Значение слова гильотина. Предложения доктора Гильотена

На вопрос кто изобрел гильотину? заданный автором Просрочить лучший ответ это Использовать гильотину предложил в 1792 году врач и член Национальной Ассамблеи Ж. Гильотен. Эта машина не была изобретением ни доктора Гильотена, ни его учителя, доктора Луи; известно, что подобное орудие употреблялась до того в Шотландии и Ирландии, где называлось Шотландской девой. Гильотину во Франции тоже называли Девою и даже Лесом Правосудия. Итальянское орудие смерти, описанное Дюма в «Графе Монте-Кристо» , называлось mandaia. Хотя подобные устройства пытались использовать и раньше в Великобритании, Италии и Швейцарии, именно устройство, созданное во Франции, c косым ножoм, стало стандартным орудием смертной казни. В то время применялись жестокие методы казни: сожжение на костре, повешение, четвертование. Только аристократов и богатых людей казнили более «гуманным» способом - отрубание головы мечом или топором. Считалось, что гильотина является гораздо более гуманным способом казни, чем распространённые в то время способы. Кроме того, гильотина применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчёркивало равенство граждан перед законом. Доктор Гильотен род. в 1738 г. Будучи избран в учредительное собрание в 1789 г. , он в декабре того же года внес в собрание предложение о том, чтобы смертная казнь всегда производилась одним и тем же способом - именно через обезглавливание, и притом посредством машины. Цель этого предложения заключалась в том, чтобы казнь через обезглавливание не составляла более привилегии знатных, а самый процесс казни производился как можно быстрее и причинял как можно менее страданий. После продолжительных дебатов мысль Гильотена о смертной казни через обезглавливание была принята, и этот способ казни был введен в уголовный кодекс, составленный собранием (и ставший законом в 1791 г.) . Первоначально, впрочем, предполагалось производить обезглавливание мечом, но когда этот способ оказался неудобным, то вопрос о способе совершения казни был передан особой комиссии, по поручению которой д-р Антуан Луи (Antoine Louis) составил докладную записку, где высказался за машину подобную той, какую уже предлагал Гильотен. Это предложение было принято, и в апреле 1792 года, после удачных опытов над трупами, в Париже, на Place de Gr è ve, была произведена первая казнь новой машиной. Во время производства опытов машине этой дали (от имени д-ра Луи) название Louisette или la petite Louison, которое однако скоро сменилось названием Гильотина. Тесная связь гильотины с эпохой террора послужила препятствием к распространению ее в Европе. Впрочем, в 1853 г. Гильотина была введена в Саксонии (под именем Fallschwert или Fallbeil) и затем распространилась в некоторых других государствах Германии. Часто повторяемый рассказ, будто Гильотен сам был казнен изобретенной им машиной, лишен основания: Гильотен пережил революцию и умер естественной смертью в 1814 г.При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).Гильотина интенсивно применялась в период Великой Французской революции и оставалась главным способом смертной казни во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году. Кроме того, она применялась во многих других странах, в том числе в Германии.В технике применяется аналогичный по конструкции гильотинный нож для разрезания металлов и бумаги.

Под конец жизни человек, носивший «чудовищное», по его собственному мнению, имя Гильотен, обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой переменить одноименное название страшного приспособления для казни, но его просьба была отклонена. Тогда дворянин Жозеф Игнас Гильотен, мысленно попросив прощения у своих предков, задумался над тем, каким образом избавиться от некогда добропорядочного и почтенного родового имени…

Доподлинно неизвестно, удалось ли ему это осуществить, но потомки Гильотена навсегда исчезли из поля зрения историков.


Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт в семье не самого преуспевающего адвоката. И тем не менее с младых ногтей впитал некое особое чувство справедливости, переданное ему отцом, ни за какие деньги не соглашавшимся защищать обвиняемых, если он не был уверен в их невиновности. Жозеф Игнас якобы сам уговорил родителя отдать его на воспитание к отцам иезуитам, предполагая облачиться в сутану священнослужителя до конца своих дней.

Неизвестно, что отвратило молодого Гильотена от этой почтенной миссии, но в определенный срок он неожиданно даже для самого себя оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а потом в Парижском университете, который и закончил с выдающимися результатами в 1768 году. Вскоре его лекции по анатомии и физиологии не могли вместить всех желающих: портреты и отрывочные воспоминания рисуют молодого доктора маленьким, ладно скроенным человеком с изящными манерами, обладающим редкостным даром красноречия, в глазах которого светилась некая восторженность.



Joseph-Ignace Guillotin

День рождения: 28.05.1738 года
Место рождения: Сэнт, Франция
Год смерти: 1814
Гражданство: Франция


Можно только удивляться тому, сколь радикально изменились взгляды того, кто некогда претендовал на роль служителя церкви. Как лекции Гильотена, так и его внутренние убеждения обнаруживали в нем законченного материалиста. Еще не были забыты великие врачи прошлого, такие как Парацельс, Агриппа Неттесгеймский или отец и сын ван Гельмонт, еще трудно было отрешиться от представлений о мире как о живом организме. Однако молодой ученый Гильотен уже ставил под сомнение утверждение Парацельса о том, что «натура, космос и все его данности — единое великое целое, организм, где все вещи согласуются меж собой и нет ничего мертвого. Жизнь — это не только движение, живут не только люди и звери, но и любые материальные вещи. Нет смерти в природе — угасание какой-либо данности, есть погружение в другую матку, растворение первого рождения и становление новой натуры».

