Злободневный.

Из книги Самый большой дурак под солнцем. 4646 километров пешком домой автора Рехаге Кристоф

Злоба Телефон звонит, за окном светло, а часы показывают почти одиннадцать. Неужели я действительно так долго проспал? Еще не проснувшись окончательно, я хватаю трубку и узнаю, что через полчаса я должен освободить комнату. В противном случае мне придется платить еще за

Злоба дня

Из книги Мамонты [Книга очерков] автора Рекемчук Александр Евсеевич

Злоба дня Актовый зал киевского Института инженеров гражданской авиации был набит под завязку, ни одного свободного места.Даже зная накал страстей, вызревших к лету девяностого - последнему лету в канун революционных перемен, - я не мог себе представить, что столько

Честная злоба и злоба лживая

Из книги Без зла в себе автора Виилма Лууле

Честная злоба и злоба лживая Всем нам известно, как ведет себя озлобленный человек. Лишь общественное осуждение принуждает его держаться в рамках приличия, обуздывая свой норов. Подавляемая злоба теряет остроту и ясность, ее губительная сила становится медленной и

Злоба дня

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Злоба дня Из Библии (церковно-славянский текст). Евангелие от Матфея (гл. 6, ст. 34): «...Довлеет дневи злоба его».Глагол «довлеет» означает «достаточно», «довольно», слово «злоба» - «забота», «интерес», «задача» и т. д.Стих 34 в переводе на современный русский язык: «Итак не

Злоба

Из книги Душевный свет автора Виилма Лууле

Злоба Независимо от того, злой ли я человек если ко мне относятся плохо, злятся в моем присутствии, я боюсь злых людей, не выношу = ненавижу злых и т. д. - во мне зреет стресс злобы.Наличие злобы притягивает к себе злобу, и злоба растет.I стадия - паническая злоба.1. Страх

Злоба

Из книги Кожные болезни и аллергия автора Виилма Лууле

Злоба

Из книги Женские болезни автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Болезни позвоночника и суставов автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Болезни пищеварительной системы автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Болезни нервной системы автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Главная книга о здоровье автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Большая книга о здоровье автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Язык любви, счастья и понимания автора Виилма Лууле

Злоба У злобы различают следующие стадии развития: Паническая злоба 1. Ее действие хорошо заметно у современных детей, которые, видя родительскую злобу, неудовлетворенность, ссоры и т. д., видя, как уничтожается наивысшая ценность на свете – любовь, пытаются спасти то,

Злоба

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Злоба Отчаяние, вызванное тем, что человека недооценивают и он не имеет возможности помогать родителям, обычно порождает злобу и жестокость. Брюс многократно прибегал к насилию, используя его против других людей и себя самого. Ему было крайне необходимо научиться

Хорошая злоба и плохая злоба

Из книги Оставаться или идти автора Виилма Лууле

Хорошая злоба и плохая злоба Злоба является хитрым стрессом. Например, злоба на конкретного человека хорошо понятна всем. Но злоба на ситуацию, на проблему, на помеху вызывает в душе смятение. Когда я говорю, что и это – злоба, то иной человек впадает в задумчивость. Сам бы

- Варенье отличное, - настаивала Королева.
- Спасибо, но сегодня мне, право, не хочется!
- Сегодня ты бы его все равно не получила, даже если б очень захотела, - ответила Королева. - Правило у меня твердое: варенье на завтра! И только на завтра!
- Но ведь завтра когда-нибудь будет сегодня!
- Нет, никогда! Завтра никогда не бывает сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: "Ну, вот, сейчас, наконец, завтра"?

"Алиса в Зазеркалье"


Из "Психологических комментариев" Мориса Николла.

