Атака звука. Звукообразование

Атака звука

Звукообразование

Часто бывает так, что, взяв единообразно дыхание, ансамбль начинает петь, а единства, слитного звучания не получается. Внимательно прислушиваясь к певцам (а в процессе работы с ансамблем его руководитель должен знать достоинства и недостатки каждого из них), можно заметить, что звуковая позиция, положение звука у многих певцов различные.

Единство звука для всех певцов имеет очень важное значение в пении. Многие педагоги по постановке голоса не без основания употребляют термин “позиция” звука. В своей работе они добиваются выработки у певцов единой, так называемой “близкой, высокой позиции” звука. Ученые-физиологи, исследуя этот вопрос, пришли к заключению, что “высокая позиция” звука является наиболее правильной. Такая позиция обеспечивает чистоту интонирования, яркость, сочность и полетность звучания голоса. Используя соответствующие записывающие аппараты с помощью вибродатчика, ученые установили, что “звуки, богатые высокими обертонами и, в частности, имеющие хорошо выраженную певческую форманту, квалифицируются термином “высокая позиция”, а звуки, объективно той же высоты, но слабо выраженные высокими составляющими – термином “низкая позиция”. В процессе нахождения и ощущения такой высокой позиции звучания решающую роль играет участие (вибрация) верхних резонаторов. При звучании верхних резонаторов получается легкий, звенящий, очень богатый высокими обертонами звук. Близкое произношение и образование гласных звуков придает пению хорошую дикцию. И наоборот, вибрационное ощущение только в грудной полости делает звучание глухим, массивным, похожим на гудение. При таком пении гласные буквы почти невозможно различить, настолько они похожи друг на друга, слова не разобрать. “Высокая позиция звука связана с интенсивной вибрацией верхних резонаторов всех лицевых тканей, с этой точки зрения высокая позиция – не только чисто акустическое понятие, но в определенной мере и физиологическое, т.к. наряду с другими ощущениями вполне закономерно вызывает ощущение интенсивной вибрации, хорошей озвученности верхних резонаторов певца”.

Голоса всех певцов, обладающих различными индивидуальными тембрами (красками) при едином принципе дыхания, звукообразования, звуковедения, произношения гласных и согласных во время певческого процесса, сливаясь, образуют общий ровный тембр звучания ансамбля.

В практике и в методической литературе существует большое количество разнообразных терминов, характеризующих ту или иную позицию звука, характер звучания голоса: близкий, далекий, плоский, прикрытый, собранный, разбросанный, матовый, звонкий, твердый, мягкий, насыщенный, пустой, тупой, острый, с носовым или горловым призвуком, грудной, головной, напряженный, тяжелый, густой, легкий, прямой, большой, маленький, камерный, энергичный, устойчивый, волевой, опертый, вялый, дряхлый, неустойчивый, серый, цветистый, бытовой, классически-академический и ряд других. Такие и им подобные термины в какой-то степени могут характеризовать определенное, присущее данному певцу, группе певцов или партии звучание и в конечном счете определяются манерой произношения текста, определенным принципом звукообразования, позиции звука, не говоря уже о принципах дыхания, умения пользоваться резонаторами и др.

Атака звука

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.

Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака . Голосовые складки плотно смыкаются до начала вдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую “каркающую”, с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.

2. Мягкая атака . Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3. Придыхательная атака . Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха.

Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образования головного и смешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.

В вокально-педагогической практике используется мягкая и твердая атаки, придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях. Применение того или иного вида атаки определяется индивидуальными особенностями учащегося. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание складок) и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых складок пользоваться более твердой атакой. И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (пересмыкание голосовых складок) и “горление” (горловой призвук звучания), то полезно вначале применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной. Но применение такой атаки должно быть осторожным, чтобы не вызвать “подъездов” к звукам.

Атака является выразительным средством в пении. Вариация видов атак позволяет передать различные настроения. Лирические настроения обычно связаны с применением более мягкой атаки, драматические эмоции выражаются при помощи более твердой атаки звука. В моменты наибольшего звукового напряжения уместно использование твердой атаки; в моменты более спокойного и тихого звучания пользуются приемом мягкой атаки.

