Зимняя немецкая форма 2 мировой войны. Вооруженные силы США

Войска СС относились к организации СС, служба в них не считалась государственной, пусть и приравнивалась законодательно к таковой. Военная униформа солдат СС достаточно узнаваема по всему миру, чаще всего с самой организацией ассоциируется именно эта черная форма. Известно, что униформу для служащих СС во время Холокоста шили пленники концлагеря «Бухенвальд».

История военной формы СС

Первоначально солдаты войск СС (так же «ваффен СС») облачались в серую форму, предельно схожую с формой штурмовиков регулярной немецкой армии. В 1930-м была введена та самая, всем известная, черная форма, которая должна была подчеркнуть отличие войск от остальных, определить элитарность подразделения. К 1939-му году офицерами СС была получена белая парадная форма, а с 1934-го года была введена и серая, предназначенная для полевых сражений. Серая военная форма отличалась от черной только цветом.

Дополнительно военнослужащим СС полагалась черная шинель, которую, со вводом серой униформы сменила двубортная, соответственно, серого цвета. Офицерам высоких рангов позволялось носить шинель расстегнутой на три верхние пуговицы, чтобы были заметны цветные отличительные нашивки. Следом это же право (в 1941-м году) получили и кавалеры Рыцарского креста, которым позволялось демонстрировать награду.

Женская униформа ваффен СС состояла из серых жакета и юбки, а также черной пилотки с изображением орла СС.

Был так же разработан парадно-выходной клубный китель черного цвета с символикой организации для офицеров.

Нельзя не отметить, что на деле черная форма была униформой конкретно организации СС, а не войск: право носить эту форму имели только члены СС, переведенным военнослужащим Вермахта использовать ее не позволялось. К 1944-му году официально было отменено ношение этой черной униформы, хотя фактически уже к 1939-му она использовалась только в торжественных случаях.

Отличительные признаки нацистской формы

Форма СС имела ряд отличительных признаков, которые легко вспоминаются и сейчас, уже после расформирования организации:

  • Эмблема СС в виде двух германских рун «зиг» использовалась на знаках отличия униформы. Руны на форме позволялось носить только этническим немцам — арийцам , иностранные члены ваффен СС не имели права использовать данную символику.
  • «Мертвая голова» — первое время на кепи солдат СС использовалась металлическая круглая кокарда с изображением черепа. Позже использовалась на петлицах солдат 3-го танкового дивизиона.
  • Красная нарукавная повязка с черной свастикой на белом фоне носилась членами СС и значительно выделялась на фоне черной парадной униформы.
  • Изображение орла с распростертыми крыльями и свастикой (бывшего гербом фашистской Германии) со временем заменило черепа на кокардах фуражек и стало вышиваться на рукавах униформы.

Камуфляж ваффен СС отличался от камуфляжа Вермахта рисунком. Вместо принятого дизайна узора с нанесенными параллельными линиями, создающими так называемый «эффект дождя», применялись древесные и растительные рисунки. С 1938-го года были приняты следующие элементы камуфляжа униформы СС: камуфлированные куртки, двусторонние чехлы для касок и маски для лица. На камуфляжной одежде необходимо было носить нашивки зеленого цвета, обозначающие звание на обоих рукавах, правда, по большей части это требование не соблюдалось офицерами. В походах так же использовался набор нашивок, каждая из которых обозначала ту или иную воинскую квалификацию.

Знаки различия на форме СС

Звания солдат ваффен СС не отличались от званий служащих Вермахта: различия имелись только по форме. На униформе использовались такие же отличительные знаки, как погоны и расшитые петлицы. Офицеры СС носили знаки отличия с символикой организации как на погонах, так и в петлицах.

Погоны офицеров СС имели двойную подложку, верхняя различалась по цвету в зависимости от рода войск. Подложка была окантована серебристым шнуром. На погонах располагались знаки принадлежности к той или иной части, металлические или вышитые шелковыми нитками. Сами погоны изготавливались из серого галуна, тогда как их подкладка была неизменно черная. Шишечки (или «звездочки») на погонах, призванные обозначать звание офицера, были бронзовыми или позолоченными.

На петлицах изображались рунические «зиги» на одной, и знаки различия по званиям на другой. У служащих 3-й танковой дивизии, которая была прозвана «Мертвой головой» вместо «зиг» располагалось изображение черепа, которое прежде носилось в виде кокарды на кепи эсэсовцев. По краю петлицы окантовывались шелковыми шнурами крученого вида, а у генералов покрывались черным бархатом. Им же подбивались и генеральские фуражки.

