Прямая речь все варианты с примерами. Как правильно написать прямую речь и диалог в тексте? Союзы и союзные слова для передачи чужих слов

Пунктуационное оформление прямой речи по сути тема очень простая. В данном случае важно различать прямую речь, косвенную речь и слова автора. Именно от этого зависит верная расстановка знаков препинания. Так, собственно прямая речь всегда берется в кавычки, но возникают проблемы, когда она начинается не с начала предложения или прерывается словами автора или еще как-то усложняется ее структура. На все эти варианты усложнения существуют способ правильного пунктуационного оформления, которые удобнее всего обобщить в схемах.

  1. Прямая речь в начале и конце предложения. Проще всего, когда прямая речь ничем не прерывается, например так: «Я никогда не смогу это запомнить,» - сказала школьница в отчаянии. Прямая речь здесь является законченным предложением, поэтому берется в кавычки с обеих сторон (стоит обратить внимание, вопросительные и восклицательные знаки, многоточия также находятся внутри кавычек, ведь они являются частью этого предложения). После кавычек по правилу ставится тире, а запятая или знак конца предложения остаются внутри (именно в этом порядке), точнее говоря, в рукописном тексте кавычки находятся вверху строчки, поэтому невозможно строго отличить, внутри кавычек или за кавычками стоит запятая. Но смысл ее – заменить точку, если в конце предложения предполагается точка, поэтому при набирании печатного текста, когда знаки находятся на одном уровне, она никак не может оказаться после кавычек. Затем, после того, как поставлен знак в конце предложения (уточню еще раз: либо запятая, либо вопросительный, восклицательный знак, либо многоточие), а кавычки закрыты, с маленькой буквы пишутся слова автора. Если поменять эти части местами, то получится так: Школьница сказала в отчаянии: «Я никогда не смогу это запомнить!». Поменялось очень многое: слова автора теперь с большой буквы, ведь это начало предложения, после них и ПЕРЕД прямой речью необходимо двоеточие, а не запятая и тире. На схемах это выглядит так:

    «П.Р.,» - а.
    А: « П.Р.»


    Иными словами, от перестановки местами авторской или прямой речи зависят и знаки, хотя смысл ни капли не меняется.
  2. Слова автора внутри прямой речи. Немного сложнее становится, когда слова автора вклиниваются внутрь прямой речи, хотя принципы остаются теми же. Например, возьмем такое предложение: «Я никогда не смогу этого запомнить, - сказала школьница, - это слишком сложно!». В данном случае слова автора оказались в середине, поэтому они пишутся с маленькой буквы, с двух сторон у них оказались запятая и тире, а кавычки закрылись уже после окончания прямой речи, несмотря на то, что внутри слова автора. При этом вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы, ведь предложение не было закончено.

    «П.Р., - а, - п.р.»


  3. Прямая речь, «обрамленная» словами автора. Может быть и так, что слова автора «обрамляют» прямую речь: Школьница сказала: «Я никогда не смогу этого запомнить,» - и порвала черновик. В данном случае важно не перепутать тире и двоеточие, двоеточие ставится после слов автора и перед прямой речью, а тире, наоборот, перед словами автора.
  4. Знаки конца предложения. Очень важно помнить, что после прямой речи, которая теоретически оканчивается точкой, эта точка меняется на запятую, затем идет тире и т.д. НО! Если прямая речь заканчивается не точкой, а восклицательным, вопросительным знаком или многоточием, этот знак остается на своем месте, а запятую ставить не надо. Между прямой речью и словами автора будет только тире.
  5. Косвенная речь. Важно не путать прямую речь и косвенную, ведь косвенная отличается только формально, именно тем, что она не сопровождается всеми этими пунктуационными сложностями. Косвенная речь оформляется при помощи придаточного предложения, описательно передает содержание прямого высказывания субъекта и выглядит так: Школьница сказала, что она никогда не сможет этого запомнить… Здесь есть только запятая, обусловленная придаточным предложением.
В общем знаки при оформлении прямой речи регулируются очень простыми принципами: начало предложения с большой буквы, кавычки закрываются только когда прямая речь заканчивается, несмотря на авторские слова внутри, слова автора и прямая речь отделяются друг от друга знаками тире и т.д. Здесь почти ничего не требует отдельного изучения, разве что вопрос со знаками конца предложения, когда предполагаемая точка превращается в запятую, а другие возможные знаки остаются сами собой, но и запятую тогда ставить не нужно. В конце прямой речи не может быть и знака вопроса, и запятой, и потом еще тире. Либо знак конца предложения (кроме точки), либо запятая.

Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.

Приведём примеры:

  • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .

  • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

Семиклассники педагогической гимназии № 1505 г. Москвы для своих младших собратьев по учебе разработали и составили сборник упражнений (руководитель И.Л.СТАРИКОВА). Так занимаются проектной деятельностью – одним из видов исследовательской работы – в этой школе.
Осенью ребята 6–10-х классов выбирают тему проекта, а в зимнюю сессию защищают проект в качестве экзамена.

