Значение и примеры слова синоним антоним омоним. Синонимы и антонимы

— слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.

Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность ), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы ).

Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий ).

Синонимы объединяют в синонимические ряды . Каждому из членов ряда присуще общее для всех значение. Общее значение выражает один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминанта - это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистической нейтральностью. Например, для синонимического ряда: неприятный, отталкивающий, отвратительный, мерзкий, гадкий, скверный доминантой является слово неприятный , отражающее общий смысл: «Обладающий отрицательными свойствами ».

Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения . Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.

Синонимы могут быть абсолютными (осьминог - спрут, лингвистика- языкознание, доказательство - аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:

  • оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный );
  • стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы ).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:

  • (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
  • (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, по­корный;
  • (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
  • (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.

Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы : очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души .

Антонимы

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход - выход, большой - небольшой, сжать - разжать) и разнокорневыми (атака - оборона, твёрдый - мягкий, терять - находить).

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

Омонимы

Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:

Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет . 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано) . Чуть свет (едва начало рассветать) . Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!

Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей . 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выез­жать в свет. Вращаться в свете.

Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова - лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.

Существует несколько разновидностей омонимов.

Виды омонимов:

  1. Морфологические омонимы , или омоформы - слова, совпадающие по звуча­нию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) - три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) - знать (глагол в неопр. форме).
  2. Фонетические омонимы , или омофоны - слова или формы слов с разны­ми значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный - косный; лиса - леса; пруд - прут, кампания - компания .
  3. Графические омонимы , или омографы - слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударе­ния. Например: зАмок - замОк; бОльшим - большИм; крУжки - кружкИ; бЕлки - белкИ; пАрить - парИть.

Конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы «. Следующая тема:

Синонимы - это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению (катастрофа, крушение, крах).

Существуют следующие виды синонимов:

Смысловые (отличающиеся оттенками значения): гнев - ярость;

Стилистические (отличающиеся экспрессивной окраской, принадлежностью к определенному стилю): смотреть - зырить;

Абсолютные (не отличающиеся экспрессивной окраской, оттенками лексического значения и стилевой закрепленностью): бегемот - гиппопотам.

По морфемному составу синонимы могут быть од­нокорневыми (неграмотный - безграмотный) и раз- нокорневыми (плохой - ужасный, отвратитель­ный).

Несколько слов-синонимов образуют синонимиче­ский ряд, в котором слова различаются оттенками лек­сического значения (смотреть, глядеть - нейтральное, взирать - книжное, зырить - разговорное, простореч­ное).

Функции синонимов в речи:

Уточнение;

Замещение;

ЭкСпрессивно-стилистическая.

Антонимы - это слова, противоположные по лекси­ческому значению (правда - ложь).

Антонимы лежат в основе антитезы (противопо­ставление).

Виды антонимов:

Качественные (плохой - хороший);

Количественные (много - мало);

Временные (рано - поздно);

Пространственные (далеко - близко);

Отвлеченные понятия (добро - зло);

Действия, состояния (приходить - уходить; за­болеть - выздороветь).

Омонимы - это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но раз­личны по значению (кок - род прически, кок - повар на судне). Лексические значения омонимов не связаны между собой.

Омонимы в языке появляются в результате:

Заимствования слов из других языков (кок);

Превращения одного из лексических значений многозначного слова в самостоятельное (коса - «за­плетенные волосы»; коса - «сельскохозяйственное ору­дие»);

Словообразования (посол - «должность диплома­та»; посол - «соление чего-либо»).

Существуют следующие разновидности омонимов:

Лексические омонимы (косить траву косой - де­вичья коса);

Омоформы (мой руки - мой пиджак);

Омофоны (леса - лиса);

Омографы (мука - мука).

Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же - разные слова, между которыми нет ни­чего общего (норка - «животное семейства куньих», норка - жилище животного).

К омонимам примыкают паронимы - слова с раз­личным написанием и схожим звучанием (рассвет - расцвет, весело провести время - мало весило). Бли­зость паронимов по звучанию и написанию может при­вести к лексическим ошибкам (Сравните: «утверждаю­щий ответ» вместо правильного: «утвердительный от­вет»).

