Зиновьев александр александрович. Александр зиновьев - биография, информация, личная жизнь

Александр Александрович Зиновьев - советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ; писатель.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями. В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). С 16 лет был убежденным антисталинистом, участвовал в небольшой студенческой террористической группе, целью которой было убийство Сталина. Группу так и не разоблачили, однако о его выступлениях, критикующих советский режим, в частности, коллективизацию, донесли коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), за что он был подвергнут психиатрической экспертизе и в конечном итоге исключён из комсомола и из МИФЛИ. Одновременно, друзья написали на него другой донос, и Зиновьев был арестован. При переводе с Лубянки в другое место сбежал, был объявлен во всесоюзный розыск, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал специальность летчика-истребителя. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой логики в МГУ за отказ уволить двух преподавателей, связанных с диссидентами (Юрий Гастев и Виктор Финн), а затем и лишён профессуры. После этого постепенно у него начались проблемы с публикацией научных работ, и он стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. Статьи публиковались в Польше и Чехословакии. Тогда же он много выступал с публичными лекциями на различные темы, а его статьи распространялись в «самиздате».

В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд. 6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ.

С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета. До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. При этом Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. А в поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве.

В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жёстко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Гюнтер Грасс. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию. В июне 1999 года возвратился в Москву, мотивируя это тем, что невозможно «находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну».

В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев, на этом месте был установлен валун. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

Известный российский революционер Зиновьев Григорий (годы жизни 1883-1936) был также советским государственным и политическим деятелем. По одним источникам, настоящее его имя было Радомысльский Овсей-Гершон (Евсей-Гершон) Аронович; по другим же источникам, его зовут Гирш (Герш) Апфельбаум (по матери). Краткая биография Григория Зиновьева стала предметом нашего обзора.

Детство и семья

Родился Зиновьев Григорий Евсеевич (кратко об этом человеке вы узнаете из статьи) в 1883 году, 11 (23) сентября, в городе Елисаветграде (современный Кропивницкий) Херсонской губернии. С 1924 года его родной город целое десятилетие носил название Зиновьевск. Его отец Аарон Радомысльский, владевший молочной фермой, дал ему начальное образование.

К 14 годам Зиновьев был вынужден подрабатывать конторщиком и давать уроки, так как семья его обеднела.

Первой женой Григория Евсеевича была профессиональная революционерка Равич Сарра Наумовна, известная также под псевдонимом Ольга. Она входила в РСДРП, временно замещала комиссара внутренних дел Северной области, неоднократно была под арестом.

Следующей женой Зиновьева была Лилина Злата Ионовна, известная также под псевдонимом Зина Левина. Также участвовала в РСДРП, работала в Петросовете, сотрудничала с газетами «Правда» и «Звезда». Родила от Зиновьева сына - Радомысльского Стефана Григорьевича. В возрасте 29 лет его арестовали и приговорили к расстрелу.

Третьей женой Радомысльского стала Евгения Яковлевна Ласман. Она провела в ссылках и тюрьмах около 20 лет своей жизни.

Дореволюционная деятельность

Уже в 18 лет (1901 год) Зиновьев стал членом РСДРП и начал участвовать в революционном движении. Он организовывал в Новороссии стачки рабочих, за что преследовался полицией. Избегая преследований, в 1902 году Радомысльский уехал в Берлин, а затем в течение года переехал в Париж и Берн. В 1903 году именно там он познакомился с Лениным, а впоследствии сильно приблизился к нему и стал представлять в европейских социалистических организациях.

В 1903 году Григорий Зиновьев, фото которого вы видите в статье, примкнул к большевикам, а на II съезде РСДРП поддержал Ленина. В этом же году революционер вернулся в Украину, где активно вел пропаганду.

Через год из-за болезни сердца Радомысльский вновь выехал из страны, вернувшись в Берн. Там он начал учиться, поступив в университет на химический факультет, но через год учебу прервал, чтобы участвовать в революции (1905-1907). В России его ждало членство в Петербургском горкомитете РСДРП. Новый приступ болезни заставил Зиновьева снова уехать в Берн, но уже на учебу на юридическом факультете. Весной 1906 г. он возвращается в Петербург, попадает в состав ЦК (больше голосов получил только Ленин) и начинает работу редактора в газетах «Вперед» и «Социал-демократ» (подпольные издания). За свою деятельность попадает под арест в 1908-м, из-за болезни через три месяца освобождается и уезжает в австрийскую Галицию с Лениным.

Там Зиновьев Григорий Евсеевич, биография которого полна трагизма, получал для большевистской партии крупные денежные суммы через известного авантюриста Парвуса. Австрийская полиция считала, что Зиновьева завербовала французская разведка.

Революция

В апреле 1917-го Зиновьев со второй женой Златой Лилиной, их сыном Стефаном, первой женой Саррой Равич и Лениным возвращаются в Россию в пломбированном вагоне. После июльских дней Радомысльский и Ленин скрывались на озере Разлив от Временного правительства (в настоящее время там установлен памятник и каждый год возводят настоящий шалаш). Их подозревали в шпионаже и сотрудничестве с Австро-Венгрией.

