Современные французские поэты. Жюль Верн, фантаст

Франция – страна поэтов и писателей. В конце 19 века она была центром сбора интеллигенции всего мира. Все поэты, музыканты, художники того времени собирались в кафе и ресторанах Парижа и некоторых других городах страны.

Известные поэты Франции:

1) Пожалуй, самым известным поэтом Франции был Шарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire). Уроженец Парижа, с детства был приучен отцом, художником Франсуа Бодлером, к искусству. Привык к походам в музеи, галереи, был знаком со многими художниками того времени. Когда маленькому Пьеру было 6 лет, его отец умер. В возрасте 11 лет мальчик был отдан на обучение в пансион города Лиона, в 1836 – поступил учиться в колледж св. Людовика в Париже.

Начал писать Бодлер после того, как получил большое наследство отца и стал вести жизнь «бездельника». Он пристрастился к гашишу, опиуму. Некоторые его произведения были посвящены влиянию этих наркотиков на организм человека, например «Поэма о гашише», изданная в 1858 году. В сборнике под названием «Искусственный рай» (1860) Бодлер написал о своем негативном опыте употребления наркотиков и методов борьбы с ними.

В 1857 году выходит еще один поэтический сборник произведений Бодлера под названием «Цветы зла», который вызвал шок у читателей, поэтому цензуре на некоторое время пришлось запретить его издание. Стихотворения в прозе в сборнике «Парижский сплин» были опубликованы в 1860 году.

2) Виктор Гюго стал национальным героем Франции. Его день рождение отмечает вся страна. В 1881 году в честь его семьдесят девятого дня рождения на авеню Эйлау была воздвигнута триумфальная арка.

В возрасте пятнадцати лет Виктор стал переписывать стихи латинских поэтов. Воспитывался в пансионате св. Маргариты в Париже и мечтал о том, чтоб достигнуть мировой славы писателя. Самые известные литературные сборники поэта имеют название «Осенние листья», «Восточные мотивы».

3) Не менее известным поэтом Франции также был Вольтер Франсуа-Мари (François Marie Voltaire). Он учился в колледже иезуитов. Его отец хотел, чтобы сын стал юристом, но Франсуа-Мари выбрал путь литературного творчества.

Произведения Вольтера преследовались цензурой за издевательство над религией (поэма «Светский человек»). В 1746 году был назначен придворным поэтом в поместье госпожи Помпадур. Через время был изгнан со двора и обвинен в политической неблагонадежности.

Самая известное произведение Вольтера — поэма «Агафокл».

4) Среди современных поэтов Франции наиболее ярким представителем является Андре Вельтер . Автор двух рок-опер посетил много стран в поисках творческого вдохновения. Он является постоянным организатором культурных мероприятий, которые регулярно проводятся во Франции.

Андре Вельтер – инициатор устной формы поэзии. Его публичные выступления производят неизгладимое впечатление на публику. Также поэт Серж Пей, живущий в Тулузе, также славится хорошим контактом с публикой.

Франция всегда была меккой для интеллигенции и поэтической элиты. Сегодня в стране проживает много известных писателей, которые привлекают не только замечательными произведениями, но и своей энергетикой.

Я довольно начитанный человек. Читала всякое. В том числе и поэзию.
Но оказалось, что мимо меня прошел целый пласт стихов Французских поэтов 18-19 веков.
Конечно, такие имена, как Верлен, Превер, Аполлинер, были мне знакомы. Но, к стыду своему, ничего не читала из их произведений.
И тут, совершенно случайно, напала на два диска с аудио-чтением их стихов.
Естественно, стала в сети читать об этих поэтах и их творчестве.
Оказалось, они такие разные. Некоторые и в жизни были связаны друг с другом.
Вот они тут все:
первый ряд слева направо: Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Мари Верлен
второй ряд слерва направо: Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Жак Превер


Немного стихов:

Шарль Бодлер (1821-1867)

ПЛАВАНЬЕ
Перевод М. Цветаевой

Для отрока, в ночи глядящего эстампы,
За каждым валом - даль, за каждой далью - вал.
Как этот мир велик в лучах рабочей лампы!
Ах, в памяти очах - как бесконечно мал!

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Что нас толкает в путь? Тех - ненависть к отчизне,
Тех - скука очага, еще иных - в тени
Цирцеиных ресниц оставивших полжизни -
Надежда отстоять оставшиеся дни.

В Цирцеиных садах, дабы не стать скотами,
Плывут, плывут, плывут в оцепененье чувств,
Пока ожоги льдов и солнц отвесных пламя
Не вытравят следов волшебницыных уст.

Но истые пловцы - те, что плывут без цели:
Плывущие, чтоб плыть! Глотатели широт,
Что каждую зарю справляют новоселье
И даже в смертный час еще твердят: - Вперед!

На облако взгляни: вот облик их желаний!
Как отроку - любовь, как рекруту - картечь,
Так край желанен им, которому названья
Доселе не нашла еще людская речь.

Артюр Рембо (1954-1891)

ПРЕДЧУВСТВИЕ
Перевод Б.Лившица

Глухими тропами, среди густой травы,
Уйду бродить я голубыми вечерами;
Коснется ветер непокрытой головы,
И свежесть чувствовать я буду под ногами.

Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
Но буду я молчать и все слова забуду.
Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь!
И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.

Поль Мари Верлен
(1844-1896)

Небо над городом плачет,

Плачет и сердце мое.

Что оно, что оно значит,

Это унынье мое?
И по земле и по крышам

Ласковый лепет дождя.

Сердцу печальному слышен

ласковый лепет дождя.
Что ты лепечешь, ненастье?

Сердца печаль без причин...

Да! ни измены, ни счастья, -

Сердца печаль без причин.
Как-то особенно больно

Плакать в тиши ни о чем.

Плачу, но плачу невольно,

Плачу, не зная о чем.
В. Брюсов

Гийом Аполлинер
(1880 – 1918)

ЗИМНЯЯ ЗАРЯ
Перевод М.Яснова

Заря-юница,
О солнце грезящая, лишь о нем одном, -
А зимнее светило чуть искрится,
Как замороженное, в небе ледяном -
Заря-юница
Разгоняет мрак
Так медленно, что можно видеть, как
Она от холода багрится,
И утренник ознобом обдает
Еще не пробужденный небосвод.
И вот
На свет выходит тусклое созданье,
Как будто зимних фей печальный хоровод
Похитил у него сиянье.
И юная заря,
Еще горя,
Но слезы утирая,
Теряет краски, умирая
На небе декабря,
Которое, стыдясь, глядит уныло
На им рожденное, но мертвое светило.

