Библия на татарском языке читать. Материалы для миссии на разных языках

Сегодня в 17:00 в Государственном большом концертном зале имени Сайдашева в Казани пройдёт презентация первого в истории полного перевода Библии на татарский язык. Председатель правления Института перевода Библии протоиерей Александр Троицкий рассказал, почему эта книга вызвала интерес среди татар, кто выступал против издания и зачем менять в тексте священного писания Моисея на Мусу.

- Отец Александр, в чём же уникальность этого издания?

Это первое полное издание Библии (Ветхого и Нового Завета) на татарском языке, адресованное всем татарам России как в Татарстане, так и за его пределами. Стоит заметить, что в России полный перевод Библии есть лишь на шести языках: русском, татарском, тувинском, чувашском, удмуртском и чеченском. Четыре из этих переводов осуществлены нашим Институтом переводов Библии, один (чувашский) - Российским библейским обществом.

В нашем переводе Библии мы используем традиционную для татар кораническую ономастику (имена. - Прим. Лайфа ), то есть не Авраам, а Ибрагим, не Моисей, а Муса и т. д.

- А Бог Отец в вашем переводе называется Аллах?

Да. Религиозные термины в нашем издании также выдержаны в татарской мусульманской традиции.

- Были ли ранее попытки осуществить подобный перевод?

Библию переводят на татарский язык уже на протяжении более двух столетий.

В первой половине XIX века Новый Завет и отдельные книги Ветхого переводили на общетатарский, кипчакский языки с коранической терминологией и ономастикой. Это было издание в графике на основе арабского алфавита, ведь образованные поволжские татары владели прежде всего арабским языком и письмом.

С середины XIX века делались переводы Евангелий, Псалтирей и отдельных ветхозаветных книг на язык кряшен (православной этноконфессиональной группы татар. - Прим. Лайфа ), который отличается от татарского литературного языка.

Сами кряшены считают, что они отдельный тюркский народ и возводят свою генеалогию вплоть до жившего в XI-XIII веках в Монголии христианского племени кераитов. Я не специалист, чтобы подтверждать или опровергать такого рода утверждения, но факт в том, что язык кряшен отличается от языка всех остальных татар, особенно в плане имён и религиозных понятий. Переводы библейских книг для кряшен выходили c использованием русских терминов и алфавита на основе кириллицы. Эти переводы выходили практически вплоть до 1917 года и использовались в православном кряшенском богослужении.

Но стоит отметить, что все переводы XIX века были сделаны на архаичный даже для того времени язык, что уж говорить про сегодняшний день. Язык нашего перевода тот же, что используется и в современной научной и художественной литературе.

Наш Институт перевода Библии переводит её на татарский язык с 1975 года. В то время Институт перевода Библии находился в Стокгольме и делал перевод с помощью татар-эмигрантов, причём нехристиан. Понятно, что когда нехристианин переводил Библию, он делал это на основе полученного им когда-то общего образования, то есть как не специалист. Получалось не очень хорошо.

Позже подключились богословские консультанты по работе с Библией. Когда работа была перенесена в Россию, здесь уже в работе приняли участие татарстанские специалисты по переводу. Собственно, перевод Библии делался не в Москве, а в Татарстане с привлечением к этому местных специалистов из вузов и издательств.

Переводился текст напрямую с оригиналов - древнееврейского текста Ветхого Завета и греческого текста Нового Завета.

- Какой тираж у книги и как планируете её распространять?

8 тысяч экземпляров. Тираж будет передан в Татарстанскую митрополию Русской православной церкви, в церкви разных христианских конфессий, в библиотеки и т. д. В том количестве, на какое будет благоволение местных властей, разумеется.

- Кем проводится презентация и кого ждёте на ней?

Презентация книги проводится Институтом перевода Библии при поддержке Татарстанской митрополии. Будут официальные лица республики. Кто конкретно, загадывать не будем. Зал там большой, поместятся все желающие... Интерес, не скрою, очень велик. В марте, когда стало известно о появлении этой книги, многие звонили: и татары из Татарстана, и из Москвы - звонили нам, спрашивали, где можно её найти.

Митрополит Татарстанский Феофан в недавнем интервью упомянул об обеспокоенности, вызванной среди некоторой части татарской общественности появлением этого перевода. Всех волнует, очевидно, не преследует ли целью ваш проект склонить татар к массовому переходу в христианство.

А разве неоднократно осуществлявшийся перевод Корана на русский язык, в том числе с участием тех, кто в XIX веке переводил в Казани Библию на татарский язык (например, Георгий Саблуков), преследовал целью обращение русских в ислам? Речь шла о возможности ознакомиться с качественным русским переводом с арабского священной книги одной из крупнейших религий мира.

Да, сегодня нет проблемы найти и прочесть Библию на русском языке. Но мы знаем, что есть большая разница в восприятии текста на родном и неродном языке. Сегодня есть большое количество людей, которые хотят читать Ветхий и Новый Завет на родном для них татарском языке. В советское время на национальные языки народов СССР было переведено огромное количество творений иностранных классиков. Благодаря этому у представителей этих народов вырос кругозор. Библия же, образы которой лежат в основе многих классических образцов мировой литературы, в силу определённых причин в советское время была под негласным запретом к переводу и распространению.

Напомню также, что Библия неоднократно цитируется в Коране и считается в исламе священной книгой. Собственно, считается таковой не вся Библия, а её части, называемые мусульманами Таурат (Тора, Пятикнижие Моисеево), Забур (Псалмы) и Инжил (Евангелие). Название именно этих книг, названных священными в Коране, и вынесено на обложку нашего издания. Мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что сами мусульмане говорят: мы знаем четыре священные книги, а читаем только одну (Коран). Надо бы ознакомиться и с тремя остальными.

«Вечный Бог зовет Вас к себе» рассказывает о необходимости для спасения принятия христианской веры:

Молитвословы, книги о Православии

  • Молитвос лов на кыргызском языке

Содержит основные христианские молитвы, псалмы, правило ко Святому Причащению. Молитвослов содержит краткое изложение основ христианской веры, рассказывает о последовательности действий для желающих принять христианство и иметь вечную жизнь; также приведен Символ веры свт. Афанасия, подробно излагающий правильное исповедание веры в Святую Троицу - Единого Бога. Книга представлена в виде буклета, готового к печати на принтере. pdf

  • Молитвос лов на татарском (кряшенском) языке

Содержит основные христианские молитвы, псалмы, правило ко Святому Причащению. Молитвослов предназначен для использования в Православных приходах, в основном на территории Республики Татарстан, где богослужение проходит на кряшенском языке.

Книга представлена в формате буклета, готового для распечатывании на офисном принтере с двух сторон. pdf

  • Молебен о заблудших на татарском и церковно-славянском языках

Вышел в свет полный перевод Библии на татарском языке. Тираж составляет восемь тысяч экземпляров, львиную долю книг распространят в Татарстане. Эта новость вызвала неоднозначную реакцию в республике: дескать, зачем татарам, большинство которых исповедует ислам, читать Библию?

Как выяснила «Вечерняя Казань», главную христианскую книгу переводили в Татарстане, редактировали в Москве и Европе, а отпечатали в Беларуси. Координировал процесс, который длился более 23 лет, московский Институт перевода Библии. Книга вышла под грифом РАН. А распространять ее будут бесплатно среди татар в России и в первую очередь в Татарстане - через церковные приходы и воскресные школы.

Рецензенты перевода из Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ назвали издание Библии на татарском проектом «своевременным» и «давно назревшим».

Однако некоторых представителей мусульманского духовенства смутила фраза в официальном релизе Татарстанской митрополии: «Целевая аудитория проекта по переводу Библии на татарский язык - носители татарского языка из мусульманской среды, желающие познакомиться с библейским текстом на родном языке».