Видео: форма SS

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Военная форма всегда имела и имеет некоторое сходство с обычной гражданской одеждой, носимой в данное время. В тех государствах, где имелось кастовое устройство, одежда касты Воинов была и обмундированием войска. Вообще говоря, первоначально каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на войну в том платье, которое носил постоянно; доспехи специально воинские были весьма примитивны и разнообразны. Однако стремление отличать свои войска от неприятельских по возможности издали приводило уже в давние времена к тому, что вооружённые силы старались иметь одноцветную одежду или по крайней мере отличительные знаки при разнообразной одежде. Если какой-либо род войска имел значение постоянного и почетного, он получал и отличительные знаки своего достоинства (напр. отряд «бессмертных» или гвардия персидских царей). Правильное обмундирование, по мнению военных историков, получило начало в Спарте, но это было лишь последствием своеобразного устройства всего спартанского быта: регламентация, предписывавшая правила умывания, расписание блюд за обедом и т. п., не могла не коснуться такого важного события, как выступление на войну, и не предусмотреть цвета одежды, наиболее удобного для этой цели, - и спартанцы избирают красный цвет, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна и не смущала малодушных.


Удобство однообразного обмундирования не могло не быть осознано и другими греками, а за ними и римлянами. Римские легионы имеют нечто вроде формы обмундирования в современном смысле: одежду белого цвета, однообразное вооружение и доспехи, а на шлемах разноцветные, отличающие легион от легиона перья. В Средние века войска, собственно говоря, не было, так как оно составлялось из вассалов и их оруженосцев и ратников; о каком-либо однообразии в форме обмундирования не могло быть речи, но каждый носил отличительные знаки своего господина; покрой одежды также был приблизительно одинаковый, в зависимости от звания.

военная форма 2 мировой войны

Одежда богатых баронов и их слуг отличалась роскошью, которая была предметом соперничества между ними. Под военной Формой в то время собственно следует понимать военные доспехи, в которых выходили в бой. Позже, при появлении наемных отрядов, замечается стремление со стороны их начальников одеть свои дружины однообразно; по цвету, преобладающему в их костюме, эти банды получали иногда и свои названия. В начале нового времени постепенно заводятся постоянные армии, содержание которых во всех отношениях ложится на правительство.

Конец XVII и весь XVIII век ознаменовались долгими и кровопролитными войнами между главнейшими государствами Европы; на войско в это время было обращено большое внимание. Это отразилось и на Форме обмундирования войск, которые, особенно в гвардии, становились баснословно красивы, неудобны и дороги. Наибольшей роскошью отличались форма во Франции и государствах, находившихся под её влиянием. Скромнее других были обмундированы прусские и шведские войска. Французская революция и войны, последовавшие за ней, а затем постоянный рост армий под влиянием развития милитаризма повлекли за собой упрощение и удешевление формы обмундирования. В настоящее время везде заметно желание привести Форму к тому, чтобы она была удобна, прочна, легко пригоняема, удовлетворяла климатическим условиям и не сильно обременяла солдата уходом за нею. Наиболее красивые и разнообразные из форм во всех государствах принадлежали кавалерии, местные же и вспомогательные войска имеют самую скромную. Форма обмундирования должна удовлетворять условию отличимости одной части войск от другой, чтобы принадлежность военнослужащего к его части была совершенно очевидна; это необходимо как для поддержания дисциплины, так и в видах развития солидарности между чинами одной части. Более чем когда-либо необходимо обмундирование войска с тех пор, как провозглашен принцип, что воюют государства посредством их вооружённых сил, а не все население. Требование, чтобы враг был открытый, обязывает воюющих носить форму, издали отличающую их от мирных жителей и в то же время имеющую особенности, которые не могли бы быть скоро и удобно скрываемы. Народное ополчение может носить и неоднообразную Форму, но должно иметь отличимые по крайней мере на расстоянии выстрела значки

Откуда пошел миф, что форма эсэсовцев во время Второй мировой войны была исключительно черного цвета? Ведь это было далеко не так. Специалисты грешат на легендарный фильм режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", где почти вся форма эсэсовцев была черного цвета. Видимо, это было нужно постановщикам фильма в художественных целях.