Жан Кокто
(1889 – 1963)

ПЕСНЯ ДЛЯ НЕЕ
Марианне Леконт

От слез моих цветы готовы распуститься -
я для одной тебя их влагой напою
и под твоим окном все песни напою,
всех птиц перепою - ведь я пою, как птица!

к тебе, скорей к тебе! от страсти я продрог,
я грежу золотом волос и белым телом.
смотри: бегу к тебе с весенним полем целым -
листва, и васильки, и этот желтый дрок.

ты, увидив меня, с балкона крикнешь:
"Здравствуй!"
я поднимусь наверх, спеша и сам не свой,
и протяну тебе букет мой полевой
между сиреневой глицинией и астрой.

останемся одни, и нас обступит тишь,
лишь ветер прошуршит по утренней аллее.
останемся одни, от первых чувств хмелея...
...и, рассмеявшись, ты с балкона убежишь!

Об одном из них - Жаке Превере-хочется рассказать побольше.

ЖАК ПРЕВЕР
(1900-1977)

БИОГРАФИЯ

Жак Превер родился на окраине Парижа, в Нёйи-сюр-Сен, в семье одновременно буржуазной и аристократической.
В четырнадцать лет Жак распрощался со школой, и дальнейшее образование ему давали парижские бульвары, бистро, праздная толпа. Рос в богеме, сам был богемой, и богема стала его средой обитания.
Это был романтик, бесшабашный бродяга без своего угла, мечтатель и большой трудяга.
Эпоха была насыщена бурными событиями, и Превер ими жил, в них участвовал, но не очертя голову, не безрассудно, а всегда несколько на расстоянии, сохраняя свои убеждения и взгляды, свою индивидуальность.
Сразу же после Первой мировой войны настроениями и умами западной интеллигенции завладело течение сюрреалистов, и Превер был с ними, с провозгласившим сюрреализм Аполлинером. Отсюда и дружба с Пикассо, Танги, Дали, Эрнстом, Магрриттом.
В ту пору сблизился он с коммунистами, входил в театральную группу эстрадных агитаторов ФПК "Октябрь", писал для нее много едких, обличающих капитализм памфлетов, сценариев, стихов. Группа "Октябрь" имела большой успех в стране и вместе с Превером в 1933 году была приглашена в Советский Союз, где ее выступления прошли при переполненных аудиториях.
Перед возвращением во Францию участникам было предложено подписать восторженное обращение со словами благодарности Сталину.
Превер, несмотря на уговоры, отказался от этого наотрез.
Авторитет его был настолько велик, что вся труппа, в которой были только члены Компартии, последовала его примеру.
Активно сотрудничая с левыми, с Луи Арагоном, возглавлявшим отдел культуры ЦК ФКП, Превер и здесь выдерживал дистанцию, вел себя независимо и в партии не состоял.
На приглашения отвечал каламбуром: "Я, конечно, мог бы вступить в Коммунистическую партию, но ведь вы меня тут же упрячете в ячейку!" По-французски "ячейка" и "тюремная камера" - омонимы. Политикой не занимался.
В нем самом, в его творчестве, в поведении - во всем проявлялось цельное, бескомпромиссное отношение к окружающей жизни: антимилитарист, антиклерикал, ненавистник буржуазии, обывательщины, любой казенщины.
Чтобы не попасть на военную службу, притворялся сумасшедшим.
Как-то за рюмкой кальвадоса в ресторане "Куполь" Сальвадор Дали заметил: "Жак воюет с ненавистным ему злом не бомбами, а петардами".
Всегда одетый безукоризненно опрятно, но на свой манер, с артистичной небрежностью, с неизменной сигаретой или трубкой, Превер был ловелас, имел успех у женщин, причем у известных актрис, кинозвезд. Обладал к тому же редким свойством - расставаясь со своей пассией, оставался с ней в прекрасных дружеских отношениях.
Превер писал киносценарии и тексты к песням. Фильмы по его сценариям неизменно ставили знаменитые режиссеры, и в них снимались знаменитые актеры. Ныне это уже классика: "Набережная туманов", "Забавная драма", "Вечерние посетители", "Начинается день", "Дженни", "Ночные двери", "Дело в шляпе". Большинство из них поставлены Марселем Карне и Жаном Ренуаром.
Особенность сценариев Превера, подкупавшая постановщиков и актеров, заключается в пропорционально умеренном сочетании возвышенной поэзии и реализма.
Вершиной такого сочетания признан фильм по его сценарию "Дети райка", который жюри из 600 специалистов признало лучшим кинематографическим произведением века и решением ЮНЕСКО в числе еще трех лент объявлен мировым достоянием культуры.
Актриса Арлетти, снимавшаяся в главной роли, назвала Превера "великим поэтом экрана".
Не меньшую славу обрел Превер и как автор песен - с 1928 по 1972 годы сделано 175 записей вокальных исполнений на его стихи.
Все звезды эстрады имели в своем репертуаре песни на слова Превера - Катрин Соваж, Ив Монтан, Жюльетта Греко, Марлен Дитрих, Симона Синьоре, Тино Росси, Серж Генсбур.
Коронным исполнением в программе Эдит Пиаф были преверовские "Мертвые листья"...
В 1954 году за те же "Мертвые листья" Ив Монтан награждается "Золотым диском" - по случаю продажи миллионного экземпляра этой пластинки в его исполнении.
Но Роже Вильям побивает рекорд - его запись расходится в двух миллионах...
Первый свой поэтический сборник "Слова" Превер издал, будучи маститым литератором, в 1946 году.
Ныне эта широко известная книжечка в 250 страниц издана таким тиражом, о котором не может мечтать ни один поэт - три миллиона экземпляров!
В сборник вошло то, что Превер писывал, для себя, сочинял в разное время, не помышляя о публикации.
Это хаотичная, бессистемная мозаика впечатлений, размышлений, наблюдений.
В послевоенной Франции "Слова" прозвучали как задушевное откровение человека, влюбленного в жизнь. Книга наделала много шума и шла нарасхват.
Феномен Превера до сих пор всесторонне исследуется, изучается: как ему удалось взять такой мощный аккорд, что резонанс прозвучал по всей стране и не смолкает по сей день?
Принимали его поэзию отнюдь не все и беспощадно-разгромных статей в прессе было не меньше, чем хвалебных.
Если Сартр восхищался "смелым реформатором стиха" и "анархистом-мечтателем", то Камю называл его не иначе, как "лирическим клоуном, возомнившим себя Гойей".
Превер при неоднозначности отношения к нему был дерзким реформатором так называемого свободного стиха - без рифмы, но с определенным внутренним ритмом и музыкальностью строф. Этот стиль свободного стихосложения был данью сюрреализму в поэзии и получил широкое распространение в Европе.
Порой подобное самовыражение автора бывает весьма трудно принять за поэзию, поскольку строчки лишены связующего созвучия окончаний и разбросаны с нарочитым отсутствием ритмичности.Без этих двух компонентов такой текст уже не поэзия...
Стихи Превера хотя и не рифмованы, но построены так, что этого не чувствуется, и они воспринимаются читающим и слушающим легко и органично. Нет в его стихах и знаков препинания. Превер говорил: "Я вываливаю груду слов о том, о чем хочу сказать, не собираясь никому навязывать, как их следует читать, произносить. Пусть каждый делает это, как он хочет - по своему настроению, со своей интонацией".