Упражнение №1

Наберите немного воздуха, задержите его и, атакуя каждый звук смыканием связок, проделайте упражнение от начала до конца. Это упражнение надо петь с твердой атакой каждой ноты, смыкая связки на каждом отдельном звуке.

После вдоха и задержки дыхания примерно на 2 секунды нужно начать звук коротким, но энергичным толчком в голосовую щель на гласную "А" (спеть гамму, либо другой любой звукоряд).

Не забывайте о чистоте интонации, попадайте только в "десятку".

Трудности заключаются в скорости исполнения упражнения, начать нужно медленно и по мере получения положительного результата в начальном темпе, постепенно ускорять его.

Следите за тем, чтобы не увеличивать силу звука до чрезмерной напряженности, не свойственной природе Вашего голоса.

Можно менять гласные, добавлять к ним согласные.

Упражнение №2

Проделайте упражнение №1, но с мягкой атакой. Начните звук мягко, аккуратно, как бы осторожно.

Упражнение на достижение мягкой атаки :

Напевайте Колыбельную звуками: М-м-м-м, А-а-а-а, О-о-о-о, У-у-у-у, Э-э-э-э

Постарайтесь добиться мягкой атаки. Ощутите состояние мышечной свободы, «качания» гласных диафрагмой. Раскрывайте рот –это помогает вывести энергию наружу. Нужно добиваться свободы мышц нижней челюсти.

Атака звука.

Ионина Г.И., педагог дополнительного

образования МБУДО «Лянторский ЦДО»

Атака звука - это начало и способ (характер) образования звука какого-либо инструмента или голоса человека. Существует три вида атаки звука в вокальной практике:

1.Твёрдая атака. Характерна для плотного смыкания голосовых связок до начала звукообразования и сильном их сопротивлении воздуху при извлечении звука. Звук при этом твёрдый, яркий, энергичный, резкий.

В разговорной речи твёрдой атаке соответствует громкий разговор и крик.

2.Придыхательная атака. Возникает тогда, когда голосовые связки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха и остаются неплотно сомкнуты в течение всего звукоизвлечения. При этом вместе с гласной слышится звук, похожий на "х". При придыхательной атаке происходит повышенный расход воздуха, зачастую неточны попадания на ноты, а также возникает потеря яркости звука.

В разговорной речи придыхательной атаке соответствует приглушённый, доверительный разговор "по секрету".

3.Мягкая атака. Она занимает промежуточное положение между первыми двумя. Мягкая атака возникает при одновременном смыкании голосовых связок и начала выдоха. Этот вид атаки обеспечивает наилучшие вокальные возможности голосовым связкам, голос становится мягким, богатым обертонами и меньше устаёт.

В разговорной речи мягкой атаке соответствует обычный негромкий, задушевный разговор с приятным тебе человеком.

Хороший певец владеет всеми тремя видами атаки и употребляет ту или иную в зависимости от характера исполняемого произведения.

Наверное, все знают замечательную певицу Кристину Агилеру. Может, далеко не все являются её поклонниками, но в том, что её голос обладает высочайшими возможностями, согласятся все. И известна она прежде всего очень сильным, звонким голосом с широким диапазоном. Певица практически постоянно использует твёрдую атаку при исполнении песен.

Но её двойной диск "Back to Basics" меня приятно удивил. Кроме всемирно известной композиции "Hurt" на этом альбоме мне очень понравилась её песня "Save Me From Myself" . Исполнение этой последней композиции отличается от её привычной манеры пения. Здесь певица широко использует мягкую и придыхательную атаку. И делает она это так искуссно, так изящно, что если ты не знаешь, что это поёт Кристина Агилера, то сам ни за что не догадаешься, что это она. Такая манера пения, в совокупности с простым музыкальным сопровождением акустической гитары и скрипок, делает песню необычно задушевной и трогательной.

И, конечно же, я не смог удержаться и включил песню "Save Me From Myself" в свой заочный курс аккомпанемента на гитаре, в качестве одного из уроков. Если ты действительно хочешь достичь вершин в вокальном исполнении, обязательно познакомься с этой композицией!

Начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1.Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку,так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой,щели. Эта атака встречается у необученных певцов и вредна для голосовых мышц, потому совершенно непригодна для голосообразования.

