная дамочка становится вечно ворчливой каргой? Основная причина недовольства людей – непонимание истинного смысла жизни, неумение замечать позитивные стороны действительности, фиксация внимания на негативе. Человек ворчит и бурчит, потому что он не умеет радоваться жизни и не ценит того, что имеет. Ворчливость – яркая демонстрация негативного настроя личности, веское подтверждение, что человек видит мир в черных тонах. У такой особы отсутствует гармония с окружающим миром, он не ладит сам с собой. Накопленное годами недовольство стреляет в ойкумену ядовитыми зарядами ворчливости.

Еще один виновник излишней раздражительности – «переселение» человека из реального мира в вымышленное «царство» фантазий и грез. Это та ситуация, когда особой управляют неосуществимые желания и несбыточные в реалии мечты. Когда персону движет неудовлетворенная похоть «я хочу», при этом ее притязания явно завышены, а желаемое не может осуществиться при имеющемся жизненном раскладе.

Приведем пример, иллюстрирующий уход человека от действительности в фантазийный мир. Сорокалетняя матрона, имеющая в багаже двадцатилетний стаж замужества, удобренный двумя отпрысками, всю жизнь существует с надеждой, что в будущем ее бытие поменяется кардинальным образом. Она будет жить не в однокомнатной квартире, а на роскошной вилле. Ее муж в одночасье превратится из спившегося сантехника в доблестного и отважного рыцаря, имеющего счет в швейцарском банке и порхающего на белом мерине.
Она мечтает, что завтра обязательно скинет пару десятков килограмм и обретет стройность. Что на завтрак у нее будет бутерброд с икрой, а не уже набившая оскомину овсянка. Такая мечтательная матрона засыпает с одной мыслью: завтра по взмаху волшебной палочки ее жизнь преобразится. Дни идут, годы летят, а перемен все никак не наступает. Увидеть свою жизнь в истинном свете и принять свою реальность в силу своей психологической безграмотности такая барышня не может. Вот и выказывает недовольство путем ворчания и брюзжания.

Еще одна причина нескончаемой ворчливости человека – наличие в его характере явных дефектов и присутствие комплексов неполноценности. Персона подсознательно чувствует, что ее недостатки являются существенным тормозом в ее развитии. Однако признать наличие у себя ахиллесовой пяты требует отваги и моральных усилий. Значительно проще – проецировать свои изъяны на других людей, то есть всеми силами стараться отыскать в них свои же собственные недостатки и затем выражать недовольство по поводу их наличия.

Приведем пример. Очень часто повод для ворчания женщин – неопрятность и неаккуратность их детей. Такие мамаши не сдерживают гневливого потока слов, заметив непорядок, устроенный их отпрысками. Их доводит до белого каления разбросанная одежда, не стоящие по стойке смирно сапоги, валяющая косметика и заваленный кипой тетрадей письменный стол. Они устраивают взбучку, напоминающую судный день, из-за невымытой тарелки или не протертой до блеска ложки. В то же время, они сами не являются примером образцово-показательных хозяек. Они точно также захламляют свое жилище и не содержат гардероб в идеальном порядке, часами разыскиваю нужную вещь. Однако признать наличие у себя неаккуратности и нечистоплотности – плевок в сторону собственной личности. Значительно легче – пилить своих неопрятных детей за аналогичные недостатки.

Нескончаемая ворчливость может быть спутником и иной черты характера человека – перфекционизма. Особа, стремящаяся все выполнить идеальным образом и мечтающая о совершенстве мира, выходит из себя при виде несовершенства окружающих. Такую персону выбивает из колеи любые промашки других людей. Они нетерпимо относятся к слабостям других. Им чужда мягкость и понимание. Их можно назвать ворчливыми циниками, поскольку любой человеческий изъян вызывает у них приступ злобного брюзжания.

Продемонстрируем наглядно. Опрятная и ухоженная женщина в силу обстоятельств вынуждена добираться до работы в общественном транспорте. По дороге до остановки отутюженный костюм такой матроны обрызгивает проезжающий мимо автомобиль. В забитом автобусе ее окружают субъекты в явно грязном убранстве, посылая в ее ареал благоуханий несвежие потоки перегара. Бабушки с кошелками рвут ее капроновые колготки. Итог – внешний вид изуродован, настроение испорчено. Душа требует разрядки, что происходит в форме ворчания и брюзжания, поскольку воспитанная дама не может выпустить пар, адресуя обидчикам нецензурную брань.

