Анатолий фиолетов, биография, творчество, известные стихотворения. Смотреть что такое "Анатолий Фиолетов" в других словарях

Анатолий Фиолетов (настоящее имя – Натан Беньяминович (Вениаминович) Шор, вариант псевдонима – Анатолий Васильевич Фиолетов) – поэт.

Родился в Одессе 26 июля 1897 года. Мать его, Куня (Екатерина) Бергер, была дочерью банкира, отец Беньямин (Вениамин) Шор – купец 2 гильдии. Через некоторое время семья переехала в Никополь, где 30 мая (ст. стиль) 1899 года родился второй сын, Осип (Остап) Шор. По воспоминаниям, в Никополе у В. Шора был магазин колониальных товаров. В 1900 г. семья вернулась в Одессу. В 1901 году умер от сердечного приступа отец. Через несколько лет Е. Бергер вторично вышла замуж за петербургского купца Давида Раппопорта, и родилась Эльза, ставшая впоследствии известной художницей.

Натан поступил вначале в частную мужскую гимназию М.М. Иглицкого, в 1912 перешел в шестой класс частной мужской гимназии И.Р. Раппопорта. Надо отметить, что единственная пятерка была у него по французскому языку, две четверки – по законоведению и философской пропедевтике. По всем остальным предметам, в том числе и по русскому языку, у него были тройки.

В феврале 1914 года газета “Одесская копейка” опубликовала стихотворение “Мери”, подписанное “А. Фиолетов”. В июне того же года состоялось первое публичное выступление – П. Пильский отобрал группу молодых поэтов и устроил несколько вечеров. Среди выступавших были Э. Багрицкий , В. Катаев и А. Фиолетов. Критика единодушно отмечала талант Фиолетова. “Главная заслуга вечера в том, что он показал одесской публике двух молодых, еще нигде не печатавшихся, но, безусловно имеющих право на внимание публики поэтов – гг. Багрицкого и Фиолетова”. В 1914 вышла и единственная книга “Зеленые агаты”. Стихи Фиолетова с 1915 по 1917 гг. печатались в альманахах “Серебряные трубы”, “Авто в облаках” (1915), “Седьмое покрывало” (1916), “Чудо в пустыне” (1917). “У г. Анатолия Фиолетова – фамилия точно с мармеладной коробки, точно на заказ для декадента – но в рифмованных строчках есть та наивная мысль, какая делает поэта”, – писали критики. 26 апреля 1916 года на вечере молодых поэтов в Литературно-артистическом клубе присутствовал И. Бунин , Фиолетов читал свои стихи “Щелкунчик и мышиный князь” и “Художник и лошадь”.

Наиболее известны строки из стихотворения А. Фиолетова “О лошадях”, опубликованного в альманахе “Седьмое покрывало” (1916):

О, сколько самообладания

У лошадей простого звания,

Не обращающих внимания

На трудности существования!

В разное время их цитировали И. Бунин , А. Ахматова , В. Мая-ков-ский .

После окончания гимназии в 1916 году Фиолетов получает отсрочку от военной службы для поступления на юридический факультет Новороссийского университета. В феврале 1917 года он, как и многие студенты-юристы, попал в уголовный розыск. Примерно в это же время он познакомился с молодой поэтессой Зинаидой Шишовой , которая стала его женой. Из-за работы в уголовном розыске участие Фиолетова в литературной жизни стало менее активным, он изредка участвовал в вечерах Студенческого литературно-художественного кружка. 24 октября 1918 года состоялось его последнее выступление. 27 октября газета “Одесская почта” сообщила: “Около 4-х часов дня инспектор уголовно-розыскного отделения, студент 4-го курса Шор в сопровождении агента Войцеховского, находясь по делам службы на «Толчке», куда они были командированы для выслеживания важного преступника, решил поговорить по телефону. Для этой цели Шор вошел в одеяльно-матрацную мастерскую Миркина. Едва он очутился в мастерской, как туда вслед за ним вошло трое каких-то субъектов. Шор, войдя в магазин, опустил руку в карман, чтобы, по-видимому, достать револьвер. Но не успел он этого сделать, как один из неизвестных выхватил револьвер и произвел в него выстрел. Вслед за тем другой из компании неизвестных произвел выстрел в агента Войцеховского, который успел выбежать на улицу. Выстрелами Шор и Войцеховский были убиты. Это произошло в последние дни австро-немецкой оккупации Одессы”.

Позднее в “Окаянных днях” И. Бунин ошибочно приписал его убийство большевикам. В издательстве “Омфалос” в 1919 году планировалось издание сборника А. Фиолетова “Стихи (посмертный сборник)”. Фиолетову посвящена (в рукописном варианте и первой публикации в журнале “Силуэты” в 1922 г.) поэма Э. Багрицкого “Трактир”. История убийства Фиолетова описана в книге В. Катаева “Алмазный мой венец”, но, по Катаеву, его убили по ошибке, спутав с братом.

В действительности же инспектор уголовно-розыскного отделения Шор, работавший, как писали газеты, “с первых дней революции”, был убит бандитами не по ошибке. Впрочем, даже в те годы многие недоумевали, как совмещались тонкие, лирические стихи и кровавая, грязная работа в уголовном сыске.

В 2000 году Всемирный клуб одесситов (совместно с Одесским литературным музеем) издал тиражом 100 экземпляров книгу “Анатолий Фиолетов. О лошадях простого звания” (Сост. Е. Голубовский).

Алена Яворская, зам. директора по научной работе
Одесского литературного музея

ИТАК, ИТОГ

В истории литературной Одессы есть период, о котором написаны десятки книг, сотни статей. Это двадцатые годы. Иногда кажется, что об этом уже все всем известно. Имена Юрия Олеши, Ильи Ильфа, Эдуарда Багрицкого начали покрываться хрестоматийным глянцем. Но нет-нет, и совершается открытие.

На рукописи своей первой большой поэмы "Трактир" Эдуард Багрицкий четко вывел: "Памяти Анатолия Фиолетова". Это был едва ли не единственный случай, когда Багрицкий посвятил кому-то свои стихи. Но поэт не ограничивается именем и фамилией человека, который сегодня уже никому не известен, - он пишет стихи, посвященные Фиолетову.

Печальной памяти твоей
Я строки посвящаю эти:
О нищете пустынных дней.
О голодающем поэте.
Я знаю, ты стоишь за мной,
Тайком давая указанья...

Кто же это, чье право давать себе "указанья" признавал Багрицкий?

Внимательно изучаем томики его стихов. Стихотворение "Перед отъездом" Эдуард Багрицкий написал, когда его призвали в армию. И в нем две строчки:

Придет Анатолий Васильевич или нет?
Придет ли проститься с поэтом, на войну уезжающим?

Кто он такой, Анатолий Васильевич? Автор примечаний к стихам, близкий друг Багрицкого, поэт Владимир Нарбут, пишет:
"Анатолий Васильевич - поэт А. Фиолетов, один из близких друзей Багрицкого; погиб в конце 1918 года от руки бандитов.
Багрицкий высоко ценил творчество А. Фиолетова и особенно его самого, как талантливую, незаурядную личность". Талантливый поэт, незаурядная личность. Но кто, где, когда читал его стихи? Кто, что знает о нем самом?

НА СЛУЖБЕ В УГОЛОВНОМ РОЗЫСКЕ

Итак, вернемся к сведениям, которые сообщает В.Нарбут. Поэт Анатолий Фиолетов погиб в Одессе 80 лет тому назад. Сведения, прямо скажем, не слишком оптимистические для начала поисков.

В памяти старожилов сохранялись некоторые подробности смерти Фиолетова, причем абсолютно разные. По одной версии, его застрелили на улице налетчики. Согласно другой, Фиолетова убили те же налетчики, приняв его за брата - сотрудника уголовного розыска. Третья же версия, наиболее часто упоминаемая: не брат, а сам Фиолетов служил в угрозыске и погиб во время боевой операции.

Так или иначе, имя Фиолетова связывалось с уголовным розыском... Это уже была хоть и тоненькая, но все же нить для дальнейшего поиска. И именно она все осложнила. Выяснилось, что никаких документов Одесского уголовного розыска 1918 года не сохранилось.

