Акунин борис мф краткое содержание. Приключения Эраста Фандорина

Краткое содержание: Циничная выходка одного из представителей золотой молодежи, так и считалась бы самоубийством, если бы не «зутулый штудент». Эраст Петрович Фандорин находит в случившемся некую тайну и пытается докопаться до истины. Ниточка тянется к некой госпоже Бежецкой, Амалии Казимировны, а также к таинственной организации «Азазель». Дело принимает нешуточный оборот. Из Петербурга приезжает специальный следователь, Иван Францевич Бриллинг, который не оставляет без внимание и заслуги Фандорина. Эрасту Петровичу поручается разрабатывать версию с графом Зуровым, через которого удается выйти на след Бежецкой. Оказывается, что речь идет уже не о каких-то нигилистах, а о мировом заговоре. Специально подготовленные выходцы из эстернатов баронессы Эстер проникают во все структуры власти, науки, просвещения и т.д. чтобы «облагодетельствовать» человечество под своим чутким руководством. Понятно, что такие методы идут врознь с мировоззрением Фандорина. Нарушенное обещание оборачивается для него смертью любимой.

Личные впечатления: В Книге Еноха Азазель – предводитель гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин воевать, а женщин – искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. Понятно, что такой образ, ставший подоплекой одноименного романа Бориса Акунина (Григория Шалвовича Чхартишвили) не может не вызвать интереса у читателя, погруженного в некий мистический круговорот событий.

Выбранный Акуниным стиль повествования – завораживает, от книги не оторваться. Вымысел, приправленный долей исторических «фактов» становится более реалистичным, чем сама реальность. Впрочем: «что есть история?» Даже ели говорить о ней как о науке, то это всё тот же вымысел, основанный на субъективной трактовке фактов. Так что излюбленное: «Фи» - некоторых критиков в адрес жанра альтернативной истории можно пропустить мимо ушей, как не стоящие внимания бредни.

Читая книги из серии о приключениях Эраста Фандорина, непроизвольно возникает эдакий романтический оттенок ностальгии о царской России, чинопочитании и т.д. Понятно, что в любой бочке меда найдется место и для ложки дёгтя, причем такое, что мало не покажется, однако хочется порой услышать нечто вроде: «чего изволите, барин?»

Обложка книги: Снова не удалось разыскать автора этой прекрасной обложки. Даже на сайте издательства «Захаров», где и была издана книга нет ничего такого. Лишь к переизданной в 2009 г. «Азазель» нашел упоминание об Игоре Сакурове, чьими иллюстрациями пополнилась книга. Как я понимаю, обложки тоже его рук дело, так что поговорим про «Азазель». Версия названная «покет» меня поставила в тупик. До сих пор не понимаю что там нарисовано. Крутил и так и эдак – ничего разумного в голову не приходит. Поэтому я остановился на том варианте, что вы видите. Как я понимаю, изображен сам Фандорин, после проигрыша Зурову. Смотрится несколько комично, но ситуация к юмору конечно не располагает. В любом случае соглашусь со словами Григория Шалвовича:

Сейчас, когда искусство книжного иллюстратора стало почти реликтовым, Игорь - один из очень немногих настоящих мастеров этого сверхсложного, деликатного жанра. И мне, и моим читателям с ним очень повезло.

Оценка: 9 из 10 балов
Ссылки: найти и скачать бесплатно

Из серии «Приключения Эраста Фандорина»:

1. 1998 — Азазель (1876 год)
2. 1998 — Турецкий гамбит (1877 год)
3. 1998 — Левиафан (1878 год)
4. 1998 — Смерть Ахиллеса (1882 год)
5. 1999 — Пиковый валет (1886 год)
6. 1999 — Декоратор (1889 год)
7. 1999 — Статский советник (1891 год)
8. 2000 — Коронация, или Последний из романов (1896 год)
9. 2001 — Любовница смерти (1900 год)
10. 2001 — Любовник смерти (1900 год)
11. 2003 — Алмазная колесница (1878 и 1905 годы)
12. 2007 — Нефритовые чётки (Ремейки классических детективов) (1881—1900 годы)
13. 2009 — Весь мир театр (1911 год)

Произведение Бориса Акунина «Декоратор» является второй частью книги «Особые приключения». Оно захватывает своим детективным сюжетом, интересными персонажами и расследованием. Если есть желание прочесть краткое содержание произведения и узнать другую полезную информацию и отзывы, то эта статья будет полезной.

