Глагол с чередующейся гласной в корне примеры. Урок-контрольная работа чередование е-и в корне глагола

5-й класс

Правописание и – е
в корнях с чередованием

Цели урока:

1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий;

2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Оборудование: учебник, доска, мел, тетрадь по теории, рабочая тетрадь, тесты, раздаточный материал, карточки № 1 и 2, призы.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания (упр. 457) (взаимопроверка + устная проверка сильным учащимся) + запись встретившихся орфограмм в домашнем упражнении (слабым учащимся).

3. Мини-тест (дифференцированный) на проверку теоретических знаний (первые пять вопросов базового уровня (на 3), следующие пять – повышенного уровня (4, 5).

Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:

а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является:

а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно?

а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида?

а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются:

а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание

а) Да; б) нет.

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать?

а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Сколько морфем в глаголе беречь?

а) Две; б) одна.

10. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.?

а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а, б (в пр. вр.), в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7– б; 8 – в; 9 – а; 10 – в.

4. Объяснение нового материала.

Для начала расслабимся и вспомним: как говорит ослик? И-а . Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове соби ра л в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове собе ре шь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а ), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Я вам сейчас спою веселую песенку ослика, а вы выпишите в столбик пары слов, подобных нашему примеру. Итак, слушаем:

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал,
Затереть, но затирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

Составление опорного конспекта:

Работа с учебником:

А как об этом говорится в учебнике? Давайте сверим. Какое правило вам больше нравится?

Интересные вопросы:

1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его? (Это имя – Ира. )

2. А еще этому правилу подчиняются слова подня ть – подним ать, памя ть – запомин ать, сжа ть – сжим ать, нача ть начин ать и т.п. Как вы думаете, какими морфемами являются -им- и -ин- ?

3. И есть еще одна особенность у этих слов с чередованием. Может, кто-то сумел догадаться?

Ответ. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида.

Давайте в тетрадь по теории запишем такую схему:

5. Тренировочные упражнения (работа у доски).

Учитель диктует слово, ученик составляет с ним словосочетание, записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

Например, взб_раться – взбираться в гору...

Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_ лешь, соб_решься, проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.

6. Упражнение из учебника на закрепление – 462 (комментирование, по цепочке – устное объяснение, запись после объяснения).

7. Игра «Верю – не верю» (устная отработка правила).

На середину класса выходят двое (трое) учеников, которые на слух должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. При правильном ответе ученики делают шаг вперед. Кто дойдет до черты первым, тот выиграл и получает приз.

Материал для игры

1. В слове бирка пишется и, потому что далее идет суффикс -а-. (Нет, -а – это окончание.)

2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное. (Нет, подчиняется.)

3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного. (Нет.)

4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая. (Да, мир. )

5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь действует «ослиное правило». (Да.)

8. Групповая работа с дидактическим материалом (каждой группе – цветную карточку с заданием: руководит группой сильный ученик, записывают все, проверяет руководитель группы).

9. Магический квадрат.

Учитель диктует по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы и и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

Слова для магического квадрата

Выдирать, приберу, отпереть, вытер, натирать.

Расстилает, блестящий, зажечь, зажигательный, отмирают.

Блистательный, заблестеть, выжигать, взберешься, взбираться.

Продираешься, отпираешь, расстелю, выжег, стираем.

Отдирает, натереть, разберешься, уберет, выпирает.

10. Самостоятельная работа.

На 3:
Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы:

На 4 и 5:
Карточка № 2

Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

Слова для выбора

Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_-реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.

11. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?

3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?

4. Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?

5. Какую вы себе оценку ставите за урок?

12. Домашнее задание. Выучите правило, выполните упр. 471.

Задание для любознательных

Ира и Кира – неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово – собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Чередование гласных е-и в корне глагола

Цель урока:

  • Закрепить знания учащихся о правописании гласных е-и в корнях с чередованием; повторить правописание других гласных в корне.
  • Развивать критическое мышление, умение редактировать текст, классифицировать, анализировать.
  • Воспитывать ответственность за свое обучение.

Ключевая идея урока: развитие критического мышления учащихся и способности управлять уровнем собственного обучения через использование критериального оценивания.

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование: презентация (флипчарты), учебник, раздаточный материал.

Учитель: Медведко Александра Михайловна

ГУ «Физико-математический лицей отдела образования акимата города Костаная»

Костанай,Казахстан

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Психологический настрой. Деление учащихся на группы (5*5)

II Актуализация знаний.

Работа с теоретическим материалом. В группах выбирается 1 отвечающий.

Задание учителя:

Расскажите правило о правописании гласных е-и в корнях глагола с чередованием, приведите примеры (1 учащийся из группы). Остальные - экзаменаторы, будете рецензировать и оценивать ответ.

III Основная работа по теме урока

Работа в группах.

1. Прочитайте текст.

Мы находимся у подножия Уральских гор. Соб…раем ж…лтые, лиловые, красные цв…ты. На р…стениях еще сохр…нились капельки р…сы. Взб…раемся на в…ршину. Внизу бл…стит река. Сердце зам…рло от восторга.

Выполните задание:

Спишите текст.

Найдите грамматические основы.

Чем выражены сказуемые?

Какая орфограмма есть во всех этих глаголах?

2. Прочитайте пословицы и поговорки, выпишите выделенные слова и обозначьте в них корень. Объясните графически орфограмму в корнях этих слов.

Смелый умирает один раз, а трус каждый день.

Смерть чинов не разбирает .

