Змеиный день когда-нибудь отмечали? День Скипера Змея (Змеиный день).

В древнейшие времена этот день 22 июня считался недобрым. В календаре наших предков эта дата значилась как день Скипера-Змея или змеиный день. В легенде о нем говорится, что после рождения Перуна – бога князей и воинов, отвечающего за государственные устои и дающего победу в битвах, на Землю Русскую пришел Скипер-Змей со своим воинством, похитил младого Перуна и спрятал его в глубокий погреб, напустив на него мистический сон.

Перун стоит на защите мира Богов и людей, он каратель зла, ведущего к погибели этих миров. В древности, в своих деяниях князья старались уподобится Перуну. Потому то в разные времена и в разных славянских землях был утвержден ему различный княжеский культ. На случайно, такие слова как «первый», «им-ператор», «им-перия» - созвучны имени Перун. Поэтому согласно легенде, когда силы этого Бога были нейтрализованы Скипером-Змеем, на землю русичей пришла беда (со всех сторон полезли вороги).
С тех пор этот день на Руси не очень любили и часто именно на него приходились посягательства врагов. Считалось, что в этот день можно было услышать, как стонет «Мать Сыра Земля», если припасть к ней ухом, а в полях увидеть мышиные и волчьи стаи, кружащих воронов, знамения смерти и бед.

Люди, оставшись без своего главного защитника от темных сил, обратились к светлым Богам с просьбой разыскать Перуна и пробудить его от мистического сна. После долгих поисков Велес – бог дикой природы, Хорс – бог Солнца и Стрибог – бог ветра и непогоды, смогли найти и разбудить Перуна.

Время этого деяния, согласно приданиям, пришлось как раз на весну, и Перун о своем пробуждении известил людей первой грозой (отсюда понятна и наша любовь к грозе в начале мая), и с тех пор люди радостным звоном и криком каждую весну приглашают его пролить на землю дающую жизнь влагу.

В народном представлении сохранилось и такое имя бога как Перун-Громобой, бог грома и молнии. Он видится как высокий, осанистый мужxbyf с черными волосами и длинной золотой бородой. Просыпаясь весной, он разъезжает по небу на колеснице с острыми молниями и радугой в руках. Он же раскалывает молотом землю и небо, разрушает колдовское Кощеево царство, наказывает Скипер-змея.

Об этих событиях очень красиво и поэтично рассказано в песнях птицы Гамаюн.

Православные 22 июня празднуют День Исаакия, в народном календаре - день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «проклятые места», так называемые «змеиные горки».

Змея вызывала во все времена у людей трепет, страх, ужас и отвращение. Люди очень боялись змей, но в тоже время и обожествляли их, поклонялись им и использовали их дар для исцеления. Культ змеи был широко распространенным в древнем мире.

Змея - это знание, сила, коварство, утонченность, хитрость, тьма, зло и порча, а также Искуситель.

В народном воображении змея, как правило, является живым олицетворением всего нечистого, всего злого, лукавого, вредоносного. «Змея умирает, а все зелье хватает!» - отзывается народ наш о злых, жадных до неправедной наживы людях; «Сколько змею ни держать, а беды от нее ждать!» - о лукавых; «Выкормил змейку на свою шейку!», «Отогрел змею за пазухой!» - о черной неблагодарности.

Суеверные люди приписывали змеям силу чар в различных случаях жизни Так по народным поверьям, «луговая» змея может исцелить даже смертельно больного человека.

В народных преданиях упоминаются и добрые змеи. Это и уральский Великий Полоз, и некая змея-деньгоносица, которая помогает разбогатеть тем, кого любит, и дворовая змея, в которую воплощается домовой или дворовой - дух-охранитель дома. Белая змея, главная над ними всеми (ее еще называют змея Скарапея) может научить человека постижению тайн природы, а убивший ее начинает понимать язык птиц и зверей.

Встреча со змеей - предзнаменование каких-то необыкновенных событий. Увидеть змею, ползущую со двора, - к беде, во двор - к радости. Встреченную на улице, во дворе или в доме змею убивать нельзя, потому что это домовой принял ее образ, а потом может отомстить: пожар наслать или уморить кого-нибудь из домашних.

У змей есть свои праздники, и в эти дни они очень опасны. Так, на Исаакия (22 июня) все они ползут праздновать свои змеиные свадьбы. Боже упаси человеку встать на пути их поезда - живым не уйдет. В этот день в лес лучше вовсе не ходить. Точно так же как и на Вознесенье (27 сентября), когда все змеи скрываются под землёй.

Поверья о змеях, легенды и мифы наделены порой совсем уж фантастическими вещами, которые современному человеку покажутся сказочным вымыслом. Но в древние времена люди верили змее, поклонялись ей, хоть и страшились встрече с нею. Благодаря древним рецептам сегодняшний мир может пользоваться во благо змеиным ядом, жиром, которые нашли своё место среди аптечных полок в ряде лекарственных препаратов.

Бояться змей не нужно, просто нужно с осторожностью подходить к возможной встрече с ними. Давайте не будем причинять вред братьям нашим меньшим, вспомним о старых поверьях. Природа не может творить чудовищ, это уже человеческая прерогатива наделять творения Природы разными ужасными свойствами. Поэтому, давайте будем по возможности охранять и сохранять природу и её обитателей, не нарушать гармонии, а поддерживать её.

Советы по проведению праздника: В этот день можно познакомить детей с некоторыми интересными фактами про змей. Предложить им отгадать загадки об этих рептилиях и конечно же выполнить поделки на змеиную тематику.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой,

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка.

Брать её опасно –

Укусит. Ясно?

Длинное, а не нитка,

Зла, а не ведьма,

Черна, а не ворон.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Проходи, кто очень смел

Из куста шипуля,
За ногу тяпуля.

У меня такая сила,

Что в воде, на берегу

Я любого крокодила

Победить легко могу. (Удав)

Злее прочих змей бываю,

Но при встречи в рост стою,

Тут же шею раздуваю,

Знак “Опасность!” подаю. (Кобра)

Это кто там лентой черной

К ручейку скользнул проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко,

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны. (Уж)

Несколько интересных фактах о змеях


  • В Мексике дети играют не только с котятами и щенками, но и со змеями. Там водится травоядная змея, тело которой покрыто густой шерстью. Мексиканцы называют это – необычное мохнатое существо «домашней» змеей.

  • Во Вьетнаме домашними животными считаются питоны. Змей содержат в больших железных клетках, так как длина их тела достигает одиннадцати метров. Питонов разводят как овец, коров, свиней. Из красивой змеиной кожи делают сувениры, шьют обувь и сумки. Из жира и костей приготавливают различные лекарства.
  • Ядовитых змей используют в качестве сторожей там, где оказывается бесполезной электронная система. Так решили в Стокгольмском зоопарке, где воры похитили несколько редких животных. Индийские королевские коб-ры, выпущенные в помещение с электронной системой, полностью обезопасили сон как обслуживающего персо-нала, так и животных зоопарка.
  • В азиатских странах можно встретить летающих змей. Они могут взбираться на верхушки деревьев и оттуда парить вниз, расправляя рёбра в стороны и превращаясь в подобие плоской ленты. Некоторые особи могут покрывать таким образом расстояния до 100 метров.
  • Африканская яичная змея уникальна тем, что может питаться исключительно яйцами птиц, диаметр которых может значительно превосходить размеры самой змеи. Удаётся ей это благодаря очень подвижным соединениям костей черепа, малоразвитым зубам и особым отросткам шейных позвонков. Именно благодаря им змея вскрывает скорлупу, проглатывая жидкость и выплёвывая затем остатки скорлупы.

