§25. Распад Золотой Орды и его последствия

РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

1. Перечислите социальные группы, которые были заинтересованы в объединении Руси, создании единого государства с центром в Москве. Укажите причины этой заинтересованности для каждой социальной группы.

В создании единого Русского государства помимо князя были заинтересованы служилые княжеские люди , которые составляли костяк административной и военной «машины» государства. Поскольку за верную службу им выделялись поместья, которые не передавались по наследству, благосостояние помещиков, размеры их земельных владений зависели от великого князя. Поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти и создании единого государства.

За создание единого государства были и бояре, владельцы наследственных вотчин . Дело в том, что в соответствии с княжеским соглашениям, бояре не имели права покупать земли на территории других княжеств. Поскольку бояре тоже имели амбиции к расширению собственных владений, они были заинтересованы в присоединении к Московскому княжеству новых земель, а следовательно – заинтересованы в объединении Руси.

Поддержку в создании централизованного государства оказывала и Церковь . Со временем Церковь стала крупным землевладельцем, аккумулировав владения, которые получала в дар или скупала у вотчинников в качестве платы за долги. Превратившись в крупного землевладельца, Церковь активно поддерживала действующую власть в стремлении объединить русские земли.

Поддерживали централизацию государства и ремесленники , и купцы , поскольку расширение ремесленного производства и торговли в Москве сплачивало Северо-Западную Русь вокруг Москвы и создавало экономические предпосылки для объединения.

2. Перечислите последствия междоусобной войны второй четверти XV в.

Последствия:

  1. гибель множества простых людей;
  2. удар по экономике – разорены деревни и города;
  3. усиление власти Золотой Орды;
  4. победил династический принцип передачи власти – от отца к сыну.

Война между московскими князьями замедлила ход объединения русских земель, усилила зависимость от Орды, принесла страдания людям. Усобица вновь продемонстрировала необходимость объединения земель и создания единого государства. Урок, который должны были извлечь русские люди из этого события, стар как мир – любые внутренние распри делают государство слабым и лишь в единении всего народа таится огромная сила.

Тестовый контроль

1. Отличие междоусобной войны второй четверти XV в. от усобиц предшествующего периода:

1) борьба князей за владимирский престол
2) борьба князей за московский престол
3) привлечение сил Золотой Орды
4) применение жестоких методов борьбы

2. В усобице между московскими князьями Русская православная церковь:

1) заняла выжидательную позицию
2) встала на сторону Василия II
3) поддержала Дмитрия Шемяку
4) поддержала Василия Косого

3. В своем завещании Дмитрий Донской:

1) наказывал сыновьям слушаться хана Тохтамыша как отца своего
2) разделил Московское княжество поровну между сыновьями
3) передал Московское княжество и владимирский престол старшему сыну
4) передал Московское княжество и владимирский престол младшему сыну

4. Едигей организовал поход на Русь в 1408 г., чтобы:

1) заставить Василия уплачивать дань Орде
2) помочь Василию I утвердиться на московском престоле
3) помочь Тимуру завоевать Русь
4) поддержать князя литовского Витовта

5. Василий I завещал московский престол:

1) младшему брату
2) малолетнему сыну
3) супруге Софье Витовтовне
4) Дмитрию Шемяке

6. Война между московскими князьями:

1) ускорила процесс объединения русских земель
2) замедлила ход объединения русских земель
3) ослабила зависимость от Орды
4) не повлияла на экономику Московского княжества

Вопросы в тексте параграфа

Какие изменения произошли в Восточной Европе в результате распада Золотой Орды?

С шестидесятых годов XIV века, со времён Великой замятни, произошли важные политические перемены в жизни Золотой Орды. Начался постепенный распад государства. Правители отдалённых частей улуса приобрели фактическую самостоятельность, в частности, в 1361 году обрёл независимость Улус Орда-Эджена. Однако, до 1390-х годов Золотая Орда ещё оставалась более или менее единым государством, но с поражением в войне с Тамерланом и разорением экономических центров начался процесс распада, ускорившийся с 1420-х годов.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство (столица – город Сибир), в 1428 - Узбекское ханство, затем возникли Казанское (1438), Крымское (1441) ханства, Ногайская Орда (1440-е, столица – Сарайчик) и Казахское ханство (1465). После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.

Главным среди джучидских государств формально продолжала считаться Большая Орда. В 1480 году Ахмат, хан Большой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно, и Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига. В начале 1481 года Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. При его детях, в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование. В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей в союзе с московскими войсками окончательно разгромил Большую Орду. На части ее территории укрепилось Астраханское ханство. Столицей нового государства стал город Хаджи-Тархан (Астрахань).

Когда образовалась Золотая Орда? Когда она стала независимым государством?

Золотая Орда или Улус Джучи образовалась в результате разделения Чингисханом империи между своими сыновьями, произведённого к 1224 году. До 1266 год Золотая Орда находилась в составе Монгольской империи. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. В начале 1320-х годов при хане Узбеке государственной религией стал ислам.

Какие народы входили в состав Золотой Орды? Как называли основную часть жителей этого государства?

В Золотой Орде проживали тюркские (кипчаки, волжские булгары, хорезмийцы, башкиры и др.), славянские, финно-угорские (мордва, черемисы, вотяки и др.), северокавказские (ясы, аланы, черкасы и др.) народы. Немногочисленная монгольская верхушка очень быстро ассимилировалась среди местного тюркского населения. А к началу XV века все кочевое население Золотой Орды обозначалось одним словом «татары». Именно в Золотой Орде прошло становление таких народностей как волжские, крымские, сибирские татары. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов, каракалпаков и ногайцев.

Кто во времена Тимура был великим князем московским?

Тимур (Тамерлан) родился в 1336 году, а умер в 1405 году. Таким образом формально во времена Тимура князями московскими были Дмитрий Донской и его сын Василий Дмитриевич. Однако Дмитрий Донской никогда не сталкивался с действиями Тимура, поскольку к началу похода Тимура на Золотую Орду в 1395 году Дмитрий Донской уже умер (1389). Поэтому во время активной фазы войны Тимура с Тохтамышем московским князем был Василий I.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как вы думаете, почему распалась держава Тамерлана?

Тамерлан оставил после себя большой родовой клан. Буквально на следующий день после его смерти начались ссоры, силовое давление и дворцовые перевороты. Усобицы внутри рода Тимуридов привели к тому, что империя распалась.

2. Какие народы входили в состав Казанского, Астраханского и Сибирского ханств?

Казанское ханство населяли в основном потомки древних булгар. Здесь же селились выходцы из Золотой орды. В подданстве Казанского ханства были мордва, чуваши, марийцы, удмурты.

Сибирское ханство населяли тюркоязычные племена. Влияние Сибирского ханства распространялась на такие народы как ханты, манси, зауральские башкиры.

Основным населением Астраханского ханства были астраханские татары и ногаи, этническую основу которых составили такие древние народы как сираки, уйсуны, уйгуры, канглы, кипчаки, асы, кереиты, дормены, найманы, мангыты, булгары, байысы, бодыраки, кенегесы, катаганы, кобаны, байдары, мажары, аргыны и др., обитавшие в Прииртышье, Северо-Западной Монголии, Средней Азии, Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Северном Кавказе, Северном Причерноморье, Подонье, Приазовье и Нижнем Поднепровье.

3. Охарактеризуйте занятия населения государств - наследников Золотой Орды. Какие религии исповедовали жители этих государств?

Главным занятием населения Казанского ханства было земледелие, в степных районах сохранялось полукочевое скотоводство. Большую роль играла транзитная торговля. Значительное развитие получило кожевенное, ювелирное, кузнечное, гончарное ремесла. Также в Казанском ханстве было развито рабство. Рабами делали русских пленников, захваченных в результате набегов.

