Биография Крылова Ивана Андреевича. Где и когда родился Иван Андреевич Крылов? Слон в посудной лавке

КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769–1844) – русский баснописец, писатель, драматург

Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии – так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность – в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья , трагедии Клеопатра и Филомела , комедия Сочинитель в прихожей . Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию Проказники , в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Проказники –более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть , сказка Ночи , Похвальная речь в память моему дедушке , Речь, говоренная повесою в собрании дураков , Мысли философа о моде . Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа . В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена : Дуб и трость и Разборчивая невеста . Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка , Урок дочкам и Илья Богатырь . Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська .

В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей , Волк и ягненок ), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни Квартет , Лебедь , Щука и Рак , Волк на псарне . Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного , Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным , Пушкиным и Грибоедовым .

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться »

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова – многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.

Тамара Эйдельман

Мы высоко ценим людей, добившихся выдающихся результатов в той или иной области. В деле написания басен непревзойдённый мастер – Иван Андреевич Крылов.

Появился будущий знаменитый баснописец на свет 2 февраля 1768 года. Детские годы маленького Вани были далеко не радужными. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, был бедным армейским офицером, по долгу службы вынужденный часто менять место своего пребывания.

Вскоре после рождения сына, в самый разгар Пугачёвского бунта он получил распоряжение отправиться в город Оренбург. Вскоре туда прибыла и его супруга, Мария Алексеевна вместе с сыном Ваней.

При защите Яицкой крепости от Пугачева, отец Крылова проявил лучшие свои качества, а после окончания военных операций перешёл на гражданскую службу. Его новое рабочее место – председатель губернского магистрата. Заниматься сыном ему было некогда, и все заботы о маленьком Ване легли на мать, Марию Алексеевну. Желая дать сыну хорошее образование, она договорилась с богатым помещиком Львовым, и Ваня начал посещать уроки учителя-француза вместе с барскими детьми. Однако учеба с иностранным учителем шла туго.

Но даже её пришлось бросить на одиннадцатом году жизни мальчика. Мария Алексеевна овдовела, и семья осталась без средств к существованию. Мать Крылова вынуждена была устроить сына на работу, подканцеляристом в суд, а в 12 лет мальчик был переведён на должность канцеляриста в тверской магистрат.

Свободного времени у юного Крылова оставалось по-прежнему много, и он любил проводить его на улицах и площадях города, среди простого народа. Его чуткое ухо улавливало остроты и шутки, он проявлял интерес к простонародным рассказам, прислушивался к говору обычных людей. Именно эти впечатления детства, простые русские лукавинки, прибаутки, услышанные в народе, навсегда запали в душу будущего литератора.

Воспитанием и образованием сына продолжала заниматься мать. Дальнейшему развитию юного Крылова помогали и книги, оставшиеся после отца. С усердием и интересом мальчик прочитывал всё подряд, не выбирая особо тематику. Иван Андреевич и сам решил попробовать себя на литературном поприще; и на пятнадцатом году жизни из-под его пера выходит комическая опера «Кофейница», созданная по образу и подобию тогдашних модных вещиц.

А между тем средств к существованию в семье по-прежнему катастрофически не хватало, и Мария Алексеевна принимает решение ехать в Петербург, в надежде выхлопотать себе пенсию и удачно пристроить сына.

Двадцать пять рублей в месяц – новое жалованье будущего поэта, получаемое им в казённой палате в Петербурге, куда он прибыл вместе с Марией Алексеевной в 1783 году. Денег немного, и приходилось на всём экономить.

Но это было ничто по сравнению со смертью матери, которой Крылов лишился в 1788 году. Для него это был большой удар. О матери, с большой сердечностью Иван Андреевич вспоминал до конца своих дней.

Написанная Крыловым «Кофейница» «не давала ему покоя» и он решил обратиться к владельцу типографии Брейткопфу с просьбой купить его произведение. Брейткопф заинтересовался и предложил плату за труд – шестьдесят рублей ассигнациями. Но сочинитель денег не взял, на всю сумму он решил набрать книг. Он предпочёл выбрать Расина, Мольера и Буало. Мольер и Буало стали впоследствии его учителями в плане изучения сатирических начал, а благодаря Расину Крылов проявил интерес к героям Греции и Рима.

Находясь под влиянием книг, а также посещения театральных спектаклей, Иван Андреевич выдаёт новое произведение – трагедию «Клеопатра». Эта вещь – подобие французским трагедиям. Судьба у пьесы осталась незавидной, её в пух и прах раскритиковал знаменитый актёр Дмитревский, к которому обратился Крылов за отзывом. Но, выслушивая критику актёра, Крылов одновременно получил и первые уроки словесности, которые пригодились ему в дальнейшем.

Детские и юношеские годы Крылова были непростыми. Но так, как сложились обстоятельства его жизни, именно они способствовали появлению того оригинального отпечатка, который в дальнейшем и определил характерную особенность басен Крылова.

Но до написания первой басни было ещё далеко. Лишь в 1806 году, в Москве, Крылов случайно знакомится с Иваном Ивановичем Дмитриевым, которому показывает две свои басни «Дуб и трость» и «Разборчивую невесту» (перевод из Лафонтена). Дмитриев сразу разглядел оригинальность бесенных произведений Крылова, всячески нахвалил начинающего баснописца и уговорил его не покидать этот род литературы.

Урок литературного чтения

«Путешествие в мир басен И.А.Крылова»

Форма проведения: урок-концерт.

Цель: показать учащимся правильность утверждения, что басни И.А.Крылова вполне подходят для детского чтения.

Задачи:

образовательные : систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

развивающие : развивать умение выразительно читать, пересказывать, инсценировать басни;

воспитывающие : воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры.

Оборудование: сборники басен И.А.Крылова; выставка рисунков к басням, викторина “Басни И.А.Крылова”.

Предварительная подготовка : учащиеся иллюстрировали басни, отвечали на вопросы викторины “Басни Крылова”, готовились к инсценированию басен или выразительному чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

(Портрет И.А.Крылова)

Ведущий . Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

Рассказ ученика

Его перу принадлежат разнообразные произведения. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Великого русского баснописца наш народ зовёт дедушкой Крыловым. Иван Андреевич Крылов – известный всему миру баснописец. Задача, которую он поставил перед собой, — казнить безжалостным смехом всякие недостатки людей – жадность, лень, лож, глупость, хвастовство, приписывая эти недостатки животным. Задача выполнена Крыловым с таким талантом, которого не достиг ни один другой баснописец.

Ведущий

Есть стихи, написанные и о самом Иване Андреевиче. Стихотворение П.Вяземского прочтёт.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по — русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Ведущий . Что вам известно о детстве и первых шагах учёбы И.А. Крылова?

(Высказывания учеников).

Рассказ ученицы

И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Рассказ второй ученицы.(Памятник Крылову в Летнем саду)

Ведущий

Неподалёку от входа в Летний сад в Петербурге на тенистой площадке стоит бронзовый памятник. Какой необычный памятник! В кресле грузный добродушный дедушка, а внизу, вокруг постамента, разные звери. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен.Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России.

С правой стороны – Мартышка, осёл, козёл. Постойте-ка, ну, конечно! Это герои басни “Квартет”. Ничего не понимает в музыке эта компания, но самоуверенно берётся сыграть квартет.

Про зверей ли написал басню Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дела, в которых ничего не смыслят. Но сделал Крылов это в иносказательной форме. К таким иносказаниям прибегал ещё древнегреческий баснописец Эзоп.

(Портрет Эзопа)

Рассказ ученика

Этот талантливый и умный человек был рабом и не мог прямо поднять голос против своих хозяев. Осуждая пороки, он представлял это в виде забавных историй о животных. Отсюда пошло выражение “эзоповский язык”.

Многие басни Эзопа, жившего много веков до Крылова – стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Например, “Ворона и Лисица”. Кроме того, переведенные им, они стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Ведущий

Сейчас ребята прочитают одну из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть.

(К басне «Ворона и Лисица»)

(Инсценирование басни “Ворона и Лисица”.) (Портрет Лафонтена)

И.А.;Крылов переводил также и басни Жана де Лафонтена.Это французский поэт 17 века

Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Басню “Волк и ягнёнок” Лафонтена мы знаем благодаря переводу И.А.Крылова.

Ведущий

В какой басне Крылова героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того заслуживала? (“Слон и Моська”).

(Выразительное чтение басни “Слон и Моська”)

Из какой басни эти крылатые выражения

«А воз и ныне там…»

Иллюстрация «Лебедь, Щука и Рак»

(Выразительное чтение басни “Лебедь, Щука и Рак”).

Ведущий . Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи вызывают у нас улыбку. Я думаю вам будет интересно послушать басню «Зеркало и Обезьяна»

Иллюстрация «Зеркало и Обезьяна»

Ведущий . С какой целью вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?

Ответ учеников (С помощью смеха писателю легче довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера).

Ведущий. Послушайте басню “Мартышка и очки»)”.

