Значение иловайский дмитрий иванович в краткой биографической энциклопедии. Литературно-исторические заметки юного техника

Дми́трий Ива́нович Илова́йский (11 февраля , Раненбург , Рязанская губерния - 15 февраля , Москва) - русский историк, публицист, автор пятитомной «Истории России», редактор и издатель газеты «Кремль». Известен как критик норманнской теории .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков про норманнский вопрос, часть 2

Субтитры

Биография

По учебникам истории Иловайского, выдержавшим более 150 изданий , учились несколько поколений российских гимназистов . Средства к существованию он добывал прежде всего их публикацией, по некоторым подсчётам они принесли автору более полумиллиона рублей дохода . Современные исследователи указывают, что он являлся тогда «едва ли не самым состоятельным отечественным историком»; подчёркивают, что «материальную самостоятельность, отсутствие связи с академической средой необходимо принимать во внимание при анализе научной концепции учёного»; указывают, что «политическое миросозерцание Д. И. Иловайского оставило глубокий след как на выборе тематики его исследований, так и на трактовке отдельных проблем и целых периодов российской истории» . 12 декабря 1870 года совет Московского университета утвердил Д. И. Иловайского в степени доктора русской истории.

Среди книг, на которых сохранились пометы Сталина , есть и «Средняя история. Курс старшего возраста. Составил Д. Иловайский. Издание пятое, с сокращениями. М. 1874». Книга эта интересна не только многочисленными пометами вождя. Например, на последней странице он крупно, витиеватым почерком написал: «Много неверного в этой истории Х.Х.Х.! Дурак Иловайский!..»

После глубоких исследований, относящихся к вопросу о происхождении Руси , выступил решительным противником норманской теории .

В 1881, 1889 и 1893 годах избирался гласным Московской городской думы . В городской думе Ф. И. Благов поддерживал кадетскую группу .

1. Известие русской летописи (то есть рассказ о призвании варягов)

Д. И. Иловайский считал полностью легендарным. По его мнению, совершенно невозможно представить, чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу. Если же произошло завоевание, то это должно было сопровождаться перемещением больших масс людей и множеством событий, которые должны были оставить след во множестве источников (в частности, иностранных), но этого не произошло. Кроме того малонаселенная и неразвитая тогда Скандинавия не могла бы предоставить необходимого количества сил для такого предприятия. Во всех последующих событиях Русь выступает как достаточно организованное и имеющее опыт государство, что невозможно, если представить, что завоевание произошло недавно.

2. Путь из Варяг в Греки, описанный в той же летописи, и связанные с ним имена Днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным.

Старания норманистов объяснять русские названия исключительно скандинавскими языками сопровождаются всевозможными натяжками. Мы думаем, что с меньшими натяжками можно объяснять их языками славянскими, но и то собственно некоторые из них, потому что другие, вследствие утраты слова из народного употребления, или потери своего смысла, или по крайнему искажению, пока не поддаются объяснениям (Есупи, Айфар и Леанти). .

3. Имена князей и дружины, в особенности по договорам Олега и Игоря.

остаются пока никем не опровергнутые мои доводы о том, что имена наших первых исторически известных князей, то есть Олега и Игоря, несомненно туземные. Это имена почти исключительно русские.

И наоборот, наиболее употребительные исторические имена скандинавских князей, каковы Гаральд, Эймунд, Олаф и т. п., совсем не встречаются у наших князей.

Что же касается до имен дружинников, приведенных в договорах Олега и Игоря, то это отрывки из Русской ономастики языческого периода; часть их встречается потом рядом с христианскими именами в XI, XII и даже XIII веках в разных сторонах России, и только несовершенство филологических приемов может объяснять их исключительно скандинавским племенем.
.

4. Известия византийских писателей о Варягах и Руси.

Из анализа источников Иловайский вывел, что Русь, по мнению византийцев, туземный народ, а не пришлый. Имя же варягов возникает у них значительно позже времён «призвания»

5. Финское название Шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном .

надобно прежде объяснить самое слово Руотси. Это слово нисколько не указывает на тождество Шведов с нашею Русью. Филологически никем не доказано, чтобы слова Руотси и Рось были тождество, а не созвучие. Что касается до предполагаемой связи шведской провинции Рослагена или Родслагена и общества Rodhsin (гребцов) с нашею Русью, от неё добросовестно отказались уже сами представители норманистов (после монографии г. Гедеонова).

6. Известие Бертинских летописей о трех русских послах и известие Лиутпранда о Руссах-Норманнах.

известие Бертинских летописей, служившее сильною опорой норманистам, по нашему мнению, обращается в одно из многих доказательств против их теории. Что можно извлечь из них положительного, так это существование русского княжества в России в первой половине IX века, то есть до так называемого призвания Варягов. А русское посольство к императору Феофилу указывает на ранние сношения Руси с Византией и, следовательно, подтверждает упомянутые нами намеки на эти сношения в беседах Фотия.

Во-первых, если б они были Шведы, то почему стали бы называть себя Руссами, а не Шведами. Во-вторых, самый текст летописей не говорит ясно и положительно о шведском происхождении..

7. Известия арабских писателей.

Итак, перебирая все известия Арабов, окажется, что в них нет ни одной черты, которую можно бы отнести по преимуществу к Скандинавам. Но вот что можно вывести из них как положительный факт: уже во второй половине IX и в первой X века Арабы знали Русь как многочисленный, сильный народ, имевший соседями Булгар, Хазар и Печенегов, торговавший на Волге и в Византии. Нигде нет и малейшего намека на то, чтобы Русь они считали не туземным, а пришлым народом.

8. Скандинавские саги.

Замечательно, что скандинавские саги, столь много рассказывающие о народах Норманнов, совершенно молчат об их плавании по Днепру и его порогам.

В русских летописях и в скандинавских сагах нашлось несколько сходных преданий. Например, о смерти Олега от своего коня, о взятии Коростеня Ольгой при помощи воробьёв и голубей, и пр. И вот еще доказательство скандинавского происхождения! Интересно при этом незамеченное норманистами обстоятельство, что русские саги по-видимому древнее исландских!

Сходные мифические мотивы можно встречать и постоянно встречаются не только у родственных народов, но также у народов весьма отдаленных друг от друга. Между тем у нас есть целые ученые трактаты, толкующие о заимствовании русскими песен, сказок и пр. то с востока, то с запада. Остается только предположить, что и весь Русский народ откуда-нибудь заимствован!

9. Позднейшие связи русских князей с Скандинавами.

Одним словом, мы видим иногда довольно деятельные сношения. Но что же из этого? Следует ли отсюда, будто Руссы пришли из Скандинавии? Нисколько. Подобные связи и сношения мы находим и с другими народами, как то: с Греками, Поляками, Немцами, Половцами и т. д.

Библиография

Книги

  • История Рязанского княжества . - М. : Унив. тип., 1858. - VI, 331 с.
  • Гродненский сейм 1793 года: Последний сейм Речи Посполитой . - М. : Унив. тип. Катков и Ко, 1870. - XXVI, 274 с.
  • О мнимомъ призваніи варяговъ. Изъ исслѣдованй о началѣ Руси. - М.: Унив. тип. Катков и Ко, М., 1871. - 98 с.
  • Разыскания о начале Руси: вместо введения в русскую историю . - 1-е изд. - М. : Тип. Грачева и Ко, 1876. - VIII, 466 с.
  • Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского . - М. : Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1880. - 65 с.
  • Мелкие сочинения, статьи и письма. 1857-1887 гг. . - М. : Типография М. Г. Волчанинова, 1888. - 416 с.
  • История России: В 5 томах.
    • Часть первая. Киевский период . - 1-е изд. - М. : Типография Грачева и К, 1876. - Т. 1. - VIII, 333 с.
    • Часть вторая. Владимирский период . - 1-е изд. - М. : Типография Н. Лебедева, 1880. - Т. 1. - 578 с.
    • Московско-Литовский период, или Собиратели Руси . - 2-е изд. - М. : Типо-лит. Высоч. утв. Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1896. - Т. 2. Века XIV и XV. - 528, 75 с.
    • Московско-царский период. Первая половина, или XVI век . - 1-е изд. - М. : Типография М. Г. Волчанинова, 1890. - Т. 3. Век XVI-й. - VIII, 717 с.
    • Часть первая.  Смутное время Московского государства. Часть вторая.  Эпоха Михаила Феодоровича Романова . - 1-е изд. - М. , 1894-1899. - Т. 4.
    • Окончание Московско-царского периода . - 1-е изд. - М. : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1905. - Т. 5. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники. - VIII, 663 с.

