Жены фараонов Древнего Египта. Эхнатон и Нефертити

Нефертити — это красивейшая и счастливейшая египетская царица, любимая и единственная жена фараона Эхнатона. Раскопки, которые были проведены в XX веке, привели к тому, что вокруг имении Нефертити легенд стало все больше. Но есть и достоверные сведения о ее жизни, любви и смерти.

Нефертити - одна из самых известных Древне Египетских цариц


Принято считать, что Нефертити не была египтянкой. Она была родом из Месопотамского государства Митанни, страны ариев. Можно даже сказать, что в Египет она явилась от самого Солнца, ведь ее народ — арии — поклонялись Солнцу. Как только на египетской земле появилась 15-летняя принцесса по имени Тадучепа, появился и новый бог — Атон.

Нефертити стала женой фараона Аменхотепа III, однако этот брак был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там ее назвали Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. Когда фараон умер, Нефертити по наследству досталась его сыну Аменхотепу IV. Стоит отметить, что фараон не сразу полюбил красавицу. Однако спустя некоторое время это произошло, в результате чего молодой фараон решил распустить гарем отца и объявить жену своей соправительницей.

Супруга Нефертити иногда изображали слабым, странным и болезненным юношей, который стремился к равенству, миру и дружбе между людьми и разными народами. Именно Аменхотеп IV провел религиозную реформу, на которую не решался ни один из правителей, занимавших престол в Египте.

Был построен огромный храм Атона из белого камня. Новая столица Египта была заложена в долине между Фивами и Мемфисом. Город назывался Ахетатон («Горизонт Атона»). Супруга фараона сыграла в этом событии немалую роль, она была вдохновительницей. Самого фараона стали называть Эхнатоном, что значит «угодный Атону», а Нефертити — «Нефер-Нефер-Атон». Переводится это имя очень красиво — прекрасная красотой Атона, или ликом подобная солнцу.

Археологам из Франции удалось восстановить облик Нефертити: черные брови, волевой подбородок, полные, изящно изогнутые губы. Фигура царицы была достаточно хрупкой и миниатюрной, прекрасно сложенной. Носила она дорогие одежды , чаще всего белые прозрачные платья из тонкого полотна. Излюбленным головным убором ее был высокий синий парик, обвитый золотыми лентами и уреем, который был символом ее связи с грозными богинями, дочерьми Солнца. Нефертити воспевалась как нежная красавица, любимица Солнца, несущая мир всему на свете.

Как оказалось жизнь царя и царицы не была безоблачна. У Нефертити была соперница


Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца» и желал ей жить «вечно-вековечно». Считалось, что у Эхнатона и Нефертити была идеальная семья, что они прожили в семейном счастье до самой смерти. Этот миф стал всемирным. Однако археологи все же докопались до трагедии, которой была омрачена жизнь прекрасной Нефертити. Оказалось, что у нее была соперница. Как им удалось это выяснить? Конечно же, в этом им помогли иероглифы и изображения на каменных плитах. Дело в том, что царь и царица обычно изображались как неразлучная пара. Они были символами взаимного уважения, вместе встречали знатных гостей, вместе молились диску Солнца, раздавали подарки подданным. А в 1931 году в Армане французы обнаружили таблички с иероглифами, на которых имя Нефер-Нефер-Атон кто-то тщательно соскреб, имя фараона было оставлено.

Потом находки стали еще более удивительными. Например, была найдена известковая фигура дочери Нефертити с уничтоженным именем матери, а также профиль самой царицы, у которой царский головной убор был залеплен краской. Только фараон мог приказать сделать это. Исходя из всего этого, египтологам ничего не оставалось, как предположить о том, что в доме фараона произошла драма. Семья распалась. Произошло это за несколько лет до смерти Эхнатона. Нефертити была изгнана из дворца. Она поселилась в загородном доме и воспитывала мальчика, который должен был стать мужем ее дочери — будущего .

Место под изображениями царственной четы не стало пустовать. Там появилось другое женское имя — Кийа. Именно так и звали соперницу Нефертити. В 1957 году археологи обнаружили и изображение новой царицы, у которой было очень юное лицо, широкие скулы, правильные дуги бровей, взгляд был невозмутим. Удивительно, но за год до смерти Эхнатон удалил и эту свою жену.

Нефертити прожила в изгнании до восшествия на престол Тутанхамона. Она умерла в Фивах. А когда умер Эхнатон, жрецы Египта поспешили вернуться к старому богу. Имя Нефертити было проклято вместе с богом Атоном.

