Что такое дюна в географии. Основные формы песчаных дюн

Роман Фрэнка Герберта «Дюна» ждал выхода своей первой экранизации долгих 19 лет. С одной стороны, для книги такого уровня это незаслуженно долго, с другой — как показала практика, даже этого срока оказалось недостаточно.

Роман «Дюна» — это не просто фантастика. И дело даже не в том, что роман получил кучу премий и считается едва ли не лучшей фантастической книгой всех времён. «Дюна» — произведение, переосмысливающее или, если угодно, домысливающее философскую и этическую эволюцию человечества, без утопических прикрас, но и без антиутопических кошмаров, самобытно, уверенно, временами дерзко, но во всяком случае правдоподобно в том смысле, в котором может быть правдоподобным любое предсказание будущего на 19 тысяч лет вперёд.

В книге не просто переплелись, а неразрывно слились воедино мистика и психология, политика и религия, развитие технологий и совершенствование человеческого духа. Перед любым драматургом, который взялся бы писать сценарий по «Дюне», вставала труднейшая задача не растерять всё это богатство, не свести сложный многогранный сюжет романа к банальному фантастическому боевику со спецэффектами.

Первым за экранизацию «Дюны» взялся Алехандро Ходоровски, но этот проект так и не был доведён до конца. Так что лавры (оказавшиеся вскоре скорее терновым венцом) первого экранизатора романа достались Дэвиду Линчу.

Если рассматривать выбор режиссёра не задним умом, а с позиции 1981 года (именно тогда владелец прав на экранизацию продюсер Дино ди Лаурентис пригласил на роль режиссёра Линча), он кажется идеальным. С его тогда ещё не известной всему миру, но уже замеченной продюсером любовью к мистике, загадкам и нестандартным сюжетным ходам Дэвид Линч действительно представлялся наиболее подходящим кандидатом для того, чтобы перенести на киноплёнку загадочное, мистическое и нестандартное творение Гэрберта. Сам Линч зажёгся этой идеей, отказавшись ради неё даже от кресла режиссёра «Возвращения джедая».

Во вселенной Фрэнка Герберта, в отличие от большинства других фантастических миров, главным признаком будущего является не фантастически развитая техника, а фантастически развитый человек. Парадоксальным образом Герберт перекликается тут с великим советским фантастом Иваном Ефремовым, хотя и направления развития, и получившиеся в результате миры у них различаются диаметрально. Тем не менее, «Дюна» — это гимн стремлению человека к совершенству, недаром главной целью ордена Бене Гессерит является создание Квизац Хедераха, совершенного человека, а главной надеждой фрименов — его приход. Одной из заповедей вселенной Герберта стала «Не подменяй машиной человеческий разум», и вот вместо наделённых искусственным интеллектом роботов появляются обладатели сверхмощного естественного ума ментаты, а вместо лихих, но недалёких пилотов космические корабли ведут Навигаторы, способные сворачивать пространство-время исключительно усилиями своего мозга. Телесное совершенство для Герберта не менее важно, чем интеллектуальное. И во дворцах Великих Домов, и в пещерах фрименов отточенное владение своим телом является не просто предметом гордости, но условием выживания и торжества над смертельным врагом. И это только в первой книге, а ведь есть ещё «лицевые танцоры» Тлейлаксу и огромное множество других чудес человеческого совершенствования.

Именно в этой части экранная «Дюна» понесла серьёзную потерю в сравнении с книжной. Линч не захотел делать «ещё один фильм про кунг-фу», зато в результате у него получился «ещё один фильм про супер-гаджеты». С точки зрения содержания различий между бластерами «Звёздных войн» и звуковыми модулями Линчевской «Дюны» гораздо меньше, чем между тем, что создал писатель, и тем, как это исказил режиссёр. Возможно, в этом одна из причин того, что успех у публики «Дюны» не идёт ни в какое сравнение с творением Лукаса, от руководства съёмкой которого Линч отказался. Махина романа Герберта оказалась для режиссёра неподъёмной, хотя возможно, «Дюна» просто стала жертвой монтажа.