В Астраханском ханстве основным занятием населения было кочевое скотоводство. Также его жители занимались ремеслом и торговлей.

Сибирские татары занимались скотоводством, земледелием, гончарным и скорняжным ремеслом, прядением, ткачеством, плавкой и обработкой металлов. В северной части Сибирского ханства занимались охотой, рыболовством и оленеводством.

Все наследники Золотой Орды проповедовали ислам.

4. Как складывались взаимоотношения новых государств с Русью?

Взаимоотношения новых государств с Русью складывались по-разному. Периоды военных действий сменялись временами мирной торговли. Велись войны и заключались союзы. Так, изгнанный из Орды хан Улу-Мухаммед, ставший правителем Казанского ханства, пытался восстановить своё господство над Русью и заставить московского князя платить дань по-прежнему, только ему, а не хану Большой Орды. Для этого он несколько раз совершал походы на Русь. В одном из походов его сыновьям удалось пленить князя Василия II, которого потом отпустили под обещание огромного выкупа. С 1446 по 1466 год стал временем укрепления торговых связей между Москвой и Казанью. А в 1452 году один из сыновей Улу-Мухаммеда, Касим, вообще перешел на службу московского князя, за что тот пожаловал ему городок, который с тех пор стал называться Касимовым. Здесь образовалось зависимое от Москвы Касимовское ханство.

Большая Орда, считая себя наследником Золотой Орды, так же стремилась восстановить зависимость Руси. Для этого ханы Большой Орды заключили союз с Великим княжеством Литовским. Противостояние Большой Орде на время сблизило Московское княжество и Крымское ханство, что в начале XVI века привело к уничтожению Большой Орды.

Работаем с картой

1. Найдите на карте государства, покорённые Тимуром.

Государства и территории, покорённые Тимуром (отмечены на карте бордовыми буквами): Армения. Азербайджан, Государство Джелаиридов, Государство Сербедаров, Хорезм, Государство Куртов, Государство Мозафферидов (Керман), Мекран, Систан, также были частично завоеваны территории турок-османов, Мабераннахр, Джаб, Индия.

2. Покажите на карте государства, образовавшиеся в результате распада Золотой Орды.

Золотая Орда распалась на государства :

  • Ногайская Орда - столица Сарайчик
  • Казанское ханство - столица Казань
  • Большая Орда - столица Новый Сарай
  • Астраханское царство - столица Хаджи-Тархан (Астрахань)
  • Крымское ханство - столица Бахчисарай
  • Сибирское ханство - столица Сибир
  • Казахское царство - столица Сыгнак

также образовались Кабарда, Тарковское шамхальство, Аварское ханство, Узбекское ханство и другие

3. Используя карту, объясните, почему из всех осколков Золотой Орды Казанское ханство являлось наиболее опасным противником для русских земель.

Казанское ханство географически было расположено ближе всех к русским княжествам и было достаточно сильным государством с военной и экономической точки зрения.

Изучаем документ

Какие выводы об особенностях политических и хозяйственных связей между Москвой и Астраханью можно сделать на основании данного текста?

Астраханское ханство было самым маленьким и слабым осколком Золотой Орды. Её вооруженные силы составляли всего 3 тысячи воинов. Ханство все время находилось в состоянии зависимости, сначала от Большой Орды, потом от Ногайской Орды и от Крымского ханства. В этой ситуации, естественно, ханство стремилось заручиться поддержкой сильного Московского княжества. Тем более, что у Астраханского ханства было что предложить в обмен на дружбу с Москвой – выход к Каспию. Поэтому скорее всего ежегодные поездки ханских посланников в Москву свидетельствует о желании Астраханского ханства понять, все ли остается по-прежнему, верна ли Москва дружбе с ханством.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя Интернет и дополнительную литературу, составьте в тетради хронологическую таблицу, показывающую основные этапы развития отношений Московского княжества с Казанским и Крымским ханствами до середины XVI в.

Казанское ханство

  • 1439 - хан Улуг-Мухаммед подступил к Москве и осадил её, однако через одиннадцать дней отступил, разграбив по пути Коломну и несколько других русских городов.
  • 1444 – Казанский хан напал на Нижегородское и Рязанское княжества.
  • 1445 – ханское войско разбило русские войска под Суздалем, в плен был захвачен великий князь Василий II, на Московское княжество была наложена дань.
  • 1467 – русские войска совершили поход на Казань, чтобы посадить на казанский престол дружественного царевича Касима. Поход был неудачным. Ибрагим хан заранее приготовился к «встрече».
  • В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья.
  • В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника.
  • 1487 - взятие московскими войсками Казани и утверждение на казанском престоле лояльного Москве хана Мухаммед-Эмина. Неугодный московскому правительству хан был свергнут.
  • 1506 – крупный поход Москвы на Казань, поражение русских под Казанью, хан Мухаммед-Эмин, который был посажен на престол при военной и политической поддержке Москвы, освободился от Московской зависимости.
  • 1545-1552 – серия военных походов Ивана Грозного на Казань. Первые два не увенчались успехом, и в 1552 году великий князь в третий раз осадил столицу ханства. После взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, Казань была взята штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел. Казанское ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России. В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством по приказу Ивана Грозного был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Всего казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в районы близ Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича и Мурома.

Крымское ханство

  • 1480 - великий князь московский Иван III обратился к крымскому хану Менгли I Гераю с просьбой устроить поход в польские земли «на киевские места». Менгли Герай взял Киев штурмом, разорил и сильно разрушил город. Из богатой добычи хан послал Ивану III в благодарность золотые потир и дискос из киевского Софийского собора. В этом же году Иван III заключил союз с Менгли Гераем.
  • Конец XV века – постоянные набеги на Русь с целью грабежа.
  • 1521 - силы казанского хана Сахиба Гирея совершили военный поход на нижегородские, муромские, клинские, мещерские и владимирские земли и соединились с войском крымского хана Мехмеда Гирея у Коломны. После чего осадили Москву и вынудили Василия III к подписанию унизительного договора.
  • 1571 – несмотря на договор с Москвой, во главе армии в 40 тысяч всадников крымский хан Девлет Герай совершил набег на Москву, сжег посады, взял в плен 50 тысяч человек. Иван Грозный был вынужден дать обязательство уплачивать ежегодно дань Крыму.
  • 1572 – крымское войско Девлет Герая, объединенное с турецкими и ногайскими отрядами, потерпело сокрушительное поражение от русских войск предводительством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина в битве при Молодях (50 верст южнее Москвы).

2. Выясните, потомки каких народов, населявших территории образовавшихся после распада Золотой Орды государств, проживают в настоящее время в Российской Федерации.

Казанские, астраханские и крымские татары, мордва, чуваши, марийцы, удмурты, ханты, манси, башкиры, ногайцы.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Почему распалась Золотая Орда?

С шестидесятых годов XIV века, со времён Великой замятни, произошли важные политические перемены в жизни Золотой Орды. Из-за внутренних усобиц начался постепенный распад государства. Правители отдалённых частей улуса приобрели фактическую самостоятельность, и государство постепенно начало терять целостность. До 1390-х годов Золотая Орда ещё оставалась более или менее единым государством, но с поражением в войне с Тамерланом и разорением экономических центров начался процесс распада.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, в 1428 - Узбекское ханство, затем возникли Казанское (1438), Крымское (1441) ханства, Ногайская Орда (1440-е) и Казахское ханство (1465). После смерти хана Кичи-Мухаммеда в 1459 году Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.

