Способы познания себя что такое. Познание человеком самого себя: реальный результат абстрактных поисков

Изначально, еще с самого рождения каждый наделен определенными способностями и талантами. Но по мере взросления, по разным причинам теряется предрасположенность и способность быстрее осваивать навыки, но если усердно поработать над собой их можно развить.

Также маленький ребенок в отличие от взрослого человека, по мнению психологов, находится, первые годы жизни в гармонии с самим собой и подсознательно обладает некими истинами. Но оттого что у ребенка плохо развита речь, знание и видение жизни в целом, он не может точно и правильно сформулировать то, что ему нужно, свои эмоции и мысли.

Взрослый человек рано или поздно задумывается о том, как познать себя и в чем смысл жизни. Когда человек придет к этому вопросу нельзя точно сказать, это никаким образом не зависит ни от социальной роли, ни от возраста.

Чаще всего люди задумываются о познании себя, обретении внутреннего и гармонии когда их что-то не устраивает в собственной жизни, преследует череда негативных событий и проблем, стрессы и депрессии.
Как только вы наладите контакт с собой, перед вами откроются многие жизненные истины, ведь познание жизни и внешнего мира идет через познание себя самого, как личности.

Взгляд со стороны.

Итак, для начала вам нужно услышать себя, свой внутренний голос, посмотреть на себя, так сказать, со стороны. Напишите все ваши слабые и сильные стороны, определите манеру поведения и свою реакцию в различных ситуациях. Для этого можете составить даже список, который будет всегда перед вашими глазами, и с которым вы будете работать в процессе саморазвития. Теперь, когда вы познакомились с собой, задайте себе вопрос «Стал ли я дружить или общаться бы с таким человеком как я?».

Постарайтесь ответить на этот вопрос искренне, не бойтесь самого себя. Если вы все же ответили отрицательно, то наверняка, должны понимать почему, возможно стоит изменить какие либо черты характера или поведение. Но не стоит критиковать себя и ругать, нужно относиться к себе с пониманием и терпением. Научитесь , но помните, что эгоизм должен быть разумным.

Взгляд по сторонам.

Каково ваше окружение? Помните, пословицу «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты»? В этом мудром выражении кроется истина с глубоким смыслом, которая поможет понять вам, как познать себя самого.

Внимательно проанализируйте ваш круг общения, особенно обратите внимание на тех людей, с которыми вам приходится общаться ежедневно. Получаете ли вы удовольствие от общения с этим человеком или оно вас угнетает? Хотели бы отказаться от этого общения или хотели бы находить больше времени для встреч?

Подумайте о своей жизни и о людях, которые вас окружают. Так вы представляли себе свою жизнь пять лет назад, такой ли вы ее представляете через пять лет в будущем? Возможно, вам стоит пересмотреть ваше окружение и свести к минимуму общение с неприятными для вас людьми?

Это негатив в вашей жизни, следовательно, угнетенное состояние и хроническая усталость, вы снова делаете то, что не хотите, что вас не удовлетворяет и не .

Взгляд внутрь.

Обратитесь к себе самому, останьтесь наедине с самим собой и попробуйте поговорить, начать внутренний диалог. Разберитесь в своих мыслях и чувствах, определите, что вам нужно и что вы хотели бы изменить, не обманывайте себя, а говорите, лучше записывайте, искренне, в чем нуждаетесь. Будьте максимально откровенны с собой и никогда не переступайте через себя и свои принципы, учитесь отказывать и говорить «нет», также чаще помогайте людям, особенно тем, которые действительно нуждаются в вашей помощи, делайте добрые дела.

Займитесь саморазвитием и учитесь

Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: все, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое “я”. Все же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: “Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким”. Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: “От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?” Старец отвечает: “Конечно, брать”. Через некоторое время купец снова пишет: “Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание”. И старец отвечает: “И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность”.

И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, – это я; все остальное – это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: “Вот все мои грехи”, – затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: “Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.”, – не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: “Сожалею, но исповедь – это средство примирения с Богом, а примирение – дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?”. Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы – это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает – уж по крайней мере по отношению ко мне!).

Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

Да, конечно, можно, и это “да, конечно” для меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, – но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое – это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться.

Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное – пустыню или дебри – превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

Произведение искусства, которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой – материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его из греческого мрамора, и т. д. – просто потому, что то, что вы хотите выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет не в том, “как сделать мрамор из слоновой кости или гранит из кривого сучка”; вы просто посмотрите на этот наличный материал и скажете: “Какое произведение искусства может родиться из того, что я держу в руках?” (Что не препятствует вам впоследствии осуществить другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.)

Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы – Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: “На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят – был ли ты Петей”. Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала – и все!

И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня – причем не на короткое время, а для вечности.

С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я – реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, – тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

Есть у Евтушенко очень сильное стихотворение, где он описывает преподавателя, каким видит его ученик. Ученик за ним наблюдает и думает: что с ним сегодня такое? Он какой-то странный! Он преподает математику и только что сделал две ошибки в сложении. А теперь он сломал мел, остановился и все стер, хотя и велел нам переписывать с доски, – и так далее. В конце стихотворения мы видим преподавателя, забывшего надеть пальто и шляпу и идущего через двор; и последняя фраза: “ушла жена профессора из дома”. Вот ситуация: был только преподаватель, не было человека. Это наша ситуация по отношению к другим и ситуация, в которую мы ставим других по отношению к себе. Пока мы ее не изменим, мы не будем реальностью, не будут реальностью и другие. Невозможно встретиться с призрачным существом или тем, что еще меньше индивидуума, который все же обладает какой-то реальностью, даже если это реальность болезненная, замкнутая, лишенная всякой широты. Это верно и в отношении к Богу, так же как и к людям, потому что если мы видим только преподавателя, а не человека, то, приходя к Богу, мы часто собираем обрывки знаний, какие-то понятия о Нем и становимся на молитву не перед Живым Богом, а перед идолом, которого мы собрали из образов и понятий, подлинных в той мере, в какой каждый образ и понятие чему-то соответствует в Боге, но становящихся преградой в тот миг, когда мы говорим себе: вот Бог.

Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, – мы ведь этого не можем. Личность, персона – это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы – это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное – нет. Тогда, изучая эту бровь – технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, – попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

И вот именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел советует найти себя во Христе и найти Христа в себе. В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы сможете испробовать и который, мне кажется, может дать плоды. Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, – правда, ибо это говорит Бог, и я должен все одобрить и поддержать, потому что таким образом я займу правильную позицию в предвидении Суда Божия, – если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы сказать: раз так говорит Бог, значит так оно и есть. И это нас ничуть не волнует, потому что мы не видим никакого применения данных слов к нашей жизни, и тем самым они не представляют никакой опасности для нашего эгоистического комфорта и для нашего отказа следовать Евангелию.

Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть – нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия – и я еще не пессимист.

Возьмем пример: Х ристос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, – тогда действительно можно сказать “нет”. Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это “быть добродетельным”: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания “я” – индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того “я”, которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того “я”, которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того “я”, которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более – что говорит о нем Бог, слово Божие.

И с другой стороны – личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается – то есть все больше обнаруживается – и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность – ипостась, которая есть отношение. Личность – которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим – оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.

Чтобы быть успешным и богатым, нужно что-то понять, что-то внутри себя. Открыть маленькую дверцу и ворваться в огромный мир.

Вы пришли в этот мир не ради кого-то, а ради себя. Позвольте самому себе взглянуть на себя, удивиться и порадоваться. Будьте собой. Ниже следующие 18 уроков самопознания помогут вам в этом непростом путешествии навстречу самому себе и познании себя.

1. Я могу быть только самим собой. Если вы не являетесь самим собою, то вы не живёте, а существуете.
2. Это моя жизнь и мои мечты достойны осуществления. Позвольте своим мечтам выходить за рамки, а действиям двигать вас вперёд. Действуйте по зову сердца, а не по зову общества.
3. Всё хорошее и плохое, - это жизненный урок. Никогда не забывайте то, чему пыталась научить вас жизнь. Она обычно это делает не просто так.