Очень часто демонстративная ворчливость возникает у эмоционально неуравновешенных людей, у которых всплески психоэмоционального возбуждения не уравновешиваются закономерным торможением нервной системы. Брюзжание нередко свидетельствует об отсутствии у человека необходимого воспитания и незнании ним правил хорошего тона.
Брюзжание, которое является следствием недостатка воспитания, имеет яркий диапазон красок. Ведь часто ворчливость – предшественник сварливости, грубости, нахальства, агрессивности, бесцеремонности, наглости и явного хамства. Человеку, привыкшему ворчать, не знакомы такие добродетели, как снисходительность и милосердие. Таки злые по натуре особы всю свою жизнь портят окружающую атмосферу шипящим ворчанием. В их мозг от рождения вживлен чип недовольства.

Нередко такие злобные ворчуны вместе с молоком матери впитали склонность к бурчанию. В семье таких злобных ворчунов отсутствовала родительская любовь и взаимопонимание. Их детские годы прошли под лозунгом отцовской инквизиции, приправленной материнским бормотанием злых заклинаний и проклятий. Или, подавленные властными родителями, такие дети вынуждены были балансировать по лезвию излишней требовательности, несправедливой критичности, вечных упреков своих предков, рискуя в любой момент свалиться в пучину депрессии. Вначале ворчливость стала для таких ущемленных детей единственным способом облегчения душевных бурь. В дальнейшем бурчание трансформировалось в навязчивую привычку.

Где еще могут быть спрятаны корни недовольства и ворчливости? Нередко эпизодическое бурчание – следствие интенсивных гормональных перестроек организма. Всем известно, что распространенный атрибут подросткового периода – демонстративное недовольство отроков. Юнцы, не понимая почему, ворчат и бурчат по поводу и без него. При этом наибольшее раздражение у молодежи вызывает именно присутствие, поведение и привычки близких людей. И ворчливость подростков вовсе не является показателем отсутствия воспитания. Бурчание выступает результатом активных процессов, происходящих в организме юноши или девушки. Именно гормональные всплески вынуждают парней быть грубыми ворчунами. По этой же причине нередко наблюдается появление приступов ворчливости и недовольства у беременных женщин. Их знаменитые капризы и язвенный тон также напрямую связаны с резким изменением гормонального фона.

Брюзжание – это своеобразная форма протеста. Нередко ворчливость – признак того, что реальная ситуация не совпадает с желаемым положением вещей. В некоторых случаях высказываемое недовольство имеет наигранный показной характер: оно призвано привлечь к себе внимание или служит средством давления на людей. С помощью откровенного ворчания персона пытается заставить других что-либо сделать для него или старается изменить существующий порядок дел. Именно по этой причине ворчливость часто становится своеобразным символом подросткового возраста.

Что делать с ворчливостью: избавляемся от недовольства
Распространенный вопрос обывателей, как бороться с ворчливостью близких людей? Как необходимо вести себя с ворчуном, чтобы не стать легкой добычей для злобного волка? В ситуации с ворчанием родственника не следует поджимать хвост и стремительно ретироваться подальше от обидчика. Основное условие для успешного взаимодействия с ворчуном – не поддаваться его настроению, не реагировать сильными эмоциями на его колкости, не вступать в словесную перебранку.
Необходимо игнорировать приступы ворчливости домочадцев. Бесспорно, наше ледяное молчание вначале вызовет еще больший словесный понос у ворчуна. Однако когда агрессор поймет, что его язвительные замечания не действуют на адресата, он потеряет интерес к продолжению ворчливого монолога. Нужно помнить о том, что яд у ворчуна не бесконечен – рано или поздно он иссякнет.

Следует помнить о том, что постоянное недовольство чревато переходом в невротические расстройства и тяжелую депрессию. Поэтому, каждый человек, которого периодически накрывают потоки ворчливости, должен выяснить причину своего недовольства и определить факторы, мешающие ему жить счастливо и комфортно. Необходимо избавиться от гордыни или чувства собственной неполноценности. Мы должны принять существующую реальность и выселиться из мира фантазий. Раз и навсегда отказаться от генерирования претензий и высказывания обид.

Лекарство от ворчливости – искренняя благодарность и умение ценить жизнь. Уважать прошлое и дорожить настоящим. Нам не нужно загадывать на будущее, ожидать наступления лучших времен. Следует помнить, что повод для радости всегда находится в настоящем. Мы должны выработать у себя привычку находить источник счастья каждый день. Найти способы, как сделать себе приятно. Вариантов для получения удовольствия существует множество:

  • кружиться в танце;
  • петь под караоке;
  • слушать классическую музыку;
  • смотреть веселые фильмы;
  • общаться с позитивными людьми;
  • гулять в лесу;
  • прогуливаться с собакой в парке;
  • читать увлекательные книги;
  • сочинять стихи или рассказы;
  • писать портреты и рисовать пейзажи;
  • готовить кулинарные шедевры;
  • выращивать фиалки;
  • заниматься флористикой;
  • увлекаться визажом;
  • освоить парикмахерское искусство;
  • посещать тренажерный зал;
  • плавать в бассейне.
  • Чтобы избавиться от ворчливости, нам необходимо перестать концентрировать внимание на негативе и научиться благодарности. Как обмануть подсознание? Обращать внимание на мельчайшие позитивные детали. Изображать искреннюю улыбку. Хвалить людей и говорить им комплименты.
    За что можно хвалить и благодарить людей? Поводов для похвалы существует очень много. Мы можем продемонстрировать свои позитивные эмоции людям за внешние изюминки и внутренние достоинства, а именно:

