Задания. Знаки препинания Расставьте знаки препинания в тишине сонно ползали

Тест 3

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Метафизическое мировоззрение – это убеждённость в изначальной целесообразности живой природы, движущей силой которой является изменчивость организмов.

2) Древнее мировоззрение базировалось на убеждении, что живая природа характеризуется постоянством и человек не вправе это постоянство нарушать.

3) В основе метафизического мировоззрения, формировавшегося с древних времён, лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы, в соответствии с этой мыслью каждый вид организмов создан для выполнения определённых функций в определённых условиях.

4) Изначальная целесообразность – это представление о том, что каждый вид организмов создан с определённой целью, для выполнения определённых функций на основе постепенного приспособления к среде обитания.

5) С древних времён формировалось метафизическое мировоззрение, в основе которого лежит представление о том, что живая природа отличается постоянством и изначальной целесообразностью: каждый вид организмов создан с определённой целью.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

напротив,

потому что

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛОВИЕ, , -я, ср.

1) Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе – у. успеха.

2) Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.

3) Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.

4) мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях.

5) мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.

6) обычно мн. Положения, сведения, лежащие в основе чего-л. Условия задачи. Условия теоремы.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

начАвший

донЕльзя

откупОрил

красИвее

знАчимый

одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в автоматическом переводе в Интернете.

Родители предложили ОДЕТЬ на рюкзаки школьников светоотражатели.

Преподаватели консерватории требуют от студентов соблюдения

неукоснительной ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ дисциплины.

ИРОНИЧЕСКИЙ мюзикл по рассказам О. Генри покажет Театр сатиры.

Испытав БЕЗОТВЕТНОЕ чувство к Онегину, Татьяна дала согласие стать женой нелюбимого человека.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ПИХТ

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

ИСПЕЧЁМ пирог

рота СОЛДАТ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя. 2) Картину И. И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника. 3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов. 4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д. Н. Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян. 5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A Б В Г Д

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зап..здалый

изл..гать

тр..пещущий

пан..рамный

отгор..диться

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..рвал, пр..бабушка

пр..влечь, пр..гласил

о..гладил, на..рывный

пере..здал, об..грать

и..брать, ра..правил

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

подпрыг..вать

крестонос..ц

обид..ться

локт..вой

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

(кресла) верт..тся

люб..щий (поесть)

(снега) присыпл..т

пил..щий (дрова)

(они) расстав..т

Определите предложение, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Мальчишка, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ ни­че­го вокруг, про­дол­жал стро­ить свои замки из песка.

Люся от­ве­ча­ла на во­про­сы отца бессвязно, (НЕ)ВРАЗУМИТЕЛЬНО.

Среди мрачных, ещё (НЕ)ОДЕТЫХ лист­вой де­ре­вьев этот ку­стик с зелёными ли­сточ­ка­ми ка­зал­ся чудом.

Птенец хоть и (НЕ)СОВСЕМ окреп, но уже пы­тал­ся летать.

Слушать за­но­во ту же самую ис­то­рию мне было вовсе (НЕ)ИНТЕРЕСНО, по­это­му я по­же­лал всем доб­рой ночи и от­пра­вил­ся в свою комнату.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.

(В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.

В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

Для И. А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л. Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

Славное место эта долина: со всех сторон неприступные горы, красноватые скалы, обвеша(1)ые зелёным плющом и увенча(2)ые купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами; высоко-высоко – золотая бахрома облаков, а внизу – Арагва.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.

2) Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.

3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.

В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Н. В. Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию текста? Ука­жи­те но­ме­ра ответов.

1) Ста­рость – это не повод от­ка­зы­вать­ся от труда и ухо­дить на пенсию: нужно про­дол­жать работать, лю­бить своё каж­до­днев­ное за­ня­тие и от­да­вать­ся ему со всей душой.

2) Боль­шин­ство людей мчит­ся по жизни в по­го­не за желаниями, мечтами, страстями, при­ни­мая близ­ко к серд­цу удачи и разочарования.

3) В ста­ро­сти у людей по­яв­ля­ет­ся много сво­бод­но­го времени, по­это­му им легче обу­чать мо­ло­дое поколение, де­лить­ся опытом.