Согласно другой версии жизни Нефертити, царица предстает в совершенно другом образе. Она опытная в любви, сластолюбивая и жестокая. Эта Нефертити рассказывала влюбленному в нее юноше басню о женщине, которая не хотела быть «презренной». Поэтому за свою любовь она потребовала, чтобы влюбленный отдал ей все, что имеет, прогнал жену, убил детей и бросил их тела собакам. Царица воплощала в жизнь сюжет басни. Она прогнала несчастного. Эта Нефертити сама раздувала огонь вражды в своем муже Эхнатоне, она его ненавидела и желала смерти. Каждый год она рожала ему дочерей, обвиняя его в том, что это он не может иметь сына.

Каждый, кто хоть раз видел ее изображение, уже никогда не забудет прекрасную египетскую царицу. Ее лицо, изысканное и одухотворенное, до сих пор считается эталоном красоты, вдохновляя многих на сочинения легенд о его обладательнице. Прошло три с половиной тысячелетия, пески времени давно поглотили страну, которой она правила, превратив в прах все, что ее окружало, но, извлеченная из небытия, Нефертити снова властвует над миром.


В декабре 1912 года сотрудники археологической экспедиции Германского Восточного общества под руководством профессора Людвига Борхарда, уже несколько лет раскапывавшей окрестности египетской деревушки Эль-Амарна, разбирали древний мусор, найденный в одном из домов. Неожиданно среди песка и черепков они увидели лицо - великолепно сохранившийся (лишь было разбито одно ухо и отсутствовал левый зрачок) бюст женщины, совершенной в своей красоте, изящности линий и живости черт. На прекрасную незнакомку сбежались посмотреть все члены экспедиции - многие потом признавались, что позже красавица не раз являлась им во сне.
В тот день профессор Борхард записал в своем дневнике: «Она дышит жизнью... Это невозможно описать словами, это надо видеть». Как оказалось, это было изображение Нефертити, прекрасной царицы XVIII династии. Позже в том же доме - как считается, мастерской скульптора Тутме-са - были найдены еще несколько изображений Нефертити, а также ее дочерей и мужа - фараона Эхнатона.

Лишь левый глаз статуи так и не был найден: позже установили, что его никогда не было. Считается, это свидетельствует о том, что портрет прижизненный: по обычаю второй глаз статуе должны были вставить лишь после смерти, вселив в нее таким образом душу умершей.
В то время - да и сейчас - Египет позволял иностранным делегациям проводить раскопки на своей территории лишь с условием, что половина всех найденных сокровищ, причем на усмотрение египетской стороны, останется в стране. Но профессор Борхард так не хотел расставаться с бюстом царицы, что прибег к хитрости: он показал инспектору из службы охраны древностей Гюставу Лефевру снимок бюста, сделанный при плохом свете и с невыгодного ракурса, да к тому же указал в документах, что тот выполнен из гипса, а не из известняка. Невыразительная, судя по фотографии, работа не заинтересовала Лефевра, и бюст был беспрепятственно вывезен в Берлин.
В 1920 году он был подарен Берлинскому музею, и с тех пор началась всемирная слава Нефертити, не угасающая до сих пор.
Возможно, свою роль в ее известности сыграл стиль арт-деко, зарождающийся в то время: лаконичные чистые линии и яркие цвета как нельзя лучше отвечали требованиям времени.
С тех самых пор бюст Нефертити, наряду с маской Тутанхамона, силуэтами пирамид и обликом Сфинкса, символизирует для нас высокую культуру Древнего Египта.