Фильм асимметричен, он начинается неспешно и очень детально, хотя и с самого начала серьёзно искажая сюжет книги. К двадцать шестой минуте экранного времени действие добирается только до сцены с Гом Джаббаром, которая в книге находится на пятой странице. Причём снята эта сцена просто блестяще, во всех подробностях, а главное точно передавая смысл этого ключевого для понимания всего сюжета момента. Юный дебютант Кайл МакЛоклен в дуэте с Сильваной Мангано играют блестяще, накаляя обстановку по обе стороны экрана до предела.

Но продолжать дальше в том же духе было невозможно. Известно, что Дэвиду Линчу пришлось сокращать экранное время фильма с четырёх часов до максимально позволительных для того времени двух, однако и четыре часа были явной уступкой режиссёра кинематографическим условностям. Чем дальше по ходу сюжета, тем более действие начинает нестись вскачь, пропуская важные куски, оставляя без объяснения сюжетные повороты, в конце концов экранизация романа становится скорее фантазией, визуальной симфонией Линча на тему романа, чем экранизацией в полном смысле этого слова.

Крупной потерей фильма была его политическая составляющая, хитросплетение интриг и коварных замыслов, тонких ходов, чей эффект проявится только через десятки лет, «ловушек внутри ловушек» и «планов внутри планов», где истина и ложь меняются таким стремительным калейдоскопом, что невозможно становится отличить одну от другой. От всего этого богатства Линч оставляет только основную сюжетную линию. Попавшего под очарование гербертовской мистики режиссёра можно понять. Легендарная и религиозная составляющая мира «Дюны» продуманы глубоко и тонко, а мир фрименов, в котором почти всё является не тем, чем кажется, способен заворожить и менее тонко чувствующие души, чем будущего создателя «Твин Пикса». Но разрушив многомерность романа, Линч — автор сценария оказал медвежью услугу своему фильму, превратив его в помесь госпела и боевика, хотя «Дюна» — ни то, ни другое.

Особенно заметно это проявляется в концовке фильма, которая следует только формальной цепочке событий романа, но изображает их кардинально по-иному, комкано и зло. Финальные кадры заряжены такой яростью, как будто режиссёр пытался через них сублимировать собственное отношение к работе, вышедшей из-под его контроля и вылившейся совершенно не в то, чем должна была стать изначально. В конце концов, как известно, режиссёр и убрал своё имя из титров, заменив его традиционным Аланом Смити, но, несмотря на все проблемы фильма, почерк и визионерский подход Дэвида Линча к кино видны в каждом кадре «Дюны».

Что ж, с первой попытки оседлать песчаного червя не получилось даже у Пола Атридеса. Снятый в 2000 году мини-сериал Джона Харрисона тоже оказался неудачным — в нём много политики, но совершенно ушла мистическая сторона, отчего сюжет стал ещё более плоским. Теперь надежда на Дэни Вильнёва, который в настоящее время занимается подготовкой новой экранизации романа. Возможно, именно ему удастся стать настоящим наездником песков.

И дюны, и барханы – это подвижные песчаные холмы, сформированные ветром.

В пустынях, на берегах морей и крупных рек ветер легко подхватывает тучи песчинок и уносит прочь. Их поток, летящий низко над землёй, скапливается в виде бугорков у разных небольших преград – кустиков растений, камней, неровностей рельефа. Там, где такие ветры дуют часто, кучи песка растут. Получаются вытянутые вдоль ветра насыпи. С той стороны, откуда дует ветер, он делает их склоны пологими, с противоположной стороны они более крутые, обрывистые. Нередко ветер формирует дюны не только из песка, но и из частичек глины, кристалликов солей, раковинных крошек.

Унесённые ветром

Дюна не знает покоя. Их верхушки «дымятся» – ветер вздымает мелкие частички. Более крупные он тащит вверх по пологому спуску, перебрасывает через вершину и они падают с обрывистой стороны. В итоге весь холм передвигается ветром всё дальше и дальше. А позади, на его прежнем месте снова начинают оседать принесенные порции песка, и образуется новая дюна. Так на обширных открытых пространствах образуются вереницы подвижных холмов. Часто они смыкаются в широкие цепи. В пустыне Такла-Макан (Китай) наблюдали трёхкилометровые дюнные полосы.