Краткий пересказ первой части

Чтобы понимать сюжет второй части под названием «Декоратор» Акунина Бориса, следует ознакомиться с первым произведением цикла - «Пиковый валет». В Москве 1886 году умелые преступники организовали одноименную банду и вскоре потрясли всю столицу. Их злодеяния выделялись на общем фоне изобретательностью и даже творческим подходом к делу. Они пробираются в самые охраняемые места и при этом не оставляют после себя никаких зацепок. Правоохранительные органы не могут ничего поделать, а под угрозой находится каждый объект, представляющий ценность. В таких условиях к работе приступает гениальный сыщик Эраст Фандорин. Все деликатные дела доверяют ему, ведь он прославился своим талантом на всю страну.

Начало второй части

Во второй части книги «Особые поручения» - «Декораторе» Акунина - сюжет уже совсем другой. События происходят также в Москве, но на дворе уже 1889 год. Столицу потрясла череда ярких преступлений. Все жертвы оказались женщинами, но никаких следов полового насилия у них не было обнаружено. Вместо этого маньяк вырезал органы из тел убитых личностей и раскладывал их в некотором узоре. Из-за этого он получил прозвище Декоратор.

За расследование дела берется легендарный сыщик, кавалер Ордена Хризантемы Эраст Фандорин. Его подозрения сразу падают на двух персонажей - Елизавету Несвицкую, известную нигилистку, и студента Ивана Стенича, который обучался в Внезапно главный герой получает посылку с ухом жертвы, но позже оказалось, что это была своеобразная шутка Кузьмы Бурылина. Фандорин продолжил расследование и наконец-то попал в нужную точку. У него появилась зацепка, которая могла привести к убийце.

Развитие сюжетной линии

Во втором томе «Декоратора» Акунин показывает, как Эраст Фандорин выходит на след убийцы. Зацепки приводят его к организации под названием «Садический кружок», точнее к бывшим участникам этого странного клуба. Следователь выясняет всю доступную информацию об этих людях, а тем временем происходит фатальное событие.

Леонтий Ижицын, занимающий пост следователя по важным преступлениям при окружном прокуроре, становится жертвой. Он невольно спровоцировал маньяка, сам того не желая. Фандорин начинает размышлять, что заставило пойти убийцу на этот шаг. Его теория приводит к тому, что преступник боится наказания. Раньше его действия были направлены на изуродованную демонстрацию внутренней красоты человека. Теперь же он просто пытается замести следы, хоть и делает это умело.

Фандорин пытается найти новые улики, но попадает под давление. Череда таких нахальных преступлений, выбор женщин в качестве жертв не нравится сливкам общества. Они выражают недовольство работой сыщика и требуют более активных действий.

Окончание сюжета

В произведении «Декоратор» Акунина наступает переломный момент. Представители высшего общества недовольны положением дел в Москве, а сам маньяк изменил почерк убийств. За дело берется лично министр внутренних дел граф Толстов, репутация Долгорукова под большой угрозой. Обстановка накаляется не по дням, а по часам. Эраст Фандорин максимально приблизился к расследованию, и в этот момент Декоратор решил подставить Егора Захарова.

С ним он знаком лично еще со студенческих годов, новый подозреваемый работает судебно-медицинским экспертом, типаж подходит под почерк преступлений. В это время главному антагонисту удается поймать Анисия Тюльпанова и убить в своем фирменном стиле. Не обошел он стороной и его сестру Соню с умственными отклонениями.

В это время Фандорин уже понял, кем является маньяк, но у него не было зацепок. Он отправляется лично убить Соцкого - бывшего лидера «Садического кружка». В финальной сцене демонстрируется сражение между протагонистом и его главным противником. Сыщик выходит победителем, но потеря близких людей сильно отметилась на нем.