4. Несколько НАСТОЯЩИХ друзей – это всё, что вам нужно. Будьте с теми, кто дорог вам и кому небезразличны вы. Цените время, проведённое вместе, и то тепло, что было получено от близких.
5. Мои действия и слова напрямую влияют на окружающую меня жизнь . Оптимизм притягивает счастье, а реальное дело даёт реальный результат. Не болтайте попусту, живите сейчас, и будет жизнь после.
6. Несдержанные обещания разрушают отношения. Если пообещали – сделайте. А если что-то не нравится, то лучше вообще ничего не обещайте.
7. Мелочи в основном являются важными вещами. В самых простых вещах кроется самая большая радость и счастье. Ловите его.
8. Люди обычно жалею о том, чего они НЕ сделали. Как говорил кот в одном мультике: «Лучше перестать любить, чем вовсе не пылать любовью». Так же и во всём остальном – не оттягивайте на потом.
9. Маленькие люди могут совершать большие поступки. Простыми действиями можно влиять на окружающий мир. Улыбайтесь – и солнце выглянет из-за туч. Отдайте не нужное, но ценное – и получите новое и важное.
10. Неудачи делают нас сильнее и мудрее. Тут как в анекдоте: «Чего хочешь: денег или мудрости?» - «Мудрости» - «Как скажешь» - «Чёрт, надо было брать деньгами!» Уроки надо усваивать.
11. Каждый заслуживает доброго и уважительного отношения. Нет таких рамок, по которым можно определить степень заслуженного уважения. Проявляйте терпение и вам зачтётся.
12. Каждый человек интересен по своему. Чужая душа потёмки, но как же интересно может быть внутри. Открывайтесь сами и проявляйте такт, если вас допускают внутрь другой человек. Ведь так легко нанести смертельную рану по открытой душе.
13. Нет смысла делать что-либо, если я не собираюсь делать это должным образом . Старайтесь быть лучшим в своём деле или хотя бы стремиться к этому, ведь идеала всё равно не существует. Главное не останавливаться.
14. Мошенничество никогда не забывается. Поступая честно – в душе будет покой. Будете врать и юлить – покоя не будет.
15. Личностный рост вначале будет причинять неудобство. Чтобы вырасти, нужно сбросить старую шкуру, выйти из родного защитного панциря. Покиньте зону комфорта, почувствуйте мимолётный страх – и вперёд, на поиск нового себя. Делайте новые дела, посещайте новые места, знакомьтесь с новыми людьми и вы встретитесь с новым «Я».
16. Счастье – это внутренний выбор. Выбирайте правильную обстановку, правильные мысли, правильных людей. Не идеальных, такого не бывает, но тех, кто поддержит ваше состояние счастья.
17. Чем больше я в себя вкладываю, тем лучше руковожу своей жизнью . Не забывайте о самом себе. Подпитывайте себя новыми силами и знаниями. Вы тоже живое существо, которое нужно холить и лелеять. Позвольте себе это.
18. Имея знания, но бездействуя, невозможно чего-либо добиться. Не упирайтесь лбом в барьер под названием «Мне не хватает знаний». Можно быть ходячей энциклопедией, но ничего не достичь. Жизнь любит двигающихся, а не запоминающих.

Познание самого себя

Говорят, что человек пришёл на эту Землю, чтобы совершить кратковременное путешествие. Сама жизнь очень богата. А мы люди имеем неправильное понятие о богатстве. Я где-то читала очень простое определение богатства. Ваш капитал может измерятся сколькими угодно нулями после единицы. 100000000000000000…..$. Единица– это ваше здоровье. Если её убрать, то оставшиеся нули не будут иметь никакого значения.

Мы приходим в этот мир голыми и такими же уйдём. Каждый знает, что ничего из накопленного не возьмёте в загробный мир. Поэтому надо беречь самое ценное в вашей жизни – здоровье.

По мере протекания жизни, с одной стороны, становится немножко грустно от мысли, что время безвозвратно, но, с другой стороны, с возрастом приходит опыт и понимание. И это приносит мне радость и спокойствие. Оглядываясь на прожитую жизнь, с грустью думаешь, что, если бы я пораньше поняла смысл жизни, смысл своего рождения, то какую богатую и счастливую жизнь можно было бы прожить. Так как мы живём в эпоху информационных технологий, то почти нет ничего не услышанного и не узнанного нами.

Тем не менее, оказывается, что мы не знаем самого главного. Большинство людей так и умирают, не познав самого себя, смысла своего рождения – как удивительного, уникального и неповторимого индивидуума.

Не так уж трудно, ведя правильный образ жизни, удлинить это путешествие еще лет на 20. Но из-за того, что мы не получили самых элементарных знаний относительно здорового образа жизни, монгольская нация превратились в нацию, средняя продолжительность жизни которого слишком коротка, всего лишь 62–68 лет.