  • обворожительный блеск в глазах;
  • лучезарную улыбку;
  • королевскую осанку;
  • шелковистые волосы;
  • идеальный вкус и чувство стиля;
  • выдающиеся способности;
  • феноменальные таланты;
  • отточенные до совершенства навыки;
  • высокие достижения;
  • потрясающие успехи в учебе;
  • широкий кругозор;
  • напористость и целеустремленность;
  • мужество и храбрость;
  • героическую силу духа;
  • коммуникабельность и общительность;
  • оптимизм и высокую энергетику.

  • Со временем недовольство обязательно заменится чувством благодарности и радости, пониманием справедливости бытия.
    Помним: только кропотливая работа над собой, искоренение собственных изъянов поможет возвратить радость к жизни и научит ценить каждое мгновение короткого земного бытия.

    Что является главным определяющим фактором счастья? Ответ на этот вопрос, как вы уже, наверное, знаете, это не богатство, слава, красота или власть. Наше ощущение счастья определяется тем, как другие люди, особенно наши близкие- друзья, члены семьи, коллеги - к нам относятся. Когда ваши близкие относятся к вам хорошо, вы попросту не можете не чувствовать себя счастливым, но если они относятся к вам плохо или избегают общения с вами, вы обречены на несчастье.

    Причина, по которой наше счастье во многом зависит от качества наших взаимоотношений с окружающими , заключается в том, что люди - это в первую очередь социальные существа. И если оглянуться, можно найти тому массу доказательств. Нам очень важно знать, что о нас думают другие, и, как показывают мои собственные наблюдения, мы гораздо охотнее согласимся пережить нечто неприятное (к примеру, посмотреть плохой фильм) в компании тех, кто разделяет наше негативное отношение к нему, чем пережить нечто приятное (к примеру, посмотреть хороший фильм) в компании людей, которые с нами не согласны. Наша социальная сущность также объясняет, почему состояние влюбленности в другого человека - это самый драгоценный опыт в нашей жизни и почему изоляция, чьей крайней формой является одиночное заключение, по мнению тех, кому довелось ее пережить, является самым суровым испытанием.

    Все это объясняет, почему нам так мучительно тяжело общаться и взаимодействовать с негативно настроенными людьми - людьми, которые постоянно портят нам настроение своим пессимизмом, тревогой и недоверием. Представьте себе, что вам постоянно мешают следовать своей мечте, потому что «лишь немногие добиваются в этом успеха». Или представьте, что вас постоянно отговаривают от затеи научиться чему-то новому - к примеру, нырять с аквалангом или кататься на лошади - потому что это «слишком опасно». Представьте себе, что вы постоянно слышите негативные высказывания о других людях (к примеру, «Не могу поверить, что ты рассказал соседям, что завалил экзамен по вождению - теперь они никогда не будут уважать тебя!») Если вы регулярно подвергаетесь подобному негативному воздействию, это может в значительной степени повлиять на ваш запас позитивности, а это в свою очередь приведет к тому, что вы либо пополните ряды негативно настроенных людей, либо начнете проявлять равнодушие или даже грубость по отношению к негативно настроенным людям в вашем окружении.

    Как нужно вести себя с негативно настроенными людьми?

    Одно из очевидных решений заключается в том, чтобы просто с ними не общаться. Но это легче сказать, чем сделать. Мы всегда можем с легкостью прекратить общение с ворчливым барменом или с менеджером авиалиний, которому трудно справляться со своим гневом, но мы не можем просто отвернуться и перестать общаться с нашими родителями, братьями, сестрами, супругами, коллегами или друзьями.

    Более практичный подход к общению с такими людьми заключается в том, чтобы сначала постараться понять причины их негативного настроя. Если коротко, то почти всегда корни негативного настроя кроются в одном из трех глубоко укоренившихся страхов: страх перед неуважением со стороны других людей, страх оказаться нелюбимым и боязнь того, что может случиться нечто плохое. Эти страхи непрерывно подпитывают друг друга, и в итоге человек, охваченный ими, приходит к выводу, что «окружающий мир очень опасен, а люди в большинстве своем дурны».

    Человеку, охваченному такими страхами, трудно поверить в необходимость следовать своей мечте (ведь на этом пути его гарантированно постигнет неудача) и идти на риски, даже если это необходимо для личностного роста и развития. Несложно также понять, почему людям, находящимся в плену этих страхов, очень трудно доверять окружающим.

