Звуковые пропорции в русском языке. Из наблюдений над фонетическими пропорциями

ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ НАД ФОНЕТИЧЕСКИМИ ПРОПОРЦИЯМИ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ
ЗВУЧАНИЯ И ЗНАЧЕНИЯ)

Изучение грамматики и словаря, анализ образцовых и деформированных текстов, тренинг в построении текстов ещё не дают возможность значительному числу носителей языка успешно и быстро усвоить родной язык для свободного, чёткого, эффективного общения на нём, не приводят многих к грамотному письму. Может быть, это (хотя бы отчасти) связано и с тем, что не выявлены механизмы перевода фонетического кода в графический (при письме) и графического кода в фонетический (при чтении) и не созданы соответствующие грамматики, показывающие механизмы таких преобразований? Неясны также закономерности в соотношении фонетического и семантического уровней, причины либо наличия, либо отсутствия координации между этими уровнями. Возможно, имеет основание в поисках таких закономерностей напрямую связать фонетику и семантику, а лексику и грамматику рассматривать как их связующие звенья, как средства создания фонетико-семантической координации. В связи с этим мы и обратили внимание на фонетические пропорции, весьма широко представленные в традиционной грамматике языке и, очевидно, отражённые в сознании носителей языка (а может быть, в подсознании) и всплывающие на поверхность во время выбора языковых (речевых) единиц при построении текста, а порой и эксплицитно представленные в особом, ритмизованном, стихотворном тексте, создание которого, возможно, в большей степени, чем текста прозаического, связано с работой подсознания.
Под пропорцией в математике понимается «равенство двух отношений» [ 1 ]. Пропорциональными отношениями на внешнем (формальном) и внутреннем (содержательном) уровне или на том и другом уровнях одновременно нередко связаны и единицы языка: подобные отношения наблюдаются, например, между словами, относящимися к одному и тому же словообразовательному или формообразовательному типу (белый:белеть = смелый:смелеть = тёплый:теплеть и т.п; вес:веса = лес:леса = прогресс:прогресса = год:года = род: рода = огород:огорода и т.п.).
В данной статье будут рассмотрены лишь пропорциональные отношения между единицами языка/речи на внешнем уровне, в плане их звучания; парные сочетания звукокомплексов с равенством
звуковых отношений между членами пар мы и будем называть фонетическими пропорциями, например: лёг:лик = кулёк:кулик = тёк = тик и т.п; берет:берёт = и дед:идёт = вред:врёт, от кед:а ткёт и т.п.; стайка:стай = майка:май = сыграй-ка:сыграй и т.п.; крушить:кружка, душить:душка (дужка) = ушить:ушко = опушить:опушка.и т.п.
Вот ещё несколько более полно представленных рядов слов, включающих фонетические пропорции:
льётся:литься (лица) = зальётся:залиться (за лица) = нальётся:налиться (на лица) = польётся:политься = прольётся:пролиться (про лица) = сольёься:солиться = вольётся:валиться = вьётся:виться (вица) = пьётся:питься (пицца) = у, да, льётся:удалиться = шьётся:шиться и др.
лорд:Лорка = норд:норка = порт:норка = а борт (а, борт; о борт):оборка = сорт:ссорка = горд (Горт):горка (Горка); дама торт:да моторка (да, моторка); хама торт: ха, моторка и др.
воет:вод (вот) = ага (сущ.) воет:а гавот = завоет:завод («за»... вот) = раз воет:развод; взвоет:взвод; отвоет:отвод = доит:дот = моет:мод (мот) = ноет:нот (НОТ); роет:род, рот = кроет:крот (Крот)= прикроет: при, Крот = укроет:у, крот = поит:пот (под) = стоит:с тот = а строит:острот
Обратим внимание на то, что при подборе фонетических пропорций мы намеренно отвлекались от графического уровня: важным было лишь наличие звукового равенства. При этом мы исходили из того, что для носителя языка, воспринимающего устную речь (первичный код), необходимо соотнести тот или иной дискретный звуковой отрезок с участком картины мира (реального или вымышленного), а также отличить его от сходных по звучанию отрезков, имеющихся в лексике и грамматике данного языка и отражённых в сознании носителя языка (по линии парадигматических связей) и, кроме того, соотнести выбор смысловой структуры звукокомплекса с контекстом и ситуацией речи (при наличии омофонии звукокомплексов). И лишь при письменном оформлении речи встаёт задача перехода от первичного (фонетического) кода к вторичному (графическому). Но здесь уже действует, вероятно, другой механизм. Как вероятно и то, что восприятие письменной речи весьма существенно отличается от речи устной. Следует сказать, что даже с появлением большого количества работ по исследованию восприятия речи, эта проблема ещё далека от своего решения [ 2 ]. Хотелось бы надеяться, что наши первоначальные наблюдения над фонетическим пропорциями в русском языке хоть немного способствовали бы решению этой сложнейшей задачи (или хотя бы помогли в поиске путей её решения).
Что же обнаружилось в результате наблюдений за фонетическими пропорциями (далее ФП)?
ФП создаются в звучащей речи парами звукокомплексов (фонетических слов). В составе элементов каждой пары имеются общая часть (комплекс звуков, реже один звук) – своего рода «основа» фонетической пары – и различающая часть своего рода «формант». «Основа» и «формант» могут совпадать с их пониманием в традиционной грамматике, а могут и не совпадать
(ср. атлет:атлетка = эстет:эстетка = сосед:соседка; читать:читающий = летать:летающий = мечтать:мечтающий и бросьте:брести = трости:трясти = и забросьте: изобрести).
Как можно заметить, при создании формантов используются не только такие, широко представленные в словообразовании и формообразование операции как прибавление, усечение и замещение элементов, но и ударение, а также однотипность фонетических процессов, в составе звукокомплексов, входящих в пары. Но пропорциональность пар создаётся наличием общего для них форманта, выступающего в этом случае своего рода «основой» пропорции (например, в цепочке ад: Адка = кат:кадка = пат:падко = палат:палатка основой пропорции выступает звукосочетание [къ], а в цепочке Спарту:спурта = карту: Курта = марту: МУР-то - транспозиция звуков [а], [у]) в цепочке ноль:нуль = роль:руль = Поль:пуль = толь (то ль):ту ль – мена звуков [o]//[у]/
Как легко заметить, в приведённых нами примерах фонетических пропорций совмещённо представлены в составе пар и слова (словоформы или их сочетания) семантически (лексически и/ли грамматически) соотносительные (вплоть до Фонетических вариантов – ноль:нуль), и не имеющие такого соотношения. Но при первичном восприятии звуковых отрезков в речи они, вероятно, для носителя языка и представлены недифференцированно. Более того, в связной речи, ориентированной на интеграцию словесных знаков, на передачу изменяющейся, “текучей” реальности нередко происходит объединение знаменательных слов и клитик в одно фонетическое слово, и задача воспринимающего речь соотнести тот или иной звукокомплекс, вычлененный из звуковой цепи, с контекстом, с ситуацией речи, с парадигматическим устройством языка и, может быть, даже с фоновыми знаниями.
И всё же есть предположения, что одни из моделей звуковых соотношений в составе ФП в большей степени грамматикализованы (не зря ведь выделяются словообразовательные типы и морфологические парадигмы – типы склонения, спряжения и т.п.) и вследствие регулярности и изоморфности фонетических и семантических отношений, основанной на действии активной, истинной аналогии, ведут к автоматизму в порождении и восприятии речи, а другие либо имеют сложные опосредованные семантические и грамматические связи, либо вообще таких связей не имеют, а обусловлены лишь действием органичений в комбинаторике звуковых сочетаний в данном языке и, кроме того, нейтрализацией фонетических различий в определённых позициях в слове (при фонетических процессах). И вот последние, случайные, “квазиграмматические” сочетания в фонетических пропорциях и могут приводить к ложным аналогиям, что может приводить либо к сбоям речи (прежде всего при восприятии речи детьми или иностранццами), либо служить средством языковой игры. Уже это одно могло бы быть предметом важного психолингвистического, лингвострановедческого и стилистического исследования.
Как представляется, информация о мире закодирована не в отдельных звуках (фонемах) а в их сочетаниях (или хотя бы в сочетании одного звука с суперсегментыми средствами: ударением, интонацией - как это наблюдается у междометий). Но вследствие весьма развитой в языке омофонимии (значительно возрастающей в речи при её темповой динамике и стилистическом варьировании) семантическая дифференциация звукокомплексов осуществляется и другими способами, а именно закреплённостью/незакреплённостью позиции слова (словоформы) во фразе, привычностью (первичностью) этой позиции, возможностью/невозможностью расчленяться на меньшие звуковые отрезки, а также присоединять те или иные клитики, а может быть, и ещё что-то иное.
Звуковые цепи, при регулярности пропорциональных отношеницй между элементами, - это, быть может, способ хранения лексической и грамматической информации в сознании носителей языка и способ оперативного (автоматического, подсознательного) обнаружения (распознавания) этой информации в речи. Как думается, пропорциональные отношения поддерживают единство лексической единицы при её морфологическом варьировании; тематическое (денотативное) единство лексемы заключено в “статической” её части в основе, а дифференцирующая (наращиваемая, замещаемая или усекаемая) часть передаёт процессность смысла. Но сама эта процессность, с помощью грамматических элементов (форманты) может быть разложена на кванты, на какие-то устойчивые, регулярные элементы, чем и создаётся баланс между устойчивым и неустойчивым в лексической единице, отражающий сложность и противоречивость в восприятии самих реалий..
Наблюдения над звуковыми пропорциями (пока без обращения к контексту и к ситуации речи) навели на мысль, что для установления смыслоразличительных возможностей тех или иных звукокомплексов необходимо было бы на первых порах создать номенклатуру всех возможных звукокомплексов в языке и проследить как те или иные модели звукокомплексов соотносятся с различными частями речи, с делением имён на конкретные и абстрактные, какие фонетические пропорции “приспособлены” к передаче лексических и грамматических соотношений, а какие не пригодны для этого, какие существуют модели создания “омофонии” (с позиции носителя языка, ориентированного на письменную речь) в связной речи и какими способами (и корректно ли?) омофонимия разграничивается на письме. Ясно, что выполнить такую работу, даже с привлечением мощного компьютера не в силах одному исследователю, и о создании номеклатуры звукокомплексов и полных словарей речевых омофонов и фонетических пропорций пока можно только мечтать.
Может быть, на первых порах следует изучить строгую, стандартизированную речь (тексты делового стиля), потом научную, а затем уже художественную и разговорную речь. Постепенно расширять зоны исследования, выходить на необычную, игровую или дефектную речь. В этом случае следовало бы объединить усилия специалистов в области различных наук антропологического блока:
языковедов (причём с выходом их на целостную систему языка), психолингвистов, психологов, социолингвистов, лингвострановедов логопедов, стиховедов, может быть даже музыкантов. В любом случае представляется, что решение проблемы координации звучания и смысла, дифференциации при восприятии звучащей речи звучаний и смыслов невозможна без наложения целостной картины мира на целостную систему языка с учётом его социофункционального разнообразия и речевой динамики.

Л и т е р а т у р а:

1. Математика: Большой энциклопедический словарь /Гл. Ред. Ю.В. Прохоров. – 3-е изд. – М., 1998. С. 502.
2. Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. – 2-е изд. – М., 2003. С. 5.

(8 баллов) Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к.

  1. Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.
  2. Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение.

к/х = т/?
д/т = г/?

Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный , где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй.

Критерии и ответы

Фонетическая пропорция – это отношение звуков речи по одному или нескольким признакам (в данном случае артикуляционным ) – 2 балла, за решение каждой из пропорций (с, к) – по 2 балла, за восстановление слова сказка – 2 балла.

Пояснение .

  1. Из содержания первой дроби находим, что её звуки относятся как «взрывной» к «щелевому». По этому же принципу определяем, что искомый звук – [с], поскольку он является соответствием взрывному [т].
  2. Во второй дроби звуки относятся как «звонкий» к «глухому». Следовательно, искомый звук – [к].

Всего 8 баллов.

Задание 2

(2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Учёный малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре…

Дайте толкование слова принужденье в строке 5.

Критерии и ответы

Принужденье – притворность, неестественность, неестественное поведение, скованность.

Всего 2 балла.

Задание 3

(4 балла) Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней .

Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

  1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.
  2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
  3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы

  1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере ): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл).
  2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл).
  3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (2 балла).

Всего 4 балла.

Задание 4

(2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Нынешняя ситуация в нашей фирме, увы, нестабильная. И самое плохое – по прогнозам аналитиков, это ещё икорка, а рыбка впереди. Надо готовиться к серьёзным трудностям.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Зашифрован фразеологизм это ещё цветочки, а ягодки (будут) впереди (1 балл) в настоящий момент всё ещё не так плохо, станет (может стать) ещё хуже (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(16 баллов) Дан ряд слов на —о : опасно, властно, видно . Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответы

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

Задание 6

(8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.

Предложения обозначаются схемой N 1 – Adj 1 кратк.ф. .

Предложения обозначаются схемой N 1 – Adj 1 полн.ф. .

Опираясь на приведённые выше примеры предложений, объясните, исходя из каких соображений специалисты по синтаксису решили включить в их структурные схемы указание на полную или краткую форму прилагательного.

Критерии и ответы

В предложениях «Ботинки велики», «Иван Иванович красив собой» краткую форму прилагательного невозможно заменить на полную.

В первом случае лексическое значение полной формы прилагательного «великий» сильно отличается от реализованного в предложении лексического значения краткой формы прилагательного «велик».

Во втором случае полная форма прилагательного не позволяет реализовать синтаксическую связь с зависимым словом («собой»).

В предложениях «Зимние температуры здесь самые низкие», «Эти книжки детские» полную форму прилагательного невозможно заменить на краткую.

В первом случае налицо форма превосходной степени прилагательного, которая не позволяет образовать краткую форму.

Во втором случае относительное прилагательное не имеет краткой формы.

За верное указание в каждом из 4 примеров на причину, которая не позволяет использовать символ Adj 1 без дополнительного указания на полную или краткую форму – по 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Опираясь на перечисленных выше примеров, можно сказать, что дом Обломова – это не там, в котором он живет, а то жилище, о котором он мечтает и стремится.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

Критерии и ответы

1. А. «опираясь на примеров» – грамматическая ошибка. Глагол «опираться» требует при управлении вин. п.

Б. «дом – там, в котором он живёт» – грамматическая ошибка (можно определить её и как речевую), связанная с пониманием значения слова «дом».

Если «дом» мыслится в широком смысле, как место проживания, то вместо союзного слова «в котором» надо написать «где». Если «дом» в отрывке обозначает «жилище», то неуместным оказывается наречие «там» (указание на место, а не на предмет).

В. «жилище, о котором он мечтает и стремится» – грамматическая ошибка в построении ряда однородных членов с общим дополнением (однородные сказуемые требуют от дополнения разных управляемых форм).

2. Опираясь на перечисленные выше примеры, можно сказать, что дом Обломова – это не то жилище, в котором он живёт, а то, о котором он мечтает.

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку – по 1 баллу.

За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.

Всего не более 5 баллов.

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

  1. Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬных причастий прошедшего времени.
  2. Примеры : ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр.прилагательное).
  3. За верно восстановленное правило – 4 балла.
  4. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари .

Критерии и ответы

Парадигма .

Всего 1 балл.

Задание 10

(9 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Въниде (Ной) въ ковчегь… и плава ковчегъ 40 дьни.
  2. Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
  3. Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Критерии и ответы

  1. Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).
  2. Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).
  3. Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).

Всего 9 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 60.

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Цели урока :

1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело - … (гуляй смело).

4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

6. Как аукнется - … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово - 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ - 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык - заставить говорить.

Находить общий язык - договариваться.

Прикусить язык - замолчать.

Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык - замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык - заставляют молчать.

Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово - серебро, молчание - золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

(1) Некоторое время волею судеб мы жили в деревне Светихе, занимая половину пятистенного дома.(2) Против дома - ровная зеленая лужайка. (3) По ней

приятно ступать босиком, лежать на ней в тени развесистой старой липы. (4) И вот мы видим из окна, как соседка наша Нюшка выносит большой таз помоев и выливает его на лужайку, как раз против окон. (5) Нюшке понравилась чем-то лужайка, и она каждый день стала носить помои и выливать их на одно и то же место. (6) Зловонная черная язва образовалась на нашей чистой зеленой лужайке. (7) И мы пошли делегацией на другую половину дома. (8) Я и жена говорили о вреде мух, о свирепости летних болезней, о чувстве и значении прекрасного. (9) Нюша слушала молча, пока мы не дошли до ее конкретной помойки. (10) Соседка тут же послала нас довольно-таки далеко, но все же с указанием самого точного, недвусмысленного адреса. (11) Бросив свою энергичную, из четырех слов состоящую фразу, она ушла за перегородку, а мы как ошпаренные выскочили из избы. (12) Между тем события развивались. (13) Чтобы хоть как-нибудь нейтрализовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую черную язву дустом: все-таки дезинфекция. (14) Нюша наблюдала из окна за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы ее увиденное, но совпало так, что у Нюши околел петух. (15) Не думаю, чтобы от дуста. (16) Тогда почему же не передохли все остальные куры? (17) Но в воображении Нюшки факт переломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведется недозволенными химическими средствами. (18) Нужно было ждать ответных действий, и они не заставили себя ждать долго. (19)В тихий предвечерний час в комнату с рыданием вбежала моя жена и бросилась на кровать. (20) Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг выпалила: - Иди и немедленно застрели Рубикона. (21) Оказывается, Нюшка только что, пять минут назад, пришибла палкой нашего Афанасия - прекрасного пушистого котенка. (22) Жена рыдала и требовала немедленной мести. (23) Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшино злодеяние убиваю Рубикона - она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнем истребляю всех ее кур и уток, возможно, поросенка - она ошпаривает кипятком наших детей... (24) Вероятно, так и началась история на земле. (25) Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех - яблоко... (26) И вот в конце концов накопился океан зла, в котором может потонуть все человечество. (27) – Выход есть: возьми пачку дрожжей, что я привез из Москвы, и отнеси ей, - сказал я. (28) Жена посмотрела на меня испуганно, как на сошедшего с ума, у нее даже слезы высохли. (29) – Да лучше я ее съем за раз всю! – прошептала она. (30) – Скажи, что подарок этот от нас, - твердо проговорил я. (31) – Ни в жизнь! (32) – Возьми и отнеси!.. (33) И жена пошла. (34) Я понимал, что она сейчас совершает героический поступок, в некотором смысле даже великий, потому что подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на сухое место более трудно, чем с сухого места шагнуть в болото, а самое трудное во все времена и для каждого человека - переступить через самого себя… (35) Когда она вернулась, глаза ее сияли, а голос прерывался от радостного волнения. (36) Оказывается, соседка, поняв, что к ней пришли с миром, вдруг заплакала и бросилась обнимать жену. (37) А потому обе они плакали на плече друг у дружки. (38) Не успели мы успокоиться, как Нюша появилась на нашем пороге – глаза ее светились счастьем, в руках она держала большое решето, полное отборного репчатого лука.

пожалуйста помогите написать небольшое сочинение

сколько знаете
или может вы решали уже
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кормЯщий 2) кОрысть 3) крЕнится 4) местностЕй
А2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
1) Гость ПРЕДСТАВИЛ свою спутницу.
2) Его, известного писателя, ПРЕДСТАВИЛИ к награде.
3) Приехавшие артисты ПРЕДСТАВИЛИ сцену из спектакля по рассказам М. Зощенко.
4) На съезде писателей первое слово ПРЕДСТАВИЛИ А.А. Фадееву.
A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый сладчайший 3) весёлых свадеб
2) сыплешь крупу 4) несколько баклажанов
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Отмечая юбилей А.П. Чехова,
1) мне нравятся его рассказы.
2) его рассказы очень лаконичны и содержательны.
3) нельзя не сказать об огромной популярности этого писателя во всем мире.
4) уроки литературы интересны.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Я прочитал рецензию на пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
2) Мы любим и гордимся творениями А.П. Чехова.
3) По прибытии в Мелихово писатель активно занялся созданием библиотеки.
4) Чехов помогал нуждающимся больным и деньгами, и советом.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
(1)... (2) Впервые о ней заговорил швейцарский писатель Эрих фон Деникен. (3)Он выдвинул идею о том, что пришельцы с других звёзд посетили плато Наска, однако не настаивает на том, что линии нарисовали сами гости. (4)Его теория гласит, что с помощью рисунков люди призывали инопланетян вернуться после того, как они покинули Землю.
(6) Треугольники информировали летательные аппараты о возможном боковом ветре, а квадраты - о наилучшем месте приземления. (б)Линии могли быть заполнены неким веществом, способным ярко светиться в темноте и обозначать взлётно-посадочные полосы.
(7) Эта теория считается самой невероятной и всерьёз не рассматривается, хотя во многие умы фон Деникен заронил зерно сомнений. (8)... появилась сложная версия энергопотоков, по которым обеспечивалась связь древних племён с космическим разумом.
А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Пустыня Наска находится на высоте примерно 800 метров над уровнем моря.
2) Самая волнующая гипотеза о происхождении рисунков на поверхности Наска связана с космическими пришельцами.
3) Линии и фигуры из-за больших размеров лучше всего видны с борта самолёта или вертолёта.
4) Поверхность пустыни, сплошь покрытая небольшими бурыми камнями, послужила своего рода «чертёжной доской».
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в восьмом предложении текста?
1) Так 2) Вообще 3) Однако 4) Потому что
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) Эрих фон Деникен заговорил (предложение 2)
2) линии нарисовали (предложение 3)
3) линии могли быть заполнены (предложение 6)
4) теория считается (предложение 7)
А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) простое осложнённое
2) сложноподчинённое
3) сложносочиненное
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ДОМАШНЮЮ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ! Вариант №2. Часть А. А16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же

1) Пр…амурский, пр…толстый, пр…командировать

2) П…едестал, ш…ют, с…ехидничать

3) И…каженный, бе…жалостный, ни…послать

4) По…веска, пре…посылка, по…зарядка.

А17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) Рокоч…шь, немысл…мый

2) Точ…шь, налаж…нный

3) Движ…шься, реша…мый

4) Тревож…шься, законч…нный.

А18. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. толщ…на Б. одол…вать В. кра…шеек Г. подраг…вать

1) А,В,Г 2) А,В 3) А,Г 4) Б,Г

А19. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

2) Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой, но быстрой речки.

3) Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.

4) Солнце, еще (не)скрытое облаками, освещает мрачную желто-лиловую тучу.

А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

2) (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные.

3) Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым4 (ЗА)ТО ее и любили в деревне.

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном () и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич(1) томясь стыдом(2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В прошлом многим был(1) конечно(2) известен дом Аксаковых, где все дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям(3) вероятно(4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.

А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Индивидуальность писателя проявляется и в предпочтении того или иного цветового эпитета.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанре.

3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4) Лес шумел то убаюкивающе то певуче то порывисто и тревожно.

А25. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В Греции классической эпохи(1) для социального строя(2) которой (3) типична форма города-государства(4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выяснилось (1) что рукопись окончательно еще не отредактирована(2) и что(3) пока не будет проведена дополнительная работа(4) сдавать ее в типографию нельзя.

А ТЫ УЛЫБАЙСЯ! (1)В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. (2)Собирали даже подписи,

чтоб была явка. (3)А я пойти не смог - не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке. (4)Пошел с ними гулять. (5)Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. (6)Дети потребовали лепить маму, - потом себя, потом пошла родня поотдаленней. (7)Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. (8)И очень азартно гоняли. (9)Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. (10)У подростков была присказка: (11) «А ты улыбайся!» (12)Она прилипла к ним ко всем. (13)Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. (14)Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. (15) «Больно же!» - закричал он. (16) «А ты улыбайся!» - ответили ему под дружный хохот. (17)Подросток вспыхнул, но одернулся - игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. (18) «Обиженный» мальчишка подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников. (19)Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. (20)Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: «Силовой прием!» (21)Дети мои бросили лепить и смотрели. (22)У ребят появилась новая попутная забава - бросаться снежками. (23)Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, «силовая борьба по всему полю». (24)Они, мне казалось, дрались - настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. (25)Больше того - подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. (26)«А ты улыбайся!» - кричали ему. (27)Я замер. (28)И тот улыбался и отвечал тем же. (29)Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. (30)Но что это было? (31)Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. (32)Подростков повели обедать родители. (33)Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании. - (34)Нельзя стоять в стороне. (35)Обсуждали вопрос о подростках. (36)Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. (37)Надо отвлекать, надо развивать спорт. (38)Мы решили сделать еще одно хоккейное поле. (39)«А ты улыбайся!» - вдруг услышал я крик своих детей. (40)Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню. Помогите найти проблему и позицию автора.)

Помогите пожалуйста решить самостоятельную работу по русскому языку. 1. Из предложений 4-6 выпишите два контекстных синонима.

2. Из предложения 7 выпишите два контекстных антонима.

3. Какой троп используется в предложении 4?

4. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

5. Из предложений 5-6 выпишите слово с чередованием гласной в корне, объясните правило графически.

6. Запишите грамматическое средство, с помощью которого осуществляется связь 11 и 12 предложений.

7. Опираясь на текст, дайте определение понятию классическая литература. Используйте для этого следующую схему предложения: сущ. Им. п. ? сущ. Им.п.

(1)Поговорим о читателе. (2)O нем говорят редко и мало. (3)А между тем читатель - лицо незаменимое. (4)Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина - всего лишь немая и мёртвая груда бумаги. (5)отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова - и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени - всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения. (6)Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. (7)Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. (8)Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильные масштабах. (9)Время идет - одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. (10)И если прозаик или поэт сохраняют свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни. (11)А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние. (12)Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными. (13)Решает судьбу книги живой человек, читатель. (14)Все струны, которыми по - своему владеет автор, есть в сердцах у читателей. (15)Иных струн у автора нет. (16)В зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо.

Грамматический бой между командами 5 – 6 классов школ

Вступительное слово учителя:

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим большой праздник знатоков и люби-

телей русского языка. Это загадки, задачи, шарады, викторина. Это успехи и победы в обмене информацией и знаниями о русском языке.

Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык.

А хорошо ли мы его знаем? В этом нам помогут разобраться участники нашего грамматического боя, уважаемое жюри. В соревновании сегодня выступят 4 команды. Им слово. Свои имена представители команд зашифровали в ребусах.

(МКОУ «СОШ № 15, МКОУ «СОШ № 22, ОУ № 29, МКОУ «СОШ №)

План

  1. Оргмомент
  2. Разминка (по пять вопросов команде)
  3. Конкурс капитанов (по шесть вопросов)
  4. Решите фонетическую пропорцию.
  5. «Собери слова»
  6. «Грамотей» (диктант) и «Исправь ошибки»
  7. «Догадалки» 1 (слова с пропусками)
  8. «Догадалки» 2 (Дед Тит)
  9. Чёрный ящик
  10. «Сломай голову» (исправь ошибки)
  11. Шарады, ребусы
  12. Собери фразеологизмы
  13. Рассказ на одну букву
  14. Подводим итоги

Разминка

Каждой команде задаю по 5 вопросов. На обдумывание 10 секунд. Отвечает любой игрок. Я читаю начало пословицы, а команда продолжает.

Команда 1.

1.Что посеешь, (то и пожнёшь)

2.Без труда (не вынешь рыбку из пруда)

3.Кончил дело (гуляй смело)

4. С кем поведёшься, (от того и наберёшься)

5. Друзья познаются (в беде)

Команда № 2.

  1. Как аукнется, (так и откликнется).
  2. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)
  3. Тяжело в учении – (легко в бою)
  4. Любишь кататься – (люби и саночки возить)
  5. Семь раз отмерь, (один раз отрежь)

Команда № 3

  1. Ученье – свет, (а неученье – тьма)
  2. Не имей сто рублей, а (имей сто друзей)
  3. Тише едешь – (дальше будешь)
  4. Меньше знаешь – (крепче спишь)
  5. Встречают по одежке, а(провожают по уму)

Команда №4

1.Труд человека кормит, (а лень портит)

2. Терпенье и труд (всё перетрут)

3.Язык до Киева (доведёт)

4.А Васька слушает да (ест)

5. Мели, Емеля, (твоя неделя)

Конкурс капитанов.

Капитан 1 команды.

1.Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

4.Как правильно сказать ветряный человек, ветреный человек и почему?

(ветреный)

5.Какое государство мы носим на голове летом? (Панама)

6.Какой птицей можно достать воду из колодца? (журавлём)

Капитан 2 команды

1.Как называем изменение глаголов по лицам? (спряжение)

2.Однокоренные ли это слова? Каково их значение?

Скупить книги – скупой на ласку

3.По чему ходят одни люди в ботинках, а другие в сапогах? (по земле)

4.Чем заканчивается день и ночь? (Ь)

5.Какую шляпку нельзя надеть? (гвоздя)

6. Остров, который сам на себя обижается (Ямал)

Капитан 3 команды

1Кто говорит на всех языках? (эхо)

2. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получилось много крупных плодов? (ты +к+Вы)

3.Как правильно сказать: табурет или тубарет?

4. Что в человеке есть одно,

А у вороны вдвое.

В лисе не встретится оно,

А в огороде втрое?(буква о)

5.Какой город летает? (Орёл)

6.Что у цапли впереди, а у зайца сзади?(буква ц)

Капитан 4.

1.Какое числительное приказывает? (три)

2.Вот сидит этот человек и приговаривает, приговаривает, приговаривает.

Назовите профессию этого человека.(судья)

3. Как правильно сказать: ноль или нуль?

4.Назовите 4 слова японского происхождения? (самурай, икебана, суши, харакири)

5. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антоним)

6.Эта часть предмета бывает золотой (середина)

Фонетическая пропорция

Разгадайте принцип, по которому составлены «фонетические пропорции» и решите их. Чего в них не хватает?

А/я=о/?

М/м=р/?

Вб/фп=зж/?

Яр/рай=ешь/?

Топор/ропот=лёд/?

Что такое толь?/дополнительный балл

(Пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как изоляционный материал)

Собери слова

Необходимо собрать слова, которые спрятаны в других словах

  1. Приставка в слове подбежал

Корень в слове снежинка

Суффикс в слове лесник

Окончание в слове ученики (подснежники)

  1. Корень в слове дворник

Суффикс в слове столовая

Окончание в слове зелёный (дворовый)

  1. Корень в слове молодой

Суффикс в слове пальцы

Окончание в слове травы (молодцы)

  1. Корень в слове сказка

Суффикс в слове извозчик

Приставка в слове дом

Окончание в слове дом (рассказчик)

«Грамотей»

Листочки и ручки. Сейчас напишете диктант. Каждый участник пишет только два слова и передаёт лист и ручку другому. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет работу. За каждую ошибку снимаем балл. Исправьте ошибки.

Текст. «Я люблю уроки рускава языка. На этих уроках мы учемсяпанимать силу и кросотурадного языка. Типлатой веет от блиских с детства слов: ручей, роща, паляна, трапинка. Руский язык помагает нам дружить и становиться лучьше»

«Догадалки 1»

Заполнить пропуски в тексте (одна чёрточка – одна буква)так, чтобы получилось 2 разных варианта предложения.

Например: Дом стоял на горке.

Том стоял на полке

  1. О-ёлле-ал ср-ди ---ных куч и с-ал

«Догадалки 2»

Рассказчик. Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец

Солдат. – Здравствуй, отец!

Старик: - Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково.

Рассказчик. Задумался солдат, не знает, как к старику обратиться.

Может, вы ему поможете, ребята? Как солдату назвать старика? Как его зовут?

(Дед Тит)

Старик. – И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то называли меня тоже таким именем. Что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай.

Солдат- Ну, дедушка, ТИТ, задал ты мне задачу. Сразу и не сообразишь.

- Ребята, выручайте! Как звали бабку? Как называется дом, в котором живёт дед? Как называли деда, когда он служил в армии?

(Анна, шалаш, казак)

«Чёрный ящик»

1команда.

В чёрном ящике находится клетка, из которых состоит любое живое существо. Эта клетка находится в большом запасе питательных веществ.

Вопрос: Что находится в чёрном ящике? (яйцо)

2 команда.

В чёрном ящике находится то, чему посвящена следующая загадка. В ней описана некая технология, по которой получается то, что в чёрном ящике.

«Возьму пылью, сделаю жидко, брошу в пламень, будет камень» (хлеб)

3 команда.

В чёрном ящике находится то, что называют «зелёным верблюдом»

(кактус)

4 команда

Вы слышали в русском языке слова «коловорот», «околица», «околесица». А то, что означает этот общий корень у славян – «коло» лежит в чёрном ящике.

Что же это такое? (круг)

«Сломай голову»

Каждой команде даём головоломку. Необходимо заполнить пустые клеточки буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось существительное в ед.ч. в им.п.

  1. – о – о - -

«Шарады»

  1. Первое – нота

Второе тоже,

А целое – на боб похоже (фасоль)

  1. Мой первый слог – предлог,

Второй – сигнал беды.

А весь я иногда

Так нужен для воды (насос)

  1. Первое слово над чайником тает.

Второе – у папы растёт над губой.

А целое – ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой (парус)

4 Часть первая на земле остаётся,

Когда по ней кто – то пройдёт.

Вторая – даётся ошибками в долгом труде.

А словом охотник зовётся,

Что зверя отыщет в тайге (следопыт)

5.Начало деревом зовётся,

Конец – читатели мои,

Здесь, в книге, целое найдётся.

И в каждой строчке есть они. (буквы)

6.Первый слог - местоименье,

Второй – весенний месяц яркий,

В конце частица для смягченья,

В целом – остров очень жаркий (Ямайка)

7.Первый слог найдёшь среди нот,

А второе – бык несёт.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути. (дорога)

8. Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но к на ц перемени –

Я по болоту зашагаю (цапля – капля)

9. Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши –

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги (резина)

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёте без труда (картина)

11. Я смерть и разрушенье сею,

Несу я гибель в дни войны.

Но о прибавь, и я повею

Покоем мирной тишины. (пушка, опушка)

12. В ранце я всегда лежал,

Букву как – то потерял…

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли. (пенал – пена)

Ребусы

Собери фразеологизмы

Повесить голову

Отводить нос

Вешать колёса

Распустить лапшу

Сматывать калошу

Смотреть сквозь глаза

Ломать удочки

Гореть под нюни

Вставлять палки в ногами

Сесть в пальцы

Заключение.

Вот и закончился наш грамматический бой. Слово жюри.

Мы поздравляем победителей и поддерживаем игроков, которым сегодня, к сожалению, не повезло. И не прощаемся, а говорим лишь до свидания, до скорых встреч на нашей новой интеллектуальной игре.