Создайте психологический портрет Тимура (Тамерлана)

Тимур был человеком весьма отважным и сдержанным. Обладая трезвостью суждений, он умел принять самое верное решение в трудных ситуациях. Эти черты характера и притягивали к нему людей. Дальновидный правитель и талантливый организатор. Тимур обладал феноменальной памятью, владел несколькими языками, отлично умел играть в шахматы, что, безусловно, свидетельствует о его таланте стратега. Также Тимур был очень эрудированным человеком, обладал обширными историческими и философскими знаниями, что очень часто использовал для воодушевления своих войск.

Столицей какого государства стал город Сарайчик?

Сарайчик был столицей Ногайского ханства.

Какое государство было образовано на территории бывшей Волжской Булгарии?

На территории бывшей Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство.

Как называлась столица Большой Орды?

Столицей Большой Орды был Сарай-Берке (Новый Сарай).

Какие территории вошли в состав Крымского ханства?

Помимо степной и предгорной части Крыма ханство занимало земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России.

Кто и когда окончательно разгромил Большую Орду?

В 1502 году Крымское ханство напало на Большую Орду и захватило Поволжье. Большая Орда перестала существовать. Заволжские земли вошли в состав Ногайской Орды, а земли между Доном и Волгой формально отошли к Крыму, но вскоре, в 1556 году, были присоединены к Русскому государству.

Столицей какого ханства стал город Хаджи-Тархан?

Хаджи-Тархан (Астрахань) была столицей Астраханского ханства.

Какие государственные образования складывались на Северном Кавказе?

На Северном Кавказе после распада Большой Орды также начали складываться новые государственные образования – Кабарда, Тарковское шамхальство, Аварское ханство и т.д.

Как называли себя жители Казанского ханства?

Жители Казанского ханства называли себя булгарами.

Как их именовали русские?

А русские именовали жителей Казанского ханства татарами.

Что такое ясак?

Ясак – это натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной.

Какие города были в Казанском ханстве?

В Казанском ханстве было не много городов – всего два: Казань и Арск, а также несколько крепостей

Кто был обращен в рабов в этом государстве?

В рабов обращали пленных русских, захваченных во время набегов.

Какое государственное устройство было в Сибирском ханстве?

Государственные устои в Сибирском ханстве переплетались с пережитками родовых отношений. Во главе государства стоял хан, избиравшийся знатью. Устройство государства носило полувоенный характер, ханство делилось на «сотни» - волости во главе с мурзами. Опорными пунктами ханской власти являлись укрепленные городки.

Приведите примеры военных и мирных взаимоотношений новых государств с Русью

Противостояние

Сближение

  1. Первый поход Улу-Мухаммеда на Русь весной 1439 г. (захватил Нижний Новгород и дошел до Москвы, но взять Кремль не смог).
  2. Второй поход Улу-Мухаммеда на Русь в 1444-1445 гг. Разгром войска Василия II. В русские города были назначены казанские чиновники для сбора налогов.
  3. Союз Большой Орды с Литовским княжеством против Московского княжества.
  4. Набеги Крымского ханства на русские земли
  1. Укрепление торговых связей между Москвой и Казанью в 1445-1466 гг.
  2. Образование зависимого от Москвы Касимовского ханства после перехода в 1452 г. одного из сыновей Улу-Мухаммеда на службу к московскому князю.
  3. Совместное противостояние Московского княжества и Крымского ханства Большой Орде и Великому княжеству Литовскому

История Золотой Орды

Золотая Орда (Улус Джучи, Улуг Улус)
1224 — 1483

Улус Джучи ок. 1300 года
Столица Сарай-Бату
Сарай-Берке
Крупнейшие города Сарай-Бату , Казань , Астрахань , Увек и др.
Язык(и) золотоордынский тюрки
Религия тенгрианство , православие (для части населения), с 1312 ислам
Площадь ок. 6 млн км²
Население монголы , тюрки , славяне, финно-угры и другие народы

Название и границы

Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае.

В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус» ) или имени правителя («улус Берке» ), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке» , «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой» ). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак . Слово «орда » в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века). Сочетание «золотая орда» в значении «золотой парадный шатёр» встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты применительно к резиденции хана Узбека . В русских летописях понятие «Орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары». В Западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов», «Комания» или «держава татар», «земля татар», «Татария».

Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар). Позже это название проникло в Европу и земли, завоеванные монголами стали именоваться «Татарией».

Границы Орды арабский историк Ал-Омари, живший в первой половине XIV века определял так:

"Границы этого государства со стороны Джейхуна — Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азака, Акча-Кермен, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман…

Бату, средневековый китайский рисунок

[ Образование Улуса Джучи (Золотой Орды)

Разделение Монгольской империи Чингисханом между своими сыновьями, произведенное к 1224 году , можно считать возникновением Улуса Джучи. После Западного похода (1236—1242), возглавляемого сыном Джучи Бату (в русских летописях Батый) улус расширился на запад и его центром стало Нижнее Поволжье. В 1251 году в столице Монгольской империи Каракоруме состоялся курултай , где великим ханом был провозглашён Мункэ , сын Толуя . Бату, «старший в роде» (ака ), поддержал Мункэ, вероятно, надеясь получить полную автономию для своего улуса . Противники джучидов и толуидов из потомков Чагатая и Угэдэя были казнены, а конфискованные у них владения были разделены между Мункэ, Бату и другими чингизидами, признавшими их власть.

Расцвет Золотой Орды

После смерти Бату законным наследником должен был стать его сын Сартак , который находился в это время в Монголии , при дворе Мунке-хана . Однако по пути домой новый хан неожиданно скончался. Вскоре умер и провозглашённый ханом малолетний сын Бату (или сын Сартака ) Улагчи .

Правителем улуса стал Берке (1257—1266), брат Бату. Берке ещё в молодости принял ислам , но это было, по-видимому, политическим шагом, не повлёкшим исламизации широких слоёв кочевого населения. Этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии , привлечь на службу образованных мусульман . В его правление значительных масштабов достигло градостроительство , ордынские города застраивались мечетями , минаретами , медресе , караван-сараями . В первую очередь это относится к Сарай-Бату , столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке (бытует спорное отождествление Сарай-Берке и Сарай аль-Джедид ) . Оправившийся после завоевания Булгар стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса.

Большой минарет Соборной мечети Булгара , строительство которой было начато вскоре после 1236 года и завершено в конце XIII века

Берке приглашал из Ирана и Египта учёных, богословов, поэтов, из Хорезма — ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Ирана и арабских стран, что вызывало недовольство монгольской и кыпчакской кочевой знати. Однако это недовольство пока не выражалось открыто.

В правление Менгу-Тимура (1266—1280) Улус Джучи стал полностью независим от центрального правительства. В 1269 году на курултае в долине реки Талас Мункэ-Тимур и его сородичи Борак и Хайду , правители Чагатайского улуса , признали друг друга независимыми государями и заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость .

Тамга Менгу-Тимура, чеканившаяся на золотоордынских монетах

После смерти Менгу-Тимура в стране начался политический кризис, связанный с именем Ногая . Ногай, один из потомков Чингис-хана , занимал при Бату и Берке пост беклярбека, второго по значению в государстве. Его личный улус находился на западе Золотой Орды (вблизи Дуная). Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Туда-Менгу (1282—1287) и Тула-Буги (1287—1291) ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю , Днестру , Узеу (Днепру ).

При прямой поддержке Ногая на сарайский престол был посажен Тохта (1298—1312). Сначала новый правитель во всём слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1299 году поражением Ногая, и единство Золотой Орды было вновь восстановлено.

Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Золотая Орда, г. Сарай-Бату. Керамика, надглазурная роспись, мозаика, позолота. Селитренное городище. Раскопки 1980-х. ГИМ

Во времена правления хана Узбека (1312—1342) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией, пригрозив «неверным» физической расправой. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Время его ханствования отличалось строгой расправой. Русские князья, отправляясь в столицу Золотой Орды, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. Несколько из них, действительно, были убиты. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии , Египтом , Индией , Китаем . После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек , которого русские летописи называют «добрым».

«Великая замятня»

Куликовская битва. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище»

С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. Это время в русских источниках получило название «Великая замятня».

Ещё при жизни хана Джанибека (не позже 1357 года ) в Улусе Шибана был провозглашён свой хан Минг-Тимур . А убийство в 1359 году хана Бердибека (сына Джанибека) положило конец династии Батуидов, что стало причиной появления самых различных претендентов на сарайский престол из числа восточных ветвей Джучидов. Воспользовавшись нестабильностью центральной власти, ряд областей Орды на какое-то время вслед за Улусом Шибана обрёл собственных ханов.

Права на ордынский престол самозванца Кульпы сразу же были подвергнуты сомнению зятем и одновременно беклярибеком убитого хана темником Мамаем . В итоге Мамай, приходившийся внуком Исатаю, влиятельному эмиру времён хана Узбека, создал самостоятельный улус в западной части Орды, вплоть до правого берега Волги . Не будучи Чингизидом , Мамай не имел прав на титул хана, поэтому ограничился должностью беклярибека при ханах-марионетках из рода Батуидов.

Ханы из Улуса Шибана, потомки Минг-Тимура, попытались закрепиться в Сарае. По-настоящему это им не удалось, ханы менялись с калейдоскопической быстротой. Судьба ханов во многом зависела от благосклонности купеческой верхушки городов Поволжья, которая не была заинтересована в сильной ханской власти.

По примеру Мамая другие потомки эмиров также проявили стремление к самостоятельности. Тенгиз-Буга, тоже внук Исатая, попытался создать самостоятельный улус на Сырдарье . Восставшие против Тенгиз-Буги в 1360 году и убившие его Джучиды продолжили его сепаратистскую политику, провозгласив хана из своей среды.

Салчен, третий внук того же Исатая и в то же время внук хана Джанибека, захватил Хаджи-Тархан . Хусейн-Суфи, сын эмира Нангудая и внук хана Узбека, в 1361 году создал независимый улус в Хорезме . В 1362 году литовский князь Ольгерд захватил земли в бассейне Днепра .

Смута в Золотой Орде закончилась после того, как чингизид Тохтамыш при поддержке эмира Тамерлана из Мавераннахра в 1377 —1380 годах сначала захватил улусы на Сырдарье , разгромив сыновей Урус-хана , а затем и престол в Сарае , когда Мамай вступил в прямой конфликт с Московским княжеством (поражение на Воже (1378 )). Тохтамыш в 1380 году разгромил собранные Мамаем после поражения в Куликовской битве остатки войск на реке Калке .

Правление Тохтамыша

В правление Тохтамыша (1380 —1395 ) прекратились смуты, и центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию Золотой Орды. В 1382 году совершил поход на Москву и добился восстановления выплаты дани. После укрепления своего положения Тохтамыш выступил против среднеазиатского правителя Тамерлана , с которым ранее поддерживал союзные отношения. В итоге ряда опустошительных походов 1391—1396 годов Тамерлан разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке , ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.

Распад Золотой Орды

В шестидесятых годах XIII века произошли важные политические перемены в жизни бывшей империи Чингисхана , что не могло не отразиться на характере ордынно-русских отношений. Начался ускоренный распад империи. Правители Каракорума перебрались в Пекин , улусы империи приобрели фактическую самостоятельность, независимость от великих ханов, и сейчас же между ними усилилось соперничество, возникли острые территориальные споры, началась борьба за сферы влияния. В 60-е годы улус Джучи втянулся в затяжной конфликт с улусом Хулагу , владевшим территорией Ирана . Казалось бы, Золотая Орда достигла апогея своего могущества. Но тут и внутри нее начался неизбежный для раннего феодализма процесс распада. Началось в Орде «расщепление» государственной структуры, и сейчас же возник конфликт в составе правящей элиты.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство , в 1440-х — Ногайская Орда , затем возникли Казанское (1438 ) и Крымское ханство (1441 ). После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.

Главным среди джучидских государств формально продолжала считаться Большая Орда . В 1480 году Ахмат , хан Большой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III , но эта попытка окончилась неудачно, и Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига . В начале 1481 года Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. При его детях , в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование.

Государственное устройство и административное деление

Согласно традиционному устройству кочевых государств, Улус Джучи после 1242 года разделился на два крыла: правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Батыя . Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Батыя назывался Белой Ордой (Ак Ордой) . Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана , Поволжья, Северного Кавказа, донские, днепровские степи, Крым . Центром его был Сарай .

Левое крыло Улуса Джучи находилось в подчинённом положении по отношению к правому, оно занимало земли центрального Казахстана и долину Сырдарьи . Восток у монголов обозначался синим цветом, поэтому левое крыло называлось Синей Ордой (Кок Ордой). Центром левого крыла был Орда-Базар . Ханом там стал старший брат Батыя Орда-Эджен .

Крылья, в свою очередь, делились на улусы, которыми владели другие сыновья Джучи. Первоначально таких улусов было около 14-ти. Плано Карпини , совершивший путешествие на восток в 1246 —1247 годах , выделяет в Орде следующих лидеров с указанием мест кочевий: Куремсу на западном берегу Днепра, Мауци на восточном степях, Картана , женатого на сестре Батыя, в донских степях, самого Батыя на Волге и двух тысячников по двум берегам Урала. Берке владел землями на Северном Кавказе, но в 1254 Батый забрал эти владения себе, приказав Берке передвинуться к востоку от Волги .

Первое время улусное деление отличалось неустойчивостью: владения могли передаваться другим лицам и менять свои границы. В начале XIV века хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками) . Главным улусбеком был беклярбек . Следующим по значению сановником — визирь . Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся феодалы. Данные четыре области делились на 70 мелких владений(туменов), во главе с темниками .

Улусы делилось на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, что зависело от ранга владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) .

Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани ); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255 —1266 ), близ современного Волгограда ). При хане Узбеке Сарай-Берке была переименована Сарай Ал-Джедид .

Армия

Подавляющей частью ордынского войска являлась конница , использовавшая в бою традиционную тактику ведения боя мобильными конными массами лучников. Её ядром были тяжеловооружённые отряды, состоявшие из знати, основой которых была гвардия ордынского правителя. Помимо золотоордынских воинов, ханы набирали в войско солдат из числа покорённых народов, а также наёмников из Поволжья , Крыма и Северного Кавказа . Основным оружием ордынских воинов был лук , которым ордынцы пользовались с большим мастерством. Широко распространены были и копья , применявшиеся ордынцами во время массированного копейного удара, следовавшего за первым ударом стрелами. Из клинкового оружия наиболее популярными были палаши и сабли . Распространено было и ударно-дробящее оружие: булавы , шестопёры , чеканы , клевцы , кистени .

Среди ордынских воинов были распространены ламеллярные и ламинарные металлические панцири, с XIV века — кольчуги и кольчато-пластинчатые доспехи. Самым распространённым доспехом был хатангу-дегель, усиленный изнутри металлическими пластинами (куяк ). Несмотря на это, ордынцы продолжали пользоваться ламеллярными панцирями. Пользовались монголы и доспехами бригантинного типа. Получили распространение зерцала, ожерелья, наручи и поножи. Мечи практически повсеместно были вытеснены саблями. С конца XIV века на вооружении появляются пушки. Ордынские воины стали применять также полевые укрепления, в частности, большие станковые щиты -чапары . В полевом бою они также использовали некоторые военно-технические средства, в частности, арбалеты .

