Значение смоленский василий григорьевич в православной энциклопедии древо. Логинов василий григорьевич - смоленский военный некрополь

Конец XV -- начало XVI вв. -- это период значительного укрепления идеи самодержавия в Русском государстве. Единственная в мире истинная православная держава должна была и управляться единственным в мире истинным православным самодержцем. Свидетельством тому -- стремление русских духовно-политических кругов утвердить за русским государем титул царя. И не случайно этот титул эпизодически начинает встречаться в некоторых русских внешнеполитических документах времени Правления Ивана III и Василия III, а понятие "самодержец" входит в официальный титул Василия III.. князь самодержавие мономах

В этом смысле характерно, что именно в первой четверти XVI века появляется "Сказание о князьях Владимирских", обосновывавшее династические претензии московских государей. В основе "Сказания" лежат две легенды. Первая -- о происхождении Рюриковичей и, следовательно, московских великих князей от римского императора Августа. Вторая легенда доказывает, что царские регалии -- царский венец, бармы, золотая цепь, крест от древа распятия и сердоликовая шкатулка, принадлежавшая Августу, -- достались московским великим князьям через Владимира Мономаха от его деда византийского императора Константина. Таким образом, удревление генеалогии московских государей на максимально возможный срок позволяло рассматривать историю самой России как часть общемировой истории, в которой Россия занимает самое достойное место.

До начала XVI века о существовании этих легенд не было ничего известно. Но уже в первые десятилетия XVI в. они были соединены в "Послании о Мономаховом венце" тверского монаха Спиридона-Саввы. Не позднее 1527 г. на основании этого послания неизвестными авторами было составлено и "Сказание о князьях Владимирских". Правда, неизвестные нам составители "Сказания" не решились углублять генеалогическое древо московских правителей до библейского патриарха Ноя, как это сделал Спиридон-Савва. Видимо, они посчитали это не совсем верным и потому решили остановиться на римском императоре Августе.

Конечно, сегодня мы понимаем, что основа "Сказания о князьях Владимирских" абсолютно легендарна -- это в полном смысле слова историко-генеалогический миф, созданный древнерусскими книжниками XVI столетия. Но ведь сами книжники и их читатели были уверены в обратном -- в абсолютной истинности созданного ими исторического мифа. И потому с помощью мифов творили реальную историю. Недаром впоследствие "Сказание" активно использовалось в дипломатических и династических спорах, служило вступительной статьей к "Государеву родословцу" и вступительной статьей к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г. Да и сам Иван IV в своих произведениях постоянно использовал аргументы "Сказания".

В итоге, пытаясь показать место России во всемирной истории, русская духовно-политическая мысль этого периода выработала три типа соединения русской истории с мировой -- хронографический ("Русский Хронограф 1512 года"), генеалогический ("Сказание о князьях Владимирских") и пророческо-эсхатологический (цикл сочинений о "Третьем Риме"). В сочинениях пророческо-эсхатологического цикла древнерусские книжники XVI века выдвинули ряд "идеалов-образов" или формул -- "Москва -- Новый Царьград", "Москва -- Новый град Константина" и, наконец, Россия, как "Третий Рим", -- в которых Московское государство начинает осознаваться как центр, ядро, средоточие правой веры во всем мире.

Из истории Ханаанской и Арфаксада, первого потомка Ноя, родившегося после потопа. По благословению отца Ноя вся вселенная была разделена на три части между тремя сыновьями его -- Симом, Хамом и Иафетом. За нерадивость был Хам лишен отцовского благословения, потому что не покрыл наготы отца своего Ноя (пр), упившегося вином. Когда отрезвел Ной от вина и узнал, что сделал над ним меньший сын его, то сказал: "Да будет проклят Хам, да будет он рабом у братьев своих". И благословил он двух сыновей своих, Сима и Иафета, которые прикрыли отца своего, не глядя на него, чтобы не видеть наготы его. И благословил он Симова сына Арфаксада, чтобы поселился он в земле Ханаанской. И родились у Арфаксада два сына-близнеца: имя одного -- Мерсем, другого -- Хус (пр), они были основателями Египта. И пошли от них многочисленные потомки по родам их. Хус ушел в дальние пределы Индийской страны, и его потомки оттуда распространились на восток; потомки же Мерса распространились вплоть до нас. Потомки Иафета населили северные страны до дальнего севера. И воцарился некто из того же рода, по имени Фарис, в Калаврийских странах и основал город во имя свое по названию Арфакс (пр). Правнук же его, по имени Гайдуварий, был первым создателем астрологии в Ассирии, во владениях потомков Сима, а после него был Сеостр. Сей же Сеостр самым первым на земле воцарился в Египте, и по потомках его прошло много лет. Из его рода происходил и Феликс, который обладал всей вселенной. После же Феликса, по прошествии многих лет, воцарился некий царь в Египте, происходивший из того же рода, по имени Нектанав, был он волхв, от него у Олимпиады, жены Филиппа, родился Александр Македонский. Александр был вторым властителем вселенной и обладал ею двенадцать лет, а всего он жил тридцать два года; перед кончиной он передал Египет своему полководцу Птолемею. Мать же Александрова после смерти сына своего возвратилась к отцу своему Фолу, царю ефиопскому. Фол же отдал ее во второй раз замуж за Виза, родственника Нектанава. Виз же родил от нее дочь и назвал ее Антией; он основал город в Сосвенах и назвал город этот, который теперь именуется Царьградом, в честь имени своего и своей дочери, Византия. От Александра Македонского до Птолемея Прокаженного насчитывается двадцать два Птолемея.