Все это, по мнению Гильотена, было чистой воды идеализмом, несовместимым с модными, рвущимися к господству новыми материалистическими убеждениями века Просвещения. Он, как это и полагалось молодым естественникам его времени, несравнимо больше восхищался своими знакомыми — Вольтером, Руссо, Дидро, Гольбахом, Ламерти. Со своей медицинской кафедры Гильотен с легким сердем повторял новое заклинание эпохи: опыт, экперимент — экперимент, опыт. Ведь человек — это прежде всего механизм, он состоит из винтиков и гаечек, их надо только научиться подкручивать — и все будет в порядке. Собственно, мысли сии принадлежали Ламерти — в своем труде «Человек-машина» великий просветитель утверждал весьма узнаваемые и сегодня идеи о том, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те же, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, — дураки, идеалисты и шарлатаны. Кто когда-нибудь видел и трогал эту душу? Так называемая «душа» прекращает существование тотчас после смерти тела. И это — очевидно, просто и наглядно.

А потому вполне естественно, что врачи парижской медицинской Академии, к которой принадлежал и Гильотен, столь дружно возмутились, когда в феврале 1778 года в столице объявился австрийский врачеватель Франц Антон Месмер, широко известный тем, что открыл магнетический флюид и первым применил для лечения гипноз. Месмер, разрабатывавший идеи своего учителя ван Гельмонта, эмпирическим путем открыл механизм психического внушения, однако посчитал, что в организме целителя циркулирует особая жидкость — «магнетический флюид», через который на больного действуют небесные тела. Он был убежден, что одаренные целители могут пассами передавать эти флюиды другим людям и таким образом излечивать их.

…10 октября 1789 года члены Учредительного собрания долго шумели и не хотели расходиться с заседания. Мсье Гильотен внес на обсуждение важнейший закон, касающийся смертной казни во Франции. Он стоял перед законодателями торжественный, воодушевленный и говорил, говорил. Основная его мысль заключалась в том, что смертная казнь тоже должна быть демократизирована. Если до сих пор во Франции способ наказания зависел от благородства происхождения — преступников из простонародья обычно вешали, сжигали или четвертовали, и лишь дворян удостаивали чести обезглавливания мечом, — то теперь эту безобразную ситуацию следует в корне изменить. Гильотен на секунду запнулся и заглянул в свои записи.

— Чтобы быть достаточно убедительным сегодня, я провел немало времени в беседах с мсье Шарлем Сансоном…

При упоминании этого имени в зале мгновенно наступила немая тишина, словно все одновременно внезапно лишились дара речи. Шарль Анри Сансон был потомственным палачом города Парижа. Семья Сансонов удерживала, так сказать, монополию на это занятие с 1688 по 1847 год. Должность передавалась в семействе Сансонов от отца к сыну, а если рождалась девочка, то палачом обречен был стать ее будущий муж (если, конечно, таковой находился). Впрочем, эта работа была весьма и весьма высокооплачиваемой и требовала совершенно исключительного мастерства, поэтому своему «искусству» палач начинал обучать сына, едва тому исполнялось четырнадцать.

Гильотен, в самом деле, частенько захаживал в дом мсье Сансона на улицу Шато д`О, где они беседовали и нередко музицировали дуэтом: Гильотен неплохо играл на клавесине, а Сансон — на скрипке. Во время разговоров Гильотен заинтересованно расспрашивал Сансона о трудностях его работы. Надо сказать, что Сансону редко доводилось делиться своими заботами и чаяниями с приличным человеком, поэтому долго тянуть его за язык не приходилось. Так Гильотен узнал о традиционных приемах милосердия людей этой профессии. Когда, например, осужденного возводят на костер, то палач обычно подставляет багор с острым концом для перемешивания соломы, точно напротив сердца жертвы — чтобы смерть настигла его до того, как огонь с мучительным замедленным смаком начнет пожирать его тело. Что же касается колесования, этой невиданной по жестокости пытки, то тут Сансон признался, что палач, всегда имеющий в доме яд в виде крошечных пилюль, как правило, находит возможность незаметно подсунуть его несчастному в перерывах между пытками.

— Итак, — продолжал Гильотен в зловещей тишине зала, — я предлагаю не просто унифицировать способ смертной казни, ведь даже такой привилегированный метод умерщвления, как обезглавливание мечом, тоже имеет свои недостатки. «Завершить дело при помощи меча можно лишь при соблюдении трех важнейших условий: исправности инструмента, ловкости исполнителя и абсолютного спокойствия приговоренного, — продолжал цитировать Сансона депутат Гильотен, — кроме того, меч нужно выправлять и точить после каждого удара, иначе быстрое достижение цели при публичной казни становится проблематичным (бывали случаи, что отрубить голову удавалось едва ли не с десятой попытки). Если же казнить придется сразу нескольких, то времени на заточку нет, а значит, нужны запасы «инвентаря» — но и это не выход, поскольку осужденные, вынужденные наблюдать за гибелью предшественников, оскальзываясь в лужах крови, часто теряют присутствие духа и тогда палачу с подручными приходится работать, как мясникам на бойне…»

— Хватит об этом! Наслушались! — вдруг нервно взметнулся чей-то голос, и собрание внезапно заволновалось — присутствующие зашипели, засвистели, зашикали.