Население

В Золотой Орде проживали: монголы , тюркские (половцы , волжские булгары , башкиры , огузы , хорезмийцы и др), славянские, финно-угорские (мордва , черемисы , вотяки и др.),), северокавказские (аланы и др.) и др. народы. Основную массу кочевого населения составляли кыпчаки , которые, утратив собственную аристократию и прежнее племенное деление, Ассимилированнный -тюркизировали [источник не указан 163 дня ] сравнительно малочисленную [источник не указан 163 дня ] монгольскую верхушку. Со временем общим для большинства тюркских народов западного крыла Золотой Орды стало наименование «татары ».

Важно что для многих тюркских народов название «татары» было лишь чуждым экзоэтнонимом и эти народы сохраняли свое собственное самоназвание. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов , каракалпаков и ногайцев .

Торговля

Керамика Золотой Орды в собрании Государственного исторического музея .

Крупными центрами главным образом караванной торговли были города Сарай-Бату , Сарай-Берке , Увек , Булгар , Хаджи-Тархан , Бельджамен , Казань , Джукетау , Маджар , Мохши , Азак (Азов ), Ургенч и др.

Торговые колонии генуэзцев в Крыму (капитанство Готия ) и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном , тканями и льняным холстом , оружием , женскими украшениями, ювелирными изделиями, драгоценными кам-нями , пряностями , ладаном , мехами, кожей, медом, воском , солью , зерном , лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом .

Золотая Орда сбывала генуэзским купцам рабов и другую добычу, захваченную ордынскими отрядами во время военных походов.

Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу , так и в Среднюю Азию , Индию и Китай . Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран , проходили по Волге .

Внешние и внутригосударственные торговые отношения обеспечивались выпускаемыми деньгами Золотой Орды: серебряными дирхемами и медными пулами .

Правители

В первый период правители признавали главенство великого каана Монгольской империи.

  1. Джучи , сын Чингисхана , (1224 — 1227)
  2. Бату (ок. 1208 — ок. 1255 ), сын Джучи, (1227 — ок. 1255), орлок (джехангир) Йекэ Монгол Улуса (1235 —1241 )
  3. Сартак , сын Бату, (1255/1256 )
  4. Улагчи , сын Бату (или Сартака), (1256 — 1257 ) при регентстве Боракчин-хатун , вдовы Бату
  5. Берке , сын Джучи, (1257 — 1266 )
  6. Мункэ-Тимур , сын Тугана , (1266 — 1269 )

Ханы

  1. Мункэ-Тимур , (1269—1282 )
  2. Туда Менгу-хан , (1282 —1287 )
  3. Тула Буга-хан , (1287 —1291 )
  4. Гийас уд-Дин Тохтогу-хан , (1291 —1312 )
  5. Гийас уд-Дин Мухаммад Узбек-хан , (1312 —1341 )
  6. Тинибек-хан , (1341 —1342 )
  7. Джалал уд-Дин Махмуд Джанибек-хан , (1342 —1357 )
  8. Бердибек , (1357 —1359 )
  9. Кульпа , (август 1359 —январь 1360 )
  10. Мухаммад Наурузбек , (январь-июнь 1360 )
  11. Махмуд Хизр-хан , (июнь 1360 -август 1361 )
  12. Тимур Ходжа-хан , (август-сентябрь 1361 )
  13. Ордумелик , (сентябрь-октябрь 1361 )
  14. Кильдибек , (октябрь 1361 -сентябрь 1362 )
  15. Мурад хан , (сентябрь 1362 -осень 1364 )
  16. Мир Пулад хан , (осень 1364 -сентябрь 1365 )
  17. Азиз шейх , (сентябрь 1365 —1367 )
  18. Абдуллах-хан хан Улуса Джучи (1367 —1368 )
  19. Хасан хан , (1368 —1369 )
  20. Абдуллах-хан (1369 —1370 )
  21. Булак-хан , (1370 —1372 ) при регенстве Тулунбек-ханум
  22. Урус-хан , (1372 —1374 )
  23. Черкес хан , (1374 —начало 1375 )
  24. Булак-хан , (начало 1375 —июнь 1375 )
  25. Урус-хан , (июнь-июль 1375 )
  26. Булак-хан , (июль 1375 —конец 1375 )
  27. Гийас уд-Дин Каганбек-хан (Айбек-хан), (конец 1375 —1377 )
  28. Арабшах Муззаффар (Кары-хан), (1377 —1380 )
  29. Тохтамыш , (1380 —1395 )
  30. Тимур Кутлуг-хан , (1395 —1399 )
  31. Гийас уд-Дин Шадибек-хан , (1399 —1408 )
  32. Пулад-хан , (1407 —1411 )
  33. Тимур-хан , (1411 —1412 )
  34. Джалал ад-Дин-хан , сын Тохтамыша , (1412 —1413 )
  35. Керим Бирди-хан , сын Тохтамыша , (1413 —1414 )
  36. Кепек , (1414 )
  37. Чокре , (1414 —1416 )
  38. Джаббар-Берди , (1416 —1417 )
  39. Дервиш , (1417 —1419 )
  40. Кадыр Бирди-хан , сын Тохтамыша , (1419 )
  41. Хаджи-Мухаммед , (1419 )
  42. Улу Мухаммед-хан , (1419 —1423 )
  43. Барак-хан , (1423 —1426 )
  44. Улу Мухаммад-хан , (1426 —1427 )
  45. Барак-хан , (1427 —1428 )
  46. Улу Мухаммад-хан , (1428 )
  47. Кичи-Мухаммед , хан Улуса Джучи (1428 )
  48. Улу Мухаммад-хан , (1428 —1432 )
  49. Кичи-Мухаммед , (1432 —1459 )

Беклярбеки

  • Курумиши , сын Орда-Ежена , беклярбек (1227 —1258 ) [источник не указан 610 дней ]
  • Бурундай , беклярбек (1258 —1261 )[источник не указан 610 дней ]
  • Ногай , правнук Джучи , беклярбек (?—1299/1300)
  • Иксар (Ильбасар), сын Тохты , беклярбек (1299/1300 — 1309/1310)
  • Кутлуг-Тимур , беклярбек (ок. 1309/1310 — 1321/1322)
  • Мамай , беклярбек (1357 —1359 ), (1363 —1364 ), (1367 —1369 ), (1370 —1372 ), (1377 —1380 )
  • Едигей , сын Мангыт Балтычак-бека , беклярбек (1395 —1419 )
  • Мансур-бий , сын Едигея, беклярбек (1419 )

УРОК № 5

Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Образование Золотой Орды.

Территория и население Золотой Орды

Владения золотоордынских ханов занимали почти половину Азии и Европы. Восточной границей их был Иртыш, а западной - Днестр и Дунай. На севере территроия Улуса Джучи включала в себя часть русских земель, булгарские, мордовские, марийские и удмуртские земли. На юге ее пределами были Арал, Каспийское, Азовское и Черное моря.

ТЕРРИТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕЕ ГОРОДА

Население Улуса Джучи было разнородным. В обширных степях Нижней Волги кочевали тюркоязычные кыпчаки (половцы).

Некоторые народы, например, булгары, народы Крыма и Хорезма, вели оседлый образ жизни. Сами монголы составляли меньшинство населения. Часть из них ушла на свою родину.

Шло время. Оставшиеся монголы смешались с местным кыпчакским населением.

Булгары смешались с другими тюркоязычными народами половецких степей. Вместе с ними они создали единую культуру. С булгарами и кыпчаками связано происхождение современных татар.

В середине XIII века в результате монгольских завоеваний возникло государство Улус Джучи (Золотая Орда) с центром в Поволжье. В этом государстве на протяжении двух столетий жили волжские булгары, другие народы края. Они стали называться татарами.

