Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке математики. Микубаева Э. В. учитель математики высшей категории МАОУ « СОШ №30 г. Йошкар-Олы «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой) Одной из главных задач современной школы является не только сообщение определённой суммы знаний учащимся, но и развитие у них мыслительной деятельности, творческого отношения к делу, стремление к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применение их в своей практической деятельности. Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Перед учителем встает задача - использовать имеющиеся стремления ребенка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы. Выбирая различные форм работы на уроках, стараюсь способствовать развитию активной мыслительной деятельности учащихся, нацеливаю их на приобретение глубоких и прочных знаний, стимулирую самостоятельную работу детей. В организации работы на уроке исхожу из предположения, что развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения, только в процессе активной мыслительной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал. Думаю, что работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. При этом в своей работе учитываю врожденные особенности нервной системы учащихся: Так, обучая учащихся "образников" (учащихся с правополушарным типом мышления), особое внимание нужно уделять развитию речи и логических способностей детей. При осуществлении обучения реализуется ведущий принцип дидактики "от общего к частному". При работе с "гармониками" (учащиеся с равнополушарным типом мышления) необходимо учитывать их способность к быстрому темпу действий, принятию решений; уделять внимание воспитанию умения слушать: умный не тот, кто много знает, а тот, кто умеет слушать. Обучая "логиков" (учащихся с левополушарным типом мышления), следует активизировать их творческие способности. При организации обучения необходимо учитывать принцип дидактики "от частного к общему". Умение заинтересовать математикой - дело не простое. Учащиеся с желанием учатся тогда, когда содержание учебного материала вызывает интерес. Как сформировать интерес к предмету? Думаю что, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, использование разнообразных методов обучения. Остановлюсь на некоторых приёмах, которые дают положительный эффект в обучении. Это дидактическая игра, работа с книгой, лекция, контролирующая самостоятельная работа, тестирование, и т. д. Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны присутствовать органически на всех уроках, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Провожу урок-КВН, урокпутешествие, урок-соревнование. Эти уроки побуждают интерес к предмету. Рассмотрим виды обучающих самостоятельных работ, которые занимают огромное место в моей работе: 1. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задание с усложнённым элементом. 2. Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом преподаватель поэтапно выясняет осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов. 3. Многовариантные задания с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций. 4. Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой. 5. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся. 6.Урок – зачет. 7. Урок - семинар. 8. Урок-лекция, как правило, позволяет дать материал крупным блоком. Я даю такие уроки в старших классах, провожу итоговые уроки по завершению материала повторения школьного курса, например по теме « Функции». 9. Работа над сообщениями, докладами учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала. 10. Обучение работы с учебником. Неумение вскрыть существенно важное в прочитанном, отделить в нем новое от известного, и свободно применять почерпнутые данные в практике – основной недостаток наших учащихся Хочу остановиться о методах работы с книгой. Это o -работа с учебником после объяснения нового материала o -чтение учителем учебной статьи с выделением главных мыслей o -ответ ребят по составленному плану o -чтение учащимися текста и разбивка на смысловые абзацы o -чтение учащимися текста и самостоятельное составление плана прочитанного: o самостоятельное чтение пункта с последующими ответами на заранее сформулированные вопросы или задания. o прочитать текст учебника дома и ответить на заранее сформулированные вопросы. Инструментом активизации мыслительной деятельности обучаемых, а значит и инструментом воспитания культуры мышления является решение различных видов задач, например: o решение задач с несформулированным вопросом (вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений, учащиеся должны его сформулировать и решить задачу); o составление условия и решение задачи по данным чертежа (этот вид творческой работы развивает умения критического анализа, способствует развитию логического мышления) o решение задач с недостающими данными (в задачах этого типа обучаемые учатся анализировать условие задачи, учатся объяснять при решении, почему задача не имеет решения, учатся указывать недостающие данные.) o Задача. В равнобедренном треугольнике КМР с основанием МР, равным 10 см., найти боковую сторону. o решение задач с избыточными данными (учащиеся должны объяснить, какие данные являются лишними); o решение задач, имеющих несколько способов решения; o решение задач с взаимопроникающими элементами (эти задачи развивают математическое видение, умение включать один и тот же элемент в разные фигуры). o Задача. Дан рисунок. Прочитайте его. Приведу примеры некоторых "педагогических активизируют мыслительные процессы учащихся: уловок", которые o Сказки, o математические сочинения, o игры со словами, o использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, o конкурс художников, o кроссворды, o кодирование ответов заданий, o использование приема "умышленной ошибки", o использование метода "мозгового штурма", o использование принципа Ходжи Насреддина: "Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают", o составление задач по аналогии, o составление задач на заданную тему, o чтение рисунков и графиков, Ярким, насыщенным будет урок математики, на котором осуществляется связь с информатикой, что позволяет разнообразить способы изучения нового материала, а также повторения. Так, например, создание обучающимися компьютерных проектов-презентаций по какой-либо учебной теме поддерживает высокий уровень мотивации в когнитивной деятельности обучаемых всех стилей мышления. Кроме того, внедряя в образовательный процесс телекоммуникационные сетевые проекты и учебные проекты-презентации, осуществляется межпредметная связь и решаются дидактические задачи, Внеклассная работа по математике является одним из средств повышения интереса к предмету. Она способствует повышению уровня математической культуры и развития познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор. Достижению этой цели способствует различные формы внеклассной работы: o Математический часы. o Математический КВН. o Факультативы. o Олимпиады. o Конкурсы. o Математические конференции и т. д. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использую эпиграфы к урокам. o Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно. o Ошибаться может каждый, оставаться при своей ошибке – только безумный. (Цицерон) o В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми мелкими ошибками. (И. Ньютон) ... o Математика - это цепь понятий: выпадет одно звенышко - и не понятно будет дальнейшее. (Н.К. Крупская) o Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! (Д. Пойа) o Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа) Таким образом, решая проблему активизации мыслительной деятельности обучаемых, детей нужно учить учиться, создавать условия для "выращивания" нового знания, для саморазвития и самореализации.

Существует достаточно распространенное мнение, что будущее человеческого сообщества изменит научно-технический прогресс. И изменяют его ученые, инженеры и программисты. Именно они создают новые ценности. Это действительно так.
Сколько этих людей? По разным оценкам от несколько сотен тысяч до нескольких миллионов, то есть не более одного процента от общей численности населения Земли. И это число последнее время (последние два столетия) только растет, вызывая геометрический рост населения нашей планеты.

Однако в последнее время (несколько десятков лет) коренное население сокращается именно в тех странах, где процент людей получивших высшее образование больше, чем в тех, где такой процент меньше. Причем в эти страны с высоким уровнем образования идет еще и миграционный поток в большей части состоящий именно из образованных людей из стран с невысоким уровнем образования. Причины этих двух явлений (падение рождаемости в странах с высоким уровнем образованности и миграционного потока образ…

Одним из главных моментов восприятия идеологии является отношение людей к Богу, Вере, "загробной жизни".

Это особенно важно для нашей страны, где ее народ за последние сто лет от почти 100% веры в Бога, перешел к воинствующему атеизму, практически уничтожив в повседневной жизни все религии, а потом опять начал возвращаться к религии.

Мы не сможем развиваться без восстановления одного из трех начал национальной идеи - основы духовности, эталона для подражания каждого человека. Но, в тоже время, в рамках сегодняшних традиционных религий, не произойдет полного возрождения духовности, необходимой для развития нашей страны - не устранен идеологический конфликт между атеистами и верующими людьми.

А для устранения этого конфликта нужно прийти к одинаковому пониманию причин возникновения противоречий, то есть создать "новую религию", доказывающую с позиции абсолютного атеизма правильность человеческих базовых ценностей на основании веры в Бога.

Сейчас у верующих и атеисто…

Добрый день!

Существует много разных определений национальной идеи, не говоря даже о том, что она в себя включает, и какая она должна быть у каждой нации, народа, страны.

Идеология взаимосвязана с национальной идеей и нужно ее рассмотреть со всех возможных сторон. Для этого и создан этот опрос.
В этом опросе собраны все известные на сегодня краткие тезисы, какой должна быть национальная идея и есть возможность внести Ваши тезисы. Вы можете добавить свое мнение по каждому уже написанному в опросе тезису.Также в конце опроса есть возможность добавить Ваш тезис и если он не совпадает с уже написанным, то будет после рассмотрения ведущими Авторами проекта размещен, как еще один отдельный тезис в опросе.Загрузка...
Ответы можно посмотреть .

Бобров Александр ВалентиновичБиография на проекте Наша история
Награжден Интернет-наградой "Просветитель России"

В Белой Книге

Аккаунты в социальных сетях:
Google+ Facebook ВКонтакте Одноклассники Опрос перенесен с переформатированного проекта Нов…

В нашем быстро меняющемся Мире важно найти верную Цель для развития, создать Образ будущего, соответствующий нашим представлениям о совершенстве. И этот Образ будущего необходимо показывать и распространять всеми доступными нам средствами, в том числе инструментами идеологии для создания оптимальной политики и эффективной экономики.

В этом и заключается предназначение этого сайта: создание и культивация в общественном сознании Образа будущего , как всего человечества, так и нашей страны, имеющей уникальный опыт преобразований.

"Власть уничтожить нечто есть подлинный и абсолютный контроль над ним..." Из этой фразы из книги Фрэнка Херберта "Хроники Дюны" можно вывести краткое понятие власти: возможность уничтожить первым .

Власть применяется волей к объекту управления и может быть измерена.

И показателем измерения управления является Эффективность = результат / усилия . То есть соотношение результата и усилий по достижению этого результата.

Если построить график со шкалами измерений Результат и Усилия, то получаются пять устойчивых видов графиков - видов власти. Результат отображается по шкале в процентах выполнения, Усилия в процентах по времени достижения.
Власть Силы Власть силы действует одномоментно, но после окончания применения силы результат опять становится нулевым.
Власть Обмана Власть обмана, коварства, мимикрии требует со временем все больших усилий для достижения результата, так как со временем люди распознают обман и для достижения результата требуется еще большие усилия (обма…

Введение в управление Приветствую всех неравнодушных к судьбе нашей Родины.
Я не писатель и таким талантом не обладаю. Потому прошу меня извинить за некоторую корявость языка. Может быть, и поэтому статья получилась более объёмной, нежели я первоначально предполагал.
Статью, которую я надумал написать о мастерстве управления, по возможности предельно сжав в ней основы этого мастерства, дело очень не лёгкое, ибо сугубо мировоззренческое. Потому вовсе не факт, что суть того, что я собираюсь вам поведать, станет понятным каждому, кто осилит прочесть эту статью. Ну, а кто не осилит, значит, ему пока рано овладевать этой информацией.
Я так уверенно говорю потому, что за моими плечами огромный опыт в этом деле на протяжении чуть более 20-ти лет. Я выпустил, и выпускаю до сих пор, множество рассылок, касающихся области управления и мировоззрения человека, а также сопровождаю людей на их пути овладения ими мастерством управления, основанному на освоении ими КТУ – Концептуальной Теории Управл…

3 февраля 2016 года в Воронеже состоялся диспут "Спасет ли Россию новая экономика? ", который повлиял на написание этой статьи. Хотя и статью планировал написать раньше, а сам диспут был средством апробирования новых идей. Тем не менее, не все мысли удалось выразить в устной форме в очень ограниченный промежуток времени. Поэтому, постараюсь эту статью максимально близко приблизить к формату проведенных дискуссий до, во время и после диспута. Возможно, она будет из-за этого немного "разорванной", но думаю, что главное, это высказать тезисы новых идей.
В России, как впрочем и в других странах сегодня "разворачивается" не один кризис, а несколько взаимосвязанных. Все они связаны с переходом на Третий жизненный уклад (информационная эпоха, Третья волна и т.д.).

И результатом этих всех кризисов в России является:
низкомаржинальная экономика; уменьшение численности коренного населения. И эти все кризисы связаны с экономикой, но в разной степени. Есть кризисы, на п…

А сложно устроенные живые организмы, например животные могут воздействовать на окружающее их пространство очень по разному. Значительно повышая свои шансы для выживания. Анализ проводится с использованием МЕР измерения, в которых есть крайние определения. И эти меры измерения могут быть и без применения числовых параметров.

Есть два противоположные понятия, которые люди видят во всех проявлениях нашего материального Мира:
Созидание; Разрушение. Созидание создает новые формы, явления, процессы путем разрушения предыдущего состояния материи, которое изменяется, становясь другой, более сло…

Сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.

Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, понимать смысл? Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ. Значит нужно научить их думать.

Научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.

Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию: .

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой

Тема самообразования на 2008-2012 учебные года: «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики»

Цели самообразования: Создать условия для успешного обучения учащихся на уроках математики. Отработать с учащимися технологию самостоятельной работы с учебником при подготовке домашнего задания. Стимулирование интереса к самостоятельной деятельности. Систематическое проведение самостоятельных работ на этапах повторения и закрепления изучаемого материала.

Задачи: Разнообразить методы обучения с внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке; Совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся; Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Раздел№1 Изучение литературы по теме

Уровень развития класс кол-во уч-ся высокий уровень средний уровень низкий уровень 5а 20 1 16 3 5б 20 1 13 5 7б 22 2 11 8

Раздел№2 Изучение состояния избранной темы в практике работы

Обеспечение каждому ученику условий для максимального развития способностей. 2. Составление самостоятельных и контрольных работ.

Методы работы: устный; словесно-графический; наглядный; практический.

Приёмы: Устные контрольные работы; Математические и геометрические диктанты; Тесты; Практические работы; Задачи по готовым чертежам.

Средства обучения: Таблицы, учебник, схемы, модели фигур; Чертёжные инструменты; Карточки для устной и письменной работы; Дополнительную и справочную литературу.

Виды самостоятельных работ: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие

Виды проверки: предварительная; текущая; периодическая; итоговая.

Результаты входных срезов 2009-2010 учебного года Входной срез знаний Итоговый срезы знаний 5 4 3 2 5 5 4 3 2 % 6А - 10 5 2 59 2 10 4 1 67 6Б 5 5 4 4 56 1 9 4 3 59 8Б 3 6 6 4 47 2 7 9 2 45

Качество знаний 2-4 четверти 2008-2010 учебных годов четверть 5а 5б 6а 6б 2 63% 65% 48% 62% 4 63% 68% 47% 57%

Сравнительный анализ качества знаний Тест Контрольная работа Тема: Свойства степени с натуральным показателем «5» «4» «3» «2» % «5» «4» «3» «2» % 7а 3 11 3 - 82% - 11 5 - 69% Решение уравнений второй степени 9б 4 6 10 2 45% 3 7 10 3 43%

Качество знаний за 2008-2010 учебные года Качество знаний 55% 2008-2009 Качество знаний 50% 2009-2010 5а 55% 6а 47% 5б 68% 6б 62% 7б 41% 8б 41%

Раздел№3 Проектирование собственной деятельности по самообразованию

Посетить открытые уроки и внеклассные мероприятия у коллег школы. Пройти переподготовку при АКИПКРО. Выступить с обменом опыта на МО учителей математики.

Раздел №4 Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования

Дать открытый урок, применяя организацию самостоятельной работы. Сделать обобщение своего опыта по данной теме самообразования и выставить на сайт «Творческий учитель» в 2011-2012 учебном году.

Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.

Предварительный просмотр:

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» , - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.

Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, понимать смысл? Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ. Значит нужно научить их думать.

Научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.

Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию: «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики» .

Для работы по данной теме поставила перед собой цели:

  1. Создать условия для успешного обучения учащихся на уроках математики.
  2. Отработать с учащимися технологию самостоятельной работы с учебником при подготовке домашнего задания.
  3. Стимулирование интереса к самостоятельной деятельности.
  4. Систематическое проведение самостоятельных работ на этапах повторения и закрепления изучаемого материала.

Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать от 12 до 88% времени урока. Поэтому для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:

  1. разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
  2. совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;
  3. осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Опытно- экспериментальная апробация собственных проектов самообразования.

Раздел №1

Изучение литературы по теме

Начала свою работу по теме с изучения литературы и с подбора форм, методов и способов обучения самостоятельной работе. Было проведено анкетирование с целью выявления отношения учащихся к математике: обучая в 2008-2009 учебном году 62 учащихся, 22 из них проявляют интерес к изучению математики. Проанализировав состояние развития мыслительных способностей, выявила уровень творческого потенциала каждого ученика.

класс

количество учащихся

высокий уровень развития

средний уровень развития

низкий уровень развития

Раздел№2

Изучение состояния избранной темы в практике работы.

  1. Обеспечение каждому ученику условий для максимального развития способностей.

Для этого использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.

Для этого выбираю разные методы работы:

  1. устный;
  2. словесно-графический;
  3. наглядный;
  4. практический.

Каждый из них реализуется в системе приемов, таких как: устные контрольные работы, математические и геометрические диктанты, практические работы, тесты,задачи по готовым чертежам. Для этого использую дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур, чертежные инструменты, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.

Провожу самостоятельные работы , которые различаются:

  1. по дидактическим целям:
  1. обучающие;
  2. тренировочные;
  3. закрепляющие;
  4. повторительные;
  5. развивающие;
  6. творческие.
  1. по степени индивидуальности:
  1. общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);
  2. групповые (в группах, парах);
  3. индивидуальные.
  1. по источнику и методу приобретения знаний:
  1. работа с книгой (в классе, дома);
  2. решение и составление задач;
  3. практические работы;
  4. подготовка докладов, рефератов.
  1. по месту выполнения:
  1. классные;
  2. домашние.
  1. по форме выполнения:
  1. устные;
  2. письменные;
  3. тесты.
  1. по виду проверки:
  1. предварительная;
  2. текущая;
  3. периодическая;
  4. итоговая.

Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные учеником в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в классе и дома.

В начале учебного года провожу входные контрольные срезы, а в конце итоговые. Анализируя результаты срезов, можно проследить общую картину об изменении в знаниях, умениях и навыках.

Результаты входных и итоговых срезов за 2009-2010 учебный год

класс

Входной срез знаний

Итоговый срез знаний

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

По результатам исследований, проведённых мною по 2 и 4 четвертям в период с 2008 по 2010 год(5-6 класс), качество знаний остаётся стабильным:

класс

2чет

4чет

Мои ученики постоянно выступают с исследовательскими работами: в 2009 году Широкова Аня (5а кл) с исследовательской работой «Пластиковый бум» выступала на районном конкурсе исследовательских работ «Будущее Алтая» заняла 2 место, в 2010 году с исследовательской работой «С математикой за столом» стала лауреатом школьного конкурса, а Белоус Таня (8 бкл) с работой « Золотое сечение в изделиях Колыванского камнерезного завода» стала лауреатом районного конкурса исследовательских работ «Будущее Алтая».

Учащиеся принимают активное участие в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде. В 2008 году работа Михайленко Кати (7б кл) вошла в 15% лучших работ математического тура олимпиады; в 2008 году 11 учащихся принимали участие во Всероссийском конкурсе «КИТ». Волкова Лиза заняла 1 место в школе, Радченко Настя – 2 место в школе. В 2009 году 15 учащихся приняли участие во Всероссийском конкурсе «Кенгуру». Михайленко Катя заняла 1 место в школе и 4 место в районе; Филатова Вика – 2 место в школе и 5 место в районе.

15 учащихся 6а и 6б классов в 2009-2010 учебном году занимались в заочной математической школе «Школа плюс». Все получили сертификаты. Обучение продолжают и в этом учебном году.

  1. Составление самостоятельных и контрольных работ, тематических тестов, зачётных работ и математических диктантов.

Мною составлены и систематизированы по темам самостоятельные, контрольные работы и тестовые задания с разными уровнями сложности. Провожу их с диагностикой результатов деятельности учащихся. Не всегда при диагностике результаты удовлетворяют меня. Не все учащиеся справляютсяся с заданиями в полной мере. Причина в том, что у многих учащихся имеются пробелы в знаниях, в развитии мышления, внимания и памяти, которые постоянно приходиться восстанавливать, организуя индивидуальный подход к учащимся на уроках математики.

Сравнительный анализ качества знаний теста и контрольной работы

Тест

Контрольная работа

Тема:

Свойства степени с натуральным показателем

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Тема:

Решение уравнений второй степени

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

«5»

«4»

«3»

«2»

качество

Причину вижу в том что, тест даётся с выбором ответа и проводится сразу при изучении данной темы на этапах повторения или закрепления, а контрольная работа проводится после изучения всей темы. Учащиеся не могут воспроизвести в памяти весь изученный материал, так как имеют низкий уровень развития:

7а кл – 3 уч-ся, 9б кл – 10уч-ся

Всё это позволяет мне развивать личность ребёнка в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определённых успехов в учёбе.

Качество знаний за 2008-2010 учебный год

2008-2009

2009-2010

Раздел №3

Проектирование собственной деятельности по самообразованию

  1. Посетить открытые уроки и внеклассные мероприятия у коллег школы.

За 2008 – 2010 учебные года мною были посещены открытые уроки у Янес С.Ю., Лихненко И.Н., Мамаевой Г.А., Юшковой К.В.

  1. Пройти переподготовку при АКИПКРО.

Курсовой материал (2008 год «Реализация личностно ориентированного компетентного подхода в профессиональной деятельности учителя предметника преподающего дисциплины естественно научного цикла ОУ»), не только повысил мой теоретический уровень, но и дал возможность систематизировать накопленный опыт и глубже понять знания компетентного подхода в обучении школьников.

  1. Выступить с обменом опыта на МО учителей математики.

Раздел №4

Опытно – экспериментальная апробация собственных проектов самообразования

  1. Дать открытый урок, применяя организацию самостоятельной работы.

Открытый урок «Путешествие по Завьяловскому району

Преемственность детского сада и школы, о познавательном развитии дошкольников средствами экспериментальной и проектной деятельности, в соответствии с ФГТ.
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного

образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Последовательность работы педагога над проектом:


  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;

  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;

  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;

  • собирает информацию, материал;

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

  • даёт домашние задания родителям и детям;

  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых

В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

Они классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Задачи развития:


  • обеспечение психологического благополучия и развития детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков.
Содержание проектной взросло-детской деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии к объектам социальной среды, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела и др.) Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности , мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве , поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.

Первый этап характеризуется проявлением любопытства. А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Как отмечала Н.Г. Морозова: «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром». Содержание активности ребенка, по мнению А.К. Дусавицкого, с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.В. Пантюхин, Н.Н. Поддъяков и др.). На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Н.С. Пантина, главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский[). Как отмечает В.Т. Кудрявцева, именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако, знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем не в логике науки.

Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте , мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности.


Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. (Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Любой ребенок, как уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
Выдвижение гипотезы;
Поиск и предложение возможных вариантов решения;
Сбор материала;
Обобщение полученных данных.

Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nполноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

Первый . Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:


  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);

  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность по ознакомлению с окружающим.

Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Такое направление как метод проектов охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

В рамках проектной деятельности с детьми должны иметь место следующие мероприятия:


  • Диагностика уровня развития ЭЕНП у дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.

  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).

  • Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.
Важно выстроить взаимодействие с детьми так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитателю важно придерживаться следующей последовательности этапов исследования:


  • актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

  • обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

  • опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

  • предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами могут быть:


  • реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

  • специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

  • воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

  • стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

  • Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.

Показатели сформированности исследовательской деятельности:


  • Умение видеть проблему;

  • Умение формулировать и задавать вопросы;

  • Умение выдвигать гипотезы;

  • Умение делать выводы и умозаключения;

  • Умение доказывать и защищать свои идеи;

  • Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:

  • Самостоятельность.

  • Полнота и логичность ответа.

  • Правильность выводов и формулировок.
Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры ?

  • Во-первых , любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.

  • Во-вторых , важным становится процесс работы ребенка в ходе исследования. Следовательно, оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.
Необходимо отметить, что выделенные умения, это не количественные, а качественные показатели.

Поэтому показатели сформированности исследовательского деятельности необходимо сопоставлять как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т.е. «качественные изменения в структуре личности ребенка и их проявления во взаимодействии его с окружающим».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Здесь отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства. Дошкольники на занятиях учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятия хода работы и её результатов.

виды экспериментальной деятельности:

1. По характеру объектов, которые используются в эксперименте:

– опыты с растениями,

– опыты с животными,

– опыты с объектами неживой природы,

– опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

– в групповой комнате,

– на участке,

– в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

– индивидуальные (1-4 ребенка),

– групповые (5-10 детей),

– коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

– случайные,

– запланированные,

– проведённые в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

– эпизодические (проводимые от случая к случаю),

– систематические.

6. По продолжительности:

– кратковременные (от 5-15 мин.),

– длительные (свыше 15 мин.).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

– однократные,

– многократные или циклические.

8. По месту в цикле:

– первичные,

– повторные,

– заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

– констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),

– сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

– иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты),

– поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат),

– решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

– демонстрационные,

– фронтальные.

требования к объектам работы:

1. Главным является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, как и почему нахохливаются птицы зимой лучше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.

2. Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Так категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными или испуганными животными. Однако, иногда создаются такие условия, когда воспитатель силой обстоятельств обязан познакомить детей с опасными объектами. Например, если вокруг детского сада растут дурман или белена, в лесу встречаются ядовитые грибы, воспитатель обязан познакомить детей с ними для предотвращения несчастного случая.

3. Категорически запрещается проводить эксперименты с незнакомыми объектами – будь то незнакомый вид или незнакомый экземпляр. При контакте с незнакомыми объектами вероятность несчастных случаев резко возрастает.

4. Желательно, чтобы объект, выбранный для экспериментирования, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части. Если же принесенный детьми объект не несет никакой опасности и просто дефектен, можно провести наблюдение, постараться найти причины дефективности, чтобы извлечь из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому объекту.

5. Дети за время пребывания в детском саду должны научиться видеть красоту всех живых организмов и не делить их на красивых и некрасивых.

6. Часто встречающиеся представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Например, нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответствуют одному возрасту, а воробьи и гурами – другому. Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту приходится возвращаться многократно и каждый раз добавлять к известным знаниям что-то новое.

особенности детского экспериментирования:


  1. Детское экспериментирование свободно от обязательств. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

  2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время. Если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.

  3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

  4. Дети не могут работать, не разговаривая. При организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует четко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.

  5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым, оказывает на них неблагоприятное влияние.

  6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны осознавать смысл этой процедуры.

  7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать – это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда имел только правильную точку зрения.

  8. Очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу, а именно:
– работа руками детей,

– дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам,

– совместная работа воспитателя и детей,

– помощь воспитателя детям,

– работа воспитателя по указанию детей,

– как сознательно используемый прием, воспитатель иногда допускает неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления.


  1. Предметом особого внимания является соблюдение безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они могут забыть об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

  2. Следующей отличительной способностью детского экспериментирования является способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

  3. Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формирование выводов
Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношением к работе. Нежелание детей экспериментировать обусловлено разными причинами – плохим настроением, ухудшением самочувствия, неумением выполнить работу, неспособностью к сосредоточению, отсутствием интереса к данному объекту, отсутствием в характере склонности к экспериментированию, незрелостью мыслительных процессов и многими другими факторами. Ни в одной из этих причин нельзя усмотреть злого умысла ребенка, поэтому его нельзя ругать за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформировать выводы.

методические требования к подготовке и проведению экспериментов.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

Плановые наблюдения и эксперименты.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Эксперименты как ответ на детские вопросы.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.

Как работать с детьми.

1. Увлекаясь работой, дети забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

2. Для того, чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.

3. Работа с детьми строится по принципу «От простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий.

4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

а) действие показывает педагог,

б) действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно.

Это дает возможность сконцентрировать внимание на типичные ошибки;

в) иногда ошибки сознательно совершает сам педагог. С помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибки, вероятность совершения которых велика,

г) действия осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка,

д) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки,

е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации.

6. Один из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка.

7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду.

8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами.

9. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

Мотивация к экспериментальной деятельности – один из ключевых моментов. В последнее время с этой целью широко использую информационные компьютерные технологии. Чаще всего сама готовлю по теме презентацию, в которой обязательно содержится проблема, иногда беру материал из интернета. Видеоматериал значительно повышает интерес к детскому экспериментированию.

В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми, общительными, и это здорово!

9 ЯНВАРЯ.ЗНАНИЕ


Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы начинаем истинно познавать. Я ни на волос не приближусь к познанию предмета до тех пор, пока буду предполагать, что мое отношение к нему установлено ученым человеком. Чтобы познать предмет, я должен подойти к нему как к чему-то совершенно чуждому.

Непрерывный приток чужих мыслей должен задерживать и заглушать собственные, а за долгий период времени - даже совершенно ослаблять силу мысли, если она не обладает в высокой мере упругостью, чтобы сопротивляться этому неестественному притоку. Вот чем постоянное чтение и изучение расстраивает голову, а также еще и тем, что система наших собственных мыслей и познаний утрачивает свою цельность и непрерывную связь, если мы так часто произвольно прерываем ее, чтобы уделить место совершенно чуждому ходу мысли. Разгонять свои мысли, чтобы дать место книжным, - по-моему, все равно что продавать свою землю, чтобы повидать чужие, - в чем Шекспир упрекал туристов своего времени.
Вредно даже читать о предмете прежде, чем сам не пораздумал о нем. Ибо вместе с новым материалом в голову прокрадывается чужая точка зрения на него и чужое отношение к нему, и это тем вероятнее, что человеку естественно из лености и равнодушия стараться избавиться от усилий мышления и принимать готовые мысли и давать им ход. Эта привычка затем вкореняется, и тогда мысли уж идут обычной дорожкой подобно ручейкам, отведенным в канавы: найти собственную, новую мысль тогда уже вдвойне трудно. От этого-то и встречается так редко самостоятельность мысли у ученых.

Шопенгауэр

Знание подобно ходячей монете. Человек имеет отчасти право гордиться обладанием ею, если он сам поработал над ее золотом и пробовал ее чеканить или по крайней мере честно приобрел ее уже испробованною. Но когда он ничего такого не делал, а получил ее от какого-то прохожего, который бросил ее ему в лицо, то какое же основание имеет он гордиться ею?

Джон Рёскин

Для человеческого ума менее вредно совсем не учиться, чем учиться слишком рано и слишком много.

Заслуга величайших мыслителей состоит именно в том, что они, независимо от существовавших до них книг и преданий, выражали то, что сами думали, а не то, что думали или прежде жившие, или окружающие их люди. Так же точно и каждый из нас должен подстерегать и улавливать те светлые мысли, которые, подобно искрам, от времени до времени вспыхивают и разгораются в нашем сознании. Для каждого из нас подобные внутренние просветления имеют гораздо больше значения, нежели созерцание и изучение целого созвездия поэтов и мудрецов.

Эмерсон

Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не влияет на жизнь и уживается с противными ей поступками.
________________________________________

Меньше читайте, меньше учитесь, больше думайте. Учитесь и у учителей, и в книгах только тому, что вам нужно и хочется знать.