Еврейская тема на ахенском конгрессе. Информационный центр "центральный дом знаний"

А́хенский конгресс – первая дипломатическая конференция с участием глав европейских государств в Ахене в 1818 г., созванная с целью решения вопросов вывода оккупационных войск из Франции и конструирования системы международных отношений между четырьмя великими державами – Англией, Австрией, Пруссией и Россией. Итогом стало принятие решения о принятии Франции в «Священный союз» в качестве полноправного члена.

Участники Ахенского конгресса: Англия: лорд Каслри, герцог Веллингтон; Австрия: император Франц I, князь Меттерних; Пруссия: король Фридрих Вильгельм III, князь Гарденберг, граф Бернсторфф; Россия: император Александр I, граф Каподистрия, граф Нессельроде; Франция: герцог де Ришельё.

Ближайшая цель Ахенского конгресса заключалась в том, чтобы сократить срок оккупации французской территории союзными войсками и определить отношение союзных держав к Франции. Однако, конгресс занимался целым рядом других вопросов, прокладывая путь для развития системы «Священного союза».

Повестка дня Ахенского конгресса: Вопрос выводе из Франции оккупационных войск союзников и о своевременной выплате французским правительством контрибуции. Подтверждение основных положений договора о Четверном союзе, принятие в него Франции. Предложение Пруссии о заключении всеобщего гарантийного договора. Просьба Испании об участии в конгрессе. Вопрос об умиротворении восставших испанских колоний в Южной Америке и урегулировании испано-португальского конфликта из-за Рио-де-ла-Платы. Об усилении мер по надзору за Наполеоном. Вопрос о датско-шведско-норвежских разногласиях. Вопрос об обеспечении безопасности торгового мореплавания. О мерах по пресечению торговли неграми. О гражданских и политических правах евреев. Об имущественных претензиях подданных Франции к правительствам союзных государств. О разногласиях между Нидерландами и владетелем герцогства Буйонского. О баварско-баденском территориальном споре. Дополнение к Венскому регламенту о рангах дипломатических представителей и положение о салютовании кораблей.

Первым обсуждался и был решён вопрос о выводе из Франции всех оккупационных войск союзников и о своевременной выплате правительством Франции контрибуции. Представители четырёх держав и Франции условились заключить отдельную конвенцию, оформленную в виде идентичных по содержанию двусторонних соглашений. В этой конвенции определялись срок вывода войск союзников из Франции (30 ноября 1818 г.) и остающаяся сумма контрибуции (265 млн. франков).



В ходе обсуждения французского вопроса 30 сентября 1818 г. К. Меттерних внёс поддержанное союзниками предложение об участии Франции в дальнейшей работе конгресса, который с этого дня превратился в конгресс пяти держав. Таким образом положение Франции в числе великих держав было восстановлено. Официально выполнение Францией своих обязательств по мирному договору 1815 г. и приглашение участвовать в заседаниях конгресса были констатированы в ноте уполномоченных России, Австрии, Великобритании и Пруссии от 4 ноября 1818 г. на имя премьер-министра Франции А.Э. Ришельё.

Итоги работы Ахенского конгресса%

1) конвенции, заключённые Францией отдельно с каждою из четырёх стран, относительно эвакуации с французской территории;

2) особою нотою 4 союзных страны предложили, а Ришельё выразил согласие Франции вступить в союз великих европейских держав для поддержания мира и святости международных трактатов;

3) особым протоколом определён порядок рассмотрения претензий, предъявленных многими французскими подданными к союзным державам:

4) двумя секретными протоколами, без участия представителя Франции, подтверждён Четверной союз 1815 года и намечены военные меры на случай нового революционного потрясения во Франции;

5) подписан протокол, подтверждавший святость заключённых трактатов и, на случай новых международных собраний, провозглашавший право других государств, о делах о которых будет идти речь, принять участие в переговорах;

6) составлена декларация, обращённая ко всем европейским дворам, провозглашавшая неразрывность союза мира, заключённого между пятью европейскими державами, и указывавшая, что монархи, вступившие в союз, признают своей главной, непременной обязанностью во всех отношениях, как между собой, так и с другими державами, неуклонно следовать началам международного права;



7) подписан протокол, дополнявший постановления Венского конгресса о ранге дипломатических агентов и определявший место министров – резидентов ниже посланников и выше поверенных в делах.

(Уполномоченные: России – К. Нессельроде и И. Каподистрия, Австрии – Меттерних, Пруссии – Гарденберг и Бернсторф, Англии – Веллингтон и Кестельри, Франции – Ришелье).

Министры Австрии, Франции, Великобритании, Пруссии и России... собрались на конференцию для определения отношений, кои имеют существовать между Францией и державами, заключившими с нею мирный трактат 8 (20) ноября 1815 г., и кои, возвратив Франции принадлежащее в системе европейской политики место, долженствуют теснейшим соединением сей державы с монархами союзными способствовать успеху их намерений миролюбивых и доброжелательных, и чрез то утвердить еще более тишину всеобщую... Дворы, подписавшие настоящий протокол, признают единогласно и объявляют:

1.Что они твердо решились, в своих сношениях как между собой, так и с другими державам всегда и неуклонно действовать по внушениям искреннего дружества и единодушия, кои доныне, управляя их поступками, были залогом целости общих польз, и заемлют еще новую силу от заключения уз неразрывных христианского братства.

2.Что сие согласие, тем более искреннее и надежное, что не зависит от особенных выгод или расчетов временных, может иметь одну только цель: сохранение общего мира, посредством строгого уважения к обязанностям, постановленным трактатами, и ко всем правам, от оных проистекающим.

3.Что Франция, вследствие восстановления королевской законной и конституционной власти присоединена к прочим державам европейским, принимает на себя обязанность способствовать соблюдению и утверждению порядка, коим мир возвращен Европе и коим единственно оный может быть обеспечен.

4.Что если, для вернейшего достижения цели вышеобъявленной, дворы, постановившие сей акт, сочтут нужным установить особые самих августейших монархов или уполномоченных министров их собрания, на коих будет рассуждаемо о их собственных пользах, но в отношении к предмету настоящих переговоров, то места и эпохи сих совещаний будут всякий раз посредством дипломатических сношений назначаемы заранее, и что когда предметом рассуждений на тех собраниях будут дела, касающиеся до пользы других держав европейских, то оные долженствуют быть назначаемы не иначе, как вследствие торжественно изъявленного сими державами желания, и с предоставлением их правительствам права самим, или через уполномоченных, участвовать в переговорах...

Россия вместе с партнёрами стремилась к закреплению сложившегося после Венского конгресса политического и территориального статус-кво в Европе. К этому была направлена вся «дипломатия конгрессов» на основе принципов Священного союза.

Аахенский конгресс

Первый дипломатический конгресс после образования Священного союза был созван в небольшом городке на берегу Рейна Аахене, проходил он с 29 сентября по 22 ноября 1818 г. На Аахенском конгрессе центральным вопросом был вопрос о Франции.

Дипломаты держав, вошедших в Четверной союз, считали, что одной из общих задач ближайшего конгресса - в Ахене в 1818г. - будет организация отпора революционным идеям, распространение которых в Европе вызвало немалое беспокойство у их правителей. Но наряду с этим, главным, как представлял Александр I, станет противодействие держав росту влияния России в Европе. Поэтому Александр I еще до открытия конгресса развернул деятельность по изменению статуса Франции, и по привлечению ее в Четверной союз .

То, какие вопросы для обсуждения в Ахене готовила российская сторона, показывает «собственноручная записка императора Александра относительно предмета переговоров в Ахене 1818 года». В ней были отмечены следующие положения: «1. Выступление оккупационной армии, 2. Поведение союзных держав в отношении Франции, 3. Должно ли допустить Францию в общий союз европейских государств без всякой предосторожности, или: 4. Не налагает ли болезненное состояние Франции на европейские державы обязанности принять меры, которые были бы способны предохранить их от заразы, могущей явиться оттуда, и вместе с тем оказались бы благодетельными для самой Франции, поддерживая в ней спокойствие».

Помимо членов Четверного и представителей Франции на конгресс было приглашено много наблюдателей из других европейских стран. На конгрессе присутствовали австрийский император Франц I в сопровождении Меттерниха, царь, сопровождаемый Нессельроде и Каподистрией, прусский король Фридрих Вильгельм III, прусский канцлер Гарденберг и управляющий департаментом иностранных дел Бернсторф; лорд Каслри и Веллингтон; премьер-министр Франции герцог Ришелье.

Первым на конгрессе был решён вопрос о досрочном выводе к 30 ноября 1818г. из Франции всех оккупационных войск и о своевременной выплате ею репараций. Представители четырех государств условились заключить об этом отдельную конвенцию, оформленную в виде идентичных по содержанию двусторонних соглашений.

Гораздо труднее было решить, какого образа действий должна Европа вообще держаться впредь по отношению к Франции. По мнению Меттерниха, ни в интересах Европы, ни в своих собственных Франция не должна была быть предоставлена самой себе; ее следовало привлечь к концерту четырех держав. Герцог Ришелье ничего другого и не требовал. На его взгляд, оставалось лишь превратить четверной союз в пятерной; для Европы от этого не возникало никакой новой опасности, а положение Людовика XVIII должно было стать более достойным его сана. Царь был недалек от того, чтобы дать свое согласие на этот план .

В ходе обсуждения этого вопроса и принятия по нему решения по предложению Меттерниха было достигнуто соглашение об официальном допуске к дальнейшей работе конгресса представителя Франции. Союз из Четверного превратился в Пятерной.

Торжественная декларация 15 ноября оповестила всю Европу об образовании нового союза. "Этот августейший союз" ставил себе "основной целью строжайшее соблюдение международного права". Он ставил себе задачей давать всегда "пример справедливости, согласия и умеренности", покровительствовать миру, содействовать внутреннему процветанию государств и "пробуждать религиозные и нравственные чувства" .

О чем декларация умалчивала, но что Меттерних хотел формально урегулировать, -- это те практические меры, с помощью которых монархи думали обеспечить Европе столько благодеяний.

В тот же день что и декларация был составлен тайный протокол. Этот протокол вводил периодические съезды монархов "для совместного обсуждения их собственных интересов" и чрезвычайные съезды в случае серьезных и непредвиденных событий. Всякое государство, которое пожелало бы обратиться к суду пяти союзных держав, могло надеяться быть выслушанным и найти у них нужную материальную поддержку. Монархи взаимно гарантировали друг другу обладание престолами и полноту власти и обещали такую же гарантию всякому государю, который обратится к их помощи для подавления революционных попыток со стороны своих подданных .

Секретный протокол, который подписали уполномоченные России, Англии, Австрии и Пруссии, подтвердил обязательства этих стран принимать меры, способствующие "предупреждению гибельных следствий нового революционного потрясения", если таковое будет снова угрожать Франции.

Секретарь конгресса и ближайший сотрудник Меттерниха, Генц, очень хорошо уточнил его значение. "Государи и их министры прекрасно поняли ту политику, которую диктовала им общая опасность, -- писал он. -- Они живо почувствовали необходимость взаимного доверия и заставили умолкнуть все другие соображения ввиду высшего долга, который заключался в защите власти от крушения и в спасении народов от их собственных заблуждений. Не беря на себя излишних обязательств, они пришли к тесному соглашению относительно той политики, которой следовало придерживаться в разгаре бури" .

С этого момента была организована контрреволюционная лига. Меттерних был доволен проделанной работой и имел полное основание заявить, что никогда не видел "более милого маленького конгресса" .

Европейские монархи также рассмотрели некоторые вопросы, связанные с проявлением национально0освободительной борьбы в латиноамериканских колониях Испании, с конфликтом этой метрополии с колониями. Тон при обсуждении колониальных вопросов задал Каслри, так как британская сторона имела в странах Латинской Америки значительные торговые интересы.

Решения конгресса, предназначенные для публикации были зафиксированы в протоколе от 15 ноября 1818г., подписанном уполномоченными России, Австрии, Франции, Великобритании и Пруссии. Статьи Секретного протокола об условиях военных действий в случае революции во Франции, подписанного в тот же день, показывают, что конгресс встал на защиту установившихся в Европе режимов, раскрывают его антиреволюционную направленность.

Итоговые документы в целом носили компромиссных характер. Россия тоже была вынуждена принять компромиссные решения по ряду интересовавших ее вопросов. Конгресс продемонстрировал прочность позиций России в Европе, определил расстановку сил внутри союза, взаимоотношения его участников.

Аахенский конгресс принял меры к сохранению в Европе государственных границ 1815 и дворянско-абсолютистских режимов.

Конгресс в Аахене (сентябрь-ноябрь 1818 г.) окончательно оформил прекращение союзной оккупации Франции и, главное, Франция была принята в европейский концерт великих держав в качестве полноправного члена.

После Отечественной войны 1812 года и победоносных Зарубежных походов русской армии 1813-1815 годов Александра полностью поглощают государственные дела, прежде всего внешняя политика. «Теперь коллежский он асессор по части иностранных дел», - восклицает в эпиграмме А. С. Пушкин. Известно марксистское положение, что внутренняя политика определяет политику внешнюю. Но в отдельные периоды истории бывает и наоборот. Именно к такому периоду относилось первое послевоенное десятилетие 1816-1825 гг. Впрочем, после Венского конгресса (Заключительный акт 9 июня 1815) и создания по инициативе российского монарха «Священного союза» (14/26 сентября 1815) внешняя политика стала для Александра де-факто внутренней политикой, так как Европа почти превратилась в ближнее зарубежье. Ведущая роль в Священном союзе, призванном сохранять монархические режимы, принадлежала Александру I и австрийскому канцлеру К. Меттерниху. Решения конгресса и особенно Секретный протокол от 3 (15) ноября 1818 г. были направлены на сохранение в Европе порядков Реставрации, гарантию европейских границ, борьбу с «революционным духом», утверждение приоритета общехристианских и общегосударственных ценностей по отношению к национальным. Но необходимо также отметить, что творцы Венской системы понимали необратимость исторического процесса, невозможность возврата к феодально-абсолютистским порядкам до 1789 г. Либеральноконституционные принципы, как предполагалось первоначально, должны были способствовать стабильности и мирной эволюции социально-политических институтов. Уже на первом конгрессе Священного союза в Пруссии, на самом западе Германии, в вестфальском городе Аахене (Ахене; нем. Aachen), состоявшемся 30 сентября - 22 ноября 1818 г., вопрос о борьбе с революционными движениями стал приоритетным. На Аахенском конгрессе присутствовали представители пяти держав: Александр I, Франц I и К. Меттерних (Австрия), Фридрих-Вильгельм III и К. А. Гар- денберг (Пруссия), Каслри (Англия) и герцог Ришелье (Франция). Первым результатом их переговоров было решение досрочно (не позднее 30 ноября 1818 г.) вывести оккупационные войска бывших союзников из Франции, а оставшаяся сумма контрибуции определялась в 265 млн франков. Ришелье настаивал на превращении Четверного союза в союз пяти держав. Тем не менее, сначала была принята декларация, которая подтверждала Четверной союз с целью поддержания режима Бурбонов во Франции. 1 ноября 1818 г. была подписана конвенция России, Австрии, Пруссии и Англии, подтверждающая союз этих государств 1814 г. (Шомонский трактат) для этой цели. После этого особой нотой союзники предложили Людовику XVIII присоединиться к этому союзу с той же целью. Так Франция с некоторыми оговорками становилась полноправным участником Священного союза. По словам секретаря конгресса Ф. Генца, главная цель конгресса состояла в том, чтобы «предохранить власть от крушения путем избавления народов от свойственных им заблуждений». 15 ноября всеми пятью державами были подписаны секретный протокол и декларация. Протокол обязывал участников конгресса способствовать соблюдению порядка, «коим мир возвращен Европе и коим единственно оным может быть обеспечен». Вмешательство пяти держав во внутренние дела любого европейского государства могло иметь место первоначально только по желанию последнего и с предоставлением ему права участвовать в переговорах. Этот ограничительный пункт был внесен по настоянию Каслри, опасавшегося чрезмерного влияния России и Австрии на второстепенные государства. Декларация, предназначенная для опубликования, содержала заявление о желании пяти держав поддерживать начала «международного права, спокойствия, веры и нравственности, коих благодетельное действие столь пошатнулось в наши времена злополучные». 21 ноября представители держав подписали также протокол о ранге ми- нистров-резидентов, которые должны были идти после министров первого (послы) и второго (посланники) ранга послов перед поверенными в делах. Министр-резидент должен был быть аккредитован не при главе государства, а при министре иностранных дел. А. С. Пушкин в своих «Noel» («Сказках») изображает Александра как «кочующего деспота», возвращающегося с этого конгресса: Узнай, народ российский, Что знает целый мир; И прусский и австрийский Я сшил себе мундир.

АХЕНСКИЙ КОНГРЕСС - конгресс реакцион­ного Священного союза, происходивший в сен­тябре - ноябре 1818 в Ахене с участием русского царя Александра I, австрийского императора Фран­ца I, прусского короля Фридриха Вильгельма III и уполномоченных примыкавшей к Священному со­юзу Англии. А. к. удовлетворил просьбу франц. пра­вительства об эвакуации из Франции иностранных войск, еще находившихся там после поражения Наполеона I в 1815 и новой реставрации Бурбонов, и с нек-рыми оговорками допустил Францию к уча­стию в Священном союзе. На А. к. были согласо­ваны основные линии реакционной политики Свя­щенного союза, направленной к повсеместному под­держанию реакционных режимов и вмешательству во внутренние дела отдельных государств в целях борьбы со всякими проявлениями либерализма и свободомыслия. Конгресс проходил под знаком нек-рого сближения России и Франции и обостре­ния русско-английских отношений.

А́хенский конгре́сс (нем . Aachener Kongress ), дипломатическая конференция с участием глав европейских государств в в 1818 году, созванная с целью решения вопросов вывода оккупационных войск из Франции и конструирования системы международных отношений между четырьмя великими державами - Великобританией, Австрийской империей, Пруссией и Россией. Итогом Конгресса стало принятие решения о принятии Франции в Священный Союз в качестве полноправного члена.

Предложение Австрии основывалось на ст. V мирного договора с Францией, в котором говорилось о согласии его участников рассмотреть по истечении трёх лет вопрос о целесообразности дальнейшей оккупации Франции; на ст. VI Четверного союза о периодическом проведении совещаний монархов России, Англии, Австрии и Пруссии или их министров по обсуждению важных для сохранения мира международных вопросов и на достигнутой ещё летом 1816 г. предварительной договорённости союзных держав и Франции, фактически предрешавшей вывод оккупационных войск в случае выплаты ею контрибуции. Подготовленный таким образом австрийский демарш встретил положительное отношение со стороны России, Англии и Пруссии.

Ближайшая цель конгресса заключалась в том, чтобы сократить срок оккупации французской территории союзными войсками и определить отношение союзных держав к Франции. Однако, конгресс занимался целым рядом других вопросов, прокладывая путь для развития системы Священного Союза.

    Вопрос выводе из Франции оккупационных войск союзников и о своевременной выплате французским правительством контрибуции.

    Подтверждение основных положений договора о Четверном союзе, принятие в него Франции.

    Предложение Пруссии о заключении всеобщего гарантийного договора.

    Просьба Испании об участии в конгрессе.

    Вопрос об умиротворении восставших испанских колоний в Южной Америке и урегулировании испано-португальского конфликта из-за Рио-де-ла-Платы.

    Об усилении мер по надзору за Наполеоном.

    Вопрос о датско-шведско-норвежских разногласиях.

    Вопрос об обеспечении безопасности торгового мореплавания.

    О мерах по пресечению торговли неграми.

    О гражданских и политических правах евреев.

    Об имущественных претензиях подданных Франции к правительствам союзных государств.

    О разногласиях между Нидерландами и владетелем герцогства Буйонского.

    О баварско-баденском территориальном споре.

    Дополнение к Венскому регламенту о рангах дипломатических представителей и положение о салютовании кораблей.

Первым обсуждался и был решён вопрос о выводе из Франции всех оккупационных войск союзников и о своевременной выплате правительством Франции контрибуции в размере 260 млн. франков. При обсуждении этих вопросов важное значение имела позиция России, заинтересованной в быстрейшем восстановлении независимого статуса и роли Франции как одной из великих держав Европы. По мнению петербургского двора и представителей других союзных держав, восстановление престижа Франции способствовало бы упрочению режима Людовика XVIII на основе конституционной хартии и утверждения принципа легитимизма.

Император, говоря о переговорах, которые должны состояться на берегах Рейна, выразил мне ясно своё желание, чтобы мы играли там роль, соответствующую независимой державе, предназначенной участвовать в актах, завершающих переговоры, не как нация, не уверенная более в своём новом положении и прибегающая к тому, чтобы упрочить его с помощью иностранцев, а как народ, который на основе полнейшего равенства объединяется с другими народами, чтобы обсудить с ними свои особые интересы и вопросы, решение которых может быть связано с общим благополучием Европы.

- Антуан Ноай, посланник Франции в России

В ходе обсуждения французского вопроса 30 сентября Меттерних внёс поддержанное союзниками предложение об участии Франции в дальнейшей работе конгресса, который с этого дня превратился в конгресс пяти держав. Таким образом положение Франции в числе великих держав было восстановлено. Официально выполнение Францией своих обязательств помирному договору 1815 г. и приглашение участвовать в заседаниях конгресса были констатированы в ноте уполномоченных России, Австрии, Великобритании и Пруссии от 4 ноября 1818 г. на имя премьер-министра Франции А.Э.Ришельё.

Что касается вопроса о выводе войск с французской территории, то представители четырёх держав и Франции условились заключить отдельную конвенцию, оформленную в виде идентичных по содержанию двусторонних соглашений (текст русско-французской ковеннции от 9 октября 1818 г.). В этой конвенции определялись срок вывода войск союзников из Франции (30 ноября 1818 г.) и остающаяся сумма контрибуции (265 млн. франков).

Четверной союз (Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия) предусматривал военные обязательства союзников на случай нарушения Францией условий мирного договора. Союзые державы были заинтересованы в упрочении режима реставрации во Франции, считая его важной гарантией существования "легитимных монархий" в других европейских странах. Но сфера действия договора не ограничивалась Францией. Его задачи, сформулированные в ст. VI, тесно переплетались с целями Священного союза, который в результате присоединения к нему многих европейских стран являлся более широким союзом европейских монархов и не предусматривал военных обязательств его участников. Причём, если петербургский кабинет для решения этих охранительных задач предпочитал путь создания "всеобщего европейского союза", то Великобритания и Австрия свои внешнеполитические цели стремились решить в рамках сложившегося "европейского квартета наций". Таким образом в рамках Четверного союза наметилось англо-австрийское сближение, которому Россия стремилась противодействовать.

По этому поводу И.А. Каподистрия составил объёмный доклад, который был одобрен императором Александром I. В этом докладе содержалась идея создания всеобщего европейского союза, решения которого имели бы предпочтение перед решениями Четверного союза. Этот план, как и ожидалось, встретил возражения лорда Каслри, которого поддержал Меттерних, в результате чего русское предложение не было одобрено. Однако даже не будучи поддержанным оно затруднило Англии и Австрии практическое использование Четверного союза как орудия ослабления позиций России на мировой арене. Кроме того, российская делегация активно использовала периодически возникавшие на конгрессе разногласия между лондонским и венским кабинетами.

Одним из пунктов повестки дня, по которому проявились разногласия между Англией и Австрией, был вопрос о заключении общеевропейского соглашения, гарантировавшего нерушимость государственных границ, установленных Заключительным актом Венского конгресса. Предложение о заключении такого договора было внесено Пруссией и активно поддержано Россией. Опасавшийся за целостность Австрийской империи Меттерних также выступил в защиту проекта. И только Каслри, старавшийся всегда сохранить для Англии свободу действий, отклонил его и оставил Англию в фактической изоляции по этому вопросу. Впрочем, ему удалось сначала отложить рассмотрение прусского проекта, а затем идея договора была похоронена сама собой вследствие нарастания революционных событий в разных частях Европы.

Вопрос об участии Испании в конгрессе и об отношении к восстанию испанских колоний в Южной Америке

Этим вопросам были посвящены 2 заседания конгресса: 22 и 28 октября. На обоих председательствовал виконт Каслри. Он зачитал ноту испанского двора европейским державам, из которой следовало, что Мадрид сильно обеспокоен восстанием в латиноамериканских владениях Испании и рассчитывает на благожелательное посредничество европейских монархий в переговорах с восставшими, а в случае неудачи этих переговоров на помощь Священного союза в вооружённом подавлении восстания. Мадридский двор выражал также заинтересованность в своём участии в заседаниях А.к.

Каслри заявил, что английское правительство в этом вопросе должно считаться с мнением парламента, а он настроен крайне негативно в отношении действий Испании в её колониях. Официальная позиция Лондона по этому вопросу была сформулирована как оказание "добрых услуг" в отношении восставших народов. Кроме этого, Англия отвергла допуск на заседания конгресса испанского уполномоченного, ссылаясь на необходимость первоочередного достижения согласия между державами Священного союза.

Австрия и Пруссия поддержали английскую позицию, а Франция в Ахене придерживалась нейтралитета. Российское правительство высказалось в пользу оказания Испании "моральной поддержки", но в то же время подчёркивало желательность проведения испанских двором реформ, вплоть до введения в стране конституционной хартии.

Согласованных решений по этому вопросу на конгрессе принято не было.

Вопрос об урегулировании конфликта из-за Ла-Платы

Этот вопрос обсуждался в последний день конгресса 22 ноября 1818 года. Оккупация бразильско-португальскими войсками так называемой Восточной полосы решала, по мнению португальского двора, две задачи: во-первых, расширяла территорию Соединённого королевства, используя ослабление позиций Испании в Южной Америке, а во-вторых, отодвигало от Бразилии вооружённое противостояние Испании и её восставших колоний.

Декларация:

1) конвенции, заключённые Францией отдельно с каждою из четырёх стран, относительно эвакуации с французской территории;

2) особою нотою 4 союзных страны предложили, а Ришельё выразил согласие Франции вступить в союз великих европейских держав для поддержания мира и святости международных трактатов;

3) особым протоколом определён порядок рассмотрения претензий, предъявленных многими французскими подданными к союзным державам:

4) двумя секретными протоколами, без участия представителя Франции, подтверждён четверной союз 1815 года и намечены военные меры на случай нового революционного потрясения во Франции;

5) подписан протокол, подтверждавший святость заключённых трактатов и, на случай новых международных собраний, провозглашавший право других государств, о делах о которых будет идти речь, принять участие в переговорах;

6) составлена декларация, обращённая ко всем европейским дворам, провозглашавшая неразрывность союза мира, заключённого между пятью европейскими державами, и указывавшая, что монархи, вступившие в союз, признают своей главной, непременной обязанностью во всех отношениях, как между собой, так и с другими державами, неуклонно следовать началам международного права;

7) п одписан протокол, дополнявший постановления Венского конгресса 1815 года о ранге дипломатических агентов и определявший место министров - резидентов ниже посланников и выше поверенных в делах.

ААХЕНСКИЙ КОНГРЕСС - первый конгресс Священного союза - состоялся 18 (30) сентября - 9 (21) ноября 1818 г. в Аахене (Северный Рейн-Вестфалия). Участвовали: от России - император Александр I , Австрии - К. Меттерних, Великобритании - Р. С. Каслри , Пруссии - К. А. Гарденберг, Франции - А. Э. Ришелье.

Обсуждался ряд международных проблем: положение Франции и ее принятие в Четверной союз 1815 г., посредничество держав в конфликте Испании с ее колониями; свобода мореплавания и прекращение работорговли.

Принятые решения: освобождение территории Франции от оккупационных войск союзников до 30 ноября 1818 г.; сокращение оставшейся к уплате суммы контрибуции; принятие Франции в Четверной и Священный союзы.

Декларация пяти держав 3 (15) ноября провозгласила их солидарность в поддержании принципов «международного права, спокойствия, веры и нравственности». За этой формулировкой скрывалось стремление европейских монархов совместно укреплять абсолютистский строй, поддерживать европейскую территориально-политическую систему, установленную Венским конгрессом, и бороться с революционными движениями.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 6.

Аахенский конгресс 1818 года - первый дипломатический конгресс после образования Священного союза (...). На конгрессе был решён вопрос о досрочном выводе союзного оккупационного корпуса из Франции и о допущении её в концерт европейских держав. Аахенский конгресс принял меры к сохранению в Европе государственных границ 1815 года и дворянско-абсолютистских режимов.

От подписания второго Парижского мирного договора (20. XI 1815) до лета 1818 Франция выплатила более двух третей наложенной на неё контрибуции и восстановила рекрутский набор, который позволял держать в мирное время армию в 40 тысяч человек. Этого было вполне достаточно для обеспечения правительству Бурбонов безопасности без помощи союзников. Участники Четверного союза (см. Шомонский трактат), т. е. Англия, Россия, Австрия и Пруссия, пришли к заключению, что Бурбоны прочно утвердились на троне и продление оккупации нежелательно, тем более что союзные войска подвергались во Франции воздействию либеральных и революционных идей. Для обсуждения возможности снятия с Франции опеки союзников решено было созвать в сентябре 1818 года дипломатический конгресс. Александр I предложил созвать представителей всех держав и, помимо французских дел, обсудить на конгрессе все вопросы, связанные с борьбой против революции. В частности он хотел выяснить возможность подавления движения за независимость в испанских колониях. В созыве общего конгресса была заинтересована и Франция, т. к. она могла бы попытаться объединить вокруг себя второстепенные государства и разъединить союзников, как это сделал Талейран в 1815 году. Но министр иностранных дел Англии Кестльри и немецкие дворы настояли на приглашении только четырёх держав и Франции. Главными участниками, конгресса были Александр I, Меттерних , Кестльри, Гарденберг и от Франции - герцог Ришелье . Первым результатом их совещаний был протокол, подписанный 2.Х и превращенный 9. X 1818 года в конвенцию между Россией и Францией. По этой конвенции войска союзников должны были покинуть Францию не позднее 30. XI 1818 года, а оставшаяся к уплате сумма контрибуции определялась в 265 млн. фр. Ришелье настаивал на превращении Четверного союза в союз пяти держав; но по требованию Кестльри и немецких дворов сначала (I. XI) была подписана особая конвенция четырёх держав, которая подтверждала их прежний союз с целью вооружённой поддержки установленного во Франции порядка, в случае если бы там вспыхнуло "какое-либо волнение, могущее угрожать спокойствию и безопасности её соседей". Текст этой конвенции не был опубликован, чтобы не унижать Францию, но союзники сообщили его герцогу Ришелье. После этого они особой нотой предложили Людовику XVIII присоединиться к четырём державам для сохранения государственных границ и политической системы, установленной в 1815 году. Людовик охотно согласился на это, так как он стремился получить дополнительную гарантию сохранения французского престола за Бурбонами. 15. XI на конгрессе всеми пятью державами были подписаны ещё два документа - протокол и декларация. Протокол гласил, что участники конгресса обязуются способствовать соблюдению и утверждению порядка, "коим мир был возвращён Европе и коим единственно оный может быть обеспечен" (ст. 3). В случае созыва в будущем конгрессов предусматривалось, что вмешательство пяти держав во внутренние дела других государств может иметь место только по желанию последних и с предоставлением им права участвовать в переговорах. Этот ограничительный пункт был внесён по настоянию Кестльри, опасавшегося чрезмерного усиления русского и австрийского влияния на второстепенные государства. Декларация 15.XI была предназначена для опубликования и провозглашала солидарность участников конгресса в поддержании начал "международного права, спокойствия, веры и нравственности, коих благодетельное действие столь пошатнулось в наши времена злополучные". Под этими фразами скрывалось намерение повсюду поддерживать дворянско-абсолютистскую реакцию и подавлять революционное движение. Учитывая непопулярность этой политики в либеральных кругах Европы, авторы декларации не решились выразить свою мысль более ясно, но, по признанию секретаря конгресса и ближайшего сотрудника Меттерниха-Генца, "все второстепенные соображения держав заглохли перед высшею обязанностью - предохранить власть от крушения путём избавления народов от свойственных им заблуждений".

21. XI представителями России, Великобритании, Франции, Австрии и Пруссии был подписан протокол о ранге министров-резидентов. Этим протоколом державы-участницы Аахенского конгресса, ссылаясь на упущение Венского регламента (...), постановили, что министры-резиденты будут составлять средний класс между министрами второго ранга (посланниками) и поверенными в делах. Наравне с послом и посланником министр-резидент аккредитован при главе государства, в то время как поверенный в делах аккредитован при министре иностранных дел. Это соглашение стало общепризнанной нормой международного права и дипломатического этикета. Вторая часть протокола касается передачи конференции министров в Лондоне списков судовых и портовых уставов для определения правил салютования кораблей и не имеет исторического значения.

Законодательство и дипломатическая практика СССР не знают ранга министра-резидента, а в иностранных государствах этот ранг выходит из употребления.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Далее читайте:

Весь мир в 10-е годы XIX века (хронологическая таблица).

Литература:

Мартенс, Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами. Т. 7. Спб. 1885. С. 289-328.