Золотой век в русской литературе. Золотой век русской литературы

Золотой век русской литературы

К XIX веку русская литература достигла небывалых высот своего развития. Литературный скачок, почву для которого подготовили авторы XVII - XVIII веков, дал русской литературе мировую известность.

XIX век называют Золотым веком русской литературы. Это крылатое выражение берёт начало в статье критика и публициста М.А. Антоновича «Литературный кризис», в которой он хвалил творчество данного периода за единство стремлений и интересов. И хоть в этой же самой статье, написанной в 1863 году, Антонович подразумевает литературу периода А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя и утверждает, что в его дни в литературе царит «век железный и даже глиняный», термин «золотой век» в литературоведении применяется по отношению ко всему XIX веку.

Замечание 1

Как утверждал литературовед В.Б. Катаев, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи - в её начале и в конце».

Начался Золотой век русской литературы с установления романтизма и сентиментализма, а закончился господством реализма и декадентства.

Писатели-прозаики золотого века

Золотой век русской прозаической литературы составили писатели-классики.

Определение 1

Классическая литература - все произведения эпохи, считающихся образцовыми и задающие канон своего жанра.

К данной эпохе относят творчество Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.С. Грибоедова и других. Классиком драматургии является А.Н. Островский.

Развитие русской прозы началось с творчества Пушкина и Гоголя, которые создали в своих произведениях типы героев, впоследствии встречающиеся в произведениях других авторов на протяжении всего XIX века:

  • «Маленький человек» - образ обычного человека, не выделяющегося своим социальным положением, происхождением или чертами характера, но всегда доброго и безобидного. Первым «маленьким человеком» стал Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Не менее известен Акакий Башмачкин, главный герой «Шинели» Гоголя;
  • «Лишний человек» - образ человека, не вписывающегося в общество. Образцом такого героя в русской литературе является Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина. Название данного типа взято из произведения И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека».

Большое влияние на русскую литературу XIX века оказали европейский романтизм, представителем которого был, например, вдохновлявший А.С. Пушкина английский поэт Байрон, а также творчество писателей-просвещенцев (XVIII век).

Определение 2

Романтизм - литературное направление, для которого было характерно изображение идеального мира и героя, борющегося с обществом.

От российских литературных традиций XVIII века Золотой век перенял публицистичность и любовь к сатире. Писатели обличали пороки и недостатки современного им общества и всегда держали руку на пульсе. Поэтому, когда в Российской империи наступил кризис крепостничества и возникли большие противоречия между народом и властью, литература отозвалась на эти масштабные исторические изменения сменой господствующего направления. Приблизительно в середине XIX века началось становление русского реализма.

Определение 3

Реализм - литературное направление, объективно и правдиво воспроизводящее окружающую действительность.

Общественно-политическая проблематика, поразительная точность и искренность и тонкий психологизм отличали произведения Достоевского, Толстого, Тургенева, Гончарова - писателей, творивших после произошедшей в 1861 году отмены крепостного права. Последователями этих идей стали А.П. Чехов и М. Горький.

Помимо политических идей в произведениях авторов Золотого века находили отражение вечные ценности и высоконравственные идеи. Утверждалась свобода личности, заострялось внимание на моральных проблемах.

В конце XIX века, когда в умах россиян начали крепнуть революционные идеи, реализм уступил первенство декадентству.

Определение 4

Декадентство - литературное направление, отличающиеся пессимистическими, упадническими взглядами, безверием.

Некоторые из самых значимых произведений Золотого века:

  • «Война и мир» Льва Николаевича Толстого;
  • «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского;
  • «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя;
  • «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова;
  • «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева;
  • «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова;
  • «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

Золотой век русской поэзии

Золотым веком русской поэзии считается первая треть XIX века. Центральной фигурой здесь являлся А.С. Пушкин.

К этой эпохе относятся также поэты пушкинского круга (1810 - 1830-ые годы): Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Бестужев, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, К.Ф. Рылеев и другие. Всего 19 поэтов.

Завершился золотой век русской поэзии творчеством Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.

Важно уточнить, что понятие «поэты пушкинской поры» не только и не сколько хронологическое, а, скорее, идеологическое. Потому что, например, М.Ю. Лермонтов, тоже современник Пушкина, в своих произведениях поднимал совершенно другую проблематику. В идеологии поэтов пушкинской поры важна была «подлинность душевной жизни». Эта поэзия очень часто была связана с общественно-политической жизнью страны (многие из перечисленных поэтов были связаны с декабристами).

Большое влияние на эту эпоху оказала реформа русского литературного языка, проведенная Н.М. Карамзиным. Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие.

Замечание 2

Сторонники карамзинской реформы объединились в закрытое литературное общество «Арзамас», которое боролось с отжившими себя традициями.

Не менее сильным толчком для развития русского литературного языка стало творчество Александра Сергеевича Пушкина, чей роман в стихах «Евгений Онегин» был признан ни много ни мало «энциклопедией русской жизни». Для многих поэтов и писателей именно Пушкин стал учителем и наставником; его идеи находили продолжение в произведениях других поколений литераторов.

Перу поэтов Золотого века принадлежат произведения о любви и природе, пропитанные философскими размышлениями. Именно в XIX веке за писателями и в особенности за поэтами утвердился статус пророков, просвещающих и обучающих своих читателей.

Первая треть XIX в, в развитии русской литературы характеризуется сменой романтического метода, в котором исключительный герой действовал в исключительных обстоятельствах. Важнейшими составляющими этого метода явились романтический конфликт и романтический герой, противопоставленный окружению, которое ниже, грубее героя. Точка зрения автора, его идеология практически совпадала с идеологией главного героя. Хотя романтизм открыл для литературы природу, но природу исключительную (море, океан, непроходимые леса, пустыня) — природа так и не стала родной, близкой в творчестве романтиков. Роль фона и окружения для романтического направления тоже была подчиненной, несколько статичной. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, неся в своем творчестве отчетливый след романтизма, которому они отдали дань в раннем творчестве, повернули русскую литературу в реалистическое русло. Формулой реализма является отражение типических характеров в типических обстоятельствах, объективность в интерпретации действительности, противопоставленная в этот период субъективности романтизма. Открытия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя являются открытиями русского реализма. Во-первых, объективность, являющаяся во многом основой реализма, появилась в связи с тем, что автор и герой стали разными образами - в «Евгении Онегине» отчетливо проявлялась позиция автора (Пушкина) и позиция героя (Онегина). Во-вторых, позиция автора и героя могла быть близкой, но могла и сильно различаться (Нехлюдов не Толстой, тем более Базаров очень сильно отличается от Тургенева), отсюда и появление авторской интонации, авторского иронического, сатирического и другого субъективного отношения к герою реалистического произведения. В-третьих, кроме основного конфликта человека и общества для развития сюжета огромное значение имеет диалогический конфликт (Онегин и Ленский), открытый реализмом Пушкина. Новое содержание, отразившее в художественной форме проблемы века, должно было иметь и новую жанровую форму. В данном случае роман в стихах, роман открытой формы (с незавершенным финалом). Это произведение имело и особую языковую форму, показавшую степень развития русского литературного языка.
В поэзии, драматургии, прозе Пушкина были заложены зерна будущего расцвета реализма в русской литературе. В разные периоды развития русской литературы писатели обращались к опыту Пушкина, осознавали через десятилетия эстетическую значимость его творений.
Укрепление и дальнейшее развитие русского реализма было отражено в творчестве писателей «натуральной школы» {И. С. Тургенев, А. Н. Островский, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков, ранний Ф. М. Достоевский, ранний Л. Н. Толстой и др.).
Для этого течения в русском реализме была характерна демократизация героев, изображение быта низших слоев русского общества. Особенностью писателей «натуральной школы» является углубление диалогического конфликта, они открыли новый тип конфликта человека и системы, обогатили русскую литературу разработкой микроконфликтов. Для писателей этого периода был характерен новый взгляд на крестьянскую жизнь и на судьбу «маленького человека» (Д. В. Григорович, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др.). В их произведениях описывается депоэтизированная действительность (курная изба, угол в квартире, запущенные квартиры), не случайно они считали свои произведения «физиологическими очерками». Они дали глубоко реалистические описания чиновничей, купеческой, крестьянской, разночинной среды. Именно в это время появляются новые для русской литературы жанры социальной повести, социально-психологического романа. Таким образом, не дворянская среда, а гуща народная становится в это время центром русской литературы.
Психологизм М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя был развит писателями второй трети XIX века, что отразилось в показе внутреннего мира человека, в теме взаимоотношения человека с природой; теме загубленных талантов и самой жизни человека из народа. 40-60-е годы XIX века были временем наибольших споров о путях развития России, что отразилось в творчестве русских писателей, деятельности литературных критиков (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Полемика развернулась на страницах журналов «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения». Проблема героя и проблема народа в литературе становились чрезвычайно актуальными в связи с обострением внутриполитической жизни России и с общественно-исторической ситуацией - поражением в Крымской войне. Идеологические столкновения привели к тому, что обозначились две противоборствующие (пока в журналах) силы — тех, кто желал реформ, и тех, кто звал «Русь к топору». В 60-е годы XIX века симпатии были на стороне последних и «Современник» стал рупором революционной демократии.
Полемика вокруг романа Тургенева «Отцы и дети» -яркий пример непримиримости не только критических мнений, но идеологических воззрений. Образ героя-разночинца в русской литературе будет развиваться в творчестве Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского, но наиболее полно он проявится в романах Ф. М. Достоевского. Этот герой найдет свое отражение в творчестве Н. А. Некрасова. Решению проблемы народного характера были посвящены пьесы А. Н. Островского.
Последняя треть XIX в. характеризуется таким мощным расцветом реализма, который повлиял на развитие всей мировой литературы. Это время было эпохой расцвета жанра романа, отразившего жизнь пореформенной России во всем многообразии ее социального состава: крестьянства, чиновничества, городской бедноты, разночинного люда, а также аристократической верхушки общества. Русские писатели рассматривали в своем творчестве не только социальные, но и религиозные, философские проблемы. Соединение и художественное отражение их посредством психологического анализа привели Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского к показу не только русской действительности, но и к обобщениям философского характера. Глубочайшее проникновение Достоевского в психику человека, в процесс рождения сначала идеи, а затем закабаление человека идеей предвосхитили свойственные модернизму XX века художественные искания.
Психологизм и историзм Толстого отразили новый философский взгляд на роль народа и личности в истории, на развитие семьи как малой части самого общества, на устои буржуазного общества - бюрократического в своей основе - и глубоко чуждого человеку. Диалектика души, как и диалектика поступков, выраженные Л. Н. Толстым, стали высоким мерилом художественности и философского искания истины. Добро, истина, справедливость - вот что ищут и находят лучшие герои его произведений (Пьер Безухов, Наташа Ростова, Нехлюдов, Левин), они являют собой тип активных, развивающихся личностей.
Сатира на существовавший строй отразилась в творчестве М. Салтыкова-Щедрина. Посредством гротеска и сатирической фантастики он создавал реалистические характеры («История одного города», «Господа Головлевы»). История распада семьи в «Господах Головлевых» не менее трагична, чем в «Анне Карениной» Л. Н. Толстого.
От крупных романов исторического, философского характера русская литература вновь обращается к малым и средним жанрам эпоса в творчестве А. Чехова. Именно этот писатель вошел в мировую литературу как создатель «новой драмы» и вдохновитель создания нового театра. «Новая драма» отрицала единый конфликт и сквозных положительных и отрицательных героев, она вовлекала читателей и зрителей в сотворчество при осознании и понимании драмы.
История мировой литературы является бесконечным процессом взаимодействия и взаимовлияния. Открытия одной национальной литературы откликаются в другой, как бы далеки они не были. Общечеловеческое стремление к добру, красоте, справедливости вечно в человеческой душе и в литературе. В процессе изучения русской литературы вы неоднократно обращались к выдающимся произведениям мировой, в первую очередь, западноевропейской литературы. Известно, что английская, французская, немецкая, испанская литературы влияли на развитие русской литературы. Следы этого воздействия наблюдаются в творческом методе, в стиле, образной системе, жанрах произведения русских писателей и поэтов.
Перевод, переложение, творческое использование жан-рово-стилевых, идейно-тематических открытий русской литературы широко представлены в произведениях казахских писателей. Главное направление творческих связей с русской литературой было определено Абаем. Он, как впоследствии все, кто обращался к русской литературе, знал русский язык и читал произведения русской литературы в оригинале. Эта особенность казахских писателей одействовала ускорению процесса восприятия русского литературного опыта и выработке новых и ярких стилевых ешений в казахской литературе. С того момента как Абай ворчески переложил на казахский язык «Евгения Онегина», прошло всего пятьдесят лет, а казахская литература, не знавшая до этого жанров эпической прозы, представила миру роман-эпопею Мухтара Ауэзова.
Какими бы разными ни были пристрастия казахских писателей и поэтов, они обращались, по примеру классиков, к творчеству Пушкина и Толстого. Эти две вершины русской литературы - вершина выражения в слове русского национального, народного духа и вершина выражения общечеловеческого пути к истине - стали для казахских писателей маяками мастерства и служения своему народу.

XIX века

XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской и зарубежной культуры.

Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени. Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря.

сделали настоящий переворот в литературе. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Бородино» не только пополнили фонд Русской классики, но и стали определенной стилистической подачей, которой неоднократно в будущем пользовались многие отечественные и мировые литераторы.

Герои золотого века русской литературы

Появляются литературные герои, для которых в первую очередь важна личная свобода. Ярким представителем выступает Татьяна Ларина , которая не нуждалась в праздной мишуре светских раутов, и для которой более предпочтительным было уединение и философские размышления. Так же, герой Александр Чацкий – человек, который в открытой форме выражал несогласие с общепринятым устоем жизни консервативного дворянства. Жажда переустройства общества среди просвещенных лиц поспособствовала появлению тайных обществ, в которых состояло большинство литераторов.


Центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.

Но начался XIX век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов, . Творчеством «Золотой век» русской поэзии был завершен.

Одним из таких поэтов был. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений и. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
и обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе, и так называемый тип «маленького человека», который показан в его повести «Шинель», а также в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от XVIII века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения «Нос», -Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают, . Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают, . Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена, . Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Представители золотого века русской литературы

Суровыми судьями аристократических кругов были и – Марлинский , в своих произведениях они презирали высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность. Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу . В своих стихах Жуковский старался уйти от серой обыденности, чтоб показать возвышенный мир чувств, который нас окружает. Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка . Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве . На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти.

Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Начало XIX века - это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала утверждать высокие принципы свободы личности. Именно в этот период общество начало учиться читать между строк, что особенно беспокоило правительство. И несмотря на жестокие условия, в которых развивалась русская литература, она все-таки смогла занять положенное ей высокое место в фонде мирового искусства.

Золотой век русской поэзии в основном совпадает с эпохой расцвета романтической поэзии в Западной Европе. Но его поэзия – не романтизм . Она более формальна , действенна, избирательна – короче говоря, классична , чем всякая иная поэзия (или во всяком случае поэтическая школа) девятнадцатого столетия. В ка­ком-то смысле она, позднее дитя XVIII века, отставала от времени. По тону и атмосфере Пушкина сравнивали с Моцартом . Поэты Западной Европы, всего ближе стоящие по тону и чувству к нашим поэтам Золотого века, – это Бернс , Шенье , Парни . Что особенно важно – техника поэтов Золотого века никогда не отстает от вдохновения. Их поэзия совершенна, даже когда это малые поэты; когда же речь идет о великих, то это безоговорочно великая поэзия. Техническое совершенство отличает поэзию двадцатых годов и от примитивной грубости державинской эры, и от выродившейся расхлябанности позднего XIX века.

Поэзия Золотого века была оригинальна, тогда как предшествующие эпохи только заимствовали, но при этом она была прямым продолжением карамзин­ского направления, его главным оправданием и лучшим плодом. Как продолжение его она была «французской», причем «француз­ской» XVIII века, ибо была враждебна француз­скому романтизму. С 1820 г. и далее движение называет себя романтическим и открыто восстает против правил французского классицизма. Оно хочет большей свободы и новизны форм; оно любит оригинальность и живописность. Оно восхищается Шекспиром за широту его замысла и глубокое понимание человеческого сердца и Байроном – за могучее красноречие и действенные повествовательные приемы.

По сравнению с эпохой классицизма здесь произошло возрождение чувств и ощущений, но сама чувствительность поэтов Золотого века была чисто классической; только немногие были заражены «новой чувствительностью», да и то лишь в ее самых ранних формах. Точно так же не было никакого «возврата к природе». Даже символизм природы, присущий оссиановской школе, отсутствует у Пушкина и его современников. Романтический пантеизм и романтический анимизм появляются в русской литературе лишь после 1830 года.

Еще более подчеркивает связь Золотого века с восемнадцатым его четкая социальная окрас­ка. Это было движение внутридворянское, движение джентльменов . Отсюда преобладание в его начальный период легких, светских стихотворений на анакреонтические сюжеты и темы; культ дружбы, веселого застолья и вина. Социально пушкинская пора – апогей литературной гегемонии дворянства. Высокая литература была полностью монополизирована представителями этого класса. В то же время печать почти полностью находилась в руках не-дворян – педантов, литературных поденщиков и торгашей. Классовые противоречия между ними совершенно ясны. Дворяне, к какой бы партии они ни принадлежали, в своем презрении к плебеям выступали единым фронтом. В 1830-е годы плебеи взяли реванш.

Можно сказать, что Золотой век начался тогда, когда поэзия стала подниматься выше добродушных пустячков дмитриевской школы и обрела самостоятельную и оригинальную интонацию в первых зрелых произведениях Жуковского , около 1808 г. Несколько лет спустя, по окончании войны, молодые сторонники Карамзина, возглавляемые Жуковским, Батюшковым и Вязем­ским , основали полушуточное литературное общество «Арзамас ». Его заседания были пародией на торжественные заседания консервативного литературного общества шишковистов . Арзамасцы исповедовали культ поэтической дружбы, литературной беседы и легкого стиха.

К 1820 г. движение стало серьезнее. После 1821 года на пять лет воцарилось влияние Байрона. Главной поэтической формой выражения становится стихотворная повесть. Назло консерваторам арзамасцы вызывающе принимают модный лозунг: романтизм. Одно за другим появляются произведения Пушкина; они имеют шумный успех; с ними соперничают произведения Жуковского, Баратынского , Козлова. Поэзия почти монополизирует книжный рынок. Дворянская партия становится единственным арбитром литературного вкуса. Но эта эпоха оказалась непродолжительной, и вскоре над ней стали собираться первые тучи. Подавление декабристского мятежа Николаем I (1825–1826) было роковым ударом для интеллектуальной дворянской элиты. В то же время чистая атмосфера XVIII века была отравлена: молодые люди следующего поколения занесли в Россию первые ростки германского идеализма. Журналисты, принадлежавшие к низшим классам, но с большими литературными претензиями и более прогрессивных взглядов, чем прежние, берут в свои руки печать и завоевывают популярность у читателя. Французский романтизм с его ничем не обузданным дурным вкусом отравляет воздух. Романы после толчка, который дал Вальтер Скотт , начиная с 1829 г. продаются лучше, чем поэзия. Дельвиг , центр дружеского поэтического кружка, умирает в 1831 г. В том же году Пушкин женится и становится лидером консервативной литературной аристократии. Молодые уже немолоды, лето Золотого века миновало. После 1831 г. литературную сцену занимают в Петербурге тол­па вульгаризаторов и шарлатанов, а в Москве – Адамы новой интеллигенции, которые уважают в Пушкине почтенный реликт прошлого, но отвергают его традиции, презирают его друзей и отказываются читать его новые произведения. В 1834 г. появляется первая статья Белинского – манифест новой эры русской цивилизации. В 1837 г., ког­да умирает Пушкин, Россия уже далеко ушла по новому пути. Пережившие Пушкина Жуковский, Баратынский, Языков , Вяземский – маленькая изолированная группа, забытая в чуждом, неприязненном мире.

Леонтьева Елизавета Ивановна

Данная презентация представляет писателей Золотого века русской литературы и обзор их творчества

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: Леонтьева Елизавета МБОУ «СОШ №12» «Золотой век русской литературы»

1. Введение Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически. Рылеев был повешен царскими палачами. На каторгу отправлен Одоевский, сослан в Сибирь Бестужев. Гениальный Пушкин провел свою молодость в ссылке, а впоследствии был затравлен придворной камарильей и убит в самом расцвете сил. Лермонтова выслали на Кавказ. Полежаева отдали в солдаты. Царское правительство и дворянско-монархическая клика, стоявшие у власти, были врагами, злобными гонителями передовой литературы. Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе. Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.

2. Александр Сергеевич Пушкин Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - великий национальный гений, создатель поэтических произведении непревзойденной красоты и совершенства. Как художник он развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивал самое ценное и значительное в русской и мировой культуре. Воспитанный на французском классицизме XVII и просветительной литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошел через влияние романтической поэзии и, обогатившись ее художественными завоеваниями, одним из первых в литературе XIX столетия поднялся на уровень высокого реализма.

2. Александр Сергеевич Пушкин Опираясь на художественные принципы Вальтера Скотта, Пушкин написал «Капитанскую дочку» (1836 г.), историческую повесть с классической ясностью сюжетных линий и глубиной психологических характеристик. В «Капитанской дочке» Пушкин показал не только стихийный характер крестьянского движения, но и его поэзию, и его обреченность. Неповторимая красота искусства Пушкина с огромной силой проявилась в его лирике. Лирика Пушкина не менее глубоко раскрывает внутренний мир человека, чем лирическая поэзия романтиков, но у великого поэта душа и сердце гармонически сочетаются с могучей силой разума. Произведения Пушкина овеяны духом гуманности. По глубине чувства и классической гармонии формы они вместе с лирическими стихотворениями Гёте принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии. Пушкин был центральной фигурой русской литературы первых десятилетий XIX в. Белинский прямо называет этот период русской литературы «пушкинским». С именем Пушкина связан не только высокий расцвет русской поэзии, но и формирование русского литературного языка. Пушкин показал духовную красоту и мощь русского человека, прелесть родной природы, народной поэзии - сказок, песен, преданий. Его значение для русской литературы неизмеримо. «Он у нас начало всех начал»,--говорил о Пушкине Горький.

3.Михаил Юрьевич Лермонтов В конце 30-х годов обозначился переход к новому типу реализма. Белинский видел основную его особенность в усилении критического начала, росте разоблачительной тенденции. Творчество величайшего преемника Пушкина в области поэзии, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), отмечено пафосом отрицания современной ему действительности. Лермонтов сложился как поэт в эпоху безвременья, когда декабристское движение было уже задушено, а новое поколение русских революционеров еще не окрепло. Это породило в его поэзии мотивы одиночества и горького разочарования.

3.Михаил Юрьевич Лермонтов Ненависть к «светской черни», к голубым жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури..-Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтов - поэт действия. Именно за бездеятельность бичует он свое поколение, воспитанное эпохой реакции, неспособное к борьбе и созидательному труду («Дума»). В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835-1836 гг.), Демон («Демон», 1829-1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). Разочарованный в окружающей мелочной жизни, поэт прошел через увлечение такой демонической личностью, но в своих произведениях последних лет он развенчивает романтическую поэзию гордого одиночества. В его творчестве ясно наметилась глубокая симпатия к простым, но полным настоящей самоотверженности и героизма людям,-то настроение, которое образует основной пафос русской литературы XIX в.

4.Николай Васильевич Гоголь Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам-повести и роману. Первое значительное произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 гг.) вводит читателя в мир народных преданий. Фантастика этой книги и ее беззаботно веселый тон имеют мало общего с последующими произведениями Гоголя-реалиста. Вторая книга - «Миргород» (1835 г.), хотя она и является продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», носит более зрелый характер. Четыре повести, составляющие «Миргород», как бы контрастируют друг с другом. В «Тарасе Бульбе » Гоголь передает удаль и героику казацкой вольницы. В повести «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» показано засилье пошлости и мелких интересов в современной жизни и разыгрываются ничтожные происшествия, от которых тоскливо и скучно становится каждой живой душе. Страшной фантастике «Вия» противостоит патриархальная идиллия «Старосветских помещиков». Особое место в наследии Гоголя занимают его «Петербургские повести», изображающие современный Гоголю большой город с его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изображая судьбу забитого и бесправного мелкого чиновника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе" от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до Чехова. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»»-в этой фразе Достоевского истинное признание значения повести Гоголя

5 .Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)- сатирик мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории одного города» (1869-1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи. В романе «Господа Головлевы» (1870-1880 гг.) показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощены мерзость и смрад крепостничества.

5 .Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Свой художественный анализ Щедрин уточнил и дополнил в «Пошехонской старине» (1887-1889 гг.), где обработал тот же жизненный материал в форме, близкой к мемуарной. В «Сказках» (1869-1886 гг.) Щедрин, используя условно-фантастическую форму, с исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные тины русской жизни -крестьян, чиновников, господ генералов, а также отношения между ними. Щедрин безжалостен ко всем либеральным попыткам подчистить и подправить старый крепостнический порядок, «обличить» его второстепенные пороки, чтобы спасти основное. Насмешка над либеральными фразерами, легко уступающими свои позиции и пресмыкающимися перед крепостниками, составляет одну из постоянных тем Щедрина. Вместе с тем Щедрин, неподкупный и стойкий защитник народа, был чужд сентиментальному приукрашиванию и идеализации «мужичка». Наоборот, с горечью, гневом и беспощадной иронией говорит он о раболепии, темноте и невежестве, которые помогают угнетателям народа.

6.Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах «Современника» под общим названием «Записки охотника» (1847-1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В романах «Рудин» (1856 г.) и «Дворянское гнездо» (1859 г.) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в «Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего «лишнего человека» с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой литературы. Тургенев не ограничился изображением «лишних людей».

6.Иван Сергеевич Тургенев В романе «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера Инсарова, за которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе «Отцы и дети» (1862 г.). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства, которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах - «нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача состоит в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков. В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.

7.Иван Александрович Гончаров Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812-1891) разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и веру в то, что его уничтожение принесет благоденствие России. Однако по своим политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной позиции. Романы Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г.) и «Обломов» (1859 г.) появились до 1861 г., т.е. до окончательного размежевания либеральных и демократических тенденций. Как и Тургенев, Гончаров испытал на себе влияние Белинского. В «Обыкновенной истории» он осмеял дворянский романтизм, праздность и беспочвенность дворянских мечтателей.

Творцы искусства, которых сегодня относят к "золотому веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало пере­оценки ценностей, смены устоев творчества и средств худо­жественной выразительности. На этом фоне рождались ху­дожественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Новое искусство, прихотливое, загадочное и про­тиворечивое, жаждало то философской глубины, то мисти­ческих откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, мета­физическая и декоративная живопись, новый синтетичес­кий балет, декадентский театр, архитектурный модерн. На первый взгляд худо­жественная культура "золотого века" полна загадок и про­тиворечий, с трудом поддающихся логическому анализу. Ка­жется, будто на грандиозном историческом полотне пере­плелись многочисленные художественные течения, творчес­кие школы, индивидуальные, принципиально нетрадицион­ные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракцио­низм, "мирискусничество" и "Новая школа церковного пе­ния"... Контрастных, порой взаимоисключающих художест­венных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечествен­ной культуры. Однако эта многогранность искусства "серебря­ного века" не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония. 8.Заключение