Намеки на экранизацию

Фильма «Декоратор» по Акунину ждали многие зрители, ведь произведение отлично подходит для экранизации. Мрачная атмосфера, прекрасный сюжет с неожиданной концовкой - этого достаточно для привлечения аудитории. Оставалось грамотно сделать адаптацию, а первые намеки на это появились в 2013 году. Компания «Кинослово» купила права на экранизацию произведения.

Позже было сказано, что работы над новым фильмом «Декоратор» Акунина за авторством уже начались. Режиссером назначили Антона Борматова, а продюсером стал Петр Ануров. Мужчина успел отметиться в производстве картины «Дух less», которая на тот момент уже прогремела в прокате. На главную роль Эраста Фандорина утвердили Данилу Козловского, который появлялся во многих ролях в индустрии. В том же «Дух less» он исполнил одну из главных ролей.

Изначально в планах стояла дата выпуска картины 2017 год, но с тех пор информация о съемках перестала поступать. Скорее всего, производство заморозили, и сейчас неизвестно, появится ли когда-то киноадаптация «Декоратор».

Положительные отзывы

Следует отметить, что «Декоратор» Бориса Акунина понравился большинству читателей. Пользователям понравилась книга «Особое мнение» в двух частях, чувствуется контраст между томами. Произведения с маньяком, убийцей женщин окутывает читателя особой атмосферой мрачности. Ход расследования держит в напряжении до самого конца, а догадаться о личности преступника невозможно.

Драматические события в жизни главного героя на фоне основной сюжетной линии заставляют задумываться. Фандорин только начал привыкать к спокойной жизни, нашел друга в лице помощника, но не смог оставаться в стороне от резонансного дела, которое перевернуло его жизнь.

Интерес вызывает личность антагониста, который называет себя «декоратором». Его мотивация по типу создания из людей чего-то более прекрасного одновременно жуткая, вызывает отвращение, но несет в себе четкий посыл читателям. Любителям детективов произведение рекомендуется к обязательному ознакомлению, ведь способно вызвать острые ощущения и бурю эмоций.

Негатив со стороны читателей

Во второй части книги Бориса Акунина «Особые поручения» - «Декоратор» - есть моменты, которые понравились не всем людям. Спорной выглядит идея добавления антагониста, списанного с Джека Потрошителя. Хоть его мотивация понятна, но образ не совсем грамотно вписан в антураж Москвы конца 19-го века. Интрига в расследовании поддерживается тем, что об антагонисте автор вспомнил лишь мельком, его заподозрить было невозможно. При таком раскладе никакого откровения в конце не происходит, что расстраивает.

Стилистика написания «Декоратора» также вызывает вопросы. Автор не слишком глубоко уходит в психологические проблемы. Он не обостряет внутреннюю драму Эраста Фандорина с его потерями. Это же касается и маньяка, мотивация которого понятна, но откуда она взялась, причины действий просто скрыты. Противостояние больше проходит в жестких рамках реальности, что вызвало отторжение у части читателей.

Итоги

Среди книг Акунина «Декоратор» ярко отличается, хоть ему больше подходит звание второго тома или части. Это произведение написано в мрачных тонах и постоянно держит в напряжении. Убийца изменяет ход мышления, драматические события, связанные с близкими людьми, давление общества - все это свалилось на Фандорина. В конце он снова оказывается в роли хладнокровного профессионала, который привык действовать в одиночку. Ему приходится принять непростое решение, что сильно располагает читателей к персонажу. Акунину удалось выйти за рамки своих привычных работ. «Декоратор» имеет ряд минусов, но они не перекрывают достоинства. Отсюда и результат в виде множества хвалебных отзывов со стороны читателей и критиков. Среди вышедших экранизаций по книгам Акунина - "Турецкий гамбит", "Статский советник", "Азазель", "Шпион", "Пелагия и белый бульдог".