Какое сегодня у нас число?
Число? Любое... и день любой,
Моя дорогая.
Все дни такие у нас с тобой,
Вся жизнь такая.
Мы любим и воздухом дышим,
Живем и любим друг друга,
Не зная, что значит жизнь,
Не зная, что значит день,
Что значит любовь, не зная.

ЭТА ЛЮБОВЬ

Такая неистовая,
Такая хрупкая,
И такая нежная...
Эта любовь
Такая хорошая
И безбрежная,
Как небосвод голубой
И такая плохая,
Словно погода,
Когда погода бывает плохой...
Эта любовь,
Такая верная,
Радостная и прекрасная...
Эта любовь
Такая несчастная,
Словно ребенок, заблудившийся в глуши,
И такая спокойная,
Словно мужчина, которого ничто не страшит...
Эта любовь,
Внушавшая страх,
И заставлявшая вдруг говорить
И томиться в печали.
Любовь безответная,
Потому что мы сами молчали...
Любовь оскорбленная, попранная и позабытая,
Потому что мы сами ее оскорбляли,
топтали ее, забывали...
Любовь вся как есть.
И в конце и в начале,
Вечно живая,
Вечно новая,
Озаренная солнцем
Лицом обращенная к вечной надежде.
Она твоя,
Она моя,
И того, кто еще не родился,
И того, кто был прежде,
Она, как трава достоверна,
Трепещет как птица,
Пылает, как жаркое лето,
И с тобою мы можем уйти
И вернуться,
Уснуть и проснуться,
Забыть, постареть
И не видеть ни солнца, ни света...
Можем снова уснуть,
И о смерти мечтать,
И проснуться опять,
И смеяться опять,
Остается любовь!
Как ослица, упряма она,
Горяча, как желанье,
Жестока, как память,
Глупа, как раскаянье,
Холодна, словно мрамор,
Прекрасна, как утро,
Нежна и прекрасна,
И кажется хрупкой и зыбкой
И снами она говорит,
Не говоря ничего,
И в глаза наши смотрит с улыбкой
И, охваченный трепетом,
Я ее слушаю,
Я ей кричу,
О тебе ей кричу,
О себе
Умоляю ее.
За тебя, за себя, и за тех, кто любил,
И за тех, кто еще не любил,
И за всех остальных,
Я кричу ей:
Останься!
Будь там, где ты есть,
И где ты раньше была,
Умоляю, останься,
Не двигайся, не уходи!
Мы, которые знали тебя,
О тебе позабыли,
Но ты не забудь нас!
Одна ты у нас есть на земле!
Так не дай нам холодными стать
С каждым днем удаляясь все дальше и дальше,
Знак подай,
Улыбнись нам,
Неважно откуда,
И позже
Средь зарослей памяти
В темном лесу ее
Вдруг проявись,
Протяни нам руку свою
И спаси нас.
И для тех, кто смог дойти до конца поста - немного аудио с диска:

Иногда на кое-что полезное может сгодиться даже лягушатнег. Тем более что свою подлую сущность до ХХ века они стыдливо прятали от всего мира и пытались выглядеть приличными людьми. В общем, почитать-то было можно. И вот вам топ-10 французских поэтов XIX века, которые мне нравятся .

Топ-10 французских поэтов XIX века среди меня

1. Со времен, когда исполнители на сопилках, трынделках и верещалках услаждали слух сородичей во время коллективных приемов пищи или сеансов медитативного веселья-грусти (в зависимости от того, женились или хоронили), весь смысл искусства был в развлечении. Искусство имеет целью лишь искусство - создание абсолютного шедевра. Ну, или стремление к оному, раз уж в мире нет ничего абсолютного. И даже странно, что эту простую мысль открыл так поздно француз Теофиль Готье . Зато уж как открыл - так и написал самый романтичный и самый авантюрный изо всех романтично-авантюрных романов ("Капитан Фракасс", а не "Мадемуазель де Мопен", как подумали некоторые извращенцы), а в смысле поэзии - создал сборник "Эмали и камеи". Вещь, ИМХО, за исключением разве что творчества Вийона или некоторых отдельных штюк у Малларме, лучшая из того, что вообще когда-либо писали в столбик на "романо-германском языке обитателей бывшей Галлии".