4) Рас­сказ­чик ранее не был зна­ком с той женщиной, с ко­то­рой он встретился, когда развёл костёр в своём саду.

5) Прак­ти­че­ски все ста­рые люди любят го­во­рить о болезнях, жа­ло­вать­ся на свои бо­ляч­ки и очень обижаются, когда их не хотят слушать.

(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по по Г. Гессе *)

* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся верными? Ука­жи­те но­ме­ра ответов.

1) В пред­ло­же­ни­ях 1–2 пред­став­ле­но рассуждение.

2) Со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 3 про­ти­во­по­став­ле­но по смыс­лу со­дер­жа­нию пред­ло­же­ния 2.

3) В пред­ло­же­ни­ях 9–10 пред­став­ле­но повествование.

4) В пред­ло­же­ни­ях 12–13 пред­став­ле­но описание.

5) В пред­ло­же­ни­ях 5–6 пред­став­ле­но рассуждение.

Из пред­ло­же­ний 2–3 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (антонимическую пару).

Среди пред­ло­же­ний 5-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с по­мо­щью ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и лек­си­че­ско­го повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фраг­мент рецензии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти текста. Не­ко­то­рые термины, ис­поль­зо­ван­ные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из списка.

«Г. Гессе в пред­став­лен­ном фраг­мен­те тек­ста под­ни­ма­ет очень серьёзную проблему, о ко­то­рой многие, вне за­ви­си­мо­сти от возраста, ду­мать не хотят или, быть может, по­про­сту боятся. В лексике, по­ми­мо ак­тив­но ис­поль­зу­е­мых ав­то­ром (А)_______ (например, сту­пень и соб­ствен­ный в пред­ло­же­нии 1), ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся и дру­гие средства: (Б)_______ (например, увильнуть, болячка, ко­ро­че говоря) со­сед­ству­ют с таким тропом, как (В)______ ("листая боль­шую ил­лю­стри­ро­ван­ную книгу нашей соб­ствен­ной жизни" в пред­ло­же­нии 7), что де­ла­ет текст живым и поэтичным.

В об­ла­сти син­так­си­са осо­бое место от­во­дит­ся та­ко­му средству, как (Г)_______ (в пред­ло­же­ни­ях 1, 4, 8), ко­то­рое можно на­блю­дать на про­тя­же­нии всего текста».

Список терминов:

1) антонимы

2) синекдоха

3) лек­си­че­ские повторы

4) раз­го­вор­ные слова

5) ряды од­но­род­ных чле­нов предложения

6) вос­кли­ца­тель­ные предложения

7) срав­ни­тель­ный оборот

9) метафора

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г

Напишите со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тексту.

Сформулируйте одну из проблем, по­став­лен­ных ав­то­ром текста. Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную проблему. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два примера-иллюстрации из про­чи­тан­но­го текста, которые, по Ва­ше­му мнению, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (избегайте чрез­мер­но­го цитирования).

Сформулируйте по­зи­цию ав­то­ра (рассказчика). Напишите, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го текста.

Объясните почему. Своё мне­ние аргументируйте, опи­ра­ясь в первую очередь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учитываются пер­вые два аргумента). Объём со­чи­не­ния - не менее 150 слов. Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов.

Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

1)Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.

5) Романы его не столь занимательны и средь огромного количества современной беллетристики они до сих пор остаются незамеченными.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.

Меж голубоватых камней по склону блистает (1) стеснённая каменными берегами (2) вода, которая бурлит (3) пытаясь растечься вширь.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Подросток (1) должен научиться реагировать на новые для него ситуации (2) для разрешения (3) которых (4) нет готовых рецептов.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Искусство Высокого Возрождения (1) охватывая всего лишь около трёх десятилетий (2) проходит очень большой путь (3) отмеченный творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (4) и достигает наивысшего расцвета.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Справа от нас то таял в дымке то вновь выплывал из тумана пустынный берег.

2) Пёстрые полевые цветы усеяли луга и поляны и лесные прогалины.

3) Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге.

4) Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе
с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.