В октябре 1917-го было проведено закрытое заседание большевистского ЦК, где Зиновьев и Лев Каменев заявили о преждевременности свержения Временного правительства и не согласились с ленинской резолюцией. Их выступление в «Новой жизни» (меньшевики) чуть не привело к исключению из партии, но решили просто запретить им выступать от ее имени.

Когда большевики и эсеры захватили власть в Петрограде, Зиновьев со Львом Каменевым, Алексеем Рыковым и Виктором Ногиным выступили за переговоры с Вижелем и уступку его требованию объединить партии в одно социалистическое правительство. Ленин с Троцким пресекли эти переговоры, и 4 ноября эта четверка с присоединившимся к ним Владимиром Милютиным вышла из состава ЦК. Ленин в ответ объявил их дезертирами - об этом он даже упомянул в своем политическом завещании.

Гражданская война

Уже к концу 1917 г. Зиновьеву разрешили вернуться к политике. Во время Гражданской войны он занимал посты председателя Петроградского Совета, Совнаркорма Союза коммун Северной области, Комитета революционной обороны Петрограда.

Доступ к неограниченной власти развратил Зиновьева. Когда все вокруг голодали, он устраивал для своих приближенных шикарные банкеты. По его инициативе буржуазию и нетрудовые элементы лишили хлебных карточек. В то время в эту категорию попали десятки тысяч человек. Они буквально были обречены на голодную смерть.

Зиновьев Григорий Евсеевич (краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье) поначалу отказался от «красного террора» после и убийства Володарского и Урицкого, за что подвергся жесткой критике Ленина. Протестовал он и против переноса столицы в Москву.

Зиновьев вернул себе расположение Ленина, поддержав Брест-Литовский договор, и вскоре был возвращен в ряды ЦК с членством в новом Политбюро. Доверили ему и пост председателя Исполкома Коминтерна, где он ввел понятие «социал-фашизм».

Зиновьев участвовал в организации «красного террора» интеллигенции Петрограда, за что был прозван ими «Гришкой Третьим» (в сравнение с Отрепьевым и Распутиным).

При руководстве Петрограда Зиновьевым население города сократилось более чем на 4 миллиона человек. Большинство из них просто покинули город, но немалая часть погибла из-за голода и расстрелов. Повлиял и топливный кризис - зимой в город попросту не ввозили топливо.

Есть мнение, что подобные действия Зиновьева были стратегией по сокращению «непролетарских элементов».

В то время людей расстреливали сотнями, репрессии Зиновьева были самыми жестокими и масштабными. Есть мнение, что это было продиктовано отчаянием, боязнью за гибель революции.

С 1921 года Зиновьев входил в Политбюро и стремился к лидерским позициям. Продвигал в это время ленинское наследие, напечатал множество книг - его собрание сочинений начали печатать.

Зиновьев активно участвовал в гонениях православного духовенства, когда большевики массово изымали церковные ценности. В Петрограде, которым он тогда управлял, проходил судебный процесс, где приговорили к расстрелу 10 священнослужителей, включая архимандрита Сергия и причисленного позже к лику святых мучеников митрополита Вениамина.

Зиновьев участвовал в возвышении Сталина, повлиял на назначение его Генеральным секретарем ЦК РКП в 1923 году. Делал он это не из личных симпатий, а с целью привлечения к борьбе с Троцким.

После смерти Ленина

После гибели Ленина фактическими претендентами на власть остались Троцкий и Зиновьев.

В те годы позиции Зиновьева были очень жесткими. Он призывал уничтожить крестьянство и полностью ограбить деревни, чтобы форсировать индустриализацию. Именно он цинично заявил, что надо уничтожить часть российского населения, так как всех переучить на свой лад большевики не смогут.

Зиновьев стремился устроить мировую революцию. Коммунисты пытались захватить власть в Венгрии, Германии, Монголии, Болгарии, Эстонии, Польше, Финляндии. Все это привело к множеству смертей и нереальным финансовым затратам.

Через Коминтерн Зиновьев Григорий, революционер, выводил сумасшедшие суммы денег в западные банки.

Культ личности

Хотя Зиновьев публично укорял Сталина, но свой культ личности он создал раньше и раздул его куда сильнее. Свой родной город он переименовал в Зиновьевск, чтобы увековечить свое имя. Во многих крупных городах по его приказу были установлены памятники и бюсты. Он издал целое собрание своих сочинений (33 тома).

Новая оппозиция

Уже через 2 года Зиновьев с Камневым выступают против Сталина. В результате он перестает руководствовать в Исполкоме Коминтерна и Ленсовете, выводится сначала из Политбюро, а через год и из ЦК. Далее следует исключение из партии и ссылка.

В 1928 году Зиновьев Григорий, семья которого также пострадала, покаялся, и его восстановили в партии, назначив в Казанский университет ректором. Спустя четыре года литературно-публицистической деятельности снова следует арест и ссылка, но на этот раз за недоносительство. В этой ссылке он переводит «Майн кампф» («Моя борьба») Гитлера. В 1933-м был издан ограниченный тираж этого перевода (изучали партийные работники).