1. В каких рядах не все слова являются синонимами?

а) красивый, великолепный, привлекательный

б) добросердечный, милосердный, гуманный

в) решительный, настойчивый, вызывающий

г) смелый, отважный, храбрый

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) деспот

в) самодержец

г) узурпатор

3. -Укажите в синонимическом ряду слова, которые являются разговорными.

а) бежать

б) мчаться

в) нестись

г) лететь

4. Какая пара слов не является антонимами?

а) хитрый, настойчивый

б) заботливый, равнодушный

в) настойчивый, безынициативный

г) редкий, частый

5. Укажите слово, имеющее омонимы.

б) печать

в) теплый

6. Укажите, чем являются данные пары слов: рас­свет - расцвет.

а) синонимами

б) антонимами

в) омонимами

синонимы, антонимы, омонимы - правило. синонимы, антонимы, омонимы - правило


  1. Омонимы это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию. Например: В полях, не кошенных косой, Все утро дождик шел косой. Синонимы это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения (пример): Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.) Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо физиономия рожа. Могут включать в себя слова разных стилей. Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами, пример: http://uchim.org/russkij-yazyk/sinonimy-omonimy-antonimy-paronimy - uchim.org Проплывало голубое лето, Уходило лето голубое. Абсолютные синонимы это слова, которые полностью совпадают по значению. Антонимы это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Пример: Они сошлись. Вода и камень. Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. (А. С. Пушкин.) Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности. Паронимы это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный глубокий, геройство героизм. Смешение паронимов это очень грубое нарушение литературных форм словоупотребления.
    Источник: http://uchim.org/russkij-yazyk/sinonimy-omonimy-antonimy-paronimy
  2. Омонимы звучат одинаково но пишуца по разному
  3. авокадо
  4. Омонимы-одинаковые слово, а значения разные. Голубой, лисички, коса.
    Антонимы-слова с противоположны значением. Правда-ложь, хороший-плохой, добрый-злой.
    Синонимы-слова с одинаковым значением. Буря, штурм, ураган.
  5. Не буду отвечать на вопрос, так как ответов через чур много, а мой ни че не изменит 😀
  6. спасибки#160;
  7. Омонимы

    Паронимы

    Синонимы

    Антонимы

    Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию

    Слова, разные по значению, но близкие по звучанию

    Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию

    Слова, противоположные по значению

    кран (подъемный)

    кран (водопроводный)

    дипломат дипломант

    вдохнуть вздохнуть

    искусный искусственный

    солнце светило

    смелый храбрый

    всесильный - всемогущий

    хороший плохой

    день ночь

  8. Омонимы - одинаковые слова но разные по значению (руки)
    Антонимы - это слова противоположности по значению (белый-черный)
    Синонимы-слова, которые отличаются но сходит по значению (красивый, превосходный)
  9. авакада
  10. Синонимы - это слова одинаковые по смыслу но разные по произношению! например (Бегемот - Гиппопотам)
    Антонимы- это слова разные по смыслу! например (Белый- Чрный)
    Омонимы - это слова одинаковые по произношению но разные по значению! Например Кисть (руки) Кисть (винограда)
  11. Синонимы - это слова одинаковые по смыслу но разные по произношению! например (Бегемот - Гиппопотам)
    Антонимы- это слова разные по смыслу! например (Белый- Чрный)
    Омонимы - это слова одинаковые по произношению но разные по значению! Например Кисть (руки) Кисть (винограда)
  12. Синонимы ето одной части речи по звучанию и написона но и близко или одиноковые по лексическому значению

План-конспект открытого урока русскому языку

на тему: «Синонимы и антонимы» 27.09.2017г.

Предмет: Русский язык

Тема урока: синонимы и антонимы.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.

Цель: систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить знания об их роли в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.

Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют навык самоконтроля и познавательной активности;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление, анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.

Оборудование урока: у чебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.

Этап урока:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

II .Повторение изученного. Актуализация знаний.

Дети открывают тетради, записывают число, классная работа.

(На доске буквы: г у р щ д ц )

Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

Эта буква обозначает гласный звук.

Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

- Какая орфограмма в этом слове?

Парная согласная в корне слова.

Проверка друг - нет друга.

- Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?

- В толковом словаре.

Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

Друг- это человек, к которому испытываешь симпатию.

Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг».

- Какие пословицы вы знаете о дружбе?

(на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы ).

Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Старый друг лучше новых двух.

(пословица на отдельных карточках, собираем её на доске, записывают дети в тетрадь).

III .Постановка проблемы урока.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению . (запишите их в тетрадь возле слова друг)

Приятель, товарищ.

- Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего у этих слов?)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное.

Как такие слова называются …(синонимы.)

Слова близкие по значению.

синонимы .

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте).

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг ,

А деревьям друг .

- Что общего у этих слов?

- Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д.

- Такие слова называются …(антонимы.)

Слова, противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы .

IV .Формирование темы и цели урока.

-Сформулируйте тема урока?

- Слова синонимы и антонимы.

-Какая цель нашего урока?

Научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Работа с учебником: с.42 правило читаем.

После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры.

V .Открытия нового знания.

По вариантам выполняем задание:

I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть)

II – вариант подбирает синоним к слову

грустить (печалиться) . Записываем в тетрадь.

Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания .

-Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь?

Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные.

Существительные, прилагательные, глаголы.

Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д.

VI .Физминутка.

Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним):

1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат).

2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся.

VII .Закрепление учебного материала.

Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет.

-Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов.

Закрепление.

Учебник стр. 44 упр. 73.

2 первых предложения записывают мальчики;

2 следующих предложений записывают девочки.

Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке.

Проверяем правильность выполнения задания с доской.

- Какой ещё мы можем сделать вывод?

Есть более точные синонимы.

-Все справились с заданием, покажите мне знаком?

Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания.

Самостоятельная работа.

С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами. (Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске)

- Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

- Замените.

Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-».

- Для каких целей мы применяем в речи синонимы и антонимы?

Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Синонимы и антонимы.

- Какую задачу мы перед собой ставили?

Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.

- Научились?

Какое сейчас время года в природе?

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили:

у кого все «+», поднимите красный листочек.

у кого есть «+» и «-» , поднимите желтый листочек.

у кого одни «-», поднимите зеленый листочек.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

IX .Домашнее задание.

Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72.

Лексические синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию. Могут обозначать одно и то же, но чаще всего они отличаются друг от друга оттенками значения: красный, багровый, алый; подражать копировать, имитировать.

Синонимы появляются: 1) в результате проникновения близких или одинаковых по смыслу с русскими заимствованных слов: введение - преамбула; проводник – экскурсовод, гид. 2) в результате называния по-разному одного и того же в разных стилях речи: есть – жрать; болтун – балаболка. 3) в результате иной эмоциональной оценки предмета, явления и т.д.: жестокий – свирепый, бессердечный, безжалостный. 4) в результате желания смягчить обозначение какого-либо понятия: толстый – полный и т.д.

Синонимы делятся на семантические, стилистические, семантико-стилистические. Семантические синонимы отличаются оттенками значения: дом, дворец, лачуга и т.д. Стилистические обозначают одно и то же, но употребляются в различных стилях речи: очи глаза, зенки и т.д. Семантико-стилистические совмещают в себе оба вышеуказанных признака: одеваться – выряжаться и т.д. Синонимы, не отличающиеся друг от друга ни одним из перечисленных признаков, называются абсолютными (или полными): языкознание – лингвистика, крохотный – крошечный. Синонимы объединяются в синонимический ряд. Слово, которое наиболее полно выражает понятие, общее для всех слов синонимического ряда, называется доминантой. Доминанта открывает синонимический ряд и является, как правило, общеупотребительным словом: боязливый – пугливый, робкий, несмелый, трусливый и т.д.

Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению: высокий – низкий, далеко – близко. Антонимы бывают однокорневыми и разнокорневыми: приехать – уехать, красивый – некрасивый; щедрый – скупой, здоровы – больной.

Употребление антонимов в речи помогает более четко и образно выразить мысль, создать контраст, выявить противоречивость описываемого явления и т.д.

Еще по теме СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.:

  1. ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
  2. Синонимы, типы синонимов. Коммуникативно-стилистическая роль синонимов. Причины ошибок при употреблении синонимов. Словари синонимов.