5) От древнейшего форума в Риме остался лишь фундамент и первоначальный вид этого архитектурного сооружения можно увидеть только в реконструкции.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

открытый банк фипи

Чтобы выполнить задание 16 на ЕГЭ по русскому языку, надо вспомнить правила обособления определений и обстоятельств, или, что более привычно звучит, расставить запятые при причастных и деепричастных оборотах. Помните, что каждое задание проверяет определенный круг ваших знаний и умений, следовательно, на месте цифр вы ставите запятые, применяя только правила обособления, о которых говорится ниже.

Формулировка задания:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В задании 16 вы работаете с обособленными членами предложения . Вспомним правила обособления определений и обстоятельств.

Обособленные определения представлены причастными оборотами. (Мы уже обращались к причастиям и причастным оборотам, выполняя задания 7, 11, 12, 14, и вы умеете видеть их в предложении.)

Знаки препинания при причастном обороте

  1. Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после главного (определяемого) слова.

    Книга , написанная известным писателем, вызвала интерес у читающей публики. Гроза звенела по траве , давно ожидавшей влаги и прохлады. Место , обвитое виноградником, было похоже на беседку. Аисты , прилетевшие в поселок, начали вить гнезда.

  2. Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит перед главным (определяемым) словом.

    Обвитое виноградником место было похоже на уютную беседку. Давно ожидавшая влаги и прохлады трава распрямлялась после дождя. Написанная известным писателем книга вызвали интерес у читающей публики. Прилетевшие в поселок аисты начали вить гнезда.

  3. Одиночные причастия не обособляются.
  4. Если в роли главного слова выступает личное местоимение, причастие или причастный оборот выделяются запятыми в любом случае.
    Взволнованный переживаниями минувшего дня, я долго не мог заснуть. Взволнованный, он долго не мог заснуть. Мне , столько раз ошибавшемуся, снова хотелось верить людям. Я , разочарованный, не видел смысла продолжать путешествие.

Обособленные обстоятельства представлены деепричастиями и деепричастными оборотами. (Мы уже встречались с ними в задании 7, 10, 12.)

Знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми независимо от места главного слова (глагола-сказуемого).

Она, смеясь, шла мне навстречу. Замолчав, он несколько минут оставался неподвижным. И звезды слушают меня, лучами радостно играя. Устав от ожидания, мать задремала . Кони подходили к костру и, глядя умными глазами, вздыхали.

2. Не обособляются деепричастные обороты, превратившиеся в устойчивые выражения: спустя рукава, не смыкая глаз, затаив дыхание и т. п. Школьники неслись по коридору сломя голову . Нечего сидеть сложа руки.

На что следует обратить внимание?

В предложении могут встретиться однородные обособленные определения (выраженные причастным оборотом) или обстоятельства (выраженные деепричастным оборотом), связанные союзом И. В таком случае запятая между оборотами (перед И) не ставится.

Выполним задание:

В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою

неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

Ползали (как?), совершая свою неспешную работу, - деепричастный оборот обособляется;

Лепет (какой?) едва уловимый – причастный оборот не обособляется, так как в предложении стоит перед главным (определяемым) словом.