Быт и культура населения Золотой Орды

Довольно широко распространено мнение, что быт населения Золотой Орды был непритязательным и примитивным, поскольку он отражал простейшие функции кочевой жизни. Что же касается культуры государства, то уровень ее определяется чаще всего как невысокий и не отличающийся самобытностью. Последнее предполагает обычно ее характеристику в качестве синкретической, то есть смешанной из многочисленных разнородных частей, привнесенных разными народами, составившими население государства. Однако в подавляющем большинстве случаев под синкретизмом подразумевается простое механическое соединение совершенно разных культур без какой бы то ни было переработки, осмысления и эволюции. Подобное мнение стало настолько традиционным, что приводится обычно в качестве аксиомы. Однако творческое начало представителей многих народов не угасало даже вдали от родины в тяжелых условиях неволи. Достаточно вспомнить хотя бы два широко известных примера из описаний Карпини и Рубрука - русского мастера Кузьму и французского ювелира Буше, работавших в столице монгольской империи Каракоруме . Их знания, высокая техническая подготовка и профессионализм претворились в совершенно новых формах и эстетических представлениях, продиктованных своеобразием центральноазиатского окружения.

Исследуя культуру Золотой Орды, необходимо рассматривать три основных вопроса, от разрешения которых зависит трактовка проблемы в целом: 1) степень участия в создании культуры государства самих монголов; 2) вклад в культуру Золотой Орды порабощенных монголами народов; 3) возможность эволюционного развития культуры Золотой Орды и появления в результате этого новых, собственно золотоордынских черт. Особо нужно отметить и то, что сосредоточение огромных материальных ресурсов, обеспечивающих расцвет экономики и неуклонный процесс развития феодализма в сфере общественных отношений и составляли фундамент, на котором происходило развитие культурной жизни государства. Однако специальные и сколько-нибудь глубокие исследования культуры Золотой Орды до настоящего времени не осуществлены.

Как можно понять из предыдущего изложения, вся культурная жизнь Золотой Орды разделялась на две заметно отличавшиеся части - кочевую и оседлую. И все же оба эти уклада не противостояли друг другу как в хозяйственной, так и в культурной жизни. Взаимопроникновение и единение кочевого и оседлого начал в первую очередь строилось на фундаменте духовной культуры (язык, письменность, фольклор, религия). Несомненная и очень ощутимая разница между ними была лишь в повседневном быту. Сложность оценки культурной жизни Золотой Орды состоит не только в разных ее укладовых истоках, но и в отчетливо фиксируемой многоэтничности. При этом нужно отметить, что более мозаичной выглядит оседлая культура. Кочевую же составляли лишь два этических компонента - пришлый монгольский и местный кипчакский. Кочевая культура в наиболее чистом ее виде сохранялась в государстве Джучидов с момента его возникновения до введения мусульманства ханом Узбеком в 1312 г. Событие это имело огромное значение для внутренней жизни Золотой Орды, во многом круто изменило ее и еще более сблизило кочевой мир с оседлым.

Кочевой быт раннего периода существования золотоордынского государства в деталях описан П. Карпини и Г. Рубруком, которые побывали здесь во время правления хана Бату. Естественно, что для монахов, привыкших к европейской цивилизации, он показался более чем своеобразным. Рубрук искренне восклицал по этому поводу: «Когда я вступил в их среду, мне совершенно представилось, будто я попал в какой-то другой мир» . Все здесь было непривычно, но в первую очередь поражали жилища, которые двигались вместе с их обитателями. «Мне показалось, что навстречу мне движется большой город» , - записал Рубрук о среднем по размеру кочевье, которое состояло из 500 человек. Юрты в Золотой Орде были двух типов: разборные и неразборные. Основу первых составляли решетчатые щиты стен (6–8 щитов и больше) и специально выгнутые тонкие прутья крыши, которые упирались в центральный деревянный круг, служивший дымовым отверстием. В зависимости от богатства и знатности владельца юрта покрывалась черным или белым войлоком, иногда украшенным яркими аппликациями. Средний диаметр такого жилища 5–6 м. Это было жилище бедных и средних слоев населения, оно быстро разбиралось и легко перевозилось на верблюде или лошади.

Неразборные юрты, как правило, принадлежали степной аристократии, так как для их снятия со специальной повозки и установки на выбранном месте требовались усилия многих слуг или рабов. В диаметре они имели до 10 м. Соответственно таким размерам были и телеги для их перевозки. Только ось такой повозки достигала величины корабельной мачты, а тянули ее не один десяток быков. Причем правила ими обычно женщина, находившаяся в самой юрте. Внутри передвижное жилище монголов имело традиционно и жестко закрепленную планировку. Дверной проем (обычно завешенный войлоком, кошмой или ковром) всегда был обращен в южную сторону. Это не только позволяло хорошо освещать жилище большую часть дня солнечными лучами, но и использовать его как солнечные часы, отмечая время по свету из отверстия в крыше. Напротив двери у северней стены всегда располагалось место и постель хозяина, а рядом с ним обычно усаживались почетные гости. Справа от входа у восточной стены находилась женская половина, а напротив нее, у западной, - мужская. В центре на земле сооружался из камней очаг, где на специальном железном треножнике устанавливался котел для варки пищи. Топливом чаще всего в степных условиях служил кизяк - спрессованный и высушенный навоз.

Естественно, что в кочевом быту особое значение имело животноводство, снабжавшее кочевников пищей и одеждой, дававшее материал для постелей и надежного укрытия жилища. Основой питания монголов было молоко, кумыс и мясо. Последнее запасалось впрок, провяливаясь тонкими полосами на ветру. Из свежего мяса делались разнообразные колбасы. Особо было организовано снабжение кочевников крупой и мукой. Степная аристократия получала просо и муку из собственных «поместий», располагавшихся в южных районах страны. Видимо, выращиванием этих культур занимались захваченные в плен и превращенные в рабов жители оседлых государств. Рядовые кочевники получали хлебные продукты в обмен на баранов и кожи. Что же касается рабов, то они, по словам Рубрука, «наполняют свой желудок даже грязной водой и этим довольствуются» .

Еда в Золотой Орде представляла собой не просто удовлетворение естественной потребности, это был особо расписанный ритуал, в котором самые мельчайшие детали имели важное значение в глазах кочевника-язычника. Скот нужно было не только по особому резать и разделывать, но и в строгом соответствии с традицией раздавать отдельные части сваренной туши. Мясо в степи никогда не продавалось путникам, но их могли накормить бесплатно в соответствии с законом степного гостеприимства. Молоко и кумыс нельзя было выносить ночью из юрты, а прежде чем их пить, необходимо было хоть каплю пролить на землю. Мясо разрешалось лишь варить в котлах, а не обжаривать на открытом огне, так как капающий сок и жир могли его затушить, что считалось величайшим грехом и несчастьем для дома. Особое значение отводилось многодневным пирам степных феодалов, когда уничтожались сотни баранов и специально откормленных лошадей, выпивалось бесконечное число бурдюков заранее заготовленного кумыса и множество кувшинов хмельного зелья. Его готовили из риса, проса, ячменя и меда, причем, по оценке Рубрука, получался «превосходный напиток, чистый, как вино» .

Кроме домашних припасов, заметную роль в рационе питания населения Золотой Орды играли продукты охоты. Она проходила далеко не в современном понимании, обычно сводимом к развлечению и отдыху. Это было хорошо и заранее подготовленное широкомасштабное предприятие, в котором участвовали тысячи людей. Длилась такая охота от нескольких дней до 2–3 месяцев. По сути дела, это были военные игры или маневры, имевшие особое значение для тренировки, подготовки крупных и длительных армейских походов и создания дли этого запасов продовольствия.