Статьи

  • Иван Грозный и Стефан Баторий в борьбе за Ливонию // Исторический вестник, 1889. - Т, 35. - № 2. - С. 334-347. , * № 3. - С. 577-606.
  • Из дипломатической корреспонденции XVIII века // Русский архив, 1868. - Изд. 2-е. - М., 1869. - Стб. 822-830.
  • Образцы политической сатиры в Польше в эпоху падения // Русский архив, 1869. - Вып. 3. - Стб. 583-588.
  • Первый Лжедмитрий // Исторический вестник, 1891. - Т. 46. - № 12. - С. 636-667.
  • Пересмотр вопроса о гуннах // Русская старина, 1882. - Т. 33. - № 3. - С. 717-736.

Учебники

  • Сокращённое руководство ко всеобщей и русской истории: Курс младшего возраста . - 3-е изд. - М. : Тип. Грачева и Ко, 1869. - VIII, 368 с.
  • Сокращённое руководство ко всеобщей истории: Курс мл. возраста, изложенный по преимуществу в чертах эпизодических и биографических. - 5-е изд. - М. .
  • Руководство ко всеобщей истории: Для мл. возраста. В 2 частях. - 5-е изд. - М. : Тип. В. Грачева и Ко, 1866-1867.
  • Руководство к русской истории: Средний курс. - 40-е изд. - М. , 1901.
  • Новая история: (Сред. курс): В пер. на фр. и нем. яз.: С подроб. подстроч. слов. и прим.: Пособие при занятиях новыми яз. в сред. и ст. кл. сред. учеб. заведений и для самообучения. - 40-е изд. - М. : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1887. - VIII, 371 с.
  • Краткие очерки русской истории: Курс старшего возраста . - 9-е изд. - М. : Тип. Грачева и Ко, 1868. - VI, 396 с.
  • «Средняя история. Курс старшего возраста»

РЕФЕРАТ на тему:

«Дмитрий Иванович Иловайский»

Глава 1. Биография Д. И. Иловайского

Глава 2. Исторические взгляды Д.И.Иловайского

Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского в развитие историографии

Список литературы

Глава 1. Биография Д.И.Иловайского

Крупный русский историк, педагог, публицист, общественный деятель Дмитрий Иванович Иловайский родился 24 февраля (по старому стилю 11 февраля) 1832 г. в г.Раненбурге Рязанской губернии. Отец его, Иван Михайлович, был приписан к мещанам Козловского уезда Тамбовской губернии. Движимого и недвижимого имущества у семьи не было. Отец то был управляющим имением, то служил в конторе по управлению мельницами, то перебивался случайными заработками.

В Раненбургском уездном училище отметили способности мальчика и рано проявившуюся склонность к истории. Инспектирующий училище (видимо, это был будущий директор Рязанской гимназии, талантливый педагог Ф.И. Шиллинг), выслушав ответ ученика, удивился: тот знал не только параграфы учебника, но и предисловие. Встретившись с его родителями, он посоветовал отдать мальчика в гимназию. Стоило это очень дорого, но семья решилась пойти на расходы.

В августе 1843 г. Иловайский взошел по ступеням самого красивого здания в городе - Первой мужской гимназии (ныне здание сельскохозяйственной академии). Там тоже оценили способности ученика, и педагогический совет рекомендовал его на историко-филологический факультет Московского университета.

Студентом Иловайский прошел лучшую в России историческую школу. На формирование его взглядов, жизненных установок наибольшее влияние оказали самые авторитетные историки - С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, яркие историки литературы Ф.И. Буслаев и С.П. Шевырев.