Как в Наталье, в ее крестьянской простоте, во всей ее прекрасной и жалкой душе, порожденной Суходолом, было очарование и в суходольской разоренной усадьбе. Пахло жасмином в старой гостиной с покосившимися полами. Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого, за отсутствием ступенек, надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете. В жаркие дни, когда его пекло солнце, когда были отворены осевшие стеклянные двери и веселый отблеск стекла передавался в тусклое овальное зеркало, висевшее на стене против двери, все вспоминалось нам фортепиано тети Тони, когда-то стоявшее под этим зеркалом. Когда-то играла она на нем, глядя на пожелтевшие ноты с заглавиями в завитушках, а он стоял сзади, крепко подпирая талию левой рукой, крепко сжимая челюсти и хмурясь. Чудесные бабочки — и в ситцевых пестреньких платьицах, и в японских нарядах, и в черно-лиловых бархатных шалях — залетали в гостиную. И перед отъездом он с сердцем хлопнул однажды ладонью по одной из них, трепетно замиравшей на крышке фортепиано. Осталась только серебристая пыль. Но, когда девки, по глупости, через несколько дней стерли ее, с тетей Тоней сделалась истерика. Мы выходили из гостиной на балкон, садились на теплые доски — и думали, думали. Ветер, пробегая по саду, доносил до нас шелковистый шелест берез с атласно-белыми, испещренными чернью стволами и широко раскинутыми зелеными ветвями, ветер, шумя и шелестя, бежал с полей — и зелено-золотая иволга вскрикивала резко и радостно, колом проносясь над белыми цветами за болтливыми галками, обитавшими с многочисленным родством в развалившихся трубах и в темных чердаках, где пахнет старыми кирпичами и через слуховые окна полосами падает на бугры серо-фиолетовой золы золотой свет; ветер замирал, сонно ползали пчелы по цветам у балкона, совершая свою неспешную работу, — и в тишине слышался только ровный, струящийся, как непрерывный мелкий дождик, лепет серебристой листвы тополей... Мы бродили по саду, забирались в глушь окраин. Там, на этих окраинах, слившихся с хлебами, в прадедовской бане с провалившимся потолком, в той самой бане, где Наталья хранила украденное у Петра Петровича зеркальце, жили белые трусы. Как они мягко выпрыгивали на порог, как странно, шевеля усами и раздвоенными губами, косили свои далеко расставленные, выпученные глаза на высокие татарки, кусты белены и заросли крапивы, глушившей терн и вишенник! А в полураскрытой риге жил филин. Он сидел на перемете, выбрав место посумрачнее, торчком подняв уши, выкатив желтые слепые зрачки — и вид у него был дикий, чертовский. Опускалось солнце далеко за садом, в море хлебов, наступал вечер, мирный и ясный, куковала кукушка в Трошином лесу, жалобно звенели где-то над лугами жалейки старика-пастуха Степы... Филин сидел и ждал ночи. Ночью все спало — и поля, и деревня, и усадьба. А филин только и делал, что ухал и плакал. Он неслышно носился вкруг риги, по саду, прилетал к избе тети Тони, легко опускался на крышу — и болезненно вскрикивал... Тетя просыпалась на лавке у печки. — Исусе сладчайший, помилуй мя, — шептала она, вздыхая. Мухи сонно и недовольно гудели по потолку жаркой, темной избы. Каждую ночь что-нибудь будило их. То корова чесалась боком о стену избы; то крыса пробегала по отрывисто звенящим клавишам фортепиано и, сорвавшись, с треском падала в черепки, заботливо складываемые тетей в угол; то старый черный кот с зелеными глазами поздно возвращался откуда-то домой и лениво просился в избу; или же прилетал вот этот филин, криками своими пророчивший беду. И тетя, пересиливая дремоту, отмахиваясь от мух, в темноте лезших в глаза, вставала, шарила по лавкам, хлопала дверью — и, выйдя на порог, наугад запускала вверх, в звездное небо, скалку. Филин, с шорохом, задевая крыльями солому, срывался с крыши — и низко падал куда-то в темноту. Он почти касался земли, плавно доносился до риги и, взмыв, садился на ее хребет. И в усадьбу опять доносился его плач. Он сидел, как будто что-то вспоминая, — и вдруг испускал вопль изумления; смолкал — и внезапно принимался истерически ухать, хохотать и взвизгивать; опять смолкал — и разражался стонами, всхлипываниями, рыданиями... А ночи, темные, теплые, с лиловыми тучками, были спокойны, спокойны. Сонно бежал и струился лепет сонных тополей. 