Няня-змея

Знаете ли вы, что услугами нянек пользуются не только люди, но и, например, совы? В качестве этих самых нянек североамериканские совки используют… узкоротых змей.

Это очень маленькие змейки, которые обитают под землей, но совы выуживают их из-под земли и заботливо перекладывают в свои гнезда.

Там совы подкармливают змей личинками жуков и других насекомых, которыми те питаются, а змеи видимо в благодарность охраняют гнезда и птенцов от всех охотников ими поживиться. Ведь несмотря на то, что узкоротая змея очень маленькая, она все-таки змея!

Ученые обнаружили таких нянек чуть ли не в каждом пятом гнезде североамериканских совок. Причем, как удалось выяснить, птенцы в таких гнездах мало того, что имеют гораздо больше шансов выжить, чем их сверстники без няни, так они еще и развиваются гораздо быстрее. Вот такая вот няня-змея!

Змеиный праздник отмечается 12 июня 2019 года (по старому стилю - 30 мая). По церковному календарю это дата почтения памяти преподобного Исаакия Далматского, игумена.

Считается, что в этот день пресмыкающиеся устраивают свадьбы. Отсюда и пошло народное название дня «змеиный праздник».

История

Исаакий жил в IV веке. Он был монахом-отшельником. Обитал недалеко от города Константинополя. В то время римский правитель Флавий Юлий Валент был поборником арианской ереси, всячески ее распространял и поддерживал единомышленников. Христианские храмы, в которых проповедовали иное, по его приказу закрывали, переделывали в конюшни или совсем разрушали. Служителей и прихожан преследовали.

Глядя на подобные бесчинства, Исаакий не выдержал и пришел в город поддержать своих братьев и сестер, открыть глаза правителю на его заблуждения. В то же время к городу приближалась армия царя Феодосия, который уже полонил Фракию. Когда войско было готово выступить навстречу противнику, Исаакий трижды останавливал правителя и предупреждал, что если тот не откроет храмы, не миновать ему поражения и гибели от огня.

Вскоре до Константинополя долетело известие, что побежденный Валент бежал, был найден в сарае и сожжен. Так свершилось предсказание благочестивого монаха. В его честь новый правитель приказал построить обитель, а Исаакия назначить игуменом. После долгих праведных лет святой в 383 году с миром отошел к Господу, а монастырь назвали Далматским - по имени его преемника.

Традиции и обряды

«На Исаакия выползает гад всякий» - так говорят взрослые, предупреждая молодых не ходить в этот день ни в лес, ни в поле с высокой травой. В змеиный праздник чешуйчатые становятся особенно злыми и могут напасть без всякой причины. Если укусит гад, то вылечить не сможет ни один целитель. Тот, кому необходимо идти через лес или поле, должен обязательно прикрепить к нательному кресту марьин корень, а в обувь положить цветок вероники.

12 июня - идеальный день для посадки бобовых культур. Перед посевом их вымачивают в «озимой» воде - талом снеге, который собирают в оврагах в марте. Когда сажают бобовые, приговаривают особые слова на хороший урожай.

Приметы

Утром трава без росы - вечером будет дождь.

На рассвете и закате солнце чистое, бледно-розового или золотистого цвета, значит, ближайшие дни будут погожими.

Крик совы предвещает холодные дни.


После рождения Перуна на Землю Русскую пришел Скипер-Змей. Он закопал младенца Перуна в глубокий погреб, напустив на него мистический сон и унес в Навь его сестер. Три сестры Перуна – Богиня Любви Леля, Богиня Жизни Жива, Богиня Смерти Марена – оказались в заточении у страшного чудовища, Змея Скипера.

Веды Перуна говорят нам: «То не пыль в поле распыляется, Не туманы с моря поднимаются, То с восточной земли, со высоких гор Выбегало стадо звериное, Что звериное стадо - змеиное. Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь!»

Люди, оставшись без своего главного защитника от темных сил, обратились к светлым Богам с просьбой разыскать Перуна и пробудить его от мистического сна. После долгих поисков Велес – бог дикой природы, Хорс – бог Солнца и Стрибог – бог ветра и непогоды, смогли найти и разбудить Перуна.

Время этого деяния, согласно приданиям, пришлось как раз на весну, и Перун о своем пробуждении известил людей первой грозой (отсюда понятна и наша любовь к грозе в начале мая), и с тех пор люди радостным звоном и криком каждую весну приглашают его пролить на землю дающую жизнь влагу.

В народном представлении сохранилось и такое имя бога как Перун-Громобой, бог грома и молнии. Он видится как высокий, осанистый мужчина с черными волосами и длинной золотой бородой. Просыпаясь весной, он разъезжает по небу на колеснице с острыми молниями и радугой в руках. Он же раскалывает молотом землю и небо, разрушает колдовское Кощеево царство, наказывает Скипер-змея.

И в эти дни, когда на землю Русскую идет Скипер-зверь со своим воинством, многие видят блуждающих призраков, знамения смерти и бед. Неожиданно на полях появляются мышиные стаи и волчьи ватаги, налетают тучи воронья. А если склонить ухо к земле, то слышно, как Мать Сыра Земля стонет. А иным видится, что по озимому полю огонь пробегает.

Навь особенно сильна, и потому на Руси в эти дни ждали вражеских нашествий. В истории есть тому подтверждения: Отечественная война 1812 года (19 июня), и Великая Отечественная война 1941 года (22 июня) начались близ дня Скипера-Змея.

Сказания о Перуне и Скипере пели в этот день волхвы в ведических храмах и призывали верующих на реки и озера совершать священные омовения, дабы очиститься от грехов.

В православии этот день празднуется как День Исаакия, в народном календаре - день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «проклятые места», так называемые «змеиные горки».

Змея вызывала во все времена у людей трепет, страх, ужас и отвращение. Люди очень боялись змей, но в тоже время и обожествляли их, поклонялись им и использовали их дар для исцеления. Культ змеи был широко распространенным в древнем мире. Змея - это знание, сила, коварство, утонченность, хитрость, тьма, зло и порча, а также Искуситель.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): День Скипера Змея (Змеиный день)
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www..html

1.22 ИЮНЯ - ДЕНЬ СКИПЕРА-ЗМЕЯ(ЗМЕИНЫЙ ДЕНЬ). "Змеиный день"Скипер-Змей пришел однажды на русскую землю и похитил Перуна сразу после рождения младенца,его сестер:налетел черным облаком.Перуна он запер в погребе,а сестер унес далеко от родной земли в царство Нави.Три сестры Перуна – Богиня Любви Леля,Богиня Жизни Жива,Богиня Смерти Марена оказались в заточении у страшного чудовища.- Но Змей был побежден;Перуна(много позже,когда Бог Перун окреп и возмужал)освободили Хорс, Велес,Стрибог:"То не пыль в поле распыляется,не туманы с моря поднимаются,то с вост.земли,со высоких гор выбегало стадо звериное,змеиное.Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь!" Скипера Змея означает начало проведения змеиных свадеб для продолжения и умножения своего змеиного потомства.Змеиные "поезда" ползут на "змеиныю горки" и в "проклятые места",которые есть на Руси и поныне.После долгой и тяжелой битвы Перун смог победить своего заклятого врага.22 июня,в день Скипера Змея,многие люди видят,как на Русскую Землю надвигается черное змеиное воинство. Людям являются знамения смерти и предвестники страшных бед.Перед глазами орды блуждающих призраков.На хлебные поля внезапно нападают мышиные стаи и тучи черного воронья.Если приложить ухо к земле,то можно явственно услышать,как Мать Сыра Земля плачет и стонет.Навь становится особенно сильной,и именно поэтому воины Земли Русской в эти дни всегда готовятся к отражению вражеских нашествий."(стат."22 июня - День Скипера-Змея(Змеиный день)",частный блог,2013)