Бывают события, которые сильно, в корне меняют жизнь человека, его взгляды, мысли и отношение к окружающему. Именно такое произошло и со мной. 2010 год был для меня очень трудным. Умер отец, через 27 дней после его кончины ушла из жизни и мать. За отцом ухаживали 3 года. А мама, никогда не жаловавшаяся на болезни, 5 дней пробыла в коме и умерла – все было очень быстро и неожиданно. 12 ноября ко мне домой пришли журналисты одной и газет, взяли интервью и снимали фотографии (смотрите фото). Я с мамой сфотографировалась и мы были очень счастливы вместе. Я не знала, что через 4 часа у мамы будет плохо. Было так горько осознавать, что я не успела её отблагодарить и позаботиться о ней.

Фото: Моя мама Банзрагч Маадорж и я.

Я не врач и не известный научный сотрудник. Но опыт и знания, которые я получила, учась и работая, у всемирно известных учёных-преподавателей в Москве в МГУ на химическом факультете, в научно-исследовательских лабораториях, очень мне пригодились.

Хотя нам кажется, что учиться и развиваться уже в прошлом – нет пределу познания. За свою жизнь человек накапливает в себе огромное количество знаний, которые нельзя своровать, отнять, которые не стареют, не обесцениваются, и которых становится всё больше и больше, которые никогда не убывают.

Я не знаю, то ли современная медицина слишком продвинулась, то ли слишком специализировалась, но мне кажется, что врачи рассматривают человека как набор органов, которые нужно лечить каждый по отдельности. Сегодня большинство врачей лечат не причину заболеваний, а симптомы, бомбордируя организм лекарствами, доводят болезнь до хронического состояния. А наши знахари традиционной медицины, диагностируя по пульсу и леча растительными лекарствами, бывает, что вылечивают даже от рака. Оказывается нет ничего невозможного.

Я твёрдо верю, раз заболевши, можно и выздороветь. По-моему, есть причины болезней и условия их возникновения. Причины – это душевное состояние, а условия – различные факторы, влияющие на возникновение болезней. Мне сейчас кажется, что вообще хронических болезней не должно быть. Если врач ставит такой диагноз – это значит, что у него устаревший подход к лечению болезни.

Я не виню врачей – нет никаких оснований их винить. Если коренным образом не изменить систему здравоохранения, систему подготовки кадров, ничего не изменится, и медицина не выйдет из сегодняшнего тупика бессилия перед некоторыми заболеваниями.

После окончания университета я преподавала химию в медицинском институте. Но даже я не учила будущих врачей познанию биологических причин возникновения заболеваний, биохимических воздействий лекарств на организм человека. Так ведь я сама не знала.

Опираясь на свои знания, изучая последние достижения химии, биологии, стала рассматривать человека как единое целое. Нужно обеспечить биохимическое равновесие человека как неповторимого биологического произведения. Человек может быть здоровым лишь в случае создания благоприятных условий для протекания биохимических реакций и биологических процессов в его организме, в этом уникальном произведении природы-матушки.

В результате я излечилась от 22 видов аллергий, которые мучали меня в течение 28 лет. Я не только избавилась от своего недуга, но и помогла многим своим консультантам стать здоровыми. Когда в 2011 году я сдала все анализы в самой престижной монголо-корейской больнице, то результаты были в норме, я была абсолютно здорова. Так как я перенесла спинно-мозговую травму, то до исследования врач мне сказал, что результаты анализа на содержания кальций в организме могут быть плохими. Но когда он увидел результаты, он был удивлён. Я была очень довольна результатами анализов. Только биологический возраст в больнице не определили.

За последние 3 года я даже забыла, что есть такая болезнь-грипп. Ни разу не обращалась к врачам. Хотя я оздоровилась, сидячий малоподвижный образ жизни за последние 1,5 года дал свои плоды. Я начала набирать вес. Я мало двигалась, появилась одышка при ходьбе, начали болеть ноги. Из-за всего этого не хотелось вообще утруждать себя движениями. Нужно сказать, что ленивый образ жизни стал для меня нормой.

В начале мая 2013 года мне определили мой биологический возраст. Результаты были плачевными. Мой возраст был 92 года. Мне пришлось коренным образом изменить свой образ жизни, своё отношение к самой себе. Раньше я думала, что я много занимаюсь собой. Но это оказалось не так. Если в свои 50 лет я имела такие результаты, то через 5 лет меня вообще можно будет списать со счетов жизни.