Кочевое хозяйство накладывало отпечаток и на одежду населения Золотой Орды. Все путешественники единодушно отмечали, что платье мужчин и женщин сшито одинаковым образом. Лишь платье девушек немного длиннее мужского. Летом все население носило халаты, которые по монгольской традиции застегивались на правом боку, в отличие от тюрок, у которых застежка находилась слева. Зимой обычно носили по две шубы - одна мехом наружу, другая внутрь. Шились они из волчьих и лисьих шкур или более дорогой пушнины, поступавшей в виде дани из Руси и от других северных народов. У простолюдинов также были шубы, но из собаки или козы. Мягкие, хорошо выделанные кожи шли на шаровары. Из войлока изготовлялись плащи и шапки. Степная аристократия всегда любила рядиться в привозные шелк, парчу, тонкие европейские сукна. Люди попроще довольствовались хлопчатобумажными тканями.

Замужние знатные монгольские женщины выделялись особым головным убором, который назывался бокка. Это был цилиндр высотой около полуметра и шириной 10–15 см. Каркас бокки изготовлялся из тонких прутиков или коры и обтягивался сверху шелком или парчой. Завершалась она плоской четырехугольной площадкой с султанчиком из перьев. В обязательном порядке знатные женщины употребляли обильную косметику, на что Рубрук отреагировал в полном соответствии с тогдашними представлениями христианской морали: «Они также безобразят себя, позорно разрисовывая себе лицо» .

Путешественники из мусульманских стран постоянно подчеркивают одну непривычную для них деталь в женском костюме - отсутствие паранджи. Более того, на ханских приемах рядом с правителем всегда находилась жена (а порой и не одна) с открытым лицом. При этом она могла принимать участие в общих беседах и ее суждения были достаточно авторитетными, а в некоторых вопросах и решающими. Такое было совершенно немыслимым в странах классического ислама, что свидетельствует о заметной роли женщины (по крайней мере знатной) в общественной жизни Золотой Орды.

В течение примерно 70 лет в религиозной жизни Золотой Орды господствовало языческое многобожие в форме шаманизма. Подавляющее большинство населения поклонялось вечному синему небу, солнцу, луне, огню, воде и земле. До сегодняшнего дня в Астраханской области сохранилось монгольское название горы на берегу озера Баскунчак - Богдо, что значит Святая. Эта единственная на сотни километров степных просторов гора высотой 140 м не могла не привлечь своей необычностью внимание кочевников, тотчас обожествивших уникальное природное явление. В юртах и повозках развешивались идолы из войлока, тканей и металла. Каждому из идолов приносились ублажающие жертвы чаше всего в виде еды и питья. Нужно отметить, что при общем господстве язычества, а позднее мусульманства монголы чрезвычайно спокойно относились к другим религиям, хотя и среди них встречались фанатики. Такая веротерпимость объясняется скорее всего привычной кочевнику обиходностью и практичной значимостью обряда, который обязательно должен иметь положительное для просителя следствие. А уж с какими средствами и с помощью какого божества это будет достигнуто, для находящегося в постоянной зависимости от грозных сил природы степняка было делом второстепенным. Именно поэтому сплошь и рядом даже в одном семействе мирно уживались приверженцы самых различных исповеданий. В качестве примера можно привести самих Джучидов. Хан Бату был язычником, его сын Сартак - христианином несторианского толка, а брат хана Берке - мусульманином.

Жизнь кочевников, конечно, не ограничивалась одними бытовыми заботами, направленными на удовлетворение лишь самых необходимых потребностей в пище, одежде и жилье. У них был богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера. Самое широкое развитие получило орнаментально-прикладное искусство. Все это была традиционная народная культура, которая продолжала развиваться и обогащаться на древних степных традициях.

Но без сомнения одной из важнейших культурных черт кочевников-монголов являлось наличие собственной письменности. Она была известна в их среде еще в Центральной Азии при Чингисхане и основывалась на уйгурском алфавите. Достаточно широкое распространение письменность получила и в Золотой Орде как у кочевников-степняков, так и в монгольских слоях городского населения. В 1930 г. при исследовании одного из степных захоронений была обнаружена записанная на бересте уйгурским алфавитом народная песня о проводах матерью сына на военную службу. Это один из древнейших письменных памятников монгольского языка, относящийся к рубежу XIII–XIV вв. Во время раскопок одного из дворцов первой столицы государства, Сарая, в 1979 г. на оштукатуренной стене была обнаружена процарапанная надпись уйгурским алфавитом, датирующаяся 60–80-ми годами XIV в. Этот факт служит достоверным свидетельством того, что монголы помнили и употребляли свой язык и письменность практически до конца существования Золотой Орды.

Вопрос о золотоордынских городах имеет и другую интересную сторону - домостроительство, которое обычно связывается с традициями оседлой жизни. В данном случае многочисленные археологические исследования однозначно свидетельствуют о том, что в центральноазиатских степях монголами был создан свой собственный Оригинальный тип оседлого жилища, исходной базой для развития которого послужила юрта. Это небольшие (максимум 6X6 м) жилые дома, обязательно квадратные в плане и всегда однокомнатные (наследие прототипа - юрты), с деревянными каркасными (фахверковыми) стенами без фундамента. Интерьер их на редкость однотипен и прост: вдоль трех стен постройки располагался в виде буквы «П» кан с топкой на одном конце и вертикальным дымоходом на другом. Он представлял собой невысокую (до 0,5 м высотой и до 1 м шириной) печку-лежанку с проходившими внутри 2–3 дымоходными каналами, которые и обогревали ее. Именно этот тип жилого дома монголы принесли в европейские степи и он распространился на огромной территории от Дуная до Керулена .

Но в Золотой Орде интерьер этого жилища получил дальнейшее функциональное развитие, продиктованное местными климатическими и изменившимися социальными условиями. Поскольку климат причерноморских и прикаспийских степей был более мягким в сравнении с Центральной Азией, то отпала необходимость обогрева трех стен дома и от кана остались дымоходные каналы лишь вдоль одной стены помещения. А остальная часть кана превратилась в суфу, сохранившую центральноазиатскую П-образную планировку. Суфа представляла собой обширное глинобитное возвышение-диван (с одной стороны его обогревал кан) площадью от 3 до 16 м 2 . По сути дела, она являлась единственной и универсальной мебелью всех без исключения золотоордынских жилых домов. Днем вся семья усаживалась «по-восточному», поджав ноги на суфе, на ней же расстилалась скатерть и расставлялась еда. Ночью суфа превращалась в кровать, и, разложив кошмы и одеяла, многочисленное семейство укладывалось на ней спать. Таким образом, в Золотой Орде было проделано значительное утилитарное видоизменение центральноазиатского жилища монголов, что представляет несомненный местный вклад в создание собственной культуры государства.

Безусловно, своеобразна и городская оседлая культура Золотой Орды, развитие ее достигло высокой степени. Ее основными носителями стали ремесленники, причем не только строители, но и гончары, ткачи, ювелиры, металлурги, оружейники, стеклодувы, косторезы и т. д., которые составляли большинство городского населения. Бурный расцвет городов Золотой Орды относится к XIV в., когда ислам стал государственной религией. Началось строительство мечетей, медресе, минаретов, мавзолеев и монументальных дворцов для монгольской аристократии. Возводили их в основном мастера, прибывшие из Хорезма, имевшие опыт древней архитектурной школы и привезшие с собой привычные строительные материалы и выверенные веками конструктивные приемы. Монументальные постройки украшали изразцы, покрытые разноцветной стеклянной глазурью и сусальным золотом. Геометрические орнаменты соседствовали с яркими растительными виньетками и гирляндами, которые сменяли выписанные изящным почерком стихи персидских классиков. Все эти постройки сияли и переливались под солнцем, являя собой тот самый стиль, который ассоциируется с понятием восточной пышности, роскоши и яркости.