Специалисты различают с десяток типичных форм песчаных насыпей. Например, там, где часто меняет направление и силу, образуются дюны, похожие на пирамиды. Они растут не в бок, а вверх. В Сахаре дюны достигают высоты 100-этажного небоскрёба! А самые высокие стационарные дюны украшают пустыню Бадын-Джаран на севере Китая. Высота некоторых из них достигает 500 м. От перемещения и развеивания их защищают почвенные воды, не дающие песку полностью высохнуть.

Скорость движения дюн иногда превышает сто метров в год, но обычно она гораздо меньше (10-20 м/год). Вдоль нижних краёв дюн воздушные потоки слабее. Плюс к тому, снизу песок подпитывается влагой подстилающего грунта. Поэтому эти края успевают зарасти травой с жёсткими, часто ветвистыми стеблями и глубокими корнями. Растения тормозят движение дюнных краёв, середина же продолжает ползти, дюна становится ýже, но длиннее. Если ветры несильны и непостоянны, дюна может покрыться кустарником, деревцами и превратиться в небольшой зелёный холм.

Кстати, растительность – главное отличие дюн от барханов. Те совершенно голые, поэтому и движутся быстрее, и форма у них более причудливая.

Враги или друзья?

Ползущие горы песка могут принести немало неприятностей. Они мешают строительству, засыпают поля, сады, лесополосы, дороги и усадьбы. В XVIII веке нашествие дюн на северо-западе Франции целиком погребло пару городков. А в тамошнем посёлке Сулан песком засыпало даже колокольню местной церкви. Правда, дюны постепенно ушли дальше, и через сотню лет строения удалось полностью освободить из песчаного плена.


В то же время, дюны придают своеобразную красоту многим регионам и ландшафтам (например, Куршской косе в Калининградской области). Песку и ветру могут быть благодарны археологи – песчаные курганы хоронят развалины древних городов, сохраняя их для будущих раскопок. Ну, а любителям пляжного отдыха дюны обеспечивают укрытие от ветра и уединение.

О чём поют дюны

На Земле есть десятки мест, где песчаные холмы можно не только увидеть, но и услышать. Они издают звуки, напоминающие писк, скрежет, дребезжание, ворчание собаки, жужжание пропеллера.

Прогуливаясь по прибрежным дюнам, можно услыхать под ногами короткие мелодичные посвистывания. Другой вариант – «гудящие» дюны пустынь. Вибрирующий гул возникает, когда с высоченных дюн осыпается песчаная лавина. Он, бывает, разносится за 10 км и слышен до 15 минут. Ноги при этом иногда ощущают лёгкие колебания почвы.

В древности считали, что в «поющих песках» слышны голоса призраков и злых местных духов, которые живут в дюнах. Явлению не могут найти чёткого научного объяснения до сих пор. Разработано несколько теорий, но в каждой есть свои изъяны.Твёрдо ясно одно: звук возникает от движения сухих горячих песчинок.

Любители экспериментов не раз ставили опыты с песком. Удавалось даже заставить «гудеть» кристаллики поваренной соли. Выяснили, что малейшая влажность заставляет песок замолчать. С другой стороны, «умолкший» песок может зазвучать после промывания. Возможно, посторонние частички (например, пыль от истирания частиц) мешают «подать голос».

Разгадку искали в том, что «поющие пески» состоят из частиц одного размера и, к тому же, очень гладкие. Однако в опытах отсортированный по размеру и шлифованный песок категорически отказывался «пищать» или «гудеть». К тому же, заметная часть песчинок гудящей Песчаной горы в пустыне Калахари оказалась шероховатой и угловатой.


Феномен пытались объяснить тем, что кварцевые песчинки легко электризуются. Но потом выяснили, что «лающие» пески на Гавайях состоят не из кварца, а из частиц раковин моллюсков и панцирей микроводорослей.

Площадь звучащих дюн Земли резко сокращается: транспорт, массовый туризм, загрязнение окружающей природной среды… Смогут ли наши потомки послушать «поющие» дюны и удивиться этому загадочному голосу природы?

Дюны в природе распространены там, где есть песок и ветер. Они являются неотъемлемой частью Сахары, не редки на берегах Аральского моря, в пустыне Атакама (Чили), попадаются в дельте сибирской реки Лены и наблюдаются возле Байкала. Иногда эти песчаные образования называют барханами, что не меняет их сути.

Как образуются дюны

Всё начинается с маленького песчаного бугорка. Образуется он возле камня или куста растения. В этом месте ветер, несущий песчинки, расстаётся с ними, и они оседают на земле. Крошечный холмик постепенно растёт и превращается в преграду для ветра. Если тот долго дует в одну сторону, то образуется большой холм. С наветренной стороны он пологий и вогнутый, а с подветренной крутой и выпуклый.

Так и образуются дюны. Их внешняя форма во многом зависит от силы и направления ветра. Если тот дует в одну и ту же сторону, а растительности практически никакой нет, то в этом случае песчаные холмы представляют собой длинные и волнистые складки. Их гребни располагаются под прямым углом к направлению ветра.

Схема образования дюны и её движения за счёт переноса песка ветром

В тех местах, где песка мало, песчаные холмы напоминают по форме наконечник копья. Но ветер редко дует в одну сторону. Гораздо чаще он меняет направление и заставляет песок образовывать другие формы. Чаще всего песчаные холмы приобретают форму звезды с расходящимися в стороны многочисленными лучами. Гребни у них в этом случае крутые и сходятся в одной точке. При этом вершины может достигать в высоту нескольких десятков метров.

Такие песчаные образования малоподвижные и способны сохранять первоначальную форму много лет и даже столетий. Примером могут служить дюны в Бискайском заливе. Там, вдоль побережья Франции, тянется гигантская полоса песка. Её ширина доходит до 8 км, а высота до 100 метров. Также на Куршской косе (Балтийское море) встречаются песчаные горы высотой до 60 метров.

Движение дюн

Подчиняясь силе ветра, песчаные горы могут двигаться. Правда, скорость у них небольшая и не превышает 10 метров в год. Ветер перегоняет песок с одного склона на другой и как бы заставляет дюну ползти, оставляя позади себя изрытую воронками котловину.

Там, где проходит песчаная гора, остаётся безжизненная почва. Ветер при этом выдувает у подножия песчаных образований целые лабиринты оврагов. Иногда песок движется на человеческое жильё. В этом случае люди вынуждены покидать свои дома.

На Куршской косе 300 лет назад песок накрыл рыбацкую деревню. Прошли столетия, и песчаная гора, двигаясь дальше, начала освобождать засыпанные строения. Освободила она и старое кладбище. Из земли при этом начали появляться полусгнившие гробы и человеческие кости.

Вид на дюны сверху

Растительность возле дюн

Дюны в природе неразрывно связаны с растительностью. Только ей по силам остановить движение сыпучих песчаных холмов. Растения сковывают неуклонное движение песка вперёд. Но жить на песчаной горе или рядом с ней растениям нелегко. У них, как правило, длинные разветвленные корни, которые позволяют добывать воду на большой глубине. Листья покрыты восковым налетом и свернуты в трубочку. Это позволяет им более экономно и рационально расходовать влагу.

Среди дюн живёт морская горчица. Представляет она собой однолетние растение с упругим стеблем. Её главным преимуществом является скорость. Растение быстро цветёт, даёт семена, а затем стебель трансформируется в перекати-поле. Ветер его подхватывает, несёт, и семена рассеиваются.

Растения вначале обживают подножия песчаных гор с той стороны, откуда песок уже ушёл. Первой появляется полынь, затем букашник, астрагал, булавоносец. После этого на почве закрепляется песчаная осока. У неё очень крепкое и длинное корневище. Постепенно формируется жизнеспособная почва, которую покрывают мох и кусты ивы.

Всё это со временем останавливает движение песчаной горы. Она начинает обрастать кустарниками и лесом. В нём селятся птицы и звери. Однако данный процесс может продолжаться сотни лет.

Иногда дюны издают тихую и грустную мелодию. Это ветер подхватывает несчётное число песчинок, а те сталкиваются друг с другом и генерируют звуковой эффект. Неискушённым людям может показаться, что это бог ветра медленно перебирает струны на своей арфе.

Думаете, все песчаные дюны похожи друг на друга? Подумайте еще раз! Ниже приведены некоторые способы, как отличить песчаные дюны друг от друга.