2. Написав пьес раза в три меньше, чем Шекспир, Эдмон Ростан вообще остался известен как автор одной, зато какой - "Сирано де Бержерак". Хотя как по мне, так "Орленок" и "Шантеклер" ничуть не хуже, но "пипл требует "Анчар" - будешь читать "Анчар"!" (с) На первый взгляд, его творчество - безудержная песнь оголтелого романтизма и идеализма (доходящее до позерства), но на взгляд второй и все последующие и в том же "Сирано", и в других вещах столько горечи, усталости от бесконечной пошлости мира и всленской печали, что как-то совсем не удивляют смерти в финале и Сирано, и Наполеона II, и только закадровый крик Шантеклера как-то развеивает печальные тучи слишком уж робкой надеждой... Вот, примерно в таком ключе Ростан и писал:)

3. Раз искусство должно быть абсолютным, то абсолютным (а не конкретным) должно быть всё - и форма, и содержание. Символизм писал символами, образами и намеками, панически бежа прямого понимания в область ассоциаций и "бледных теней на стене" - и Стефан Малларме отец его и пророк в одном лице. Некоторые из "небыдл" даже рыдают от того, что не в состоянии постигнуть "весь смысл", который мэтр "зашифровал" в своих стихах. На мой же взгляд он просто всю жизнь пытался звукопись превратить в мыслепись... В общем, вредно так перенапрягаться-то, хотя в итоге стихи получились чудесные.

4. Современный человек довольно часто сталкивается с ситуацией, в которой чувствует себя "опоздавшим во времени". А в позапрошлом веке такое было еще в новинку. Но не для Альфреда де Виньи - он опоздал на всю жизнь. Страстно мечтая о военных подвигах - не побывал ни в одном бою (кончились они как раз в год его выпуска из "военки"). Принадлежал к родовитой аристократии в век, когда ее значение и влияние в обществе упало на уровень плинтуса. В общем, вселенский пессимизм, тлен и мучительная смерть, как в самом известном его произведении - романе "Сен-Мар". Да и стихи у него тоже были такие - внешне безупречные, они как бы "закрывали эпоху", выглядя уже при создании как что-то архаичное и антикварное...

5. А много ли вы знаете людей, которые смогли изобрести новый жанр литературы? Вот так бац - и никто до него не писал, а после него все ломанулись писать и кричать, и локтями толкаться... Именно так случилось с отцом-родителем стихотворений в прозе - Алоизиюсом (Луи Жаком Наполеоном) Бертраном . Для мировой литературы он - из авторов одного произведения (как Гомер или Сервантес), книги стилизованных под "романтическую готику" миниатюр "Гаспар из тьмы". Из нее, как наши недописатели из гоголевкой "Шинели", вышли все будущие "корифаны" прозаических стихов - и Бодлер, и Малларме, и Лотреамон, и Кро... Потому что когда на стене нарисован первый черный квадрат - тут же все вокруг догадываются, как рисовать красные квадраты, синие круги и розовые треугольники.

6. Печально, когда человек предает свою богатую культуру и полностью сдается и убегает в чужую. Испанец (точнее, латинос-кубинец), заделавшийся классиком лягушацкой поэзии - что может быть ужаснее? Ну пусть тогда хотя бы пишет сразу шедевр на все времена. Как Хосе Мария де Эредия, ставший тьфу ты, прости-хосподи Жозе Мариа де Эредиа , автор "Трофеев", сборника сонетов, описывающих разные времена и эпохи через пейзажи и статичные образы. Свежо, каллиграфически безупречно, причудливо и в целом великолепно - как сравнение самурая в доспехах с блестящим морским чудищем. Естественно, лягушатнеги тут же сделали его участником своей знаменитой "чесалки ЧСВ" - Академии, и при жизни произвели в классики литературы. Знали, во что вцепиться...

7. Ну вот и добрались мы до мрачного эстета безобразного, певца вселенского пессимизма и морально-физического разложения, Шарля Бодлера . Я не из тех любителей панка, которым нравится, как панки срут на сцене - мне просто нравятся некоторые ответвления панк-роковой музыки . Поэтому всё это "деланное безобразие" и нарочито "общественная аморальность" приснознаменитых "Цветов зла" меня всегда трогали мало. Дохлая лошадь при дороге или наркоманские фантазии загибающегося туберкулезника сами по себе - хреновый сюжет, и оправдывает их только доходящие до безупречности формы стих и размер. Ну, примерно как высокохудожественный и глубоко-эстетичный монохромный фотоснимок окурка в плевательнице... Сорри, но вот такой для меня всегда Бодлер.

8. Примерно всё то же самое можно сказать и о спрятавшемся под "пошловато-мальвинный" псевдоним "граф де Лотреамон" Изидоре Мари Дюкассе , авторе сборника прозаических... даже не стихотворений, а поэм "Песни Мальдорора". Только там еще густо намешано готическо-подростковых садистких фантазий - трупы, вампиры, невинныя жертвы, аццкий дьяволь и "безсмысленная джестокость для упияния ею". В общем, вьюнош был самый что ни на есть прародитель нынешнего жанра "трэш, угар и содомия". Что характерно, родилось это "чудо во всех смыслах" хоть и в честной лягушацкой семье, но таки в Уругвае.

9. Ну и уж если говорить о плохих детях, то куда без "самой черной овцы" французской поэзии XIX века - Артюра Рембо . От своего голливудского "почтитезки" он отличался всем - был капризен, злобен, вонюч (во всех смыслах), слаб и гнусно-подл в своих слабостях... Чо уж там - такого тюфяка, как Верлен, довел до каталажки из-за покушения на свою особу. А в смысле "творчества стихов" прошел быстрый, практически молниеносный (он и жил-то мало, да еще и писать бросил за много лет до смерти) путь от вменяемых сатирически-желчно-феерических зарисовок до умилявших последующих символистов "звукомычаний и странных наборов фраз друг за другом". В общем, вопрос во весь рост - нужен ли невоспитанным детям талант, или всё-таки ну его?..

10. На фоне всех этих "анфантерриблей" и прочих "мизераблей" Пьер Жан Беранже глядиться практически добрым-порядочным буржуа... Ну как добрым, ну как порядочным. "За гуманизм и дело мира отважно борется сатира" - это на 146% про него. Беспощадно бичуя и жжа-каля железом "пороки буржуязного общества своего времени", Беранже писал песни (их на самом деле можно петь, если придет такой стих - и многие таки пелись), бросавшие в трепетный экстаз социалистов, анархистов и прочих коммунистов. Потрудился он и на неблагодатной ниве бонапартизма, насочиняв стихов про "ампиратора на вас всех нетЪ!". За всё это его запрещали, вырезали и даже два раза в каталажку сажали. В общем, умел старик с помощью пера достать кое-кого до самых печенюжек...