Прошел год с начала наших поисков, но знали мы о Фиолетово не намного больше, чем вначале. Правда, к тому времени мы имели фотографию, которую передала нам Л. Г. Багрицкая, вдова поэта. На ней Эдуард Багрицкий и Анатолий Фиолетов в Одессе в 1917 году.

Посчастливилось найти человека, который работал с Фиолетовым. По рассказу старейшего одесского юриста И. В. Шерешевского, после Февральской революции 1917 г. на Преображенской улице помещалась милиция, в которую входил и сам розыск. Состав сотрудников был чрезвычайно разношерстным. Тут и "король одесского розыска" Гончаров, который пришел из старого сыска, и новичок-интеллигент, который не умел даже держать оружие, и студенты университета. Среди них - будущий юрист, а пока что инспектор розыскного отдела Фиолетов.

С Фиолетовым я познакомился, - рассказывал Илья Вениаминович, - в начале лета 1917 года, когда начал работать в милиции. Тогда там служил еще и брат Фиолетова - Остап Шор.

После этого показалась справедливой версия, по которой Фиолетова убили, спутав с Остапом. Но самое удивительное было впереди. Оказывается, что осенью 1917 года все студенты, в том числе и Анатолий с Остапом, были уволены из розыска. Выходит, что смерть Фиолетова никакой связи с угрозыском не имела: ведь он погиб через год, в конце 1918-го.

Осенью 1917-го, - заканчивал свой рассказ Илья Вениаминович, - я потерял из поля зрения Фиолетова. Слышал, что он погиб. А от Остапа Шора мне как-то через несколько лет передали привет из Москвы. На память о Фиолетове осталось вот это.

Илья Вениаминович показывает одесский поэтический альманах "Чудо в пустыне" с автографом "уважающего инспектора и любящего Анатолия Фиолетова". Позднее такой же альманах с автографом А. Фиолетова - А. А. Скальковскому мы увидели у профессора А. В. Недзведского, который знал о наших поисках, подарил его одному из нас.

ВСТРЕЧА НА ТВЕРСКОМ БУЛЬВАРЕ

Понадобилось много времени и помощь многих людей, прежде чем было назначено это свидание на Тверском бульваре. Свидание с Остапом, братом Анатолия Фиолетова, с человеком, который послужил Ильфу и Петрову прототипом для создания образа Остапа Бендера.

О брате как о поэте вряд ли я могу вам что-нибудь сообщить, сразу сказал Остап, - а вот обстоятельства его смерти я до сих пор помню во всех деталях.

Дело в том, что после уголовного розыска Анатолий вернулся... в уголовный розыск. Он все время ощущал потребность в острых действиях, в смене впечатлений. Это помогало ему писать стихи. В это время И. В. Шерешевский там уже не работал, поэтому он об этом, естественно, ничего не знал.

Днем 14 ноября 1918 года Анатолий и агент угрозыска Войцеховский были на задании в районе Толкучего рынка. Возвращаясь, они зашли позвонить по телефону в мастерскую, которая помещалась на Большой Арнаутской в доме №100. Следом за ними туда вошли двое неизвестных. Один из них подбежал к Анатолию. Анатолий сделал попытку вынуть из кармана пистолет, но незнакомец, который стоял в стороне, опередил его. Пуля догнала и Войцеховского, опытного старого работника, хоть он и попытался выскочить из мастерской.

Как потом удалось выяснить, за Анатолием и Войцеховским неизвестные следили еще на толкучке и, воспользовавшись тем, что они вошли в небольшое помещение, свели счеты с сотрудниками уголовного розыска.

В старых одесских газетах за эти числа вы сможете найти некрологи и от семьи, и от "Зеленой лампы", и от жены Анатолия - поэтессы Зинаиды Шишовой.

Я был младше Анатолия и плохо помню его окружение. Часто к нам домой приходил Эдуард Багрицкий. Он дружил с Анатолием. Издавался какой-то гимназический журнал. Возможно, оба принимали в нем участие. Но точно не помню. Стихи Анатолия нужно искать в периодике.

В КУРГАНАХ КНИГ

Где печатался поэт Анатолий Фиолетов? Что успел издать? В примечаниях к произведениям Эдуарда Багрицкого В.Нарбут называет сборник "Зеленые агаты", который был издан в Одессе в 1914 году. И все-таки существование этого сборника казалось еще одной легендой, которая возникла вокруг имени Анатолия Фиолетова. Ни в одном из одесских книгохранилищ не удалось обнаружить эту книжку. Может, ее и не было? Особенно настораживал 1914 год, потому что в это время никто из тех, кто позже входил в "Зеленую лампу", и не мог еще мечтать о сборнике. Но книжка все-таки существовала. Посчастливилось найти это одесское издание в Государственной Петербургской Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Тоненькая книжечка в 31 страницу, в ней напечатано 25 стихотворений. В альманахах "Авто в облаках", "Серебряные трубы", "Чудо в пустыне" было найдено еще два десятка стихотворений. Безусловно, Фиолетов печатался во многих периодических изданиях, выходивших тогда в Одессе. Нашли мы и опубликованные, уже после смерти поэта его друзьями, стихи в харьковских журналах, в феодосийском альманахе "Ковчег".

Очень точно охарактеризовал творчество Фиолетова в статье, посвященной памяти погибшего друга и опубликованной в Одессе в 1918 году, Борис Бобович.

"В его наивных, немного детских, немного ироничных стихах такая бездна художественной утонченности, такая гармоничная волна хорошего вкуса и благородного чутья, такая чарующая доброта..."

За несколько лет творчества этот поэт прошел сложный путь. В его стихах чувствуется влияние Маяковского (вспомним, стихи Маяковского и Шершеневича одесситы включили в свой альманах "Чудо в пустыне"), но все же о Фиолетове в 1916-1918 годах можно уже говорить как о сложившемся поэте, близким по духу к русским поэтам-футуристам, таким как Е. Гуро, В. Маяковский, В. Хлебников.

Многие считали лучшим из того, что было написано одесситами в те годы, "Предутренний час" Фиолетова и его стихи о животных - "О собаках" и "О лошадях". Сквозь годы эмиграции в памяти пронес их Иван Бунин, оставшись в России цитировал Валентин Катаев, а еще есть сведенья, что помнили их Анна Ахматова, Владимир Набоков.

В конце XX века, из курганов текстов мы достаем, как драгоценность, эти юношеские стихи и дарим их новым читателям.

БЫЛ ЛИ ВТОРОЙ СБОРНИК?

Какова судьба рукописей поэта? Его поэтического наследия? Есть ли надежда найти еще что-нибудь?

Последние произведения Фиолетова при его жизни были опубликованы в начале 1917 года. После этого он жил и писал стихи еще полтора года. Их обещало напечатать в сборнике "Посмертные стихи" одесское издательство "Омфалос".
Осуществило ли оно свои планы, которые неоднократно анонсировало - сказать трудно. Нами этот сборник не обнаружен. Думаем, его не было - красные смели маленькое издательство, как и его издателей. Был второй сборник или же нет - в любом случае остается надежда найти рукописи. Найти рукописи и отдать на суд времени: пусть эпоха делает выбор - останутся ли стихи фиолетова среди живых или же попадут в литературные памятники. Кстати, часть рукописей издательства "Омфалос" поэт М. Лопатто увез в Италию, так что надежды небеспочвенны...

Но в любом случае нам показалось, что сейчас, в конце века, подводя итоги тому, что сделано одесской литературной школой, нужно переиздать сохранившиеся, найденные в периодике стихи Анатолия Фиолетова, поэта, чьи строки цитировали в своих книгах Иван Бунин и Валентин Катаев.

Евгений Голубовский, Александр Розенбойм

ИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

DOI 10.22455/2541-8297-2017-5-8-33 УДК 821.161.1

Неизданные стихи из архива Анатолия Фиолетова

Н.А. Богомолов

Аннотация: Публикация посвящена творчеству одесского поэта Анатолия Васильевича Фиолетова, погибшего в юном возрасте и ставшего одной из легенд «южно-русской школы» отечественной литературы. В статье прослеживается история публикации наследия А.В. Фиолетова, судьба его архива. В приложении впервые публикуются стихи из архива А.В. Фиолетова, сохранившиеся в частном собрании.

