Конспект урока на тему "составление предложений с однородными членами"

Тема: «Составление предложений с однородными членами»

Цели урока

Обучающая:

Формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить однородные члены в речи; отделять однородные члены на письме запятыми, учить составлять предложения с однородными членами, в устной речи – интонационно;

Формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование однородных членов в речи;

Развивающая :

Развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

Развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

Развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;

Развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

Формировать отношение к языку как к основному средству общения;

Формировать интерес к русскому языку;

Формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

Формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

Тип урока : закрепление новых знаний

Ход урока
I. Псих.настрой.
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться
Внимание мое растет
Я, как, разведчик, все замечу
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться
Я готов к работе
Работаю.

II. Организация ситуации успеха.
1) Запись даты, классной работы
- А теперь откройте тетради и запишите красиво и без ошибок дату:. Классная работа.
Карта самоконтроля по теме “Однородные члены предложения”.

    2) Игра «Путаница»
    - На доске записаны буквы, вам нужно расшифровать слова в парах и записать их.
    О Р В К О М Ь, Ц Е Г О У Р, Е Д Ь В Е М Д, А Н А Б Н, О Я Л О К Б
    - Какие слова у вас получились? (морковь, огурец, медведь, банан, яблоко) Что это за слова? Какое слово лишнее и почему?
    - Составьте предложение с однородными членами, используя слово медведь. (ответы детей)

    Медведь нырнул выплыл и пошёл махать саженками к своему берегу . Закричал Петя заплакал схватил длинный свой кнут размахнулся. Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете.

    Запишите это предложение в тетрадь красиво и без ошибок. Выполните синтаксический разбор этого предложения.

4. Целеполагание .

Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь?

1.Находить в тексте однородные члены.

2.Употреблять в своей речи.

3.Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одн. членами.

4.Составлять предложения с однородными членами предложения.

5. Организация самостоятельных выводов. (Работа в группах)

Ребята, подумайте в группах и сформулируйте признаки однородных членов предложения.

Выводы: каждая группа начинает свое выступление со слов «однокоренными называются члены предложения, которые…» (признаки не повторять!)

(Если раскрыли не все признаки, то учитель помогает)

Признаки однородных членов:

    Отвечают на один и тот же вопрос.

    Являются одним и тем же членом предложения.

    Относятся к одному и тому же слову.

    Выражены одной и той же частью речи.

    Читаются с перечислительной интонацией.

ИНДИВИДУАЛЬНО: (на листочках) запишите схемы, которые вы знаете.

6) Закрепление изученного.

а) объяснительный диктант с составлением схем, расстановкой знаков препинания. Работа в парах.

Жёлтые зелёные красные листья летят по ветру.

Улетают стрижи журавли и ласточки.

Трава завяла пожухла потемнела.

Хорошие книги нравятся взрослым старикам детям.

Умная книга научит тебя доброте и справедливости.

б) Самостоятельная работа по карточке .

Дедушка и внук шли по лесу. Вдруг из куста вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки и траву. Птичка кружилась, пищала и жалостно просила… Дедушка и мальчик даже не коснулись гнезда.

Составить текст «Весна» с однородными членами предложениями.

2) Физ.минутка.
- А теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один читал газету
Другой месил муку
Раз: ку-ку
Два: ку-ку
Оба плюхнулись в муку
Нос в муке
Хвост в муке
Ухо в кислом молоке.

3) Работа по учебнику.
V. Контроль.
- Хотите проверить свои знания по теме «Однородные члены предложения». Итак, вам дается тест, где вам нужно выполнить задания без ошибок.
Тест
1. Однородные члены предложения:
А) отвечают на вопросы косвенных падежей;
Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;
В) отвечают на вопросы Кто? Что?
2. Какие члены предложения могут быть однородными?

3. Найди предложение с однородными сказуемыми.
А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.
Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.
В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.
4.Напиши схемы к данным предложениям:
А) Весь двор завален досками, железом и фанерой.
Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.
В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.
5. Расставь знаки препинания между однородными членами предложения:
а)Легкий ветер гонит торопит облака.

Б)Филин часто и гулко ухал.

В)Стоит влажный но солнечный день.