    Страхи, которые лежат в основе негативного мировосприятия, проявляются в самых разнообразных формах:

    Ранимость или склонность обижаться на комментарии других людей: к примеру, фраза «сегодня вы отлично выглядите» вызывает исключительно негативную реакцию: «То есть вчера я выглядела плохо?»

    Категоричность или склонность вкладывать негативную мотивацию во вполне невинные поступки других людей: к примеру, гости, не похвалившие угощение хозяйки, расцениваются как «неотесанные грубияны, не заслуживающие приглашений в будущем».

    Неуверенность в себе. Речь идет об ощущении беспомощности, неспособности справиться с испытаниями, которые встречаются нам на жизненном пути, которое приводит к возникновению сильнейшей тревоги в случае столкновения с такими испытаниями и к чувству стыда и вины в том случае, если человек избегает этих испытаний.

    Требовательность: хотя негативно настроенные люди испытывают острую неуверенность в своих собственных способностях, они зачастую настойчиво требуют от своих близких каких-то особых достижений, чтобы «я могла тобой гордиться».

    Пессимизм или склонность полагать, что будущее мрачно и беспросветно. К примеру, негативно настроенные люди гораздо охотнее представляют себе, как и почему важный коммерческий визит может пройти неудачно, чем наоборот.

    Уклонение от рисков, особенно в вопросах социального характера. Это приводит к нежеланию раскрывать информацию, которая «может быть использована против меня» и, как следствие, к скучным разговорам и поверхностным отношениям.
    Желание контролировать поведение других людей, особенно близких. К примеру, негативно настроенные люди предъявляют жесткие требования к тому, как их дети должны есть, какую машину покупать и так далее.

    Стоит отметить, что во всех перечисленных выше проявлениях негатива есть одна общая черта, а именно склонность винить внешние факторы - других людей, окружающую среду или «удачу» - а не самого себя и свое негативное отношение к миру. Негативно настроенные люди часто думают: «Если бы только люди знали, на что я способен, если бы люди были добрее ко мне, если бы мир не был полон опасностей и если бы мои друзья, коллеги и родственники вели себя со мной так, как мне бы этого хотелось, я был бы счастлив!»

    На первый взгляд, может показаться довольно парадоксальным то, что негативно настроенные люди испытывают неуверенность в себе и одновременно считают себя вправе требовать уважения и любви со стороны окружающих. Довольно парадоксальным может также показаться и то, что негативно настроенные люди с пессимизмом смотрят в свое собственное будущее и при этом требуют успехов от других. Однако на самом деле здесь не никакого парадокса. Так получается, потому что негативно настроенные люди не чувствуют себя уважаемыми и любимыми, не чувствуют, что они сами способны контролировать свою жизнь, и поэтому требуют от окружающих любви и уважения и стремятся все вокруг контролировать.

    Если посмотреть на негативно настроенных людей с этой точки зрения, станет понятно, что их негатив - это практически нескрываемый крик о помощи. Разумеется, эти люди ничем себе не помогают, демонстрируя свое бедственное положение и стремление всех контролировать - они добились бы гораздо больших успехов в попытках завоевать любовь, уважение и право контролировать, если бы осознали, что демонстрация бедственного положения и проявление желания всех контролировать обречены на провал - однако факт остается фактом: негативно настроенным людям нужна помощь.

    Очевидный, но в конечном счете абсолютно непродуктивный способ помочь этим людям - это дать им ту любовь, уважение и возможность все контролировать, которых они добиваются. Однако это может оказаться весьма скользкой дорожкой, потому что со временем люди приспосабливаются к новым условиям, и вскоре окружающие будут вынуждены демонстрировать еще более горячую любовь, уважение и предоставлять этим людям еще больше контроля, чтобы сделать их счастливыми. Другими словами, выполняя их желания, вы, возможно, создаете Франкенштейна, который вернется, чтобы преследовать вас с новой силой.

    Альтернативное решение заключается в том, чтобы заставить негативно настроенных людей найти источники их негатива и понять, что их негатив является скорее отражением их отношения к миру, чем объективного положения вещей. Между тем, как я уже писал в другой своей статье, люди редко способны адекватно реагировать на критические высказывания, а те, кто настроен негативно, вероятнее всего, к ним вообще не прислушаются, не говоря уже о том, чтобы принять их к сведению.

    Таким образом, у вас остается всего три варианта действий. Во-первых, вы можете стиснуть зубы, встретиться лицом к лицу с этим негативом и надеяться на то, что стоящий перед вами человек когда-нибудь изменится. Второй вариант - попробовать найти профессионального консультанта или посредника (к примеру, общего друга) и надеяться, что мнение «третьей стороны» поможет человеку понять, что его негатив никому не приносит пользы.

