Жрец мотылька как укусить. Прохождение всех квестов The Elder Scrolls V: Dawnguard и обзор дополнения

О том, как пить кровь в «Скайриме», задумываются многие игроки. Ведь при наличии соответствующей фракции (вампиры) должна быть и уникальная способность. И она есть. Подробнее пойдет речь в статье.

Об игре

Детище компании Bethesda радует поклонников по сей день разнообразием локаций, рас и противоборствующих сторон. Выбранный игроком путь вампира привносит в геймплей некоторую изюминку.

Принадлежность к фракции дает ряд преимуществ, но и накладывает определенные ограничения. В дополнении Dawnguard идея получила полноценное развитие: интересная квестовая цепочка с новыми персонажами и артефактами, а также уникальными локациями. Отдельное вампириное дерево перков позволяет прокачать способности Лорда Вампира.

Неизменным источником восполнения здоровья является питье крови. В «Скайриме», как и во многих играх, вампиры кусают за шею. После нападения важно скрыться незамеченным. В противном случае могут быть негативные последствия.

О том, как пить кровь

В «Скайриме» за вампира играть непросто. Чтобы превратиться в этого ночного жителя, нужно напасть на ближайшее обиталище и заразиться Сангвинаре Вампирис. Либо испить воды из Кровавого Источника в Красноводном логове (речь о дополнении Dawnguard).

Самый простой способ насытиться — пробраться ночью в дом, подойти к спящей жертве и нажать «E». В открывшемся меню будут две команды:

  • выпить кровь;
  • обчистить карманы.

Выбрав соответствующий вариант, игрок станет свидетелем сцены поглощения. Еще один способ, как выпить кровь в «Скайриме» — воспользоваться заклинанием «Обольщение Вампира», которое обездвиживает жертву на 30 секунд.

Обездвиженным NPC можно полакомиться даже средь бела дня. Не стоит этого делать в людных местах, ибо начнется паника. А в черте города Довакин рискует привлечь внимание стражников и очутиться в тюрьме.

Игровой мод питья крови в «Скайриме»

Фанатская модификация добавляет всем вампирам (включая Серану) кровавую жажду. Каждую ночь упырь должен будет идти на охоту, чтобы утолить потребность в пище.

Персонаж выбирает жертву и незаметно подкрадывается. Если NPC заподозрил что-то, вампир прикидывается обычным прохожим. Стоит отвести взгляд, вурдалак снова пытается напасть.

Будучи разоблаченным кем-то из свидетелей или самой жертвой, кровопийца оставит идею полакомиться и более не будет предпринимать попыток до следующей ночи.

В случае удачной охоты человек просто упадет и забудет все, что произошло. Мод вносит корректировки в систему боя: Серана кусает врага при малом количестве здоровья и сил.

Итог

Резюмируя, следует сказать, что жизнь вампира нелегка: то солнце печет, то жажда мучает. Потому есть вероятность излечиться и более не задаваться вопросом, как пить кровь в «Скайриме».

Исцеление возможно следующими способами:

  • помолиться у алтаря любого из девяти божеств (подходит, если Довакин заразился совсем недавно);
  • стать оборотнем, обратившись к Соратникам (Эйла Охотница с радостью заразит протагониста ликантропией);
  • найти некроманта Фалиона в Морфале, который проведет ритуал и исцелит заболевшего на любой стадии;
  • прописать консольную команду.

Предпоследний способ подходит и для Сераны, если по завершении сюжетной линии «Стражи Рассвета», герой захочет сделать прекрасную спутницу человеком.

  • Основная статья: Квесты (Dawnguard)

Пророк (ориг. Prophet ) — квест главной сюжетной линии фракции Стража Рассвета в дополнении The Elder Scrolls V: Dawnguard .

Краткое прохождение

  1. Поговорить с Израном и Сераной.
  2. Попытаться выяснить что-то о жреце Мотылька, приехавшем в Скайрим.
  3. Продолжить поиски, двигаясь по дороге на юг от Драконьего Моста.
  4. Обследовать место схватки.
  5. Вызволить жреца Мотылька из Укрытия Старейшин.
  6. Вернуться к Израну с докладом.

Прохождение

После прохождения квеста «Новый орден », вернувшись в форт, герою нужно обратиться к Израну за дальнейшими указаниями. Глава ордена попросит подняться на верхний этаж, где он хотел бы пообщаться с протагонистом наедине, так как в форт неожиданно пришла та самая девушка-вампир, которую страж-новичок пробудил от многовекового сна в крипте Ночной Пустоты и сопроводил до замка Волкихар. Изран очень недоволен присутствием вампира в обители ордена, но хочет узнать, для чего она, рискуя жизнью, пришла сюда.

Серана расскажет о Древнем свитке, и о том, что грядут большие перемены, если кто-нибудь не остановит её отца — лорда Харкона, главу клана Волкихар. Древнее пророчество гласит о временах, когда вампиры больше не будут бояться солнца и станут хозяевами всего мира. Из речей вампирши становится ясно, что Харкон хочет погасить солнце. Также известно, что Древний свиток, который Серана принесла с собой, и который сможет пролить свет на эту тайну, может прочесть только жрец Мотылька. На этом разговор с Сераной перебьёт Изран, сказав, что несколько дней назад в Скайрим прибыл некий имперский учёный, и просит осведомиться о нём у трактирщиков и извозчиков, а Серана предположит, что его можно найти в Коллегии Винтерхолда, так как им нет равных по вопросам магии и истории. Начиная с этого момента, Серана станет компаньоном Довакина, и вместе с ней герою предстоит отправиться на поиски.

Обратиться с расспросами можно к кому угодно, все скажут, что жрец отправился в Драконий Мост, туда же предстоит отправиться и герою. Расспросив у местных жителей или стражников о жреце, можно узнать, что один учёный во главе отряда солдат прошёл, не останавливаясь, через поселение и отправился на юг.

