Значение слова «офеня.

  • ОФЕНЯ
    (афеня, ходебщик, кантюжник, картинщик, коробейник) — мелочной торгаш вразноску и вразвозку по городам, деревням и особенно ярмаркам, с книгами, картинами, …
  • ОФЕНЯ
    (афеня, ходебщик, кантюжник, картинщик, коробейник) ? мелочной торгаш вразноску и вразвозку по городам, деревням и особенно ярмаркам, с …
  • ОФЕНЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    офе"ня, офе"ни, офе"ни, офе"ней, офе"не, офе"ням, офе"ню, офе"ней, офе"ней, офе"нею, офе"нями, офе"не, …
  • ОФЕНЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ОФЕНЯ
  • ОФЕНЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    оф`еня, -и, р. мн. -ей, …
  • ОФЕНЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    офеня, -и, р. мн. -ей, …
  • ОФЕНЯ в Орфографическом словаре:
    оф`еня, -и, р. мн. -ей, …
  • ОФЕНЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    В дореволюционной России: торговец, вразнос продающий галантерейные товары, книжки, лубочные …
  • ОФЕНЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    офени, ж. (истор.). Бродячий торговец-разносчик, продававший по деревням галантерею, мануфактуру, книжки, лубочные картинки; то же, что …
  • ОФЕНЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    офеня м. Мелкий торговец в Российском государстве до 1917 г., торговавший по деревням вразнос (мануфактурой, галантереей, лубочными книжками, сластями и …
  • ОФЕНЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Мелкий торговец в Российском государстве до 1917 г., торговавший по деревням вразнос (мануфактурой, галантереей, лубочными книжками, сластями и т.п.); …
  • ОФЕНЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мелкий торговец, торговавший вразнос мануфактурой, галантереей, лубочными книжками, сластями и т.п.; коробейник (в Российском государстве до 1917 г. …
  • КОШЕЛЕВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кошелев Николай Андреевич - исторический, портретный и жанровый живописец. Родился в 1840 г. Окончил курс в Академии Художеств с медалью …
  • ХОЛУЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Холуйская слобода) — с. Владимирской губ., Вязниковского у., на р. Тезе, в 49 вер. от уездн. гор. В 1899 г. …
  • РОССИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ: ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    д) Внутренняя торговля Р. вследствие многочисленности предметов обмена и разнообразия его форм чрезвычайно трудно поддается даже приблизительному учету. Ежегодная производительность …
  • ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    дешевые, отпечатанные на бумаге и по большей части раскрашенные изображения, издававшиеся на Руси для простонародья до 1850-х гг. и с …
  • КОШЕЛЕВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    исторический, портретный и жанровый живописец. Род. в 1840 году, поступил в ученики имп. акд. художеств в 1861 г. Находясь в …
  • ВОРОВСКОЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ОТЯЖЕЛИТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -лю, -лишь; -ленный (-ен, -ена); сов., кого-что. Сделать тяжелым, грузным. О. конструкцию. II несов. отяжелять, -яю, -яешь. ОФЕНЯ, -и, …
  • ХОЛУЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Холуйская слобода) ? село Владимирской губернии, Вязниковского уезда, на реке Тезе, в 49 верстах от уездного города. В 1899 г. …
  • ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? дешевые, отпечатанные на бумаге и по большей части раскрашенные изображения, издававшиеся на Руси для простонародья до 1850-х гг. и …
  • КОШЕЛЕВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? исторический, портретный и жанровый живописец. Род. в 1840 году, поступил в ученики имп. акд. художеств в 1861 г. Находясь …
  • ВОРОВСКОЙ ЯЗЫК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ОФЕНСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: офеня, связанный с ними. 2) Свойственный офене, характерный для него. 3) Принадлежащий …

ОФЕНЯ

ОФЕНЯ

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ОФЕНЯ" в других словарях:

    ОФЕНЯ, офенская речь, см. афеня. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    ОФЕНЯ, офени, жен. (ист.). Бродячий торговец разносчик, продававший по деревням галантерею, мануфактуру, книжки, лубочные картинки; то же, что коробейник. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 2 катурай (2) торговец (136) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (афеня, ходебщик, кантюжник, картинщик, коробейник) мелочной торгаш вразноску и вразвозку по городам, деревням и особенно ярмаркам, с книгами, картинами, галантерейным, красным (панским) и прочими товарами. Происхождение слова офеня довольно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