Биологические возрасты у людей бывают разные. Например, у одной 27-летней девушки биологический возраст определяется как 67 лет, а у другой может быть и 12. Я поняла, что этот возраст определяется степенью чистоты организма на клеточном уровне. Простым глазом это невозможно определить. Бывает и так, что у людей с высоким биологическим возрастом не бывает никаких признаков болезни, и они чувствуют себя совершенно здоровыми. Но это только временное явление. По прошествии определённого времени, внутренняя среда организма обеспечит все условия для развития болезни.

В детстве я слышала как старики говорили, что придёт такое плохое время, когда люди будут по уши в долгах и изнутри их будут пожирать «черви». Наверное, это время пришло. Предположим, что человеческий организм– это извилистый сосуд, имеющий сверху рот, нос, а внизу 2 отверстия для вывода отходов. Положим в него мясные, молочные и мучные продукты, овощи, фрукты, спиртные напитки и сладости. Поставим его в комнату с кислородом и разными токсическими газами на 1, 2, 7, 10 дней, на 1, 2, 30, 40 лет. За этот период ни разу не очищая внутренность, всё время будем менять внешнюю обёртку. Хоть в золотой парче, хоть в бренд-коробке, хоть в простой таре, всё равно внутри сосуда всё будет гнить и будет как в мусорном баке. Особенно в труднодоступных местах будут накапливаться шлаки, в некоторых местах они могут даже окаменеть.

Ещё в 1932 году Отто Варбург получил Нобелевскую премию по химии за определение условий жизни злокачественных опухолей. Клетки опухолей (а также бактерии и патогенные микроорганизмы) великолепно развиваются при закислении крови, т. е. при падении рН ниже 7,2–7,3 единиц. При нормаликации рН опухоли вначале прекращали рост, а затем рассасывались! Если рН крови в норме чужеродные бактерии и микроорганизмы не имеют условий для размножения .

Из результатов этих исследований и ислледований других учёных, у меня появилась надежда на оздоровления многих недугов, которые связаны с окислением клеток и нарушением природного кислотно-щелочного баланса внутренных жидкостей организма. Никто не может отрицать факт излечения печёночных заболеваний, если устранить факторы, разрушающие печёночные клетки. Если все науки (медицина, биология, химия, психология) объединятся, то современная медицина разрешит нынешние проблемы, и такое понятие как неизлечимая болезнь исчезнет.

Неужели земля нас не выдержит? Хочется ещё пожить. Любить себя – это значит быть здоровым. Сделав такой вывод, с 15 мая 2013 года у меня в жизни начался совершенно новый этап сознательного изменения самой себя для здоровой полноценной жизни. За 3 месяца мой биологический возраст с 92 стал 50 лет, вес снизился на 20 кг, одежда стала на 2 размера меньше, избавилась от целлюлита, который был со мной последние 33 года. Я чувствую удовлетворение от проделанной над собой работы.

Из книги Навстречу Жениху автора Блаженный (Береславский) Иоанн

Облекайте Моих детей в достойные их призвания ризы - в белые одежды - Человек забыл Бога. Адам в состоянии векового сомнамбу-листического сна - Человек забыл самого себя - Радость - в чем Она? - Назначение человека - облечься в ризы вышеангельские - Человек

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 4. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги О любви и сексе автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Маски мира автора Зорин Петр Григорьевич

99 ИЛЛЮЗИИ САМОГО СЕБЯ Наши органы чувств в конечном счете состоят из атомов, которые в свою очередь, являются не более как энергетическими вихрями. Нервные проводники также есть не что иное, как в определенной последовательности расположенные атомы, и те центры, в

Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун

5. Обвинение Самого Себя Эссенция, которую каждый из нас несёт внутри, пришла сверху, с небес, от звёзд...Бесспорно, изумительная Эссенция происходит от ноты "ЛЯ" (Млечного Пути, галактики, в которой мы живём).Прекрасная Эссенция проходит через музыкальную ноту "СОЛЬ" (Солнце),

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

I. Прощение себя самого 1. Ни один Небесный дар не понимался столь превратно, как прощение. По сути, оно стало бичем, проклятьем там, где было призвано благословлять, стало жестокою насмешкой над милосердием, карикатурой на святой покой Господень. Но те, что еще не решили