"По поверию,в этот день можно слышать,как стонет земля,если приложить к ней ухо.Это Скипер идет со своими воинами.А ещё в этот день по полю бегают мышиные стаи и волчьи ватаги,которые можно увидеть.Ну а в небе кружат вороны.Этот день недобрый.В этот день на земле русской ждут врага.Вспомните историю;вы удивитесь странному совпадению: Отечественная война 1812 г.и Великая Отечеств.война 1941 г. начались почти в день Скипера-Змея.Так что давайте не будем злить Скипера-Змея, чтоб не привлечь беду.ПОЧИТАЕМ ЧЕТУ ЗМЕИНУЮ,ЦАРЯ ЗМЕИНОГО И ЦАПРИЦУ ЗМЕИХУ,УЖА И УЖИХУ,СПЕРИПИЮ И СКОРОПЕЯ.ЗМЕИНЫЙ ДЕНЬ,ДЕНЬ ЗМЕИНЫХ СВАДЕБ."(стат."22 июня - День Скипера-Змея(Змеиный день)",частный блог,2013)

"В народ.представлениях змея ассоциировалась со стихиями и природн.явлениями:с водой,грозой или ветром-ураганом.У южн.славян широко распространены рассказы о крылатых змеях,обитающих в озерах.Вода из источника,где живет змея,считалась целебной.Украинск.поверья отождествляют со змеей ветер,связывают появление вихря и бури со змеей,у которой выросли крылья.Наши предки верили в Царя или Царицу Змеиную.Отличить Владыку можно по знаку на голове:короне с драгоц.камнем,серьгам, перстню.На голове может быть звезда,рога или петушиный гребень.Ее(Его)отличает так же белый цвет,усы и золотая голова.В старину верили и почитали змеиную Чету, Царя Змеиного(Ужа),который был покровителем,защитником и Царицу Змеицу,которая и ревнива и навредить может.Змеица любит всякие длинные вещи: нитины,верёвки,бусы, волосы,ветки,палки,веретено и охотно обращается в любой из них,если посмотришь прямо на нее.Люба ей и пастушья свирель.Так же обратиться может она в прекрасную гибкую девушку(сербская легенда о происхождении носатой гадюки из девушки Марии; в рус.поговорке: "Злая жена - та же змея").Царь же Змеиный носит на себе алмазный или золотой венец или золотые рожки.Кожа его блистает на свету.Часто во снах незамужняя девушка может увидеть в качестве мужа,жениха,поклонника,в сказочном образе царевича-змея."(стат."22 июня - День Скипера-Змея(Змеиный день)",частный блог,2013)
Волха:

"Нечистая,"дьявольская" природа змеи обусловлена библейско-христ.взглядом на нее как на воплощение нечистой силы.Белорусы-полешуки считали,что змеи произошли от ангела,сброшенного Богом с небес на землю;змее стали приписывать злые демонич. черты. Болгарская сказка:каждую 1 тыс.лет новый царь сменяет предыдущего.Змеи на "общем собрании" выбирают старшего над собой,шипя и дуя ему на голову,пока на ней не образуется корона.В определенные дни года змеиный царь собирает всех своих подданных,дает им различные указания,выслушивает рассказ каждого о том,как он провел прошедший год.В христ.времена народ рассказывал легенду о том,как бог благословил ужа за то,что он заткнул своей головой дырку,прогрызенную в Ноевом ковчеге мышкой,и даровал ему за то золотой венец,в память о котором остались желтые пятнышки на его голове.А еще верили,что во время грозы Илья-громовник (Перун –громовержец)убивает своей молнией всякую нечистую силу,кроме той,что успевает превратиться в божьих избранников,ужа(или пчелу)- становится на службу к Змеиному Царю."(стат."22 июня - День Скипера-Змея(Змеиный день)",частный блог,2013)
Волха:

"В древние времена Ужа почитали как Змеиного Царя,способного исцелить,оберечь от болезней,спасти от смерти и гибели,а так же даровать достаток в дом.В старых книгах так описывали капище Змеиное: "Статуя его изображалась в виде громадного ужа с открытой пастью,из которой торчал серебряный язык,и в храмах на нем было навешано столько жертв,что под ними исчезала не только его кожа,но и все формы ужа,а у подножия его еще лежали горы даров,которыми покупали у него здоровье и простолюдины,и князья". Змеиного Царя почитали бессмертным,потому что уж(как и все змеи)ежегодно обновляет кожу,его описывали как змею с кожей чудесной красоты и алмазным венчиком на голове.К чудодейств.змеиным предметам относили змеиный камень(змеевик),золотое яблоко,перстень,корона,гребень на голове и рожки. Обладание этими предметами дает человеку счастье,исполнение желаний,королевскую власть и военные победы,возможность вытягивать змеиный яд из раны,защиту от болезней,богатство,прибыль в хозяйстве,неистощимые запасы зерна,способность видеть клады,лечить людей,понимать язык животных.Последнюю способность человек приобретает,отведав змеиной ухи."(стат."22 июня - День Скипера-Змея(Змеиный день)",частный блог,2013)

"При встрече с ужом в лесу следует положить на дороге красный платок или кушак. Завидев красный цвет,уж сбрасывает свои золотые рожки,и кто сумеет захватить их, тому будут доступны все клады.Рассказывают еще,что золотые рожки Царя надобно закопать под двумя молодыми,еще нераспустившимися дубами.Тогда один дуб засохнет, а другой покроется зеленью.И тогда владельцу волшебных рожек становилось понятно какой рог несчастливый,мертвящий,а какой -счастливый,оживляющий.Одним врагов повергали,другим исцеляли.Змеи могли указывать людям охраняемые ими клады,а сам клад мог обращаться в змей.Увидев клубок змей,человек должен бросить в них что-нибудь металлическое,и если он понравится Змеиному царю,то тотчас услышит звон денег,а змеи превратятся в гору золота."(стат."22 июня - День Скипера-Змея (Змеиный день)",частный блог,2013)

"В народных воззрениях Ужиный царь обладал силой несметной,ему подчинялись всякие змеи,он мог отогнать любую ядовитую змею.В старину считалось,что в доме непременно должны жить уж либо ящерица - для прибытку великого.Убивать ужа было под запретом,если убить ужа или ящерицу,то можно навлечь на себя беду,ибо они безобидны,но если разорить гнездовище ужа,он отомстит.Считалось также,что Змеиный царь обладает несметным войском,если станут его преследовать,уж свистит - и тогда на защиту его мчатся сонмы ужей и змей,тут горе обидчику! У славян бытовали поверья о живучести змеи: разрубленные ее части способны срастаться,ее могли оживить другие змеи с помощью особого змеиного камня,корня или травы.Украинцы верили,что у змеи,съевшей цыпленка,вырастают ноги.Особые волшебные свойства приписывались и змеям,которых считали слепыми.Южнославянские поверья повествуют о том,что медянка получает зрение раз в году в ночь на Ивана Купалу,тогда она может пробить человека насквозь,как стрела."(стат."22 июня - День Скипера-Змея(Змеиный день)",частный блог,2013)