Западные исследователи утверждают, что нацистская униформа сделалась фетишем и центральным символом в спектаклях, кабаре, фильмах, порнографии, моде и половых извращениях. Достаточно назвать нашумевший фильм Лилианы Кавани "Ночной портье", где униформа оттеняет рассказанную любовную историю. По мнению профессора австралийского университета Дженнифера Крейка, "форма, задуманная для того, чтобы слепить новую нацию и "чистую расу", стала в народной культуре символом нечистоты, извращения и жестокости".

Для начала необходимо уяснить себе один простой факт — организация СС имела трехчленную структуру и состояла из Общих СС (Allgemeine SS), частей СС "Мертвая голова" (SS-Totenkopfstandarten) и особых военизированных эсэсовских подразделений, находящихся на казарменном положении (SS-Verfügungstruppe). Две последние, наряду с "Лейбштандартом Адольф Гитлер" (Leibstandarte-SS Adolf Hitler), составили костяк будущих войск СС (Waffen-SS). Просуществовавшая до 1945 года эта преступная организация до конца так и не успела реформироваться сама и, естественно, преобразовать свою униформу. Но было бы непростительным заблуждением считать эту униформу унифицированной и неизменной. Помимо этого исторического факта, напомним, что военная одежда состоит, как правило, из парадной, повседневной, полевой, летней и зимней формы.

Первоначально в СС носили форму, похожую на ту, что носили их конкуренты штурмовики. Отличие эсэсовцев от членов СА в форме было незначительным. В 1930 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер отменил старую коричневую форму и черные галстуки и ввел черную форму. Новые черные мундиры (Schwarzer Dienstanzug der SS) носили с бриджами и с высокими до колена сапогами, а также офицерскими походными ремнями. Следующая реформа обмундирования СС была вызвана требованием правительства Веймарской республики в 1932 году распустить военизированные организации и запретить их членам носить военную и полувоенную форму.

7 июля 1932 года для членов СС были введены черные мундиры и фуражки, сшитые по лекалам художника и советника рейхсфюрера СС по "вопросам искусства" Карла Дибича (Karl Diebitsch), которому помогал штурмгауптфюрер (капитан) СС Вальтер Хекк (Walter Heck), который разработал эмблему в виде сдвоенной руны "зиг". Образцом при выборе, вероятно, послужил черный цвет формы прусских гусар "мертвой головы" (Totenkopfhusaren), которую последние носили с 18-го века и до 1910 года. Первоначально такую униформу надели исключительно офицеры СС, но к концу 1933 года она была уже у всех чинов.

Фактически черную форму перестали носить после 1939 года (с началом Второй мировой войны), когда начался массовый переход членов политической парторганизации Общих СС (Allgemeine SS) на серую форму одежды, кроме того, многие эсэсовцы поступили на военную службу, в том числе в войска СС (Waffen-SS), которые с 1937 года носили обмундирование защитного цвета. Главное отличие униформы СС — петлицы со стандартными рунами и тканая эмблема с орлом, нашитая не на правой стороне груди выше кармана, как у солдат вермахта, а на левом рукаве. В 1938 году появились погоны армейского образца с кантами разных цветов в зависимости от рода войск.

В самом начале мы упоминали, что в костюмерные советских киностудий вполне могли попасть экземпляры черной эсэсовской униформы, потому что в 1942 году большое количество комплектов черной униформы СС было передано частям вспомогательной полиции на оккупированных территориях СССР, с заменой эсэсовской символики и знаков различия. Остальные комплекты попали на Запад, где их передали членам местных эсэсовских формирований в оккупированных странах. Что касается женских подразделений СС, то у них была униформа, состоявшая из черной пилотки с орлом СС, серого жакета и серой юбки, а также чулок и туфель.

Самые наблюдательные телезрители давно заметили, что Штрилиц на экране появлялся и в элегантной серой униформе без вызывающей свастики на рукаве. В ней советский разведчик идет на прием к Гиммлеру. И правильно сделал, иначе не миновать штандартенфюреру разноса от рейхсфюрера и это стало бы "проколом" нашего агента. Типы в черной униформе исчезли не только с улиц немецких городов, но даже из здания РСХА. Люди отзывались о них язвительно, называя "черные СС", в отличие от бравых "белых СС", которыми гордились. Потому что они проливали кровь. Второй вопрос — за что?

Комплекты светло-серого обмундирования стали поступать в части усиления СС еще в 1935 году, но спустя три года ее дизайн был основательно переделан. Сохранив (за исключением цвета) покрой черной униформы, светло-серая вместо красной с черным кантом повязки с белым кругом со вписанной в него свастикой приобрела на левом рукаве выше локтя эсэсовского орла.

Такое изменение униформы предполагало придать членам СС более милитаризированный облик. Военная катастрофа на восточном фронте вызвала новую волну мобилизации и среди бюргеров, особенно инвалидов и раненых, отсиживающиеся в тылу эсэсовцы почтения не вызывали. Серый мундир обманчиво демонстрировал, что эти ребята тоже понюхали порох.

Фото: Алексей Горшков

Спецпроект WAS приурочен к 72-й годовщине капитуляции нацистской Германии. Изучите и сравните униформу пехоты семи армий, сражавшихся на европейском театре Второй мировой войны.

Андрей, 35 лет, инженер-наладчик лифтов

Форма: Вермахт, 1945 год

ЧТО НОСИЛИ

Это комплект формы образца 1940 года, но его можно было увидеть и в конце войны. В 1945 году в немецкой армии уже использовали форму разного времени. Снабжение было нарушено, и со складов выдавали все, что имели. Комплект недолго оставался в обиходе даже после войны, в оккупационных зонах до формирования ГДР и ФРГ.

Немецкая форма из шерстяного сукна считается жаркой для лета, зато она удобная. Осенью и ранней весной в ней гораздо лучше, чем в хлопчатобумажной гимнастерке Красной армии. В эти сезоны немцы находились в более выгодном положении.

ДЕТАЛИ

Кепи образца 1943 года поступили в Вермахт вместо пилоток. За образец были взяты головные уборы горных егерей. В отличие от пилотки, в кепи есть козырек для защиты глаз от дождя и солнца. Отвороты отстегиваются, чтобы закрыть уши и шею. Ближе к 1945 году модель упростили: отвороты стали ложными, декоративными.

В бою носили стальной шлем. У меня он образца 1942 года, тоже упрощенный для удешевления производства. К примеру, штамповка теперь без загибов на краях. И все-таки немецкий шлем лучше советского защищает уши и шею.

Цвет просветов на петлицах определял род войск. Зеленый (потом серый) просвет - знак пехоты. В артиллерии просветы были красного цвета. Шевроны рядовым не полагались.

На кармане - пехотный знак. Это не награда. Он выдавался за 10-15 суток, проведенных на фронте. По сути, это удостоверение участника боевых действий.

СНАРЯЖЕНИЕ

На спине у меня разгрузочная рама, которая крепится на портупейные ремни. Была введена в конце 1941-го, чтобы увеличить число носимых солдатом предметов. Ее можно совмещать с ранцем или использовать без него.

На раме закреплен бобовидный котелок (подобные до сих пор используют туристы) и секция плащ-палатки с палаточным набором: колышки, полустойки. Палатка собирается из четырех таких полотнищ. Под палаткой закреплена сухарная сумка, в которую могли положить все нужное для короткой боевой операции: набор для чистки винтовки, свитер, полотенце, мыльницу.


Культура никогда не существует самостоятельно, она не отделена, не отрезана. Культура всегда вписана в само общество. Есть политика, есть экономика, есть культура. Разные сферы жизни общества, но они всегда вместе и рядом, тесно связаны и порой запутаны. Если в обществе есть какая-то политическая система, в которой присутствуют свои цели и задачи, а главное идеи, то она обязательно породит и свою культуру. Это и литература, и искусство. Везде будет отпечаток тех идей, которые господствуют в обществе. Будь то строительство зданий, картины художников или мода. Моду тоже можно связать с политикой, сплести с идеей, привязать к пропаганде.



Военная мода. А почему бы и нет? Ведь самой красивой формой до сих пор считается именно форма Третьего Рейха. Форма от Hugo Boss . Сегодня Hugo Boss приносит извинения. Впрочем, у них неплохая компания: Volkswagen, Siemens, BMW. Они сотрудничали с фашистами, на их предприятиях в ужасных условиях работали пленные поляки и французы. Они форму. Форму для военных Третьего Рейха. Впрочем, тогда Hugo Boss ещё не были крупной компанией и известным брендом. Хьюго Фердинанд Боссович Блазе открыл свою мастерскую по пошиву одежды в 1923 году. Шил спецовки, ветровки, плащи преимущественно для рабочих. Доходы были не велики и портной Хьюго Босс понимает, что спасти его дело может только военный заказ. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию. Шил он и форму СС.



Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Его предки родом из Силезии, возможно, из польской. По образованию . Также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Этакий гений, талант, на службе у сил тьмы. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.


Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг»(руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА. А вместе с Карлом Дибичем создал униформу СС.


Вот такая история. История военной формы, которая имела своих дизайнеров.