Из книги Материалы Алого Круга - Серия «e2012» автора Хоппе Джефри

Познание себя Поэтому я задаю здесь вопрос - я попрошу Линду из Исы пойти к доске, чтобы записывать ответы - по шкале от одного до десяти... один... десять... Шкала от 1 до 10: 10 является наибольшим, 1 - наименьшим. 10 - наибольшее, 1 - наименьшее. Я попрошу Дэвида взять

Из книги Огненный Подвиг. часть I автора Уранов Николай Александрович

Из книги Какими мы станем после смерти автора Ковалева Наталья Евгеньевна

«Познай самого себя!» В Живой Этике дается не только объяснение природы измененных состояний сознания, но и целое учение о необычных творческих возможностях тонких тел человека.Из истории духовно-философских и религиозных учений известно, что йоги и подвижники умели

Из книги Философия мага автора Похабов Алексей

Познание дня: Истинная стоимость себя Представьте, что наша цивилизация погибла. Ядерная война, глобальное потепление - не важно. Мир в руинах. Нет электричества, нет инфраструктуры, нет привычной системы обслуживания. Семьдесят процентов населения планеты -

Из книги Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели автора Диспенза Джо

Медитация как познание себя В тибетском языке слово медитация значит познание. Соответственно я буду использовать этот термин как синоним понятий самонаблюдение и саморазвитие. В конце концов, чтобы познать некое явление, мы должны понаблюдать за ним. Повторюсь: ключ к

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

В поисках самого себя 4 сентября 1888 года Мохандас Карамчанд Ганди уезжает из Бомбея в Лондон, чтобы учиться. Тогда среди индийской аристократии считалось престижным все английское: английские костюмы, английский язык, английское образование. Уже более 40 лет Индия

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Из книги Школа Вселенского Знания автора Климкевич Светлана Титовна

Покорить самого себя 513 = 2012-й год – возвращение к истокам = Знания позволяют избавится от страхов = Наша главная работа – нужно покорить самого себя = Пробудится от страшного сна сознания = Страдание тоже труд, его нужно нести достойно = Что такое партнерство? – Это один

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

260 Свобода от самого себя Просветление – не состояние экстаза; просветление – вне пределов экстаза. В просветлении нет никакого волнения; экстаз подразумевает состояние волнения. Экстаз остается состоянием ума – красивым состоянием, но все же состоянием ума. Экстаз

Из книги Наши скрытые возможности, или Как преуспеть в жизни автора Виилма Лууле

Познание самого себя Для разъяснения сути стрессов я буду пользоваться такими понятиями, как «тюрьма», «пленник», «заключенный». Если эти слова Вам не по душе, подыщите для себя другие. Важно, чтобы Вы научились высвобождать стресс.Пленнику необходима свобода. Сама по

Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Бесконечный внутренний поиск. Вечная жажда познания. Кто-то рассыпал по миру «хлебные крошки» смыслов. А я, будто нищий, долгие годы выискивал их, чтобы утолить свой непонятный другим голод. Познание человеком самого себя было вопросом выживания в этом странном мире вокруг. Я всегда чувствовал, что нечто невероятно важное сокрыто в этом вопросе: «Кто Я?».

Познание самого себя – первые шаги

Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.

Где-то прочел, что «тело – это тюрьма духа», и был совершенно согласен. Я точно знал, что человек рожден для великих свершений, а вовсе не затем, чтобы обеспечить своему физическому телу негу и всевозможный комфорт.

Процесс самопознания предполагал, что я, наконец, найду этот реальный инструмент, с помощью которого сложится воедино картина мира вокруг и мое место в ней. В конце концов так и произошло, но прежде меня ждали семь кругов ада.

Я – всё. Лиха беда начало

Я могу развернуть ладонь и впитать в нее дрожь небес,
Я могу воскресить огонь и постигнуть поющий лес…*

В юности я был совершенно уверен, что могу все. Абсолютно все, понимаете? Я могу изменить мир. Да-да, именно так. Было радостное предвкушение: мир вокруг то ли висел на кончиках пальцев, которыми стоило только щелкнуть, и… А может, он свербил на кончике языка в поисках того самого, заветного Слова?..

Казалось, вот-вот – и я найду то самое, чего не хватает. Смогу понять, как воспользоваться этим особым даром. Только познай себя, свое особое устройство – и все получится!

Окружающие откровенно вертели пальцем у виска и отпускали нелестные комментарии по поводу моей самооценки. Общество предполагало, что человек должен жить как все и тянуть эту лямку до смертного одра. Но меня не слишком заботило мнение «тупых обывателей». К тому моменту было и так понятно, что общий язык мы вряд ли найдем.