— У меня есть кардинальное решение этой ужасной проблемы, — выкрикнул он, перебивая шум.

И четким, ясным голосом, как на лекции, сообщил присутствующим, что он разработал чертеж механизма, который позволит мгновенно и безболезненно отделять голову от туловища осужденного. Он повторил — мгновенно и абсолютно безболезненно. И торжествующе затряс в воздухе какими-то бумагами.


На том историческом заседании постановили рассмотреть, исследовать и уточнить проект «чудодейственного» механизма. Им помимо Гильотена вплотную занялись еще три человека — лейб-медик короля хирург Антуан Луи, немецкий инженер Тобиас Шмидт и палач Шарль Анри Сансон.


…Задумывая облагодетельствовать человечество, доктор Гильотен тщательно изучил те примитивные механические конструкции, которые использовались для лишения жизни когда-либо ранее в других странах. За образец он взял древнее приспособление, используемое, например, в Англии с конца XII по середину XVII века, — плаху и что-то вроде топора на веревке… Нечто подобное существовало в Средние века и в Италии, и в Германии. Ну а затем — с головой ушел в разработку и усовершенствование своего «детища».

Историческая справка: есть мнение, что что гильотину изобрели НЕ во Франции . На самом деле гильотина из Галифакса, графство Йоркшир. «Виселица из Галифакса» состояла их двух пятиметровых деревянных столбов, между которыми находилось железное лезвие, которое закреплялось на перекладине, заполненной свинцом. Управлялось данное лезвие с помощью веревки и вОрота. Оригиналы документов свидетельствуют, что при помощи данного приспособления в период с 1286 по 1650 год казнили по крайней мере пятьдесят три человека. Средневековый город Галифакс жил благодаря торговле сукном. Громадные нарезы дорогой материи сушились на рамах из дерева около мельниц. При этом, в городе стало процветать воровство, которое стало для него большой проблемой и торговцам было нужно эффектное средство устрашения. Это и устройство наподобие его, под названием «The Maiden» или «Шотландская Дева», вполне возможно, могли вдохновить французов, чтобы позаимствовать основную идею и дать ей собственное название.


Весной 1792 года Гильотен в сопровождении Антуана Луи и Шарля Сансона приехал к Людовику в Версаль — обсудить готовый проект механизма казни. Несмотря на нависшую над монархией угрозу, король продолжал считать себя главой нации, и его одобрение получить было необходимо. Версальский дворец был почти пуст, гулок, и Людовик XVI, обычно окруженный шумной, оживленной свитой, выглядел в нем до нелепого одиноким и потерянным. Гильотен заметно волновался. Но король сделал только одно-единственное меланхоличное, но поразившее всех замечание: «К чему полукруглая форма лезвия? — спросил он. — Разве у всех одинаковые шеи?» После чего, рассеянно присев к столу, собственноручно заменил на чертеже полукруглое лезвие на косое (позднее Гильотен внес важнейшую поправку: лезвие должно падать на шею осужденного точно под углом 45 градусов). Как бы то ни было, но изобретение Людовик принял.

А в апреле все того же 1792-го Гильотен уже суетился на Гревской площади, где устанавливали первое приспособление для обезглавливания. Вокруг собралась огромная толпа зевак.

— Ишь, какая красавица, эта мадам Гильотина! — сострил какой-то нахал.

Так, от одного злого языка к другому, в Париже прочно утвердилось слово «гильотина».

Историческая справка: Позже предложение Гильотена было переработано доктором Антуаном Луи, который служил секретарем в Академии хирургии, и именно по его чертежам в 1792 году сделали первую гильотину, которой дали название «Луизон» или «Луизетта».А еще в народе ее стали ласкательно называть «луизетткой».

Гильотен и Сансон позаботились о том, чтобы опробовать изобретение сначала на животных, а потом на трупах — и, надо сказать, работало оно отменно, подобно часам, требуя при этом минимального человеческого участия.

Конвент наконец принял «Закон о смертной казни и способах приведения ее в исполнение», и отныне, за что и ратовал Гильотен, смертная казнь игнорировала сословные различия, став для всех одной, а именно — «мадам Гильотиной».

Общий вес этой машины составлял 579 кг, топор же весил более 39,9 кг. Процесс отсечения головы занимал в общей сложности сотую долю секунды, что являлось предметом особой гордости медиков — Гильотена и Антуана Луи: они не сомневались, что жертвы не страдают. Однако «потомственный» палач Сансон (в одной частной беседе) попытался разуверить доктора Гильотена в его приятном заблуждении, утверждая, что он доподлинно знает, что после отсечения головы жертва в течение нескольких минут все еще продолжает сохранять сознание и эти страшные минуты сопровождаются не поддающейся описанию болью в отсеченной части шеи.