Ключевые слова: А.В. Фиолетов, «южно-русская школа», Одесса, поэзия 1910-х, архивы.

Имя Анатолия Васильевича Фиолетова (Натана Беньяминовича Шора, 1897-1918) вошло в легенды «южно-русской школы». Выходец из богатой семьи, он первым из всей этой группы сумел издать сборник, включавший 25 стихотворений. В год выхода книги ему исполнилось 17 лет. После этого он стал участником всех знаменитых одесских авангардистских поэтических альманахов, кроме первого («Шелковые фонари»)1, немного публиковался в других изданиях. В 1917-1918 годах он был сотрудником одесского уголовного розыска и его застрелили бандиты. Несколько стихотворений было опубликовано посмертно, прошли вечера его памяти, но после того, как большинство авторов южно-русской школы разъехались по разным городам, печатно Фиолетова вспоминали все реже, хотя помнили многие. Прежде всего, конечно, родные: брат, который почти официально считается прототипом Остапа Бендера2, и

1 Подробнее о них см.: Лущик С.З. Чудо в пустыне: Одесские альманахи 1914-1917 годов // Дом князя Гагарина: Сборник научных статей и публикаций. Одесса, 2004. Вып. 3. Ч. 1. С. 166-236.

2 См.: Лебедев Вадим. Секретное досье Остапа // Совершенно секретно. 1998. № 9. С. 26-27. Вырезанная из газеты статья сохранилась в архиве, о котором далее пойдет речь. Осип (Остап) Шор (1899-1978) также был сотрудни-

единоутробная сестра Эльза Давидовна Рапопорт (1913-1998)3. Но хорошо помнили его и другие. Тон задал В. Катаев, в романе которого «Алмазный мой венец» Фиолетов описан4. Вершиной второй волны воспоминаний стал выход в Одессе тиражом в 100 экземпляров сборника стихов Фиолетова5.

2017 год можно считать мощным началом третьей волны. Издательство «Salamandra P.V.V.», размещающее книги исключительно в интернете, пополнило свою серию «Библиотека авангарда» сборником стихов Анатолия Фиолетова «Деревянные фаготы», где вступительную статью и послесловие написала А.Л. Яворская, а составителем и автором комментариев выступил С. Шаргородский. В него вошли: сборник стихов «Зеленые Агаты», стихотворения из одесских альманахов (и харьковского сборника «Сад поэтов»), а также стихи, в эти издания не попавшие и опубликованные посмертно, то есть все, введенные до сих пор в оборот (см.: https://salamandrapvv.wordpress.com/2017/09/01/а-фиолетов-деревян-ные-фаготы/). Казалось бы, с выходом этого сборника работа над собиранием текстов Фиолетова и их распространение может считаться хотя бы относительно завершенной. Однако по ряду совпадений оказалось, что все не так. Довольно много произведений, не попавших в сборник «Деревянные фаготы», находится в моем распоряжении.

ком уголовного розыска, а затем вел довольно авантюрную жизнь, о которой и повествуется в статье.

3 Родственница Э.Д. Рапопорт (а следовательно, и А. Фиолетова) рассказывала: «13 октября 1997 года открылась ее персональная выставка в Музее кино. За шестьдесят лет работы художником по костюмам она участвовала в создании множества фильмов, среди которых такие известные, как "Два бойца", "Дом, в котором я живу", "Герой нашего времени", "Доживем до понедельника", "А зори здесь тихие", но никогда она не думала о персональной выставке, статьях в газетах, просьбах об интервью. [...] Когда я с дочерью пришла к ней в конце 97 года, она с юмором рассказывала, что наибольший интерес в молодом поколении вызывает ее родство с Остапом и хранящийся у нее архив Анатолия Фиолетова. Во время этой встречи она больше говорила о "Толечке", чем об Остапе» (Камышникова-Первухина Наталья. Остап // Слово^оМ. 2009. № 64. См.: http://magazines.russ.ru/slovo/2009/64/ka8.html). Кстати, эти же воспоминания ставят вечный вопрос о женском возрасте. Мемуаристка пишет, что Э.Д. покончила с собой «за несколько месяцев до девяностолетия» вскоре после закрытия выставки, т.е. в 1998 году, и значит - родилась в 1908 г., а не в 1913, как единодушно указывают все источники в интернете

4 Подробнее см.: Котова М., Лекманов О., при участии Л. Видгофа. В лабиринтах романа-загадки: Комментарий к роману В. Катаева «Алмазный мой венец». М., 2004. С. 201-203.

5 Фиолетов А. О лошадях простого звания / Сост. Е. Голубовский. Одесса: Друк, 2000.

Натан Шор - гимназист. Фотостудия П.Б. Розвала, Одесса. На обороте надпись: На память от Натана тете Мине

Уже довольно давно работавшая некоторое время у нас на кафедре Генриетта Николаевна Гамалея, известный специалист в области телевидения, спросила, говорит ли мне что-нибудь имя Анатолия Фиолетова. Поскольку говорило, она предложила передать мне архив поэта. Я не являюсь коллекционером и потому решился не сразу, но она уверила меня, что ждет публикации тех материалов, которые того достойны. Через некоторое время у меня в руках оказалась небольшая красная папка для бумаг, с золоченой каемкой и оклеенная изнутри бумагой типа «павлиний хвост», которая в XVIII и начале XIX века часто использовалась для форзацев книг.

Генриетта Николаевна рассказала, что ей этот остаток архива незадолго до смерти передала Э.Д. Рапопорт. Больше всего в папке было современных материалов: вырванная из журнала «Новый мир» повесть В. Катаева «Алмазный мой венец», номер журнала «Даугава» с публикацией «Окаянных дней», где Бунин упоминает Фиолетова, большая статья о брате Фиолетова О. Шоре, а также буклет Музея кино, выпущенный к выставке самой Э.Д. Рапопорт в октябре 1997 года, где вступительную статью написала Г.Н. Гамалея, а центральное место (помимо фотографий и рисунков) занимают воспоминания художницы. Но важнее всего, что архив сохранил документы 1914-1918 годов. Центральное место среди них занимает сборник Фиолетова «Зеленые Агаты: Поэзы» (Одесса: Издатель-

Анатол1й Фюлетов.

Титульный лист сборника «Зеленые Агаты» с подписью автора

ство С. Силвер, 1914)6 с владельческой подписью на титульном листе, правкой в тексте некоторых стихотворений и семью вписанными от руки стихотворениями, а также 20 разнокалиберных листов с его стихами, как известными, так и неизвестными. В дополнение к этому в папке находилось «Свидетельство» без какого бы то ни было текста, но с фотографией Фиолетова (точнее, Натана Шора), удостоверенной двумя печатями: «Народная милиция г. Одессы. Комиссар судебной милиции», фотографии (в основном переснятые) братьев Шор, а также вырезки из одесских газет и журналов с сообщениями о смерти поэта, хроникальной заметкой о вечере, где он принимал участие, и статьями его памяти7.

6 В лучшем на сегодняшний день библиографическом указателе русских поэтических книг издательство названо неточно и не указана цена: 30 копеек (см.: Русские поэты ХХ века: Материалы для библиографии / Сост. Л.М. Тур-чинский. М.: Знак, 2007. С. 557).

7 В книге «Деревянные фаготы», о которой пойдет речь, почти все эти материалы републикованы А.Л. Яворской (иногда с сокращениями). Текст хроникальной заметки «Вечер поэтов» (Маленькие одесские новости. 1914. 17 июня) она использовала в статье, объявления о смерти Фиолетова от имени его жены З. Шишовой, одесских литературных организаций и родных полностью воспроизведены, как и заметка в хронике «Одесских новостей», статьи Ал. Соколовского «Памяти поэта Анатолия Фиолетова», автора, скрывшегося за криптонимом «С.», «О мальчике, который любил Андерсена» и «Памяти Анатолия Фиолетова» Б. Бобовича, отчет Стани (С. Радзинского) «Венок поэтов». Ссылка на недавнюю перепечатку статьи Ал. Иновина (К.Б. Бархина) дана в

Оборот титульного листа и первая страница «Зеленых Агатов» со вписанными стихами

Было понятно, что эти материалы необходимо публиковать. Однако я не считал (и не считаю) себя специалистом по истории Одессы, ее литературной жизни первых лет советской власти и ее периодике. Последнее было наиболее убедительным аргументом: на просмотр всех одесских газет и журналов по крайней мере 19141919 гг. (то есть с момента выхода в свет «Зеленых Агатов» и до утихания волн интереса к его памяти) должно было уйти много времени, которого катастрофически не хватало. Потом я узнал, что в Одессе вышел сборник стихов Фиолетова, и это несколько охладило энтузиазм. В 2009 году - сперва по переписке, а затем, в 2011, и лично - я познакомился с Аленой Леонидовной Яворской, заместителем директора Одесского литературного музея по науке, автором и составителем многих отличных книг, посвященных одесской литературной жизни. Тогда возник план издания более полного сборника Фиолетова, где большую биографическую статью о нем должен был написать американский коллега, А.Л. Яворская - собрать материалы из одесской периодики, а я - текстологически приготовить стихи. Увы, в силу разных причин такое издание не состоялось, а потом грянули события 2014 года, и я убрал бумаги Фиолетова в укромное место.

Узнал о готовящемся издании «Саламандры» я поздно, и пока раздумывал, стоит ли публиковать материалы в книге, существую-

тексте. Сразу же скажем, что А.Л. Яворской отысканы и другие газетно-журнальные материалы памяти Фиолетова за 1918-1919 годы.

Служебное удостоверение одесской милиции с фотографией Н. Шора

щей не на бумаге, оно уже вышло как двадцать первый выпуск «Библиотеки авангарда».

Поскольку теперь фундаментальное издание стихов Анатолия Фиолетова существует и доступно, появилась возможность совместить его с материалами архива, что сейчас и происходит.

Наша подборка состоит из следующих разделов:

1. Стихотворения, вписанные рукой Фиолетова в экземпляр сборника «Зеленые агаты»8.

2. Цикл «Заметки и материалы». Беловые автографы на листах, вырванных из тетради в линейку с нумерацией страниц от 7 до 169.

8 Помимо публикуемых здесь впервые, там также записано 2 стихотворения: «Электрические сумерки», без заглавия, и «Иньеса» под заглавием «Инесса» и с разночтениями в ст. 2: «Гордых светловзор, вспыхнув, заблистали», ст. 9-10: «Приказали вы играть мне менуэты / И, вспугнув внезапно пряный сон гостиной», после ст. 22 следует строка точек, ст. 4-3 с конца: «В руку бледную вонзивши кокаина / Из ампулы странно-вычурной и длинной».

9 Помимо публикуемых здесь впервые, там также находятся автографы стихотворений «Опять пришел надменный вечер...» (с пунктуационными разночтениями и с датой УП.1915), «Обои» (под заглавием «Перед рассветом», с датой УП.1915 и с членением на двустишия), «Как холодно розовым грушам.» (под заглавием «В фруктовой лавке», с датой Х.1915; первоначальный вариант ст. 10: «Надев его, стало б теплее»), «Отчего ты не хочешь мне сказать, что любишь, злая.» (под заглавием «Любовь пастуха», без эпиграфа, с датой 20.Х.1915 и с мелкими разночтениями), «Щелкунчик и мышиный князь» (с незначительными разночтениями; дата 17-Х1-15), «Художник и лошадь»

А. Фиолетов, Э. Багрицкий, О. Шор

3. Отдельные стихотворения, написанные на несшитых листах и не систематизированные.

4. Варианты стихотворений, вошедших в «Деревянные фаготы». Мы учитывали только наиболее значительные из них.

Примечания текстологического порядка (иных задач мы перед собой не ставили) к стихотворениям следуют в конце подборки.

Для будущего критического издания «Зеленых агатов» перечислим исправления автора в стихотворениях:

Зеленые Агаты. Последняя строка: «И в топи зеленой блестят огонечки.»

«Мечта моя нежная.». Ст. 13: «И вся ты небесная»

Городской сутолок. Ст. 1 и 3: «Проволки траммов протяжно поют [...] Щупальцы тянет невидимый спрут».

Стихотворения, вписанные в сборник «Зеленые Агаты»

Невозмутимого осла, Когда война грозила миру, Дразнить рассерженную лиру Какая наглость [?] привела? Тот год был душен и угрюм,

(основные разночтения и дата приведены в сб. «Деревянные фаготы»), «Осень на даче» (дата 10/Х11 15; см. также раздел «Варианты и разночтения»), «У тебя коронка бледная.» (с датой 26-Х11-15 г. и с мелкими разночтениями).

Казалось лето злым кошмаром, Развеселив печальный ум, Кривлялся, значит, он недаром.

В осеннем вечере есть нежность увяданья, Осенним вечером грустит душа цветов, И томный запах блеклых розовых кустов, Как нити, тянется, и в нем слышны рыданья.

Осенним вечером восходит месяц новый, Краснея, подымаясь из-за гор, И меж больных цветов рисует свой узор И бледно смотрит, тусклый и багровый.

В осеннем вечере божественно молчанье, Покой мечтательный над осенью царит, Звезда усталости над осенью горит... ...В чертогах осени поет очарованье...

3. Триолет Ф.Т.

Овальных глаз лиловые кристаллы Лучат фиоль в лукавой полумгле. В душе любви лазоревой фиалы Зажгло овальные лиловые кристаллы И плыли миги - медленны и алы - Вуаля блеск на лунном корабле. Овальных глаз лиловые кристаллы Лучат фиоль в лукавой полумгле...

4. Люблю...

Люблю, люблю тебя! Гляди - люблю тебя! Ты словно дальняя... Бледна, мечтательна... С улыбкой палевой! Взгляни, на миг, любя, Лучами лунных глаз блесни ласкательно.

Ты... светло-лилия. Как солнце, благостна, В пыланье полных губ всю нежность ласк тая... Овальность белых плеч пленяет сладостно... Люблю, люблю тебя... Люблю, любовь моя!

" ч 5 1 " ьГЛ

Лист из записной книжки А. Фиолетова с автографами стихов

Ваши улыбки - словно кораллы, Ваши улыбки - маков бутоны Гордые губы, губы-шакалы,

Взгляды лазурнее моря Ментоны. И отчего-то напоминают

Ваши улыбки запах сирени. Ваши улыбки благоухают

Светлою ночью, ночью весенней.

Заметки и материалы

6. Городская Лилит

В лесу загадочном фабричных темных труб Цветет изменчиво коварный город в днях,

В нем много празности [так!] и много красных губ, И красной радости, мигающей в огнях.

Но дымы черные, зловещий яд впитав, Там вязнет бледная, овальная луна.

О, сколько в городе изысканных отрав, Какая странная и томная Весна!

И в пестрых улицах холодная Лилит, Колдунья лунная на склоне рдяных дней,

Пришла блистательно в асфальт проспектных плит, Глядя загадочнее сфинкса и темней.

Но ресторанов муть и синий дым сигар Хмельной отравой отуманили Лилит,

Она - не лунная. Погасло пламя чар. Лишь бледность прежняя в ней ранит и пьянит.

Объятья улицы в позорный час ночной Лилит опутали в продажные шелка,

И в новой прелести - усталой и больной - Надменно бросили в грядущие века...

Шелка лиловые блестели, Спадая вкрадчивой волной

И груди взвились зло и смело, Слепя точеной белизной.

Ты не шептала слов укромных, Но пурпур губ, впиваясь, жег

И сердце ранил томно, томно Невидный очерк стройных ног.

Холодноватые сапфиры Полузакрытых длинных глаз

Казалось, пахли, словно ирис... Ах, этой ночью много раз

Я сумасшедшими словами Тебя пугал, моя любовь,

А ты, как давняя Суламит, Была покорна вновь и вновь.

Давно ушла, укрылась далью Ночь знойно-радостных утех.

Забыл я рот упруго-алый И незвенящий странный смех.

Но отчего-то каждым утром Печаль томит меня слегка

И помнится в чулке ажурном Твоя китайская нога!

Сукно зеленое стола Рыдать не может.

Тоска опять ко мне пришла И сердце гложет.

Сквозь окна август засинел, Даль солнцу рада -

Я знаю: скорбь лишь мой удел. Так, видно, надо.

Мне рок велел покорным быть В любви неразделенной

И сердце ядом злым поить Любви неразделенной.

По вечерам в глухой тоске, Незримой и безгласной,

Себя медлительно учить Любви неразделенной.

Пленяться, нежно и светло, Изломом хрупких пальцев,

Но не забыть, готовым быть К любви неразделенной.

И узнавать, и узнавать, Какая боль тупая,

Коль сердце жалом занозить Любви неразделенной.

Но вечера, но дни плывут Мучительно и слепо

И так не хочется любить В любви неразделенной,

И сердце темное больно Усталостью смертельной...

Чего же мне покорным быть В любви неразделенной?..

10. Евгений Онегин

За тягучею и сладкой увертюрой Я глядел на подозрительных старушек С сохранившейся до странности фигурой, С модной обувью совсем не старых ножек. Ленский ревностно хранил «en face» печальный, А Онегин явно бил на благородство, Но в течение семи картин фатально Все ж не выказал над миром превосходства. Скрипки плакали в отчаяньи прелестном Пред дуэлью, даже искренней поэта, Но тончайший фон разрушил неуместно Слишком розовый, безвкусный блеск рассвета. В третьем действии Онегин в томной позе Афишировал, на бис, любовь к Татьяне, Но не верилось, что может он серьезно Баритоном петь о страсти и страданьи. Так коверкали «Онегина» актеры И за Пушкина мне стало вдруг обидно, Захотелось закричать с блестящим взором: «Молодые люди, стыдно, очень стыдно! Изуродован непонятый и жалкий Академик А.С. Пушкин неповинно, Ведь известно, что Татьяна не русалка, Ну, а Ольга уж отнюдь не балерина!»

11. Триолет

Ваши тонкие пальчики С ноготками румяными Любят бледные мальчики. Пьют за хрупкие пальчики, Подымая бокальчики, Но и пьяными, пьяными Помнят ломкие пальчики С ноготками румяными.

В сердце ты вошла по тонкой лесенке, Словно фея в старой детской песенке.

Помню мокрый вечер, жалко плачущий, Помню разговор с тобой незначащий.

Мы прощались, кажется, безрадостно, А любовь запела - ах, как сладостно!

Может быть, я мальчик очень глупенький, Думая, что в блузке ты голубенькой

И без шляпки, встряхивая волосом, В сердце распеваешь нежным голосом.

Может быть... Но я хочу мучительно, Хоть во сне, на пять минут, но длительно

Сам войти к тебе по тонкой лесенке, Уж не так, как в старой детской песенке...

Месяц очерчен отлично В небе, как будто кисейном. Месяц с улыбкой приличной В обществе чисто-семейном Нескольких звезд, - видно, теток - Прелесть, как вежлив и кроток Тетушки - строгие дамы, Знает племянник наверно. Страшно ночными часами Быть непослушным и скверным!.. В небе кисейном и нежном Месяц уныл безнадежно.

Бутоны губ порочно-рдяных Краснеют ярко сквозь вуаль, Синее синяя эмаль Сапфирных глаз, любовью пьяных. Тебя я знаю - стан твой гибок И бедра стройные тонки, Объятья сладостно-легки И голос звонче первых скрипок. Пусть темный яд часов любовных Единый раз я сладко пил: Навеки сердце осветил Лиловый отблеск глаз греховных.

Когда на небе темный вечер Наденет траурный наряд, Когда заплаканные свечи Мигнув, безрадостно сгорят, -

Я вспомню смутно дальний профиль, В вечерний мир тоски войду И в кровь вонзивши душный морфий, Я сердце закружу в бреду. Я снова стану сумасшедшим, И ты придешь из давних дней, И снова в миги сонной встречи Прижмешь меня к груди тесней. Твои духи запахнут странно, Зардеет нежно пухлый рот И в сердце радостном и пьяном Любовь истомно зацветет... Моя случайная подруга, Я в днях смертельно одинок! Уходят ночи друг за другом, Уходит встреч бесплотных срок. Но нет во мне ни слез, ни жалоб, - Ведь я меж дней, я в их гурьбе Могу беспомошцо и жалко Слагать молитвы о тебе!

16. Бельгии

Вы устали, бедная маленькая Бельгия, Вы устали?

Над могилою братскою Ваших храбрых мальчиков

Вы рыдали? Нужно выбрать бережно самые нежнейшие

Утешения, Но слова не высушат, никогда не высушат

Крови, тления. Вы Вдова библейская... Матерь неутешная.

В сердце - рана. Скорбь такую светлую успокоить ласково Слишком рано!

Отдельные стихотворения

17. Оливер Твист

Хороший мальчик Оливер! Я думаю о нем теперь, Когда уж Диккенса прочел, И снова вспомнил грязный холл, Где средь воров и злых громил Бедняжка очень долго жил. Конечно, пестрые платки,

Какие любят старики, Нетрудно научиться красть, Но и легко под суд попасть, А в Англии суров закон: Кто в мелкой краже уличен, Тот иль повешен должен быть, Или в тюрьме ньюгетской гнить... Но Оливеру десять лет И кто ему подаст совет? Вернуться, может быть, в приют, Где бедным мальчикам дают Шесть унций каши просяной, Без масла, пресной и сухой. И в день прикажут раз по пять Молитвы длинные читать. Иль попросить гробовщика, В смущеньи покраснев слегка: "О сэр, прошу Вас очень взять Меня в ученики опять. В цилиндре, с крепом на руке И в длиннополом сюртуке За гробом, забывая лень, Ходить я буду каждый день". Но, видно, милосердный Бог От бедствий сироту берег. И, если вам угодно знать, Прошу роман перелистать. Ведь мальчик через сто страниц В кругу весьма достойных лиц. Покинул он вертеп воров, Нашел гостеприимный кров И в жизни мирной и простой Вкусил уж наконец покой... Так иногда капризный Рок Нелегкий задает урок, Людским неопытным сердцам, И джентельменам [так!], и юнцам, Но средь сомнений и тревог Всегда поможет добрый Бог.

Ах, эти маленькие свечки - Не догорают и коптят. Ты знаешь, куклы и овечки Уже в своих кроватках спят. Чего же ты не спишь, мой мальчик, Неровен час, узнает волк -

Придет к нам в дом, зубами щелк И вмиг тебе откусит пальчик.

Спи, детка, спи, сердечко, Вот милая овечка Споткнулась так неловко, Что кружится головка И, захромав немножко, Кричит: "Сломалась ножка!" Спи, детка, спи, сердечко.

Когда взойдет зеленая звезда И желтый диск бесчувственной луны Мне чудится блестящая вода Широких рек тропической страны. Которой не увижу никогда, Как не увижу будущей весны. О Господи, какие города Меня зовут к себе из вышины!

21. На память сестричке

Эльза, милая сестра! Я просил тебя вчера Не шалить и не грубить, Вежливою только быть. Если согласишься ты, Подарю тебе цветы, Шоколад и мармелад, Много всяческих наград, Ну, а если ты груба, Непослушна и глупа Ничего тебе не дам И конфекты съем я сам.

1917 года декабря.......

Comme on voit sur la branche au mois de Mai la rose

Pierre de Ronsard

Как роза стройная, раскрывшись в майский день, Прелестной юностью, окраскою живой

В цветеньи девственном небес пленяет сень, Когда заря ее кропит своей слезой,

Любовь блаженную покоит листьев тень И запах сладостный плывет в сады волной, Но в зной полуденный склоняет розу лень И гибнет, томная, роняя венчик свой.

Вот так, девической сияя красотой, Когда вселенная склонялась пред тобой Убита Паркою и, пепел, дремлешь ты.

В день погребения, роняя токи слез, В корзине свежие несу тебе цветы, Чтоб тело мертвое дышало негой роз.

Когда я буду в Петрограде Ну, через год иль два примерно, Пойду на Зверинскую к дяде, Которого люблю безмерно.

Мне дверь откроет тот же самый Лакей во фраке и в перчатках, Расспросит о здоровье мамы И весело ль у нас на святках.

А через час звонок небрежный И, не снимая влажной шубы, Войдет мой дядя, стройный, нежный И сладко поцелует в губы.

Решетка, сделанная грубо, Над нею светит цифра «пять». Ах, на прощанье только губы Позвольте мне поцеловать.

На небе - добрая старушка - Куда-то спряталась луна, А мне смешная ваша мушка Над верхнею губой видна.

Нет, я не буду лицемерить, Но лучшей мушки в мире нет, И если вам угодно верить - Единственный для всех ответ, -

Подставив ласковые губы, Позволить их поцеловать.

Глядите, над решеткой грубой Подмигивает цифра «пять».

Не верю в зеленый праздник, Не верю в первое мая, А вы не видите разве, Какая весна дурная?

На улицах грязных скучно И слякоть, дожди и слякоть. Унылые эти тучи Меня заставляют плакать.

О Господи, добрый Боже, Не нужно туманов скверных - Ведь если ты не поможешь, Я к лету умру, наверно.

Отрывки и наброски

Мне очень грустно. Вот пришла уж осень, А лето я провел так безобразно, На нашу дачу не являлся вовсе, А на море был только два-три раза...

Нам газеты осень обещали, И теперь, я знаю, им неловко, Словно в июле снова замелькали Под ногами божии коровки. Но уж скоро, очень скоро осень, А провел я лето слишком праздно: В теплом море не купался вовсе, За городом был всего два раза.

Никитина [?], у Вас глаза газели, Глубокие и нежные необычайно... Вы помните, мы встретились совсем случайно, Мне кажется, - на Масляной неделе. В тот вечер я читал в литературке О маленьком Щелкунчике, который

Нещадно поражал мышонков юрких, И в первый раз увидел Ваши взоры.

Ну вот пришла уж тихая зима

С пушистыми высокими снегами,

[И] окна украшает жемчугами,

[И с]казочные строит терема.

[Пр]оходят дни бесшумными неслышными шагами

Был вечер будто бы совсем декоративный, Он походил на действие из Тоски На небе ситцевом из синевы наивной Поднялся месяц, вылощенный воском.

И на деревьях, сделанных искусно умело, Быть может, из обрубков настоящих, Струили звезды свет молочно-белый, Быть может, Как будто из рефлекторов блестящих.

Конечно, вы тогда вечером и вы недаром были В старинном платье и мантилье синей: Совсем похожая на или Сомнений................ графиню..

Заговорили вы сопрано очень нежным

Румяный шар висел над горизонтом, В сиреневые тучи погружен, Монетою или огромным зонтом Из полыми показывался он.

Вечерняя заря, изнемогая, Последними розанами цвела

Варианты

32. Осень на даче

Двадцатого августа грустный рояль простудился И хмуро жужжали продрогшие хриплые струны,

А август нежданно слезами глухими залился И долго не мог успокоиться ночью безлунной.

Прозрачная осень приплыла, я знаю, я знаю. Нежарким бледнеющим солнцем душа не согрета.

Я блеклому небу последний привет посылаю И с летнею синью прощаюсь до нового лета.

Ранний рукописный вариант стихотворения под тем же заглавием (помета красными чернилами: «Исправлено»), вошедшего в «Деревянные фаготы» с датой 10/Х11 15.

Не архангельские трубы - Деревянные фаготы Пели мне о жизни грубой, О печали и заботах. Не скорбя и не ликуя, Ожидаю смерти милой, Золотого "аллилуя" [так!] Над высокою могилой. И уже, как прошлым летом, Не пишу и не читаю, Озаренный тихим светом, Дни прозрачные считаю. Мне не больно. Неужели Я метнусь в благой дремоте? Все забыл. Над всем пропели Деревянные фаготы.

З.К. Шишовой

Такие руки только снятся В блаженном и безгрешном сне. Их легкой ласке покоряться Сладчайший жребий выпал мне. И я любил свои досуги За шумной чашей проводить, Для легкомысленной подруги Неделю милым другом быть, Иль моде английской покорный, Покинув жаркую кровать, Приехать ночью в дом игорный И до рассвета банк метать. Такая жизнь не очень странной Казалась в девятнадцать лет, И это вы, мой друг желанный, Блеснули, как небесный свет, Очаровательным виденьем, Необычайною звездой, И сердце ранили томленьем,

Такой пленительной бедой. И бросил я хмельные чаши В досужих дней поток дурной, Ах, это только пальцы ваши Меня ведут стезей иной! Но я умею покоряться, Блаженный жребий выпал мне, - И днем, и ночью, и во сне Устами легких рук касаться.

Текстологические примечания

2. Красными чернилами на с. 11 ЗА. Первоначальный вар. ст. 3-4 (правка внесена черными чернилами):

И томный запах розы блекнущей кустов, Как кудри, трепется, и в нем слышны рыданья.

3. Черными чернилами на с. 13 ЗА.

4. ЗА. С. 20. Вписано красными чернилами с обширной правкой черными. Первоначальные варианты. Ст. 3: «Любовь, любовь моя! Взгляни лишь раз, любя»; ст. 5-7:

Ты светло-лилия... Как солнце, радостна, Молочно-белая, мелькает [?] грудь твоя. Овал округлых плеч румянит [?] сладостно...

5. ЗА. С. 30. Вписано красными чернилами с правкой черными в первой строке. Первоначальный вариант: «Ваши улыбки - это коралы [так!]».

10. Опубликовано: Южный музыкальный вестник. 1916, январь. № 1-2, с разделением на четверостишия. Перепеч.: Дериба-совская-Ришельевская. Одесса, 2008. Вып. 34. С. 213 (с предисловием А.Л. Яворской). Причины, почему стихотворение не попало в «Деревянные фаготы», для нас неясны. В рукописи первоначальный вариант ст. 13: «В пятом действии Онегин в томной позе», не-зачеркнутый вариант предпоследней строки: «Ведь у Тани мало общего с русалкой». В печатном тексте ст. 9: «Скрипка плакала в от-чаяньи прелестном», ст. 11: «Но тончайший срок разрушил неуместно» (видимо, опечатка), ст. 18: «И за Пушкина мне стало так обидно».

12. Первоначальные варианты ст. 3: «Помню я тот вечер... » и ст. 5: «Кажется, прощались мы безжалостно». Второй беловой автограф - чернильным карандашом на листке из записной книжки до ст. 10.

14. Первоначальный вар. ст. 4: «Сапфирных глаз, как будто пьяных», ст. 11: «Навек мне сердце осветил».

16. Первонач. вар. ст. 8: «Крови рдения [?]»; ст. 11: «Скорбь такая светлую успокоить, вылечить».

17. Печ. по автографу с подписью и с правкой (отчасти красными чернилами). Ими же вписано заглавие: «Оливер Твист». Варианты ст. 17 (вероятно, на выбор редактору - вычеркнуты красным карандашом):

Ну что же, вновь прийти в приют? Ну что ж, вернуться вновь в приют?

Ст. 32 первоначально: «И если вы хотите знать»; ст. 34-35: «В романе через сто страниц / Уж мальчик средь достойных лиц»; ст. 40: «Нашел уж, наконец, покой», «Вкусил заслуженный покой».

Помимо этого - еще два автографа. Первый, с подписью и датой «1916» и с пометами красными чернилами написан на тетрадном листке, сложенном по вертикали. Автограф практически беловой и читается:

Нетрудно научиться красть, Но и легко под суд попасть, А в Англии суров закон: Кто в мелкой краже уличен, Тот иль повешен должен быть Или в тюрьме ньюгетской гнить. Ну как не умилиться нам! Ведь мальчик догадался сам И уж забыть никак не мог, Что воровство - большой порок. И хоть его молочный брат Был, кажется, не очень рад, Но Оливер, умен и смел, Счастливо избежать сумел Опасной участи воров, Нашел гостеприимный кров И, полюбив своих друзей, Счастливо прожил много дней... Так иногда капризный Рок Нелегкий задает урок, Людским неопытным сердцам, И джентельменам, и юнцам, Но средь сомнений и тревог Всегда поможет добрый Бог.