    Мелочной торговец, разносчик, коробейник, офенский язык тайный жаргон бродячих торговцев. Вероятно, из ἀθηναῖος афинский; ср. прозвище св. Иерофея (ΏΙερο?εος), епископа Афинского, – Ерофей офеня (Мельников 3, 267); см. Дифенбах, KSchlBeitr. 1 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    И; м. Ист. Торговец, продававший по деревням галантерею, мануфактуру, книжки и т.п. ◁ Офенский, ая, ое. О ая торговля. О. язык (условный жаргон офеней). * * * ОФЕНЯ ОФЕНЯ, мелкий торговец в России до 1917. Основные предметы торговли книги,… … Энциклопедический словарь

    М. Мелкий торговец, торговавший вразнос мануфактурой, галантереей, лубочными книжками, сластями и т.п.; коробейник (в Российском государстве до 1917 г.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Офеня, офени, офени, офеней, офене, офеням, офеню, офеней, офеней, офенею, офенями, офене, офенях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    офеня - оф еня, и, род. п. мн. ч. ей, муж … Русский орфографический словарь

Книги

  • "... Их бин нервосо!.." , Дина Рубина. "Однажды, разбирая свою тумбочку со старыми папками, афишами, блокнотами и записными книжками, и вынужденная сортировать весь этот хлам, я была поражена и даже растеряна количеством…
  • Тайный Офеня , Александр Ларин. Цикл повестей освещает драматические страницы истории Российского государства XV-XVII веков. Ахмед-хан и стояние на Угре, Иван Болотников и любовь его к прекрасной турчанке, бесславный конец…

Офеня

офе ня , офени, жен. (ист. ). Бродячий торговец-разносчик, продававший по деревням галантерею, мануфактуру, книжки, лубочные картинки; то же, что .

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Офеня

или коробейник - мелкий торговец, ведущий свою торговлю вразнос (преимущественно по деревням).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Офеня

, и , м.

Бродячий торговец, продававший по деревням галантерею, мануфактуру, иконы, книги и т. п.

* Была тут также лавочка с картинами и книгами, Офени запасалися своим товаром в ней . // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо // *

Словарь Ожегова

ОФЕ НЯ, и, род. мн. ей, м. В дореволюционной России: торговец, вразнос продающий галантерейные товары, книжки, лубочные картинки.

| прил. офенский, ая, ое. О. язык (условный жаргон офеней).

Словарь Ефремовой

Офеня

м.
Мелкий торговец в Российском государстве до 1917 г., торговавший по деревням
вразнос (мануфактурой, галантереей, лубочными книжками, сластями и т.п.);
коробейник.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Офеня

(афеня, ходебщик, кантюжник, картинщик, коробейник ) - мелочной торгаш вразноску и вразвозку по городам, деревням и особенно ярмаркам, с книгами, картинами, галантерейным, красным (панским) и прочими товарами. Происхождение слова "офеня" довольно запутано. Чтобы слово офеня взято было от Афин или Офена (Пешт) -невероятно; о мнимом афенском народе VII в. летописи молчат; сами О. называют себя масыками (масы - мы, масыги - свои, наши) и обезтильниками (плутами), но офениться на офенском языке - значит молиться, креститься, офест - крест, поэтому Даль полагает, что вернее всего слово офеня толковать - крещеный, православный. О. - главные покупатели лубочного издателя, который их привлекает к себе посредством кредита на самых широких началах, угощений, подарков, разных услуг и пр. С давних пор О. - почти единственный посредник между народом и печатным словом. Главное гнездо О. - Владимирская губ., особенно уезды Вязниковский (преимущественно волости Мстерская, Станковская, Рыловская и Сарычевская), Ковровский (волости Клюшниковская, Овсянниковская и Санниковская) и Судогодский (волость Григоровская), затем Алексинский у. Тульской губ. и Серпуховский и отчасти Подольский уу. Московской губ.