Работать над собой необходимо сего-дня. Вся жизнь человека - лишь то, что остаётся в момент его смерти - именно в этом смысле надо понимать слова Писаний, что книга жизни человека будет раскрыта после его смерти. Но каждый день из жизни представляет собой краткий конспект, небольшую реплику всей жизни человека. И если человек не работает над данным конкретным днём своей жизни, не изменится и вся его жизнь. Если на словах он хочет изменить свою жизнь, но не работает над этим ежедневно, его работа над собой так и останется чисто воображаемой. Он тешит себя иллюзией, что вот он наконец начнёт работу, но в реальности этот день так никогда и не наступает. Люди всегда хотят начать работу "завтра". Но вы все, наверное, помните поговорку про варенье на завтра. Если человек так говорит, значит он не начнёт работу никогда, поскольку всегда он будет работать "завтра", никогда сего-дня. Иногда в работе это называют болезнью маньяна (mañana - завтра по-испански). Пока человек продолжает говорить "маньяна" - он никогда не изменится.

Для практической работы над собой необходимо прежде всего обозначить пределы самого поля работы - то есть, не мечтать впустую о будущей работе "завтра", по великому случаю, но работать сего-дня - то есть, ограничить практическую работу сегодняшним днём, этим конкретным днём со всеми его событиями, и никогда не думать в терминах "завтра". Начали вы уже наблюдать себя в отношении этого конкретного дня - обычного, постоянно повторяющегося дня, являющегося космически предопре­деленной миниатюрой года и всей жизни? Все вы знаете изречение «Довлеет дневи злоба его» (для каждого дня довольно своей заботы) из Нагорной проповеди Иисуса. Но думали ли вы, что означают эти слова, и учитывали ли контекст, в кото­ром Христос сделал это замечание? Что, например, означает, ко­гда говорится "довольно"? Довольно для чего?

Довольно работы над злом сего-дня. Человек приступает к практической работе над собой только когда начинает заниматься, хоть немного, этим настоящим днём, со всеми его бедами и проблемами. Но он должен, прежде всего, узнать этот день, также как самого себя в отношении к своему дню. За исключением каких-то редких необыкновенных событий, существует вполне конкретный обычный средний день, который постоянно проживает каждый человек. События обычного дня, как вы можете предположить, обладают определённой повторяющейся схожестью для любого из нас. Предположим, что человек не осознаёт этого и никогда не наблюдает себя в связи с типичными событиями среднего дня. Как он тогда может считать себя "работающим на собой", да ещё и надеяться изменить себя? Изменение бытия начинается с изменения наших реакций на фактические инциденты дня. Это начало принятия своей жизни по новому, в реальном и практическом ключе...

Чтобы узнать себя, начните с наблюдения за своим поведением в отношении событий одного из дней вашей жизни...

Обращайте внимание на то, как вы реагируете - то есть, замечайте свои механические реакции на малейшие происходящие события или других людей, отмечайте, что вы при этом говорите, чувствуете, думаете и т.д. Затем попытайтесь увидеть, как вы можете изменить эти реакции. Конечно, если вы уверены, что всегда поступаете сознательно и рационально, никогда не ошибаетесь, ничто никогда в вас не изменится, ибо вы так никогда и не осознаете, что являетесь просто машиной, механическим персонажем, всегда говорящим, чувствующим, думающим и делающим типичные вещи, в соответствии с меняющимися обстоятельствами, вновь и вновь.

Но возможно, за счёт ли некоторой скромности или же самоуничижения, но что ещё лучше, благодаря росту осознания в себе, вы сможете понять, что вы не едины - в смысле полностью сознательной индивидуальности, в любой момент управляющей своей жизнью сознательно - но в какой-то момент вы скромный человек, в следущий - несдержаны, иногда вы благожелательны, а потом превращаетесь в скандальную и любящую позлословить особу, в какой-то момент вы почти святой, а потом делаетесь лжецом.

Попытайтесь, в качестве рабочего упражнения, вести себя сознательно в течение хоть малой части одного дня вашей жизни. Потому что всё, что мы делаем, оказывает влияние на нас навсегда. Единственный момент, в который мы были достаточно сознательны и не вели себя механически, если мы сделали это по собственному желанию, может изменить многое в будущем. Если, скажем, вы выучили сегодня немного слов по-французски, вы будете больше знать завтра, но если ничего не делать сегодня, то завтра ничего не изменится. То же самое в работе над собой. Но работать надо охотно, по собственному желанию, а не потому, что вам сказали это делать. Одно дело - работать из-под палки или в ожидании похвалы; и совсем другое - работать над собой, видя и искренне желая что-то в себе изменить.