"Знахари использовали рковый выползень(кожу после линьки)как средство против лихорадки: ее навязывали или пришивали к нательному кресту.Жир ужа употребляли для лечения некоторых болезней,например запоев.От укуса змеи лечили,прикладывая к больному месту разные средства с целью охладить-загасить жжение,нейтрализовать змеиный "укол",вытянуть яд или остановить его действие.Для этого прикладывали хлеб,на котором тупой стороной ножа был нарисован крест,чеснок,лягушек,кислое молоко,сырую картошку,землю.Части тела змеи(голова,хвост и особенно слинявшая кожа),а также ее кровь и яд знахари применяли для лечения опухолей,лихорадки, запоев и даже для роста волос."(стат."22 июня - День Скипера-Змея(Змеиный день)", частный блог,2013)

"Мы в этот день почитем всех Змеиных Царей и все воинство их.Ведьмы могут испросить мудрости у Земиных Князей,оставив закупы у змеиных горок.Хорошо в этот день творить обереги от злой силы,болезней,укусов змей;для того делаются обереги со змеиным зубом.Сильны в этот день и земиные проклятия,особенно сильны порчи на выползки,так же заклятия со змеиным языком.Делаем откупы Царю от порчи с выползками,чистим от трясовиц,делаем обряды на красоту."(стат."22 июня - День Скипера-Змея(Змеиный день)",частный блог,2013)

"ПОЧЕМУ ЕЛЬ ПЛАЧЕТ(сказ).Жила-была девушка,пошла она как-то раз в лес по ягоды да провалилась в болото.Стала тонуть,думала смерть ее пришла,но наползли со всех сторон десятки ужей и вытянули ее из трясины."Как мне отблагодарить вас? - спросила она.- Я для этого на всё готова! Клянусь,всё сделаю,чего вы только не пожелаете." "Если на все,- сказал самый большой уж,- то выходи за меня замуж.Я царь всех ужей."Испугалась девушка,но слово не воробей,вылетит - не поймаешь,а клятвопреступников,как известно,карают боги.Она согласилась и в назначенный день пришла к болоту в самом своем нарядном платье,обливаясь горючими слезами.УЖ вылез из болота и пополз вокруг ели,велев девушке идти за ним.И пошли они,словно жених с невестой вокруг алтаря,а когда совершили 3 круга,уж вдруг обернулся красавцем молодцем,да таким,что у девушки мгновенно высохли слезы и чуть сердце из груди не выскочило от радости.Так и зажили они вдвоем в лесу,и не было в мире никого счастливее.Однако люди злы и завистливы.Прознали братья девушки о ее муже и страшно разъярились.Они-то намеревались выдать сестру за богатого соседа,который обещал за это купить им 2 добрых коней и каждого наградить увесистым кошелем с золотом."Убьем мы ужа,тогда сестра домой воротится",- порешили между собой.Да так и сделали.Но они и знать не знали,как сильно сестра полюбила своего мужа.Увидав его мертвым,она обезумела и бросилась бежать куда глаза глядят.Увидела на пути ту самую ель,вкруг которой венчалась со своим возлюбленным,припала к ней и стала молить лесных богов спасти ее от братьев.В тот же миг волосы ее вплелись в иглы, руки свились с ветвями,тело слилось со стволом ели,а душа сделалась душой дерева.
Так и не нашли ее братья,пришлось им уйти из лесу ни с чем.С тех пор она так и стоит на опушке леса,и слезы порою сочатся сквозь кору как янтарная смола.Чья добыча.А когда разражается гроза,ель глухо стонет и плачет,беспрестанно горюя по своему милому,царю всех ужей."(стат."22 июня - День Скипера-Змея(Змеиный день)", частный блог,2013)

2.А ПРАЗДНИК ЛИ? "Такой вот странный и загадочный праздник,пришедший в наше время из глубин веков.Но все же если верить ведам,то даже тогда,в древнее время Перуну с союзниками удалось победить Змея.А волхвы призывают к осторожности и уважению.Издревле люди боялись змей,пресмыкающиеся вызывали ужас,отвращение.Их странная окраска,жуткий взгляд,ядовитый укус и зловещее шипение – чем не набор для темного существа? Но вместе с этим люди поклонялись змеям,считая символом коварства,утонченности,хитрости."(стат."Праздник 22 июня – Змеиный день", ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН,2017)

3.ПРАВОСЛАВНЫЕ. "День Скипера Змея.Православные 22 июня празднуют День Исаакия, в народ.календаре - день змеиных свадеб.Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу.Во многих насел.пунктах до сих пор остались "проклятые места",так называемые "змеиные горки".В древнейшие времена день 22 июня считался недобрым.Перун стоит на защите мира Богов и людей,он каратель зла, ведущего к погибели миров.В своих деяниях князья старались уподобится Перуну;был утвержден ему различный княжеский культ.Слова "первый", "им-ператор","им-перия" созвучны имени Перун.Перун раскалывает молотом землю и небо,разрушает колдовское Кощеево царство,наказывает Скипер-змея:рассказано в песнях птицы Гамаюн."

"В народном воображении змея,как правило,является живым олицетворением всего нечистого,злого,лукавого,вредоносного."Змея умирает,а все зелье хватает!" - отзывается народ наш о злых,жадных до неправедной наживы людях; "Сколько змею ни держать,а беды от нее ждать!" - о лукавых; "Выкормил змейку на свою шейку!", "Отогрел змею за пазухой!" - о черной неблагодарности.В народных преданиях упоминаются и добрые змеи:уральский Великий Полоз;змея-деньгоносица,которая помогает разбогатеть тем,кого любит;дворовая змея,в которую воплощается домовой или дворовой - дух-охранитель дома;Белая змея,гл.над ними всеми(змея Скарапея)- может научить человека постижению тайн природы,а убивший ее начинает понимать язык птиц и зверей."(стат."Змеиный День",Страна мастеров,2012)

"Встреча со змеей - предзнаменование каких-то необыкнов.событий.Увидеть змею, ползущую со двора,- к беде,во двор - к радости.Встреченную на улице,во дворе или в доме змею убивать нельзя,потому что это домовой принял ее образ,а потом может отомстить: пожар наслать или уморить кого-нибудь из домашних.У змей есть свои праздники,и в эти дни они очень опасны.Так,на Исаакия(22 июня)все они ползут праздновать свои змеиные свадьбы.Боже упаси человеку встать на пути их поезда - живым не уйдет.В этот день в лес лучше вовсе не ходить.Точно так же как и на Вознесенье(27 сент.),когда все змеи скрываются под землёй."(стат."Змеиный День",Страна мастеров,2012)

"Поверья о змеях,легенды и мифы наделены порой совсем уж фантастич.вещами, которые соврем.человеку покажутся сказочным вымыслом.Но в древние времена люди верили змее,поклонялись ей,хоть и страшились встрече с нею.Благодаря древним рецептам соврем.мир может пользоваться во благо змеиным ядом,жиром,которые нашли своё место среди аптечных полок в ряде лекарств.препаратов.Бояться змей не нужно, просто нужно с осторожностью подходить к возможной встрече с ними.Давайте не будем причинять вред братьям нашим меньшим,вспомним о старых поверьях.Природа не может творить чудовищ,-это уже человеч.прерогатива наделять творения Природы разными ужасными свойствами.Поэтому давайте будем по возможности охранять и сохранять природу и её обитателей,не нарушать гармонии,а поддерживать её."
(стат."Змеиный День",Страна мастеров,2012)

"Советы по проведению праздника: В этот день познакомьте детей с интересными фактами про змей.Предложите им отгадать загадки о рептилиях;выполните поделки на змеиную тематику:

Шелестя,шурша травой,проползает кнут живой,вот он встал и зашипел:подходи,кто очень смел.
Лежит верёвка,шипит,плутовка.Брать её опасно –укусит.Ясно?
Длинное,а не нитка,зла,а не ведьма,черна,а не ворон.(ЗМЕЯ гадюка)
Из куста шипуля,за ногу тяпуля.(ЗМЕЯ) (УДАВ)
У меня такая сила,что в воде,на берегу,я любого крокодила победить легко могу.
Злее прочих змей бываю,но при встречи в рост стою,тут же шею раздуваю,знак "Опасность!" подаю.(Кобра)
Это кто там лентой черной к ручейку скользнул проворно? Сквозь кусты пробрался ловко,а на маленькой головке(все об этом знать должны)пятна желтые видны.(Уж)

"Няня-змея.Знаете ли вы, что услугами нянек пользуются не только люди,но совы? Североамерик. совки используют… узкоротых змей:очень маленькие змейки,обитают под землей,но совы выуживают их из-под земли и заботливо перекладывают в свои гнезда. Там совы подкармливают змей личинками жуков и др.насекомых,которыми те питаются,а змеи видимо в благодарность охраняют гнезда птенцов от охотников ими поживиться.
Ученые обнаружили таких нянек чуть ли не в каждом 5-м гнезде североамерик.совок. Причем птенцы в таких гнездах имеют гораздо больше шансов выжить,развиваются гораздо быстрее.Вот такая вот няня-змея!"(стат."Змеиный День",Страна мастеров)

4.12 ИЮНЯ(30 мая по ст.стилю)ИСААКИЙ - ЗМЕЕВИК - ЗМЕИНЫЙ праздник - ЗМЕЁВНИК - ДЕНЬ СКИПЕТРА-ЗМЕЯ - ДЕНЬ ЗМЕИНЫХ СВАДЕБ.

5.08 апреля Змеев день.Ящер.Почитание Велесового потустороннего мира.В этот день просыпаются змеи и все гады,которые выползают погреться на солнце.У славян принято подносить им требы из пищи,почитая таким образом Бога Мудрости и Тайных Знаний - Велеса.Никаких особых обрядовых действие не проводится,читаются славления Велесу."(стат."Апрель - Цветень",ПРЕКРАСАНА,2013)

6. 14 сентября.ЗМЕЕВ ДЕНЬ. "В то время змеи уходят,а земледельч.цикл в основном завершается:змеи символизировали своим появлением-уходом начало и конец землед. периода;были своего рода климатич.часами;помогали вымаливать дождь:любящие молоко змеи могли попросить и небесного молока,которое в виде дождя падает с неба. сказках змеи часто сосут молоко у коров или у облаков.В быту были широко распространены изображения змей(змейки):украшали древние сосуды с водой. Эти божественные змеи символизировали тучи небесные,грозовые,а также вообще мощный разгул стихии;змеи не простые,- многоглавые.Если отсечешь одну голову, на ее месте вырастает новая.И она пускает огненные языки(то есть молнии);они - свита Перуна Громовержца.Широко известен Змей-Горыныч - сын горы небесной,то есть тучи. Эти змеи похищают красавиц.Они могут похитить луну,звезды и даже Солнце.Они могут моментально превращаться в девушку или юношу.Связано это с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы.Имеются у змеи и другие функции.Они являются хранителями несметных кладов,а также целебных трав,живой и мертвой воды.Поэтому-то змея является символом врачевания.Естественно,что это родственно и индоевроп. мифологии.Там эту роль выполняют Индра,Донор,Асклепий и Панацея.Змеи были и в услужении богов подземного царства:Вия,Смерти,Мары,Чернобога,Кощея и др.Там они стерегут преисподнюю.Здесь в этом качестве встречаем не только змей,но и Ящера, реже Рыбу.Вообще Ящер достаточно часто встречается в народ.песнях далеких времен. Иногда его просто называют Яша."(стат."Змеев день",ЯЗЫЧЕСТВО,2015)

7.19 августа с 12.00 до 16.00: праздник "ЗМЕЯ МОЯ". "праздник звучит на разных языках мира по-разному: Наг-панчами,Дзёси-но сэкку,Змеев день,но объединяет их одно – почтение к змеям."(стат."День Змей",ЭКЗОТАРИУМ,Тула,2016)

Волха: НАГ - ПАНЧАМИ празднуется в Индии."Люди почитают Нагов,что выражается в храмовых почитаниях Девяти Великих Нагов,а также кормление и омывание змей молоком.В этот день люди посещают храмы и свящ.места,посвященные Нагам и змеям и почитают их;это один из гл.религиозных фестивалей.В Бенгалии,Ассаме и Ориссе, поклоняющиеся молят о благословениях Манаса Деви.В Панджабе,Нагапанчами известен, как Гуга-Навами.Огромное изображение змеи сделанное из теста,которое замешивают из муки и масла взятых со всех домашн.хозяйств и домов.Это изображение помещается в корзину,и проносят вокруг деревни или города с красочной и пышной церемонией,в которой женщины и дети танцуют и поют,зрители осыпают их цветами.Когда процессия достигает гл.площади насел.пункта,все выполняют религиозные обряды,чтобы призвать благословения Нагараджа,после этого изображение из теста предают церемониальному погребению.В Непале,Нагапанчами празднуется поклонением Каркотагу,Васуки и Нагашеша.Это один из древних фестивалей,который упоминается в Пуранах.В Джайнизме и Буддизме змея рассматривается как свящ.существо с божеств.качествами.Кобра накрыла голову Будды и спасла его жизнь,кобра защищала джайна Муни Паршванатха.
На юге Индии змеи представляют собой особую гордость и почитание жителей.Во всех храмах можно видеть мурти Нага,на обочине дороге можно встретить изображение и мурти Нага.Здесь верят:любой вред,нанесённый змеям,вызовет бедствия, страдания. Почитание змей на юге Индии особенно распостранено.Господь Шива носит змею,как украшение и Господь Вишну,покоится на Адишеши,поэтому здесь Его почитают под именем Шешашайана.Нага Панчами также связан с историей о Шри Кришне,вернее Его танце на змее Калинге и благословением Нага:победа Кришны над Калингой.День,
который предшествует Нагапанчами называется Нага Чатуртхи.В этот день женщины принимают особое омовение и одевают влажные одежды,что символизирует непорочность,чистоту и святость,и посещают места обитания змей(норы).Они предлагают в качестве подношения сырое и топленое молоко,приправленное хальди (куркума),кумкумом(красный порошок),чанданом(сандал),рис и цветы.Женщины молят о благополучии,процветании и счастье в доме и семье.Как правило день сопровождается вратом(постом).На Нагапанчами,люди изготавливают изображения змей,использую коровий навоз и размещают их с обеих сторон входа в дом(перед дверью и за дверью),чтобы приветствовать Нагадева.В некоторых семьях есть традиция - содержание серебрянного мурти Нага в молельной комнате и почитании Нага путем омовения молоком и гхи,украшением мурти хальди,кумкумом и цветами.Некоторые люди создают мурти путем смешивания сандалового порошка,хальди,кумкума,кусара(шафран) или покупают глиняные изображение Нага,окрашенное желтым или черным цветом."
(стат.из БЛОГА Свами Саи Баба,2015)

Волха: Дзёси – но сэкку – Праздник первого дня змеи. "В праздничный день в небо поднимаются тысячи воздушных змеев.Их богато украшают.На бумагу,наклеенную на бамбуковую раму,наносят красочные портреты различных героев.С эти обычаем связана одна средневековая история.Жил на свете богач,который с нетерпением ожидал рождение своего наследника.Когда это случилось,он чуть с ума не сошел от радости.И ему тотчас захотелось оповестить всех соседей о счастливом событии.Но соседи жили довольно далеко.Тогда хитрый человек сделал огромного воздушного змея,написал на нем имя родившегося сына и поднял змея в небо…"(стат."Япония Игрушки и праздники",- Н.Рак,2008)

Как сообщают Календарь языческих праздников и Яндекс:))) - 22 июня - день Скипера Змея, царя поздемного царства, своеобразного "альтер-эго" Перуна. Змею удалось пленить ребенка Перуна, опоить его хмельным зельем и спрятать глубоко под землю... Лишь через 30 лет Перун был спасен своими братьями и одолел Змея Скипера.

Об этих событиях очень красиво и поэтично рассказано в песнях птицы Гамаюн:

Четвертый клубок
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как родился Пеpун многомощный. Как на Землю пришел лютый Скипер-зверь, как Пеpуна он в яму закапывал, и как боги Пеpуна спасли потом! - Ничего не скрою, что ведаю...
Как завязано было Макошью, как велел сам Родитель, сам Пращур-Род - появился во чреве у Ладушки сын ее и Свaрога небесного: грозный бог Пеpун - многомощный бог. Стало тесно ему в чреве матери, стал толкаться он, стал проситься на свет. Приговаривала тогда Лада-матушка: - Как с горами сдвигаются горы, реки с реками как стекаются, так сходитеся, мои косточки, не пускайте Пеpуна до времени. Как завязано было Макошью, как велел сам Родитель, сам Пращур-Род, протекли года, протекли века. И пришло урочное время - разрешиться Ладе от бремени, и Пеpуну явиться на белый свет. Приговаривала тогда Лада-матушка: - Как с горами горы расходятся, реки как растекаются с реками - раздвигайтесь так мои косточки! Загремели тогда громы на небе, засверкали тогда в тучах молнии - и явился на свет, словно молния, сам великий Пеpун, многомощный бог. Как родился Пеpун - во весь голос вскричал. И от гласа Пеpуна могучего на Земле горы начали рушиться, зашатались леса, расплескались моря, Мать Сыра Земля всколебалась. Взял тогда Свaрог тяжкий молот свой - тяжкий молот свой, да во сто пудов. Стал Пеpуна баюкать молотом: - Баю-бай, Пеpун могучий! Вырастешь большой - женишься на Диве-додоле! Победишь зверя Скипера! Убаюкал Пеpуна, заснул Пеpун и три года спал беспробудно. Как проснулся - вновь закричал Пеpун, и опять горы начали рушиться и ломаться дубы столетние. Взял тогда Свaрог тяжкий молот свой - тяжкий молот свой, да во двести пудов. Стал Пеpуна баюкать молотом: - Баю-бай, Пеpун могучий! Вырастешь большой - женишься на Диве-додоле! Победишь зверя Скипера! Убаюкал Пеpуна, заснул Пеpун и три года спал беспробудно. Как проснулся он - закричал опять, и опять горы начали рушиться и ломаться дубы столетние. Взял тогда Свaрог снова молот свой - тяжкий молот свой, да во триста пудов. Стал Пеpуна баюкать молотом: - Баю-бай, Пеpун могучий! Вырастешь большой - женишься на Диве-додоле! Победишь зверя Скипера! Убаюкал Пеpуна, заснул Пеpун и три года спал беспробудно. Как проснулся Пеpун, его бог Свaрог сам отнес в небесную кузницу. Он раздул меха и разжег огонь, и призвал на помощь Cварожича. И тогда Свaрог со Cварожичем закалять стали тело перуново. Раскалили его на огне до бела и обхаживать начали молотом. И как только его закалили они, встал Пеpун на ноги булатные и сказал Свaрогу небесному: - Дай мне палицу стопудовую! И коня мне дай, чтоб под стать был мне! Засверкали тогда в тучах молнии, громы на небе загремели.
То не пыль в поле распыляется, не туманы с моря поднимаются, то с восточной земли, со высоких гор выбегало стадо звериное, что звериное стадо - змеиное. Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь, лютый Скипер-зверь - пасть, что в пекло дверь. Как на Скипере шерстка медная, а рога и копыта - булатные. Голова его - велика как гора, руки-ноги - столбы в три обхвата. Он рогами цеплялся за тучи и по своду небесному шаркал. Как бежал Скипер-зверь - Мать Земля колебалась, в море синем вода замутилась, и круты берега зашатались. Как схватил трех сестер лютый Скипер-зверь - Лелю, Живу, Марену в охапочку, и вонзил в них зверь когти острые, и унес с собой в царство темное. А затем покорил весь подсолнечный мир, по Земле стал без спросу разгуливать. Тут увидел он как у реченьки, у того бел горючего камешка тихо-тихо ребенок похаживает и играет булатною палицей, тяжкой палицей - стопудовою! Рядом с ним жеребенок поскакивает, а от скоков его Мать Земля дрожит. То Пеpун, колыбельку оставивши, у горючего камня похаживал, на свирепого Скипера-зверя исподлобия хмуро поглядывал. И сказал тогда лютый Скипер-зверь, и подвыла ему нечисть черная: - Отрекись, Пеpун, от отца своего, поклонись, Пеpун, зверю-Скиперу! И борись, Пеpун, против наших врагов, послужи-ка царству подземному! - Отвечал Пеpун зверю-Скиперу: - Ах злодей, Скипер-зверь, подземельный царь! Я не буду служить черной нечисти, биться против врагов зверя-Скипера! Я служу только Роду-Пращуру, Ладе-матушке богородице и отцу Свaрогу небесному! Осерчал тут злодей лютый Скипер-зверь, повелел мукой мучить Пеpуна он. Стали бить Пеpуна, рубить мечом - только лезвие затупилось, ничего Пеpуну не сделалось. Повелел тогда лютый Скипер-зверь привязать его к камню тяжкому и нести топить в море синее. Но не тонет Пеpун с тяжким камешком, не берет его море синее. Он поверх воды в море плавает - ничего Пеpуну не сделалось. Повелел тогда лютый Скипер-зверь закопать его в Землю-матушку. И тогда слуги верные Скипера стали яму рыть во Земле Сырой - сорока сажен глубиною, поперечины двадцать пять сажен. И сажал тогда лютый Скипер-зверь в яму ту Пеpуна могучего. Закрывал досками железными, запирал запорами тяжкими, задвигал щитами дубовыми. Забивал гвоздями, присыпал песками. Засыпал песками и притаптывал, а притаптывал - приговаривал: - Не бывать Пеpуну на Сырой Земле, не видать Пеpуну света белого, света белого - Солнца Красного!
Триста лет с тех пор миновало, триста лет и еще три года. Спал Пеpун мертвым сном во Земле Сырой. А как триста лет миновало - разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Из под той из под тучи грозной - со громами гремучими и дождями ливучими вылетала могучая птица - птица Матерь Сва - Лада Матушка. И забила она крылами, стала звать Свaрога на помощь: - Ты пошли, Свaрог, сыновей своих, пусть отыщут они братца милого, пусть отыщут Пеpуна грозного! По велению Рода небесного, по хотенью Свaрога-батюшки, поднялись из светлого Ирия, из-за гор высоких Рипейских птица Сирин - - вещунья печальная с птицей явскою Алконостом. И за ними вслед из под облака появилась Стpатим сильнокылая. Подлетели они к зверю-Скиперу. Стали Скипера-зверя расспрашивать: - Ты скажи, Скипер-зверь, где наш брат родной, где Пеpун младой разъясни скорей! - А ваш брат родной в море плавает, в море плавает сизым селезнем! - Не обманывай нас, лютый Скипер-зверь! Его палица - вон у камешка, в море синем нет серых селезней! - А ваш брат родной в чисто полюшко погулять пошел, поиграть пошел! - Не обманывай нас, лютый Скипер-зверь, никого-то нет в чистом полюшке, его конь стоит - вон у камешка! - А ваш брат родной в небо синее полетел Орлом сизой птицею! - Не обманывай нас, лютый Скипер-зверь, не парит Орлом в поднебесье он! И ударились птицы грозные, в Землю-матушку грудью грянулись, обратились они, обернулись в грозных братьев-богов: Сирин в Велеса, Алконост - в Хоpса, в Красное Солнышко, а Стpатим в Стрибога могучего. Все те боги - братья Свaрожичи, все сыны Свaрога небесного. Как увидел их лютый Скипер-зверь, поспешил назад в царство темное - на восток за хребты неприступные. И задумалися Cварожичи: - Видно нет на Земле братца нашего, как найдем мы его во Земле Сырой? Тут сорвался добрый перунов конь с привязи у камня горючего. Побежал по чистому полюшку - вслед за ним Cварожичи двинулись. Прибежал на яму глубокую, стал он ржать, плясать, да копытом мять те посочки и камешки тяжкие. - Видно здесь лежит братец наш Пеpун! И Cварожичи братья скорым-скоро раскопали яму глубокую. Им светил бог Хоpс - Солнце Красное. Бог Стрибог поднял ветры буйные и разнес пески крутожелтые, а щиты разметал вместе с досками Велес мощный бог. И раскрылся тогда в подземелье гроб. В том гробу - Пеpун, спящий мертвым сном. - Как же нам разбудить братца милого, как поднять Пеpуна могучего? Мудрый Велес на ухо коню прошептал - добрый конь из ямушки выскочил, поскакакал по чистому полюшку, и ложился он на горючий песок. Пролетала тут матушка птица Могол с молодыми своими детками. И сказала она, посмотрев на коня: - Вы не трогайте, детушки, в поле коня! Не добыча то - хитрость Велеса! Не послушали детушки птицу Могол, полетели они в чисто полюшко, и садились они на того коня. Тут из ямушки Велес выскочил и схватил за крылышко птенчика. Тут явились братья Cварожичи - не пускают Могола к Велесу, отгоняют его в небо синее. И взмолилась матушка птица Могол: - Отпусти птенца, буйный Велес! - Ты слетай, Могол, ко Рипейский горам за Восточное море широкое! Как во тех горных кряжах Рипейских на горе на той Березани ты отышешь колодец с Сурьей, что обвит дурманящим Хмелем! Принесешь из колодца живой воды - мы отпустим птенца на волю! И привязывали братья Cварожичи бочку птице Могол под крылья, чтоб Могол зачерпнула Сурьи. Поднималась Могол к тучам темным, понеслася быстрее ветра ко Рипейским горам в светлый Ирий сад. Зачерпнула живой водицы на горе на той Березани - принесла ту воду обратно. Прилетела она и сказала: - Вы возьмите живую воду! Отпустите птенца на волю! Отпустили птенца на волю, а водой обмыли Пеpуна. - Выходи, Пеpун, на Сырую Землю! Ты расправь, Пеpун, плечи сильные, разомни скорей ножки резвые! Выходил Пеpун сын Cварожич, и увидел он яркий белый свет. Обогрело его Солнце Красное - кровь его расходилась по жилочкам. Размочило дождями ливучими уста сахарные Пеpуна. Усмехнулся Пеpун и расправил усы - золотые усы, жаром пышущие, и тряхнул бородой серебристою, головой своей златокудрою. И сказал он братьям Cварожичам: - Как я долго спал во Земле Сырой! - Коль не мы, тогда б век тебе здесь спать! - отвечали братья Cварожичи. Поднесли Пеpуну Cварожичи рог глубокий с хмельною Сурьей, принесенной Моголом с Рипейских гор. - Ты испей, Пеpун, не побрезгуй! Выпивал Пеpун тот глубокий рог. - Как, - спросили его, - чуешь силушку? - Возвратилась мне силушка прежняя! Поднесли вновь Пеpуну глубокий рог: - Ты испей, Пеpун, не побрезгуй! Как, Пеpун, теперь себя чувствуешь? - Я теперь чую силу великую - кабы было кольцо во Сырой Зем- ле, повернул бы я всю Вселенную! Меж собой зашептались Cварожичи: - Слишком много Пеpуну подарено сил, он не сможет ходить по Сырой Земле! Мать Земля Пеpуна не вынесет. Поднесли ему снова глубокий рог: - Допивай, - сказали, - напиток. Сколько силы теперь в себе чувствуешь? - Стало силы во мне вполовиночку. - А теперь отправляйся, могучий Пеpун, поезжай скорей к зверю-Скиперу, отомсти ему за обидушки и за раны свои, и за милых сестер! И сверкнула тотчас в туче молния, раскатился по небу гром.

Пятый клубок
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как убил Пеpун зверя-Скипе- ра, как великие подвиги он совершил, и как сестрам своим дал сво- боду он! - Ничего не скрою, что ведаю...
Поезжал Пеpун по Сырой Земле, мимо гор Рипейских и Ирия. Встретил он в горах Ладу-матушку, Мать небесную, богородицу. Поклонилась Пеpуну матушка, поклонилась и стала расспрашивать: - Ты куда, сынок, отправляешься? Держишь путь куда в чистом полюшке? - Государыня, Лада-матушка, Мать небесная, богородица, путь неблизок мой в чистом полюшке. Направляюсь я к зверю-Скиперу, чтоб открыть ему кровь поганую, вынуть сердце его из разверстой груди и забросить его в море синее! Чтоб родных сестер, дочерей твоих, из неволюшки лютой вызволить! ка к Скиперу! По дороженьке прямоезжей птица быстрая не пролетывала, зверь рыскучий давно не прорыскивал, на коне никто не проезживал! Заколодела дорожка, замуравела, горы там с горами сдвигаются, реки с реками там стекаются! И сидит у грязи у черной там, да у той ли речки Смородины люта птица-Грифон во сыром бору. Закричит как Грифон по-звериному, как засвищет Грифон по-змеиному - все травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки отсыпаются, темны лесушки к земле приклоняются, а кто есть живой - все мертвы лежат! - Государыня, Лада-матушка, Мать небесная, богородица! Дай святое мне благословение, отпусти меня к зверю-Скиперу! Отплачу ему дружбу прежнюю, отолью ему кровь горячую! - Поезжай, Пеpун, к зверю-Скиперу, отплати ему дружбу прежнюю и отлей ему кровь горячую! Бил коня Пеpун да по тучным бедрам - рассердился тогда под Перуном конь. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, он озера и реки хвостом устилал, мелки реченьки промеж ног пускал. И подъехал к первой заставе. Там леса с лесами сходились, там коренья с кореньем свивались, там сплетались колючка с колючкою. Не пройти, не проехать Пеpуну! И сказал Пеpун темным лесушкам: - Вы леса - дремучие, темные! Разойдитеся, расступитеся, становитесь лесочки по-старому. Да по-старому все и по-прежнему. Буду вас иначе я бить-ломать и рубить на мелкие щепочки! Все лесочки встали по-старому - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. Наезжал на быстрые реки, реки быстрые и текучие. Там волна с волною сходились, с берегов крутых камни сыпались. Не пройти, не проехать Пеpуну! И сказал Пеpун рекам быстрым: - Ой вы реки, реки текучие! Потеките, реки, по всей Земле, по крутым горам, по широким долам, и по темным лесам дремучим. Там теките, реки, где Род велел! По велению Рода небесного, по хотенью Пеpуна мощного, потекли эти реки, где Род велел, - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. И наехал на горы толкучие: горы там с горами сходились, а сходились и не расходились, там пески с песками ссыпались, и сдвигались каменья с каменьями. Не пройти, не проехать Пеpуну! И сказал Пеpун тем толкучим горам: - Ой, вы горы, горы толкучие! Разойдитеся, расшатнитеся! Ну-ка, станьте, горы, по-старому! А иначе буду вас бить-крошить и копьем на каменья раскалывать! Встали горы на место по старому - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. И подъехал он к грязи черной и ко той ли речке Смородине. Не случилось у речки Смородины ни мосточков, ни перевозчиков. И зачал Пеpун вырывать дубы, и зачал через реченьку мост мостить. Переехал он на ту сторону. Видит он - сидит у Смородины на двенадцати на сырых дубах люта птица Грифон страховитая, под той птицей дубы прогибаются, а в когтях ее рыба дивная чудо-юдище рыба-Кит морской. Зарычал Грифон по-звериному, засвистал Грифон по-змеиному - все травушки-муравы уплетались, все лазоревы цветочки отсыпались, темны лесушки к земле приклонились. Добрый конь под Пеpуном попятился. Не пройти, не проехать Пеpуну! Закричал коню грозный бог Пеpун: - Ах, ты волчья сыть, травяной мешок! Что же ты подо мной спотыкаешься? Аль не слышал крику звериного? Аль не слышал свиста змеиного? Тут снимал Пеpун лук тугой с плеча, натянул тетивочку шелковую - и пустил стрелу позлаченую. Прострелил птице правое крылышко - из гнезда тотчас птица выпала. И сказал Пеpун грозной птице той: - Ой ты, гой еси, люта птица Грифон! Ты лети, Грифон, к морю синему, отпусти Кита в море синее. Пей и ешь, Грифон, ты из синя моря - будешь ты, Грифон, без меня сыта! А иначе, Грифон, птица лютая, я тебя убью - не помилую! Полетел Грифон к морю синему - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. И наехал на стадо свирепое, на звериное стадо - змеиное. Змeи те Пеpуна палят огнем, изо ртов у них пламя жаркое, из ушей у них дым валит столбом. И пасут то стадо три пастыря, три пастыря - да три девицы, три родные сестрицы Пеpуновы: Леля, Жива, Марена - украденные триста лет назад зверем-Скипером. Набрались они духу нечистого, испоганил их лютый Скипер-зверь. Бела кожа у них - как елова кора, на них волос растет - как ковыль-трава. Не пройти, не проехать Перуну! И сказал Пеpун трем сестрицам: - Вы пойдите, сестрицы, к Рипейским горам, вы пойдите к Ирию светлому. Окунитесь в реку молочную и в сметанное чистое озеро, искупайтеся во святых волнах и омойте-ка лица белые. Набрались вы духа нечистого от свирепого зверя-Скипера! И сказал Пеpун стаду лютому, что звериному стаду - змеиному: Поднимайтеся, змеи лютые, ударяйтеся о Сырую Землю, рассыпайтеся вы на мелких змей! А вы, змеи, ползите к болотам, пейте-ешьте вы от Сырой Земли! А вы, лютые звери рыскучие, расступитеся разойдитеся по лесам дремучим и диким, все по два, по три, по единому. Все вы будете без меня сыты! Все случилась так, как Пеpун сказал, - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. Вот приехал он в царство темное, горы там в облака упираются и чертог стоит между черных скал. Наезжал на палаты Скипера - стены тех палат из костей людских, вкруг палат стоит с черепами тын. У дворца ворота железные, алой кровью они повыкрашены и руками людскими подперты. Выступал на него лютый Скипер-зверь, выходил к нему по-звериному, а шипел-свистел по-змеиному. Он шипел: - Я всей подвселенной царь! Как дойду до столба я небесного, ухвачу за колечко булатное, поверну всю землю на синее небо и смешаю земных я с небесными, стану я тогда всей Вселенной царь! Но могучий Пеpун не страшился, наезжал он на зверя-Скипера, и рубил его, и колол копьем. - Это что за чудо-чудесное? Али ты богатырь, аль небесный бог? Родом-Пращуром смерть мне написана, да написана и завязана лишь от сына Свaрога небесного, от Пеpуна сильномогучего! Только тот Пеpун во Сырой Земле, значит быть герою убитому! - Я не чудо-чудное, я не диво-дивное - а я Смерть твоя скропостижная! - отвечал Пеpун зверю-Скиперу. - Только плюну я - утоплю тебя, только дуну - тебя за сто верст отнесет, на ладонь положу и прихлопну другой - от тебя ничего не останется! - Не поймавши Орла - рано перья щипать! Не хвались, Скипер-зверь, поезжая на брань! А хвались, Скипер, с поля съезжаючи! - У меня же есть сабля острая! - зашипел тогда лютый Скипер-зверь. - Отмахну твою буйну голову! - Ай не хвастай ты, лютый Скипер-зверь, у меня же есть острое копье, отворю твою кровь поганую! Замахнулся зверь саблей острою, - по велению Рода небесного во плече рука застоялась, никуда рука не сгибалась, и из рук его сабля падала и изранила зверя-Скипера. Скипер-зверь тут стал уклоняться, приклонился он ко Сырой Земле, стал просить-молить бога грозного: - Я узнал тебя, праведный Пеpун! Ты не делай мне смерть-ту скорую! Смерть-ту скорую, скропостижную! Дай три года мне сроку-времени! Я тебе подарю горы золота! Отвечал ему сильный бог Пеpун: - Я не дам тебе даже трех часов! Твое золото все неправое, оно кровью людскою полито! - Ой ты, праведный, грозный бог Пеpун! Ты не делай мне смерть-ту скорую! Смерть-ту скорую, скропостижную! Дай ты срока мне хоть на три часа! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою! - Я не дам тебе даже трех минут! Твое золото все неправое, твоя силушка - вся бессильная! - Ой ты, праведный, грозный бог Пеpун! Ты не делай мне смерть-ту скорую! Смерть ту скорую, скропостижную! Дай ты срока мне три минуточки! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою, станешь ты царем поднебесной всей! - Я не дам тебе сроку-времени! Твое золото все неправое, твоя силушка вся бессильная, в темном царстве же правит Кривда пусть! Тут пронзил Пеpун зверя-Скипера, отворил ему кровь поганую, из разверстой груди вынул сердце он - далеко метнул в море синее. Высоко поднял зверя-Скипера и ударил его он о Матушку Землю. Мать Сыpа Земля расступилась, поглотила всю кровь поганую, и упал в провал лютый Скипер-зверь. И Пеpун могучий тогда завалил то ущелье горами Кавказскими. Если Скипер-зверь зашевелится под горами-хребтами Кавказскими - Мать Сыра Земля восколеблется. И забрал Пеpун трех родных сестер, и повел он их ко Рипейским горам, и привел к саду Ирию светлому. И сказал он им: - Вы, сестрицы мои! Вы скидайте скорей кожу прежнюю, как кора еловая грубую. Искупайтеся во молочной реке и очистите тело белое. И тогда три родные сестрицы кожу скинули заколдованную и купалися во молочной реке, омывали свое тело белое. Приходил Пеpун к Ладе-матушке, светлой матери, богородице. - Государыня, Лада-матушка, Мать небесная, богородица! Вот тебе три родимые дочери, ну а мне три сестрицы родные! И вернулись так вместе с Лелею - Радость и Любовь легкокрылые Вместе с Живою оживляющей Лето жаркое и Весна. А с красавицею Мареною - Осень хладная и Зима.