Владимирские О. - старинные, коренные О., своим промыслом занимающиеся издавна. Развитие офенства способствовала неблагодарная почва Вязниковского у. Вязниковские О. - исключительно книгоноши и картинщики. Село Мстера (см.) Вязниковского у. - центр офенства. Почти все жители Мстеры, как и сел Холуй и Палехи, занимаются иконописанием. В самой Мстере О. немного; они съезжаются из близлежащих сел осенью, нагружают целые возы офенским товаром и отсюда уже развозят его во все концы России. Главные лубочные издатели в Мстерах И. А. Голышев (см.) и И. Е. Мумриков. Офенство процветает затем в с. Холуй (крупный торговец М. П. Шахов) и гор. Вязники (А. И. Дикушин, с 1853 г.). Большую часть года О. странствуют, отправляясь в путь в конце июля и начале августа (ранние О.) или в сентябре и октябре (поздние О.); возвращаются к масленице или около Пасхи. Некоторые О.-хозяева в течение зимы приезжают за новым товаром, привозя с собой рыбу, мед, восковые свечи, сушеные плоды и "старину" - старинные образа, книги и другие вещи, ценимые старообрядцами, и все это выменивают, "с уха на ухо", т. е. по приблизительному расчету, на лубочные картины и книги.

О.-старинщики занимаются продажей и покупкой старинных вещей; их число благодаря развивающейся в обществе любви к археологии и старине заметно возрастает. Вся эта "старина" сбывается О. в Мстере купцу Мумрикову, который ведет сношения с Москвой. Благодаря своему невежеству, О. ведут антикварную торговлю совершенно наугад, чем, конечно, злоупотребляют скупщики "старины". Успех торговли О. в той или другой местности главным образом зависит от урожая, и потому главное для О. - собрать сведения об урожае; по этим сведениям О. составляет свой маршрут. Главные агенты для доставления О. этих сведений - содержатели постоялых дворов, у которых О. останавливаются. Свои маршруты О. обыкновенно скрывают друг от друга, и оттого иногда в некоторых местах, чаще где-либо на ярмарке, в Бендерах или Ростове, неожиданно сталкиваются десять-двадцать О., что, конечно, невыгодно отзывается на их торговле, так как цены на товар сильно понижаются. О. с его "лубочным" коробом проникает всюду, его можно встретить и на Кавказе, за Кавказом, в Восточной Сибири и Туркестане, и в Архангельске; некоторые уходят в Румынию, Болгарию, Сербию и даже Турцию. Заветная мечта каждого О. - открыть "новые места", для сбыта своего товара, что чаще всего имеет место на окраинах. Каждый О. старается обзавестись приказчиками, которых с товаром посылает в разные стороны. Богатые О. имеют до 10-15 и более приказчиков, которые обыкновенно нанимаются с конца июля до Пасхи, за жалованье от 120 до 150 руб.; мальчик получает 45 руб. в год. Харчи хозяйские, платье и обувь свои. Офеня не прочь перейти к оседлой торговле, если на новых местах встречает подходящие для того условия. Несмотря на трудность промысла, большинство офеней - закоренелые скитальцы, у которых бродяжничество обратилось в органическую потребность. Ныне владимирские О. главным образом торгуют "фолежными" иконами (убранными фольгой), в огромном числе заготовляемых населением Мстеры, Холуя и Палехи. Кроме икон, картин и книг, О. торгует всяким товаром, какой только попадется под руку: в Нижнем О. забирает меха, в Туле самовары, в Москве - чай и сахар, в Варшаве - олеографии. Бедняк-О. ходит с товаром пешком, причем сам возит короб на тележке - летом, на санках - зимой; это - ходебщики, мелочные торговцы, часто закупающие товара, почти исключительно книжки и картинки, на сумму 5-10, много 15 руб. и разносящие его по окрестным селам. Если у крестьянина-покупателя не оказывается денег, О. дает книжки и картинки в долг, до следующего года, или меняет свой товар на лен, холст, хлеб, овес и пр. Вот почему в любом крестьянском доме О. - желанный гость; за ночлег и харчи с него охотно берут картинками и мелочью (крестики, иголки, пояски и пр.). Тип такого О. превосходно очерчен Некрасовым в лице "Дядюшки Якова". О книжках и картинах, которыми торгуют О. см. Народная литература и Лубочные картинки. Вязниковские офени, больше всего торгующие книжками и картинками, в умственном отношении стоят значительно выше своих собратий. Судогодские офени менее развиты, менее бывалы, посещают почти всегда одни и те же места, поблизости. Тульские офени появились всего лет 30 тому назад: они ютятся в четырех смежных между собой волостях Алексинского уезда, центром которых - село Дмитровское (Соломянный завод). Главное занятие мужского населения здесь - коновальство, передаваемое наследственно. Алексинские коновалы бродят по всей России, с осени до весны; некоторые коновалы додумались брать с собой народные книжки и лубочные картинки, которые и сбывали по деревням; дело оказалось прибыльным, и ныне редко алексинский коновал, кроме своего "струмента" (так они называют свое ремесло), не занимается и книгоношеством. Многие коновалы совсем оставили свое ремесло и предпочли заняться разносной книжной торговлей; обороты некоторых из них достигают 5-6 тыс. и более руб. в год. К числу алексинских коновалов-О. принадлежали и бр. Губановы, киевские и моск. лубочные издатели, до сих пор оба неграмотные. Тульские книгоноши торгуют в большинстве по городам. Московские О. (Серпуховский и Подольский уу. Московской губ.) носят название картинщиков, хотя у них кроме картин имеются и книжки для народа, и пр. офенский мелочной товар. Товар закупают на наличные деньги в Москве. Московские городские офени носят название фарисеев - это оборванцы из "босой команды", продающие на улицах Москвы портреты и календари лубочного издания, убеждая прохожего "поддержать коммерцию". Ночь они проводят в ночлежных домах, днем бродят по трактирам. Дневной заработок такого фарисея 50-70 коп.