Вместо четырех лет ссылки, через год Зиновьева снова восстанавливают в партии и направляют в Центросоюз. На съезде партии он кается и прославляет Сталина с соратниками. Именно Зиновьев тогда назвал Сталина «гением всех времен и народов».

Приговор и суд

В декабре 1934 г. Зиновьева в очередной раз арестовывают, приговаривая к 10 годам тюрьмы. Обвинением стало содействие в убийстве Кирова, по мнению многих историков, этот факт был подстроен Сталиным. Находясь в Верхнеуральском политизоляторе, он ведет записи, обращаясь к Сталину с заверениями, что больше не является ему врагом и готов исполнять любые требования.

Сталин и его сторонники активно использовали происхождение Зиновьева и Каменева, распространяли слухи, что оппозиционеры являются евреями и интеллигентами.

На этот раз реабилитации Зиновьева не последовало, и в 1936 году прошел «процесс шестнадцати», где судили бывших руководителей партии. 24 августа приняли решение осуществить расстрел - высшую меру наказания. Через сутки приговор исполнили.

Примечательно, что в 1988 году этот приговор отменили, признав отсутствие в действии осужденных состава преступления.

Есть данные, что во время следствия Зиновьеву выдвигали требование вернуть деньги Коминтерна. Он вернул часть суммы, которую лично похитил и не успел потратить или вложить. После этого живым он Сталину не был нужен.

Узнав о поведении Зиновьева перед расстрелом, Сталин презрительно плюнул на пол, сказав, что других-то к стенке ставить тот был горазд.

Во время ареста Зиновьева держали в ужасных условиях. В жару в камере максимально включали отопление. Проблемы с почками и печенью и такие условия доводили арестанта до тяжелых приступов - от боли он катался по полу и умолял о переводе в больницу. Вместо необходимой помощи врачи давали ему препараты, еще более усугублявшие болезнь.

В ужасных тюремных условиях после комфортной и обеспеченной жизни Григорий Евсеевич Зиновьев сломался и со слезами умолял Сталина об отмене суда.

Сталин обещал Зиновьеву и Каменеву оставить в живых их вместе с семьями, если они согласятся на суде со всеми обвинениями и оговорят некоторых старых большевиков. Этот фарс на суде состоялся, но жизни осужденным не спас.

Гибель

Расстреляли Зиновьева в ночь на 26 августа 1936 г. Произошло это в здании ВКВС (Москва). Свидетели казни вспоминали, что Зиновьев унижался и просил пощады, целовал сапоги исполнителям приговора, а под конец даже не смог сам идти, поэтому последние метры его просто тащили. Перед расстрелом он начал читать молитвы на родном ему иврите. Каменев, приговоренный вместе с ним, призывал его перестать унижаться и достойно умереть. Есть другая версия, по которой на казнь Зиновьева пришлось нести на носилках.

После реабилитации Зиновьева в 1988 г. несколько лет его восхваляли, как без вины пострадавшего при сталинских репрессиях.

Репрессии родственников

Репрессиям подверглись все три жены Зиновьева. Первую жену Сарру Равич арестовывали трижды, окончательно реабилитировав и освободив из-за тяжелой болезни только за три года до смерти, в 1954 году.

Вторую жену Злату Лилину дважды арестовывали и отправляли в ссылку, но в отличие от своего сына, гибели она избежала. Сын Зиновьева умер в следующем году после него. После расстрела Григория из библиотек изъяли все работы Лилиной (в основном труды о социально-трудовом воспитании).

Третью жену Зиновьева Евгению Лясман арестовали практически на два десятилетия. Освободили ее только в 1954 году, а реабилитировали уже в следующем веке - в 2006 году. О муже она написала воспоминания, но издавать их запретили родственники.

Кинематограф

Значимость Зиновьева в историко-политических событиях неоднократно отражалась в фильмах. Первым фильмом стал «Октябрь» - немое творение Эйзенштейна. Примечательно, что Зиновьева сыграл Апфельбаум - его родной брат. Среди других фильмов известны «Синяя тетрадь», «В дни октября», «Красные», «Красные колокола», «Ленин. Поезд», «Сталин», «Под знаком скорпиона» и сериал «Есенин».

Мнение современников

Краткая биография Григория Зиновьева, так или иначе, интересна многим современникам. Какое же складывается мнение у общественности об этом человеке? В основном современники были не очень хорошо настроены в отношении Зиновьева. Они признавали его ум и культурность, но отмечали также, что он порядочный трус и интриган.

Приближенные к Зиновьеву люди говорили об отсутствии у него выдержки, чрезмерном тщеславии и честолюбии, отмечали барские замашки.

Товарищи по партии критиковали Зиновьева за грубость в полемике и беспринципный выбор средств в достижении личного и политического успеха.

Во время голода в Петрограде к столу Зиновьева привозили различные деликатесы. Говорили, что худощавость и скромные манеры дореволюционного Григория переросли в важность и наглость «ожиревшего канальи», который выжал деньги из голодного народа.

В воспоминаниях современников Зиновьева есть слова о существовании в Ленинграде культа его личности.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Апполинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями.