Составители сборника – ученики 7-го класса
Надежда ЗАВЬЯЛОВА,
Никита ФИЛАТОВ,
Иван ТРИФОНОВ,
Андрей ЮШИН,
Карен ЛАЛАЯН,
ГОУ гимназия № 1505,
г. Москва

Прямая речь

Семиклассники делают сборник упражнений

I. Языковое явление
(Что такое прямая речь?)

Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Она точно воспроизводит чужое высказывание и сопровождается авторскими словами.

«Ребята, давайте жить дружно!» – с улыбкой произнес кот Леопольд.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Стала щука упрашивать Емелю: «Не губи меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя за это богатым сделаю?».

II. Правописный аспект
(Пунктуация)

Для выделения прямой речи употребляются кавычки. Слова автора могут стоять перед, после и внутри прямой речи.

Схемы предложений с прямой речью

«П!» – а.

«Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

«П», – а.

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

«П?» – а.

«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

А: «П».

Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну».

А: «П?»

Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».

А: «П!»

Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!».

«П, – а, – п?»

«Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?»

«П! – а. – П!»

«Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!»

«П! – а. – П».

«Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет».

«П, – а. – П?»

«Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. - Вы дадите нам три корочки хлеба?»

«П? – а. – П!»

«Какой же он дурачок? – шептались люди. – Он хитрый, если заставил ведра идти!»

Условные обозначения.

– самое легкое задание
– задание средней тяжести
– самое трудное задание

Упражнение № 1


* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», – сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко», – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята. Когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья решили взяться за работу. И только трудолюбивый Наф-Наф, строя дом, считал, что его дом должен быть крепостью.

    (Семиклассники привели ключи ко всем связным текстам. В данной публикации их нет. – Ред .)

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.

Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь, и веки у детей начинают слипаться.
«Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру вернуться домой?» – спросил Оле Яльмара.
Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края.
«Завтра из этих кур сварят суп», – сказал Яльмар и проснулся в своей маленькой кроватке.
Оле-Лукойе сказал: «Эта мышка явилась пригласить тебя на свадьбу».
«А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?» – спросил мальчик.
«Какой чудесный запах! Весь коридор пахнет салом! Что может быть лучше?» – пропищала мышка.
«Что сегодня ты будешь рассказывать?» – спросил Яльмар.
Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и сказал: «Сегодня некогда!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

На улицах толпилось очень много людей. Все вокруг, показывая на карлика, кричали: «Какой длинный нос у этого безобразного карлика!».
Якоб очень хотел поглядеть на карлика, но надо было спешить к матери. Подкравшись, он положил руку ей на плечо и произнес: «Мама, ты на меня сердишься?».
«Что тебе нужно от меня, страшный карлик?» – испуганно закричала Ханна.
Якоб решил, что мать нездорова, и произнес: «Матушка, почему ты гонишь меня?».
Вокруг них уже толпилось много людей.
Обращаясь к окружающим, Ханна вымолвила: «Посмотрите на карлика! Он отпугивает всех покупателей своим страшным видом!».
Якоб побрел прочь с рынка. Он шел по улице и бубнил себе под нос: «Почему мать прогнала меня?».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2


* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!» – сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!».
3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево.
4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?».
5. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво», – ответила ведьма.
6. Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня веревкой!».
7. «Тащи меня, старая ведьма, обратно», – приказал солдат, выполнив задание.
8. Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?».
9. «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.
10. «Отвечай быстро, а не то отрублю тебе голову!» – закричал солдат.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» – говорил купец, приголубливая свою меньшую дочь.
2. «Умереть тебе смертью безвременною!» – завопил дикий голос.
3. Мохнатое чудовище заревело: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?».
4. Утром позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей все, что с ним приключилось, и спросил: «Хочешь ли ты избавить меня от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному?».
5. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», – сказала старшая дочь и наотрез отказалась ехать.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. Мама сказала Элли: «В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись».
2. «А все-таки без волшебников скучно. Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник», – ответила Элли.
3. «Ой, Тотошка, какой ты смешной!» – сказала Элли.
4. Старушка обратилась к Элли: «Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя?».
5. «Меня принес сюда ураган в этом домике», – робко ответила Элли.
6. «Никогда не слыхала такого названия», – сказала волшебница, поджав губы.
7. «Это правда, сударыня. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой», – смущенно ответила Элли.
8. Волшебница Виллина огорчилась: «Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 3

Какие глаголы мы употребим в предложении с прямой речью, если надо передать:

1) сильное волнение;
2) возмущение, негодование;
3) спокойное настроение;
4) радость;
5) просьбу;
6) задать вопрос?

Распределите глаголы по группам.

Попросил, сказал, возмутился, провозгласил, ужаснулся, сообщил, спросил, ответил, взмолился, возразил, воскликнул, закричал, поинтересовался, усмехнулся, заревел, подумал, переспросил, приказал, упрекнул, рассердился, услышал, произнес, успокаивал, выспрашивал, промолвил.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали.

«Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

сказал, подумал, взмолился, отвечал, закричал, поинтересовался, спросил, промолвил.

Испугался Осел и ______: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб». А потом ______: «Пойду-ка я в город Бремен и стану там уличным музыкантом». «Ах, Осел, пожалей меня!» – ______ собака. «Что ты такой невеселый?» – ______ Осел, заметив Кота. «Пойдем, Петушок, с нами в город Бремен», – ______ Осел. Радостно ______ Петух: «Огонек светится!». Заглянул Осел в окно и ______: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют». «Как бы нам этих разбойников из дома выгнать?» – ______ Петух.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

ответил, сказал, пропищал, закричал, переспросил, поинтересовался, спросил, рявкнул.

Кот отвесил королю почтительный поклон и ______: «Мой господин приказал преподнести вам этот скромный подарок». «Поблагодари своего господина», – ______ король. Кот бросился к карете и ______: «Помогите! Маркиз де Карабас тонет!». Король ______, выглянув из окна: «Чей это луг вы косите?». «Меня уверяли, что вы умеете превращаться в любого зверя», – ______ Кот. «Я сейчас же сделаюсь львом», – ______ великан. «А вы умеете превращаться в самых мелких животных?» – ______ Кот. «Вы считаете это совершенно невозможным?» – ______ великан.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Какая сегодня прекрасная мокрая погода подумала лягушка Утки кричали хлопая крыльями хорошо на юге Лягушка пришла в восторг и спросила а много ли там комаров и лягушек Целые тучи отвечала утка Возьмите меня с собой попросила лягушка Удивленная утка воскликнула а как мы тебя возьмем У тебя ведь нет крыльев Позвольте мне подумать пять минут взмолилась лягушка Утки лягушку несут кричали ребята Она не выдержала и закричала это я все придумала Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках поведала лягушка местным квакушкам Я пробуду у вас до весны проговорила лягушка-путешественница

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Жил на свете король который очень любил наряжаться Однажды в город прибыли двое обманщиков которые выдавали себя за ткачей Мы можем делать такую чудесную ткань которая становится невидимой для глупого человека уверяли они Король воскликнул вот это будет платье Он обрадовался что сможет отличить умных людей от глупых Приступайте к работе сказал король Все говорили мастера усердно работают а у самих на станках ничего нет Неужели я настолько глуп ведь я ткани не вижу подумал министр Ткач спросил как ваше мнение Чудесно восхитительно ответил министр

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Русалочка спасла принца Она захотела узнать больше о людях У своей мудрой бабушки Русалочка спросила чем отличаются люди от русалок У них есть душа Ты тоже обретешь душу если в тебя влюбится кто-нибудь из людей ответила бабушка Я должна быть похожа на людей решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме Знаю зачем ты пришла проговорила она Ты отделаешься от своего хвоста но взамен отдашь мне свой чудесный голос проговорила ведьма смеясь Хорошо ответила Русалочка Ведьма поставила котел на огонь чтобы сварить зелье

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Лисица, сидя под окном, пела: «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку». «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту. Говорит хитрая лиса: «Что же, Петя, ты такой гордый стал?». «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!» – закричал петушок. Выходя из дома, кот строго приказал: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису». – «Нет, лиса, больше не обманешь меня! Не выгляну в окошко», – подумал петушок. Подойдя к окну, хитрая лиса воскликнула: «Посмотри, Петя, сколько у меня всяких диковинок!»

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Доброе утро! My», – вздохнула корова за рекой. Ежик тихо проговорил: «Вот и звезда упала, и трава наклонилась влево, и от елки осталась одна верхушка, и теперь она плывет рядом с лошадью». «Где же теперь лошадь?» – подумал ежик. Он продолжал рассуждать: «Лошадь захлебнется в тумане, если ляжет спать?». «Я в реке из тумана», – сообразил ежик. Он решил: «Пускай эта река сама несет меня». «Вот так история», – подумал еж. Ежик проворчал: «Разве кто в это поверит?».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Что это за книжка, если в ней нет картинок?» – подумала Алиса. Кролик пробормотал себе под нос: «Как же я опаздываю!». «Едят ли кошки летучих мышей?» – засыпая, проговорила Алиса. Девочка строго сказала: «Сначала я должна убедиться, что здесь нигде не написано слово яд ». «Я заставляю долго ждать герцогиню», – довольно быстро проговорил кролик. Алиса продолжала разговаривать сама с собой: «Как странно все сегодня! А вот вчера все было обычно».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Образец:


«Плохо попасть в такую непогоду», – сказал старый поэт. «Я озяб и промок», – закричал ребенок.
«Меня зовут Амур», – ответил мальчик.
«Я умею стрелять из лука», – рассказал веселый мальчуган. «Мой лук совсем не испорчен», – воскликнул мальчик.
«Мальчики и девочки! Остерегайтесь этого Амура», – сказал поэт. «Этот мальчик – большой плут», – сказал добрый старик.
«Дети, не связывайтесь со скверным мальчишкой», – предупредил старик.
«Мой лук совсем высох, но ему ничего не сделалось», – сказал Амур.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Образец:

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Раньше марта месяца они не появятся на свет», – сказала удивленная девочка.
«Иди в лес да без цветов не возвращайся», – сказала сестра заплаканной девочке.
«Все равно где замерзать», – подумала бедняжка, сев на поваленное дерево.
Девочка показала старику пустую корзинку и сказала: «Нужно мне набрать в нее подснежников».
Бедняжка заплакала и сказала: «Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться».
Усмехнулся старик и говорит: «Торопись и быстрее собирай цветы».
Мачеха кричит дочке: «Надень рукавички и застегни шубку!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Образец:

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Мои цветочки совсем завяли», – сказала маленькая Ида.
«Цветы сегодня ночью были на балу», – сказал студент.
«Маленькие маргаритки и ландыши тоже пляшут», – рассказал он.
«Ты очень мила», – сказала большая крапива красной гвоздике. «Встань с постельки, Софи», – сказала маленькая Ида кукле.
«Я знаю, где будет бал ночью», – шепнула девочка тюльпанам и гиацинтам.
«Это глупые выдумки», – громко закричала восковая кукла Софи.
«Софи, ты плохая», – сказала маленькая Ида.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 8



Девочка вошла, сп_ткнулась о веревочку и упала. Б_шмачок с правой ноги слетел и отк_тился в сторону. Хитрая Бастинда схватила его и надела на свою ногу. «Отдайте башмачок! Как вам не стыдно!» – закричала Элли. «Попробуй отбери!» – кривляясь, отвечала старуха. Элли схв_тила ведро воды, подбежала к старухе и окатила ее водой (с)головы (до)ног. От нее пов_лил жар. Волшебница завиз(?)жала: «Что ты наделала? Ведь я сейчас растаю». «Мне очень жаль, сударыня. Но зачем вы украли башмачок?» – ответила Элли. Голос волшебницы прервался, она с ш_пением осела на пол. Элли с ужасом глядела на гибель Бастинды.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

Заплакала па_ч_рица и побежала рассказать мачехе о своей беде. Мачеха сердито сказала: «Ты ур_нила веретено, ты его и доставай!». «Без веретена не возвращайся!» – гневно крикнула она девушке. Очнувшись, она увидела, что лежит на зеленой лужайке. Яблоня попросила девушку: «Потряси меня! Мои яблочки давно поспели!». Девушка тр_сла яблоньку (до)(тех)(пор), пока не осталось ни одного яблочка. В окно избушки выглянула старуха и крикнула ей: «Если будешь хорошо работать, я тебя награжу». А через минуту добавила: «Работай отлично! Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет!». Хорошо ж_лось девушке у Метелицы. Та ее не ругала, а кормила всегда сытно и вкусно.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

На краю сундука сидел маленький человечек. «Это самый настоящий гном!» – догадался Нильс. Мать часто рассказывала о том, что гномы живут в лесу и все знают о кладах, которые зарыты в землю. Нильс соск_льзнул на пол и (с,з)дернул сачок с гвоздя. Гном взмолился: «Отпусти меня, я дам тебе за это золотую монетку. Она будет большая, как пуговица на твоей рубашке». Нильс подумал и сказал: «Это очень хорошо». Через несколько минут он решил, что попр_сил мало. «Я хочу, что(бы) ты учил за меня уроки!» – добавил Нильс и посмотрел на гнома в сетке сачка. Вдруг сачок выпал из рук, а мальчик отк_тился кубарем в угол. «Я теперь не больше воробья!» – воскликнул он, когда увидел себя в зеркале. Маленький Нильс решил: «Мне надо обязательно найти гнома».

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь. Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Под елкой лежали подарки. «Как много игрушек!» – воскликнула Мари. Девочка смущенно спросила: «Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек?» – «Он куплен для всех и будет аккуратно разгрызать твердые орехи», – ответил отец.
Мари положила в рот Щелкунчика орех. Скорлупа ореха треснула и упала, а у Мари осталось на ладони вкусное ядрышко. Она выбирала самые маленькие орехи, чтобы человечку не приходилось разевать рот слишком широко.
Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» – воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.
К детям подошел отец и сказал: «Я отдаю Щелкунчика на попечение Мари. Он нуждается в ее заботе». «Раненых никогда не оставляют в строю», – добавил он. Мари подвязала Щелкунчику пострадавшую челюсть красивой белой ленточкой, которую отколола от своего платья.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте. Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь.
Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Великому художнику и строителю Дедалу пришлось бежать из Афин. Критский царь Минос дал ему пристанище. Дедал знал, что царь никогда не отпустит его.
Однажды, сидя у моря, мастер подумал: «Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?». Он собрал перья больших птиц, искусно связал их и скрепил воском. Дедал сделал два крыла для себя и для своего сына Икара. Крылья прикреплялись к груди и рукам.
Дедал надел крылья сыну и сказал: «Спокойно взмахивай руками. Не спускайся слишком низко к волнам и не поднимайся очень высоко». Осторожно летел Дедал. Икар решил: «Поднимусь высоко-высоко, выше ласточек, выше жаворонка, к самому солнцу».
Под жаркими лучами растаял воск, распались перья. Икар стремительно падал и исчез в море. Дедал, опустившись на остров, сломал крылья и проклял искусство, погубившее сына. Люди запомнили эту легенду и вспоминали о ней, мечтая о покорении воздуха.