Песчаные дюны являются удивительными творениями природы. Это курганы, состоящие их рыхлых зерен песка, поднятых ветром и собранных в одном месте, формируя небольшой холм. Песчаные дюны не могут появится без песка и ветра. Большинство дюн образуются в пустынях и на песчаных пляжах. Огромные песчаные дюны в пустыне Сахара называются песчаными морями. Понимание типов песчаных дюн и их формирование способствует развитию таких инфраструктурных объектов, как газовые и нефтяные месторождения. Это также помогает контролировать движение песка. Пять основных типов песчаных дюн представляют собой звездные, линейные, параболические, барханные и реверсивные песчаные дюны. Скорость, турбулентность и направление ветра определяют формы песчаных дюн. Кроме того, количество доступного песка также влияет на их тип. Например, звездные дюны образуются только когда есть большое количество песка.

Звездные

Звездные песчаные дюны имеют пирамидальную форму. Они формируются в местах с многонаправленными и сильными ветровыми режимами. Кроме того, для их образования требуется большое количество песка. Звездные дюны растут вверх и наружу. Они имеют три или более хребта, которые исходят от центральной точки. Поверхность скольжения звездных песчаных дюн продолжает меняться в зависимости от потока ветра. Помимо формы пирамиды, звездные дюны являются самыми высокими дюнами на Земле. Например, звездные дюны в пустыне Бадын-Джаран в Китае достигают 500 метров в высоту. Еще один пример звездных дюн находится в Большом Восточном Эрге пустыни Сахара. В других пустынях звездные дюны образуют около топографических барьеров вокруг краев песчаных морей. Звездные дюны составляют 8,5% от всех песчаных дюн в мире. Другие места, где встречаются дюны-звезды включают Мексику, а также восточный Рубаль Хали, расположенный на арабском полуострове.

Линейные

Линейные песчаные дюны - самый длинный тип песчаных дюн на планете. Они могут простираться на 120-200 км, например, в пустыне Сахара. Кроме того, они прямые, регулярные и змеевидные по форме. Характерной особенностью линейных песчаных дюн является хребет. Дюны кажутся изолированными и крупными симметричными пиками. Километры гравия, песка и скалистых промежуточных коридоров отделяют их друг от друга. Помимо прямой формы, некоторые линейные песчаные дюны объединяются в Y-образную форму. Для образования линейных песчаных дюн требуются сильные ветра с обоих направлений. Проще говоря, линейные дюны формируются в двунаправленных ветровых режимах. Большинство из них появляются в пустынных местах, где между дюнами есть бесплодная земля. Также, линейные дюны имеют длинные оси, которые простираются в направлении движения песка.

Параболические

Параболическая песчаная дюна - это перевернутая дюна в форме полумесяца, в которой есть кончики с привязкой к растительности. Иногда кажется, что они U-образные. Концы параболической дюны указывают на направление по ветру. С другой стороны, крутая поверхность скольжения указывает на подветренную сторону. Самая длинная известная параболическая дюна, когда-либо зафиксированная, имеет продольный рычаг длиной почти 12 км. Параболические дюны образуются, когда на концах песчаной дюны начинает появятся растительность. Для их образование требуется умеренное количество песка и сильных ветров. Большинство параболических песчаных дюн образуются вблизи береговых зон, и, как правило, их можно встретить в прибрежных пустынях.

Барханы

Барханы - это дюны в форме полумесяца. У них есть крутой скользкий склон, а концы указывают в направлении от ветра. Дюны отделены друг от друга и постоянно двигаются по поверхности бесплодных пустынь. В большинстве случаев образование барханов происходит там, где есть ограниченные участки песка. Фактически, пустыни, которые имеют много барханов, являются внутренними и открытыми. Барханы - самый распространенный тип песчаных дюн по сравнению с другими, встречающийся как на Земле, так и на Марсе. Они более широкие, чем длинные, и могут быть длиной 9-30 м и шириной 370 м.

Барханы образуют там, где ветер дует последовательно с одного направления. Они движутся быстрее по поверхностям пустыни, чем любые другие дюны, поэтому барханы являются самыми быстро движущимися песчаными дюнами. Скорость их движения может составлять от 1 до 100 метров в год. Например, в китайской провинции Нинся группа дюн ежегодно передвигалась на 100 м в период с 1954 по 1959 года. Западная пустыня в Египте также имеет барханы, пересекающие пустыню со скоростью, близкой к дюнам в Нинся. Крупнейшие барханы на Земле находятся в пустыне Такламакан, Китай. Барханы также встречаются на морских пляжах.

Реверсивные

Реверсивные песчаные дюны можно найти в областях, где ветер периодически меняет свое направление. Ветер, дующий в противоположных направлениях, имеет сбалансированное сочетание продолжительности и силы. Примеры реверсивных песчаных дюн находится в Альгодоне, Калифорния. Эти дюны образуются там, где осадки в изобилии. Реверсивные песчаные дюны могут перемещаться горизонтально на ограниченное расстояние из-за сезонных сдвигов в направлении ветра. Они имеют две поверхности скольжения: первичную и вторичную. Вторичная поверхность скольжения указывает на противоположное направление относительно первичной основной поверхности скольжения. Реверсивные песчаные дюны растут вертикально.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Трудно представить себе пустыню без дюн. Высота этих песчаных гор порой может достигать ста – ста пятидесяти метров. Стоит отличать дюну от барханов. И хотя оба эти представителя пустыни очень похожи друг на друга, дюна, в отличие от бархана имеет менее мощные края, которые практически всегда фиксируются и прорастают растительностью, а вот центральная часть дюны никогда не зарастает и всё время движется. Барханы же всегда выпуклой частью направлены в сторону ветра, их края совершенно ничем не фиксированы, да и движутся они намного быстрее.

Тот, кто считает, что дюны можно встретить только в Сахаре, глубоко ошибается. Дюны можно встретить и на берегах Аральского моря, и в дельте реки Лена, и в окрестностях Байкала…Так что дюна – это не только какая – то диковинка в природе таких далёких африканских пустынь, но и самая обычная вещь нашего пейзажа. Вот только в России дюны – это песчаные горы на берегах рек и озёр, а в местах, где нет воды, эти горы называются барханами. И ничего здесь не поделаешь.

Дюна появляется с небольшого песчаного бугорка. Причём для её образования обязательно должен быть камень или растение. Ведь именно на таком месте ветер, который несёт миллион песчинок, замедляет свой ход, и песчинки одна за другой задерживаются возле этого естественного препятствия. Постепенно бугорок будущей дюны растёт всё выше и выше, песчинок становится всё больше и больше. Со временем наветренный склон новорожденной дюны становится пологим и вогнутым, что происходит под действием ветра, а вот противоположный – более крутой и выпуклый. Именно поэтому вся жизнь дюны подчинена её хозяину – ветру. И не только рождение дюны и её рост, но и форма, и облик, и движение. Те дюны, которые росли под ветром, дующим с одной стороны, похожи на длинные волнистые складки или гребни. А вот если дюна родилась там, где мало песка, а ветер так же дует только в одном направлении, дюна похожа на копьё с острым кончиком.

Но постоянное направление ветра – это большая редкость. Ведь чаще всего ветер дует то с одной стороны, то с другой, и вот именно под таким ветром и рождаются самые красивые дюны в форме звезды с многочисленными лучами. Вот такие дюны могут сохраняться не одну сотню лет.

Не секрет, что дюны практически постоянно находятся в движении. За год они могут преодолеть расстояние до двадцати метров. Однако ничего хорошего это движение не приносит. Ведь дюна порой движется в сторону не самой пустыни, а в сторону зелёной травы и плодородной почвы. А во время движения этот гигантский песчаный холм завоевывает себе всё большее и большее пространство, оставляя после себя горы песка и высушенные растения. Иногда разрушали и человеческие поселения. Например, в семнадцатом веке одна из огромных дюн просто накрыла рыбацкий посёлок. Через сто лет, когда эта дюна решила пойти дальше, из-под неё стали появляться человеческие останки, рыбьи кости и развалины деревни…

Конечно, справиться с дюнами природа может и сама. Иногда на её краях начинает расти маленькая и скромная травка, которая называется морская горчица. Вслед за неё появляются песчаная осока и булавоносец. Эти растения не дают песку двигаться дальше. Затем появляется и первая примитивная почва, на которой начинают расти мхи и кусты. А потом очередь приходит и за деревьями. Но на это природе требуется сотни лет…