Романы Бориса Акунина называют "глянцевыми".
" Глянцевая" словесность очень высокого уровня, ювелирный сюжет, тончайшая стилизация, богатый культурный слой, сильные эмоции,"- вот лишь только один из отзывов периодической печати.
" Азазель" не является исключением из этого правила. Как и все романы Акунина, - это детектив. Современный читатель тонет в море детективов. Но Акунин нетипичен. Его детективные сюжеты уходят в далекое прошлое, в 19 век. Композиция его романов нестандартна. Если в обычном детективе читатель узнает разгадку в конце произведения, то Акунин делает это по- своему. Он периодически, почти в каждой главе, дает разгадку событий, но из это разгадки тут же возникает новая загадка, и действие начинается как бы сначала.
Другой особенностью классических детективов писателя является то, что в основе каждого его романа лежит не банальное преступление, а глобальная проблема, в которую втянуты, как правило, все герои. В романе " Азазель" таковой является идея мирового господства. Сама по себе она не нова для читателя, но Акунин представляет новый ее вариант.
Англичанка леди Эстер, безобидная интеллигентная старушка, занимается благотворительностью, открывает по всему миру сеть "эстернатов". Очаровательная старушка оказывается на самом деле одержимой идеей мирового господства, которую она пытается воплотить в жизнь с помощью талантливых людей, "открываемых" ею в детстве- с 14 лет- пестует, воспитывает в нужном духе и затем продвигает состоявшихся, обученных людей на высокие государственные посты в разных странах. Это было бы еще не так страшно...если бы она не убирала со своего пути всех лишних, "ненужных"...Имя организации и операции- " Азазель". Что это... или кто это?
По теории леди Эстер, человечество давно погибло бы, если бы не особые личности, появляющиеся среди людей время от времени. Благодаря каждому из них, человечество делало скачок вперед. Прометей дал людям огонь. Моисей- понятие закона. Христос дал людям нравственный закон.
Азазель леди Эстер - это не один из обликов Сатаны. Это иудейский герой из " Книги Еноха". " Он проникся любовью к людям и открыл им тайны, узнанные на небесах". По мнению леди Эстер, Азазель - одна из самых ценных человеческих личностей, потому что он научил человека чувству собственного достоинства. Благодаря ему, мужчина может заниматься ремеслами и защищать свой дом, а женщина из плодоносящей безропотной самки превратилась в равноправное человеческое существо, обладающее свободой выбора - быть матерью или амазонкой... жить ради семьи или ради всего человечества. " Бог только сдал человеку карты. Азазель же учит, как надо играть, чтобы выиграть."
Как нам кажется, через образ своей героини автор проводит одну из собственных идей. Она заключается в том, что нет бесталанных детей.
Мысль не новая. Новое в ней то, что, по мнению леди Эстер, некоторые таланты уже не нужны (они нужны были в прошлом), а другие- еще не нужны- они пригодятся только в будущем. Например, дар угадывать воду под землей нужен был в первобытном обществе. Родись в то далекое время Шопенгауэр или Дарвин, они были бы в племени на положении дурачков.
Герои романа Акунина, и образованные, и непросвещенные люди, оказываются так или иначе втянутыми... или притянутыми к этой теории. Все персонажи романа - это уже сложившиеся люди. Характеры даны не в развитии, а в действии. Нет и того, что мы называем психологизмом. На каждый характер даны несколько приемов - портрет, поступки, речь. Но самое интересное в том, что персонаж обычно оказывается не тем, что изображено внешне. Эраст Фандорин - скромный, застенчивый, заурядный юноша - оказывается прекрасным сыщиком, смелым, находчивым человеком. Блестящий, вышколенный, умный шеф полиции Бриллинг - один из азазелей, питомец леди Эстер. Гусар граф Зуров, картежник и бретер, в результате оказывается спасителем Фандорина. Это и принцип детектива, и принцип жизни. Человек всегда сложнее, чем он кажется на первый взгляд.
Романы Акунина хочется назвать (при том количестве трупов, которые в них есть) эстетическими. Безупречный классический стиль, отсутствие жаргона, ненормативной лексики, легкость и изящество повествования, закругленность интриги заставляют читателя, начав чтение, не отрываться до конца.