Отправившись по этому пути, герой наткнётся на разбитую повозку с трупами вокруг. Среди них есть вампир, обыскав которого, можно найти записку — приказ об организации засады и о том, что переправить жреца для допроса необходимо в Укрытие Старейшин. Записка подписана неким Малком.

Дальше предстоит найти пещеру Укрытие Старейшин — её будет достаточно просто обнаружить по оставленным следам крови на дороге. В пещере будут находиться несколько вампиров во главе с Малком, с которым, как и с другими обитателями пещеры, герою и предстоит сразиться. Тут же находится магический барьер, за которым заключён жрец. Обыскав Малка, протагонист найдёт странный камень «Вейстоун-фокус», с помощью которого можно рассеять барьер.

Оказавшись на свободе, жрец сразу же нападёт на протагониста, и тому ничего не останется, кроме как атаковать его в ответ. Когда полоска его здоровья окажется на нуле, он попросит о пощаде. Поговорив с ним, герой узнает о магических чарах, наложенных вампирами на него, и о том, что он потерял над собой контроль и что, собственно, дрался с героем не он. Далее он нам представится как Дексион Ивик, жрец Мотылька, после чего нужно рассказать ему о Древнем свитке, и жрец сразу же вызовется помочь. Конечная цель путешествия — форт Стражи Рассвета: нужно объяснить Дексиону, куда идти, и отправиться туда же докладывать Израну об успехе в поисках.

В форте Изран встретит Довакина, удивляясь, насколько быстро тот смог отыскать жреца, и доложит, что Свиток был передан Дексиону, и тот ожидает команды. К беседе присоединится сам Дексион, и после короткого разговора можно попросить его прочесть свиток. По его словам, в свитке упоминается некий лук Ауриэля, но самое главное то, что это всего лишь окончание пророчества; существует ещё несколько свитков.

Первый содержит древние тайны драконов, а второй рассказывает о силе древней крови
— Дексион Ивик

Ему необходимы оставшиеся два свитка для того, чтобы полностью прочесть пророчество. На этом квест завершается.

Баги

  • Возможен баг, при котором жрец стоит не внутри поля, а снаружи, и доступен для диалога. В этом случае снимать барьер не нужно, иначе Дексион будет нападать всё время, что приведёт к невозможности дальнейшего прохождения.
    • Решение 1: загрузить сохранение, сделанное до входа в Укрытие Старейшин.
    • Решение 2: применить на жреца какое-либо заклинание успокоения школы магии «Иллюзия». Сложность заклинания, которое подействует на Дексиона, зависит от уровня персонажа игрока.
    • Решение 3 PC : открыть консоль, кликнуть по Дексиону Ивику и ввести команды removefromallfactions и setav aggression 0 .
    • Решение 4: ударить Дексиона Ивика мечом. Пруф?
  • Возможен баг, при котором после разговора с Ираном задание не засчитывается, когда должно перейти на Дексиона.
    • Решения нет, нужно загрузить прошлое сохранение

Когда справитесь с заданием по части гематитовой чаши, прохождение Dawnguard продолжится новым квестом - нужно будет отправиться к лорду Харкону для начала, увидите, что тот подготовил речь для своего клана насчет пророчества тирании солнца и о том, что для расшифровки Древнего Свитка потребуется найти Жреца Мотылька, известного в своих кругах пророка из Сиродила. Лорд предложит допросить насчет Жреца извозчиков и трактирщиков.

В то же время его дочь Серана предлагает обратиться за нужной информацией к Коллегии Винтерхолда. Информация будет и там, и там, а после ее получения нам неизбежно придется отправиться в Драконий Мост. Получив информацию от жителей и стражи, выясните, что Жреца в поселке уже нет, отправляйтесь вслед за ним в южном направлении. За большим каменным мостом увидите пострадавшую от нападения повозку, а также вокруг нее будут лежать бездыханные тела.

Обыщите тело вампира, увидите заметку о том, что на Драконьем мосту готовилась засада. Наше прохождение Dawnguard продолжится тем, что нужно вытащить Жреца Мотылька из рук похитителей, которые намерены сломать его волю, целевое место - Укрытие предков, следуем к этой пещере, пройдя от повозки в восточном направлении, потом переберитесь через речку, среди валунов со скалами обнаружите тесный проход. Проход этот выведет вас на балкон из камня.

С балкона открывается вид на голубой магический купол - в нем заточен наш искомый Жрец, правда, он охраняется бойцами Стражи Рассвета, которые успели для полного счастья еще и убить главаря похитителей - вампира Малкуса. Перебейте всех врагов, обыщите тело Малкуса, найдете у него сердцевину, которая позволит вам снять барьер (нужно подняться к пульту и вставить сердцевину). Освобожденный пленник набросится на нас, придется отбиваться, раз у него помутневший рассудок.

Здравый рассудок позволят вернуть успешно проведенные по нему удары, после нескольких хороших тумаков тот наконец-то придет в себя, а мы продолжим прохождение Dawnguard, применив на пленника талант "Обольщение вампира". После нужно превратить его в своего трэлла - достаточно лишь укусить в шею. Теперь он уже никуда не денется - он сделает все, что требуется, так что прикажите ему идти в замок Волкихар.

Прибыв туда и сами, поговорите с Харконом об успешно проведенной операции, после чего вынудите Жреца прочесть Древний Свиток. Из свитка получим информацию, что для воплощения пророчества в жизнь потребуется найти еще два таких же свитка, те позволят узнать местоположение легендарного оружия - Лука Ауриэля. Собственно, теперь наша цель - добыча тех самых свитков, они называются Кровь и Дракон.