Огромные дворцы знати были оборудованы со всеми возможными в то время удобствами. В Сарае раскопан один из них, состоявший из 36 помещений, полы которых устилали красные кирпичи на белом алебастровом растворе. Стены парадных комнат покрывали росписи по штукатурке затейливыми цветочными орнаментами. Центральный зал имел площадь около 200 м 2 , а стены его украшали мозаичные и майоликовые панно с позолотой. Кроме пристроенной к дворцу бани, в нем была еще специальная ванная комната, посредине которой находилась выложенная из кирпича квадратная ванна. Здесь же было сооружение, которое по современной терминологии можно характеризовать как совмещенный санузел. При всем великолепии дворца нужно отметить одну его конструктивную черту чисто кочевнического характера: стены его были возведены без фундамента. Они стояли просто на выровненной и тщательно снивелированной площадке. Именно так в Золотой Орде воздвигались буквально все постройки, независимо от их величины и массивности.

Если стены описанного дворца были выложены из обожженного кирпича на известковом растворе, то население победнее строило свои жилища из дерева или сырцового кирпича. Полы в таких домах обычно были земляными, а стены покрывались глиняной обмазкой.

Рассматривая градостроительную культуру Золотой Орды в целом, можно отметить, что на огромной территории государства достаточно четко выделяются зоны конкретного влияния самых различных традиций. Верхнее и Среднее Поволжье отличают традиции архитектуры бывшей здесь до прихода монголов Волжской Болгарии. В Нижнем Поволжье на первый план выступают конструктивные особенности и строительные приемы пригнанных сюда хорезмских мастеров. Северокавказские города несут на себе отчетливый отпечаток местной школы с ее древними каменотесными приемами. То же самое можно сказать о Крыме и Пруто-Днестровском междуречье. Все это создает достаточно пеструю картину действительно синкретической культуры. Так оно и было на самом деле, но лишь до определенного этапа. На протяжении всей истории Золотой Орды культура ее не находилась в состоянии застоя, используя лишь готовые формы, созданные другими народами. В XIV в. культурная жизнь государства начинает обогащаться новыми элементами на основе сплава различных достижений многих народов. В результате первоначальный синкретизм перерастает в синтез, то есть в органическое переплетение и соединение самых разнообразных духовных и материальных черт культуры различных народов. Появляется целый ряд оригинальных предметов ремесленного производства. Развивается по собственному пути монументальная архитектура, приводя к возникновению нового типа мавзолеев с более сложной планировкой и иными декоративными принципами. Происходят определенные сдвиги в духовных и религиозных представлениях. Одним из результатов этого можно считать появление захоронений в мечетях, что для средневекового ислама было неслыханным. Возможно, что этот обычай возник под влиянием русской традиции захоронений в церквах. Развивается и особый литературный язык, отражающий существование местных золотоордынских диалектов .

В культурном отношении Золотая Орда находилась в совершенно особом положении по сравнению с другими монгольскими государствами. Хулагуидский Иран и Юаньский Китай без труда переварили собственно монгольскую культуру, не оставив от нее и следа, поскольку местные традиции завоеванных народов имели глубокие и мощные корни. Собственно Монголия и ее столица Каракорум были доведены бесконечными войнами Чингизидов до полного духовного и материального обнищания, что привело к длительному политическому и культурному упадку страны. Уже в конце XIII в. даже съестные припасы в Каракорум доставлялись из Ханбалыка, ибо население страдало от голода. В противовес этому в Золотой Орде монголы оказались не в противостоящей культурной среде, отторгавшей или поглощавшей их многовековой кочевой уклад, а в родственной - половецкой. В итоге две самостоятельные, но единые по духу культуры объединились в мощный поток, вобравший достижения покоренных народов. На этой основе в XIV в. золотоордынская культура получила новый толчок к развитию. Однако этому процессу не суждено было пройти все стадии эволюции в первую очередь из-за резко выраженной агрессивности государства, традиционно поддерживаемой кочевой аристократией.

Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

Призрак «Золотой орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р. Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

Из книги Россия, которой не было [Загадки, версии, гипотезы] автора Бушков Александр

Призрак «Золотой Орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р.Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Крах Золотой Орды Легендарная Золотая Орда, государство монголов, была основана сыном Джучи и внуком Чингисхана ханом Батыем (1237 – 1255) в 1243 году. Полный суверенитет Золотая Орда получила при Менгу-Тимуре в 1266-м, а в 1312 году стала исламским государством.Власть ханов Золотой

Из книги За что Сталин выселял народы? автора Пыхалов Игорь Васильевич

Глава 1 ОСКОЛОК ЗОЛОТОЙ ОРДЫ А не сильная туча затучилась, А не сильные громы грянули, Куда едет собака Крымский царь? А ко сильному царству Московскому Запись песни XVII века Плодородные земли и благодатный климат Крыма с незапамятных времён притягивали на полуостров

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В свою очередь, распалась и Золотая Орда. После похода Тимура в конце XIV в. в Орде началась новая смута. Властители отдельных частей Орды повели борьбу за власть. Победителем оказался Едигей - бывший военачальник Тимура, повелитель племен, кочевавших

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Конец Золотой Орды Мощь монголов не исчезла в одно мгновение. До того времени, когда, например, наступил окончательный реванш Чингизханидов над Тимуридами, эта мощь постепенно, периодами, возобновлялась, переживала резкие сотрясения, которые впечатляли современников и

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Загадка Золотой орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Вернемся к традиционной истории.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, просуществовала 57 лет и распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда (иначе называемая Улусом Джучи), располагавшаяся от Иртыша до

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды автора Почекаев Роман Юлианович

Очерк пятый Узбек, или "золотой век" золотой орды (Хан,

автора

ЕДИНСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ После подавления мятежа в Москве Тохтамыш полностью восстановил свою власть над Северо-Восточной Русью. В 1382 году Тохтамыш до Литвы не дошел, но он наглядно продемонстрировал литовским князьям, что в любой момент может это сделать. Поэтому, хотя

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ВОЙНА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ С ТАМЕРЛАНОМ Возможно, Олегу Рязанскому не удалось бы победить в пограничной войне с татарами Тохтамыша, если бы не одно важное событие. В 1391 году хан Тохтамыш потерпел сокрушительное поражение от своего бывшего покровителя Тамерлана.Вспомним, что

Из книги Русь и монголы. XIII в. автора Коллектив авторов

Столицы и города Золотой Орды САРА?Й-БАТУ?, Старый Сарай – город, первоначальная столица Золотой Орды (в сер. 13 в.) (близ совр. с. Селитренное Астраханской обл.).По сообщению фламандского путешественника Рубрука, построен ханом Батыем в 1254 г. В Сарай-Бату имелись

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

14. Тамерлан и упадок Золотой Орды Тамерлан. В то время как молодое Московское княжество, объединяясь под властью одного князя, росло и крепло, само монгольское государство всё больше и больше дробилось. Только время от времени среди монголов появлялись отдельные

Из книги Золотая Орда: мифы и реальность автора Егоров Вадим Леонидович

Города Золотой Орды Одно из традиционных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство без особых раздумий относят к чисто кочевническим. Видимо, такой точке зрения во многом способствует само понятие «орда» - что-то бесформенное, плохо управляемое,

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Отношения Руси и Золотой Орды 5.1. Форма зависимости. После нашествия Русь стала частью улуса монгольской империи, а с 60-х гг. XIII в. – независимого государства, получившего позже название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей