Значение термина лейтмотив в музыке и литературе. Значение слова лейтмотив Лейтмотив в архитектуре

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова лейтмотив

лейтмотив в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

лейтмотив

лейтмотива, м. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.).

    Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова.

    перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

лейтмотив

    Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении.

    перен. Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея.

    перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. красной нитью. Л. выступления доклада.

    прил. лейтмотивный, -ая, ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

лейтмотив

    Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п.

    перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

лейтмотив

ЛЕЙТМОТИВ (нем. leitmotiv, букв. - ведущий мотив) музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. - в балете и программной инструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своих операх Р. Вагнер. Термин "лейтмотив" имеет и более широкое значение: как определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.

Лейтмотив

(нем. Leitmotiv, буквально ≈ ведущий мотив), музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения. Обычно служит характеристикой или условным обозначением определённого персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Начиная с 19 в. принцип Л. находит широкое применение в опере, а также в балете и инструментальной программной музыке. В поздних операх Р. Вагнера сложная система Л. составляет основу музыкально-драматургического развития. Русские композиторы-классики М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский художественно убедительно претворяли принцип Л., однако он не занимает в их сочинениях столь исключительного положения, как у Вагнера, и сочетается с др. принципами музыкальной драматургии. Л. сохранил своё значение и в музыке 20 в. (например, в операх и балетах С. С. Прокофьева), новый аспект его использования связан с развитием киномузыки. Понятие Л. нередко применяется при анализе произведений литературы, обозначая образный оборот, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. Повторяясь и варьируясь, Л. обрастает ассоциациями и обретает особую идейную, психологическую или символическую углублённость. Например, стук колотушки в повести А. П. Чехова «Невеста» претворяется в символ монотонной и сонной обывательской жизни и одновременно ≈ акцентирует перемену умонастроения героини. Говорят также о звуковых, ритмических, интонациях Л. в поэзии.

Термин «Л.» получил и более широкое нарицательное значение, определяя доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий и т. п.

Лит.: Вагнер Р., О применении музыки к драме, в кн.: Избр. статьи, М., 1935; Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Римский-Корсаков Н. А., «Снегурочка» ≈ весенняя сказка, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960.

Г. В. Крауклис.

Википедия

Лейтмотив

Лейтмоти́в , в музыке - характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Первым начал активно использовать лейтмотивы в своих операх Рихард Вагнер.

Примеры употребления слова лейтмотив в литературе.

Пруст, Джойс, Манн, Додерер обогатили прозу музыкальностью, превратив роман в симфонию, идеи и время - в музыкальные лейтмотивы .

Но нельзя не заметить подобий в более глубоких слоях обоих произведений и того факта, что весь жанр фэнтези эксплуатирует артурианский миф в одном, базисном каноне - в лейтмотиве борьбы Сил Добра и Прогресса, представленных Артуром, Мерлином, Экскалибуром и Круглым Столом, с Силами Мрака и Разрушения, воплощением которых стали Моргана, Мордред и стоящие за ними силы.

Также зачастую и неоправданной велеречивости церковнославянизмов, звучащей в устах платоновских героев, автор скорее именно сочувствует, остраняя эти выражения для нас, своих читателей, без сарказма и издевки, оставляя их звучать как внутренний лейтмотив своего текста, который в итоге выбивается наружу, начинает звучать громче других.

Задачи укрепления единства неприсоединившихся стран на последовательной антиимпериалистической основе прошли лейтмотивом через серию визитов Ф.

Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов , которые в процессе развития симфонически трансформируются.

Но этого перевыражения оригинала Жуковский достигал в каждом произведении конкретными, пригодными именно для данного текста приемами, ибо поэт, сохраняя свой почерк, переводил не на один манер: его перевод, как двуликий Янус, соединял в себе облик переводимого автора и самого Жуковского, включал в себя ведущие лейтмотивы его творчества.

Антисфен, в свою очередь, был язычником дохристианской эпохи, и то, чему фаллос искони служил символом, а именно чувственное ощущение, было еще близко его сердцу - и не только ему одному, но, как известно, и всей кинической школе, провозглашавшей своим лейтмотивом возвращение к природе.

Каждый раз, когда действие или речь возбуждает тот или иной комплекс, отзывается соответствующий лейтмотив в какой-либо вариэции.

Но и в его тонких замечаниях, и в его юмористических сравнениях, и даже в принципиальных возражениях неумолчно звучал все тот же дивный лейтмотив , который так подкупал и трогал своей умиротворенной мягкостью.

Поиски этого синтеза составляют лейтмотив воплощений Шекспира на нашей сцене, и в дальнейшем нашем изложении, анализируя некоторые этапные шекспировские спектакли, мы будем прослеживать, в каких противоречиях развивается этот лейтмотив .

Это - лейтмотив греческой трагедии, с той разницей, что мойра Шекспира не обитает в недоступных людям эмпиреях, а составляет плоть от плоти сложных и многообразных человеческих отношений.

Добровольческой армии я положил и настойчиво проводил в жизнь, как лейтмотив следующий принцип: если паны дерутся, то мы, начальники штабов, должны сделать все, чтобы у холопов остались чубы целыми.

Это был тот главный козырь, лейтмотив , с которым носились по Гоголевски, как дурак с писаной торбой.

Разбирательства собачьих взаимоотношений стали лейтмотивом в наших семейных разговорах.

Так же дело обстоит и в обычной психологической жизни: лейтмотивы - это оттенки чувств наших комплексов, наши действия и настроения - преображения лейтмотивов.

Термин лейтмотив имеет немецкие корни (Leitmotiv) и переводится как «ведущий мотив». В музыкальном творчестве он является отличительной темой или оборотом, обрисовывающим какого-либо героя балета или оперы. Лейтмотив характеризует особенности персонажа или некую драматическую сцену в разные эпизоды произведения. Он неоднократно повторяется по ходу всего действия.

Вконтакте

Оперное значение слова лейтмотив

Википедия сообщает, что первым автором, который смог внедрить этот посыл внутрь своих произведений , стал Рихард Вагнер, знаменитый немецкий композитор. Благодаря такой находке, его музыка приобрела всепоглощающую беспрерывность действия.

Сам автор никогда не пользовался обозначением «лейтмотив». В 1871 году музыковед и педагог из Германии Ф. Йенс стал применять это слово впервые. А. Г. Вольцоген широко использовал термин для анализа творчества Вагнера.

В музыке лейтмотив выполняет не только эмоциональную функцию, но действует как формообразующая и объединяющая категория. По степени развития мастерства оперной музыки термин начинал играть все более существенные роли. Его принцип намечался уже в самом раннем произведении Монтеверди «Орфей». У Скарлатти и Люлли лейтмотив выявляется в зачаточной форме, и проскальзывает лишь незначительными фрагментами. В конце XVIII века этот музыкальный образ приобретает большой смысл в поздних операх Моцарта и в произведениях французских композиторов революционной эпохи.

Термин однозначно утверждается в период развития музыкального романтизма и становится главным средством воплощения идеи отдельно взятой оперы. В произведениях наблюдается столкновение двух противоборствующих сил и появление контраста для изображения драматургического развития.

Вагнер занимается разработкой опер на основании полноценных лейтмотивов. В его поздних произведениях этот музыкальный образ отражает важнейшие эпизоды и досконально пронизывает полифоническую составляющую.

На заметку! Так как перенасыщенность произведения этими музыкальными категориями могла ослабить восприятие целого, во времена Вагнера авторы снижали чрезмерную сложность.

Термин в хореографии

Первые зачатки лейтмотива в балетной музыке были видны в «Жизели» А. Адана (1841), а, спустя три десятка лет, этот принцип наиболее удачно внедрился в «Коппеллии» Л. Делиба и произведениях П. И. Чайковского . Сам жанр вскоре породил специфическую проблему - хореографическую. Для этого в балете используют pas ballote - сложнейший в исполнении приём, требующий большой силы. Хореографический и музыкальный синтез был удачно создан в произведениях советских авторов (Хачатурян, Григорович, Прокофьев).

Лейтмотив в инструментальной музыке

Мотивный принцип играет здесь одну из важнейших ролей. Эта техника взяла своё начало ещё во времена клавесинной игры, а позже была значительно возвеличена авторами Венского классицизма. К примеру, у Берлиоза в его «Фантастической симфонии» лейтмотив, видоизменяясь, пронизывает все пять частей. Этот музыкальный образ утверждается как портретная характеристика основного героя, но порой служит конструкции, отстраняясь от персонификации.

За двухвековую историю лейтмотива, принцип характеризуют более подходящим для исполнения на инструментах, чем для вокальных партий, за счёт гармоничности и более широкого спектра действия.

Что такое лейтмотив в литературном контексте?

Здесь слово лейтмотив означает один из главных структурных элементов текста. Принцип статичного повторения можно обнаружить уже на страницах древнего эпоса у Гомера. Лейтмотив - это важнейший фактор, который играет роль не только напоминания, но и становится основным компонентом произведения.

Французские символисты, в числе которых выделяют Бодлера и Малларме, предпринимали попытки перенести музыкальные приёмы в области рукописей. Авторы стремились выйти за рамки обычного рационального значения слов и открыть более широкий смысл, подобно тому, как это делает мелодия.

Роль лейтмотива автоматически снижается или увеличивается за счёт сценического выражения самой драматургии. Чтобы принцип стал действительно ключевым фактором, необходимо многократное повторение и варьирование в различных формациях , придавая все новые краски одному персонажу. В силу этого лейтмотив наполняется ассоциациями и обретает некое подобие символизма, что позволяет ему обособиться от основного изложения. Образное воплощение темы произведения и проблематики обеспечивается благодаря системе главных мотивов.

Термин в стихотворении

Чтобы определить основу произведения, следует обращать взор на одну из важнейших классификаций: любовь, судьба, смерть, красота. Однако только определённой темы в стихотворении недостаточно, здесь чаще встречается синтез множества проблем.

Лейтмотив в этом виде литературы обладает непосредственным фундаментом и содержит элементы произведения. Выявив его, легко обнаружит предпосылки. Базой всего стихотворения выступают первые всплески, импульсы, отвечающие за изначальное и дальнейшее впечатление. Следующие за ними формы постепенно входят в осознание. Каждая фраза в поэтическом произведении имеет собственное место, а ее воздействие предопределено ещё до начала чтения.

Лейтмотив в литературе - это главная мысль, которая красной линией проходит через все произведение. Изначально термин этот музыкальный, а литературоведы, недолго думая, позаимствовали его. Слово «лейтмотив» происходит от немецкого das Leitmotiv, и буквально оно переводится как «главный мотив» или «ведущий мотив».

И в музыке, и в литературе

В лейтмотив - это основная мелодия, тема или музыкальный оборот, которые обыгрываются в композиции. Можно сказать, что большинство композиций представляют собой взятую за основу мелодию, которой даются разные вариации. и называется лейтмотивом. Значение слова "лейтмотив" в литературе может быть понятно на интуитивном уровне, так как слово "мотив" находится в активном словарном запасе большинства людей. Эмоциональный план, концепт или основная тема одного или нескольких произведений, всего творчества писателя или его работ в какой-то конкретный период - вот что такое лейтмотив.

Музыка как мысль и чувство

Первым понятие «лейтмотив» в музыку ввел музыковед и педагог Фридрих Вильгельм Йенс, а активно употреблять в своих работах его начал знаменитый Рихард Вагнер. Ганс фон Вольцоген использовал сам термин «лейтмотив» чаще всего, особенно когда говорил о работах авторства Вагнера. Так как Рихард Вагнер писал длинные оперы разного характера и содержания, использование лейтмотива было для него обязательным и даже естественным, ведь именно таким образом было легче всего удерживать определенную атмосферу и держать слушателя в нужном настроении. Даже самые короткие его заставляют слушателя бросить все дела и посвятить себя только прослушиванию музыки, потому что лейтмотивы, которые использует Вагнер, не могут никого оставить равнодушным.

Потерянные души и отсутствие надежды

Объяснять литературные термины лучше всего на конкретных примерах, и в данном случае идеально подойдут писатели так называемого «потерянного поколения». Так, Ремарк писал об абсолютно разных людях и редко использовал одних и тех же персонажей в нескольких своих произведениях, однако лейтмотивом его творчества является человеческое отчаяние и поиск себя после пережитых ужасов войны.

Похожие или идентичные идеи использовали в своих книгах и другие представители этой группы писателей. Их основные лейтмотивы - это невозможность нормально жить без родины, отрицание будущего после участия в военных действиях и полный нигилизм, основанный на циничном отношении к жизни и отсутствии веры в лучшее. Еще один знаменитый представитель писателей потерянного поколения - это в чьих книгах присутствует больше мягкости, но в целом атмосфера в них очень похожа на ту, которая всегда ощущается в произведениях Эриха Ремарка.

Претендуешь - соответствуй!

В целом, лейтмотивы - это что-то не только явно наблюдающееся в творчестве, но и едва уловимое, спрятанное между строк. Иногда лейтмотивом может выступать настроение. Например, можно сказать, что в своем творчестве писатели раннего постмодернизма используют лейтмотив конфликта личности с самой собой, нерациональности окружающего мира и важности искренних эмоций и чувств. Чаще всего, когда писатель выбирает для себя определенное направление, в котором ему хотелось бы творить, он знакомится и с основными темами, которые затрагивают его коллеги. Например, если приверженцы натурализма вдруг начнут кривиться от описаний откровенных сцен, а приверженцы реализма - рассказывать, как главного героя в здравом уме посетила фея, то коллеги такой инициативы не поймут и не поддержат. Правда, правильные лейтмотивы - это основа, скорее, для классических писателей, а в современной литературе эти границы уже давно стерлись.

Как отличить хорошую литературу от плохой?

Примечательно, что лейтмотив, который обыгрывается писателем в одном или нескольких произведениях, формирует его стиль и манеру письма. Использование нескольких выделенных тем, а также своеобразное построение диалогов и употребление образно-стилистических средств - это как раз то, что выделяет конкретного писателя среди сотен других. Существует мнение, что хорошего писателя очень просто отличить от посредственного. Если автора можно узнать по нескольким абзацам или хотя бы страницам, значит ему удалось создать собственный стиль и характерный почерк, за который его и полюбили читатели. В массовой литературе и беллетристике такое явление не наблюдается практически никогда, потому что основной упор в ней делается на констатацию фактов и описание событий, а не чувств и мыслей персонажей. Считается, что лейтмотивы - это ненужный элемент для массовой литературы, потому что такие книги чаще всего читаются один раз и сразу же забываются.

Литературные поучения для самых маленьких

Удивительно, но такое явление, как лейтмотив, наблюдается даже в Конечно, в большинстве сказок для малышей тема и основная мысль содержат неприкрытое поучение и яркую мораль, однако как раз они и являются очень эффективным лейтмотивом. По тону написания сказки всегда можно отличить ее от других жанров литературы, даже если произведение прошло через несколько процессов перевода. В произведениях для детей такие лейтмотивы должны быть поданы максимально понятно и конкретно, но иногда писатели и предлагают маленьким читателям поразмышлять самостоятельно. Если во «взрослой» литературе лейтмотив используется скорее для раскрытия замысла автора, то в сказках и поучительных рассказах его специально делают очевидным, помещая в центр произведения и развивая сюжет на его основе.

Лейтмотив это термин, предложенный в конце 1870-х немецким музыковедом Г.П.фон Вольцогеном для характеристики оркестровой полифонии «Кольца Нибелунга» Р.Вагнера; впоследствии стал употребляться в литературоведении. В симфонической, инструментальной музыке и опере лейтмотив - относительно краткое построение, служащее характеристикой персонажа, явления, эмоции или отвлеченного понятия. Лейтмотивная техника в музыке применялась уже А.Гретри, В.А.Моцартом, Л.Керубини, однако широкое применение лейтмотив получает в 19 веке. Прежде всего это относится к музыкальным драмам Р.Вагнера, которого считают обоснователем системы лейтмотив. Как и многих романтиков, Вагнера волновала идея «синтеза искусств», трактовавшаяся им наподобие единения слова и музыки в античной трагедии. Оперная реформа Вагнера, задуманная как воплощение этой идеи, потребовала особого строения музыкальной ткани. На смену отдельным оперным номерам пришел непрерывный поток музыки, построенный на чередовании контрастных «пластичных мотивов» - характеристик «природы и человеческих натур». По замыслу Вагнера, эти мотивы - «каждый в ходе своего индивидуального развития - должны оформиться в носителей страстных стремлений, направляющих многообразно разветвленное действие, и характеров, выражающих себя в этом действии» (Вагнер Р. Статьи и материалы).

Лейтмотив в литературоведении

В литературоведении лейтмотив - один из основных структурных элементов текста : повторяющаяся деталь, образный оборот, интонация (лейтинтонация), возникающие как способ характеристики персонажа, положения, переживания. Лейтмотив может варьироваться, видоизменяться, несколько лейтмотивов контрастно оттеняют друг друга, переплетаются, перетекают один в другой, образуя систему. Способ применения системы лейтмотивов конкретным писателем или школой, жанром следует определить как лейтмотивную технику. Применение лейтмотивной техники в романном жанре принято связывать с произведениями Л.Толстого, Ч.Диккенса, Г.Флобера, французских натуралистов, и особенно романистов 20 века. (А.Белый, Т.Манн, Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Вулф), где проблему «синтеза искусств» сменила проблема аналогии литературы с музыкой. Первые попытки перенесения музыкальных приемов в область литературного творчества были предприняты французскими символистами (Ш.Бодлер, С.Малларме). Они стремились, «не довольствуясь «словарным», сугубо «рациональным» значением лексических единиц… выявить весь их потенциал и тем максимально усилить смысловое воздействие стихотворения» (Косиков Г. Два пути французского постромантизма… Поэзия французского символизма.). Отсюда их интерес к современным достижениям музыки, в частности, к вагнеровской музыкальной драме. В русской литературе пример символистского произведения, строящегося на системе лейтмотивов - «Симфонии» А.Белого (1902-08). Лейтмотив может формироваться в репликах действующих лиц, вводиться сценическими средствами (звук лопнувшей струны в «Вишневом саде», 1904, А.П.Чехова).

Сценическая интерпретация драматического произведения позволяет подчеркнуть или уменьшить роль лейтмотива. Сопоставляя лейтмотивную технику «Превращения» (1916), «В поисках утраченного времени» (1913-27) и «Улисса» (1922), В.Набоков приходит к выводу, что у Кафки и Пруста она присутствует наравне с иными приемами, тогда как весь текст Джойса - это «рисунок повторяющихся тем» (Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе). Способы применения лейтмотивной техники многообразны; уже в древней эпической поэзии можно найти повторение статичного лейтмотива. При этом оно не только служит «напоминанием», но является,согласно концепции «эпической формулы» М.Перри - А.Лорда, одним из основных композиционных элементов эпической поэмы. Однако вне эпической поэзии прием повторения статичных лейтмотивов, помогая сопоставить каждое данное событие с событиями более ранними или более поздними, не наделяет данное событие дополнительным, символическим значением. Повторение статичных лейтмотивов может также использоваться в целях стилизации или пародирования эпического повествования. Стать действительно структурным фактором повествования лейтмотив может в процессе варьирования, когда он неоднократно воспроизводится в различных ситуациях, в применении к разным персонажам, каждый раз получая новую эмоциональную окраску (например, образ звездного неба в финале каждой из глав романа Т.Уайлдера «Мост короля Людовика Святого», 1927). В результате лейтмотив обрастает ассоциациями, становится не просто зримым отображением темы, но и символом. В своем символическом качестве лейтмотив способен приобрести определенную независимость от темы. Термины «тема» и лейтмотив часто смешивают. Тема литературного произведения находится вне текста и воплощается в лейтмотиве, который является непосредственным структурным элементом текста. Лейтмотивная система произведения обеспечивает образное воплощение тематики и проблематики в тексте.

В более широком смысле лейтмотив это основная мысль, идея, эмоциональный тон литературного произведения либо творчества данного автора.

Слово лейтмотив произошло от немецкого Leitmotiv, что в переводе означает - ведущий мотив.

Или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы , его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Совершенства во вплетении в канву музыкального произведения лейтмотивов и создании благодаря им беспрерывного драматургического развития достиг в своих, особенно поздних, музыкальных драмах Рихард Вагнер .

Возникновение

Сам Рихард Вагнер никогда не использовал такого обозначения, как лейтмотив . Термин в 1871 году ввёл немецкий музыковед и вокальный педагог Фридрих Вильгельм Йенс в отношении опер Вебера . Широкое распространение он получил у Ганса фон Вольцогена (нем.) русск. , который применял его во всех работах, касающихся вагнеровского творчества.

В литературе

Термин лейтмотив , заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления ; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова становится отдалённый звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла («Шуми, шуми, послушное ветрило» - в стихотворении «Погасло дневное светило…», «я… мещанин» - в стихотворении «Моя родословная» А. С. Пушкина). В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определённые ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы. Здесь он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определённого жанра и стиля . Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему первоначальному музыкальному значению