Краткое содержание: Циничная выходка одного из представителей золотой молодежи, так и считалась бы самоубийством, если бы не «зутулый штудент». Эраст Петрович Фандорин находит в случившемся некую тайну и пытается докопаться до истины. Ниточка тянется к некой госпоже Бежецкой, Амалии Казимировны, а также к таинственной организации «Азазель». Дело принимает нешуточный оборот. Из Петербурга приезжает специальный следователь, Иван Францевич Бриллинг, который не оставляет без внимание и заслуги Фандорина. Эрасту Петровичу поручается разрабатывать версию с графом Зуровым, через которого удается выйти на след Бежецкой. Оказывается, что речь идет уже не о каких-то нигилистах, а о мировом заговоре. Специально подготовленные выходцы из эстернатов баронессы Эстер проникают во все структуры власти, науки, просвещения и т.д. чтобы «облагодетельствовать» человечество под своим чутким руководством. Понятно, что такие методы идут врознь с мировоззрением Фандорина. Нарушенное обещание оборачивается для него смертью любимой.

Личные впечатления: В Книге Еноха Азазель – предводитель гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин воевать, а женщин – искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. Понятно, что такой образ, ставший подоплекой одноименного романа Бориса Акунина (Григория Шалвовича Чхартишвили) не может не вызвать интереса у читателя, погруженного в некий мистический круговорот событий.

Выбранный Акуниным стиль повествования – завораживает, от книги не оторваться. Вымысел, приправленный долей исторических «фактов» становится более реалистичным, чем сама реальность. Впрочем: «что есть история?» Даже ели говорить о ней как о науке, то это всё тот же вымысел, основанный на субъективной трактовке фактов. Так что излюбленное: «Фи» - некоторых критиков в адрес жанра альтернативной истории можно пропустить мимо ушей, как не стоящие внимания бредни.

Читая книги из серии о приключениях Эраста Фандорина, непроизвольно возникает эдакий романтический оттенок ностальгии о царской России, чинопочитании и т.д. Понятно, что в любой бочке меда найдется место и для ложки дёгтя, причем такое, что мало не покажется, однако хочется порой услышать нечто вроде: «чего изволите, барин?»

Обложка книги: Снова не удалось разыскать автора этой прекрасной обложки. Даже на сайте издательства «Захаров», где и была издана книга нет ничего такого. Лишь к переизданной в 2009 г. «Азазель» нашел упоминание об Игоре Сакурове, чьими иллюстрациями пополнилась книга. Как я понимаю, обложки тоже его рук дело, так что поговорим про «Азазель». Версия названная «покет» меня поставила в тупик. До сих пор не понимаю что там нарисовано. Крутил и так и эдак – ничего разумного в голову не приходит. Поэтому я остановился на том варианте, что вы видите. Как я понимаю, изображен сам Фандорин, после проигрыша Зурову. Смотрится несколько комично, но ситуация к юмору конечно не располагает. В любом случае соглашусь со словами Григория Шалвовича:

Сейчас, когда искусство книжного иллюстратора стало почти реликтовым, Игорь - один из очень немногих настоящих мастеров этого сверхсложного, деликатного жанра. И мне, и моим читателям с ним очень повезло.

Оценка: 9 из 10 балов
Ссылки: найти и скачать бесплатно

Из серии «Приключения Эраста Фандорина»:

1. 1998 — Азазель (1876 год)
2. 1998 — Турецкий гамбит (1877 год)
3. 1998 — Левиафан (1878 год)
4. 1998 — Смерть Ахиллеса (1882 год)
5. 1999 — Пиковый валет (1886 год)
6. 1999 — Декоратор (1889 год)
7. 1999 — Статский советник (1891 год)
8. 2000 — Коронация, или Последний из романов (1896 год)
9. 2001 — Любовница смерти (1900 год)
10. 2001 — Любовник смерти (1900 год)
11. 2003 — Алмазная колесница (1878 и 1905 годы)
12. 2007 — Нефритовые чётки (Ремейки классических детективов) (1881—1900 годы)
13. 2009 — Весь мир театр (1911 год)

В понедельник 13 мая 1876 года в третьем часу пополудни, в день по-весеннему свежий и по-летнему теплый, в Александровском саду, на глазах у многочисленных свидетелей, случилось безобразное, ни в какие рамки не укладывающееся происшествие.