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих тоталитарный режим, донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он сбежал, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, избавившись таким образом от преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу закончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как летчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в звании капитана.

Послевоенное время

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет Московского Государственного Университета, дав коробку конфет за нераскрытие запрета ему поступать в вузы. В 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее - Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (диссертация издана в 2002 г. Институтом философии РАН). В 1955 году стал научным сотрудником Института Философии Академии Наук СССР. В 1960 году защитил докторскую диссертацию и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой, очевидно, за отказ уволить двух преподавателей, а затем и лишён профессуры. После этого он стал писать «ненаучные» произведения, и пересылать их на Запад. В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической, юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд. 6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета. С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. В 1999 г. выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от рака мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву. В Костроме в сквере Костромского государственного университета установлен памятник А. А. Зиновьеву работы скульптора А. Н. Ковальчука.

С 2007 года в память А. А. Зиновьева выходит общественно-политический онлайн журнал «Зиновьев», посвящённый злободневным проблемам общества и человеческого мировоззрения, авторами которого являются известные российские и мировые политики и мыслители.

С 1999 года работает Российско-Баварский исследовательский центр имени А.А.Зиновьева.

Семья

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий, от второго - дочь Тамара, от третьего брака две дочери - Полина и Ксения.

Общая характеристика творчества

Творчество А.Зиновьева разделяется на три основных периода:

  • 1-й, «академический» - до публикации «Зияющих высот» (1976) и высылки из Советского Союза. Основная сфера его занятий - логика и методология науки. Труды этого периода: «Философские проблемы многозначной логики» (1960), «Логика высказываний и теория вывода» (1962), «Основы логической теории научных знаний» (1967), «Комплексная логика» (1970), «Логика науки» (1972), «Логическая физика» (1972) и др.;
  • 2-й: 1978-1985 годы - исследование, описание и критика реального коммунизма в различных литературных жанрах: в публицистике, социальной сатире и социологическом эссе. В этот период 3иновьевым написаны следующие работы: «Светлое будущее» (1978), «В преддверии рая» (1979), «Жёлтый дом» (1980), «Коммунизм как реальность» (1981), «Гомо советикус» (1982), «Мой дом - моя чужбина» (1982), «Пара беллум» (1982), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983), «Иди на Голгофу» (в основном написана в 1982, обнародована в 1985) и др.;
  • 3-й: после начала перестройки в СССР - критика распада советской системы, поворот к критике современного западного общества

Александр Зиновьев являлся одним из наиболее известных и плодотворных авторов в жанре социологического эссе. В такой повести в художественном стиле описываются социально значимые аспекты жизни людей в данном обществе, иллюстрируемые характерными для него событиями и описаниями типичных явлений. Вымышленные действующие лица служат для описания качеств социальных типов людей и высказывают различные мнения. В таком жанре и была написана его книга «Зияющие высоты» и другие: «Светлое будущее», «В преддверии рая», «Записки ночного сторожа», «Жёлтый дом» в 2-х томах (1980), «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1989), «Глобальный человейник» (1997), «Катастройка» (1988), «Искушение» (1991), «Русская трагедия (Гибель утопии)» (2002).

Кроме философских произведений, Зиновьев много времени уделял поэзии и живописи. Картины Зиновьева выполнены в экспрессионистской и сюрреалистической манере, несут сильный заряд эмоций, символизируют противостояние автора враждебному миру, одиночество. Даже в лирических стихотворениях чувствуется резкая, задиристая манера Зиновьева общаться с окружающим миром.

Критика

Известный немецкий славист и литературовед-русист Вольфганг Казак следующим образом охарактеризовал литературное творчество А.Зиновьева:

Зиновьев и «Новая хронология»

Александр Зиновьев высоко оценивал «Новую хронологию» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, с которыми познакомился около 1999 года. В статье «Когда жил Аристотель» (2004) Зиновьев назвал «Новую хронологию» «одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия».

Со школьных и студенческих лет Зиновьев был убеждён, что «человеческая история систематически фальсифицируется буквально на наших глазах, а описания прошлой истории в учебниках и учёных трудах не заслуживают безусловного доверия». С работами Н. А. Морозова, предшественника Фоменко и Носовского, он познакомился в 1930-х годах.

Международное признание

Международные премии

  • Лауреат премии Алексиса Токвиля за гуманизм, 1982 г.
  • Лауреат Европейской премии Шарля Вейонна 1977 года
  • Лауреат Литературной премии Тевере, выданной Итальянским центром распространения искусства и культуры (Centro italiano diffusione arte e cultura (Cidac) в 1992 г. (Corriere della Sera от 19.09.1992).