Иллюстрация «Мартышка и очки»

Ведущий. Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

Ты всё пела, это дело!Так поди же попляши!

Иллюстрация «Стрекоза и Муравей»

Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»

Ведущий . Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта.Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты,ими зачитывались императоры Александр 1 и Николай 2 .Все, читающие басни Крылова,получали уроки жизни и видели себя в них, ка в зеркале. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “…Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

Викторина по командам

1.Кто лето красное пропела? (Cтрекоза)

2.Герой какой басни хотел попасть в большие забияки? («Слон и Моська»)

3 Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)

4.Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)

5.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? (Воз)

6.Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины,т.е 6)

7.От кого Ворона получила сыр? (от Бога)

8.Кто был соседкой Моськи? (Шавка)

9.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?(У Муравья)

10.Назовите предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»? (Зеркало)

Доска объявлений

Прочитайте объявления и скажите кому из героев басен они могли принадлежать?

1.Ищу пособие по правильному использованию очков.Пишите крупнее-плохо вижу.

2.Срочно сниму тёплую квартиру до весны.

3.Потеряла сыр, пока каркала. Нашедшего просьба –вернуть на ель.

4. Похвалю любого. Кто похвалит меня.

Учитель. Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова — значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Посмотрите, какая цепочка получается.

(портреты Эзопа, Лафонтена и Крылова)

Три великих баснописца греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.

В 19 веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой.

В наше время интересные басни писал Сергей Владимирович Михалков.

III. Итог урока.

Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

Заключительное слово учителя.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Спасибо за урок!

Елена Меркурьева

Задачи : углублять и расширять знания детей о творчестве И . А. Крылова , продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни , развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни .

Развивающая среда : портрет И. А. Крылова , иллюстрации к басням , театральная ширма, куклы би-ба-бо лиса и ворона, игрушечный сыр, маленькая ёлочка, сундучок.

Предварительная работа : чтение басен И. А. Крылова , рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по сюжетам басен.

1. Ребята, сегодня мы свами продолжим знакомство с творчеством И. А. Крылова (демонстрация портрета автора) . Кто это? Чем знаменит этот человек? (Это И. А. Крылов , он писал басни ) . Вы уже знаете, что басня - это короткая , поучительная история. Басни придумываются для того, чтобы сделать людей лучше, показать им их недостатки, но при этом не обидеть. Поэтому в басне говорится про животных, но имеются в виду люди. С какими баснями вы уже знакомы ? (дети называют знакомые им басни ) . Вы молодцы, давайте сегодня поиграем в одну из басен.

2. Я принесла вам "Волшебный сундучок", в котором спрятала героев сегодняшней басни . Отгадав загадки, вы узнаете их. Готовы? Начинаем!

Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона,

Кто она?. (ворона)

Молодцы, первую загадку вы отгадали (воспитатель достает куклу би-ба-бо - ворону) . Слушайте вторую загадку.

Рыжая плутовка,

Хитрая и ловкая.

Хвост пушистый,

Рыжий, золотистый.

Живёт в норе, в лесах.

Кто это?. (лиса)

Здорово, вторая загадка отгадана. Достаём вторую игрушку. Посмотрите (воспитатель одевает кукол на руки и "оживляет" их) , вы догадались, в какую басню мы сегодня играем ? ("Ворона и лисица") Дети вместе с воспитателем выставляют ширму и начинают разыгрывать басню по ролям . Театрализованная игра повторяется 2 - 3 раза. Педагог следит, чтобы басня рассказывалась близко к тексту. Для первого выступления можно вызвать заранее подготовленных детей . Молодцы! Аплодисменты нашим артистам!

3. Подумайте, за что можно похвалить человека (Ответы детей ) . Хвалить - это значит перечислять заслуженные достоинства людей. Подумайте, лиса хвалила ворону заслуженно? (нет) Она ворону не хвалила, а льстила ей. Чем лесть отличается от похвалы? (хвалят за дело, а лесть - это неискренняя похвала. Кто в этой сказке был льстецом? (лиса) Как вы думаете, зачем она льстила вороне (хотела её обмануть, полакомиться сыром) . Какой в этой басне нам автор показывает ворону? (глупая, наивная, доверчивая) . А лисица какая? (хитрая, коварная)

4. О какой басне мы сегодня говорили ?

Кто её написал? Какие басни Крылова вы знаете ?

После занятия можно предложить детям нарисовать или слепить героев басни .

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.


Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.


Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.


Журнал Ивана Крылова "Почта духов"

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.


Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью и .

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.


В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.


Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица . И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.


Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста