Какие рыцарские ордена существовали в средние века. Духовно-рыцарские ордена – кратко

5 238

В XI - XIII вв. католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и «гроба господня», который, по преданию, находился в Иерусалиме. Истинная же цель походов заключалась в захвате земель и грабеже восточных стран, о богатстве которых много тогда говорилось в Европе.

В армиях крестоносцев с благословения папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи. С этого времени он беспрекословно повиновался главе ордена гроссмейстеру, или великому магистру.

Ордена подчинялись непосредственно папе, а не правителям, на землях которых располагались их владения. Захватив огромные территории на Востоке, ордена развернули на «святой земле» широкую деятельность.

Рыцари закрепощали крестьян, как местных, так и пришедших с ними из Европы. Грабя города и села, занимаясь ростовщичеством, эксплуатируя местное население, ордена скапливали огромные богатства. На награбленное золото покупались большие имения в Европе. Постепенно ордена превращались в богатейшие корпорации.

Первым был основан в 1119 г. орден тамплиеров (храмовников) . Первоначально он находился недалеко от того места, где, по преданию, стоял Иерусалимский храм. Вскоре он стал самым богатым.

Отправляясь в крестовый поход, крупные феодалы и рыцари нередко закладывали под ссуду свои земли и другое имущество в европейских конторах ордена. Боясь ограбления в пути, они брали лишь расписку, с тем чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим. Так тамплиеры становились не только ростовщиками, но и организаторами банковского дела. И оно принесло им огромные богатства: ведь многие крестоносцы погибали в пути, не успев добраться до Иерусалима…

Вторым был орден госпитальеров-иоаннитов. Свое название он получил от госпиталя святого Иоанна, помогавшего больным пилигримам. В конце XXI в. образовался третий орден Тевтонский. Позже он переселился на берега Балтийского моря, где в 1237 г. объединился с орденом меченосцев. Объединенный орден меченосцев зверски истреблял и грабил местные племена литовские, латышские, эстонские. Пытался захватить русские земли в XIII в., но князь Александр Невский разгромил рыцарское войско на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г.

В XI - XII вв. в Испании возникли три ордена. Они были созданы рыцарями в связи с реконкистой - борьбой, направленной к изгнанию арабов из Испании.

В XIV - XV вв. европейские короли, создавая централизованные государства, подчинили себе и духовно-рыцарские ордена. Так, Французский король Филипп IV Красивый жестоко расправился с самым богатым из них - орденом тамплиеров. В 1307 г. тамплиеров обвинили в ереси. Многих из них сожгли на кострах, имущество ордена конфисковали, пополнив им королевскую казну. Но отдельные ордена сохранились до наших дней. Например, в Риме до сих пор существует орден иоаннитов - это реакционное клерикальное (церковное) учреждение.

ДЕТСКИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Летом 1212 г. по дорогам Франции и Греции двигались небольшими группами и целыми толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в простых холщевых рубахах поверх коротких штанов, почти все босиком и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, четного и зеленого цвета. Это были юные крестоносцы. Над процессиями веяли пестрые флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других - богородицы с младенцем. Звонкими голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославляющие бога. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?

Впервые в самом начале XI в. призвал Западную Европу к крестовым походам римский папа Урбан II. Это произошло поздней осенью 1095 г., вскоре после того, как городе Клермоне (во Франции) закончился сбор (съезд) церковников. Папа обратился к толпам рыцарей, крестьян, горожан. монахов, собравшихся на равнине близ города, с призывом начать священную войну против мусульман. На призыв папы откликнулись десятки тысяч рыцарей и деревенских бедняков из Франции, а позже и из некоторых других стран Западной Европы.

Все они в 1096 г. отправились в Палестину воевать против турок-сельжуков, которые незадолго до этого захватили город Иерусалим, считавшийся у христиан священным. По преданиям, там якобы находился гроб Иисуса Христа, мифического основателя христианской религии. Освобождение этой святыни и служило предлогом для крестовых походов. Крестоносцы прикрепляли к своим одеждам кресты из материи в знак того, что они идут на войну с религиозной целью - изгнать иноверцев (мусульман) из Иерусалима и других священных для христиан мест в Палестине.

В действительности цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора, по обычаю, мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы) , побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Этим и воспользовались римские папы, бросив клич «На Восток! «. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Первое время в крестовых походах участвовала и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от притеснения феодалов, неурожаев и голода. Темные, задавленные нуждой земледельцы, большей частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бедствия, которые они испытывают, ниспосылаются на них богом за какие-то неведомые грехи. Священники и монахи уверяли, что если крестоносцам удастся отвоевать у мусульман «гроб господень», то всемогущий бог сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь обещала крестоносцам прощение грехов, а в случае гибели - верное местечко в раю.

Уже во время первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков, и лишь немногие из них добрались вместе с сильными рыцарскими ополчениями до Иерусалима. Когда в 1099 г. крестоносцы захватили этот город и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все богатства достались только крупным феодалам и рыцарству. Прибрав к рукам плодородные земли и цветущие торговые города «Святой земли», как европейцы называли тогда Палестину, «христовы воины» основали свои государства.

Пришлые крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальнейшем все меньше крестьян участвовало в крестовых походах.

В XII в. рыцарям пришлось много раз снаряжаться на войну под знаком креста, чтобы удержать захваченные территории.

Однако все эти крестовые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его, показав, чего стоили все пышные фразы о спасении «гроба господня». Через восемь лет после этого позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы так рассказывают о них. В мае 1212 г. в аббатство святого Дионисия, в Париже, пришел неведомо откуда двенадцатилетний мальчик-пастух Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить поход детей против «неверных» в «Святую землю». Потом этот мальчуган пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи толпам людей, призывая своих сверстников собираться в путь ко «гробу господню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы - дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники. Сколько они ни воюют за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный господь не желает даровать грешникам победу над неверными. Милость бога могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся освободить Иерусалим из-под власти Султана. По велению божьему Средиземное море расступится перед ними, и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных «святой гроб».

«Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников», - заявил пастушок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. «Вот письмо, - утверждал Этьен, - которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа». Тут же, прямо на виду у многочисленных слушателей, рассказывают хроники (летописи) , Этьен совершал различные «чудеса»: он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от недугов одним прикосновением рук.

Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев.

Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детворы. Между тем причины были те же, которые в свое время побудили бедняков крестьян первыми двинуться на Восток. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже было опорочено грабительскими «подвигами» и крупными неудачами рыцарей и шло на убыль, все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим. Эту веру усиленно поддерживали служители церкви. Священники и монахи стремились погасить усиливавшееся недовольство крепостных против господ с помощью «богоугодного дела» - крестовых походов.

За юродивым (психически больным) пастушком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заранее подготовленные «чудеса». Крестоносная «лихорадка» охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во Франции, а затем и в Германии. Судьба юных крестоносцев оказалась очень плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей.

Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход. Напротив, он заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».

К детям в пути примкнуло нимало взрослых - крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и прочего преступного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей продукты и деньги, которые им подавали окрестные жители. Толпа крестоносцев, подобно катящейся лавине, увеличивалась в пути.

Наконец, они достигли Марселя. Здесь все тотчас бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось. Зато нашлись два жадных торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Св. Перта, суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бесчеловечные судовладельцы продали детей в рабство.

В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний мальчик по имени Николай, наученный своим отцом говорить то же самое, что Этьен. Толпы юных немецких крестоносцев из Кельна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две трети детей погибло; остальные полуживые добрались до итальянского города Генуи. Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой. Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку лишь на время, пока они достигнут совершеннолетия.

Страшную страницу истории - детские крестовые походы некоторые ученые склонны считать вымыслом. На самом деле детские крестовые походы - были, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие свои хроники независимо друг от друга. Крестовые походы детей явились результатом бедствий трудового люда и пагубного влияния религиозного фанатизма, который всячески раздували в народе католические церковники. Они-то и были главными виновниками массовой гибели юных крестоносцев.

С 1100 по 1300 г. в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров, орден госпитальеров и Тевтонский орден.

Тамплиеры. Официально этот орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (от франц. temple – «храм»). Самих же рыцарей называли храмовниками. Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе. А в 1128 г. церковный собор в Труа (Шампань) официально признал орден.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жесткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему». Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашен де Пейнс) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену свое состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского и английского королей, знатных сеньоров. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. – и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их.

Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки.

Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках.

Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых – это была одна из обязанностей ордена.

В XI в. тамплиерам как «храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована крепость Газа в Святой земле. Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д’Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра, но и славу ордена как непобедимого воинства. Тамплиеры перебрались из Палестины сначала на Кипр, а затем окончательно в Европу. Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей.

В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков – катаров и альбигойцев, тамплиеры, опора Католической Церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне.

В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущенный их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений. На что Великий магистр ответил: «Пока Вы творите справедливость, Вы будете править. Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королем». И это была не простая угроза. Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену.

В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было необходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось.

Филипп пошел на хитрость. Он попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твердо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками – госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался.

Потом в 1307 г. Филипп Красивый приказал арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующие сохранение тайны его деяний.)

Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всем, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Перед смертью Великий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдет и года, как я призову вас на суд Божий!». Проклятие сбылось. Папа умер через две недели, а король – осенью. Скорее всего, их отравили храмовники, искусные в изготовлении ядов.

Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров по всей Европе, былое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров – белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

Госпитальеры. Официальное название – «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского» (от лат. gospitalis – «гость»; первоначально слово «госпиталь» означало «странноприимный дом»). В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена.

Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал белый восьмиконечный крест. Первоначально он находился на левом плече черной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашен Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было символизировать отказ рыцарей от богатства.

Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становятся война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе.

В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре. Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повел иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопротивлялось. Однако через два года рыцари окончательно укрепились на острове и создали там сильные оборонительные сооружения. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь – Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. Рыцари ожидали нападения на остров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари выстояли и отбили нападение. Иоанниты просто «мозолили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан их своих владений. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией.

У иоаннитов почти не было земель в Европе. И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы, которую они столь долго обороняли. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 60-х гг. XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своем распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии отборных янычар. Осада длилась четыре месяца: рыцари потеряли 240 кавалеров и 5 тыс. солдат, однако отбились.

В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям.

После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры. Наконец, в 1871 г. Великим магистром был провозглашен Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче.

Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное происхождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден – рыцари по праву рождения (cavalieri di giustizzia) и по призванию (cavalieri di grazzia). В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказательств благородного происхождения. Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались монархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины.

Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения. Великий магистр был почти что суверенным государем острова Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» — меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иерусалимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом Святого Иоанна Иерусалимского».

Рыцари имели определенные обязанности перед орденом – они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности пять лет в конвенте (общежитии, точнее – казарме рыцарей) на острове Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет – эта обязанность называлась «караван».

К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остается и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме.

Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался Крестом Святого Иоанна Иерусалимского.

Тевтонцы (Тевтонский, или Немецкий, орден. «Орден дома святой Марии Тевтонской»). В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь («странноприимный дом») немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Первоначально тевтонцы занимали подчиненное положение по отношению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашен Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов.

Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков» (национальностей), Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей.

Символами ордена были белый плащ и простой черный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Палестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» — огнем и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за Гроб Господень другим. Земли, которые завоевывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена. В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили страны Прибалтики, в начале XIII в. основав Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли.

Существовал еще один немецкий орден – Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена – шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г. та же участь постигла и тевтонцев – погибли около 500 рыцарей, а 50 были взяты в плен. План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах. Тевтонские Великие магистры постоянно опасались объединения Руси и любыми способами пытались помешать этому. Однако на их пути стал мощный и опасный враг – Польско-Литовское государство. В 1409 г. между ним и Тевтонским орденом вспыхнула война. Объединенные силы в 1410 г. в битве при Грюнвальде разбили тевтонских рыцарей. Но на этом несчастья ордена не закончились. Великий магистр ордена, как и у мальтийцев, являлся суверенным государем. В 1511 г. им стал Альберт Гогенцоллерн, который, будучи «добрым католиком», не поддержал Реформацию, борющуюся против Католической Церкви. А в 1525 г. он провозгласил себя светским государем Пруссии и Бранденбурга и лишил орден как владений, так и привилегий. После такого удара тевтонцы уже не оправились, и орден продолжал влачить жалкое существование.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию. Они использовали и символику тевтонцев. Вспомните, железный крест (черный крест на белом фоне) – важная награда «Третьего рейха». Однако самих членов ордена преследовали, видимо, как не оправдавших доверия.

Тевтонский орден формально существует в Германии и по сей день.

Cписок литературы:

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

Сам по себе феномен духовно-рыцарских орденов или военно-монашеских союзов тесно связан с крестовыми походами. К первым подобным организациям можно отнести крестоносцев первого похода 1096 года. Тогда по велению папы римского Урбана II феодалы и простой народ отправились на помощь восточным христианам в Анатолии и для освобождения Святой земли и Иерусалима от мусульман. Крестоносцы давали три главных монашеских обета: целомудрие, бедность и смирение. Все участники похода наносили на свою одежду красный крест, как символ причастности к священной миссии. Эти походы стали отличным шансом для младших детей феодалов улучшить свое материальное положение. Благодаря пожалованным землям, а также выгодным торговым сделкам стали возникать рыцарские ордена, члены которых как монахи находились под властью данных им обетов, но, в то же время, были профессиональными воинами.

Далее будут перечислены 10 самых крупных духовно-рыцарских орденов. О каких-то из них вы, возможно, знаете, о каких-то услышите впервые. Часть из них не пережила Средневековье, а некоторые существуют и по сей день в виде светских организаций.

Военный и Госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского. Орден Святого Лазаря был, возможно, первым духовно-рыцарским орденом, который основали крестоносцы. Однако если его первенство еще возможно оспорить, то вот его уникальность находится вне всяких сомнений. Дело в том, что этот появившийся в Палестине в 1098 году орден находился при больнице для больных проказой, а его рыцари набирались из числа тех феодалов, которых поразил этот страшный недуг. Возможно, быстрая смерть от кривого клинка неверного им казалась милосерднее медленного разложения в результате болезни. Так, три сотни монахов-воинов смогли обратить в бегство элитную гвардию Салах ад-Дина во время битвы при Монжизаре в 1177 году. В 1191 году рыцари-лазариты участвовали во взятии Акры, в 1227 году они выступили в крестовый поход на стороне германского императора совместно с тевтонцами, где так же отличились своей храбростью и стойкостью. Однако, в 1291 году во время защиты Аккона почти весь личный состав ордена, включая магистра, был уничтожен. После изгнания крестоносцев из Палестины выжившие члены ордена передислоцировались во Францию. Там они возродили организацию, но с тех пор они занимались преимущественно госпитальными делами. Орден Святого Лазаря существует и по сей день. Конечно, это уже не орден прокаженных рыцарей, а светская благотворительная организация, но свою первоначальную миссию по оказанию помощи всем нуждающимся они продолжают выполнять.

Интересный факт: Многие наверняка слышали о короле Иерусалима Балдуине IV, прокаженном короле, который 11 лет правил страной и сражался с Салах ад-Дином. Этот персонаж стал героем многих книг и нескольких кинофильмов, однако при этом мало кто знает, что его личными телохранителями были назначены рыцари из ордена Святого Лазаря. Они страдали тем же недугом, что и сам король, а поэтому могли свободно находиться рядом с ним.

Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный орден Святого Иоанна. Этот орден более известен широкой публике как орден Госпитальеров или орден Мальтийского Креста. Военно-монашеской эта организация стала в 1099 году, после того как крестоносцы взяли Иерусалим. Рыцари-иоанниты взяли на себя обязанность по охране паломников, а также защите святых мест от посягательств неверных. Эта организация прославилась на всю Европу как орден, в чьих рядах находятся лишь самые доблестные и профессиональные бойцы. После того, как крестоносцам пришлось уйти из Палестины, орден обосновался на Кипре, где создал собственный флот, при помощи которого в 1309 году захватил остров Родос. Однако в 1522 году турки, решившие вернуть свое, вынудили иоаннитов покинуть насиженное место. Больше семи лет этот орден скитался по Европе в поисках нового дома, пока король Испании и Сицилии Карл V не отдал им в постоянное феодальное владение Мальту, Гоцо и порт Триполи в Северной Африке. За эту услугу он потребовал с рыцарей раз в год, в день всех святых, выплачивать ему символическую дань в виде одного мальтийского сокола. Спустя 35 лет после обретения нового дома госпитальерам пришлось вновь сражаться за него с Османской империей, которая настойчиво не хотела видеть монахов-воинов вблизи своих границ. Для этих целей Сулейман I направил на Мальту 40000 солдат, однако 700 рыцарей и 8000 солдат ордена смогли отстоять Мальту и править там до 1798 года. Орден существует и в наше время. Его члены занимаются благотворительностью и оказанием гуманитарной помощи нуждающимся.

Интересный факт: В 1798 году крепость госпитальеров на Мальте была захвачена Наполеоном в ходе его Египетской компании, причем сделано это было без единого выстрела. Наполеон попросил разрешения у магистра ордена войти в бухту Валлетты для пополнения запасов, но, получив его, приказал рыцарям сдать Мальту. Верховный магистр ордена Фердинанд фон Хомпеш цу Болейм был вынужден повиноваться – причиной стал устав иоаннитов, который строжайшим образом запрещал рыцарям проливать христианскую кровь.

Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона . О рыцарях это ордена не знает, наверное, только ленивый – о тамплиерах написано неимоверное множество книг и снято такое же количество фильмов, как и об их связях с масонами и иллюминатами. На самом деле история храмовников куда более прозаична. Созданная в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном на территории Святой земли, эта организация быстро стала самым богатым и влиятельным орденом. В период с XII по XIII век храмовники обзавелись обширными владениями на территории Палестины, Сирии и государств Европы. Папский престол холил и лелеял тамплиеров, предоставляя этому ордену всевозможные льготы и привилегии. Храмовники, в свою очередь, честно выполняли свою работу по защите паломников и государств, созданных крестоносцами. После изгнания «воинов Христа» из Палестины рыцарям Храма Соломона пришлось перебраться в Европу и заняться там финансовой деятельностью, с чем они справились не хуже, чем с войной – к концу XIII века у них в должниках ходили монархи и крупные деятели католической церкви. К сожалению, эта категория людей не любила возвращать долги, поэтому должникам было проще организовать заговор и обвинить тамплиеров в ереси. Рыцарей ордена вместе с магистром Жаком де Молье пытали, а затем казнили. Карманный папа французского короля Филиппа IV Климент V упразднил орден, все его имущество было разграблено монархами, служителями церкви и частными лицами. Часть выживших тамплиеров смогла скрыться в регионах, на которые не распространялась папская булла. Современные конспирологи считают, что выжившие рыцари возродили орден в виде тайного общества по управлению миром, но доказательная база подобных утверждений довольно сомнительна.

«Non Nobis Domine Non Nobis Sed Nomini Tuo Da Gloriam» - «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу»
(http://claudiomartinotti.blogspot.ru)

Интересный факт: Согласно сведениям одного из современников короля Филиппа IV , о святотатстве тамплиеров французскому монарху рассказал некий заключенный из бывших членов ордена. Он якобы поведал, что храмовники практикуют спиритизм и идолопоклонничество – так, в качестве обряда посвящения неофиты должны плюнуть на крест, публично отречься от догматов христианства и предаться массовой оргии. Правда это или нет, сейчас довольно сложно установить, однако, согласно заверениям того же источника, заключенный, поведавший эту историю, получил свободу и щедрое вознаграждение.

Орден Святого Беннета Ависского. Португалия с момента своего появления всегда нуждалась в профессиональных воинах, чья верность, как и пожизненная обязанность по борьбе с неверными, была бы подкреплена определенными обетами. Благодаря этому, сразу же после образования Португалии как королевства (1128 год) на ее территории были радушно приняты тамплиеры. Однако храмовники, хотя и были связаны определенными клятвами, все же имели иностранное происхождение, поэтому в 1146 году, после того как испанские крестоносцы выбили мавров из города Эвора, для его защиты был создан духовно-рыцарский орден Святого Беннета Ависского. Орден принял активное участие в Португальской части реконкисты, а после ее завершения в 1385 году, великий магистр ордена Жуан I стал королем Португалии. Теперь ему ничего не стоило организовать успешную колонизацию побережья Африки под эгидой нового «крестового похода». Рост Португальской империи постепенно превратил ависских рыцарей в крупных землевладельцев и колонизаторов, а с наступлением Ренессанса так и вовсе произошло обмирщение ордена. Папа Александр VI в скором времени и вовсе освободил рыцарей ордена от обета безбрачия. Затем было принято решение, что великим магистром ависсинцев должен быть монарх Португалии. В таком виде орден просуществовал до 1910 года, пока не был распущен. В 1917 году орден был вновь восстановлен, но уже как гражданская организация.

Интересный факт: Несмотря на то, что до 1551 года великим магистром ордена не мог быть правитель Португалии, связь с монаршей семьей он имеет с самого основания. Дело в том, что первым великим магистром ордена был Педру Афонсу, который, в свою очередь, являлся внебрачным сыном короля Португалии Афонсу I . В то же время, Педру не смог бы посягать на трон, так как был связан бенедиктинским уставом. Получилось довольно выгодное сочетание мощи и управляемости.

Орден Алькантара. Этот духовно-рыцарский орден справедливо носит титул старейшего в Испании. В 1156 году для защиты крепости Сан-Хулиан-де-Пераль от мавров среди крестоносцев возникло военное товарищество, которое 29 декабря 1177 года папа Александр III возвел в статус духовно-рыцарского ордена на основе устава Бенедикта Нурсийского. Спустя некоторое время орден также получил льготы со стороны испанской короны, а затем и вовсе перешел под личное руководство римского папы. Этот орден пережил несколько периодов упадка, однако, по сравнению с тамплиерами, их судьбе можно только позавидовать. Так, к 1808 году алькантары владели 37 графствами и 53 городами, но в XIX веке орденские земли были национализированы, а сам орден упразднен. В 1875 году его восстановили в качестве светской организации.

Интересный факт: Орден Алькантара хоть и возник в 1156 году, но называться так стал не сразу. После его возведения в статус духовно-военной организации (1177 год) он носил название ордена Сан-Хулиана-де-Пераль в честь крепости, которую крестоносцы поклялись защищать. Когда в 1218 году рыцари ордена получили во владения город Алькантара, они стали называть себя рыцарями ордена Алькантара.

Орден Калатравы. Он назван так в честь крепости, которую кастильский король Альфонсо VII отвоевал у мавров в 1147 году. Так как Альфонсо не мог позволить себе держать в крепости постоянный гарнизон, а окружающие земли находились под постоянной угрозой нападения, дело обороны было поручено тамплиерам. Те вскоре были вынуждены бежать, испугавшись мавританского натиска, и здесь на помощь кастильскому королю пришли аббат Раймонд из цистерцианского монастыря и монах-рыцарь Диего Веласкес. Под покровительством короля Альфонсо они учредили новый духовно-рыцарский орден. Рыцари Калатравы успешно закрепились в крепости и начали планировать расширение границ своих владений за счет земель мавров. Это стало первым камнем преткновения для ордена, так как большинство монахов-цистерцианцев были против милитаризации организации, поэтому после смерти аббата Раймонда многие из них покинули орден Калатравы. Первые походы были победоносными и принесли рыцарям этого ордена славу, однако в дальнейшем распри между кастильской и леонской ветвями династии покойного короля Альфонсо привели к ослаблению ордена. Мавры, свою очередь, усилились африканскими мусульманами и выгнали монахов-рыцарей из их крепости. Потеря обители привела к многочисленным распрям внутри самого ордена, однако к XIII веку рыцари Калатравы вновь обрели силу и стали самой мощной военной организацией в Испании. Вновь обретенный успех в XIV веке привел к внутренним разногласиям, частой смене приоров, а порой – к двоевластию. К концу этого века орден Калатравы утратил какую-либо боевую мощь и превратился в номинального держателя доходных земель, которые король распределял среди приближенных чиновников. В 1838 году орден был окончательно упразднен.

Интересный факт: Ордена могло бы и вовсе не существовать, если бы не появившийся в то время институт «братьев-мирян». По сути это были монастырские крестьяне, которым в случае войны дозволялось носить оружие. Именно эти крестьяне и составляли в первое время основную ударную силу ордена. Кстати, сами рыцари помимо прочих монашеских обетов давали клятву спать в доспехах и не снимать белой цистерцианской мантии.

Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского . Считается, что этот орден возник примерно в 1160 году сразу в двух королевствах, в Леоне и в Кастилии. В 1230 году, после объединения двух королевств, штаб-квартира ордена расположилась в Куэнке. Рыцари ордена Сантьяго участвовали в крестовых походах и реконкисте, однако, по большей части, они занимались расквартировкой и сопровождением паломников, двигающихся по маршруту Святого Иакова. Орден быстро рос и богател. В период своего расцвета он обладал большим количеством земель, чем ордена Алькантара и Калатрава вместе взятые. В отличие от других испанских орденов, Сантьяго пережил не только XIX век, но и революцию 1931 года, и режим Франко. Сейчас это гражданский рыцарский орден, главным командором которого с 2008 года является король Испании Филипп VI.

Интересный факт: Так как орден Сантьяго довольно часто участвовал в морских походах, ему постоянно требовались гребцы. Так зародился обычай, который просуществовал вплоть до XVIII века, согласно которому каждый кандидат на вступление в орден, помимо подтверждения своего дворянского происхождения, должен был полгода отработать гребцом на галерах. Надо быть честными: как и проверка на родословную, где зачастую хватало титула отца, работа гребцом также могла быть заменена на солидный вступительный взнос.

Братско-сестринский германский дом Святой Марии в Иерусалиме. В отечественной историографии этот орден более известен как Тевтонский (с латинского teutonicus – «немецкий»). Существуют по меньшей мере две версии возникновения этого так не любимого в России ордена. Согласно первому варианту, орден основал один из предводителей германских рыцарей, герцог Фридрих Швабский, после взятия Акры в 1190 году. В качестве штаба было выбрано здание местной больницы. Согласно другой версии, этот германский орден возник благодаря все тому же герцогу, но еще во время осады Акры, и расположились рыцари не в больнице, а в полевом госпитале. Однако, как бы то ни было, достоверно известно, что 5 марта 1198 года в храме Акры прошла церемония по реорганизации военного братства в духовно-рыцарский орден. Там же были утверждены и основные задачи ордена: помощь немецким рыцарям, лечение больных и борьба с врагами католической церкви. С XIII века этот орден занимался крестовыми походами против язычников в Пруссии и Прибалтике. На захваченных землях ими было сформировано своеобразное государство Ливония (отсюда, кстати, еще одно их название – ливонские рыцари). Тевтонский орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских воин, а все земли рыцарей раздали союзникам Наполеона. Восстановлен орден был лишь в 1834 году, однако тогда он не имел ни военных, ни политических амбиций и занимался исключительно благотворительностью. С приходом к власти нацистов деятельность пришлось почти полностью свернуть или перенести в подполье. С 1947 года Тевтонский орден вновь начал свою деятельность. Современные тевтонцы занимаются лечением больных и благотворительностью. Их основная штаб-квартира находится в Вене, а филиалы – во многих странах Восточной Европы.

Интересный факт: Острая неприязнь россиян к рыцарям Тевтонского ордена связана с Великой отечественной войной. В то время советские агитаторы использовали образ немецкого рыцаря как метафору нацистской Германии. В историографии советского периода это образ был закреплен утверждением, что на территории Восточной Пруссии немецкими рыцарями было вырезан целый этнос пруссов, хотя сейчас достоверно известно, что это был своего рода политзаказ для того, чтобы жители Калининградской области не чувствовали себя захватчиками, а считали, что коренное население этого региона за несколько веков до этого вырезали немцы.

Братство воинства Христова. Эти рыцари больше известны как орден Братства Меча или орден Меченосцев. Он был основан рижским епископом Теодорихом из Турайды в 1202 году для ведения миссионерской деятельности в Ливонии. Получив одобрение от папы римского, орден развернул успешную деятельность по борьбе с язычниками, и к 30-м годам XIII века меченосцы уже владели землями трех крупных балтийских народов (земгалов, селей и куршей). После того, как ливонцы решили пойти войной на Литву, их полоса удач закончилось. Серия крупных поражений и смерть в бою магистра Волгуина фон Намбурга в битве с литовцами при Сауле привела орден в упадок. Остатки ордена Меченосцев влились в состав Тевтонского ордена в 1237 году. Оставшиеся после ордена земли стали называться Ливонским ландмайстерством Тевтонского ордена, и этот своеобразный филиал чаще всего именуется в историографии как Ливонский орден. Орден был ликвидирован в 1561 году после поражения в Ливонской войне.

Интересный факт: Благодаря советской военной пропаганде бытует ошибочное мнение, что в Ледовом побоище участвовал Тевтонский орден, хотя на самом деле это были ливонские рыцари. Формально они были подчинены главе немецкого ордена, но, все же, считались отдельной организацией.

Королевский орден Господа нашего Иисуса Христа. Сокращенно его называют орден Христа. Он был основан в 1318 году и стал своего рода «перезагрузкой» ордена Тамплиеров. Португалия остро нуждалась в профессиональных воинах, и гонения на тамплиеров стали для нее огромным ударом. Не желающий прекращать реконкисту король Диниш организовал из оставшихся рыцарей новый орден, который вскоре получил папскую буллу и земли, принадлежавшие ранее тамплиерам. Из-за расположения своей основной штаб-квартиры в замке Томар эти рыцари стали так же называться томарскими. Орден Христа, подобно другим испанским духовно-рыцарским орденам, принял активное участие в заморских походах и путешествиях. После смерти короля Мануэля в 1521 году его приемник Жуан III сделал пост великого магистра ордена Христа должностью, передающейся по наследству среди королей Португалии. Это послужило причиной раздора между Португалией и папским престолом, так как такой поступок минимализировал влияние духовенства на деятельность ордена. В XIX веке земли ордена подверглись национализации. После падения португальской монархии в 1910 году орден был упразднен, но в 1917 году его восстановили в качестве гражданской организации.

Интересный факт: Одним из самых известных странствующих рыцарей-томарцев является мореплаватель и первооткрыватель Васко да Гама. Его экспедиция, впервые совершившая путешествие из Европы в Индию, сделала это под парусами, на которых красовался символ ордена Господа нашего Иисуса Христа.

Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарей соединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Вход во дворец великих магистров ордена Иоаннитов на острове Родос

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма ; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский , покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д"Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д"Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.

Герман фон Зальца - гроссмейстер Тевтонского ордена, перенесший в начале XIII века его местопребывание из Палестины в Прибалтику

Общие черты духовно-рыцарских орденов

Все эти три духовно-рыцарских ордена были религиозными братствами и принимали обычные три обета бедности, целомудрия и послушания. Каждый орден был организован по образцу клюнийского или цистерцианского. Генеральный капитул (то есть собрание должностных лиц и глав обителей, входивших в состав ордена) управлял всем орденом. Отдельные монастыри были как бы угодьями, которые управлялись за счет ордена. Но эти монахи были вместе с тем и рыцарями: их миссией была война. Они были все без исключения благородного происхождения, а их вождями часто бывали крупные сеньоры . Глава духовно-рыцарского ордена назывался не аббатом, а великим магистром, глава монастыря не приором, а командором. Их одежда была наполовину монашеская, наполовину – военная: они носили рыцарские доспехи и сверху плащ. У госпитальеров плащ был черного цвета, крест – белого; у тамплиеров – плащ белого, крест красного цвета; у рыцарей Тевтонского ордена плащ белого, крест черного цвета. Каждый орден со своей казной, своими поместьями, крепостями и воинами представлял собой как бы маленькое государство.

10 января 1430 года был учрежден рыцарский орден Золотого руна. Некоторые древние ордена, появившиеся еще в Средние века, сохранились до сих пор. Как и прежде, ими награждаются в основном крупнейшие государственные деятели и военачальники. Мы расскажем о пяти старейших рыцарских орденах, которые существуют и в настоящее время.

1 ОРДЕН ЗОЛОТОГО РУНА

Орден Золотого руна, или «Знак Гидеона», - рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Это династический орден, одна из самых древних и почетных наград Европы. Среди награжденных орденом были такие императоры как Наполеон, Александр I, Николай II и другие.

Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Хуан Карлос I, а австрийской - старший сын Отто фон Габсбурга - Карл Габсбург-Лотринген.

2 ОРДЕН СЛОНА

Орден Слона - высшая национальная награда Дании. Древняя легенда повествует, что во время одного из крестовых походов датские рыцари одержали победу над сарацинами, сражавшимися на боевых слонах. В память о встрече с этим исполинским животным и в честь одержанной победы в 1190 году в Дании был учрежден орден Слона.

На международном языке эмблем слон символизирует мудрость, справедливость, великодушие и другие благородные качества. Слон, в частности, присутствует на эмблеме Республиканской партии США.
Датский орден Слона имеет самый оригинальный знак из всех наград мира. Все другие орденские знаки являются плоскими, чтобы одной своей стороной они могли плотно прилегать к одежде. Знак ордена Слона представляет собой миниатюрную объемную скульптурку: слон, покрытый белой эмалью и украшенный бриллиантами, несет на спине боевую башенку, которая, в свою очередь, является основанием кольца. Перед башенкой сидит черный погонщик.
Кавалерами ордена Слона были Петр I, князь Александр Меньшиков, Шарль де Голль, Уинстон Черчилль, Бенито Муссолини и другие.

3 ОРДЕН ПОДВЯЗКИ

Благороднейший орден Подвязки - высший рыцарский орден Великобритании, который является одним из старейших орденов в мире.
Орден учрежден королем Эдуардом III 23 апреля 1348 года во славу Бога, Пресвятой Девы и св. мученика Георгия, покровителя Англии, с целью «соединить некоторое число достойных лиц для совершения добрых дел и оживления военного духа».

Существует ряд легенд о происхождении ордена, известнейшая связана с графиней Солсбери. Во время танца с королем она уронила подвязку и окружающие засмеялись, король же поднял подвязку и повязал ее на собственную ногу со словами: «Honi soit qui mal y pense» (в переводе с французского: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом»), ставшими девизом ордена.
В России рыцарями ордена Подвязки становились Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. В числе современных рыцарей ордена числились бывшие премьер-министры Великобритании Эдвард Хит, Маргарет Тэтчер и Джон Мейджор.

4 ОРДЕН ЧЕРТОПОЛОХА

Древнейший и благороднейший орден Чертополоха - рыцарский орден, связанный с Шотландией. Его изначальная дата основания точно неизвестна, но король Шотландии Яков VII учредил современный орден в 1687 году. Орден состоит из суверена и шестнадцати рыцарей и леди, а также некоторое количество экстрарыцарей (членов британской королевской семьи и иностранных монархов).

Основная эмблема ордена - чертополох, национальный символ Шотландии. Девиз ордена Nemo me impune lacessit (лат. «Никто не тронет меня безнаказанно»); этот же девиз стоит на королевском гербе и на некоторых фунтовых монетах.

В настоящее время сувереном ордена является Елизавета II, королева Великобритании.

5 ОРДЕН БАШНИ И МЕЧА

Военный орден Башни и Меча, Доблести, Верности и Заслуг - португальский рыцарский орден, основанный в 1459 году королем Афонсу V.

Орден вышел из употребления и был восстановлен только в 1808 году принцем регентом Жуаном (будущий король Португалии Жуан VI) в честь благополучного прибытия португальской королевской семьи в Бразилию, после того как Наполеон вторгся в Португалию. Орденом могли быть награждены и португальцы, и иностранцы-католики, орден вручался за военные и гражданские заслуги. В 1832 году португальский король Педру IV реформировал орден, после чего он стал называться Древнейший Наиблагороднейший Орден Башни и Меча, Доблести, Верности и Заслуг.

Среди кавалеров Ордена - Александр III, испанский диктатор Франко, королева Великобритании Елизавета II.