С)Утром дождь накрапывал а днем прекратился.
- Проверьте по ключу и оцените себя по критериям, которые записаны на доске
1 – Б «5» - без ошибок
2 – В «4» - 1 ошибка
3 – А «3» - 2 ошибки
- Кто получил оценки «5», «4», «3»?
VI. Рефлексия.
- Чему ты научился?
- Что было трудно для тебя?
VII. Дом.задание. Составьте 5 предложений или связный текст на тему «Книга – наш советчик и друг»с однородными членами.

ЦЕЛЬ: Познакомить с опознавательными признаками однородных членов, их ролью в предложении. Формировать умение строить предложения с однородными членами. Развивать навык чтения предложений с однородными членами, соблюдая правильную интонацию.

Ход урока

Составление предложений (устно) по схемам из упр. 191. Б е с е д а по вопросам из упражнения 192.

Работа по теме урока.

Чтение и анализ предложения, записанного на доске:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну.

(А. С. Пушкин)

Выписать из стихотворения грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Обратить внимание, что 6 слов предложения подчиняются одному (полюбил ) и отвечают на один и тот же вопрос.

Знакомство с определением и графическим оформлением однородных членов предложения - стр. 75-76.

О б р а т и т е в н и м а н и е!

Однородные члены характеризуются интонацией перечисления, логическим ударением. Все однородные члены произносятся одним тоном, после каждого из них делается пауза.

Выборочный диктант.

(Выписать однородные члены предложения.)

Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.

Все кругом зацвело, зазеленело.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Вот корабль медленно и спокойно разворачивается на волнах.

Дополните предложения однородными членами:

На озере ребята купались … .

Солнце осветило луг …. .

С юга прилетели скворцы … .

Солнечный зайчик пробежал по стенам … .

Составить схемы предложений. Отметить предложения, где перечисление носит законченный характер: О, О, О, О и О.

Прочитайте выразительно получившиеся предложения и сделайте вывод, какой знак препинания ставится между однородными членами, соединенными только интонацией перечисления.

Проверочный объяснительный диктант.

Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже заблестело на востоке. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землей.

(По И. Тургеневу)

Определите (устно) тему и стиль текста. Найдите в нем однородные члены предложения и выпишите их в тетрадь. Укажите их роль в тексте.

Урок 45

Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами

ЦЕЛЬ: Познакомить с опознавательными признаками постановки запятой между однородными членами и функцией запятой между однородными членами. Формировать навык постановки запятой между однородными членами, опираясь на опознавательные признаки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографическая работа.

Записать слова под диктовку. Составить по два предложения с однородными членами, используя записанные слова.

Бродить, постепенно, освещали, очертания веток, далекое солнце, тропинка, горизонт, появится звездочка.

Записать предложение, начертить его структурную схему, указать однородные члены. Что о них известно?

Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле.

Работа по теме урока.

Чтение и анализ материала для наблюдений на стр. 77-78.

Упр. 197 (по вариантам).

1 в а р и а н т выписывает предложения с однородными членами предложения - подлежащими или сказуемыми (знаки препинания расставить),

2 в а р и а н т выписывает предложения с однородными второстепенными членами (знаки препинания расставить).

Устно назвать опознавательные признаки употребления запятой в этих предложениях.

Тренировочные упражнения.

Выборочный диктант (выписать только однородные, члены, начертить их схемы).

Подул легкий ветер, с тихим шорохом пробежал по всему саду и вскоре затих.

Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.

Склонились ветви деревьев, спрятались молодые грибки.

Девочка сняла серебряные башмачки, смахнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.

Алая заря скрылась за моря, и за горы солнышко ушло.

Обратить внимание на интонацию при чтении этих предложений. Союз и перед последним однородным членом придает перечислению законченный характер.

Работа с распечатанным текстом.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначить орфограммы в окончаниях и в корнях слов.

Лес заст..вл.л детей долго блуждать по чащ.. по болотам и по перелескам учил их внимательно см..треть вниз под ноги с первого взгляда отл..чать красный осенн.. листок от шапочки подосиновика. Осенью лес принима..т какой-то особый задумчивый тих.. величественный вид. В хор.. птиц легко разл..чить громкую веселую задорную песенку зяблика. Дождь стучал по крыш.. тр..пал листья в саду пл..скался на дворе в лужах. Сильный ветер и в саду и в переулк.. и на пустыр.. .

Подчеркнуть в тексте однородные члены как члены предложения. Составить схемы расстановки знаков препинания между однородными членами.