Весь образ проживания нами одного дня собственной жизни является неправильным, поскольку, в силу привычки, он фиксируется и делается механичным. И тогда мы действительно становимся автоматами - без реального переживания того что мы делаем, так что все наши дни становятся странным бесчувственным образом жизни сомнамбулы - то есть, мы просто следуем дневным автоматизмам и поэтому не живём реальной жизнью и не воспринимаем новых впечатлений. Действует лишь "оно" - то есть, машина.

Но если человек начинает свой день сознательно, то и весь день для него может стать совсем другим. Правда для этого сначала надо понять смысл самой работы над собой. Беря свою жизнь как один день - наблюдать, увидеть и понять, что представляет собой этот день. Не считая его чем-то неважным, потому что этот день кажется обыкновенным, а сама работа означает нечто далёкое, в будущем - или что работа есть то, что "он не имеет возможности сейчас применять к себе, поскольку очень занят повседневными делами", как один человек мне недавно сказал серьёзным тоном. Как вы встаёте, в каком настроении завтракаете, из-за чего постоянно расстраиваетесь, etc, etc.? Пожалуйста, не думайте, что изменение себя означает, скажем, меньше курить или меньше есть. Помните, что эта работа психологическая. Наша повседневная жизнь, профессия, все наши занятия, etc представляют собой ничто другое как наваждение, с которым мы идентифицируемся. Но такое понимание приходит медленно - когда мы, наконец, начинаем осознавать, что означают сон и механистичность, и почему человечество названо спящим, а жизнь - механической.

Чтобы реально работать над собой, начните работать над повседневной жиз­нью и тогда вы поймете, что подразумевается под странной фра­зой «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» в молитве Господ­ней. Ибо слово «на-сущный» по-гречески означает «сверх-сущный», или «хлеб свыше». Идеи этой Работы существуют, чтобы дать нам хлеб для жизни, в двойном смысле: самих идей и силы встретиться с трудностями нашей повседневной механической жизни - и таким образом, дать сверх-сущный «хлеб» для питания и поддержания зарождающейся новой жизни, ибо в этой Работе каждый стремится стать новым челове­ком. Невозможно изменить свою жизнь или свои механические реакции на её вызовы без помощи силы, исходящей от новых идей, а также рождающихся в нашем уме мыслей, когда мы начинаем понимать эти идеи. Но помните, что здесь нет мелочей, в счёт идёт любая наша механическая реакция на вызовы поседневной жизни - малейшее негативная реакция имеет значение, малейшая "дурная" мысль о себе или других, внутреннее учитывание, негативное воображение и так далее. Подготовка низших центров для восприятия идей и энергий, исходящих от высших центров - работа долгая - но всякая исходящая от нашего собственного желания попытка изменить или отделиться от негативной реакции, каждая попытка вспомнить себя перед лицом жизненных трудностей, каждый акт искреннего самонаблюдения (исходящего от ложной личности стремления к обману, желания повыпендриваться, порисоваться, показать свою особую значимость, исказить истину чтобы задеть кого-то) помогают созданию правильных связей в низших центрах, для подготовки их к соединению с вышими центрами и получению исходящей оттуда помощи.

ДОПОЛНЕНИЕ

А сейчас давайте ещё немного поговорим о личной работе в настоящее время, когда мы столкнулись с фактом начавшейся войны. Человек в этой работе должен изолировать себя от жизненных влияний, иначе он поглощается (поедается) жизнью. Вся работа над собой, так или иначе, связана с таким изолированием себя, чтобы нечто в нас могло вырасти и развиться, что невозможно под действием обычных жизненных влияний, потому что жизнь не может развить в нас ничего за пределами нашей личности. Такое изолирование, хоть и необходимо, но не является ещё развитием реальной нашей части. Это нечто искусственное. Но если человек не изолирует себя, а постоянно идентифицируется со всем вокруг, напрасно тратя свои силы в отрицательных эмоциях и внутреннем учитывании, фантазиях и механической болтовне, ничего не вырастет в нём за пределами его нынешней механичности. "Человек должен стать герметически запечатаным", - как говорит известная с древних времён фраза. Подразумевает она нечто внутреннее, о чём мы ещё поговорим в своё время, в связи с силой безмолвия. Эта фраза принадлежит языку известного с древних времён учения о внутренней эволюции человека, связанного с именем Гермеса. Независимо от этого, вы можете представить себе, что если обшивка вашего корабля не имеет достаточной изоляции от вод жизни, у вас будет слишком много течей для требуемого движения вперёд. Наличие множества течей не позволит собрать достаточно силы не только для внутреннего роста, но и любых достижений в обычных областях. Поэтому необходимо учиться, как держаться в стороне от определённых вещей и бороться против жизни ежедневно (в смысле заделывания щелей от попадания её вод). Именно поэтому иногда говорится, что эта работа против жизни - по крайней мере, это одно из подразумеваемых значений...