Солдат службы не выбирает .

Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил .

Кто детям потакает, сам слезу утирает .

На работу спирает дух, а ест за двух.

Не задирай нос высоко - споткнешься.

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь .

Не силой дерутся - умением.

С кем поведешься, от того и наберешься .

3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, определить часть речи. Соотнесите данные слова с изученным правилом.

неразб...риха обт...рание

отм...рание выч...тание

бл...стательный заж..галка

4. Магический квадрат. Выполнение на ватманах.

1 учащийся диктует группе по одному слову, учени-ки анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную бук-ву. Затем соединяют все буквы «И» и вывешивают работу на доску.

Слова для магического квадрата

Выд..рать, приб..ру, отп..реть, выт..р, нати..рать.

Расст..лает, бл..стящий, заж..чь, заж..га-тельный, отм..рают.

Бл..стательный, забл..стеть, выж..гать, взб..решься, взб..раться.

Прод..раешься, отп..раешь, расст..лю, вы-ж..г, ст..раем.

Отд..рает, нат..реть, разб..решься, уб..рет, вы-п..рает.

IV Итоговая работа. Контрольная работа.

Первый этап (Знание):

Ответ: ______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

1. Спиши. Выдели корень. Поставь ударение.

2. Вспомни корни с чередованием.

Если после корня суффикс _____ , то пишу гласную ____ .

Если после корня нет суффикса ____ , то пишу гласную_____ .

Заверши. Например:

Прот…р, но прот…раю;

Заб…раю, но заб…ру;

Отп…раю, но______________________;

Бл…стеть, но _____________________;

Заст…лать, но ____________________;

Расст…лить, но ___________________;

Второй этап (Понимание):

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое озеро большого озера. Низко от него стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро на небе заблестит солнце, исчезнет туман.

Определите тип речи, докажите_________________________________ ________

Определите стиль речи, докажите________________________________ _____________________________________________________________________

3. Выпишите глаголы с чередованием Е-И, обозначьте орфограммы.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Третий этап (Применение):

1. Составьте 4 словосочетания с глаголами, имеющими в корне

чередование Е-И .

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Составьте 4 предложения с глаголами, имеющими в корне

чередование Е-И .

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Четвертый этап (Анализ):

1. Как вы думаете, глаголы примириться - мириться имеют тот же корень, что и глаголы умирать - умереть?

Глаголы примириться - мириться и умирать - умереть имеют …………………….. корни, т.к.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Составьте 2 предложения с разными глаголами.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Пятый этап (Синтез):

Напишите миниатюру «Уборка моей комнаты». Используйте в своем сочинении опорные слова:

Прил…гать, разб…рать, выт…рать, расст...лать и др. _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Рефлексия

1. Я могу _________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Я не совсем разобрался ___________________________________________

_____________________________________________________________

3. Я бы хотел ______________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Мне интересно __________________________________________________

_____________________________________________________________

№№ п/п

Критерий

Описание критерия

Дескриптор

Баллы

Знание и понимание

max 9

Умение определять тип речи

Учащийся правильно определил тип речи, аргументировал ответ

Учащийся правильно определил тип речи, доказал ответ, но не точно

Учащийся правильно определил тип речи, не смог аргументировать

Учащийся не определил тип речи либо ошибся

Умение определять стиль речи

Учащийся правильно определил стиль речи, аргументировал ответ.

Учащийся правильно определил стиль речи, доказал ответ, но не точно

Учащийся правильно определил стиль речи, не смог аргументировать

Учащийся не определил стиль речи либо ошибся

Умение объяснять правило и находить в предложениях глаголы с чередующимися гласными

Учащийся полно объяснил правило, правильно выписал все глаголы с чередованием Е-И и обозначил орфограмму

Учащийся объяснил правило, выписал все глаголы с чередованием Е-И и обозначил орфограмму, но допустил недочёты

Учащийся объяснил правило, выписал не все глаголы с чередованием Е-И, обозначил орфограмму. Недочетов 3 и более

Учащийся не объяснил правило и не выписал глаголы

Применение

max 6

Умение составлять словосочетания, использую глаголы с чередованием

Составил 4 словосочетания с чередованием Е-И в корне

Составил 2-3 словосочетания с чередованием Е-И в корне

Составил 1 словосочетание с чередованием Е-И в корне

Не составил словосочетания

Умение составлять предложения, использую глаголы с чередованием

Составил 4 предложения с чередованием Е-И в корне

Составил 2-3 предложения с чередованием Е-И в корне

Составил 1 предложение с чередованием Е-И в корне

Не составил предложения

Анализ и синтез

max 9

Умение аргументированно доказывать свою мысль

Учащийся приводить аргументы и примеры для их доказательства

Учащийся приводить аргументы и примеры для их доказательства, но допускает недочёты в формулировке ответа

Учащийся доказывает мысль, не приводя примеры

Учащийся не умеет доказывать мысль на заданную проблему

Составление предложений

Правильно составил 2 предложения.

Составил 2 предложения, но допустил ошибки

Составил 1 предложение

Не справился с заданием

Умения составлять текст

Использовал для создания текста 6 предложений и более.

Использовал для создания текста менее 4-5 предложений.

Использовал для создания текста менее 4 предложений.

Не справился с заданием

Индикатор

Баллы

Отметка

% соотношение

22-24

90-100

18-21

75-89

14-17

60-74

0-13

50-59

V Подведение итогов. Урок окончен, спасибо за урок!

VI Домашнее задание .