3арница осторожно мелькала над темным Трошиным лесом — и тепло, сухо пахло дубом. Возле леса, над равнинами овсов, на прогалине неба среди туч, горел серебряным треугольником, могильным голубцом Скорпион... Поздно возвращались мы в усадьбу. Надышавшись росой, свежестью степи, полевых цветов и трав, осторожно поднимались мы на крыльцо, входили в темную прихожую. И часто заставали Наталью на молитве перед образом Меркурия. Босая, маленькая, поджав руки, стояла она перед ним, шептала что-то, крестилась, низко кланялась ему, невидному в темноте, — и все это так просто, точно беседовала она с кем-то близким, тоже простым, добрым, милостивым. — Наталья? — тихо окликали мы. — Я-с? — тихо и просто отзывалась она, прерывая молитву. — Что же ты не спишь до сих пор? — Да авось еще в могиле-с наспимся... Мы садились на коник, раскрывали окно; она стояла, поджав руки. Таинственно мелькали зарницы, озаряя темные горницы; перепел бил где-то далеко в росистой степи. Предостерегающе-тревожно крякала проснувшаяся на пруде утка... — Гуляли-с? — Гуляли. — Что ж, дело молодое... Мы, бывалыча, так-то все ночи напролет прогуливали... Одна заря выгонит, другая загонит... — Хорошо жилось прежде? — Хорошо-с... И наступало долгое молчание. — Чего это, нянечка, филин кричит? — говорила сестра. — Не судом кричит-с, пропасти на него нету. Хоть бы из ружья постращать. А то прямо жуть, все думается: либо к беде какой? И все барышню пугает. А она ведь до смерти пуглива! — А как захворала она? — Да известно-с: все слезы, слезы, тоска... Потом молиться зачали... Да все лютее с нами, с девками, да все сердитей с братцами... И, вспоминая арапники, мы спрашивали: — Не дружно, значит, жили? — Куда как дружно! А уж особливо после того, как заболели-то оне, как дедушка померли, как вошли в силу молодые господа и женился покойник Петр Петрович. Горячие все были — чистый порох! — А пороли дворовых часто? — Этого у нас и в заведенье не было-с. Я как провинилась-то! А и было-то всего-навсего, что приказали Петр Петрович голову мне овечьими ножницами оболванить, затрапезную рубаху надеть да на хутор отправить... — А чем же ты провинилась? Но ответ далеко не всегда следовал прямой и скорый. Рассказывала Наталья порою с удивительной прямотой и тщательностью; но порою запиналась, что-то думала; потом легонько вздыхала, и по голосу, не видя лица в сумраке, мы понимали, что она грустно усмехается: — Да тем и провинилась... Я ведь уж сказывала... Молода-глупа была-с. «Пел на грех, на беду соловей во саду...» А, известно, дело мое было девичье... Сестра ласково просила ее: — Ты уж скажи, нянечка, стихи эти до конца. И Наталья смущалась. — Это не стихи-с, а песня... Да я ее и не упомню-с теперь. — Неправда, неправда! — Ну, извольте-с... И скороговоркой кончала: — «Как на грех, на беду...» То бишь: «Пел на грех, на беду соловей во саду — песню томную... Глупой спать не давал — в ночку темную...» Пересиливая себя, сестра спрашивала: — А ты очень была влюблена в дядю? И Наталья тупо и кратко шептала: — Очень-с. — Ты всегда поминаешь его на молитве? — Всегда-с. — Ты, говорят, в обморок упала, когда тебя везли в Сошки? — В оморок-с. Мы, дворовые, страшные нежные были... жидки на расправу... не сравнять же с серым однодворцем! Как повез меня Евсей Бодуля, отупела я от горя и страху... В городе чуть не задвохнулась с непривычки. А как выехали в степь, таково мне нежно да жалостно стало! Метнулся офицер навстречу, похожий на них, — крикнула я, да и замертво! А пришедчи в себя, лежу этак в телеге и думаю: хорошо мне теперь, ровно в царстве небесном! — Строг он был? — Не приведи господи! — Ну, а все-таки своенравнее всех тетя была? — Оне-с, оне-с. Докладываю же вам: их даже к угоднику возили. Натерпелись мы страсти с ними! Им бы жить да поживать теперь, как надобно, а оне погордилися, да и тронулись... Как любил их Войткевич-то! Ну, да вот поди ж ты! — Ну, а дедушка? — Те что ж? Те слабы умом были. А, конечно, и с ними случалось. Все в ту пору были пылкие... Да зато прежние-то господа нашим братом не брезговали. Бывалыча, папаша ваш накажут Герваську в обед, — энтого и следовало! — а вечером, глядь, уж на дворне жируют, на балалайках с ним жундят... — А скажи, — он хорош был, Войткевич-то? Наталья задумывалась. — Нет-с, не хочу соврать: вроде калмыка был. А сурьезный, настойчивый. Все стихи ей читал, все напугивал: мол, помру и приду за тобой... — Ведь и дед от любви с ума сошел? — Те по бабушке. Это дело иное, сударыня. Да и дом у нас был сумрачен, — не веселый, бог с ним. Вот извольте послушать мои глупые слова... И неторопливым шепотом начинала Наталья долгое, долгое повествование...