    Однако эти два варианта, вероятнее всего, не смогут решить основную проблему. В первом случае, когда вы стискиваете зубы и надеетесь, что негативно настроенный человек со временем начнет воспринимать окружающий мир в положительном ключе, ваша пассивность может послужить доказательством того, что его негатив оправдан. Со временем это приведет к росту и ужесточению требований по отношению к вам и, если вы окажетесь неспособны выполнить эти требования, к новым жалобам на вас.

    Один из аргументов против второго варианта действий заключается в том, что негативно настроенные люди часто склонны уходить от решения проблемы, прикрываясь негодованием и мнимой несправедливостью претензий - «все вокруг, даже мои лучшие друзья, настроены против меня!» Даже если третьей стороне удастся показать негативно настроенному человеку, что его мировосприятие непродуктивно, это вряд ли изменит ситуацию. Так происходит, потому что одного признания проблемы недостаточно для ее решения: для этого необходимо изменить подсознательные паттерны мышления, лежащие в основе негативного мировосприятия.

    Это приводит нас к третьему и, с моей точки зрения, наиболее разумному варианту поведения в обществе негативно настроенных людей. Коротко говоря, этот вариант предполагает три элемента: сочувствие по отношению к негативно настроенному человеку, принятие на себя ответственности за свое собственное счастье, независимо от негативного отношения близкого человека, и зрелость ваших взаимоотношений с негативно настроенным человеком.

    Сочувствие довольно редко - если это вообще стоит делать - предполагает возможность дать негативно настроенному человеку совет изменить его поведение. Оно также полностью исключает чтение нотаций по поводу источников их негатива. Как я уже написал выше, большинство из нас не готовы прислушиваться к негативным и критическим высказываниям - в особенности это касается негативно настроенных людей. Вам может быть довольно сложно не реагировать на такого человека, особенно если его негатив задевает вас за живое. Однако помните, что, если вы выскажете ему все в лицо, это не поможет решить проблему, а лишь усугубит ее. Стоит также помнить о том, что, в то время как вам приходится общаться с негативно настроенным человеком лишь время от времени, ему приходится иметь дело с самим собой постоянно! Эта мысль может помочь вам проникнуться состраданием по отношению к такому человеку.

    Второй элемент - принятие на себя ответственности за свой собственной позитивный настрой - предполагает, что вы должны сделать все возможное для защиты собственного счастья. Если вы не в состоянии сохранить положительный настрой и спокойствие, тогда все потеряно. В одной из своих статей я дал несколько советов относительно того, как можно взять на себя ответственность за свое счастье. Коротко говоря, для этого нужно начать более позитивно мыслить об окружающем мире, однако этого может оказаться недостаточно, если вам приходится постоянно иметь дело с потоками негатива: возможно, вам понадобится регулярный отдых от негативно настроенного человека и общения с ним, чтобы сохранять спокойствие. Разумеется, если вы захотите регулярно отдыхать от него, вам придется придумать правдоподобное объяснение - вы же не хотите, чтобы близкий вам человек подумал, что вы его избегаете.

    Третий элемент - зрелость - подразумевает понимание того, что самый действенный способ настроить такого человека на положительный лад - это стать воплощением позитивного настроя. К примеру, если вы обвините негативно настроенного человека в том, что он заставляет вас видеть окружающий мир в мрачных тонах, это не поможет. Представьте себе иронию ситуации, когда вы советуете человеку " прекратить винить окружающих в твоем негативном мировосприятии«, при этом обвиняя его в том, что он испортил вам настроение.

    Каким образом можно проявлять свое положительное отношение к миру так, чтобы заставить негативно настроенного человека перенять его, не опускаясь при этом до нотаций и нравоучений?

    Для этого вам нужно научиться - насколько это возможно - вести себя как человек, находящийся в абсолютной безопасности. То есть вести себя как человек, которого другие люди любят и уважают и который контролирует все важные аспекты жизни окружающих. Это значит: не позволяйте негативу окружающих мешать вашему естественному стремлению воплощать свои мечты в реальность, не бойтесь идти на оправданный риск, доверяйте другим людям. Однако не стоит всего этого делать только ради того, чтобы позлить негативно настроенного человека или доказать ему свою правоту. Лучше всего вести себя естественно, так, чтобы спонтанность, положительный настрой и доверие по отношению к другим людям стали вашими неотъемлемыми чертами. Тогда, если негативно настроенный человек позволит себе сделать скептическое или циничное замечание - а он его обязательно сделает - воспользуйтесь возможностью и объясните ему, почему вы поступаете именно так, а не иначе.