По аллеям, среди цветущих кустов сирени и пылающих алыми тюльпанами клумб прогуливалась нарядная публика – дамы под кружевными (чтоб избежать веснушек) зонтиками, бонны с детьми в матросских костюмчиках, скучающего вида молодые люди в модных шевиотовых сюртуках либо в коротких на английский манер пиджаках. Ничто не предвещало неприятностей, в воздухе, наполненном ароматами зрелой, уверенной весны, разливались ленивое довольство и отрадная скука. Солнце припекало не на шутку, и скамейки, что оказались в тени, все были заняты.

На одной из них, расположенной неподалеку от Грота и обращенной к решетке, за которой начиналась Неглинная улица и виднелась желтая стена Манежа, сидели две дамы. Одна, совсем юная (пожалуй, что и не дама вовсе, а барышня) читала книжку в сафьяновом переплете, то и дело с рассеянным любопытством поглядывая по сторонам. Вторая, гораздо старше, в добротном темно-синем шерстяном платье и практичных ботиках на шнуровке, сосредоточенно вязала нечто ядовито-розовое, мерно перебирая спицами. При этом она успевала вертеть головой то вправо, то влево, и ее быстрый взгляд был до того цепким, что, верно, от него никак не могло ускользнуть что-нибудь хоть сколько-то примечательное.

На молодого человека в узких клетчатых панталонах, сюртуке, небрежно расстегнутом над белым жилетом, и круглой швейцарской шляпе дама обратила внимание сразу – уж больно странно шел он по аллее: то остановится, высматривая кого-то среди гуляющих, то порывисто сделает несколько шагов, то снова застынет. Внезапно неуравновешенный субъект взглянул на наших дам и, словно приняв некое решение, направился к ним широкими шагами. Остановился перед скамейкой и, обращаясь к юной барышне, воскликнул шутовским фальцетом:

– Сударыня! Говорил ли вам кто-нибудь прежде, что вы невыносимо прекрасны?

Барышня, которая и в самом деле была чудо как хороша, уставилась на наглеца, чуть приоткрыв от испуга земляничные губки. Даже ее зрелая спутница, и та опешила от столь неслыханной развязности.

– Я сражен с первого взгляда! – фиглярствовал неизвестный, вполне, впрочем, презентабельной наружности молодой человек (модно подстриженные виски, высокий бледный лоб, возбужденно горящие карие глаза). – Позвольте же запечатлеть на вашем невинном челе еще более невинный, совершенно братский поцелуй!

– Зударь, да вы зовсем пьяный! – опомнилась дама с вязанием, причем оказалось, что говорит она с характерным немецким акцентом.

– Я пьян исключительно от любви, – уверил ее наглец и тем же неестественным, с подвыванием голосом потребовал. – Один-единственный поцелуй, иначе я немедленно наложу на себя руки!

Барышня вжалась в спинку скамейки, обернув личико к своей защитнице. Та же, невзирая на всю тревожность ситуации, проявила полное присутствие духа:

– Немедленно убирайтесь фон! Вы зумасшедший! – повысила она голос и выставила вперед вязанье с воинственно торчащими спицами. – Я зову городовой!

И тут случилось нечто уж совершенно дикое.

– Ах так! Меня отвергают! – с фальшивым отчаянием возопил молодой человек, картинно прикрыл рукою глаза и внезапно извлек из внутреннего кармана маленький, посверкивающий черной сталью револьвер. – Так стоит ли после этого жить? Одно ваше слово, и я живу! Одно ваше слово, и я падаю мертвым! – воззвал он к барышне, которая и сама сидела ни жива, ни мертва. – Вы молчите? Так прощайте же!

Вид размахивающего оружием господина не мог не привлечь внимания гуляющих. Несколько человек из числа тех, что оказались неподалеку, – полная дама с веером в руке, важный господин с анненским крестом на шее, две институтки в одинаковых коричневых платьицах с пелеринами – замерли на месте, и даже по ту сторону ограды, уже на тротуаре, остановился какой-то студент. Одним словом, можно было надеяться, что безобразной сцене будет немедленно положен конец.

Но дальнейшее произошло так быстро, что вмешаться никто не успел.

– Наудачу! – крикнул пьяный (а может, и сумасшедший), зачем-то поднял руку с револьвером высоко над головой, крутанул барабан и приложил дуло к виску.

– Клоун! Пшют гороховый! – прошипела храбрая немка, обнаруживая неплохое знание разговорной русской речи.

Лицо молодого человека, и без того бледное, стало сереть и зеленеть, он прикусил нижнюю губу и зажмурился. Барышня на всякий случай тоже закрыла глаза.

И правильно сделала – это избавило ее от кошмарного зрелища: в миг, когда грянул выстрел, голова самоубийцы резко дернулась в сторону, и из сквозного отверстия, чуть повыше левого уха, выметнулся красно-белый фонтанчик.

Началось нечто неописуемое. Немка возмущенно поозиралась, словно призывая всех в свидетели такого неслыханного безобразия, а потом истошно заверещала, присоединив свой голос к визгу институток и полной дамы, которые издавали пронзительные крики уже в течение нескольких секунд. Барышня лежала без чувств – на мгновение приоткрыла-таки глаза и немедленно обмякла. Отовсюду сбегались люди, а студент, стоявший у решетки, чувствительная натура, наоборот бросился прочь, через мостовую, в сторону Моховой.

Ксаверий Феофилактович Грушин, следственный пристав Сыскного управления при московском обер-полицеймейстере, облегченно вздохнул и отложил влево, в стопку «просмотрено», сводку важных преступлений за вчерашний день. Ни в одной из двадцати четырех полицейских частей шестисоттысячного города за минувшие сутки, то есть мая месяца 13 дня, не стряслось ничего примечательного, что потребовало бы вмешательства Сыскного. Одно убийство вследствие пьяной драки между мастеровыми (убийца задержан на месте), два ограбления извозчиков (этим пускай участки занимаются), пропажа семи тысяч восьмисот пятидесяти трех рублей сорока семи копеек из кассы Русско-Азиатского банка (это и вовсе по части Антона Семеновича из отдела коммерческих злоупотреблений). Слава Богу, перестали слать в управление всякую мелочь про карманные кражи, повесившихся горничных да подброшенных младенцев – для того теперь есть «Полицейская сводка городских происшествий», которую рассылают по отделам во второй половине дня.

Ксаверий Феофилактович уютно зевнул и взглянул поверх черепахового пенсне на письмоводителя, чиновника 14 класса Эраста Петровича Фандорина, в третий раз переписывавшего недельный отчет для господина обер-полицеймейстера. Ничего, подумал Грушин, пусть с младых ногтей приучается к аккуратности, сам потом спасибо скажет. Ишь, моду взяли – стальным пером калякать, и это высокому-то начальству. Нет, голубчик, ты уж не спеша, по старинке, гусиным перышком, со всеми росчерками и крендельками. Его превосходительство сами при императоре Николае Павловиче взрастали, порядок и чинопочитание понимают.

Ксаверий Феофилактович искренне желал мальчишке добра, по-отечески жалел его. И то сказать, жестоко обошлась судьба с новоиспеченным письмоводителем. Девятнадцати лет от роду остался круглым сиротой – матери сызмальства не знал, а отец, горячая голова, пустил состояние на пустые прожекты, да и приказал долго жить. В железнодорожную лихорадку разбогател, в банковскую лихорадку разорился. Как начали в прошлый год коммерческие банки лопаться один за другим, так многие достойные люди по миру пошли. Надежнейшие процентные бумаги превратились в мусор, в ничто. Вот и господин Фандорин, отставной поручик, в одночасье преставившийся от удара, ничего кроме векселей единственному сыну не оставил. Мальчику бы гимназию закончить, да в университет, а вместо этого – изволь из родных стен на улицу, зарабатывай кусок хлеба. Ксаверий Феофилактович жалеюще крякнул. Экзамен-то на коллежского регистратора сирота сдал, дело для такого воспитанного юноши нехитрое, да зачем его в полицию занесло? Служил бы себе по статистике или хоть по судебной части. Все романтика в голове, все таинственных Кардудалей ловить мечтаем. А у нас, голубчик, Кардудалей не водится (Ксаверий Феофилактович неодобрительно покачал головой), у нас все больше штаны просиживать да протоколы писать про то, как мещанин Голопузов спьяну законную супругу и троих малых деток топором уходил.