2.Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3.Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха.

Каждый опытный певец владеет всеми видами атаки: твердой, мягкой и придыхательной. Это и есть сознательное управление работой голосовых связок. Атака имеет не только значение как средство выразительности в пении, но и является важнейшим средством педагогического воздействия на голосовой аппарат. При слишком активной смыкательной функции голосовой щели, когда голос имеет зажатый характер, показана придыхательная атака. Но надо помнить, что пользование придыхательной атакой должно быть вовремя прекращено, как только певец научится более свободно, ненапряженно, без зажатия формировать звук. Длительное и неумеренное пользование придыхательной атакой может принести вред. Поэтому в большинстве руководств придыхательная атака не рекомендуется для пения. Отрицательными качествами придыхательной атаки является ее расслабляющее действие на голосовой затвор. При привычке к придыхательной атаке звук атакуется вяло и не сразу приобретает нужную высоту. Образуются так называемые «подъезды» к ноте, что в музыкальном исполнении - нетерпимо, за исключением отдельных ходов, которые по замыслу композитора должны браться специальным приемом с переносом голоса по промежуточным звукам - роrtamento. Кроме того, при злоупотреблении придыхательной атакой тембр теряет чистоту, ясность и обычно одновременно со звуком слышен шип, шумовой призвук. При ослабленной функции голосовой щели, при вялости гортани, когда дыхание утекает, смыкание может быть активизировано твердой атакой. При твердой атаке перед началом звука делается задержка дыхания при помощи полного смыкания связок, т. е. связки вводятся в действие и смыкаются еще до того как зародился звук. Только после их смыкания, когда дыхание легким толчком размыкает голосовые связки, начинается звукообразование. Таким образом, твердая атака приучает к голосообразованию на плотно сомкнутых связках. При таком типе их работы утечка дыхания невозможна и его начинает хватать на фразы более длинные. Дыхание начинает держаться, или, другими словами,- звук начинает опираться на дыхание. При постоянном пользовании твердой атакой голосовой аппарат можно приучить к слишком активному включению голосовых мышц в работу и звук получается жесткий, зажатый, а пение начинает носить «твердый», «лающий» характер. Наиболее употребительной является мягкая атака, при которой дыхание и голосовые связки одновременно вводятся в действие, и потому при ней не получается ни слишком жесткой, ни вялой работы голосовых связок. На основании разных видов атаки певец особенно хорошо начинает понимать взаимодействие дыхания и голосовых связок во время пения. При твердой атаке - сначала смыкание голосовых связок, потом - подача дыхания. При придыхательной - сначала дыхательная струя, а потом на ней смыкание связок. При мягкой - их одномоментность.

Правильное певческое звукообразование и звукоизвлечение необходимо для развития вокальных навыков ребенка, и для достижения высокого уровня исполнительского мастерства.

Начальный момент работы голосовых складок и дыхания, способ взятия звука называется атакой звука. «Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок.» Различают следующие виды атак:

«Мягкая атака», при которой процесс смыкания голосовых складок происходит одновременно с началом выдоха. «Мягкая атака состоит в сближении, но неплотном смыкании голосовых складок, и не перед началом звука, а в самый момент звука.» С этим высказыванием соглашаются и Ф.Ф.Заседателев И.И. Левидов, и А. Музехольд Г.П.Стулова пишет: «Несомненно то, что при мягкой атаке происходит, конечно, раздвижение не сомкнутых предварительно (как при твердой атаке) складок, а лишь сближенных, и поэтому этот способ атаки звука называется мягкой» З.И. Аникеева и Ф.М.Аникеев в книге « Как развить певческий голос» утверждают: «Мягкая атака характеризуется наилучшим тембром, интонационной точностью, спокойным дыханием и одновременным включением голосовых складок и дыхания в работу.»