Я – ничто. Пустота и «черная дыра»

Я могу выживать на миру, где каждый второй – мой враг.
Развеваться на буйном ветру… Я могу. Но не знаю КАК.*

Время неумолимо просачивалось, как песок сквозь пальцы. А я так ничего и не нашел. Каждому человеку положено было окончить школу – и я ее окончил. А еще человеку полагалось приобрести профессию – и скрепя сердце я отправился штурмовать ВУЗ. Сидя на парах, выяснил, что с каждым днем мне все труднее сосредотачиваться на том, что говорит лектор. Я словно «отключался», не воспринимал информацию. Еще труднее было выдержать голоса одногруппников на перерыве – они орали так, что было больно ушам.

Гораздо позже, на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я узнал, что такие состояния не редкость для человека, обладающего . Они возникают как следствие того, что звуковик искал, но так и не нашел самостоятельно способ, как познать самого себя. Не смог реализовать свое природное устремление к самопознанию и познанию мира вокруг.

А тогда я ничего не понимал. Просто приноровился отгораживаться наушниками с любимой музыкой от этой орущей, невыносимо галдящей толпы. Это не спасало от внутренней пустоты и нарастающей душевной боли. Я стал проваливаться в глубокую депрессию, с черной дырой в сердцевине самого себя. Самооценка с уровня «всемогущий» рухнула до уровня «ничтожество».

Я – ничто. Пустое место. Жизнь бессмысленна и пуста.

Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

Какое-то время я пытался наполнить свою непонятную жажду с помощью философии. Помогло ненадолго, да и философия не давала ответ: что мне делать с таким вот самим собой, как жить? И для чего? Какой в этом смысл? Физическое тело отягощало меня все больше, я стал чувствовать его как нечто отдельное от себя.

Были попытки, через которые проходил почти каждый человек со звуковым вектором: я жадно глотал всевозможную религиозную и эзотерическую литературу. На какое-то время помогла : мысль о том, что быть «блаженным ничто» – это здорово, убаюкивала. А упражнения частично вернули мне адекватность восприятия собственного физического тела.

Но эти «околосмысловые сублиманты» лишь притупляли ощущение бессмысленности и пустоты. Потом она наваливалась с еще большей силой, с каждым новым витком боль души становилась сильнее. Невыносимая, адская боль. Казалось, в ней повинно мое тело. Невольно приходили мысли, что если сбросить его через окно – может, вместе со смертью физического тела уйдет боль? И наконец останусь Я – вечный, бесконечный и свободный?

Именно в ту пору, когда я признал бесполезными любые способы познания самого себя и всерьез задумывался о суициде, меня пригласили на вводные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как происходит познание человеком самого себя

В каждом описании звукового человека я узнавал себя. Замкнутость, нелюдимость, непереносимость громких звуков. Сосредоточение на своих мыслях, ощущение своей потенциальной «гениальности», превосходства над остальными людьми, которые озабочены приземленными вопросами.

Оказалось, основная задача человека со звуковым вектором – это именно познать, раскрыть сокрытые законы, по которым устроен мир вокруг и душа человека. Но меня не миновала та «ловушка», в которую попадал практически каждый человек со звуковым вектором: я пытался раскрыть эти процессы самостоятельно, полагая, что все необходимое сосредоточено во мне самом.

Благодаря тренингу, пришло осознание, что я не единственный человек с такими свойствами, звуковиков рождается около 5%. Они не заинтересованы потребностями физического тела. Но стремятся раскрыть столь желанный замысел, по которому устроен наш мир.

Наша психика (душа) – едина. Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Ненаполненное желание познать устройство души приводит звуковика к депрессии. Чтобы выйти из нее, необходимо сосредоточиться снаружи: научиться точно определять психику другого человека и, как следствие, выкристаллизовать понимание себя. Это дает наполнение, и суицидальные мысли.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально описывает устройство нашей психики, давая возможность получить познания человеком самого себя. Это радость раскрытия законов, по которым устроен мир вокруг. Радость реализации, жизни в физическом теле. Осмысленность бытия и счастье сотрудничества с другими людьми:

Познай самого себя

Устал от бесполезной философии? Тело тяготит, а попытки разобраться в смысле происходящего не приносят ничего, кроме боли, пустоты и ощущения чего-то ускользающего? Подари себе шанс увидеть жизнь такой, как она есть, на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »