Бабушка метелица народная сказка читать. Бабушка Метелица

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с народными сказками

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с народными сказками; способствовать развитию памяти, кругозора, наблюдательности; содействовать воспитанию любви к устному народному творчеству, доброты.

Планируемые результаты:

  • Предметные: отличают авторскую сказку от народной
  • Метапредметные:
    • познавательные: овладевают приёмами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; производят сравнение и классификацию сказок;
    • коммуникативные формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнёра высказывания;
    • регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель своей дальнейшей работы; формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;
    • личностные: формируют учебно-познавательные мотивы и учебно-познавательный интерес к материалу; знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект произведения; эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? - Какое настроение вызывает у вас такая погода?

Ребята! Давайте создадим в классе хорошее настроение и улыбнемся друг другу.

Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие. Нашими верными помощниками будут учебные принадлежности: учебник, тетради, ручки и карандаши. Проверьте, все ли готовы отправиться в путь?

Рассаживаются за парты.

Отвечают на вопросы учителя.

Какие качества настоящего ученика нам будут необходимы на уроке? Дети проверяют свою готовность к уроку.
Какие из этих качеств у вас развиты хорошо, а над какими надо работать? Ответы учеников

(Регулятивные, личностные, коммуникативные УУД)

II. Подготовка к работе на основном этапе 1. Речевая разминка

С чего обычно начинаем урок литературного чтения?

А для чего необходимо проводить речевую разминку? На – на – на – в горах растет сосна;

Но – но – но – снега выпало полно;

Су – су – су – было холодно в лесу;

Ка – ку – ко – нам идти далеко?

(Познавательные, личностные, коммуникативные УУД)
2. Актуализация знаний . Рассмотрите иллюстрации, вспомните произведения.

Иллюстрации к сказкам “Лисичка-сестричка и волк”, “Гуси-лебеди”.

Как называются эти произведения?

Что общего между ними?

Какие сказки бывают?

– В чём отличие?

– А сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой – “Дети Деда Мороза”.

Работают с иллюстрациями

Отвечают на вопросы учителя

– Какие дети могут быть у Деда Мороза?

– А вот о ком мы будем говорить сегодня, вам подскажут загадки.

Предполагают.

Отгадывают загадки.

1) Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт.

Ответ: лёд.

2) По ночам, в морозной мгле,
Я рисую на стекле.
Утром виден из-за штор
Мой затейливый узор.
И деревья, и кусты
Небывалой красоты.

Ответ: иней.

3) Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица Льдинка,
Я – замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная.

Ответ: снежинка.

4) Без рук, без ног,
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет.

Ответ: ветер.

Как вы думаете, почему эти герои собрались вместе? Предположения детей
III. Работа на основном этапе - Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения.

– Верны ли ваши предположения?

Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитайте ответ в тексте.

Слушают произведение. (Познавательные, личностные УУД)

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?

– Скажите, как называется произведение, которое прослушали? Выполняют задания (Коммуникативные УУД) “Дети Деда Мороза”
– Назовите жанр этого произведения.

– Докажите.

Жанр этого произведения – сказка. Явления природы представлены живыми существами.
– Что можете сказать об авторе? Народная сказка.
– Сколько детей было у Деда Мороза? Три сына и одна дочь.
Найдите в тексте имена детей и запишите в тетрадь на печатной основе. с. 62 № 2 Читают сказку, находят имена детей.
– Что сделал Ветер?

– Что сделал Лёд? Подтвердите ответ словами из текста.

– Какую работу выполнил Иней? Найдите ответ в тексте

– А какую работу сделала Снежинка? Прочитайте.

– Почему отец похвалил Снежинку?

– Почему она пожалела землю?

– Посмотрите, как художник изобразил это на иллюстрации.

– Какая Снежинка? Охарактеризуйте её.

– Что больше всего волновало Деда Мороза?

– Волнения Деда Мороза напрасны? Докажите словами из текста.

– Докажите, что Дед Мороз вырастил хороших детей.

Работают в печатных тетрадях.

Отвечают на вопросы.

Потому что она пожалела землю, людей.

Чтобы посевы не вымерзли, растения не погибли.

Она добрая, заботливая, сочувствующая, отзывчивая.

IV. Релаксация для глаз. 1.Вглядывайтесь внимательно в какой-нибудь отдаленный предмет, затем быстро переведите взгляд на предмет, находящийся вблизи. Повторите это упражнение несколько раз. 2. Закройте плотно глаза, сосчитайте до трех, широко раскройте глаза, сосчитайте до трех, вновь закройте глаза. 3. Поморгайте. Дети выполняют упражнения.
V. Работа с другими произведениями о зиме - Сейчас мы читали русскую народную сказку “Дети Деда Мороза”. А в других странах тоже активно развит фольклор. Сегодня мы с вами прочитаем немецкую народную сказку “Бабушка Метелица” (учебная хрестоматия (Ч. 2) на страницах 52-58). Поскольку сказка объемная, я сама вам ее почитаю. (Познавательные, личностные УУД)
- Знакомы ли вы уже с этой сказкой? Читали вам ее раньше родители, или вы смотрели фильм?

Какое еще название этой сказки вы встречали?

Самостоятельные рассуждения учеников. Ответы на вопросы учителя

(Коммуникативные УУД)

“Госпожа Метелица”.

- Почему одна сказка имеет столько названий? Потому что эта сказка народная. Передается из уст в уста, и при каждом пересказе в ней что-то меняется.
- Кто такая падчерица? Дочь одного из супругов по отношению к другому, для него неродному.
- Какие русские народные сказки напоминает эта немецкая сказка? “Морозко”.
Работа в печатных тетрадях в парах. Работают в парах.

“Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица - хорошая и прилежная”.

Неродная дочь.

VI. Итог урока. Рефлексия - С какими произведениями познакомились сегодня?

Что особенно понравилось на уроке?

С каким настроением покидаете урок?

Если все получилось, покажите зелёный кружок, если были небольшие затруднения – желтый, было сложно-красный.

(Личностные УУД)

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке (Коммуникативные УУД)

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Домашнее задание С. 140-141 пересказ.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Записывают задание, задают вопросы

Литература.

  1. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ авт. – сост. Л.А. Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2012 ;
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. Организаций №1, 2. М.: Вентана-Граф, 2016
  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2016.
  4. Программа “Литературное чтение” – концепция УМК “Начальная школа XXI века”, руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (авторы. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова М.: Вентана-Граф, 2012)

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица – хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.

Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.

– Ну что ж, сумела уронить – сумей и достать, – ответила мачеха.

Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.

Пошла девочка по этому лугу и видит – стоит печка, полная хлебов.

– Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! – закричали ей хлебы.

Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.

– Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! – закричали ей яблоки. Девочка подошла к яблоне и так стала трясти ее, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.

И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:

– Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из нее пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.

Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у нее. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома.

Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.

Пошла она тогда к Метелице и сказала:

– Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?

– Это хорошо, что ты соскучилась по дому: значит, у тебя доброе сердце, – сказала Метелица. – А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.

Она взяла девочку за руку и привела ее к большим воротам. Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на нее полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.

– Это тебе за твою прилежную работу, – сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке ее веретено.

Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.

На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:

– Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Наша девочка вся в золоте идёт!

Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.

Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке.

Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:

– Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!

– Очень надо мне руки пачкать! – ответила им ленивица и пошла дальше.

Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:

– Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели! – Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибёте, – ответила ленивица и пошла дальше.

Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы.

В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала ее так плохо, что из нее не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.

– Пойдём, я отведу тебя домой, – сказала она через несколько дней ленивице.

Ленивица обрадовалась и подумала: «Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!» Привела ее Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.

– Вот, получай за свою работу! – сказала Метелица, и ворота закрылись.

Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:

– Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Вот замарашка к нам идёт!

Мылась, мылась ленивица – никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.

Информация для родителей: Короткая и поучительная сказка «Бабушка Метелица» расскажет деткам, что трудолюбие и помощь тем, кто в ней нуждается, вознаграждаются. Так падчерица была награждена в доброй сказке «Бабушка Метелица» братьев Гримм. Сказка подойдёт для вечернего чтения вместе с родителями, её можно читать перед сном детям от 3 до 7 лет.

Читать сказку Бабушка Метелица

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица – хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.

Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.

Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.

– Ну что ж, сумела уронить – сумей и достать, – ответила мачеха.

Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.

Пошла девочка по этому лугу и видит – стоит печка, полная хлебов.

– Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! – закричали ей хлебы.

Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.

– Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! – закричали ей яблоки.

Девочка подошла к яблоне и так стала трясти её, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.

И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:

– Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.

Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у неё. Она старалась угодить Метелице, и когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома. Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.

Пошла она тогда к Метелице и сказала:

– Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?

– Это хорошо, что ты соскучилась по дому: значит, у тебя доброе сердце, – сказала Метелица. – А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.

Она взяла девочку за руку и привела её к большим воротам.

Ворота широко распахнулись, и когда девочка проходила под ними, на неё полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.

– Это тебе за твою прилежную работу, – сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке её веретено.

Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.

На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:

– Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ: Наша девочка вся в золоте идёт!

Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.

Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке. Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:

– Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!

– Очень надо мне руки пачкать! – ответила им ленивица и пошла дальше.

Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:

– Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели!

– Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибёте, - ответила ленивица и пошла дальше.

Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы. В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала её так плохо, что из неё не вылетало ни одного пёрышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.

– Пойдём, я отведу тебя домой, – сказала она через несколько дней ленивице.

Ленивица обрадовалась и подумала: «Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!» Привела её Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.

– Вот, получай за свою работу! – сказала Метелица, и ворота закрылись.

Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:

– Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ: вот замарашка к нам идёт!

Мылась, мылась ленивица – никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица - хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.

Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.

Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.

Ну что ж, сумела уронить - сумей и достать, - ответила мачеха.

Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.

Пошла девочка по этому лугу и видит - стоит печка, полная хлебов.

Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! - закричали ей хлебы.

Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.

Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! - закричали ей яблоки.

Девочка подошла к яблоне и так стала трясти её, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.

И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:

Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.

Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у неё. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома. Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.

Пошла она тогда к Метелице и сказала:

Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?

Это хорошо, что ты соскучилась по дому:

значит, у тебя доброе сердце, - сказала Метелица. - А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.

Она взяла девочку за руку и привела её к большим воротам.

Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на неё полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.

Это тебе за твою прилежную работу, - сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке её веретено.

Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.

На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:

Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Наша девочка вся в золоте идёт! Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.

Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке. Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:

Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!

Очень надо мне руки пачкать! - ответила им ленивица и пошла дальше.

Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:

Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели!

Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибете, - ответила ленивица и пошла дальше.

Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы. В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала её так плохо, что из неё не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.

Пойдём, я отведу тебя домой, - сказала она через несколько дней ленивице.

Ленивица обрадовалась и подумала: “Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!”

Привела её Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.

Вот, получай за свою работу! - сказала Метелица, и ворота закрылись.

Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:

Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Вот замарашка к нам идёт! Мылась, мылась ленивица - никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.

Среди всех авторов, переписавших народные сказки и создавших собственные сюжеты на их основе, братья Гримм являются одними из самых известных. Из-под их пера вышли многие почитаемые литературные произведения, и «Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка), воплощенная в литературной форме, исключением не является. Рассмотрим ее краткое содержание, характеристики основных персонажей, а также попытаемся сделать небольшой анализ произведения.

«Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка): завязка сюжета

Итак, как водится, одна вдова имела двух дочерей: родную и падчерицу. Само собой разумеется, что первая была абсолютной лентяйкой, а вторая - работящей девочкой. «Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка), краткое содержание в том числе, начинается именно с противопоставления двух дочерей. Кстати сказать, такой подход наблюдается и в русских народных сказках, о чем будет сказано в разделе анализа произведения.

Падчерица занималась тем, что целыми днями напролет сидела во дворе и пряла пряжу. Пальцы ее были полностью исколоты веретеном, да так, что постоянно кровоточили. Случилось так, что однажды бедняжка заметила, что веретено испачкано кровью. Его нужно было вымыть, и она пошла к колодцу, дабы зачерпнуть воды. Но тут случилось непредвиденное - веретено упало вниз.

Далее последовал нагоняй от мачехи, девочка решила прыгнуть в колодец, чтобы вытащить веретено. «Бабушка-Метелица» (немецкая сказка) краткое содержание продолжает тем, что именно с этого момента и начинаются приключения главной положительной героини, которые приведут к закономерному итогу. Но впереди у девочки еще много испытаний, причем достаточно серьезных, из которых она выйдет, как говорится, с честью.

Народная сказка «Бабушка-Метелица»: приключения работящей девочки

После прыжка в колодец, к своему великому изумлению, девочка очутилась не в воде, а на зеленом лугу. Удивлению ее не было предела, когда она пошла дальше.

Тут она увидела печь, в которой было огромное количество печеных хлебов. Они раскалились до такой степени, что уже не могли находиться внутри жаровни, и попросили девочку вытащить их. Конечно же, та взяла лопату и вытащила их наружу.

Далее, как повествует «Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка), ей повстречалась яблоня, согнувшаяся под весом спелых плодов. Они тоже попросили девочку стряхнуть их, поскольку полностью созрели. И это наша героиня сделала.

Потом пришла она к маленькому домику, где ее встретила старушка с большими зубами. Девочка сначала несколько испугалась, но, увидев хорошее отношение к себе, успокоилась.

Старушка сказала, что ее зовут Бабушка-Метелица, а когда взбивается ее перина, да так, чтобы пух летел, то и в людском мире идет пушистый снег. Она и сказала, что отныне девочка должна заниматься этим делом.

Награда от бабушки

Так наша героиня и решила остаться жить у старушки, постоянно занимаясь хозяйством. Однако, несмотря на то что жилось ей здесь намного лучше, она стала тосковать по дому и попросила Метелицу отпустить ее. Бабушка ответила, что у девочки доброе сердце, а, соответственно, и награда за работу будет впечатляющей.

Привела она девочку к воротам, а когда та проходила через них, обрушился на нее дождь из золота. Вернулась девочка в родные места, а увидевший ее петушок закричал, что девочка вся в золоте идет.

Ленивица

Посмотрев на это, мачеха решила отправить к Метелице и лентяйку, чтобы и та золотом обзавелась. Но по пути девчонка отказалась помочь и печке, и яблоне. Придя в дом Метелицы, в первый и второй день со взбиванием перины она еще кое-как управлялась (помнила ведь о награде), но на третий день вообще отказалась с кровати подниматься.

Закономерный итог

Тогда бабушка и ее решила «наградить». Ленивица думала, что на нее тоже посыплется золото, но вместо этого получила ковш с черной сажей. Петушок, завидев ее возвращение, крикнул, что «чернушка» возвращается. Как ни пыталась та отмыться от сажи, ничего не получалось, да так и осталась черномазой.

Краткий анализ сюжета

Вот мы кратко и разобрали произведение. Наверное, по сюжету многие поймут, что «Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка) очень сильно напоминает и русские народные сказки, которые, кстати, были созданы намного раньше. При всем этом само произведение как бы слеплено из двух классических русских сюжетов, не правда ли?

Очевидно, что в сказке «Бабушка-Метелица» Братья Гримм краткое содержание построили на таких известных произведениях русского эпоса, как «Гуси-Лебеди» (встреча с печкой и яблоней) и «Морозко» (прыжок в колодец, взбивание перины Метелицы и награда).

Конечно, исходя из вышесказанного, это и можно было бы назвать плагиатом, однако здесь есть одно «но». Дело в том, что большинство критиков причисляет братьев Гримм не столько к сочинителям сказок, сколько к пересказчикам и распространителям классических сюжетов, связанных с народным эпосом. Согласитесь, и назвать эту сказку чисто немецкой просто невозможно. Не говоря о русской мифологии и эпосе, такие сюжеты можно найти во многих литературных произведениях любой народности и в любой культуре.

Впрочем, как уже, наверное, понятно, от этого само произведение менее интересным не становится, тем более что написано оно простым языком, рассчитанным на детскую аудиторию. Зато выводы здесь явно «взрослые». Ведь эту сказку можно отнести именно к тем произведениям, которые осуждают лень. А покладистость и трудолюбие всегда будут вознаграждены, даже если ты этого совсем не ожидаешь.

Естественно, лень и нежелание помочь ближнему своему приводят только к тому, что и награда будет соответствующей (как в случае с ленивой девочкой). И это, надо сказать, для многих детей может стать наглядным уроком, демонстрирующим, как нужно относиться к ближним и к труду.