По знаниям и успехам в науках Дмитрий Иловайский был среди первых студентов университета. Крымская война чуть не изменила его судьбу: на выпускном курсе он пытается уйти в действующую армию. Но безжалостный диагноз - начинающийся туберкулез - исключает военную службу. Только в следующую войну 1877-1878 гг. он попал на фронт, но не солдатом, а уже известным историком. Был под Плевной, ходил под пулями по русским укреплениям, видел изнанку войны, слышал крики и стоны солдат в госпитале, встречался с прославленным генералом М.Д. Скобелевым.

Но это спустя 20 лет. А в ноябре 1854 г. Иловайский получил назначение "старшим учителем по предмету истории" в свою родную гимназию. Почти четыре года были наполнены напряженным преподавательским трудом, научными поисками, путешествиями по рязанским древностям, публикациями статей в местной и столичных газетах, сдачей магистерских экзаменов и подготовкой диссертации. В Рязани были начаты первые 16 работ, в том числе сразу замеченная научной общественностью "История Рязанского княжества". Этот труд, удостоенный Уваровской премии Академии наук, ценится и в настоящее время. Рязанская историография обязана Иловайскому важными публикациями по истории культуры: об открытии в Рязани публичной библиотеки, истории Рязанской гимназии. Он ввел в высокую науку имена рязанских историков Т.Воздвиженского, А.Пискарева, археолога Д.Тихомирова, определил факт существования погибших рязанских летописей. Иловайский - родоначальник региональной историографии и автор первого очерка о рязанской старине. Задача, которую Дмитрий Иванович ставил в первом своем труде - изучать духовную жизнь народа, его предания, песни, поверья, легенды, - актуальна и для современных историков.

В Рязани он познакомился с М.Е. Салтыковым-Щедриным и входил в кружок местных либералов, горячо обсуждавших грядущие реформы по освобождению крестьян. Трудолюбивого учителя заметили в Московском учебном округе и перевели в лучшую тогда 3-ю московскую гимназию.
Переехав в Москву, Иловайский не прерывал связи с Рязанщиной, посылал свои книги, которые бережно сохранила научная библиотека Рязанского краеведческого музея-заповедника. В его трудах отражены два приезда в Рязань: в 1881 и 1895 годах. Историк делал главный доклад на праздновании 800-летия Рязани, был почетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. Всю жизнь Иловайский сотрудничал с однокашником по Рязанской гимназии и Московскому университету, издателем "Русского архива" П.И. Бартеньевым. Именно в Рязанской гимназии у Дмитрия Ивановича родилась мысль о создании новых книг по истории. Иловайский создал несколько учебников по российской и всеобщей истории, которые выходили с 1860 до 1916 г. Он осуществил более двухсот изданий своих пособий - случай в педагогической практике уникальный. Учебники, как и другие труды Иловайского, после длительного перерыва были переизданы недавно, в 90-е годы XX века. Иловайский преподавал некоторое время в Московском университете, но в 1862 г. оставил службу и посвятил всю свою жизнь науке, публицистике и изданию учебников. Более 30 лет он работал над многотомником "История России", много сделал для изучения славянства. Докторская диссертация Дмитрия Ивановича была посвящена Гродненскому сейму - последнему сейму Речи Посполитой. Интересны и его биографические работы о просветителях XVIII в. - замечательной русской женщине, главе двух академий Е.Р. Дашковой и знаменитом издателе Н.И. Новикове.
Отмечая литературные достоинства трудов Д.И. Иловайского, К.Н. Бестужев-Рюмин писал, что "после Карамзина никто ближе Иловайского не подходил к тому художественному началу, к которому должен стремиться исторический писатель".

Д.И.Иловайский умер в 1920 году. Последние годы жизни он подвергался критике за свои учебники и некоторые теории и гипотезы. Но даже самые откровенные его недоброжелатели отмечали живость языка, яркость и образность изложения, передачу истории в лицах, героику и патриотизм. Современные читатели найдут в его книгах много интересного, а в личности самого историка немало поучительного.

Глава 2. Исторические взгляды Д.И.Иловайского

Дмитрий Иванович Иловайский довольно подробно изучил произведение «Слово о полку Игореве». Первым выступлением Иловайского в печати на тему «Слова…» был отклик на статью «Русская поэзия XI и начала XII в.», в которой «Слово..» рассматривается как поэтическое произведение, сохранившее мифологию и героический эпос русского народа более ранней поры. И., высоко оценивая труд Буслаева, обратился к другой проблеме. Он доказывал, что «Слово…» является произведением, свидетельствующим о наличии в XII в. развитой традиции княжеско-дружинной поэзии, и что автор его был княжеским певцом из придворной среды. В конце статьи Дмитрий Иванович сравнивает текст «Слова…», где говорится о , с отрывками из Жития Феодосия, игумена Печерского. Мысли, высказанные относительно «Слова…» в 1859, развиты были Иловайским в его «Истории России», в разделе, озаглавенном, «Поэзия, придворные певцы». В Южной Руси было традиционным исполнять хвалебные песни князьям в связи с их подвигами. Так, галичане в 1221 приветствовали своего освободителя Мстислава Удалого, это известие сохранилось в Летописи Длугоша. Придворным певцом был Боян, который прославлял Ярослава и Мстислава Владимировичей, Романа Святославича. В Галицко-Волынской летописи под 1241 назван «словутным певцом». «Высоким поэтическим даром» наделен был неизвестный автор «Слова…». По мнению Иловайского, он был дружинником, книжно-образованным человеком, но умевшим пользоваться народными преданиями: руссский княжеский род - потомок , Боян и вообще певец называется внуком бога . Он служил черниговско-северскому колену князей, в то время как Киевская летопись (Выдубицкий свод) прославляла Мономаховичей. У автора «Слова…», представителя придворно-княжеской поэзии, народ («черные люди») остается в тени. На странице 557-559 «Истории России» Иловайский дает перечень трудов по «Слову…», вышедших в 1876-79. Здесь жеДмитрий Иванович возражает , который считал Митусу церковным певцом, добавляет пример придворно-дружинного эпоса в Ипат. лет. под 1201, где говорится о начале княжения Романа Волынского, в ней же под 1251 по поводу победы Даниила и Василька над ятвягами сказано - «И песнь славну пояху има».

В 1873 И. опубликовал статью, посвящ. толкованию текста «Слова…» «...дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати... и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ». И. обращает в этой связи внимание на то, что среди славянских слов с корнем «бал» имеется польское слово «bałwan», которое одновременно означает чурбан и волну. Это слово, как предполагает Иловайский, в древнеславянском языке также имело значение волны и употреблялось в этом первонач. значении и на Руси (это мнение со ссылкой на О. Сенковского возродит впоследствии А. Мазон. См. ). «Тмутараканский болван» в контексте «Слова…», по мнению Иловайского, можно перевести как «Тмутараканский пролив». В следующем году Дмитрий Иванович откликнулся на появившуюся статью Н. Ламбина «О Тмутороканской Руси». В своем отзыве он с позиции противника норманизама выступил с резкой критикой рассуждений Ламбина о , уцелевшее в южной горной части Крыма, исповедовало христианство; их нравы, как полагает Иловайский, должны были отличаться от языческой Руси. Поэтому «их недружелюбное отношение к Руси слышится еще в XII веке, в Слове о полку Игореве».

В книге «Разыскания о начале Руси», посвященной. критике норманнской теории происхождения Руси, Иловайский наряду с летописными материалами пользовался «Словом…» как достоверным источником. Так, он отметил, что в «Слове…» нет намека на призвание варяжских князей, хотя упоминается о веке , называются имена князей, которых нет в летописях. О Тмутаракани в летописях упоминается вскользь, а в «Слове…» о ней говорится как о части Русской земли, но отрезанной от нее половцами. Автор «Слова о полку Игоревом» знал о готах, проживавших на южном берегу Крыма, поэтому и упоминает о готских девах. И. предполагал, что пределы Тмутараканского княжества на севере почти примыкали к Чернигово-Северской земле, поэтому для автора «Слова…» памятны связи с Тмутараканью. Как возражение норманистам о западном происхождении Руси Иловайский указал на славянское происхождение многих названий (« » - «печаль», «беда», «Боян» - от слова «баять», «вещать», «Дажь-бог» - «бог воды», «Хорс» - «хороший», « » - наименование доверенных лиц и др.). В небольшой статье «Воспоминание о Галиче на Днестре» Иловайский комментирует текст «Слова…» о %D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D1%8F%20%D1%83%D0%B6%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B0,%20%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%0A%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%20%D1%8F%D1%80%D1%8B%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8,%20%D0%B0%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B6%D0%B5%20%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%BE%0A%D1%81%D0%BA%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%BA%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F%D0%BC%20%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B5%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8,%0A%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8F,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8F%D1%85%20%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%8B%20%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%0A%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9.%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C,%20%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5,%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%0A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B2,%20%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%8E%D0%B3%D0%B5,%20%D0%B3%D0%B4%D0%B5%20%D0%BE%D0%BD,%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%20%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BB%20%D0%A2%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C.%20%D0%94%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%0A%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%20(%D0%BA%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%20X%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0)%20%D0%94.%D0%98.%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%0A%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BB%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8,%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%0A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8,%20%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE,%20%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9,%20%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%0A%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B.%0A

%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BE%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%0A%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C%20%D1%81%20%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80,%20%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2,%20%D1%8F%D1%82%D0%B2%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20-%0A%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B8,%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%81%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85.%0A%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8%20%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83%20%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20">Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В "Истории", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к "Истории" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. О крещении Владимира он рассказывает по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена. Дмитрий Иванович, отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в "Истории". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной.

Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями. Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории.

Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского в историографию

Вклад Дмитрия Ивановича в отечественную историографию достаточно весом. Несмотря на то, что многие его учебники по всемирной и отчественной истории носят более художественный характер, нежели научный, по ним изучала прошлое своего отечества и вообще мира вся образованная Россия в конце 19 – начала 20 веков.

Учебники Д.И.Иловайского, занимавшие в 1870-1880-е гг. монопольное положение в средней школе и доминировавшие вплоть до конца века, отличались четкой монархической и национал-патриотической направленностью.Это вполне соответствовало содержанию общего среднего образования и задачам систематического курса истории того времени.

Однако к концу XIX века начались “крестовые походы” в Ученом комитете образования и печати на учебники Д.И.Иловайского со стороны В.В.Розанова,А.С.Суворина,П.Г.Виноградова и многих других. Против него выдвигалось обвинение в недостаточном подчеркивании роли социально-экономического фактора при объяснении эволюции государственных институтов, а также перенесение в учебники своих великодержавных воззрений.

В своих работах по истории отечества, Д.И.Иловайский опирался на многие взгляды Н.М.Карамзина (можно даже сказать на его историческую концепцию). Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях.

В заключение необходимо сказать, что работы Д.И.Иловайского привлекали интерес не только детей, но и взрослых из-за живости языка и яркости изложения, а также из-за передачи истории через личности, творившие ее.

Список литературы:

1. Бабич И.В. Иловайский Дмитрий Иванович (1832-1920) // Историки России. Биографии. М., 2001

2. Бабич И.В. О Д.И. Иловайском и его учебниках // Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. В 2х ч. М., 1992. Ч.1.

3. Большая Советская Энциклопедия, М., 1956. Том 13-20

4. Историография истории России до 1917 года: Учебник для студентов высших учебных заведений: В двух томах. Т. 2 / Под ред. М.Ю. Лачаевой.- , 2003

5. Л.Чекурин «Русский историк Д.И.Иловайский: к 170-летию со дня рождения» //Рязанские ведомости, 2002, № 5

Значение ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Иловайский, Дмитрий Иванович - историк и публицист. Родился в 1832 г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за "Историю Рязанского княжества" (М., 1858; переиздано в "Собрании сочинений", 1884), степень доктора - за "Гродненский сейм 1793 г." (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в "Разысканиях о начале Руси" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" (¦ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В "Истории", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к "Истории" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в "Истории". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 ¦). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Пробудившийся за последние годы интерес к ранней русской истории вызвал ряд работ, сходящихся в отдельных пунктах с Иловайским. - Ср. "Исторический Вестник" (1884, 1 и 3); С. Венгеров "Источники для словаря русских писателей" (II, СПб., 1910); М. Грушевский "Iсторiя Украiни Руси" (I, Львов, 1904); Д. Багалей "Русская историография" (Харьков, 1911); Г. Варац "Происхождение летописного сказания о начале Руси" (Киев, 1913); К. Иностранцев "Хунь-ну и гунны" ("Живая Старина", 1900, века 3 - 4); "Русское Богатство" (1897, ¦ 7; ст. С. Южакова); А. Шахматов "Разыскания о древних русских летописях"; Л. Пантелеев "Из воспоминаний прошлого" (СПб., 1905). С. Ч.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИЛОВАЙСКИЙ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    ? рус. историк, род. в 1832 г., в 1854 г. окончил Моск. унив., где короткое время состоял в числе преподавателей, …
  • ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    (1832-1920) российский историк, публицист. Труды: "Разыскания о начале Руси" (полемика с норманистами), "История России" (т. 1-5); учебники по русской и …
  • ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    Дмитрий Иванович (1832-1920), русский историк. Родился в г. Раненбург, ныне г. Чаплыгин Липецкой области. Окончил Московский университет (1854). Первые монографии …
  • ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    рус. историк, род. в 1832 г., в 1854 г. окончил Моск. унив., где короткое время состоял в числе преподавателей, затем …
  • ИЛОВАЙСКИЙ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ИЛОВАЙСКИЙ в Энциклопедии фамилий:
    Красивая фамилия, образованная от географического названия. Любая деревня, расположенная на илистой песчаной отмели, называется Иловая. Жители ее, естественно, именовались Иловайскими. …
  • ДМИТРИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (принадлежащий Димитре или римской Церере, богине земледелия) - название четырех лиц: 1Мак 7:1-4, 9:1-10, 15, 22:25, 2Мак 14:1-36 - Димитрий …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ИЛОВАЙСКИЙ
    ИЛОВ́АЙСКИЙ Дм. Ив. (1832-1920), историк, публицист. Тр.: "Разыскания о начале Руси" (полемика с норманистами), "История России" (т. 1-5); учебники по …
  • ИЛОВАЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЛОВ́АЙСКИЙ Вас. Дм. (1785-1860), ген.-лейтенант (1826). В Отеч. войну 1812, командуя казачьим отрядом, неоднократно наносил поражения противнику, вёл партиз. действия …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-53), князь Галича- Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе войны в 1446 взял в плен и ослепил Василия …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1323 или 1324-83), князь суздальский (с 1356), великий князь владимирский (1360-63) и нижегородско-суздальский (с 1365). В союзе с …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1582-91), царевич, мл. сын Ивана IV. В 1584 отправлен с матерью (М.Ф. Нагой) в удел Углич. Погиб при …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нём в 1367 построен …
  • ДМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    димитрий, …
  • ДМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Дмитрий, (Дмитриевич, …
  • ИЛОВАЙСКИЙ
    Василий Дмитриевич (1784-1860) , российский генерал-лейтенант (1826). В Отечественную войну 1812, командуя казачьим отрядом, неоднократно наносил поражения противнику, вел партизанские …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-02 Time: 21:11:27 Навигация Тема = Дмитрий Смирнов Википедия = Смирнов, Дмитрий Николаевич (композитор) Викитека = Дмитрий Николаевич Смирнов …
  • РУДАКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рудаков Дмитрий Иванович (1879 - 1937), псаломщик, мученик. Память 14 ноября, …
  • ОВЕЧКИН ДМИТРИЙ КИПРИАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Овечкин Дмитрий Киприанович (1877 - 1937), священник, священномученик. Память 1 ноября и …
  • ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Дмитрий Александрович (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, в …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …
  • КАНТЕМИР ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
    Кантемир (Дмитрий Константинович) - молдавский господарь (1673 - 1723), отец Антиоха Кантемира. Пробыв, в качестве заложника, в Константинополе с …
  • ИЛОВАЙСКИЙ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иловайский (Сергей Иванович) - финансист, родился в 1861 г., в 1879 г. окончил Санкт-Петербургский университет по юридическому факультету, в 1886 …
  • ИЛОВАЙСКИЙ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иловайский (Алексей Иванович) - войсковой атаман Войска Донского. Принимал участие в семилетней войне, а во время первой турецкой войны, 18 …
  • РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Сергеевич , советский физик, один из организаторов оптической промышленности в СССР, академик АН СССР (1929; …
  • КЕДРИН ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Борисович , русский советский поэт. Начал печататься …
  • ГУЛИА ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иосифович }