Большое количество всякой сентиментальной чуши сказано и написано о жизни. Но в работе вы не встретите ничего подобного... Хотя тут важны не слова, а правильное отношение. Работа много говорит о механичности жизни, о спящести человечества, о том что человек не способен делать, всё с ним случается. Но люди не могут этому поверить, и если происходят какие-то ужасные вещи, то сразу начинают фантазировать и обвинять в этом того или иного человека, называя обстоятельства исключительными и т.д...

Вы помните определение хорошего домохозяина в этой системе - исполняющий свои обязанности, ответственный человек, etc, но тот, кто не верит жизни. Здесь, как вы далее увидите, лежит черезвычайно трудная для понимания вещь, настолько трудная, что я ничего более сейчас не собираюсь говорить о ней, за исключением того, что в наступившие времена, очень важно не позволять тому, что случается в жизни, ослаблять ваши мысли, чувства и опыт самой работы - как это делают сейчас многие вокруг, кто, видя весь ужас войны, чувствуют убеждение, что в этом мире Бога нет и всё вокруг бессмысленно. Помните, работа говорит, что жизнь механична, а человек спит. Если вы принимаете внешнюю сцену - то есть, жизнь - в качестве своего критерия и стандарта, неужели вы не видите, как эта война может тянуть вас вниз, заставляя терять свою силу? Но если у вас сохранится рабочее отношение к жизни, то эта война, наоборот, способна повысить реальность вашей работы. Попытайтесь понять для себя смысл того, о чём я сейчас вкратце сказал, и старайтесь действовать соответственно - то есть, думая с точки зрения идей этой работы, таким образом, формируя правильное отношение к нашей жизни на Земле, где, как вам известно, мы находимся под властью столь многих законов - в месте, которое действительно является чуть ли не худшей частью всего творения.

Вам часто приходилось слышать, что в этой работе необходима трансформация впечатлений, и что это является сущностью первого сознательного точка. Я знаю, что многие из вас не имеют реального понимания, в практическом смысле, природы 1го сознательного толчка, но просто говорят, что он означает самовоспоминание. Но одно слово не объясняет его значения. Его действие на нас для трансформации повседневной жизни зависит от понимания всего, что вы уже учили о практической работе - о самонаблюдении и работе с негативными состояниями, идентификацией и т.п. Это именно то, что изолирует вас. Когда вы осознаёте, что вам не нужно принимать кого-то или что-то так, как вы их воспринимаете, значит вы трансформировали нечто и в то же время вы изолируете себя. Самовоспоминание, неидентификация, неучитывание - всё это помогает нам изолировать себя от влияний жизни. Тем же эффектом обладает любое сознательное действие в трудные моменты. Кроме того, если вы переживаете момент реального сознания, момент самовоспоминания, вы будете испытывать чувство, как будто что-то изолировало вас от жизни и ничто не в состоянии затронуть вас. То же самое будет, когда вы сможете находиться в состоянии самовоспоминания постоянно. Пока же нашей задачей является иммитация высших состояний сознания, с целью их привлечения в сферу нашего нормального существования.

ЗЛОБОДНЕВНЫЙ

История церковнославянизмов в русском литературном языке мало изучена, хотя церковнославянской стихии в дореволюционной русской филологии придавалось очень большое значение как предмету исследования. Само понятие «церковнославянизма» остается до сих пор недостаточно определенным и дифференцированным. Разные хронологические пласты церковнославянизмов в составе русского литературного языка (в особенности нового периода) исторической лингвистикой почти вовсе не разграничены. Принципы семантического использования церковнославянизмов в разных стилях и в разные эпохи не описаны и даже не открыты. Именно вследствие этой семантической нерасчлененности разных типов церковнославянизмов, самый термин «церковнославянизм» в наше время иногда кажется предосудительным, иногда в него вкладывается чересчур широкое и общее содержание. С точки зрения современного литературного языка этот термин в большинстве случаев осмысляется в этимологическом плане. Он обозначает или источник, откуда то или иное слово, а обычно даже не слово, а его составные части вошли в национальный русский литературный язык, или же очерчивает основную область древнего применения слова. Во всяком случае, по большей части, он говорит об этимологии или о морфологической природе слова, но не об его семантической или стилистической истории и даже не о времени и среде возникновения самого данного слова.

Так, многие элементы церковнославянского языка послужили в русском литературном языкеXVIII – XX вв. средством выражения передовой, революционной идеологии. Достаточно сослаться на роль славянизмов в языке Радищева, в языке декабристов и особенно в языке разночинно-демократической радикальной интеллигенции второй половины XIX в.

В ряду слов, образовавшихся на основе церковнославянской лексики и фразеологии в серединеXIX в., находится и слово злободневный . Оно представляет собою имя прилагательное к церковнославянскому выражению злоба дня . Это выражение, как часть библейской цитаты, вошло в историю русского языка вместе с церковнославянским переводом Евангелия (напр. в Галицком Еванг. 1144 г.: довълѣеть бо днии злоба своя. ; ср. Срезневский, 1, с. 1000). Однако до 30–40-х г. XIX в. выражение «злоба дня », как самостоятельная фразовая единица, не существовало в русском литературном языке. Оно лишь потенциально было заложено в церковной цитате: «довлеет дневи злоба его » (, т. е. довольно для каждого дня своей заботы) . Например, в статье Д. И. Писарева «Цветы невинного юмора» (1864): «Сатира хороша только тогда, когда она современна. Что мне за охота и за интерес смеяться над тем, что не только осмеяно, но даже уничтожено законодательным распоряжением правительства? ”Довлеет дневи злоба его “, и ”пускай мертвецы сами хоронят своих мертвецов“». Поэтому нельзя найти отдельного выражения злоба дня ни в одном словаре русского языка до появления сборника М. И. Михельсона «Ходячие и меткие слова» (с. 126) и «Словаря русского языка» Грота – Шахматова (1907, т. 2).

В словарях же церковного («церковнославянского») языка объяснялись или своеобразное значение слова злоба («забота») (Дьяченко, Ц.-сл. сл., с. 203) в евангельском тексте «довлеет дневи злоба его », или смысл и происхождение этого библейского изречения в целом. Так, в «Церковном словаре» Петра Алексеева (1794, 1, с. 303) можно прочесть под словом злоба : «Инде значит труд, печаль, скуку, . Довлеет дневи злоба его . Ибо евреи все то, что весело и приятно, называют благом, а что скучно, трудно и досадно, злом или злобою именуют».

Понятно, что в среде духовенства или в социальных кругах, идеологически привязанных к церковной культуре, слово злоба могло применяться в евангельском значении «насущная забота, неприятность». Например, у Мельникова-Печерского встречается в романе «На горах» лексическое видоизменение евангельского текста: «Год на год, век на век не подходят. Всякому времени довлеет злоба его » (сл. Грота – Шахматова, т. 2, вып. 9, с. 2663). По свидетельству Н. Барсукова, в речи славянофила Ю. Ф. Самарина встречалось такое словоупотребление: «За оградою церковною... практика со всей суетой, всею случайностью, всею преходящею деятельностью, всеми временными нуждами и злобами исторического мира» (Барсуков, Погодин, 7, с. 111).

Ср. статьи Н. И. Соловьева «Как нас учили» (Рассказ из духовно-семинарской жизни): «Все говорили про строгость о. ректора, про то, что он клялся половину из всех училищ прогнать назад, и про прочие печальные злобы » (Русск. старина. 1899, ноябрь, с. 379).

Естественно, что в духовной среде прежде всего оформилось и само выражение– злоба дня в значении «повседневная забота; нужда данного момента, требующая немедленного удовлетворения». Ср. примеры подобного употребления у Вяземского и Короленко: «В самое то время было оно [письмо] вопросом и злобою дня » (Вяземский, Проект письма к С. С. Уварову, 2, с. 204); «Злобой раскатовского дня служил покос и расчеты по сенному делу» (Короленко, Смиренные).

На основе этого-то церковнославянского употребления возникает в среде разночинно-демократической интеллигенции общественное, публицистическое значение фразы злоба дня – «все то, что привлекает общественное внимание в данный момент, острые общественные интересы текущего дня; общественный вопрос, требующий неотложного обсуждения».

В языке Белинского еще нет этого выражения. Оно вошло в литературный оборот не раньше 50–60-х годов XIX в. Характерно, что Лесков пользуется им, ставя его в кавычки, как газетную фразу. Например, в очерке «Дух г-жи Жанлис»: «Мать хотела найти человека, который мог бы сколько-нибудь ознакомить княжну с русскою литературою – разумеется, исключительно хорошею, т. е. настоящею, а не зараженною ”злобою дня “». Ср. у Тургенева в «Воспоминаниях о Белинском» (1968): «Другое замечательное качество Белинского, как критика, было его понимание того, что именно стоит на очереди, что требует немедленного разрешения, в чем сказывается ”злоба дня “».

У Я. П. Полонского:

Так разгорелись аппетиты,

Что злобы дня почти забыты.

(Разговор)

У А. К. Толстого:

Со злобой дня души постыдный торг

Стал для меня без смысла и значенья.

(Земля цвела)

Ср. в рассказе Н. В. Успенского «Книжный магазин»: «...в совершенном неведении относительно ”злобы дня “ и ”жгучих вопросов“».

Выражение злоба дня типичная принадлежность языка Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Например, у Достоевского в «Подростке»: «О, когда минет злоба дня и настанет будущее, тогда будущий художник отыщет прекрасные формы». У Салтыкова-Щедрина в «Письмах к тетеньке» (1881–1882): «...моя деятельность почти исключительно посвящена злобам дня » (письмо четырнадцатое). «Представим себе, что Вы получили дар компетентности по части устранения насущных злоб дня » (письмо шестое). «По простоте и крайней вразумительности этого ”печатать дозволяется“, никакие новшества не удавались, так что самые смелые экскурсии в область злобы дня прекращались по мановению волшебства, не дойдя до первого этапа» (письмо одиннадцатое). «Но злоба дня , вот уже почти тридцать лет, повторяется в одной и той же силе, с одним и тем же содержанием, в удручающем однообразии» (письмо четырнадцатое). Ср. также выражение «насущная злоба » вместо «насущная злоба дня »: «Эта полная отчужденность литературы от насущных злоб сообщала ей трогательно-благородный характер» (письмо одиннадцатое).

В «Отечественных записках»(1877, № 1) была напечатана статья К. Морозова (М. А. Протопопова) под заглавием: «Литературная злоба дня ».

Само собою разумеется, что – с распространением в публицистическом стиле выражения злоба дня – появляется и правильно образованное сложное прилагательное к нему – злободневный . В «Словаре русского языка» Грота – Шахматова (т. 2, с. 2665–2666) приведены примеры на употребление слов злободневный и злободневность лишь из языка газет 1890-х годов XIX в., но едва ли появление прилагательного злободневный могло быть отделено таким большим промежутком от литературной канонизации выражения злоба дня . Ср.: «И мы повели опять злободневный разговор» (Аникин, Деревенские рассказы. «Гараська-диктатор», с. 208). У Короленко: «Михайловский перемешивал изложение своей теории с постоянными экскурсами публициста в самую злободневную современность» (Короленко, 2, с. 283).

Опубликовано в Ученых записках Моск. пед. дефект. ин-та (т. 1, 1941) в составе большой статьи «Лексикологические заметки» вместе со статьями об истории слов и выражений витать, мерцать, животрепещущий, втереть очки, квасной патриотизм . Сохранился более полный машинописный экземпляр с поздней авторской правкой, не вошедший в опубликованный текст.

Здесь печатается по этому машинописному экземпляру с добавлением нескольких цитат из художественной литературы, сохранившихся в архиве на отдельных очень ветхих рукописных листках.

В архиве также сохранился листок из письма С. А. Копорского В. В. Виноградову, в котором он сообщает цитату из рассказа Н. Успенского «Книжный магазин» (ж. «Нива», 1882), включенную в текст статьи. – Е . К .

Вопрос . Поелику Господь повелевает не заботиться о том, «что нам есть, или что пить, или во что одеться» ; то до чего простирается сия заповедь или как выполняется?

Ответ . Заповедь сия, как и всякая заповедь, простирается даже до смерти, потому что и Господь «послушным» был «даже до смерти» (Флп.2, 8) . Выполняется же она при уповании на Бога. Ибо Господь, запретив заботу, присовокупляет обетование, говоря: «Отец ваш Небесный знает» , в чем имеете нужду, прежде нежели попросите у Него (Матф.6,32) . Таков был Апостол, который говорит: «имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2Кор. 1, 9) , то есть, по душевной решимости и готовности ежедневно умирал, но Божиим благоволением был соблюдаем. Посему с дерзновением говорил: «нас почитают умершими, но вот, мы живы» (2Кор.6 9) . Решимости же такой способствует пламенное рвение и ненасытимое вожделение о заповедях Господних; обладаемый сим желанием не имеет и досуга рассеиваться попечением о потребностях телесных.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Видишь ли, как Он опять, и притом гораздо сильнее, нежели прежде, обличает слушателей, и показывает притом, что Он не заповедует ничего трудного и неудобоисполнимого? Подобно тому как тогда, когда Он говорил: если любите любящих вас, то ничего великого не делаете, – и язычники тоже творят (Мф. 5:46 -5:47) , – этим напоминанием о язычниках возбуждая Своих слушателей к большему, – так и теперь представляет язычников для того, чтобы обличить нас и показать, что Он от нас требует самого необходимого. Если нам должно превзойти книжников и фарисеев, то чего мы будем достойны, когда не только не превосходим их, но и пребываем в слабости язычников и ревнуем их малодушию?

На этом обличении Христос однако не остановился - см. Толкование на Мф. 6:32

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Не от труда удерживает, но отстраняет от заботы, перенесши надежду на Бога, чтобы наш труд не был бы безнадежным или чтобы при труде наша надежда не имела бы неправильной ориентации. «Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся» , непрестанно думая об этом и когда выдуман повод, то как бы имеющие извинение для этого, мы (всею) душою погружаемся в это и опускаемся, и не допускаем себе воззреть на небо. По этой причине Бог таким образом устроил наше естество, чтобы при теле не неподвижном, но могущем двигаться и передвигаться и делать все то, в чем оказалось бы нужда, дух мог бы быть занят другим: так чтобы телом мы бы действовали свойственное ему, а душою взирая к Богу, искали у Него небесных благ.

Омилия 26, произнесенная во время жатвы.

Блаж. Августин

Ст. 31-33 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

[Христос] самым очевидным образом показал, что не следует стремиться к этим [вещам], словно к нашему благу, чтобы ради них мы делали хорошо, если что-то делаем, но все же они являются необходимыми. Ведь какова разница между благом, которого следует искать, и необходимостью, которую следует принимать, [Христос] показал в этой заповеди, когда говорит: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам . Следовательно, Царство и правда Божия являются нашим благом, и к этому следует стремиться, и в этом состоит наша цель, ради которой мы совершаем все, что только совершаем. Но поскольку в этой жизни мы боремся за то, чтобы могли достичь этого Царства, она не может протекать без этих необходимых [вещей].

Ведь когда Христос сказал, что то прежде , Он указал, что это более позднее следует искать не по времени, а по достоинству: то - словно наше благо, а это - словно нашу необходимость, однако необходимость ради того блага.

О нагорной проповеди Господа.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Когда человек перестал верить в Бога и отошел от всех духовных стремлений, он с такой же страстью отдается заботе о всем внешнем: пище, одежде, доме. Свои таланты он отдает на развитие земной культуры: она заменяет человеку Бога и благодатную христианскую жизнь в Боге; из христианина такой превращается в язычника. Он теперь начинает действительно трусить: а вдруг не станет у него хлеба, или сгорит дом, или будет голод… Это потому, что он потерял точку опоры для своей жизни и жизни всего мира. А такой незыблемой опорой является всемогущий и любвеобильнейший Бог, Отец всех людей и Владыка Вселенной… Христианская вера учит нас, что внешняя культура есть дело доброе, но не самоцель, а средство для человеческого благополучия на земле; целью же является жизнь людей по Божии, для Бога, в Боге. А также вера христианская указывает на ту, очевидную для всех, истину, что и внешняя культура, если имеет прогресс, – то не столько благодаря усилиям и гению человеческому, а именно по милости Бога, который вразумляет человека, Им же созданного, и повелевает природе неодушевленной, и зверям, и птицам, и гадам слушаться человека – венца и царя среди всего сотворенного на земле.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 31-34 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы

Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем

Таким образом, воспрещающий заботы о будущем позволил нам иметь заботы о настоящем. Поэтому и апостол говорит: Ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас (1 Фес. 2:9) . Под словом «завтра» в Священном Писании разумеется будущее время, как говорит [патриарх] Иаков: И услышит меня завтра праведность моя (Быт. 30:33) и при вызове тени Самуила волшебница говорит Саулу: Завтра ты будешь со мною (1 Цар. 28:19) .

довлеет дневи злоба его

Здесь он говорит не о злобе в противоположность добродетели, но о трудностях, огорчениях и притеснениях века сего. Таким образом и Сара огорчала Агарь, служанку свою (Быт. 16:6) , что многозначительно на греческом языке выражается словами: έκάκοσε αύτήν, т. е. озлобила ее . Итак, нам достаточно помышлений о настоящем времени: оставим заботу о будущем, которая ненадежна.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 31-32 Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? потому что всего этого ищут язычники

Есть не запрещает, но запрещает говорить: «что будем есть? » Богатые с вечера говорят: «что будем есть завтра?». Видишь, что Он запрещает? Запрещает изнеженность и роскошь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся

Опять повторил речь о заботе, потому что она сильна и трудно освободиться от нее. Подумай также о том, что если нам повелено не заботиться о необходимом, то на какое прощение мы можем надеяться, если заботимся о том, что не необходимо?

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Смысл выражений тот же, что и в 25 ст. Но здесь мысль излагается уже в качестве вывода из предыдущего. Она блестяще доказана приведенными примерами. Смысл тот, что все наши попечения и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца небесного.

Троицкие листки

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Итак не заботьтесь , - говорит Господь наш, - И не говорите : что нам есть ? или что пить ? или во что одеться ? Еще в Ветхом Завете сказано: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного (Притч. 10:3). Я был молод и состарился , - говорит царственный старец, пророк Давид (Пс. 36:25), - и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба .

Троицкие листки. №801-1050.

Павел Басинский, литературовед, автор книг о семье Льва Толстого: «Лев Толстой: бегство из рая» (2010), Святой против Льва (2013), Лев в тени Льва (2015), все – в Редакции Елены Шубиной. ФОТО Редакция Елены Шубиной/аст

«Эта фраза поразила меня дважды. Первый раз, когда я узнал, что она означает. «Злоба» – это забота, «довлеть» – значит не доминировать, а «достаточно». По-русски будет «Довольно для каждого дня своей заботы». Теперь, читая – и довольно часто! – что над кем-то что-то «довлеет», я усмехаюсь: вот какой я умный!

Второй раз эти слова поразили меня, когда я понял их смысл. Мы ведь живем начерно: все у нас впереди, все будет завтра, а сегодня мы только готовимся жить. И это глубоко неправильно. Говорят, в ванной одного китайского императора была надпись: «Каждый день рождайся заново». Пришел день, началась жизнь. Но и пришла своя забота, то, что нужно решать сегодня. Не откладывай, но и не переживай, если не успел: с утра родишься, и опять будет забота. Ничего мудрее этой мысли я пока в своей жизни не нашел».

Евангелие от Матфея, 6:34

Читайте также

Пять уроков жизни от Маленького принца

Мы выбрали пять уроков жизни, польза от которых теперь доказана психологической наукой.