Членство в академиях

  • Член Российской академии социальных наук
  • Вице-президент Академии российской словесности
  • Член Международной академии наук Евразии

Почётные звания

  • Почётный гражданин города Авиньон (Avignon, 1986 г.)
  • Почётный гражданин Костромской области (2008 г., посмертно)
  • Почётный гражданин города Равенна (Ravenna, 1984 г.)
  • Почётный гражданин города Оранж (Orange, 1986 г.)
  • Почётный профессор Университета Сантьяго де Чили
  • Почётный профессор Московского гуманитарного университета
  • «Человек года - 2001» («За выдающуюся просветительскую деятельность» в номинации «Культура», Русский биографический институт)

Учёные степени и звания

  • Доктор философских наук (1960 г.)
  • Профессор философского факультета МГУ
  • Профессор Литературного института им. М. Горького

Государственные награды

  • орден Октябрьской Революции
  • орден Красной Звезды

Общественные награды

  • «Звезда Московского Университета» («За служение Истине», 2005 г.)
  • Медаль «250 лет МГУ» (2005 г.)
  • Медаль «Никиты Моисеева» (Московский гуманитарный университет, 2002 г.)
  • Медаль «Пушкина» («Ревнителю Просвещения», Академия российской словесности)
  • Медаль «Виктора Розова» («За вклад в отечественную культуру», 2001 г.)
  • Медали «65 лет обороны Москвы»
  • Медали «65 разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» (ЦК КПРФ)
  • Медали «60 лет взятия Берлина» (Межрегионального общественного фонда «Памяти народа»)
  • Медаль «50-летия „За нашу Советскую Родину“»
  • Орден Академии безопасности и правопорядка
  • Медаль «850 лет Костромы»

Память

Памятник Александру Зиновьеву (скульптор А. Ковальчук) установлен в Костроме на территории Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, 14. На историческом факультете университета открыта мемориальная аудитория Александра Зиновьева (фотоэкспозиция и выставка работ).

Основные работы

Научные труды

  • Зиновьев А. А. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования. - М.: 1959.
  • Зиновьев А. А. Следование как свойство высказываний о связях // Научные доклады высшей школы. Философские науки. - 1959. - № 3.
  • Зиновьев А. А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. - 1959. - № 2.
  • Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия. - 1960. - Т. 1.
  • Зиновьев А. А. К вопросу о методе исследования знаний (высказывания о связях) // Доклады АПН РСФСР. - 1960. - № 3.
  • Зиновьев А. А., Ревзин И. И. К определению понятия связи // Вопросы философии. - 1960. - № 1.
  • Зиновьев А. А. К определению понятия связи // Вопросы философии. - 1960. - № 8.
  • Зиновьев А. А. Об основных понятиях и принципах логики науки // Логическая структура научного знания. - М.: 1965.
  • Зиновьев А. А. Философские проблемы многозначной логики. - М., 1960.
  • Зиновьев А. А. Логика высказываний и теория вывода. - М., 1962.
  • Зиновьев А. А. Основы логической теории научных знаний. - М., 1967.
  • Зиновьев А. А. Очерк многозначной логики. - М., 1968.
  • Зиновьев А. А. Логическое следование. - М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Комплексная логика. - М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Логика науки. - М., 1971.
  • Зиновьев А. А. Логическая физика. - М., 1972.
  • Зиновьев А. А. Нетрадиционная теория кванторов. - М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Логика классов (множеств). - М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Очерк эмпирической геометрии. - М., 1975.
  • Зиновьев А. А. Полная индукция и Последняя теорема Ферма. - 1979.
  • Зиновьев А. А. Очерки комплексной логики. - М., 2000. - 560 с. - ISBN 5-8360-0125-1
  • Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале Капитала К. Маркса). - М., 2002. - 312 с. - ISBN 5-201-02089-5
  • Зиновьев А. А. Логическая социология. - М.: Социум, 2006. - 260 с.

Социологические романы и повести

  • Зияющие высоты (1976)
  • Светлое будущее (1978)
  • Записки ночного сторожа (1979)
  • В преддверии рая (1979)
  • Без иллюзий (1979)

  • Бескомпромиссное следование своим жизненным принципам возможно лишь в том случае, если ты вступаешь в открытый конфликт со своим окружением и идёшь на жертвы.
  • Большие массы людей никогда не внимают голосу разума и не извлекают никаких уроков как из чужого, так и из своего опыта. И поэтому они сами легко становятся жертвами демагогии и делают жертвами других.
  • Борьба тенденции коммунизма и цивилизации есть неизбежная судьба человечества, независимо от того, кто одержит верх в мире.
  • Будущее невозможно предсказать, но его можно запланировать. История же есть стремление в какой-то мере и форме соответствовать плану. Проблема не в том, что произойдёт, а в том, что надо делать, чтобы история шла желанным для нас путём. Это как руководство к действию, а не как предсказания.
  • В вопросах управления суть дела не в том, что не могут принять умное решение, а в том, что складывается система социальных отношений, вынуждающая принимать решения, которые кажутся глупыми даже с точки зрения тех, кто эти решения принимает.
  • В любом большом скоплении людей, образующим целое, с необходимостью происходит образование иерархии групп и должностных лиц, что заранее превращает в идеологические фикции всякие надежды на социальное равенство.
  • В реальных социальных отношениях реальной является лишь номинальная оценка личности, а реальная является лишь нереализованной возможностью.
  • Взбунтовавшийся человек или группа людей не имеет никакой программы своего поведения в период бунта. Бунт имеет причины, но не имеет цели. Вернее, он имеет цель в себе самом. Бунт есть явление чисто эмоциональное, проявление безысходного отчаяния. Бунт есть состояние безумия, но безумия не медицинского, а социального.
  • Вместо того, чтобы использовать слова лишь как средство для фиксирования результатов своих наблюдений реальности, люди самое реальность видят лишь в том освещении, к какому их вынуждают слова, через нагромождение слов, фраз, текстов, книг.
  • Враги делают жизнь осмысленной и интересной.
  • Все лучшие достижения цивилизации появились сначала как отклонения от нормы и изображались обычно как враждебные человеку. Цивилизация вообще есть уклонение, протест и защита от нормы.
  • Вся история - утешение для слабоумных. На самом деле, просто одни обделывают свои делишки за счёт других, из совокупности их мелких пакостей вырастают большие. Для них выдумывают подходящее оправдание, которое называют объективными законами. Выдумывают так, чтобы удобно было делать новые пакости, и называют это научным предвиденьем.
  • Гениальный писатель отличается от посредственного не глубиной и широтой понимания человека, а способностью выдумывать что-то своё и из себя и приписывать это любому человеку. А потом литературные критики действительно замечают это в людях, ибо в людях в потенции есть всё что угодно (поскольку в них нет ничего).
  • Главное не в том, что есть отклонения от нормы, а в том, что есть норма, с необходимостью рождающая эти отклонения.
  • Государственные интересы - это абстракция. Есть интересы определённых категорий людей, которые они маскируют под государственные.
  • Дело не в том, что запрещают, а в том, что ничтожно мало тех, кто требует разрешения.
  • Диалектика - это орудие идеологии, но не орудие науки.
  • Единственно, что способно поддерживать нравственность общества - это оценка поступков моральных и аморальных. Раньше это делалось в душе и выполнял эту функцию страх божий. теперь это должно делаться вовне путём гласности, правдивого описания и моральной оценки.
  • Если какой-то факт нашей жизни поражает своим несоответствием здравому смыслу, ищи в нём закономерную социальную основу.
  • Если человечество погибнет, то не от разъединения и драк, а от единения и однородности.
  • Естественной формой проявления подлинно народной демократии являются доносы и разоблачения.
  • Жизнь в уединении, без полной интеллектуальной и моральной деградации, возможна лишь в самом бурном потоке жизни.
  • Забота о ближнем всегда связана с насилием, а ослабление насилия всегда означает усиление равнодушия к человеку.
  • Западное общество является тоталитарным на клеточном уровне, и именно поэтому оно демократично в целом. Тут своего рода закон постоянства суммы демократизма и тоталитаризма.
  • Идеологический проект в принципе не может учитывать отрицательные последствия реализации своих идеалов, ибо он призван мобилизовать массы на достижение этих идеалов и поэтому должен сулить им златые горы.
  • Идея иерархии априори исключает различие личных достоинств индивидов.
  • Избегай быть жертвой твоих врагов и избегай того, чтобы они были твоими жертвами.
  • Искренность - это форма поведения, а не добродетель.
  • Истина о жизни не может быть выражена какой-то одной формулой и даже одной концепцией. Истина о жизни может быть достигнута лишь в борьбе различных, часто взаимоисключающих мнений. И дело тут даже не в том, чтобы в результате обсуждения или спора прийти к некоей окончательной истине. Дело в том, что сам процесс обсуждения и спора и есть процесс жизни самой истины.
  • Истину говорят одиночки. Если многие разделяют твои убеждения, значит, в них есть удобная дли них идеологическая ложь.
  • История идёт так, что идеи выдвигают одни, реализуют их другие, а плодами пользуются третьи.
  • История повторяется. Один раз как трагедия, а другой раз как катастрофа.
  • История подобна реке: она течёт туда, куда можно течь.
  • Каким бы ни был альянс искусства и политики, он рано или поздно обнаружит себя как мезальянс.
  • Когда есть что сказать, форма не играет особой роли. Она приходит сама собой. Причём адекватная содержанию.
  • Когда людей насилуют, им кажется, что они способны на многое. Дай им свободу, и всем станет ясно, что они неспособны ни на что.
  • Либерализм вырастает из сопротивления власти в массе населения.
  • Лист истории засиживают не слоны, а мухи.
  • Ложь есть абсолютно необходимая форма приспособления индивидов к условиям своей социальной среды. Человек, не умеющий лгать в общении с другими, есть существо не социабельное. Без лжи невозможен никакой социальный расчёт, без которого вообще нет социальной формы жизни.
  • Любой независимый крупный талант самим своим проявлением обречён на социальные акции.
  • Люди больше страдают не столько от своих пороков, сколько от того, что им мешают предаваться им.
  • Люди не властны выбирать тип общества, который образуется в новых условиях, созданных в результате их совокупной деятельности, и чем грандиозней перемены, тем они менее управляемы.
  • Люди не есть "совокупность общественных отношений", а они сами суть продукт истории и как таковые обладают такими свойствами, которые не зависят ни от каких социальных преобразований.
  • Марксизм - не догма, а руководство к ней. Идеология действительно играет роль руководства к действию, но лишь в догматической форме.
  • Марксизм, будучи идеологией, а не наукой, неуязвим для научной критики.
  • Масштабы учёного определяются тем, как много людей он ввёл в заблуждение и насколько долго.
  • Мелкие успехи никогда не ведут к крупной победе. Крупная победа складывается только из поражений.
  • Мир сам по себе сер и прост. Сложность мира есть только нагромождение и путаница из простого. Мир не содержит в себе мистической тайны. Последняя должна быть привнесена в него извне.
  • Можно жить с тайными пороками, но нельзя жить с тайными добродетелями. Порок сам себе есть вознаграждение. Добродетель же ищет вознаграждения вовне.
  • Наличие оппозиции есть признак правового общества. И отсутствие оппозиции есть признак того, что общество бесправно.
  • Народ несёт полную ответственность за деятельность своего руководства. Он соучастник всех его добрых и злых дел. Начальство у нас народно, а народ начальственен.
  • Насилие в современном государстве есть равнодействующая свободных воль, а не злой умысел тиранов.
  • Науку терпят лишь в той мере, в какой за её счёт может жить лженаука.
  • Начиная с некоторого момента любые решения руководства по поводу некоторой проблемы имеют один и тот же результат. Например, решение сократить штаты с таким же успехом ведёт к его увеличению, как и решение их увеличить.
  • Начиная с некоторого уровня руководитель становится лишь символом большой группы лиц, стоящих у власти.
  • Наш язык, сложившийся под влиянием нашей литературы и западной культуры прошлых столетий, нуждается в основательной переработке для того, чтобы можно было более или менее строго разговаривать о наших сегодняшних проблемах и хотя бы чуть-чуть понимать друг друга.
  • Не бывает преступных эпох. Бывают трагические эпохи, в которые совершается много преступлений.
  • Невежественный, глупый, бесчестный, бездарный человек является скотиной вследствие невежества, глупости, бесчестности, бездарности. Образованный, умный, честный, талантливый человек становится сверхскотиной вследствие образования, ума, честности, таланта.
  • Несвобода всегда начинается с облегчения и соблазна.
  • Ничто не является таким прочным в истории, как то, что не имеет внутренних основ, - мифы, религии, предрассудки.
  • Человек знает, что такое добро и что такое зло, и становится тем, что он есть в нравственном отношении, по собственной воле и по собственному желанию. Нельзя стать злодеем по принуждению или по неведению. Если человек - негодяй, он хотел стать таким и приложил к тому усилия.
  • Общие законы мира суть лишь соглашения о смысле слов. Общие законы общества суть лишь правила поведения, изобретаемые людьми.
  • Обычно дело терпят лишь в той мере, в какой отсутствие или плохое его состояние угрожает существованию имитации этого дела.
  • Одно дело - прекрасные идеалы, и другое дело - их реальность. В реальности появляется то, что нельзя предусмотреть в идеалах. Идеалы возбуждают массы людей на определённые действия. Но что получается в результате этих действий, зависит прежде всего от объективных законов организации масс людей в большие человеческие объединения.
  • Оппозиция неоднородна и не имеет объединяющих интересов. Она состоит из либералов, стремящиеся к власти и воображающие, что они организуют жизнь лучше, чем консерваторы. Из деловых людей, недовольные тем, что плохо идут дела с чисто производственной точки зрения. Из лиц, недовольных тем, что в рамках данной системы они не могут развернуться и добиваться своих целей. Они хотят, а им не дают. Из творческой интеллигенции, не имеющей возможности реализовать себя из-за высших установок и усилий выражающих установки коллег... Все эти группы рядятся в благородные одежды и все они борются с теми, кто их пытается сорвать с них.
  • Основная трудность понимания общественных явлений состоит не в том, чтобы обнаружить какие-то сенсационные факты, собрать статистические данные или получить доступ к тщательно скрываемым тайнам государственной жизни, а в том, чтобы найти способ понимания повседневности.
  • Отношение идеологии к реальности характеризуется не понятиями истинности и ложности, а тем, насколько хорошо идеология служит цели обработки сознания людей в желаемом направлении.
  • Понимание не приходит без усилия и есть сопротивление заблуждениям, которые навязываются под видом чего-то само-собой разумеющегося.
  • Порядочный человек отличается от подлеца тем, что, делая те же подлости, что и подлец, не испытывает от этого удовольствия.
  • Посредственность не может добиться больших успехов в творчестве, но может добиться больших успехов в смысле званий, почёта, денег.
  • Правда о прошлом возможна только тогда, когда она не вызывает эмоций. Если прошлое вызывает эмоции, оно непознаваемо.
  • Превращение марксизма в господствующую государственную идеологию сопровождалось превращением диалектики из орудия познания сложных явлений действительности в орудие идеологического жульничества.
  • Предводителем крыс не может быть лев. Предводителем крыс может быть только крыса.
  • Предоставленное самому себе и действию социальных законов право имеет тенденцию к разработке таких систем юридических норм, в которых неопределённость становится принципом.
  • Преодолевая сопротивление профессиональной среды и общей традиционности, человек постепенно принимает форму, приближающуюся к стандартам индивида этого общества. Иначе он не продавится сквозь дырочки в преградах.
  • Проблема заключается не в том, как построить земной рай, а в том, как жить в этом раю.
  • Прогресс изобретается, а не открывается как нечто заложенное в природе общества. Прогресс противоестественен и противозаконен.
  • Прогресс общества - это в значительной мере процесс изобретения средств, ограничивающих и регулирующих действие социальных законов.
  • Прогресс общества есть борьба против своего нормального состояния.
  • Разбросанные в пространстве и во времени фрагменты истории не являются историей чего-то одного, как бы эти фрагменты не упорядочивались теоретиками. Упорядоченный ряд возможных состояний различных обществ не есть ряд последовательных этапов эволюции одного и того же общества.
  • Регулярно повторяющийся фарс и есть трагедия.
  • Род человеческий живёт за счёт того, что в нём время от времени появляются точки роста, выдающиеся из массы людской отростки необычного.
  • Самую глубокую основу всех мерзостей образует не безнравственность средних и худших представителей рода человеческого, а ущербная нравственность его лучших представителей.
  • Самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны за кулисами политической сцены, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни. В сенсационных сочинениях, разоблачающих некие скрытые пружины общественной жизни, содержится истины не больше, чем способен заметить здравомыслящий ум в самых заурядных житейских делах.
  • Слово не есть начало дела. Начало дела есть дело.
  • Социальный прогресс отчасти состоит в том, чтобы формировались индивиды, выполняющие более сложные функции, но имеющие более простое внутреннее (духовное) строение.
  • Способные, у которых нет возможностей и мужества реализовать свои способности, способны на любую пакость. Они мечутся и уничтожают всё, что может служить укором их совести.
  • Ставить проблемы важнее, чем их решать. Решённые проблемы исчезают в прошлое, поставленные рождают будущее.
  • Степень свободы определяется тем, в какой мере общество способно допустить фактическую свободу в отношении действий людей, считаемых оппозиционерами.
  • Страх правды в наше время есть страх не перед неведомым, а перед очевидно ведомым. Люди боятся самих себя, так как знают, кто они.
  • Страх смерти не имеет ничего общего с жаждой жизни. Тот, кто на самом деле жаждет жить, не боится смерти. Ожидающий смерти боится её.
  • Сумма жизни равна множеству нереализовавшихся возможностей и одной реализовавшейся нелепости.
  • Суть проблемы рабства состоит не в том, почему людей заставляют становиться рабами, а в том, почему они позволяют превращать себя в рабов.
  • То, что в политике называется беспринципностью, есть фактический принцип, согласно которому можно декларировать любые официальные принципы в зависимости от обстоятельств.
  • Наличие убеждений у человека есть признак его интеллектуальной недоразвитости. Убеждения суть лишь компенсация за неспособность быстро и точно понять явление в его конкретности. Это априорные установки на то, как поступать в конкретной ситуации без понимания её конкретности.
  • Человек с убеждениями не гибок, догматичен, зануден и, как правило, глуп. Но чаще убеждения не влияют на поведение людей. Они лишь украшают тщеславие, оправдывают нечистую совесть и маскируют глупость.
  • Умирание есть естественный процесс. А раз так, то если он проходит правильно, он должен доставлять умирающему удовольствие.
  • Фактически существующее право содержит норму и систему оговорок, позволяющую её обходить, т.е. завуалированная форма бесправия. Оно есть право, пока не угрожает власть имущим. Но как только появляется намёк на такую угрозу, оно превращается в форму бесправия.
  • Целое никогда не складывается из отдельных эпизодов. Оно лишь распадается на эпизоды, оставаясь при этом единым и неповторимым. Оно исчезает, оставив после себя, как развалины, отдельные эпизоды. И если хочешь его описать, бери его сразу и целиком, а не постепенно и по кусочкам.
  • Цивилизация вообще вырастает из сопротивления коммунальности и в своей основе есть прежде всего защита человека от самого себя.
  • Цивилизация, т.е. право, мораль, гласность, религия, гуманизм и пр., вырастает из сопротивления коммунальности, из защиты человека от прочих людей и от власти их объединений.
  • Человек выделился из животного мира благодаря каким-то уклонениям от биологических норм, а вся история цивилизации обязана своим прогрессом людям, которые были уклонением от общепринятых норм.
  • Чем глубже и серьёзнее социальные идеи, тем менее явно они проникают в сознание людей, чем поверхностные и конъюнктурные.
  • Чем ничтожнее творчество, тем мучительней муки творчества.
  • Чтобы иметь в науке учеников, надо иметь власть, т.е. способность устроить их и накормить.
  • Цель и функция идеологии - не познание реальности, не образование, а формирование у людей определённого и заранее планируемого способа мышления и поведения, формирование сознания людей и управление ими путём воздействия на их сознание.
  • Идеология извращает реальность, но она это делает не в силу дурных намерений и глупости, а в силу своей роли в жизни людей. Задача идеологии - приучить людей сходным образом думать о каких-то явлениях реальности и совершать какие-то поступки под воздействием такого понимания. А для этого реальность должна быть соответственным образом отражена.