В работе над проектом были использованы следующие сказки и мифы:

1) «Три поросенка»;
2) «12 месяцев»;
3) «Лягушка-путешественница»;
4) «Аленький цветочек»;
5) «Бременские музыканты»;
6) «Кот, петух и лиса»;
7) «Дедал и Икар»;
8) «Волшебник Изумрудного города»;
9) «Ежик в тумане»;
10) «Приключения Алисы в стране чудес»;
11) «Волк и семеро козлят»:
12) «Гадкий утенок»;
13) «Дюймовочка»;
14) «По щучьему велению»;
15) «Приключения кота Леопольда»;
16) «Телефон»;
17) «Золушка»;
18) «Маша и медведь»;
19) «Приключения Буратино»;
20) «Царевна-лягушка»;
21) «Доктор Айболит»;
22) «Два жадных медвежонка»;
23) «Красная Шапочка»;
24) «Лиса и волк»;
25) «Мороз Иванович»;Ъ
26) «Сивка-Бурка»;
27) «Каменный цветок»;
28) «Незнайка и его друзья»;
29) «Волшебное кольцо»;
30) «Русалочка»;
31) «Новое платье короля»;
32) «Оле-Лукойе»;
33) «Карлик Нос»;
34) «Госпожа Метелица»;
35) «Скверный мальчишка»;
36) «Колобок»;
37) «Огниво»;
38) «Щелкунчик и мышиный король»;
39) «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
40) «Цветы маленькой Иды».

При работе над проектом была использована следующая литература:

Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

И.Э. Савко. Весь школьный курс русского языка. Минск, Современный литератор, 2002.

Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2004.

Д.Э. Розенталь. Пунктуация и управление в русском языке. М.: Книга, 1988.

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 2002.

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

    И ему сказал отец_
    _ Ты, Гаврило, молодец!_
    (Ершов)

    Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

    Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

    О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна_
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна_ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица_
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял!_
    (Ершов)

    Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

    Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

§ 47.1

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это» (Т.).

Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире:

…Никита, поклонясь в землю, сказал:

- Прости, батюшка (М.Г.).

§ 47.2

Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется внутренняя речь, невысказанные мысли: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М.Г.); «Что-то в ней есть жалкое всё-таки», - подумал я (Ч.).

§ 47.3

Кавычками выделяются передаваемые на письме звуки (например, эха): «Ау, где вы?» - громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо: «Передаём последние известия».

Для передачи на письме разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация - тире между репликами (см. § 51).

§ 47.4

В газетных текстах кавычки при прямой речи нередко опускают: Президент Франции сказал: Обмен мнениями был полезен; Почему же это происходит? - спрашивает газета.

§ 47.5

Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка - после них. На пример: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Л.); Лёжа на тюке и плана, он дёргал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Ч.); Закричали: «Двоих… Санитары… Гляди, гляди - ещё летит… Лезь под вагоны…» (А.Т.); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.).

§ 47.6

Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.

1) Двоеточие ставится, если авторские слова содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).

Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:

а) Он глянул с усмешкой:

- Ничего, до свадьбы заживёт.

б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:

- Кто такие?

в) Мать нахмурилась:

- Опять двойку получил?

г) Все ужаснулись:

- Неужели это правда?

д) Старик рассердился:

- Немедленно уходи отсюда!

е) Дети побежали навстречу матери: - М а м а!

ж) На этот раз он обозлился:

- Больше ни грамма не получите!

з) Выхватив полено, она стала колотить им по тазу:

- Подъём! Вставайте!

Ср.: В один из таких… дней прибежал Забродский: «Дмитрий Алексеевич, началось!..» (Эр.)

Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: «Этот дом наш общий» (Ч.); …А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!» (М.Г.); …А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи» (М.).

2) Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:

а) Никому не хотелось уходить.

- Расскажите ещё что-нибудь о своих путешествиях.

б) Мои слова его явно смутили.

- Значит, ты мне не доверяешь?

в) Другого выхода у него не было.

- Я принимаю ваши условия.

г) Брови матери нахмурились.

- Я не разрешаю этого делать.

д) Глаза маленького машиниста заблестели.

е) - Замечательная! Отремонтировано на славу!

Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила. «Что это у тебя?» (Ш.) Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:

Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.

- Запишите подробно мои замечания, - сказал он спокойным голосом.

§ 48. Прямая речь перед авторскими словами

Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире: слова автора начинаются со строчной буквы: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», - думал Павка (Н.О.); «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит (Н.); «Не шуми, тише иди, солдат!» - сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л.Т.); «Я хотел бы купить крестьян…» - сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Г.).

То же при оформлении прямой речи с абзаца:

- Лесть и трусость - самые дурные пороки, - громко промолвила Ася (Т.);

- Что ж, Наталья, про мужа не слыхать? - перебила кашулинская сноха, обращаясь к Наташке (Ш.);

- Скорей, скорей в город за лекарем! - кричал Владимир (П.);

- Спи, внучек, спи… - вздохнула старуха (Ч.).

Примечания:

1. После закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.): «Ничего не случилось» - так говорил ум; «Случилось» - так говорило сердце; «Нет ничего прекраснее этих снежных вершин» - так описывает эту местность один путешественник; «Будь внимателен и осторожен!» - вот что он сказал мне на прощание.

То же, если следует присоединительная конструкция: «Каждому овощу своё время» - эта народная мудрость передаётся из века в век.

- Скорей, загорелась школа! - И он побежал по домам будить людей.

§ 49. Авторские слова внутри прямой речи

§ 49.1

Если авторские слова стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX века): «Я командовать приехал, - заявил Чапаев, - а не с бумажками возиться» (Фурм.).

Примечания:

1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:

1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если при водится общеизвестная пословица, поговорка: Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.);

2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.);

3) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Умру, говорит, и слава Богу, говорит; не желаю, говорит, жить (Т.); Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);

4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми ): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике.

§ 49.2

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторонзапятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы: «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) - на месте разрыва не было бы никакого знака; «Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) - на месте разрыва стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, - сказал Максим Максимыч, - в такую метель через горы не переедешь» (Л.) - на месте разрыва стояло бы двоеточие.

§ 49.3

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире; прописной буквы: «Я ни с кем и ни с нем не связан, - напомнил он о себе. - Действительность мне враждебна» (М.Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, - покачал головой Воропаев. - Ну, разве мне дойти?» (Павл.)

§ 49.4

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; слова автора начинаются сострочной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Так вас зовут Павкой? - прервала молчание Тоня. - А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н.О.); «Вот он, край света! - воскликнул Мохов. - Здорово! Ни когда еще так далеко не ездил!» (Аж.)

§ 49.5

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, - начинается со строчной буквы), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, - начинается с прописной буквы): «Не надо… - сказал Вершинин, - не надо, парень!» (Вс.Ив.); «Обожди… - сказал Морозка угрюмо. - Давай письмо…» (Ф.) 6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части начинается с прописной буквы: «Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова спросил: - Старуха, отвечай!» (М.Г.); «Покорно благодарю, - отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: - Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).

§ 50. Прямая речь внутри авторских слов

а) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А.Т.) - запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь; …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Леск.) - запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь; Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (Куд.) - запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но; Приехав на дачу в большой компании… брат вдруг говорил: «Мишка, пойдём на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде (Сим.) - запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении;

б) …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» - и подозвала свою собачку Сюзетку (Л.Т.) - тире перед союзом и при однородных сказуемых; Тут уж он и совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы… да стою ли я…» - и заплакал вдруг (Дост.) - тире после многоточия, которым заканчивается прямая речь; На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (П.) - тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь; И только когда он шептал: «Мама! Мама!» - ему становилось как будто легче (Ч.) - тире после восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь; Не говорить же: «Эй, собака!» или «Эй, кошка!» - две реплики, разделенные неповторяющимся союзом или;

в) Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», - «Да, недурно», - отвечал он обыкновенно (Г.); Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», - «Ступай», - говорил он (Г.) - запятая и тире разделяют две реплики разных лиц, находящиеся внутри авторских слов.

Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Г.); Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников (Ф.); Он вспомнил пословицу «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» и отказался от первоначального плана; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, выражение, надпись и т. п., то перед ними ставится двоеточие: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные…» (П.); Мимо станции проносились скорые поезда с табличками на вагонах: «Москва - Владивосток»; Разберите предложение: «Сверкнула молния, и грянул гром».

§ 51. Знаки препинания при диалоге

§ 51.1

Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире:

- Значит, немец спокоен?

- Тишина.

- Ракеты?

- Да, но не очень часто (Каз.).

§ 51.2

Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» - «Около двух лет». - «На ком?» - «На Лариной». - «Татьяне?» - «Ты ей знаком?» - «Я им сосед» (П.).

§ 51.3

«Не видать?» - повторил барин. «Не видать», - вторично ответствовал слуга (Т.);

«Как же вы поживаете?» - спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», - ответил Старцев (Ч.);

«Разрешите идти в первую роту?» - сказал Масленников, старательно, более чем обычно, вытягиваясь перед Сабуровым. «Идите, - сказал Сабуров. - Я тоже скоро к вам приду» (Сим.).

§ 51.4

Если одна реплика разрывается другой, а затем следует продолжение первой реплики, то после первой ее части и перед началом второй ставится многоточие:

- Я просил…

- Ничего вы не просили.

- …хотя бы минуту внимания.

§ 51.5

Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками:

Купавина. Ах, это смешно наконец. Зачем юристом, когда ничего нет.

Лыняев. Как «ничего»?

Купавина. Так, ничего, чистая бумага (Остр.);

Силан. Пройдись малость, лучше тебе…

Курослепов. Да, «пройдись малость»! Всё твоё рассмотрение… (Остр.).

Ср.: «Если вы будете свободны, заходите ко мне». - «Как это „ будете свободны“ ? Ведь у меня каждая минута на учёте»; «Верьте, вы мне по-прежнему дороги». - «Ваше „ дороги “ совсем неуместно», - рассердилась она.

Если же повторяющиеся в последующей реплике слова нe воспринимаются как чужой текст, то кавычками они не выделяются:

Лыняев. Увы!

Мурзавецкий. Что «увы»? Что такое, милостивый государь, увы? (Остр.) - первое увы - повторение слова из чужого текста, второе - слово из своего текста.

§ 51.6

Особая форма построения диалога выражается в том, что в качестве самостоятельных реплик используются знаки препинания - главным образом вопросительный и восклицательный знаки:

а) - Я не буду отвечать.

- А что вам даст это?

- Ничего не даст. Всё узнаем.

б) - Ты спятил, - сказал Прошкин, увидев у меня второе авторское свидетельство на изобретение.

Такое своеобразное их употребление объясняется тем, что «значение восклицательного и вопросительного знаков настолько определенно и общепринято, что оказывается возможным с помощью этих знаков выразить удивление, сомнение, возмущение и т. п. …даже без слов» (ср. § 2, п. 6 и § 3, п. 7).

§ 52. Абзацы при прямой речи

§ 52.1

Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. Поддержал его Костылин, - выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеётся.

Взял Жилин шест и говорит:

- Снеси на место, Дина, а то хватятся, - прибьют тебя (Л.Т.).

Но если предложение, вводящее прямую речь, начинается присоединительным союзом и, но и т. п., то оно в отдельный абзац не выделяется:

Поговорили они ещё и что-то спорить стали. И спросил Пахом, о чём спорят. И сказал переводчик:

- Говорят одни, что надо об земле старшину спросить, а без него нельзя. А другие говорят, и без него можно (Л.Т.).

§ 52.2

- Ну, я очень рада, - сказала жена, - так теперь ты, смотри ж, принимай аккуратно лекарство. Дай рецепт, я пошлю Герасима в аптеку. - И она пошла одеваться.

Он не переводил дыхания, пока она была в комнате, и тяжело вздохнул, когда она вышла (Л.Т.).

- Когда? - воскликнули многие. И между тем глаза их недоверчиво устремлены были на горбача, который, с минуту помолчав, встал, оседлал свою лошадь, надел рог, - и выехал со двора (Л.).

§ 52.3

- Я уверен, - продолжал я, - что княжна в тебя уж влюблена. Он покраснел до ушей и надулся (Л.).

§ 52.4

Если между двумя репликами одного и того же говорящего лица находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно не выделяются:

- Формула эта может иметь и другой вид, - пояснил профессор. Он неторопливо подошёл к доске, взял мел и написал что-то новое для нас.

- Вот это и есть другой вариант, - сказал он.

В стихотворных текстах также различаются случаи, когда прямая речь, прерванная авторскими словами (ремаркой), является продолжением предыдущей или когда между двумя репликами того же лица описывается его действие: в первом случае тире ставится справа, в конце строки, во втором - слева, в начале строки (как бы абзац): Ты много требуешь, Эмилия! - (Молчание.) Кто бы мог подумать, что такой глупец, Такой бесчувственный… нудна природа!.. (Л.) Подлец, и я вас здесь отмечу, Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу.

(Бросает ему карты в лицо. Князь так поражён, что не знает, что делать.) - Теперь мы квиты (Л.).

В стихах после прямой речи, кончающейся перед пробелом, тире не ставится.

§ 52.5

Если в прямой речи приводится диалог, происходивший ранее, его можно оформить или в виде абзацев, или в подбор, но пунктуация меняется в зависимости от того, перебивает ли слушатель рассказчика или нет. Если перебивает, то разговор, происходивший ранее, дается с абзацев и в кавычках, чтобы не смешивались фразы рассказчика и слушателя с диалогом, приводимым рассказчиком. Например:

-

«Придётся на некоторое время задержаться». «Почему? Что-нибудь случилось?»

-

- Сейчас скажу.

Другой вариант: слова происходившего ранее диалога даются в подбор к словам и говорит, между фразами, заключенными в кавычки, ставится тире:

…Путешественник начал свой рассказ:

- Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит: «Придётся на некоторые время задержаться». - «Почему? Что-нибудь случилось?»

- А действительно что-нибудь случилось? - не выдержал один из слушавших путешественника.

- Сейчас скажу.

Если слушатель не перебивает рассказчика, то диалог, приводимый в рассказе, можно оформить тоже двояким способом: или посредством тире с абзацев, или в подбор, причем в этом случае реплики заключаются в кавычки и разделяются знаком тире. Ср.:

а) …Путешественник начал свой рассказ:

- Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

- Придётся на некоторое время задержаться.

- Почему? Что-нибудь случилось?

- В горах произошёл обвал.

- Имеются какие-нибудь неприятные последствия?

- Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы.

б) …Путешественник начал свой рассказ:

Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне провод ник и говорит: «Придётся на некоторое время задержаться». - «Почему? Что-нибудь случилось?» - «В горах произошёл обвал». - «Имеются какие-нибудь неприятные последствия?» - «Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы».

Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

Если диалог, приводимый в реплике, сопровождается авторскими словами, то он дается в подбор и выделяется кавычками:

Бальзаминов. …Они смотрят да улыбаются, а я из себя влюблённого представляю. Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем (я ещё его не знал тогда), он и говорит: «За кем вы здесь волочитесь?» Я говорю: «Я за старшей». А и сказал так наобум… (Остр.)

§ 52.6

Если прямая речь, передающая невысказанные мысли, дается после авторских слов, то она не выделяется с абзаца:

Всё шло спокойно. Неожиданно он спохватился и подумал: « А нет ли здесь какого-нибудь подвоха? »

а) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь, - подумал он, - какого-нибудь подвоха?»

б) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?» - подумал он.

§ 52.7

Если передается длинный рассказ со многими абзацами, то тире ставится только перед первым абзацем (ни перед промежуточными абзацами, ни перед последним тире не ставится):

- Работа нашей экспедиции проходила так, - начал свой рассказ учёный-геолог. - Был разработан подробный план, намечены маршруты.. [Продолжает рассказ.]

Таковы предварительные результаты экспедиции.

§ 53. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах

§ 53.1

Прозаический текст в пьесах дается в подбор к имени действующего лица (последнее выделяется шрифтом); после имени действующего лица ставится точка:

Анна Павловна. А Виктор Михайлович где? Лиза. Уехал. (Л.Т.)

§ 53.2

В стихотворных текстах после имени действующего лица, данного отдельной строкой и выключенного посередине, точка не ставится:

Нина

Смерть, смерть! Он прав - в груди огонь - весь ад.

Арбенин

Да, я тебе на бале подал яд. (Л.)

§ 53.3

Действие первое

Театр представляет переднюю богатого дома в Москве. Три двери: наружная, в кабинет Леонида Фёдоровича и в комнату Василия Леонидыча.

Лестница наверх, во внутренние покои; сзади неё проход в буфет. (Л.Т.)

§ 53.4

В ремарках, помещенных рядом с именем действующего лица и выделенных иным шрифтом (обычно кур сивом) в скобках, после скобки ставится точка:

Манефа (Глумову). Убегай от суеты, убегай.

Глумов (с постным видом и со вздохами). Убегаю, убегаю. (Остр.)

§ 53.5

Ремарки в тексте, относящиеся к данному лицу, если после ремарки следует новая фраза того же лица или если ремаркой заканчивается реплика, начинают прописной буквой, выделяют курсивом в скобках, с точкой внутри скобки:

а) Е п и х о д о в. Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.) Вот… (Как бы торжествуя.) Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим… (Ч.)

б) А н ф и с а (увидав Лыняева). Ах, вы уж… уж сами. (Идёт в сад.) (Остр.)

Если же ремарка находится в середине фразы действующего лица, она начинается со строчной буквы и выделяется курсивом в скобках, без точки:

Н и к и т а. А теперь я пойду (оглядывается кругом) налево.

§ 53.6

В стихотворных текстах ремарки, относящиеся к данному лицу, если примыкают к имени действующего лица, даются курсивом в скобках без точки; если же идут в середине (или по окончании текста) реплики действующего лица, то выделяются в отдельную строку и даются курсивом в скобках с точкой:

А р б е н и н (прислушивается)

Лжёшь! Он тут

(показывает на кабинет)

И, верно, сладко спит: прислушайся,

как дышит.

(В сторону.)

Но скоро перестанет.

С л у г а (в сторону)

Он всё слышит… (Л.)

§ 53.7

Ремарка, относящаяся к другому действующему лицу, набирается обычно более мелким шрифтом и выключается в красную строку, без скобок:

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Где тебе! Сиди уж…

Фирс входит; он принёс пальто. (Ч.)

§ 53.8

Если в середине реплики одного лица встречается ремарка, относящаяся к другому лицу, или ремарка общего характера (например, Темнеет или Раздаются песни ), то ремарка выключается, как обычно, в красную строку, без скобок, а продолжение речи ранее говорившего лица (перед ремаркой) приводится с новой строки без абзаца, причем имя действующего лица не повторяется:

С е р г е й П е т р о в и ч. Пойдёмте со мною в дом.

На кухне раздаётся стук посуды.

Вот и ужин нам приготовлен.

Имя действующего лица повторяют в тех случаях, когда при нем имеется относящаяся к нему ремарка:

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Вам понадобились великаны… Они только в сказках хороши, а так они пугают.

В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.

Л ю б о в ь А н д р е е в н а (задумчиво). Епиходов идёт. (Ч.)

§ 53.9

Если стихотворная строка дробится на части (в одной строке дается речь нескольких действующих лиц), то оформляется эта строка «лесенкой», т. е. начало текста реплики второго действующего лица будет на том уровне, где кончился текст реплики ранее говорившего:

1-й п о н т е р

Иван Ильич, позвольте мне поставить.

Б а н к о м е т

Извольте.

1-й п о н т е р

Сто рублей.

Б а н к о м е т

2-й п о н т е р

Ну, в добрый путь. (Л.)