1. Придумайте и запишите предложения с однородными членами по схемам:

О и О; О и О, О и О; и О, и О, О; О и О, и О, и О, и О.

Воспользуйтесь глаголами плавать, нырять, брызгать, загорать.

На лесной опушке расцвел шиповник.

Запишите предложение под диктовку. Найдите в нем однородные члены предложения и подчеркните их как члены предложения. Как они связаны между собой?

Собака видит в человеке высшее существо и старается заслужить его любовь и уважение.

(М. Пришвин)

5. Домашнее задание . Запомнить схемы расстановки знаков препинания при однородных членах. Из сказок А. С. Пушкина выписать 5 предложений с однородными членами. Составить их схемы.

Урок 46

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «обобщающее слово при однородных членах». Формировать навык подбора обобщающего слова для однородных членов предложения. Развивать навык постановки двоеточия в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами предложения.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение выписанных предложений с однородными членами из сказок А. С. Пушкина.

Составить предложения по предложенным схемам:

И _____! _____ и _____ . или?

Упр. 199 (по вариантам): 1, 3, 4 предложения.

Работа по теме урока.

Чтение групп слов, записанных на доске, и подбор к каждой из них одного слова с общим для них значением:

а) приставка, корень, суффикс -…

б) запятая, тире, двоеточие - …

в) определение, дополнение, обстоятельство -

Чтение теоретического материала на стр. 80. Знакомство с графическим обозначением обобщающего слова:

: О, О, О . - схема предложения с обобщающим словом перед однородными членами.

Запись предложения под диктовку, составление схемы расстановки знаков препинания:

Крошечные водяные капли висели всюду: на листьях, на цветах, на стеблях деревьев.

Упр. 201 (подбор обобщающих слов, объяснение расстановки знаков препинания в записанных предложениях).

Тренировочные упражнения.

Составление предложений с однородными членами. Использовать в качестве обобщающего слова существительные времена года, писатели, созвездия. В записанных предложениях подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, объяснить постановку знаков препинания.

Объяснительный диктант.

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими писателями и художниками об осени. Особенно любил осень Левитан.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие березы, небо. На всех этих пейзажах прекрасно передана печаль прощальных дней, осыпающихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел.

(По К. Паустовскому)

Графический диктант.

На всем на полу на стульях на столе лежал толстый слой пыли. Все это и звуки и ночь и мороз было как будто далеко-далеко от меня. В полусвете все видно и рифы и взморье зеркальное и обрывы прибрежных холмов.

(И. Бунин)

4. Домашнее задание . Упр. 205.

Упражнение 1.

Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений.

1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).6) Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).

Упражнение 2.

Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
(К. Паустовский.)

Упражнение 3.

Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:

а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;
б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения;
в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения.
1. [О, О, О].
2. [О, О и О].
3. [О, но О].
4. [О или О].
5. [Не только О, но и О].
6. [То О, то О].
7. [И О, и О, и О].

Упражнение 4.

Распространите предложения однородными членами.

Образец: Писатели сильны своей связью с народом. - Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной.

1) Они боролись за справедливость.
2) Пушкин создал русский литературный язык.
3) Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.


Упражнение 5.

Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы (комментированное письмо). Выпишите ряды однородных членов.

1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький) 4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов) 5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)

Упражнение 6.

Выпишите из записанных на доске предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.

Образец. Был на севере я и на юге, плыл на тихой и шумной волне, но везде, как о верной подруге, о московской скучал стороне. (К. Букин.)

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)

Упражнение 7.

Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, прокомментируйте, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.

1) Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков) 2) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров) 3) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин) 4) Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица) 5) Лес не школа, да всех учит. (Пословица) 6) Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов)
7) И снова солнечный, холодный и приятный
И день, и блеск садов.
И легкой зелени серебряные пятна
В прозрачности прудов. (В. Комаровский)
8) Был соловей влюблен в весну и зори,
И свил гнездо в смородинном кусте,
И до утра в невыплаканном горе
Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)

Тест по теме «Однородные члены предложения»

1. Какое утверждение является неверным?

Однородные члены предложения …

1) соединяются между собой сочинительными союзами
2) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
3) могут быть распространенными
4) всегда выражаются одной частью речи.

2. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Дни стояли пасмурные, дождливые, однако теплые.