Среди О. и книгонош немало таких, которые не умеют ни читать, ни писать; однако, неграмотность нисколько не мешает им бойко вести свое дело: неграмотный О. чутьем различает книги, со слов хозяина или грамотного товарища-О. хорошо знает заголовки своих книг и цену им, и никогда не ошибается. Но грамотный О. всегда бойчее торгует неграмотного. Крестьянин охотнее покупает книжку, если с ее содержанием его успел познакомить О. рассказом или чтением вслух. Достаточно бывало офене начать читать громко, чтобы перед его палаткой на ярмарке собралась целая толпа. Если книжка отвечала на какой-либо запрос несложной деревенской жизни, она непременно находила себе покупателей. Стеснительные правила о разносной книжной торговле 1865 г., также быстрое учреждение почти в каждом городе книжных лавок, деятельность земств, притеснения администрации и другие причины сильно тормозят деятельность О., промысел которых приходит все более и более в упадок. Ходатайство вязниковского уездного земского собрания (1876) о том, чтобы дозволение на торговлю, выданное О. по месту жительства, имело силу во всех местностях России, не встретило сочувствия в министерстве внутренних дел. Между тем О., обычно отправлявшиеся в путь торговать без установленного свидетельства, подвергались зачастую придирчивому преследованию местных полицейских властей; учреждение института урядников еще более ухудшило положение О. Голышев, рисуя быт О., приводит примеры злоключений О., имеющих источником низкое умственное развитие "провинциальных блюстителей законов о печати". Около середины 1880-х гг. О. обязали, взамен прежних свидетельств, получать таковые от губернатора, что также не поправило положения О., пока единственного для деревни, в буквальном смысле слова, "носителя" умственной пищи. Об О. писали С. В. Максимов, В. П. Безобразов, Трахимовский, К. Н. Тихонравов ("Владимирский сборник", М., 1857), И. А. Голышев, В. Яковенко ("С книжками по ярмаркам", в "Вестнике Европы", 1894 г., № 9), А. С. Пругавин ("Запросы народа", 2-е изд., 1895).

Ум.

Словари русского языка

Собственные языки в России имели и профессиональные сообщества, и нищие, и воры. Если верить любителям "великого и могучего" во всех его разновидностях, в России существовало не менее 70 тайных языков.

Наиболее известным из этих языков был язык бродячих торговцев -- офеней, который обычно называют офенским (или афинским). Артели бродячих торговцев представляли собой нечто среднее между группой коммивояжеров и бандой мошенников.

Тайный язык позволял торговцам обсуждать способы обмана покупателей прямо в их присутствии

Они ходили по городам и весям, торгуя дешевыми книжками, лубочными картинками и вообще всем, что пользовалось хоть каким-то спросом. Как это обычно бывает при таком роде деятельности, у офеней возникали проблемы и с властями, и с местными жителями. Поэтому неудивительно, что у этих торговцев появился собственный язык, куда входили иностранные слова и различные местные выражения. Он давал им возможность обмениваться между собой информацией во время выяснения отношений с представителями власти и покупателями. Непосвященные едва ли были в состоянии понять разговор на офенском языке. Вот, например, как на нем звучит диалог о поездке в Москву с целью посмотреть на строящийся храм Христа Спасителя (дело происходит задолго до Лужкова):
-- Масу зетил еный ховряк, в хлябом костре Ботусе мастырится клевая оклюга, на мастырку эбетой биряют скень юс -- поерчим на масовском остряке и повершаем, да пулим шивару.
-- Мас скудается, устрекою шуры не прикосали и не отюхтили шивару.

В переводе этот текст выглядит примерно так:
-- Мне говорил один господин, что в столичном городе Москве строится чудесная церковь (клевая оклюга), на строительство делаются щедрые пожертвования -- так поедем туда на моей лошади и посмотрим, а после купим товар.
-- Я боюсь, как бы нас дорогой не прибили воры и не отняли товар.
Вообще, профессиональных секретных языков было довольно много. Например, крестьяне нескольких сел Орловской губернии были обучены их помещиком шорному делу (изготовление конской сбруи -- это было достаточно прибыльным занятием) и отпущены на оброк. Сообщество шорников было закрытым. Чтобы стать его членом, нужно было ходить в учениках пять-шесть лет. Орловские шорники имели свой тайный язык -- разновидность офенского, который использовался для того, чтобы заказчики не могли понять, о чем говорят мастера.
В советское время артели шорников прекратили свое существование, стал забываться и их язык. В 40-е годы XX века были организованы экспедиции, чтобы описать этот язык, пока он не исчез окончательно. Если верить рассказам участников экспедиций, язык шорников стал вновь использоваться в качестве тайного во время немецкой оккупации. "В присутствии немцев,-- читаем в экспедиционном отчете,-- колхозники часто говорили по-офенски, проклиная фашистских захватчиков. Тогда особенно актуальной была бранная лексика офенского языка. Немцы настойчиво пытались узнать, что это за народ такой с таким странным языком, который ни одним военным словарем не предусмотрен, избивали колхозников, но так ничего и не добились".
Впрочем, тайная речь партизанствующего населения раздражала не только немецких оккупантов. Еще в XIX веке российская полиция видела заговорщика в каждом, кто говорил на непонятном языке.

В конце XVIII века академик Паллас, составивший "Сравнительный словарь всех языков и наречий", включил туда "суздальские" слова (так иногда называли язык офеней). Но если у Палласа был к ним чисто академический интерес, то Министерство внутренних дел заинтересовалось ими совсем по другой причине. Сам факт существования тайного наречия полицейские воспринимали как вызов.
Всерьез на язык торговцев МВД обратило внимание в 1853 году. Тогда был создан Особый секретный комитет, занимавшийся делами о старообрядцах. Членам этого комитета пришло в голову, что офени не столько торгуют, сколько выступают в роли старообрядческих агитаторов. Действительно, у офеней со старообрядцами было много общих дел. Бродячие торговцы забирались в довольно глухие места и нередко вместо денег брали за свой товар старинные книги и иконы, которые затем продавали староверам. И поскольку у тех при обысках периодически находили написанные на непонятном языке письма, власти решили, что офенский и тайный старообрядческий язык -- это одно и то же, а значит, имеет место вселенский старообрядческо-офенский заговор.
Специалистом, которому поручили изучить этот филологический вопрос, был Владимир Даль , тогда еще не составивший свой знаменитый словарь. Член Особого секретного комитета граф Л. А. Перовский популярно объяснил Далю, что эта работа имеет не академические, а вполне практические цели. Государственный заказ позволял задействовать административный ресурс, и Даль направил специального чиновника во Владимирскую губернию, которая была центром офенской торговли, а затем на основе собранных им материалов составил офенско-русский и русско-офенский словарь. Правда, результаты этой работы не особенно порадовали МВД, поскольку никаких признаков наличия у офеней старообрядческих симпатий в словаре не оказалось. Почти все непонятные выражения относились к сфере быта и торговли. Не было даже таких слов, как "вера", "книга", "Евангелие", без которых разговоры или переписка на религиозные темы совершенно невозможны.

Граф Л. Перовский -- В. Далю (9 января 1854 г.)
В 1848 году, в бытность мою министром внутренних дел, состоялось предположение составить словарь так называемых офеней или ходебщиков, которые занимаются особого рода торговлей и, ходя по России с разными товарами, составили свой язык. Главное местопребывание офеней исстари находится, как известно, в юго-восточных уездах Владимирской губернии, и по всему видно, что язык их есть искусственный, нарочно выдуманный, а не сам собою образовавшийся в устах народа, как обыкновенные живые языки. Такой словарь может иметь интерес не только этнографический, но и правительственный, потому что на офенском языке производится часто переписка наших раскольников... Препровождая Вам все, что было собрано по этому предмету, прошу Вас сообщить мне Ваше заключение, каким способом можно привесть в исполнение мысль о составлении помянутого словаря.
В. Даль -- графу Л. Перовскому (17 января 1854 г.)
...Составить словарь офенского языка из присланных мне запасов, присоединив к ним еще и то, что мне удалось собрать, весьма нетрудно, и за это я готов взяться с особенным удовольствием; но если вашему сиятельств угодно, чтобы словарь этот был по возможности полон, то извольте предписать Управлению Владимирскою удельною конторою собрать в Ковровском и Гороховецком уездах как можно больше офенских слов; или же не благоугодно будет вашему сиятельству разрешить мне послать туда отсюда способного на это дело удельного чиновника. Во всяком случае исполню в этом деле приказание Ваше с искренним усердием и удовольствием...
В. Даль -- графу Л. Перовскому (14 декабря 1854 г.)
Честь имею представить словарь офенского языка, составленный по Вашему приказанию. Всего более трудился по этому делу чиновник вверенной мне конторы Лури. Полагаю, что словарь довольно полон и проверен тщательно на самих местах своей родины. Если вашему сиятельству угодно, то вслед за сим доставлю русско-офенский словарь, который уже нетрудно составить по этим записям.
С совершеннейшим почтением, Вл. Даль

Сам Даль в объяснении, приложенном к рукописи словаря, писал, что "офенский язык изобретен ходебщиками и разносчиками, чтобы свободнее изъясняться им при других о торговых делах, чтобы удобнее можно было обманывать простолюдинов. Примеры такого языка не редки: у парижских мошенников есть такой язык, в Германии известен также общий язык плутов -- Gaunersprache, у питерских мазуриков -- свой, впрочем, близкий к офенскому; у барышников и конокрадов образовалось несколько нужнейших речений, перековерканных с татарского; наконец, в былое время был язык волжских разбойников".
Составленный по распоряжению МВД словарь тогда не был издан. Не осуществилось и желание Даля опубликовать его в качестве приложения к "Словарю живого великорусского языка". Разобраться, о чем писали старообрядцы на своем тайном языке, властям удалось несколько позже.
Тарабарщина
Тайный язык старообрядцев, который МВД тщетно искало, пустившись по офенскому следу, действительно существовал. Строго говоря, это был даже не язык, а шифр, который называли тарабарским языком. Ключ к этому шифру был довольно простым: из русской азбуки выбрасывались все гласные, а воображаемый лист бумаги с написанными в ряд согласными как бы складывался пополам, и каждая буква с одной половины листа заменялась на соответствующую букву с другой -- вместо первой согласной "б" писали последнюю "щ", вместо второй "в" -- предпоследнюю "ш" и т. д.