    К примеру, если такой человек предупреждает вас о бессмысленности вашего стремления к мечте, дайте ему понять, что вы воспринимаете свои шансы на успех иначе, или скажите ему, что вы предпочитаете попытаться и потерпеть неудачу, а не отказываться от своей мечты вовсе. Если негативно настроенный человек предупреждает вас о катастрофических последствиях того, что вы считаете оправданным риском, ответьте ему спокойно: «Что ж, посмотрим, что из этого выйдет». Будем надеяться, что в результате этого рискованного предприятия вы не понесете никаких убытков и приобретете новый ценный опыт. Со временем негативно настроенному человеку придется признать, что, хотя вы в гораздо большей степени склонны к риску, вы все же не безрассудны. И наконец, если негативно настроенный человек отчитывает вас за то, что вы слишком доверяете людям, попросите его напомнить вам случаи, когда окружающие воспользовались вашей доверчивостью вам во вред. (Будем надеяться, таких случаев было очень мало или не было вообще, потому что в противном случае негативно настроенный человек, возможно, прав, утверждая, что вы чрезмерно доверчивы.) Вы также можете спокойно указать на результаты исследований: чтобы сформировать прочные и глубокие взаимоотношения, необходимо доверять близким людям. (Будем надеяться, что вы можете похвастаться более тесной дружбой, чем ваш собеседник, воспринимающий окружающий мир в негативном ключе.)

    Хотя вам, возможно, потребуется много времени, чтобы увидеть какие-либо результаты, рано или поздно они появятся. Изменения будут происходить крайне медленными темпами, но если они произойдут, они закрепятся надолго. Правда заключается в том, что людям нравится общество позитивных людей, поэтому даже негативно настроенный человек рано или поздно оценит ваше положительное отношение к миру. Людям также очень нравится испытывать положительные эмоции. Поэтому если негативно настроенный человек будет в вашем присутствии впитывать в себя вашу позитивность, в какой-то момент он начнет больше себя ценить, а это в свою очередь приведет к тому, что он начнет больше доверять окружающим и смотреть в будущее с большим оптимизмом.

    Как вы уже, вероятнее всего, поняли, общение с негативно настроенными людьми требует смирения. Тот факт, что вы находите преодоление чужого негатива трудным, доказывает, что в вас самих присутствуют зерна негатива. Если бы вы не чувствовали себя опустошенным, столкнувшись с негативом окружающих - если бы вы были абсолютно уверены в себе - вы бы не считали компанию негативно настроенных людей такой отталкивающей. Понимание того, что вам необходимо работать над собой, чтобы справиться с собственным негативом, оказывая при этом помощь другим людям в их борьбе с негативным мировоззрением, поможет вам обрести способность сопереживать, позитивно мыслить, а также зрелость, которая необходима для выполнения этой сложной, но очень нужной задачи.

    • Расскажите об этом своим друзьям!
    ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ИЩЕТ ГАРМОНИИ В СЕБЕ И ВОКРУГ СЕБЯ Публикации о психологии и стиле жизни Живем со вкусом! Статьи о нашем здоровье Книги о здоровье Гимнастика для пожилых Мода для пожилых Прически для дам «в возрасте» Рукодельница Хозяйке и рукодельнице: книги и товары Ежедневные притчи Видеонастроение дня

    ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

    Сколько людей – столько и линий поведения, ну, или, как минимум, их настолько много, что отношения между человеческими особями давно вывели отдельной наукой. Вот, например, такой типаж - недовольный человек. Как правило, это нытик со стажем, нытик по жизни. Он любит жаловаться, выставляя себя самым несчастным человеком на свете, но при этом критикует не только обстоятельства, которые довели его до такого положения, но и здравые дельные советы, способные помочь ему из него выйти. Проще говоря – от него веет негативом. Вот только недовольство его подается в виде человеческого несчастья, и потому так сложно определить, какие люди – просто недовольные вечно и всем, а какие – действительно нуждаются в помощи.

    Что делать, если вас окружают нытики

    Погода унылая, начальник дурак, мужиков нормальных не осталось… - истинный «нытик» убедит вас в этом всего за 15 минут непринужденной беседы. Между тем общение с вечно недовольными людьми чревато для нас серьезными проблемами. Объясняем, как изменить ситуацию.

    Отличительная особенность нытиков - привычка концентрироваться на негативе и регулярно на него жаловаться. Кажется, такой человек недоволен буквально всем: критике подлежат даже решения его проблем, которые предлагают ему измученные нытьем «слушатели». Тут и кроется главный подвох явления: нытики не могут существовать поодиночке, а только в компании тех, кто позволяет им жаловаться.

    Их можно назвать «слушателями-спасателями», они, как правило, не только позволяют жалобщику излить свой негатив, но и берутся решать его проблемы, - объясняет психолог Сергей Артемьев. - Причем, в обеих ролях есть определенные выгоды, не всегда осознаваемые.