1) однородные подлежащие
2) однородные сказуемые
3) однородные определения
4) однородные обстоятельства

3. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

1) однородные подлежащие
2) однородные дополнения
3) однородные определения
4) однородные обстоятельства

4. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

1) однородные сказуемые
2) однородные дополнения
3) однородные определения
4) однородные обстоятельства

5. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.

1) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.
2) А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романсы Толстого любить можно.
3) Розово и зыбко явь отражается в снах.
4) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.
5) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.
А. Подлежащее. Б. Сказуемое. В. Определение. Г. Дополнение. Д. Обстоятельство.

6. Определите, как связаны между собой однородные члены.

1) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.
2) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.
А. Союзная связь. Б. Бессоюзная связь.

7. Установите тип союзов, соединяющих однородные члены.

1) И учителями там были бабки, да дедки, да деревенские.
2) Крики то усиливались, то затихали.
3) Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет.
А. Соединительные союзы. Б. Противительные союзы. В. Разделительные союзы.

8. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов?

А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым огнем.
Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.
1) А,В 2) Б,В 3) А,Б 4) А,Г


9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (И.Соколов-Микитов)


10. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

Ответить


Другие вопросы из категории

м, то сям публиковались, и, конечно, в таком городке, как К., меня, единственного стихотворца все знали. Во всяком случае, хорошо знали в городской библиотеке. Можно сказать, что с главной нашей библиотекаршей Валентиной Филипповной мы были друзьями. Она даже у нас в гостях бывала, если, скажем, день рождения у моей жены или праздник какой-нибудь. И вот однажды Валентина Филипповна присылает мне записочку и просит прийти в библиотеку. Я пошел. Мы с женой в это утро повздорили в нашей житейской коммунальной тесноте, и настроение у меня было паршивое. Словно глаза бы закрыл и убежал бы куда-нибудь подальше. И в самом деле, когда тесно, да еще ребенок, и невозможно уединиться, чтобы писать.. Пришел я в библиотеку, а Валентина Филипповна меня с ходу и ошарашила. Дело в том, что у них в подвалах бывшего купеческого дома, в котором размещалась теперь городская библиотека, сложенными в штабеля лежали старые книги. Откуда взялись? Очень просто. Когда конфисковались дворянские усадьбы в уезде и такие вот купеческие дома, то, естественно, в каждом доме находили библиотеку. Книги свезли в подвал бывшего купеческого дома, в котором тогда уже решили устроить городскую народную библиотеку. Какая-то часть из свезенных и сваленных в купеческом доме книг была разобрана, систематизирована и составила основу библиотеки, а большая часть так с тех пор и лежала в подвале, Они занимали даже и проходы кое-где, и служебные комнаты. Ужасно мешали. Валентина Филипповна много раз обращалась к своему городскому начальству; что делать с этими книгами? Надоела, должно быть. И вот наконец получила распоряжение: все старые книги, заполняющие подвал, проходы и служебные комнаты, сдать в макулатуру. Решение все же оказалось неожиданным для Валентины Филипповны, она ведь была хорошим библиотекарем и любила книги. Тогда-то она и послала за мной, единственным в городке литератором-профессионалом, с московским литературным образованием. Она объяснила мне, в чем дело, и предложила подогнать грузовик и все, что захочу и выберу, увезти к себе. Какая разница, сколько будет сдано макулатуры: две тонны, тонна с четвертью или семьсот килограммов? А ведь там были первоиздания Радищева и Державина, Баратынского и Батюшкова, там были на французском языке первоиздания Бальзака и Дюма, Мериме и Монтеня, там были Библии с иллюстрациями Доре… – Так у тебя же теперь, наверное, одна из лучших библиотек в Москве! Ты же– миллионер! – Исстари ведется – дуракам клад дается. – Ты что же, эти книги тогда не взял? – В том-то и дело, что не взял. – Но почему?! – Да говорю… вот… с женой поругались… теснота… настроение паршивое… а тут надо грузовик нанимать, возиться. – Значит, попросту говоря, были-с не в настроении» ? – Да. Говорю Валентине Филипповне: делайте что хотите с этими книгами. – И что же Валентина Филипповна? – Поглядела на меня как на чокнутого, а потом сразу же, видимо, осердилась, оскорбилась... КАКАЯ ПРОБЛЕМА ТЕКСТА?