Под автографом помета: «Оливер Твист - 23 р. В сердце ты вошла - 7 р.».

Второй автограф (с очень обтрепанными краями, что привело к утратам части текста) представляет собою черновик ст. 16-34 с вар. ст. 16-17:

Ну как, скажите, поступить?

Легко ли сироте решить -

18. Автограф чернильным карандашом на листке из записной книжки. Год неизвестен.

19. Автограф чернильным (первые 2 строки) и простым карандашом на листке из записной книжки вместе с «Не архангельские трубы» и последними семью строками.

20. Беловой автограф карандашом. На том же листе - черновой автограф чернилами, перечеркнут карандашом. Вар. ст. 2: «И желтый диск бесчувственной луны», ст. 7: «О Господи, чужие города».

21. Беловой автограф с подписью. Число находилось на утраченном фрагменте листка.

22. Автограф с подписью. Помета красными чернилами: «Перевод из Ронсара. Сонет». Незачеркнутый вар. ст. 9: «Вот так, девической сияя красотой». Отметим, что эпиграф из Ронсара стоит эпиграфом к статье-некрологу Ал. Соколовского «Памяти Анатолия Фиолетова». Эпиграф - из стихотворения, начинающегося этой строкой (1574).

23. Беловой автограф карандашом с незначительной правкой. Черновой автограф первых 7 стихов с оборотной стороны листа чернилами.

24-25. Оба стихотворения - машинопись на двух листах с заглавием: «Анатолий Фиолетов. Два стихотворения».

26-27. Совершенно очевидно - это варианты одного стихотворения, написанные сперва пятистопным ямбом, потом пятистопным хореем.

28. Неоконченное стихотворение, на обороте набросков 26-27. После окончания чернильного текста приписана строка карандашом, но относится ли она к тому же стихотворению, - понять невозможно: «Я по зиме серебряной скучаю». В ст. 7 слово «мышон-ков» подчеркнуто - видимо, заметив ненормативный характер склонения, Фиолетов планировал его переменить.

29. Черновой автограф на обороте черновика «Оливера Твиста» с теми же обтрепанными краями. Первоначальный вар. ст. 5: [За]ря, бледнея, светит над домами.

30. Черновой автограф карандашом. Сверху стоит: № 8. После первой строфы дата: 1/УШ, после стр. 3 - 12/УШ. Второй черновой автограф первых 7 строк (далее листок оторван), зачеркнутых карандашом. В нем ст. 3: Он походил на первый акт из «Тоски»; ст. 3: «На небе бархатном...», ст. 5-7:

Баретки пухлые уплыли торопливо, Мелькали только хвостики из ваты,

И вот на скатерть с

31. Автограф чернильным карандашом на листке из записной книжки.

33. Беловой автограф - на листе из записной книжки, чернильным карандашом, с датой: 18/1Х.

Перебеленный автограф на отдельном листе с подписью. Другой рукой проставлено «№ 24». Ст. 3 первоначально: «Запоют о жизни грубой». Ст. 12 первоначально: «Дни докучные считаю». Ст. 14 первоначально: «Я метнусь в своей дремоте». Синим карандашом зачеркнуты 4 строки между ст. 12-13:

На том же листе (предшествуя перебеленному) черновой автограф:

Не архангельские трубы - Деревянные фаготы Запоют Пели мне о жизни грубой, О печали и заботах. Зажигает вечер бледный Бледный вечер зажигает Две звезды в унылой тверди. Скоро осень. Всякий знает- Близок час веселой смерти Не скорбя и не печалясь ликуя, Смерти ожидаю милой, Золотого "аллилуя" [так!] Над высокою могилой. И уже, как прошлым летом, Не пишу и не читаю, Озаренный нежным тихим светом, Дни докучные прозрачные считаю.

Две звезды на тверди низкой. Скоро Осень Всякий знает -] Но пока еще ресницы Не сомкнулись и трепещут, Мне сырая Осень снится И крылом в тумане плещет. Не хочу я. Мне не надо

34. В архиве сохранились два автографа: беловой последних семи стихов чернильным карандашом на листе из записной книжки, предшествуя «Не архангельские трубы...»:

Но пока еще ресницы Не сомкнулись и трепещут, Мне сырая Осень снится И крылом в тумане плещет.

сонно зажигает

В досужих дней поток дурной. Ах, это только пальцы ваши Меня ведут стезей иной.

Но я умею покоряться, Блаженный жребий выпал мне - И днем, и ночью, и во сне Устами легких рук касаться.

Черновой автограф без начала на листке из блокнота, чернильным карандашом с датой 15-16/Х:

Очаровательным виденьем, Необычайною звездой И сердце ранили до мленья Такой целительной [?] бедой И бросил я хмельные чаши В досужих дней поток дурной. Ах, это только пальцы ваши Меня ведут стезей иной. Но я умею покоряться, Блаженный жребий выпал мне - И днем, и ночью, и во сне Устами легких рук касаться.

Литература

Лебедев В. Секретное досье Остапа // Совершенно секретно. 1998. № 9. С. 26-27. Лущик С.З. Чудо в пустыне: Одесские альманахи 1914-1917 годов // Дом князя Гагарина: Сборник научных статей и публикаций. Одесса, 2004. Вып. 3. Ч. 1. С. 166-236. Камышникова-Первухина Наталья. Остап // Слово/Word. 2009. № 64. Котова М., Лекманов О., при участии Л. Видгофа. В лабиринтах романа-загадки: Комментарий к роману В. Катаева «Алмазный мой венец». М.: Аграф, 2004. С. 201-203.

Фиолетов Анатолий. Деревянные фаготы: Собрание стихотворений. Сост. и комм. С. Шаргородского. Вступ. статья А. Яворской. Б. м.: Salamandra P.V.V., 2017. - 130 c., илл. - (Библиотека авангарда, вып. XXI). https://salamandrapvv.wordpress.com/2017/09/ Фиолетов А. Зеленые Агаты: Поэзы. Одесса: Издательство С. Силвер, 1914. Фиолетов А. О лошадях простого звания / Сост. Е. Голубовский. Одесса: Друк,

Русские поэты XX века: Материалы для библиографии / Сост. Л.М. Турчинский. М.: Знак, 2007. С. 557.

Fioletov A. O loshadiakh prostogo zvaniia , comp. by E. Golubovskii. Odessa, Druk Publ., 2000. (In Russ.)

Fioletov A. Zelenye Agaty: Poezy . Odessa, S. Silver Publ., 1914. (In Russ.)

Lebedev Vadim. "Sekretnoe dos"e Ostapa" . Sovershenno sekretno . 1998, № 9, pp. 26-27. (In Russ.)

Lushchik S.Z. "Chudo v pustyne: Odesskie al"manakhi 1914-1917 godov" . In: Dom kniazia Gagarina: Sbornik nauchnykh statei i publikatsii . Odessa, 2004, issue. 3, ch. 1, pp. 166-236. (In Russ.)

Kamyshnikova-Pervukhina Natal"ia. "Ostap". Slovo/Word, 2009, № 64. (In Russ.) Kotova M., Lekmanov O., Vidgof L. V labirintakh romana-zagadki: kommentarii k ro-manu V. Kataeva "Almaznyi moi venets" . Moscow, Agraf Publ., 2004, pp. 201-203. (In Russ.)

Russkie poety XX veka: Materialy dlia bibliografii , comp. L.M. Turchinskii. Moscow, Znak Publ., 2007, p. 557. (In Russ.)

Unpublished Poems from Anatoly Fioletov"s Heritage

Nikolay Bogomolov

Abstract: The publication is devoted to Anatoly Fioletov"s legacy. Fioletov, the poet from Odessa, died young and became a legend of the "South-Russian school" in Russian literature. The article traces the history of Fioletov"s publications and of his archive. The article is accompanied by a the first publication of Fioletov"s poems from a private collection.

Keywords: Anatoly V. Fioletov, "South Russian School", Odessa, poetry of the 1910s, archives.

Information about author: Nikolay A. Bogomolov, PhD, Professor, Lomo-nosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Известные стихотворения
  • Примечания

Введение

Анато́лий Фиоле́тов (наст. имя Ната́н Беньями́нович Шор , 1897, Одесса - 14 ноября 1918, Одесса) - русский поэт «одесского круга», участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа» и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-гг. и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель.


1. Биография

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета; в 1917 г., студентом, был мобилизован для работы в Одесском уголовном розыске по распоряжению Временного правительства. После отмены распоряжения вновь вернулся на работу в уголовный розыск - как считал Бунин, по идейным соображениям , но другие мемуаристы обычно в качестве причины называли просто любовь молодого поэта к острым ощущениям. В уголовном розыске он работал вместе с младшим братом Осипом по прозвищу «Остап» . Был убит в ноябре 1918 г. в результате столкновения с бандитами (по одной из версий, которую, в частности, отстаивал Катаев, его по ошибке приняли за брата, но особых оснований предпочесть именно эту версию нет).

Жена - Зинаида Константиновна Шишова (Брухнова, 1898-1977), автор стихотворного сборника «Пенаты» (Одесса, 1918) и литературных мемуаров, написанных в поздние годы.


2. Творчество

В первых опубликованных стихах, по-юношески эпатажных, Фиолетов примыкал к эгофутуристам (сборник «Зелёные Агаты: Поэзы». Одесса: Изд-во С. Силвера, 1914. - 32 с.), позднее начал вырабатывать собственную манеру, снискавшую ему репутацию одного из самых талантливых молодых поэтов того круга, в который в конце 1910-х гг. входили Багрицкий, Инбер, Ставров и др. Стихи Фиолетова ценил Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях»; воспоминания о Фиолетове есть и в поздней автобиографической прозе В. Катаева. Характерно следующее высказывание мемуариста: «Я не раз слышал <…> признания от старших товарищей Багрицкого или Катаева, - что они многим обязаны Анатолию Фиолетову-Шору, его таланту, смелому вкусу» . Последние стихи Фиолетова отличаются тонкостью, особым сочетанием иронии и хрупкости, трогательным отношением к животным. Мемуаристы в один голос называют их «прелестными». Его четверостишие

Как много самообладания У лошадей простого звания , Не обращающих внимания На трудности существования

цитирует Бунин; в то же время, по-видимому, именно эти строки повлияли на известное стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918).

Наиболее полное издание:

  • Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания», Одесса, 2000. - 94 с.

3. Известные стихотворения

КЛИЧ К СОВАМ Средь разных принцев и поэтов Я - Анатолий Фиолетов - Глашатай Солнечных Рассветов… Мой гордый знак - Грядущим жить, И Ваз Небесных Радость пить. Придите все ко мне, чтоб видеть, Чтоб видеть Смысл Красоты. Я буду звонко ненавидеть Всех, кто покинул Храм Мечты. И речь мою услышав, все вы Поймете, что ведь жизнь Сон, А вы, а вы замкнуты в хлевы, Где темнота и нет Окон. О, знайте, что в Грядущем - Радость. И ждать Рассвет - вот это сладость, И оттого Я говорю - Все поклоняйтесь фонарю, Горящему в туманных Снах, В небесных, солнечных Веснах… ……………………………………………… Грядущим жить Я призываю, Грядущим, где мерцает Рок. И вам, Безликим, повторяю - Я - Фиолетов, Я - Пророк… 1914

* * * Не архангельские трубы - деревянные фаготы пели нам о жизни грубой, про печали, про заботы. И теперь, как прошлым летом, не грущу и не читаю, озарённый тихим светом, дни прозрачные считаю. Не грустя и не ликуя, ожидаю смерти милой, золотого аллилуйя над высокою могилой. Милый Боже! Неужели я метнусь в благой дремоте? - Всё прошло, над всем пропели деревянные фаготы. Одесса, 1918

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 14.07.11 22:48:10
Похожие рефераты: Фиолетов Иван Тимофеевич , Фиолетов Николай Николаевич , Кот Анатолий , Анатолий Кот , Анатолий Ким , Анатолий , Анатолий Азо ,

Анато́лий Фиоле́тов (наст. имя Ната́н Беньями́нович Шор , 1897, Одесса - 27 ноября 1918, Одесса) - русский поэт «одесского круга», участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа»2012 и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-гг. и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель.

Биография

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета; в 1917 г., студентом, был мобилизован для работы в Одесском уголовном розыске по распоряжению Временного правительства. После отмены распоряжения вновь вернулся на работу в уголовный розыск державной варты - как считал Бунин, по идейным соображениям, но другие мемуаристы обычно в качестве причины называли просто любовь молодого поэта к острым ощущениям. В уголовном розыске он работал вместе с младшим братом Осипом по прозвищу «Остап». Был убит в ноябре 1918 г. в результате столкновения с бандитами (по одной из версий, которую, в частности, отстаивал его друг В. Катаев, его по ошибке приняли за брата, но особых оснований предпочесть именно эту версию нет).

Жена - Зинаида Константиновна Шишова (Брухнова, 1898-1977), автор стихотворного сборника «Пенаты» (Одесса, 1918) и литературных мемуаров, написанных в поздние годы.

Творчество

В первых опубликованных стихах, по-юношески эпатажных, Фиолетов примыкал к эгофутуристам (сборник «Зелёные Агаты: Поэзы». Одесса: Изд-во С. Силвера, 1914. - 32 с.), позднее начал вырабатывать собственную манеру, снискавшую ему репутацию одного из самых талантливых молодых поэтов того круга, в который в конце 1910-х гг. входили Багрицкий, Инбер, Ставров и др. Стихи Фиолетова ценил Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях»; воспоминания о Фиолетове есть и в поздней автобиографической прозе В. Катаева. Характерно следующее высказывание мемуариста: «Я не раз слышал признания от старших товарищей Багрицкого или Катаева, - что они многим обязаны Анатолию Фиолетову-Шору, его таланту, смелому вкусу». Последние стихи Фиолетова отличаются тонкостью, особым сочетанием иронии и хрупкости, трогательным отношением к животным. Мемуаристы в один голос называют их «прелестными». Его четверостишие

Как много самообладания
У лошадей простого звания ,
Не обращающих внимания
На трудности существования

цитирует Бунин; в то же время, по-видимому, именно эти строки повлияли на известное стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918).

Наиболее полное издание:

  • Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания», Одесса, 2000. - 94 с.

Известные стихотворения

\ КЛИЧ К СОВАМ

Средь разных принцев и поэтов
Я - Анатолий Фиолетов -
Глашатай Солнечных Рассветов…
Мой гордый знак - Грядущим жить,
И Ваз Небесных Радость пить.
Придите все ко мне, чтоб видеть,
Чтоб видеть Смысл Красоты.
Я буду звонко ненавидеть
Всех, кто покинул Храм Мечты.
И речь мою услышав, все вы
Поймете, что ведь жизнь Сон,
А вы, а вы замкнуты в хлевы,
Где темнота и нет Окон.
О, знайте, что в Грядущем - Радость.
И ждать Рассвет - вот это сладость,
И оттого Я говорю -
Все поклоняйтесь фонарю,
Горящему в туманных Снах,
В небесных, солнечных Веснах…

………………………………………………

Грядущим жить Я призываю,
Грядущим, где мерцает Рок.
И вам, Безликим, повторяю -
Я - Фиолетов, Я - Пророк…

\ 1914

Не архангельские трубы -
деревянные фаготы
пели нам о жизни грубой,
про печали, про заботы.

И теперь, как прошлым летом,
не грущу и не читаю,
озарённый тихим светом,
дни прозрачные считаю.

Не грустя и не ликуя,
ожидаю смерти милой,
золотого аллилуйя
над высокою могилой.

Милый Боже! Неужели
я метнусь в благой дремоте?
- Всё прошло, над всем пропели
деревянные фаготы.