    Сомневаетесь? Взгляните на ситуацию более пристально: нытик, вещая о своих проблемах, получает колоссальное количество внимания. А если он при этом заодно обвиняет в собственных бедах кого-то другого (государство, начальника, Вселенную и пр.), то еще и защищается от неприятных эмоций.

    Жалобщиками часто становятся люди, для которых невыносимо ощущение беспомощности или вины. Поэтому они тратят свою энергию не на то, чтобы все было хорошо - то есть на решение проблемы, - а на то, чтобы не быть виноватым: например, чтобы оправдывать себя и списывать все на внешнюю среду, - говорит специалист.

    «Небезгрешны» и те, кто выслушивает нытиков: а иначе, почему, вместо того чтобы успешно строить свою жизнь (и использовать для этого свой оптимизм), они занимаются «спасением» других? Психолог считает, что спасательская роль позволяет чувствовать себя хорошим, достойным, значимым и нужным. А еще дает возможность отвлечь себя и других от собственных проблем и не попадать под оценку других людей. Ведь какой может быть спрос с заботливой разведенной женщины, которая рьяно подыскивает жениха одинокой подруге?

    При этом нытье заполонило почти все сферы нашей жизни. Откройте соцсети, и наверняка найдете массу постов, в которых друзья (при личном общении вполне приятные люди) жалуются на жизнь с интенсивностью профессиональной плакальщицы.

    Почему так происходит, объясняет клинический психолог Олеся Быкова: «Часто в реальности наши жалобы на судьбу и проблемы оказываются мало, кому интересны - у окружающих просто нет времени и желания это слушать. А жалобные посты в ленте новостей воспринимаются как событие, создается эффект подглядывания за чужой жизнью: всем сразу интересно и читать, и давать советы. И сам “жалобщик” на это подсаживается - у него появляется возможность быть услышанным не одним, а сразу многими людьми. Таким образом, лайки и комментарии постоянно работают на поддержание нашего “эго”».

    Чем опасны нытики

    В чем же тут опасность, удивятся некоторые, когда налицо - явное сотрудничество: одному все время нужно кому-то жаловаться, а второму - кого-нибудь спасать, так и пусть же помогают друг другу? Между тем бесконечные жалобы вредны для здоровья как первого, так и второго. Стиль мышления нытика нередко становится причиной психосоматических заболеваний, и достается его «слушателю».

    Наше настроение и мироощущение во многом формируют окружающие нас люди. Если мы ежедневно потоком получаем негатив, то вскоре сами впадем в уныние. К тому же общение с нытиками очень выматывает, оставляя после себя ощущение бессилия и раздражения, - предупреждает практикующий психолог Екатерина Долженко.

    Более того, нередко они мешают нам самим быть счастливыми. Как это происходит, в своей книге «Счастлива дома» объясняет психолог и писательница Гретхен Рубин: «”Вампиры счастья” (или нытики) не только сами ведут себя неправильно, но еще и заражают своим поведением окружающих. В присутствии брюзги, злюки или бездельника мы бессознательно начинаем ему подражать: жаловаться на жизнь, замечать негатив, критиковать и пр. Такой тип поведения становится привычным, формируя наши отношения с другими и взгляды на жизнь».

    Это заражает нас унынием и озлобленностью еще больше. А где негативные эмоции, там и стресс, и сердечно-сосудистые заболевания, и набор веса, и много других неприятных вещей.

    Как противостоять нытикам

    Если вокруг вас становится все больше нытиков, психологи советуют проанализировать несколько важных моментов. Во-первых, ваше поведение: подумайте, чем привлекаете таких людей (возможно, своей готовностью выслушать, дать совет). Во-вторых, вашу собственную жизнь: задумайтесь, от каких собственных проблем вы стремитесь отвлечься. Может, вместо того чтобы проводить очередную «спасительную» беседу с ноющей подругой, вам стоит серьезно поговорить со своим мужем? Эта методика сработает в перспективе: когда вы несколько подкорректируете свою жизнь, места нытикам в ней просто не останется.

    Однако есть и более быстрые способы защититься от негатива, которым вас щедро пытаются облить жалобщики.

    В беседе и в отношениях с ними важно быть все время начеку и вовремя замечать, когда входящая информация начинает действовать на нервы, а нытик - «втягивать» вас в свое эмоциональное поле, - говорит Екатерина Долженко. - Меняйте тему разговора, не давайте нытику войти в раж и задавить вас своим негативом, а вот предлагать решения проблемы необязательно, он от них попросту отмахнется.

    Лучшей тактикой в отношениях с нытиками будет:
    1. Признавать их право проявлять себя так. Не пытайтесь перевоспитать нытика или убедить его, что все будет хорошо. Просто оставьте его в покое, если ему хочется видеть только негативную часть мира. Дальше случится необыкновенное, обещает Сергей Артемьев: «Как только вы перестанете сопротивляться их негативу и пытаться их перевоспитывать, они немедленно отреагируют. Человек, которого не ограничивают в свободе, теряет всякий стимул за нее бороться».
    2. Оставаться позитивным. Делайте хорошо себе и не пытайтесь «причинить добро», когда вас об этом не просили. Сконцентрируйтесь на своих потребностях и позитивном состоянии - именно это может вдохновить тех, кто видит мир в черных красках. Если давление жалобщиков велико (скажем, так ведет себя целый коллектив в офисе), учитесь осознанно воспитывать в себе привычку мыслить позитивно. Например, каждый вечер вспоминайте 3-4 приятных момента прошедшего дня. Со временем это изменит стиль мышления: вы «автоматически» будете концентрироваться на хорошем, а не на плохом.
    3. Четко разделять границы с этим человеком и учиться разговаривать. Постарайтесь замечать в речи преувеличения, обобщения, обвинения и просто с намерением прояснить ситуацию, уточняйте все до фактов. Большинство обвинений на этом заканчивается, а остаются только действительно важные вещи, которые в сложной форме пытается донести до вас человек. Ключевой вопрос для выхода из подобных конфликтов «Что ты хочешь, чтобы произошло?» вместо «Кто виноват, что все плохо?».

    В целом же психологи советуют относиться к излияниям нытиков как к подаркам. «Вы можете поблагодарить человека за его внимание, но вы не обязаны их принимать или ими пользоваться, если они вам не подходят», - подытоживает Артемьев.

    Перелистывая свою коллекцию притчей, нашла ту, которая в этот момент больше всего соответствовала моменту. Но притча «Недовольный человек» так часто встречается на сайтах, что я не стала ее повторять в N раз, а предлагаю вам свои размышления и наблюдения на эту тему. Возможно, кому-то они покажутся спорными, но я и не претендую на истину в последней инстанции.

    Недовольный человек

    Несомненно, что каждый человек с ам принимает решение: быть счастливым, добиваться успеха, получая желаемое от жизни или же проявляя недовольство, видеть вокруг себя только недоброжелателей и вредителей.

    Здесь не так сказали, там как-то вот посмотрели, недостаточно вежливо ответили, погода мрачная, люди уродливы… В общем, никакого уважения мне такому неповторимому и любимому. Но это ведь только у меня такая тонкая натура и особенные эмоциональные состояния, а вот окружающие не смеют в моем присутствии испытывать отрицательные эмоции – продавец должен быть с приветливой улыбкой, сотрудники обязаны проявлять уважение, а начальник постоянно подчеркивать мою значимость и незаменимость.

    Длину этого перечня сложно определить, потому что все и всегда вокруг во всем виноваты. Даже если на улице погода не соответствует настроению.

    Много лет работая с людьми, я часто задумываюсь о природе такого недовольства. Почему одни радуются любой возможности, какой-то мелочи, другие ищут подвох даже в комплименте?

    Можно в этом случае порассуждать о разном отношении к жизни, об оптимизме и пессимизме, но это не даст полноценного ответа на данный вопрос.

    На мой взгляд, проблема значительно сложнее. Как показывает практика, у таких людей полный набор различных комплексов, проблем, которые они не могут, а часто и не хотят решать. У кого-то тяжелое детство, сложные отношения с родителями, отсутствие или недостаток родительской любви. У других, несостоявшаяся или неудовлетворяющая их личная жизнь, желание привлечь к себе внимание. Чаще все это сложно переплетено и, как следствие, порождает зависть к чужому успеху, счастью.

    Недовольный жизнью человек часто не просто очень высоко оценивает свою значимость и свои возможности, но и воспринимает это как состоявшуюся реальность. Это происходит даже в том случае, когда эти возможности не реализованы в настоящем времени, а существуют только в будущем времени как предполагаемый результат.

    В реальном же времени имеющийся результат и его оценка окружением не соответствуют запросам и, соответственно, вызывают неудовлетворение.

    Общаться с недовольным жизнью человеком неприятно и сложно. С ним невозможно жить и работать на одной волне, понимая друг друга с полуслова. Чаще всего приходится сталкиваться с неадекватностью в оценке ситуации, постоянным отрицанием, переходящим порой в агрессивное состояние. Такой человек готов общаться на любую тему, демонстрируя свои знания, осведомленность. Но при этом все сводится к трансляции своего недовольства: « все это давно известно, мы там были…»

    Общение осложняется еще и тем, что, выражая несогласие и недовольство, такой человек оперирует не реальными событиями и обстоятельствами, а внутренними установками. Он может вас практически не слышать, извлекая все объяснения из своего внутреннего мира.

    Это, по существу, «энергетический вампир», который будет пользоваться вашим расположением и помощью. Но вместо благодарности всегда найдет к чему придраться, даже если ситуация с вашей помощью значительно улучшилась.