У Птолемея Прокаженного была дочь премудрая, по имени Клеопатра, она правила Египетским царством вместе с отцом своим Птолемеем. И в это время Юлий, кесарь римский, послал зятя своего Антония, стратига римского, воевать в Египет. Когда Антоний пришел с огромным войском посуху и по морю, чтобы захватить Египет, то Клеопатра послала к Антонию, стратигу римскому, своих послов с богатыми дарами, говоря: "Ведаешь ли, о стратиг, о египетском богатстве? Лучше с миром царствовать, чем в безумье проливать кровь человеческую". Умилосердился Антоний и взял Египет без кровопролития, и вышла за него замуж премудрая царица Клеопатра; и воцарился Антоний в Египте. И Юлий, кесарь римский, услышав о своеволии Антония, поставил брата своего Августа стратигом над воеводами и послал его с четырьмя другими братьями своими и со всей силой римской на Антония. И, придя, Август покорил Египет, и убил зятя своего Антония, и сам воцарился в Египте. Взял он и Клеопатру-царицу, дочь Птолемея Прокаженного, и отправил ее в Рим на кораблях вместе с захваченными великими богатствами египетскими. Она же сказала: "Лучше мне царицей египетской умереть, чем быть приведенной пленницей в Рим", -- и уморила себя змеиным ядом.

На Юлия же восстали воеводы Брут, Помпеи и Красе и убили его в Риме. И вскоре к Августу в Египет пришла весть о гибели Юлия, и сильно опечалился он при известии о смерти брата. И, не медля, созвал всех воевод, и военачальников, и нумеров, и препоситов и известил их о смерти Юлия, цезаря римского. Они же все, римляне и египтяне, единогласно воскликнули: "О преславный стратиг, Юлия-кесаря, брата твоего, воскресить не можем, а твое величество венчаем венцом римского царства". И облекли его в одеяния Сеостра, первого царя Египта: в порфиру и виссон, и препоясали его поясом дермлидовым (19), и возложили на голову его митру Пора, царя индийского, которую принес Александр Македонский из Индии, и накинули ему на плечи мантию царя Феликса, обладавшего всей вселенной, и дружно воскликнули громким голосом: "Радуйся, Август, царь римский и всей вселенной!"

В год 5457 (51 до н. э.) Август, кесарь римский, пошел в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птолемеев, со своими воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с великой охотой и воинами, и пищей, и дарами. И Бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил властелином Александрии, Ирода же, сына Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагерду, родичу своему; Илирика же, брата своего, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона учредил правителем в Золотых землях, которые ныне называются Угорской землей (Пионами в Хронографе 1512 г. называется племя угров, это название племени здесь использовано как имя первого правителя угров.); а Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей.

И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл (полулегендарный первый новгородский князь.) перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: "О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя". Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй -- Синеус, а третий -- племянник его по имени Олег (пр.) . C тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик.

А четвертое колено от великого князя Рюрика -- великий князь Владимир, который просветил Русскую землю святым крещением в год 6496 (988). А от великого князя Владимира четвертое колено -- правнук его Владимир Всеволодович Мономах (пр.). Когда сел он на великое княжение в Киеве, то начал советоваться с князьями своими, и с боярами, и с вельможами, так говоря: "Неужели я ничтожнее прежде меня царствовавших и управлявших знаменами царства великой Руси, таких как князь великий Олег, который ходил и взял с Царьграда большую дань для всех воинов своих и благополучно домой возвратился, или как Всеслав Игоревич, князь великий, который тоже ходил на Константин-град и еще более тяжелой данью его обложил. А мы, Божьей милостью, наследовали престол своих прародителей и отца своего великого князя Всеволода Ярославича (пр.) , и наследники той же чести от Бога. Ныне жду совета от Вас, моего двора князей, бояр, и воевод, и от всего христолюбивого воинства; да прославится имя святой живоначальной Троицы силой вашей храбрости с Божьей помощью и нашим повелением; какой же вы мне совет дадите?" Так отвечали великому князю Владимиру Всеволодовичу его князья, и бояре, и воеводы: "Сердце царево в руке Божьей, а мы все в твоей власти". Тогда великий князь Владимир собирает воевод умелых и мудрых и ставит начальников над воинскими отрядами -- тысячников, сотников, пятидесятников; и, собрав многие тысячи воинов, отправляет их во Фракию, область Царьграда; и завоевали большую часть ее, и возвратились с богатой добычей.