Как бы то ни было, при мягкой атаке выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели, слишком плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

«Придыхательная атака». Начало выдоха опережает смыкание голосовых складок, поэтому перед началом звукообразования голосовые складки еще пассивны и расслаблены. Голосовые связки при придыхательной атаки смыкаются не полностью и только после прохождения небольшой «порции» звукового тела, В дальнейшем они (голосовые связки) работают как при мягкой атаке. Образуемому и извлекаемому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Звукоизвлечение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака может рассматриваться как самостоятельный вид атаки и самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

«Твердая атака». При твердой атаке смыкание голосовых складок происходит до начала вдоха. Твердая атака может быть утрированной, жесткой, а извлекаемый звук напоминает «карканье». Это происходит от пересмыкания голосовых складок и судорожного, резкого «захлопывания» голосовой щели. Таким типом певческого звукоизвлечения часто пытаются петь необученные люди, и это крайне вредно для певческого голосообразования

Профессионально владеющий голосом певец может произвольно менять способы подачи звука, а, значит, различным видам атак можно научить. Способ подачи звука, атака, связан со звукообразованием и звукоизвлечением в определенном регистре, как например, в грудном регистре более глубокое смыкание голосовых складок происходит при пении на «форте» и менее глубокое - при пении на «пиано». Для образования головного и смешанного регистров служит мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, Атака, являясь важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, организует их работу в начальный момент голосообразования, и определяет все последующее звучание.

В начальный период формирования и совершенствование навыков певческого звукоизвлечения используются как мягкая, так и твердая атаки, исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Так, если у учащегося вялое смыкание голосовых складок, вялая подача звука, то возможно применение твердой атаки для их активизации. Если учащийся поет « на горле», пользуется жесткой атакой звука, то полезно начать с применения мягкой атаки, граничащей с придыхательной.

Но при этом использование разного рода атак должно быть целесообразным и осторожным. От использования различных типов атак звука зависит и сила звука- при исполнении драматических произведений, выражающих сильный эмоциональный настрой произведения и требующих более интенсивного звукоизвлечения, применяется более твердая атака звука. При исполнении лирических произведений - более мягкая атака. Таким образом, можно сделать вывод, что разнообразие атак звука является выразительным средством в певческом звукообразовании и звукоизвлечении.

Но не только правильное звукообразование, звукоизвлечение и певческое дыхание обеспечивают успешное исполнение музыкального произведения. Перед голосовым аппаратом человека ставится задача ясного и четкого произношения текста, а также эмоционально- выразительное донесение его до зрителя.

Момент образования звука называется атакой. Различают три вида атаки: твёрдая, мягкая, предыхательная. Твёрдая атака – связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твёрдый. Мягкая атака – связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Предыхательная атака – связки смыкаются неполностью, пропускают воздух («утечка воздуха»). Чаще всего предыхательная атака свидетельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе и т.д. в практике хорового пения у детей следует добиваться мягкой и твёрдой атаки звука. При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку как наиболее щадящую голосовой аппарат, хотя без твёрдой атаки тоже трудно обойтись. Твёрдая атака располагает к более точному интонированию, однако должна применяться крайне осторожно и во времени недолго. При злоупотреблении ею могут возникнуть узелки на связках, которые ведут к неполному смыканию и потере голоса. Своебразной проверкой дыхания является цепное дыхание. Каждый певец контролирует своё дыхание, без толчка заканчивает пение и вновь берёт дыхание, повторяя тот же звук. Ритм дыхания находится в тесной связи с темпом и характером произведения.

При выравнивании звучания хора главная задача – научить ребят тянуть звук на разные слоги, негромко округло, держась на одной заданной высоте. В работе над качеством звука как с младшими, так и со старшими детьми часто применяется принцип контрастного сопоставления: некрасивому гнусавому, глухому, крикливому звуку противопоставляется звук нежный, мягкий, округлый, звонкий, тембристый.

Свободе звукоизвлечения, овладению умением регулировать силу звука, использовать динамические оттенки помогает упражнение на филирование звуков – pp – crescendo – ff – diminuendo – pp. В младшем хоре упражнение приобретает форму игры в «морской прилив и отлив». По дирижёрскому жесту crescendo дети постепенно усиливают звучность. Многие дети сразу форсируют звук, почти кричат, глаза выражают страх перед «стихией». Нужно осторожно сказать, что тот, кто кричит, боится, а страх – плохой помощник, и трудности надо встречать и преодолевать спокойно, уверенно с достоинством. Потом светло и облегчённо звучит diminuendo – «морской отлив».