— Откуда у вас эти сведения? — недоумевал Гильотен. — Это абсолютно противоречит науке.

Сансон же в глубине души скептически относился к новой науке: в недрах его много чего на своем веку повидавшего семейства хранились всякие предания — его отцу, деду и братьям не раз доводилось иметь дело и с ведьмами, и с колдунами, и с чернокнижниками — они всякого успевали порассказать палачам перед казнью. А потому он позволил себе усомниться в гуманности передовой технологии. Но Гильотен смотрел на палача с сожалением и не без ужаса, думая, что, скорее всего, Сансон переживает из-за того, что отныне будет лишен работы, так как приводить в действие механизм Гильотена сможет кто угодно.

Гильотина (фр. guillotine) — специальный механизм для приведения в исполнение смертной казни путём отсечения головы. Казнь с использованием гильотины называется гильотинированием. Примечательно, что это изобретение использовалось французами аж до 1977 года! В том же году, для сравнения, пилотируемый космический корабль «Союз-24» отправился в космос.

Гильотина устроена просто, при этом весьма эффективно справляется со своими обязанностями. Ее главной деталью является «барашек» — тяжелое (до 100 кг) косое металлическое лезвие, которое свободно движется по вертикали вдоль направляющих балок. Оно удерживалось на высоте 2−3 метра при помощи зажимов. Когда заключенного клали на скамью со специальной выемкой, не позволявшей осужденному отдернуть голову, зажимы размыкали при помощи рычага, после чего лезвие на большой скорости обезглавливало жертву.

История

Несмотря на свою известность, это изобретение не было придумано французами. «Прабабкой» гильотины считается «виселица Галифакса» (Halifax Gibbet), которая была просто деревянной постройкой с двумя стойками, увенчанными горизонтальной балкой. Роль клинка играло тяжелое лезвие топора, которое скользило вверх и вниз по пазам балки. Такие конструкции устанавливали на городских площадях, и первое упоминание о них датируется 1066 годом.

У гильотины было множество других предков. Шотландская Мэйден (Дева), итальянская Мандайя, все они опирались на один и тот же принцип. Обезглавливание считалось одной из самых гуманных казней, и в руках умелого палача жертва умирала быстро и без мучений. Впрочем, именно трудоемкость процесса (а также обилие осужденных, добавлявших палачам работы) и привели в итоге к созданию универсального механизма. То, что для человека было тяжелым трудом (не только моральным, но и физическим), машина проделывала быстро и без ошибок.

Создание и популярность

В начале XVIII века способов казни людей во Франции было великое множество: несчастных сжигали, распинали на дыбах, вешали, четвертовали и так далее. Казнь через обезглавливание (декапитация) была своего рода привилегией, и доставалась лишь богатым и влиятельным людям. Постепенно в народе росло возмущение подобной жестокостью. Многие последователи идей Просвещения добивались того, чтобы максимально гуманизировать процесс казни. Одним из них был доктор Жозеф-Игнас Гильотен , который предложил ввести гильотину в одной из шести статей, которые он представил во время дебатов об уголовном кодексе Франции 10-го октября 1789 года. Помимо этого, он предложил ввести систему общенациональной стандартизации наказания и систему защиты семьи преступника, которая не должна была пострадать или быть дискредитированной. 1 декабря 1789 года эти предложения Гильотена были приняты, но казнь с использованием машины отклонили. Впрочем, позже, когда сам доктор уже отказался от своей идеи, ее горячо поддержали другие политики, так что в 1791 году гильотина все-таки заняла свое место в уголовной системе. Хотя требование Гильотена скрывать казнь от посторонних глаз не пришлась по душе власть имущим, и гильотинирование сделалось народным развлечением — осужденных казнили на площадях под свист и улюлюканье толпы.


Первым казненным на гильотине был разбойник по имени Николя-Жак Пеллетье. В народе она быстро получила такие прозвища, как «национальная бритва», «вдова» и «мадам Гильотен». Важно отметить, что гильотина никак не связывалась с каким-то конкретным слоем общества и в определенном смысле уравнивала всех — недаром на ней был казнен сам Робеспьер . С 1870-х годов и до отмены смертной казни во Франции используется усовершенствованная гильотина системы Берже. Она разборная и устанавливается непосредственно на земле, обычно перед воротами тюрьмы, при этом эшафот больше не использовался. Сама казнь занимает считанные секунды, обезглавленное тело мгновенно сталкивалось подручными палача в подготовленный глубокий ящик с крышкой. В этот же период упраздняются должности региональных палачей. Палач, его ассистенты и гильотина теперь базировались в Париже и выезжали на места для совершения казней.

Конец истории

Публичные казни продолжались во Франции до 1939 года, когда Эжен Вейдманн стал последней жертвой «под открытым небом». Таким образом, потребовалось почти 150 лет для того, чтобы реализовались пожелания Гильотена в скрытости процесса казни от посторонних глаз. Последнее государственное использование гильотины во Франции произошло 10 сентября 1977 года, когда был казнен Хамида Джандуби. Следующая казнь должна была состояться в 1981 году, но предполагаемая жертва, Филипп Морис, получил помилование. Смертная казнь была отменена во Франции в том же году.