В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах (п р) и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение -- отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу: Неофита, митрополита эфесского, и с ним двух епископов, милитинского и митилинского, и антиохийского стратига Антипа, иерусалимского наместника Евстафия и других своих знатных вельмож. С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу, так говоря с мольбой: "Прими от нас, о боголюбивый и благоверный князь, во славу твою и честь эти честные дары, которые с самого начала твоего рода и твоих предков являются царским жребием, чтобы венчаться ими на престол твоего свободного и самодержавного царства. Прими и то, о чем будут тебя молить наши посланцы -- мы от твоего величия просим мира и любви: тогда церковь Божия утвердится, и все православие в покое пребудет под властью нашего царства и твоего свободного самодержавства великой Руси, так что теперь будешь ты называться боговенчанным царем, увенчанный этим царским венцом рукою святейшего митрополита кир Неофита с епископами". И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское.

Во времена же царствования Константина Мономаха отлучился от Царьградской церкви и от истинной веры отошел римский папа Формоз и уклонился в латинство. Тогда царь Константин и святейший патриарх кир Иларий повелели собраться на собор в царствующем граде святейшим патриархам -- александрийскому, антиохийскому и иерусалимскому. И по их совету благочестивый царь Константин Мономах со святым Вселенским собором из четырех патриархов, митрополитов, епископов и священников исключили имя папы из церковных поминаний и отлучили его от четырех патриархов. И от православной веры отпали и с тех времен и доныне лытают, потому и называются латинянами. Мы же, православные христиане, исповедуем Святую Троицу -- безначального Отца с единородным Сыном и с пресвятым единосущным и животворящим Духом в едином Божестве, и веруем в нее, и славим, и поклоняемся

Сводки, примечания:

  • 1) Согласно библейской легенде, Ной, выпив вина с возделанного им виноградника, лежал обнаженным в своем шатре. Хам, увидев отца, вышел из шатра и рассказал об этом братьям. Сим и Иафет, взяв одежды, вошли в шатер и, не глядя на отца, покрыли его наготу. В апокрифическом сказании о Ное говорится, что Хам "посмеяся наготе отца своего".Эти имена известны по библейской истории.
  • 2) Мерсем (Месрем, Месром) и Хус -- потомки Хама. Согласно сведениям русских хронографов, заимствованных из "Хроники" Иоанна Малалы, Месрем был внуком Хама и первым правителем Египта.
  • 3) Калаврийские страны -- Калабрия, область на юге Италии. По библейской истории известен Фарсис -- внук Афета, сын Иована. В древнерусском хронографическом своде ("Еллинском летописце") упомянут Фарис из племени Афета, но только как основатель Фракии ("от него же Фраци"). Название города Арфакса -- скорее всего выдумка автора "Сказания о князьях владимирских
  • 4)Олегъ -- русский князь, ум. в 912 или 922 г. По летописным данным, Рюрик, умирая, передал в 879 г. княжение в Новгороде Олегу и оставил ему на попечение своего сына Игоря. Олег завладел Киевом и подчинил своей власти многие племена, успешно воевал с хазарами, совершил поход в Византию, взяв большую дань с Византии и заключив выгодные для Руси договоры.
  • 5) Владимир Всеволодович Мономах -- великий князь киевский с 1113 по 1125 г., назван Мономахом по имени матери -- дочери византийского императора Константина Мономаха. Вел успешные войны с половцами. Его княжение ознаменовалось политическим и экономическим усилением Руси
  • 6) Всеволод Ярославич -- отец Владимира Мономаха, сын Ярослава Мудрого, великий князь киевский с 1078 по 1093 г.
  • 7) Константин Мономах умер, когда Владимиру Мономаху было два года. Война с Русью имела место в 1043 г., результатом союза с Русью, заключенного в 1046--1947 гг., и явился брак дочери Константина Мономаха с Всеволодом Ярославичем

Cписок литературы и источнтков

  • 1)Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. СПб., 2000. С. 278-289.
  • 2) ru.wikipedia.org/wiki/skazaniya_o_knazyax_vladimirskyx

СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ

В то время некий воевода новгородский именем Гостомысл, умирая, созвал всех владетелей новгородских и говорит им: «О мужи новгородские! Даю вам совет: пошлите в Прусскую землю человека мудрого и призовите от знатных тамошних родов правителя себе». Они пошли в Прусскую землю, и нашли там некоего князя именем Рюрик из рода римского императора Августа, и упросили его посланцы от всех новгородцев идти к ним княжить [*]. Князь Рюрик пришел в Новгород с двумя братьями, одному имя Трувор, другому - Синеус, а третий был его племянник, по имени Олег. И с того времени назвав был Новгород Великим, и начал великий князь Рюрик первым княжить в нем в 6375 году [*]. От великого князя Рюрика в четвертом колене был князь Владимир, который просветил Русскую землю святым крещением в 6496 (988) году.

Откуда пошло поставление великих князей русских и как начали они венчаться на великое княжение святыми бармами и царским венцом?

В 6622 (1114) году великим князем Киевским стад Владимир Всеволодович Мономах, правнук великого князя Владимира, просветившего Русскую землю, от которого он четвертое колено. Мономахом прозван он был по такой причине.

Когда сел он в Киеве на великое княжение, то начал держать совет со своими князьями, с боярами и с вельможами, говоря так: «Когда я был еще мал, то слышал от царствовавших до меня и державших скипетр великой России о том, что великий князь Олег ходил на Царьград и взял с него большую дань на всех своих воинов, потом великий князь Всеслав Игоревич [*] ходил и взял с Константинополя еще большую дань. А мы, божьей милостью наследники своих прародителей и отца своего великого князя Всеволода Ярославича, удостоены богом быть наследниками того же жребия, и ныне же прошу у вас, моих советников, князей, бояр, воевод и всего над нами христолюбивого воинства, и да превознесется вашей храбростью и мужеством имя святой и живоначальной Троицы по божьей воле и нашему повелению! Какой совет мне дадите?» Отвечали великому князю Владимиру Всеволодовичу князья, бояре его и воеводы: «Написано ведь, что сердце царево в руке божьей, а мы все рабы твои, под твоей властью». Великий же князь Владимир собирает самых искусных, разумных и рассудительных воевод, ставит их чиноначальниками, сотниками, пятидесятниками и, собрав многочисленное войско, направил его во Фракию, область Царьграда, и пленил многих и возвратился с большим богатством и в здравии восвояси.

Был тогда в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах [*], воевавший в то время с персами и латинянами. И собирает мудрый царь совет и снаряжает своих послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу: митрополита ефесского Неофита от Азии и двух епископов, митулинского и мелетинского, стратига антиохийского, владыку иерусалимского Евстафия и других благородных. Со своей царственной шеи снимает он крест из животворящего древа, на котором был распят владыка Христос, снимает со своей головы царский венец и ставит его на золотое блюдо; повелевает принести сердоликовый кубок, с которым пировал римский царь Август, посылает и ожерелье, называемое святые бармы, которое носил на своих плечах, и цепь, кованную из аравийского золота, и много других царских даров. Вручил их митрополиту Неофиту, епископам и своим благородным послам и отпустил их к великому князю Владимиру Всеволодовичу со словами: «Прими от нас, боголюбивый и благоверный князь, эти честные дары на славу и честь, на венчание твоего вольного и самодержавного царствования и рода твоего. Послы наши будут молить тебя о том, о чем просим мы во имя твоего благородства: о мире и о любви, чтобы божий храмы не опустошались и все православие пребывало в покое под властию нашего царства и твоего вольного самодержавия, великой России; и да назовешься ты боговенчанным царем, венчанный этим царским венцом рукою святейшего митрополита Неофита и епископами». И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович называется Мономахом, царем великой России, и во все времена великий князь Владимир пребывал в мире и согласии с царем Константином. С тех пор и доныне великие князья владимирские венчаются на великое княжение Российское тем царским венцом, который прислал греческий царь Константин Мономах.

... И Бог вручил Египет и Клео­патру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей все­ленной... Пруса, родича своего, по­слал на берега Вислы-реки в города Мальбор и Турунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до чет­вертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это ме­сто Прусской землей.

И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов пра­вителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй - Синеус, а тре­тий - племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рю­рик.

А четвёртое колено от великого князя Рюрика - великий князь Владимир, который просветил Рус­скую землю святым крещением в году 6496 (988). А от великого князя Владимира четвертое колено - правнук его Владимир Всеволодо­вич Мономах...

В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с пер­сами и латинянами. И принял он мудрое царское решение - отпра­вил послов к великому князю Вла­димиру Всеволодовичу: Неофита, митрополита эфесского, и с ним двух епископов, милитинского и митилинского, и антиохийского стратига Антипа, иерусалимского наместника Евстафия и других своих знатных вельмож. С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворяще­го дерева, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и по­ложил его на блюдо золотое. Пове­лел он принести сердоликовую ча­шу, из которой Август, царь рим­ский, пил вино, и ожерелье, кото­рое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров цар­ских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своими знатными посланниками и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу, так говоря с моль­бой: «Прими от нас, о боголюбивый и благоверный князь, во славу твою и честь эти честные дары, ко­торые с самого начала твоего рода и твоих предков являются царским жребием, чтобы венчаться ими на престол твоего свободного и само­державного царства. Прими и то, о чем будут тебя молить наши по­сланцы - мы от твоего величия просим мира и любви: тогда цер­ковь Божия утвердится, и все пра­вославие в покое пребудет под вла­стью нашего царства и твоего свободного самодержавства великой Руси; теперь будешь ты называться боговенчанным царем, увенчанный этим царским венцом рукою свя­тейшего митрополита кир Неофита с епископами». И с тех пор вели­кий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, ца­рем великой Руси. И пребывал по­сле того во все время с царем Кон­стантином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья Владимирские, ко­гда ставятся на великое княжение русское...


Родословие великих кня­зей литовских. В год 6830 (1322) некий князек, по имени Витянец, из рода смоленских князей, пле­ненный безбожным Батыем, бежал из плена и поселился в Жмудской земле у бортника. И взял у него дочь в жены себе и прожил с нею тридцать лет, и были они бездетны. И убило его громом. И после князя Витенца взял жену его за себя раб его, конюх, по имени Гегименик. И родил от нее семь сыновей. Пер­вый - Наримантик, второй - Евнутик, третий - Ольгердик, чет­вертый - Кейстутик, пятый - Скиригалик, шестой - Кореадик и седьмой - Мантоник.

Начало XVI в.

Текст печатается по изданию: Па­мятники литературы Древней Руси. Конец ХУ - первая половина XVI вв. -М., 1984.

День воскресный, Неделя святых отцов I Вселенского Собора.

Также сегодня совершается память: прп. Исаакия, игумена обители Далматской IV века. Сщмч. Василия Смоленского, пресвитера почившего в 1942 году.

Прославляются иконы Божией Матери: Челнская и «Умиление» Псково-Печерская.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня через житие священномученика Василия Смоленского мы мысленно перенесемся в период Великой Отечественной войны и увидим, в какой сложной ситуации находилось в Советском Союзе немногочисленное, уцелевшее к сороковым годам духовенство, оказавшееся на оккупированной территории.

Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских. Окончив в 1891 году Московскую духовную семинарию, Василий в том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Звенигородского уезда Московской губернии. В 1918 году отец Василий был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и по признании его невиновным вернулся служить в Казанский храм.

Однако очередное гонение на Русскую Православную Церковь не миновало его. В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. 19 октября отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу. Отбыв срок, 14 августа 1933 года отец Василий вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села, дабы поселиться за 101-м километром от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области, где стал служить в Никольской церкви.

В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области, где его застала война. Когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, уходя от немцев, он вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий принял решение возобновить богослужение.

26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно. При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок.

В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме. Советские власти, несмотря на войну, не изменили своего отношения к христианству, и, как только отодвигалась линия фронта, на освобожденной от оккупантов территории тут же возобновлялись гонения. От преследований не спасали ни тяжкие болезни, ни возраст - протоиерею Василию исполнилось в то время 73 года. 2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Начались многодневные допросы.

Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? - спросил его следователь.

На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, - ответил священник.

Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?

В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.

Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?

Когда я приехал в село Холмец, их там не было.

О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?

Да, было известно.

Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?

В селе Холмец я остался со всеми верующими.

То есть остались дожидаться немцев?

Нет, немцев я не ждал, а остался служить.

Где и кому служить?

Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.

Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?

Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.

На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?

В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.

Что вы им в свою очередь говорили?

На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».

Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?

Таких молебнов я не служил.

А проповеди произносили?

И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.

Вы говорите неправду.

Я показываю так, как было.

Покажите о своей предательской деятельности.

Предательской деятельностью я не занимался.

10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником... ».

Протоиерей Василий Смоленский скончался в больнице Таганской тюрьмы 12 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле. Однако рассмотрение его дела продолжалось, и 10 июля 1942 года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу. Однако приговор над ним уже совершиться не мог: Господь уже призвал к Себе Своего верного служителя.

Святые священномучениче Василие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявце

Свя-щен-но-му-че-ник Ва-си-лий ро-дил-ся в 1869 го-ду в се-ле Са-ве-лье-во Ки-я-сов-ской во-ло-сти Сер-пу-хов-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье пса-лом-щи-ка Пет-ра Ми-хай-ло-ви-ча и его су-пру-ги Ев-до-кии Алек-сан-дров-ны Смо-лен-ских. Окон-чив в 1891 го-ду Мос-ков-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию, Ва-си-лий в том же го-ду был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка ко хра-му Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в се-ле Ла-ми-ши-но Пят-ниц-кой во-ло-сти Зве-ни-го-род-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии.
В 1918 го-ду отец Ва-си-лий был по лож-но-му до-но-су аре-сто-ван и за-клю-чен в зве-ни-го-род-скую тюрь-му, от-ку-да он был осво-бож-ден через семь дней, по-сле то-го как де-ло бы-ло разо-бра-но, и он, по при-зна-нии его неви-нов-ным, вер-нул-ся слу-жить в Ка-зан-ский храм.
Од-на-ко оче-ред-ное уси-ле-ние го-не-ний на Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь не ми-но-ва-ло его. В сен-тяб-ре 1929 го-да мест-ные ком-со-моль-цы, вы-зван-ные к сле-до-ва-те-лю ОГПУ, да-ли по-ка-за-ния про-тив свя-щен-ни-ка. Некая ком-со-мол-ка по-ка-за-ла, что од-на-жды свя-щен-ник, встре-тив-шись с ней, по-здо-ро-вал-ся и спро-сил, прав-да ли, что ком-со-моль-цы со-би-ра-ют-ся устра-и-вать спек-такль в Страст-ную пят-ни-цу. И узнав, что это прав-да, за-ме-тил, как бы им от это-го не бы-ло пло-хо, и по-со-ве-то-вал этот во-прос про-ду-мать. Она по-ка-за-ла так-же, что в их рай-оне жи-вет очень мно-го ве-ру-ю-щих лю-дей, сре-ди ко-то-рых свя-щен-ник поль-зу-ет-ся боль-шим ав-то-ри-те-том, что ме-ша-ет про-во-ди-мым ком-со-мо-лом ме-ро-при-я-ти-ям, од-на-ко ни-ка-ких ан-ти-со-вет-ских вы-ступ-ле-ний со сто-ро-ны свя-щен-ни-ка не за-ме-ча-лось. Ком-со-мо-лец со сво-ей сто-ро-ны по-ка-зал, что ему дей-стви-тель-но по-встре-чал-ся на до-ро-ге свя-щен-ник и, узнав, что ком-со-моль-цы со-би-ра-ют-ся ор-га-ни-зо-вать пи-о-нер-ский от-ряд, про-сил не по-ка-зы-вать де-тям ни-че-го ху-до-го.
19 ок-тяб-ря 1929 го-да отец Ва-си-лий был аре-сто-ван и за-клю-чен в Бу-тыр-скую тюрь-му в Москве; бу-дучи до-про-шен, он ска-зал:
- Ан-ти-со-вет-ской де-я-тель-но-сти я ни-где, ни-ко-гда не вел. Чи-та-е-мые мною про-по-ве-ди но-сят чи-сто ре-ли-ги-оз-ный ха-рак-тер, и ни-че-го в них ан-ти-со-вет-ско-го нет.
- Угро-жа-ли ли вы ком-со-моль-цам рас-пра-вой за то, что они ве-дут ра-бо-ту по без-бо-жию? - спро-сил его сле-до-ва-тель.
- Ни-ко-му ни-ко-гда я не угро-жал.
- Ни-че-го по-доб-но-го я ему не го-во-рил. Счи-таю, что воз-ве-ден-ное на ме-ня об-ви-не-ние яв-ля-ет-ся ло-жью.
На этом до-про-сы бы-ли за-кон-че-ны. 18 но-яб-ря 1929 го-да Осо-бое Со-ве-ща-ние при Кол-ле-гии ОГПУ при-го-во-ри-ло свя-щен-ни-ка к трем го-дам ссыл-ки в Се-вер-ный край, и он был от-прав-лен в го-род Оне-гу.
14 ав-гу-ста 1933 го-да отец Ва-си-лий вер-нул-ся из ссыл-ки до-мой, но мест-ные вла-сти при-ка-за-ли ему, как от-бы-вав-ше-му на-ка-за-ние, вы-ехать из се-ла за 101 ки-ло-метр от Моск-вы, и он по-се-лил-ся в се-ле Хол-мец Ша-хов-ско-го рай-о-на Мос-ков-ской об-ла-сти и с 24 ок-тяб-ря то-го же го-да стал слу-жить в Ни-коль-ской церк-ви в этом се-ле. Имея к это-му вре-ме-ни все цер-ков-ные на-гра-ды, он ко дню свя-той Пас-хи в 1934 го-ду был на-граж-ден мит-рой.
В ав-гу-сте 1936 го-да в хра-ме в се-ле Чер-лен-ко-во со-сто-я-лась бе-се-да, на ко-то-рой при-сут-ство-ва-ли слу-жив-ший здесь свя-щен-ник, диа-ко-ны и мо-на-хи-ни, она кос-ну-лась про-во-ди-мых со-вет-ской вла-стью по-ли-ти-че-ских су-деб-ных про-цес-сов; на со-об-ще-ние об этом од-но-го из диа-ко-нов, диа-кон Иоанн Фе-ли-цын за-ме-тил, что их все рав-но всех пе-ре-бьют. Участ-ни-ки раз-го-во-ра ста-ли ему го-во-рить, чтобы он вел се-бя осто-рож-нее. Все это до-шло до НКВД, и 19 сен-тяб-ря 1936 го-да диа-кон Иоанн Фе-ли-цын был аре-сто-ван, а участ-ни-ки бе-се-ды вы-зва-ны в ка-че-стве сви-де-те-лей, где под-твер-ди-ли ими слы-шан-ное. Вме-сте с ни-ми был до-про-шен 23 сен-тяб-ря и про-то-и-е-рей Ва-си-лий, так как бы-ло из-вест-но, что он зна-ком с аре-сто-ван-ным диа-ко-ном. По ма-ло-ду-шию он вме-сте со все-ми под-твер-дил все пред-ло-жен-ное сле-до-ва-те-лем.
В мае 1941 го-да про-то-и-е-рею Ва-си-лию бы-ло при-ка-за-но в адми-ни-стра-тив-ном по-ряд-ке по-ки-нуть пре-де-лы Мос-ков-ской об-ла-сти, и он вы-ехал в се-ло Но-во-Ни-коль-ское Яро-слав-ской об-ла-сти, и в хра-ме в се-ле Хол-мец за от-сут-стви-ем свя-щен-ни-ка бо-го-слу-же-ния пре-кра-ти-лись. В Но-во-Ни-коль-ском отец Ва-си-лий че-ты-ре ме-ся-ца до-би-вал-ся от мест-ных вла-стей, чтобы ему раз-ре-ши-ли слу-жить, но раз-ре-ше-ния ему не да-ли, и он уехал в де-рев-ню Кон-че-е-во Смо-лен-ской об-ла-сти; здесь его за-ста-ла вой-на; ко-гда фронт при-бли-зил-ся вплот-ную к де-ревне и ста-ла слыш-на близ-кая ка-но-на-да ар-тил-ле-рий-ских ору-дий, он, ухо-дя от нем-цев, вер-нул-ся в се-ло Хол-мец, ку-да, впро-чем, вско-ре во-шли пе-ре-до-вые ча-сти немец-кой ар-мии, и отец Ва-си-лий при-нял ре-ше-ние воз-об-но-вить бо-го-слу-же-ние.
26 ок-тяб-ря 1941 го-да в хра-ме со-сто-я-лась пер-вая служ-ба, а за-тем бо-го-слу-же-ния ста-ли со-вер-шать-ся ре-гу-ляр-но. При от-кры-тии хра-ма нем-цы сфо-то-гра-фи-ро-ва-ли свя-щен-ни-ка и сфо-то-гра-фи-ро-ва-лись вме-сте с ним, а пе-ре-вод-чик по-жерт-во-вал свя-щен-ни-ку де-сять немец-ких ма-рок.
В ян-ва-ре 1942 го-да нем-цы по-ки-ну-ли Хол-мец и в него во-шли ча-сти Крас-ной ар-мии. Про-то-и-е-рей Ва-си-лий про-дол-жал слу-жить в хра-ме. Ком-му-ни-сти-че-ские вла-сти, несмот-ря на вой-ну, не из-ме-ни-ли сво-е-го от-но-ше-ния к хри-сти-ан-ству, и, как толь-ко ото-дви-га-лась ли-ния фрон-та, на осво-бож-ден-ной от ок-ку-пан-тов тер-ри-то-рии тут же воз-об-нов-ля-лись го-не-ния. От пре-сле-до-ва-ний не спа-са-ли ни тяж-кие бо-лез-ни, ни воз-раст - про-то-и-е-рею Ва-си-лию ис-пол-ни-лось в то вре-мя семь-де-сят три го-да. 2 мар-та 1942 го-да он был аре-сто-ван по об-ви-не-нию в том, что воз-об-но-вил при нем-цах бо-го-слу-же-ние, и за-клю-чен в Та-ган-скую тюрь-му в Москве. На-ча-лись мно-го-днев-ные до-про-сы.
- От-веть-те, что вас за-ста-ви-ло стать на путь пре-да-тель-ства и по-соб-ни-че-ства немец-ким ок-ку-пан-там? - спро-сил его сле-до-ва-тель.
- На путь пре-да-тель-ства и по-соб-ни-че-ства нем-цам я не вста-вал, - от-ве-тил свя-щен-ник.
- Вы утвер-жда-е-те, что в се-ло Хол-мец, от-ку-да вы бы-ли вы-се-ле-ны, при-е-ха-ли до за-ня-тия его нем-ца-ми. На ка-ком же ос-но-ва-нии вы сно-ва вер-ну-лись в се-ло?
- В се-ло Хол-мец я из де-рев-ни Кон-че-е-во бе-жал от нем-цев.
- Бе-жа-ли от нем-цев и при-бе-жа-ли к нем-цам?! От-веть-те, как вас по-ни-мать?
- Ко-гда я при-е-хал в се-ло Хол-мец, их там не бы-ло.
- О при-бы-тии нем-цев в се-ло Хол-мец вам бы-ло из-вест-но?
- Да, бы-ло из-вест-но.
- По-че-му же из се-ла Хол-мец вы от нем-цев не по-бе-жа-ли?
- В се-ле Хол-мец я остал-ся со все-ми ве-ру-ю-щи-ми.
- То есть оста-лись до-жи-дать-ся нем-цев?
- Нет, нем-цев я не ждал, а остал-ся слу-жить.
- Где и ко-му слу-жить?
- Яв-ля-ясь свя-щен-но-слу-жи-те-лем, в се-ле Хол-мец я остал-ся слу-жить в церк-ви ве-ру-ю-щим.
Вы утвер-жда-е-те, что в се-ле Хол-мец оста-лись яко-бы с це-лью служ-бы ве-ру-ю-щим, по-че-му то-гда сра-зу по-сле сво-е-го при-ез-да не от-кры-ли цер-ковь?
- Я был боль-ной, а за-тем ко-ле-бал-ся в воз-мож-но-сти от-кры-тия церк-ви, а ко-гда при-шли нем-цы, я ее от-крыл без вся-ких пре-пят-ствий.
- На ка-кие те-мы вам при-хо-ди-лось раз-го-ва-ри-вать с немец-ки-ми офи-це-ра-ми?
- В раз-го-во-рах немец-кие офи-це-ры за-яв-ля-ли, что Моск-ву ско-ро возь-мут и к весне вой-ну с Со-вет-ским Со-ю-зом по-бе-до-нос-но за-кон-чат.
- Что вы им в свою оче-редь го-во-ри-ли?
- На их за-яв-ле-ния я толь-ко го-во-рил: «что Бог вам даст».
- Сколь-ко раз вы слу-жи-ли мо-ле-бен о по-бе-де немец-кой ар-мии?
- Та-ких мо-леб-нов я не слу-жил.
- А про-по-ве-ди про-из-но-си-ли?
- И про-по-ве-дей о том, чтобы по-бе-да бы-ла на сто-роне нем-цев, я не про-из-но-сил.
- Вы го-во-ри-те неправ-ду.
- Я по-ка-зы-ваю так, как бы-ло.
- По-ка-жи-те о сво-ей пре-да-тель-ской де-я-тель-но-сти.
- Пре-да-тель-ской де-я-тель-но-стью я не за-ни-мал-ся.
10 ап-ре-ля след-ствие бы-ло за-кон-че-но, и 15 ап-ре-ля утвер-жде-но об-ви-ни-тель-ное за-клю-че-ние: про-то-и-е-рей Ва-си-лий об-ви-нял-ся в том, «что, на-хо-дясь на вре-мен-но ок-ку-пи-ро-ван-ной тер-ри-то-рии немец-ки-ми за-хват-чи-ка-ми, во-шел в тес-ную связь с немец-ким ко-ман-до-ва-ни-ем, стал их ак-тив-ным по-соб-ни-ком...» .
Про-то-и-е-рей Ва-си-лий Смо-лен-ский скон-чал-ся в боль-ни-це Та-ган-ской тюрь-мы 12 июня 1942 го-да и был по-гре-бен в без-вест-ной мо-ги-ле. Де-ло его, од-на-ко, про-дол-жа-ло рас-смат-ри-вать-ся и 10 июля 1942 го-да бы-ло от-прав-ле-но на рас-смот-ре-ние Осо-бо-го Со-ве-ща-ния при НКВД. 15 июля 1942 го-да Осо-бое Со-ве-ща-ние при-го-во-ри-ло про-то-и-е-рея Ва-си-лия к рас-стре-лу. Од-на-ко при-го-вор над ним уже со-вер-шить-ся не мог.

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка. Май».
Тверь. 2007. С. 387-392