Мы, татары-мусульмане, никогда не лезем в чужую конфессию. И не хотели бы, чтоб лезли к нам. Если кто-то это делает, то мы это считаем разжиганием межконфессиональной розни, - заявил «Вечерней Казани» имам-хатыб Закабанной мечети им. 1000-летия принятия ислама Сейджагфар-хазрат Лутфуллин.

В свою очередь митрополит Казанский и Татарстанский Феофан не видит в издании Библии на татарском никакого разжигания.

Когда меня спрашивают, зачем татарам Библия, я задаю встречный вопрос: а зачем надо было Коран переводить на русский? Зачем переводят на разные языки Тору и другие мировые литературные шедевры? А затем, чтобы у людей была возможность прикоснуться к бессмертным ценностям, коей является Священное Писание, - сказал «Вечерней Казани» митрополит. - У нас нет цели обращать татар в православие. Никто никого не заставляет изучать Библию. А знакомиться с книгой гораздо приятнее на родном языке. Мне кажется, каждый культурный человек может да и должен знать мировое достояние.

Книга как часть мирового наследия адресована носителям татарского языка вне зависимости от их вероисповедания, то есть и мусульманам, и православным, и иудеям… Перевод поможет лучше узнать истоки трех великих религий, так как в священных книгах - Торе, Библии и Коране - есть много сходных по содержанию текстов, - отметил в разговоре с «Вечерней Казанью» председатель правления Института перевода Библии, главный библиограф Синодальной библиотеки Московского патриархата протоиерей Александр Троицкий.

Он подчеркнул, что в ходе работы над переводом все материалы были апробированы на носителях татарского языка. То есть до издания текст давали читать татарам - не лингвистам и библеистам, а обычным людям.

При этом на просьбу «Вечерней Казани» назвать имена переводчиков, работавших над переводом Библии в Татарстане, в московском институте ответили отказом, сославшись на то, что в «связи с непростой ситуацией в республике» этим людям желательно остаться инкогнито.

Это известные писатели, редакторы издательств и ученые-лингвисты, - отметили в институте.

Как шел процесс перевода Библии?

Священное Писание - очень объемный, богатый и сложный текст. Первые переводы отдельных книг делались еще в XIX веке с использованием арабской графики. Затем, после почти столетнего перерыва, были попытки частичного перевода в 1970-х. А в 1990-х за перевод всей Библии, от начала до конца, взялся наш институт, - поделилась хронологией событий координатор переводческих проектов Института перевода Библии Наталья Манзиенко.

По словам Манзиенко, двигались от простого к сложному. Начинали с Евангелий. Затем приступили к переводу Ветхого Завета. Сначала переводили небольшие книги - Руфь, Есфирть, пророка Ионы, затем более сложные. За основу был взят синодальный перевод Библии.

Если говорить о технических тонкостях, то каждый переводчик в Татарстане работал над определенными книгами Писания. Работая над Новым Заветом, брали за основу древнегреческий текст с русским подстрочником. А переводя Ветхий Завет, разумеется, опирались на древнееврейский текст.

Затем эти черновики сверяли богословские редакторы в Москве, редакторы-лингвисты, а также консультант по библейским переводам из Объединенного библейского общества Ленард де Рехт. Голландский библеист прекрасно владеет древнееврейским, древнегреческим, русским и татарским языками.

После этого с помощью специальной компьютерной программы все татарские переводы сводились в единое полотно и вновь сравнивались с древними источниками.

То есть шла сквозная смысловая и стилистическая сверка текста самыми разными специалистами, чтобы избежать малейшей неточности или ошибки. Тщательно согласовывались ключевые термины. Особенно важно было точно перевести на татарский язык такие библейские понятия, как Бог, Святой Дух, праведность, благодать… Иногда использовали терминологию, которая уже вошла в татарский язык из Корана. Например, Иисус Христос в переводе передано как Иса Масих - Иисус Мессия, - привела пример Наталья Манзиенко.

Добавим, что это пятый полный перевод Библии в России на неславянские языки после чувашского, тувинского, чеченского и удмуртского.