Обреченные отщепенцы, стремящиеся к гибели, бунтующие против порядка, морали, религии, страдающие от непризнанности, мучающиеся ощущением заката эпохи и цивилизации. Они искали спасение от душевного кризиса в самоиронии, видели очарование уныния и красоту упадка. Возведя красоту в абсолют, они находили ее даже в уродстве. Наследники Бодлера и предшественники символистов, французские лирики последней трети 19 века – они вошли в историю мировой литературы как «Проклятые поэты»

Вообще-то их никто не проклинал. Проклятые поэты – это не поэтическая школа, не творческое объединение и не литературная эпоха. Это название цикла очерков Поля Верлена о поэтах современниках. Изначально в цикл вошли три статьи – оТристане Корбьере, Артюре Рембо и Стефане Малларме. Через несколько лет – в 1888 году -книга была переиздана и в нее вошли также очерки о Марселине Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль-Адаме и самом Верлене. Себя автор описал под именем Бедного Лилиана (Pauvre Lelian). Название цикла очерков стало нарицательным – проклятыми поэтами стали называть и других французских поэтов 1870-1890 годов. Так, со временем список «проклятых» пополнился такими именами, как Шарль Кро, Морис Роллина, Жан Ришпен, Жюль Лафорг и Жермен Нуво.

Творчество Проклятых поэтов приходится на последнюю треть 19 века – период декаданса. Декаданс – это тоже не литературная школа. Это кризис европейской культуры
конца 19 – начала 20 века. Период, для которого характерны были упаднические настроения (собственно и само слово Декаданс в переводе с французского означает упадок), разочарование в общепринятых
ценностях, отрицание позитивных доктрин в искусстве. Трагическое ощущение «конца века», надтреснутая червоточина неприкаянности, изгойства, сумеречное томление духа объединяет крупных французских лириков конца 19 века. При этом практически все проклятые поэты, за исключением Жюля Лафорга, сторонились кружка декадентов. В отличие от декадентов, соскользнувших в «упадничество» и воспевавших свою хандру, настроения проклятых поэтов не исчерпывались констатацией своего отщепенства. Они пытались преодолеть эту неприкаянность, изгойство, душевный кризис. И именно этот поиск выхода, это нежелание мириться с удручающим положением вещей, стремление преодолеть болезненную тоску, подняться над несовершенством мира и обеспечивали тот трагический накал, благодаря которому произведения проклятых поэтов стали непреходящим достоянием французской словесности.

Поль Верлен

Окрестивший себя и своих коллег по перу «проклятыми поэтами», Поль Верлен видел себя «грешным великомучеником и трепетным певцом». Именно так он описал себя под именем «Бедного Лилиана» в знаменитом цикле очерков. Самый старший и самый одаренный из «проклятых поэтов», Верлен и в жизни, и в творчестве боролся с засасывавшей его трясиной хандры и порока. Собственно, все его творческое наследие можно сравнить с сентиментальным дневником, в котором он от книги к книге описывает мытарства своей слабой души, свои метания между чувственностью и религиозностью, между бездной греха и жаждой чистоты. Безвольный и падкий на соблазны «зеленого змия», «красных фонарей» и другие не менее запретные, Поль Верлен всю жизнь боролся с собственной природой, утягивающей его в скверну порока. Поэт не мог быть счастлив, ведя благочестивую, праведную жизнь – ему невыносим добропорядочный буржуазный уют, он не любит жену, ему чужды и непонятны идеалы буржуазного общества. И в то же время, он сгорает от стыда, погружаясь на дно общества – проводя время в трактирах, публичных домах, бродяжничая с младшим другом Рембо, ставшим его любовником. Этот, постоянно тлеющий внутри конфликт, приводил к вспышкам бешенства, когда он стрелял в Рембо, избивал жену, гонял по улице мать. Безвольные метания пагубно сказывались на жизни поэта, но именно они стали основной темой его творчества, и в какой-то мере – постоянным источником его вдохновения.

«Я — римский мир периода упадка» - высказался как-то о себе поэт. Поэзия Верлена отражает ту хандру и душевный разлад, который преследовал его всю жизнь. Печальный, поникший, заблудший Верлен во всеуслышание возвещает о тяжком кресте, взваленном на него судьбой, описываемые им распутство, пьянство, тление – своего рода самораспятие, вершимое ради прозрения.

Стоит отметить, что Верлен – один из самых музыкальных поэтов Франции, задушевно-певучий, без запальчивости и накала. Его поэзия настолько мелодична, что порой заунывная колдовская напевность стихотворений отодвигает на задний план смысловую наполненность произведения.

пусть слово только ложь
оно еще и звук
часть музыки которой все доступно

Поль Верлен не живописует и не рассказывает. Его поэзия – это скорее смазанный, точечный рисунок, зарисовка, которая рождает у читателя нужное настроение. Двумя лучшими, главными,книгами поэта считаются «Песни без слов» (1874) и «Мудрость» (напечатана в 1880 г., но писалась в основном пятью-шестью годами раньше).

Артюр Рембо

Артюр Рембо

Мятежник и бродяга, поэт-подросток Артюр Рембо отдал творчеству всего 4-5 лет своей жизни. Этого хватило ему, чтобы этот строптивый и неотесанный юнец из города Шарлевиля в Арденнах вошел в историю мировой литературы, как легендарный предтеча всех революционных авангардистов грядущего столетия. Рембо – самобытный, порывистый, дерзкий – во многом последователь Бодлера. Как и Бодлер, юный Рембо испытывает неприязнь к пошлости буржуазного мира. Но в отличие от большинства преемников Бодлера,он не ограничивается обличением несовершенства реальности, но пытается найти реальность другую, подлинную и нездешнюю, которую необходимо обрести. Поиск этой реальности, которую так и не смог отыскать в своем творчестве Артюр Рембо, стал наверно самым дерзким покушением на вековые устои французской поэзии. Рембо, как поэт, заявил о себе уже в возрасте 16 лет, когда было опубликовано его первое стихотворение. Затем были путешествие по северу Франции и югу Бельгии, богемная жизнь в Париже, где он жил у Верлена, Шарля Кро, Теодора Банвиля, скитания с Верленом по Европе. Рембо было 19 лет, когда во время ссоры Верлен прострелил ему запястье. После этого Артюр Рембо вернулся к матери, на ферму Роше . Он был учителем, солдатом, торговцем и мореплавателем. Но никогда больше не занимался поэзией.