У партии Сопрано вырабатывается смешанное – микстовое звучание с преобладанием грудного звучания в верхнем регистре (умение сочетать головной регистр и высокую, мягкую певческую позицию). В этом поможет упражнение с гласным «У». Округлое светлое звучание вырабатывается упражнением с поступенным движением вверх или вниз, пением на улыбке, приближением артикуляции светлых гласных к более прикрытым.



У партии Альтов вырабатывается микстовое звучание, грудное звучание используется редко, лишь как средство музыкальной выразительности.

Ведётся работа по устранению дефектов в звукообразовании и звуковедении таких, как зажатость челюсти, гнусавость, неподвижность голоса. Целый ряд упражнений на слоги (ма, лю, ку, да, ди) помогают избежать этих недостатков. В результате обучения дети овладевают различными видами звуковедения: протяжным, связным пением; отрывистым с подчёркиванием отдельных звуков, пение с акцентами; legato, non legato, staccato и т.д.

Формирование певческих гласных. Приёмы звуковедения

Пение академических хоров отличается единой прикрытой округлой манерой пения гласных звуков. Сущность её заключается в том, что гласные должны звучать ровно, едино и округлённо. Звучание гласных «и», «е», «ё» должно приближаться к звучанию гласных «ы», «э», «о». важную роль при интонировании гласных звуков играет положение артикуляционного аппарата певцов, включающего рот, губы, зубы, язык, мягкое, твёрдое небо. Форма рта певцов при этом не должна быть слишком широкой и плоской, вследствие чего может возникнуть открытый, бестембренный звук.

Тембровая пестрота гласных звуков связана с неровностью силы звука при изменении высоты звука и переходе от одной гласной к другой. Неровность силы звука в свою очередь связана с неодинаковым подсвязочным давлением воздуха при исполнении различных гласных. Так, наименьшее давление наблюдается при пении гласной «и», наибольшее при пении гласной «а». последовательное возрастание подсвязочного давления наблюдается при соединении гласных звуков в следующем порядке и-у-э-о-а.

Для выравнивании гласных, формирования единой округлой манеры звукообразования рекомендуется пение их в сочетании с сонорыми согласными на одной высоте с одинаковой силой.

Вопросы округления и прикрытой манеры исполнения гласных звуков в хоре связаны с вопросами выравнивания и сглаживания регистров голоса, развития ровности звучания по ходу всего диапазона. Это достигается благодаря приёмам смешивания головного и грудного звучания голоса, которые формируются в средней части диапазона с постепенным распространением вверх и вниз. При этом верхние звуки следует исполнять распевно, активно, с хорошим ощущением певческой опоры. Высокие ноты должны звучать легко и свободно, с применением мягкой атаки. Недопустимо малейшее форсирование звука при их исполнении.

Умение пользоваться дыханием обуславливает важный навык хорового пения – пение с различными приёмами звуковедения.

Legato (легато) – связно, плавно, без толчков. Хорошим условием для пения на legato является пение на гласные или с закрытым ртом. Отсутствие согласных сводит к минимуму толчки и неровность в звуковедении. Показатель верного пения legato – это ровность нюанса данного отрезка мелодии. Под ровностью понимается сохранение силы звука на одном уровне, а также постепенное длительное усиление или его ослабление. При пении с текстом появляются дополнительные трудности, связанные с природой некоторых согласных звуков (б, п, к, д, т). Они прерывают вокальную линию. Задача руководителя хора – добиться наименьшего ущерба вокальной линии путём удлинения гласных и укорачивания согласных.

Staccato (стаккато) противостоит legato. Пение отрывистое, короткими длительностями, лёгкими толчками. Главный признак staccato – цезуры между звуками (обозначается точками под нотами). Выполнение приёма staccato требует максимального сокращения протяжности звука и соответственно увеличения паузы, а также лёгкие акценты, чего нет в примере с паузами. При пении staccato принцип отнесения согласных к последующему слогу становится обязательным (если согласные не в конце слова).

Non legato (нон легато) – не легато, не плавно, не связно. Предусматривает подчёркивание каждого звука мелодии с предельно сокращёнными цезурами между звуками мелодии. Приём труден тем, что сочетает в себе и legato и staccato. Тем самым свести мелодию к маловыразительному приёму, среднему между legato и staccato.