Хотелось бы отметить, что, вопреки слухам, сам доктор Гильотен избежал собственного изобретения и благополучно умер своей смертью в 1814 году.

Парижский музей восковых фигур — место встречи эпох и событий, выдуманного и реального мира. Бегло оглядев галерею кинозвезд, перехожу в зал «Главные моменты истории Франции». Останавливаюсь перед драматической сценой «Людовик XVI в камере перед казнью». Откуда-то из глубины доносится фонограмма: крики беснующейся толпы, а потом жуткий звук: щщ-шшуп. И тишина...

А начиналось это так. Доктор Гильотен описывал коллегам по Учредительному собранию, как радикально изменит процесс казни его предложение. «Свистит нож, голова падает, брызжет кровь, и нет больше человека. Господа, да с моей машиной я вам в миг голову отсеку!» — увлекшись, пообещал Гильотен. Депутаты рассмеялись, но несколько нервно, и доктор Гильотен с огорчением понял, что за его проект не проголосуют.

Тогда, в ноябре 1789 года, на четвертый месяц после взятия Бастилии, вопрос о смертной казни был весьма актуален: революциям, особенно великим, жертвы требуются в возрастающей прогрессии. Жозеф Игнас Гильотен, сын адвоката, воспитанник иезуитов, знакомец Вольтера и соратник аббата Сийеса, одного из авторов Декларации прав человека и гражданина, с головой окунулся в политику. При этом он оставался практикующим врачом и горел желанием сделать казнь более гуманной. Для этого, считал Гильотен, надо ее «механизировать», заменить палача машиной. Некоторые его коллеги шли еще дальше. Так, доктор Кабанис утверждал, что смертная казнь в любом виде — «великое преступление против общества, отнюдь не предупреждающее новых». Но, вероятно, из трех идеалов, провозглашенных французской революцией — «свобода, равенство и братство» — труднее всего было достичь последнего. Уровень ненависти в обществе возрастал. 1 июня 1791 года Учредительное собрание отвергло предложение отменить смертную казнь, выдвинутое Максимилианом Робеспьером. И Гильотен вновь вернулся к своей идее.

В первой статье внесенного им проекта реформы уголовного права устанавливался единый для всех способ казни — «через использование простой механики». На этот раз идея Гильотена встретила более благосклонный прием. 6 октября того же, 91 года, был принят закон, запрещавший пытки во время следствия и постановлявший, что «любому приговоренному к смерти отрубят голову». Разработать машину смерти, которая могла бы реализовать эту задачу, Учредительное собрание поручило члену Медицинской Академии хирургу Антуану Луи. Надо заметить, что до середины XVIII века во Франции каждому виду преступления соответствовала своя форма казни. Разбойников с большой дороги колесовали, цареубийц и государственных преступников четвертовали, фальшивомонетчиков варили живьем в кипящем котле, воров вешали, еретиков сжигали. Преступники благородного происхождения пользовались привилегией: им отрубали голову мечом.

Правда, и в этом случае казнь могла оказаться долгой и мучительной. Это испытал на себе в 1626 году в Нанте Анри де Талейран де Перигор, граф де Шале. Он был обвинен в покушении на жизнь кардинала де Ришелье, хотя тот именно от него узнал о заговоре, вдохновителями которого были брат и супруга короля Людовика XIII. Но их наказать было нельзя по определению.

Мучимые запоздалыми угрызениями совести, высокородные заговорщики попытались спасти Шале. По их поручению палача подпоили, и он не сумел добраться до Нанта к назначенному дню. Однако строгий, но справедливый король нашел выход. «В тюрьме всегда сыщется висельник, который пожелает ценой чужой жизни выкупить свою собственную», — изрек он. И такой висельник сыскался.

«Не затягивай, дружище», — шепнул палачу 26-летний граф. Однако вышло иначе. Палач-дилетант не знал, что меч перед казнью полагается наточить. Первым ударом он лишь сбросил несчастного на помост, после чего начал беспорядочно тюкать его по шее. Из толпы, пришедшей поглазеть на зрелище, стали подавать советы. «Вот, держи, может, хоть этим доконаешь!» — крикнул некий бочар и бросил на эшафот долото. Растерявшийся палач взял его, но только с 34-го удара голову Шале удалось отделить от туловища. До 29-го он еще кричал...

Вероятно, во избежание подобных осложнений для казни герцога Анри де Монморанси, обвинявшегося в заговоре против короля, в 1632 году применили машину, представлявшую собой увеличенное долото, зажатое между двумя кусками дерева. Это был прообраз будущей гильотины. Осужденного клали головой на плаху, палач дергал за веревку, и нож падал. Монморанси обезглавили успешно.

Машины, подобные описанной, в Европе использовались с XVI века, а то и раньше, — в Италии, Германии, Англии, Шотландии. Так что у доктора Луи, разрабатывавшего модель «большой национальной бритвы», как потом прозвали его детище остряки, были некоторые образцы. Он внимательно изучал их по старинным гравюрам и кое-что брал на заметку. Для воплощения замысла своей машины Антуан Луи сначала обратился к плотнику дю Домену, но тот заломил непомерную цену. В результате первый опытный образец за более разумную плату соорудил немецкий изготовитель клавесинов Тобиас Шмидт. Ему помогал советами профессионал — парижский палач Шарль Сансон. По некоторым версиям, форму лезвия в виде трапеции, а не серпа предложил сам Людовик XVI, которому проект механизма представили на утверждение. Менее чем через год ему довелось испытать на себе преимущества этого конструкторского решения.

Закон об использовании машины для отсечения голов король подписал 25 марта 1792 года. Сначала ее испытали на овцах, потом на трех трупах во дворе больницы Бисетр. А затем с Луизеттой — таким было одно из прозвищ этого орудия — «повенчали» первого приговоренного — вора Жака Пелетье. Позволю себе еще одно небольшое отступление. Публичные казни были одним из излюбленных народных развлечений, которым не брезговал и высший свет. На Гревской площади в Париже зеваки заранее занимали лучшие места, а дамы устраивались на балконах. Посмотреть было на что.

Один из примеров — казнь Робера Франсуа Дамьена. Он был не вполне здоров душевно и в 1757 году совершил довольно нелепое покушение на короля Людовика XV — воткнул ему в правый бок перочинный ножик. Серьезного увечья королю он не причинил. Чего не скажешь о самом незадачливом террористе. Даже чтение перечня операций, которым был подвергнут казненный, не для слабонервных. Дамьену щипцами вырвали грудь, мякоть рук, ляжки и икры, лили на раны расплавленный свинец, кипящее масло, смолу с воском и серой, а то, что осталось, разорвали на части лошадьми, сожгли и развеяли по ветру. Казнь длилась четыре часа при большом стечении зрителей. Когда королю сообщили, что многие придворные дамы с интересом наблюдали за этим процессом, он возмутился их бесчувственностью.

Так что витавшая в воздухе идея гуманизации смертной казни была весьма своевременной...

Премьера гильотины чисто технически прошла успешно. Пелетье казнили точно так, как описывал, выступая в Учредительном собрании, Гильотен: с двухметровой высоты со свистом упал семикилограммовый нож, и голова казненного скатилась в корзину. Толпа была разочарована: «Как, и это — все?!» Площадь освистала палача, а затем принялась распевать песенку: «Верните мне добрую виселицу».

Многократное ускорение процесса казни, возможно, лишило ее прежней зрелищности, но зато позволило резко увеличить количественные показатели. С 21 августа 1792 года (день, когда был казнен первый политзаключенный — Луи Давид Коллено д’Ангремон) по 28 июля 1794 года (дата термидорианского переворота, положившего конец якобинскому террору) только в Париже гильотина отсекла 19 тысяч голов, а в провинции — 42 тысячи.

По всей стране работало около полусотни таких «окошек»: по одному на департамент, а в Париже — шесть. Они располагались на площадях: Гревской, Каррузель, Революции (нынешняя площадь Согласия), святого Антония (сегодня площадь Бастилии), Насьон и на Марсовом поле. Бывало, что палач дергал за веревку по несколько часов подряд. 21 января 1793 года на площади Революции состоялась казнь Людовика XVI. Эшафот был установлен между памятником его деду, Людовику XV, и Елисейскими полями. Труп затем перенесли в церковь Мадлен, а после отпевания бросили в яму, присыпанную известью.

16 октября тот же путь прошла королева Мария Антуанетта. Когда палач предъявил народу голову ненавистной австриячки, та вдруг раскрыла глаза. Толпа в ужасе попятилась. По этому поводу между врачами разгорелся ученый спор — сразу ли голова, отделенная от туловища, утрачивает сознание или какое-то мгновение еще живет?

6 ноября состоялся суд над герцогом Орлеанским, Филиппом Эгалите, за которым тотчас последовала казнь. Имя Эгалите (равенство) он получил от Парижской коммуны, поскольку, будучи депутатом от дворянства, участвовал в заседаниях представителей от третьего сословия. Герцог проголосовал за отмену королевской власти и за смертную казнь своему кузену — Людовику XVI, выступал в поддержку Революционного суда, который в итоге и приговорил его к гильотине.

Надо сказать, что принцип равенства соблюдался очень строго и был распространен даже на четвероногих друзей человека. В 1793 году была гильотинирована собака бывшего армейского вербовщика Сен-При, уличенная в «роялистских настроениях» — она укусила честного революционера.

Полное число жерта террора установить уже не удастся, так как многие архивы революции были уничтожены около 1913 года историками-антимонархистами. Кровавая вакханалия кончилась 26 октября 1795 года, с падением Конвента. Консульство продлило мораторий на казнь.

В годы революции у изобретения доктора Луи было множество прозвищ, в том числе и обыгрывавших имя автора (Луизетта, Луизон), сами палачи называли это орудие просто — «штуковина». Но в итоге в истории осталось одно имя — «гильотина», несмотря на то, что ее горячий пропагандист Жозеф Игнас Гильотен категорически отказывался от этой чести.

Став императором, Наполеон Бонапарт позабыл о моратории на смертную казнь: по крайней мере, в уголовном кодексе от 1810 года об этом ничего не сказано. Правда, гильотине он предпочитал расстрел. «Национальная бритва» отныне использовалась лишь для карания уголовников.

Трудно в это поверить, но публичные казни во Франции были отменены лишь в 1939 году. А в 1951-м приведение приговоров в исполнение было запрещено описывать в прессе. В последний раз нож гильотины опустился на шею преступника 10 сентября 1977 года.

Между тем в обществе время от времени возникали дискуссии об отмене смертной казни. Первый шаг был сделан в 1980 году: ее отменили для несовершеннолетних (с возможностью исключения из правила для «особо отличившихся» подростков 16-18 лет). Правда, на практике эта мера не применялась уже больше века — с 1869 года. Самым ярым противником смертной казни был адвокат Робер Бадентер, ставший министром юстиции при президентстве Франсуа Миттерана.

Сам Миттеран во время предвыборной кампании объявлял о том, что отменит смертную казнь, хотя общественное мнение в целом не поддерживало эту идею. Заняв президентский пост, он выполнил свое обещание.

9 октября 1981 года смертная казнь была отменена. Французы поначалу относились к этому решению неоднозначно, однако по прошествии двух десятилетий настроение изменилось. По данным опросов, количество людей, одобряющих инициативу Миттерана, возросло наполовину.

А что же сталось с гильотиной? Меня всегда интересовало, почему в музеях Франции ее можно увидеть лишь в виде макета либо фрагментами — заржавевший нож, «колодка»? Объяснение было такое: после отмены смертной казни министр Бадентер приказал демонтировать две машины, еще остававшиеся во Франции, в тюрьмах Френа и Вернона. Однако ни один музей не согласился их принять; сотрудники даже пригрозили забастовкой, если это чудовищное устройство появится в музейном зале. В конце концов оба экземпляра перевезли в какой-то заброшенный военный форт.

Ободряющая концовка для моего не слишком веселого рассказа. Вот только в одном авторитетном справочнике я недавно прочитала, что две упомянутые гильотины до сих пор хранятся в тюрьме Френа. Их периодически собирают, на это уходит 40 минут, и гоняют «вхолостую». Так что они вполне в рабочем состоянии.

Представления о гуманизме в разные эпохи развития человеческой цивилизации различались весьма серьёзно. Сейчас довольно трудно представить, но такая «машина смерти» как гильотина появилась на свет из самых гуманных соображений.

Гуманный доктор Гильотен

Между тем, профессор анатомии и депутат революционного Учредительного собрания доктор Гильотен к гильотине имеет лишь косвенное отношение.

Жозеф Гильотен, член созданной в годы Великой Французской революции Конституционной ассамблеи, был противником смертной казни. Однако он полагал, что в эпоху революционных изменений совсем отказаться от её применения невозможно. Именно поэтому доктор Гильотен выдвинул идею: если смертная казнь пока существует, пусть она хотя бы будет быстрой и одинаковой для всех слоёв населения.

Портрет доктора Гильотена. Фото: Public Domain

К концу XVIII века в Европе существовал довольно богатый выбор способов умерщвления преступников. К представителям высших слоёв общества применялось отсечение головы мечом или топором, к неродовитым преступникам - четвертование, колесование или повешение. К прогневавшим духовные власти применялась «казнь без пролития крови», то есть аутодафе - сожжение живьём.

Считалось, что самым гуманным из данных методов является отсечение головы. Но и тут все зависело от мастерства палача. Отрубить голову человеку одним ударом не так-то просто, поэтому палачи высокого класса ценились на вес золота.

Если же некий дворянин умудрялся сильно разозлить монарха, на эшафоте вместо профессионального палача мог появиться обыкновенный солдат, либо другой неподготовленный человек, в результате чего последние минуты жизни опального вельможи превращались в настоящий ад.

Жозеф Гильотен посчитал, что наиболее гуманным по отношению к приговоренным к смерти способом казни является отсечение головы, поэтому предложил создать механизм, который будет лишать людей головы и жизни быстро и безболезненно.

Идёшь в поход? Возьми гильотину!

Национальное собрание Франции поручило разработку такой машины известному своими трудами по хирургии доктору Антуану Луи . Доктор Луи создал наброски чертежей машины, а воплощение их в жизнь легло на плечи немецкого механика Тобиаса Шмидта , которому помогал знаменитый парижский палач Шарль Анри Сансон .

Главной деталью гильотины являлся тяжёлый косой нож, который по направляющим с высоты 2-3 метров падал на зафиксированную специальным устройством шею приговоренного. Тело жертвы фиксировалось на специальной скамье, после чего палач нажимал рычажок, и падающий нож ставил точку в жизни преступника.

Новая машина была утверждена Национальной Ассамблеей Франции как орудие казни 20 марта 1792 года.

Первая казнь с применением гильотины состоялась в Париже 25 апреля 1792 года, когда за свои преступления головой заплатил убийца Жан Николя Пелитье .

Зрителей, собравшихся посмотреть на новое зрелище, оно разочаровало своей скоротечностью. Однако начавшаяся затем эпоха революционного террора щедро компенсировала скоротечность количеством казней. На пике революционной борьбы казнили до 60 человек в день. А революционная армия Франции, отправляясь в поход для усмирения мятежников, везла с собой походные гильотины.

«Машина смерти» покоряет Европу

На рубеже XVIII - XIX веков ученые полагали, что отрубленная голова живёт ещё от пяти до десяти секунд. Поэтому палач брал отсечённую голову и демонстрировал её толпе, чтобы казнённый успел увидеть потешающуюся над ним публику.

Среди тех, кто закончил свою жизнь на гильотине, оказались король Франции Людовик XVI и его жена Мария-Антуанетта , деятели Французской революции Дантон , Робеспьер и Демулен , и даже основатель современной химии Антуан Лавуазье .

Казнь Марии-Антуанетты. Фото: Public Domain

Вопреки легенде, сам инициатор создания гильотины Жозеф Гильотен не был гильотинирован, а умер своей смертью в 1814 году. Его родственники долгое время пытались добиться переименования гильотины, однако потерпели неудачу, после чего предпочли сменить фамилию.

До середины XIX века в Европе гильотина использовалась мало, поскольку её связывали с французским «революционным террором». Затем, однако, во многих странах решили, что гильотина - это дёшево, надёжно и практично.

Особенно активно гильотину использовали в Германии. Во времена правления Гитлера с её помощью были казнены около 40 тысяч участников Сопротивления. Объяснялось это просто -поскольку бойцы Сопротивления не являлись солдатами регулярной армии, их вместо расстрела подвергали «неблагородной» казни как уголовных преступников.

Казнь французского революционера Максимилиана Робеспьера. Фото: www.globallookpress.com

Любопытно, что гильотина как средство казни использовалась в послевоенной Германии как в ФРГ, так и в ГДР, причём на Западе от неё отказались в 1949 году, а на Востоке - лишь в 1966-м.

Но, конечно, наиболее «трепетное» отношение к гильотине сохранялось во Франции, где порядок казни на ней не менялся с момента окончания эпохи «революционного террора» до полной отмены смертной казни.

Казнь по расписанию

Подготовка к казни начиналась в 2:30 ночи. В течение часа палач и его помощники приводили механизм в рабочее состояние, проводили его проверку. На это отводился час времени.

В 3:30 директор тюрьмы, адвокат, врач и другие официальные лица отправлялись в камеру к приговорённому. Если тот спал, директор тюрьмы будил его и провозглашал:

Ваше прошение о помиловании отклонено, вставайте, готовьтесь к смерти!

После этого приговорённому позволяли отправить естественные надобности, вручали специально приготовленные рубашку и пиджак. Далее в сопровождении двух полицейских его переводили в комнату, где он мог написать прощальную записку родным или любым другим лицам.

Затем приговорённый получал несколько минут на общение со священником. Как только тот завершал обряд, полицейские передавали приговорённого в руки помощников палача. Те быстро снимали с «клиента» пиджак, связывали руки за спиной и ноги, после чего сажали на табурет.

Пока один из помощников палача ножницами срезал ворот рубашки, приговорённому предлагался стакан рома и сигарета. Как только с этими формальностями было покончено, помощники палача подхватывали жертву и стремительно влекли к гильотине. Всё занимало считанные секунды - приговорённого клали на скамью, шею фиксировали в пазах, и палач нажатием рычага приводил приговор в исполнение. Тело жертвы со скамьи немедленно сбрасывали в приготовленный ящик с субстанцией, поглощающей кровь. Следом туда же отправляли и голову.

Весь процесс завершался около 4 часов утра.

Гильотина в пражской тюрьме Панкрац. Фото: www.globallookpress.com

Как президент Франции разрушил трудовую династию

Последней публичной казнью во Франции стала казнь Ойгена Вейдмана, убийцы семи человек , происшедшая 17 июня 1939 года в Версале. Казнь была задержана по времени и произошла в 4 часа 50 минут утра, когда уже рассвело. Это позволило настырным операторам кинохроники запечатлеть её на пленку.

Непристойное поведение толпы и журналистов во время казни Вейдмана заставило власти Франции отказаться от публичных казней. С того момента и до отмены смертной казни в целом процедура осуществлялась в закрытых внутренних двориках тюрем.

Последним человеком, казненным во Франции на гильотине, 10 октября 1977 года стал тунисский иммигрант Хамида Джандуби , осуждённый на смерть за пытки своей знакомой, 21-летней Элизабет Буске .

В 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран подписал закон, отменяющий применение смертной казни в стране.

Последний государственный палач Франции Марсель Шевалье скончался в 2008 году. Интересно, что Шевалье, унаследовавший должность государственного палача от своего дяди, намеревался впоследствии передать её своему сыну Эрику , который работал помощником на казнях, проводимых отцом. Однако трудовая династия французских палачей прервалась в связи с упразднением профессии.