Все творчество Артюра Рембо пронизано неприкаянностью, поэт ощущает себя чужаком в буржуазном мещанском мире, он бросает вызов всему оседлому, обывательскому . Поначалу он пытается подражать Верлену, Гюго, Бодлеру, но сразу же привносит в поэзию нечто свое – его слог порывисто свеж и свободен, он едок и циничен, насмешлив и яростно-богохулен, его образность неожиданно радужна, метка, пронзительна. Лучшим произведением Артюра Рембо считается стихотворение «Пьяный корабль» - лиричный миф-исповедь о дивной приключенческой одиссее. Корабль без команды, с изорванными парусами и сорванным рулем несется мимо чудес и опасностей. Стихотворение открыто для самых разных трактовок и толкований. Насыщенные пестрые зарисовки, россыпь метафор, ошеломляюще-неожиданная образность – семнадцатилетний поэт продемонстрировал мастерство зрелого автора. В своем стремлении к свободе и экспериментированиюАртюр Рембо приходит к верлибру. Считается, что первый французский верлибр был написан именно им – это стихотворение под названием «О море»

Повозки серебряные и медные

Стальные и серебряные форштевни

Вздымают пену,

Взрезают пласты сорняков.

Течения пустоши,

И глубокие борозды отлива

Циркулируют к востоку,

В сторону столбов леса,

В сторону стволов мола,

Где острый край задевают каскады света.

Также в форме верлибра написаны его поэмы в прозе – «Сезон в аду» и «Озарения»

Шарль Кро

Искрометный и колкий Шарль Кро - автор всего двух поэтических книг «Сандаловый ларец» (1873) и посмертной «Ожерелье из когтей» (1908). При жизни Кро был куда больше известен, как изобретатель фонографа и исследователь звуковых волн, а вот его творчество воспринималось современниками как нечто несерьезное, некое «баловством пером». Однако, собранное в два небольших сборника творчество Шарля Кро доказывает, что он был отнюдь не случайным любителем. Под маской легковесного сочинителя безделиц и эпиграмм скрывался тонко чувствующий эпоху, наблюдательный и чуткий лирик. Ироничная, дразнящая, порой едкая усмешка у Кро – лишь ширма, которой он пытается прикрыть щемящую тоску, а порой и ужас перед давящей, удушающей обыденностью. Даже когда эта хрупкая защита падает под натиском беспощадной реальности, поэт находит силы не опустится до слезливых сетований, он – сдержан. Болезненную исповедь он облекает в форму нехитрой песенки, любовную тоску прячет за грациозным намеком, об отверженности, неприкаянности, характерной для всех «проклятых», говорит невзначай, мимоходом, нередко прикрывая это горькой скупой улыбкой. Трагическое достоинство Шарля Кро подчеркивает сплав смысловой и стилевой разнозаряженности его произведений.

Тристан Корбьер

Тристан Корбьер

Поэзия Тристана Корбьера – это гремучая смесь из беспощадных бурлескных каламбуров, богохульных молитв, едкого сарказма, грубой и прямой простоты. Смерть с улыбкой, слезы со смехом, нежность с болью, ирония с отчаяньем – угловатые, запальчивые, щемящие его произведения неизменно трагичны. Как и все его «проклятые» товарищи по перу, Корбьер ощущает себя чужаком, несправедливо отверженным на чадном и уродливом пиру – таковым видится поэту буржуазный окружающий мир. И поэт не склонен преукрашать неприятную реальность, напротив, он – обличитель, которы й доносит до читателя грубую, нагую правду. Сын моряка и приморский житель, он в стихотворении «Люди моря»опровергает прекрасные легенды восторженных путешественников, рассказывая о матросском уделе. Описывая город в стихотворении «Дневной Париж», Корбьер говорит о язвах, накипи, уродстве.

Дежурные харчи бог-повар раздает,

В нихпряностью — любовь, приправой острой — пот.

Толпойвокруг огнятеснитсявсякий сброд,

Ипьяницы спешат рассестьсяинапиться,

Тухлятина бурлит, притягиваялица

Поэт достаточно вольно обращался не только со словом, но и с классическими правилами стихосложения, экспериментируя с ритмом, синтаксисом, разговорными перебивками, перечислениями. Он стал автором всего одной книги - «Желтая любовь» (1873).

Жюль Лафорг

Клоун с печальной улыбкой, Жюль Лафорг, единственный из «проклятых поэтов» примыкал к декадентам. Поэзия Лафорга беспросветно и томительно печальна. Чему собственно радоваться, если поэт уверен, что любое начинание обречено на поражение. По мнению Лафорга, все что можно сделать в подобной ситуации – это подтрунивать над собственной ущербностью, попытаться спрятать ее за шутовской ухмылкой. Отсюда и маска-автопортрет грустного клоуна, которая мелькает и в двух его прижизненных сборниках - «Заплачки» (1885) и «Подражание богоматери нашей Луне» (1885), и в посмертных - «Цветы доброй воли» (1900) и «Рыдание Земли» (1901)

Несмотря на полную обескураженность перед жизнью, Лафорг не боялся искать новые решения в поэтике, более того, он был одним из самых смелых экспериментаторов. Именно этот грустный клоун, умерший в 27 лет от туберкулеза стал первым французским поэтом, который всерьез занялся разработкой французского верлибра. Жюль Лафорг занимался переводами американского основоположника верлибра Уолта Уитмена, который произвел на него сильное впечатление. Впрочем, Лафорг вплетал свой верлибр в привычные ему размеры. Поль Верлен, придумавший формулу «проклятых поэтов», не признал в декаденте Лафорге такового, однако его ошибку исправили потомки.

Стефан Малларме

Стефан Малларме сначала примыкал к парнасцам, позже стал одним из лидеров символистов. Мастерству поэт учился у парнасцев, считая парнасца Банвиля своим учителем. А вот мироощущением, как и все «проклятые поэты», Малларме обязан Бодлеру. Однако, в отличие от кающегося грешника Верлена или запальчивого мятежника Рембо, Малларме не обличитель и не революционер. Он – терпеливый, дотошный созерцатель, который ищет непреложный корень вещей и подбирает слова, чтобы указать на него читателю. Поэт выверял каждую букву, в стремлении до достигнуть совершенства, довести до предела завершенности лирику конца века. Малларме кристаллизировал в своей поэзии распыленные в воздухе Франции настроения упадничества и неудовлетворенности, томительной тоски и отрицания причастности к происходящему, жажды поиска чего-то иного, неизвестного, но настоящего. Он пытался осмыслить перепутья французской поэзии тех лет и понять к каким целям они ведут. Стефан Малларме настолько тщательно подходил к работе, что в результате все его творческое наследие, на создание которого ушла вся его жизнь, вместилось в небольшую книжечку — «Стихи и проза», 1893. А он всю жизнь писал Книгу – свою самую главную, самую совершенную, которая должна была бы вместить в себя результаты его многолетних кропотливых трудов. «все в мире существует, дабы в конце концов воплотиться в книге» - таков был девиз Стефана Малларме. Книгу – мифическую, выстраданную, совершенную, ему так и не суждено было написать. Но вклад Малларме в развитие французской поэзии от этого отнюдь не меньше – он внедрил в лирику Франции свой слог, который не канул бесследно, но стал той основой, на которой смогли вырасти поэты будущего века. А его стремление к Идеалу-Абсолюту было подхвачено будущими поколениями.

Возможно, Вам также будет интересны:

Литература Франции - одна из сокровищниц мировой культуры. Она заслуживает того, чтобы ее читали во всех странах и во все века. Проблемы, которые поднимали в своих произведениях французские писатели, волновали людей всегда, и никогда не настанет время, когда они будут оставлять равнодушными читателя. Меняются эпохи, исторические антуражи, костюмы персонажей, но неизменными остаются страсти, суть отношений между мужчинами и женщинами, их счастье и страдания. Традицию семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого столетий продолжили современные французские писатели, литераторы XX века.

Общность русской и французской литературных школ

Что мы знаем о европейских мастерах слова относительно недавнего прошлого? Безусловно, многие страны внесли весомый вклад в общее культурное наследие. Замечательные книги писали и Британии, Германии, Австрии, Испании, но по количеству выдающихся произведений первейшие места занимают, безусловно, русские и французские писатели. Список их (и книг, и авторов) поистине огромен. Не мудрено, что издания многократны, читателей немало и сегодня, в век интернета, перечень экранизаций также впечатляет. В чем секрет этой популярности? И в России, и во Франции существуют давние гуманистические традиции. Во главу сюжета, как правило, ставится не историческое событие, каким бы выдающимся оно не было, а человек, с его страстями, достоинствами, недостатками и даже слабостями и пороками. Автор не берется осуждать своих персонажей, а предпочитает предоставлять читателю самому делать выводы о том, какую судьбу выбирать. Он даже жалеет тех из них, кто выбрал неправильный путь. Примеров много.

Как Флобер жалел свою мадам Бовари

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Монотонность провинциальной жизни была знакома ему с детства, да и в зрелые годы он редко покидал свой городок, лишь однажды совершив дальнее путешествие на Восток (Алжир, Тунис), и, конечно же, посещал Париж. Этот французский поэт и писатель сочинял стихи, которые многим критикам казались тогда (мнение такое есть и сегодня) слишком меланхолично-томными. В 1857 году он написал роман «Мадам Бовари», получивший в то время скандальную известность. История женщины, стремившейся вырваться из постылого круга обыденности и потому изменявшей мужу, тогда казалась не просто спорной, а даже неприличной.

Однако сюжет этот, увы, в жизни довольно частый, в исполнении великого мастера, далеко выходит за рамки обычного скабрезного анекдота. Флобер пытается, и с большим успехом, проникнуть в психологию своих персонажей, к которым он порой испытывает и злость, выраженную в беспощадной сатире, но чаще - жалость. Его героиня трагически умирает, презираемый и любящий муж, по всей видимости (это скорей угадывается, чем обозначается по тексту) знает обо всем, но искренне горюет, оплакивая неверную жену. И Флобер, и другие французские писатели XIX века довольно много произведений посвятили вопросам верности и любви.

Мопассан

С легкой руки многих литературных писателей его считают чуть ли не основоположником романтической эротики в литературе. Мнение такое основано на некоторых моментах в его произведениях, содержащих нескромные, по меркам XIX века, описания сцен интимного характера. С сегодняшних искусствоведческих позиций эти эпизоды выглядят вполне пристойно и, в общем-то, сюжетно оправданы. Более того, в романах, повестях и рассказах этого замечательного литератора совсем не это главное. Первое место по значимости опять же занимают отношения между людьми и такие личные качества, как порочность, умение любить, прощать и просто быть счастливым. Как и прочие известные французские писатели, Мопассан изучает душу человека и выявляет необходимые условия его свободы. Он терзается лицемерием «общественного мнения», создаваемого как раз теми, кто и сам отнюдь не безупречен, но всем навязывает свои представления о приличии.

К примеру, в рассказе «Золотарь» он описывает историю трогательной любви французского солдата к чернокожей жительнице колонии. Его счастье не состоялось, родные не поняли его чувства и убоялись возможного осуждения соседей.

Интересны афоризмы писателя о войне, которую он уподобляет крушению корабля, и которого следует избегать всем мировым лидерам с такой же осторожностью, как капитанам судов опасаться рифов. Наблюдательность Мопассан проявляет, противопоставляя низкую самооценку излишнему самодовольству, считая оба эти качества пагубными.

Золя

Не менее, а, пожалуй, куда более эпатировал читательскую публику французский писатель Эмиль Золя. Он охотно брал в основу сюжета жизнь куртизанок («Западня», «Нана»), обитателей социального дна («Чрево Парижа»), подробно описывал тяжелую жизнь углекопов («Жерминаль») и даже психологию маньяка-убийцы («Человек-зверь»). Необычна общая литературная форма, избранная автором.

Большинство своих произведений он объединил в двадцатитомное собрание, получившее общее название «Ругон-Маккара». При всем разнообразии сюжетов и выразительных форм, оно представляет собой нечто единое, что стоит воспринимать целиком. Впрочем, любой из романов Золя можно читать и по отдельности, от этого менее интересно не будет.

Жюль Верн, фантаст

Другой французский писатель, Жюль Верн, не нуждается в особом представлении, он стал основоположником жанра, получившего в дальнейшем определение «научно-фантастического». До чего только не додумался этот удивительный рассказчик, предвидевший появление атомных подводных крейсеров, торпед, лунных ракет и прочих современных атрибутов, ставших достоянием человечества лишь в двадцатом веке. Многие его фантазии сегодня могут показаться наивными, но читаются романы легко, и это их главное достоинство.

К тому же сюжеты современных голливудских блокбастеров про воскресших из небытия динозавров выглядят куда менее правдоподобно, чем история никогда не вымиравших на отдельно взятом латиноамериканском плато допотопных ящеров, найденных отважными путешественниками («Затерянный мир»). А уж роман про то, как Земля закричала от безжалостного укола гигантской иглой и вовсе выходит за жанровые рамки, воспринимаясь как пророческая притча.

Гюго

Не менее увлекателен в своих романах французский писатель Гюго. Его персонажи попадают в самые различные обстоятельства, проявляя себя яркие черты индивидуальности. Даже отрицательные герои (например, Жавер из «Отверженных» или Клод Фролло из «Собора Парижской Богоматери») обладают определенным обаянием.

Важна и историческая составляющая повествования, из которой читатель с легкостью и интересом узнает множество полезных фактов, в частности, об обстоятельствах Французской революции и бонапартизме во Франции. Жан Вольжан из «Отверженных» стал олицетворением простодушного благородства и честности.

Экзюпери

Современные французские писатели, а к таковым литературоведы относят всех литераторов «хеминуэевско-фицджеральдовской» эпохи, тоже много сделали для того, чтобы человечество стало мудрее и добрее. Двадцатый век не баловал европейцев мирными десятилетиями, и воспоминания о Большой войне 1914-1918 годов вскоре получили реминисценцию в виде очередной глобальной трагедии.

Не остался в стороне от борьбы честных людей всего мира с фашизмом и французский писатель Экзюпери - романтик, создатель незабываемого образа Маленького Принца и военный пилот. Посмертной популярности этого литератора в СССР пятидесятых и шестидесятых годов могли позавидовать многие эстрадные звезды, исполнявшие песни, в том числе посвященные его памяти и главному его герою. И сегодня мысли, высказанные мальчиком с другой планеты, все так же призывают к доброте и ответственности за свои поступки.

Дюма, сын и отец

Их вообще-то было двое, отец и сын, и оба замечательные французские писатели. Кому не знакомы знаменитые мушкетеры и их верный друг Д’Артаньян? Множество экранизаций прославили этих персонажей, но ни одна из них так и не смогла передать очарования литературного первоисточника. Судьба узника замка Иф никого не оставит равнодушным («Граф Монте-Кристо»), да и другие произведения очень интересны. Полезны они будут и для молодых людей, чье личностное становление только начинается, примеров истинного благородства в романах Дюма-отца много, хоть отбавляй.

Что касается сына, то он тоже не посрамил знаменитой фамилии. Романы «Доктор Серван», «Трое сильных мужчин» и другие произведения ярко высветили особенности и мещанские черты современного ему общества, а «Дама с камелиями» не только пользовалась заслуженным читательским успехом, но и вдохновила итальянского композитора Верди на написание оперы «Травиата», она легла в основу ее либретто.

Сименон

Детектив всегда будет одним из самых читаемых жанров. Читателю интересно в нем все - и кто совершил преступление, и мотивы, и улики, и непременное разоблачение виновных. Но детектив детективу рознь. Одним из лучших писателей современной эпохи, безусловно, является Жорж Сименон, создатель незабываемого образа комиссара парижской полиции Мегре. Сам по себе художественный прием довольно распространен в мировой литературе, образ детектива-интеллектуала с непременной особенностью облика и узнаваемой повадкой эксплуатировался неоднократно.

Мегре Сименона отличается от многих своих «коллег» опять же характерной для французской литературы добротой и душевностью. Он готов порой пойти навстречу оступившемуся человеку и даже (о, ужас!) нарушить отдельные формальные статьи закона, сохраняя ему все же верность в главном, не в букве, в его духе («И все-таки орешник зеленеет»).

Просто замечательный писатель.

Гра

Если отвлечься от прошедших веков и вновь мысленно вернуться в современность, то внимания заслуживает французский писатель Седрик Гра, большой друг нашей страны, посвятивший две книги русскому Дальнему Востоку и его жителям. Повидав многие экзотические регионы планеты, он заинтересовался Россией, прожил в ней много лет, выучил язык, что, несомненно, ему помогает познавать пресловутую «загадочную душу», о которой он уже заканчивает писать третью книгу на эту же тему. Здесь Гра нашел нечто, чего, по всей видимости, ему так не хватало на его благополучной и комфортной родине. Его привлекает некоторая «странность» (с точки зрения европейца) национального характера, стремление мужчин быть мужественными, их бесшабашность и открытость. Для российского читателя французский писатель Седрик Гра интересен именно этим «взглядом со стороны», постепенно становящийся все более нашим.

Сартр

Пожалуй, нет другого французского писателя, столь близкого русскому сердцу. Многое в его творчестве напоминает о другом великом деятеле литературы всех времен и народов - Федоре Михайловиче Достоевском. Первый роман Жана-Поля Сартра «Тошнота» (многие считают его лучшим) утверждал понятие свободы как категории внутренней, не подвластной внешним обстоятельствам, на которую человек обречен самим фактом своего рожденья.

Позиция автора подтверждалась не только его романами, эссе и пьесами, но и личным поведением, демонстрирующим полную независимость. Человек левых взглядов, он, тем не менее, критиковал политику СССР послевоенного периода, что не помешало ему в, свою очередь, отказаться от престижной Нобелевской премии, присужденной за якобы антисоветские публикации. Из тех же соображений он не принял орден Почетного легиона. Такой нонконформист заслуживает уважения и внимания, почитать его, безусловно, стоит.

Vive la France!

В статье не упомянуты многие другие выдающиеся французские писатели отнюдь не потому, что они в меньшей степени заслуживают любви и внимания. Рассказывать о них можно бесконечно, восторженно и увлеченно, но до тех пор, пока читатель сам не возьмет в руки книгу, не раскроет ее, он не попадает под обаяние чудесных строк, острых мыслей, юмора, сарказма, светлой грусти и доброты, излучаемых страницами. Бездарных народов нет, но есть, безусловно, выдающиеся, внесшие особый вклад в мировую сокровищницу культуры. Для тех, кто любит русскую литературу, особенно приятным и полезным будет приобщение и к произведениям французских авторов.