Интерес к статуе закономерно вызвал и интерес к судьбе изображенной женщины - царицы Нефертити. Однако долгое время археологам удавалось найти о ней лишь отдельные упоминания, да и сейчас о Нефертити известно слишком мало, чтобы можно было однозначно судить о ее биографии. Между тем неослабевающее желание публики знать о древней красавице как можно больше побуждало историков сочинять одну версию ее жизни за другой - и теперь из имеющихся десятков вариантов каждый может выбрать версию себе по вкусу.
Ее имя традиционно переводят как «красота пришла». О ее происхождении мало что известно точно. Одни исследователи считают, что ее настоящее имя - Таду-хиппа, и она была дочерью царя государства Митанни - Тушратты, которую выдали замуж за Аменхотепа III В Египте девушка, по традиции, приняла новое имя, которое достаточно ясно говорит о том, что его носительница иноземного происхождения. После смерти мужа молодая вдова, согласно обычаю, стала супругой его сына Аменхотепа IV, со временем добившись положения главной жены.
Другие считают, что Нефертити - чистокровная египтянка и ее родителями были Эйе, один из ближайших сподвижников фараона Аменхотепа III, и его жена Тии - кормилица Аменхотепа IV. По крайней мере, царевна Мутнеджмет, младшая сестра Нефертити, открыто называет Тии матерью. Они происходили из города Коптоса, и их предки были жрецами. Существует также предположение, что Эйе был братом Тийи - главной и любимой жены Аменхотепа III. Тий (Тия или Тейе) имела огромное влияние на своего супруга: она играла при его дворе очень заметную роль, вместе с мужем принимая участие во всех дворцовых церемониях и праздниках, а также сопровождая его в поездках по стране. Сторонники египетской версии происхождения Нефертити считают, что именно Тий избрала ее в жены для своего сына: девушка происходила из приближенной ко двору семьи и к тому же отличалась необыкновенной красотой.

Юный Аменхотеп IV, восшедший на трон приблизительно в 1351 году до нашей эры, души не чаял в красавице-жене: их любви посвящены многочисленные фрески и рельефы, а также письменные тексты. Фараон называл жену «Услада моего сердца». В обращении к ней он писал: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно...»
На одном из рельефов даже изображен поцелуй Аменхотепа и Нефертити - считается, что это первое изображение любовной сцены в истории искусства. Портреты и статуи Нефертити встречаются гораздо чаще изображений ее супруга - по-видимому, почитание прекрасной царицы было распространено по всей стране. Она завоевала любовь народа не только редкостной красотой, но и умом, обаянием, самоотверженностью и, конечно же, той глубокой любовью, которую она питала к своему А супругу, - в царских семьях, где браки заключались исключительно по политическим соображениям, явление редчайшее во все времена.


Три сцены любви. Слева статуэтка «Эхнатон целует одну из дочерей» (такой сюжет воспроизведен на Берлинском алтаре, см. выше). Но здесь он выглядит двусмысленно. Фигура Эхнатона слишком мала для дочки. Кажется, что целуются два ребенка. Статуэтка, скорее всего, поддельная, поскольку стиль ее исполнения противоречит амарнскому. Рельефные фрагменты подлинные. На правом рельефе видны коленки Эхнатона, на которых сидит Нефертити. Поскольку перед ними фрукты, можно предположить, что муж угощает жену, например, виноградом. На центральном фрагменте Нефертити застегивает ожерелье на шее Эхнатона. Возможно, они собираются поцеловаться. Однако сам этот акт художника не хочет показывать зрителям.

Едва взойдя на престол, молодой Ж фараон Аменхотеп предпринял реформу, не имеющую себе рав-ных по смелости замысла и размаху: в противовес многочисленным египетским богам, особенно Амону, возглавлявшему прежде египетский пантеон, он создал культ бога Атона, чьим олицетворением объявил солнечный диск.
Как полагают исследователи, целью этой реформы было ослабить египетское жречество, захватившее слишком много власти, а также обеспечить с помощью единого культа единство довольно разрозненного египетского населения. Поначалу Атон мирно соседствовал с культами прежних богов - он лишь был провозглашен верховным божеством, так же, как солнце стоит выше всего мира. Но со временем Атон был объявлен единственным богом: храмы прежних богов были закрыты, их статуи разрушены, жрецы разогнаны. Себя же фараон объявил воплощением Атона, бессмертным абсолютным божеством, ведающим жизнями подданных и судьбой всего мира.



В религиозных церемониях, которыми сопровождался культ фараона, Нефертити принимала самое непосредственное участие: она была первой жрицей бога-фараона, его верной спутницей и соратницей. Вместе с мужем она насаждала новую веру, искренне и страстно служила и новому культу, и собственному мужу. Нефертити стала живым воплощением солнечной силы, дарующей жизнь всему сущему: ей и ее статуям возносились молитвы и приносились жертвы. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - написано о ней на стене гробницы одного из вельмож ее супруга, - при звуке голоса ее ликуют». Другой текст называет ее «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений... преисполненной красотами».
По версии иноземного происхождения Нефертити, культ солнца-Атона в Египет принесла именно она: митаннийцы издревле поклонялись солнцу, и будто бы прекрасная царица смогла обратить в свою веру и супруга.


Михаил Потапов. "Эхнатон и Нефертити возносят молитву Атону (Богу Солнца)"

В честь бога Атона были изменены имена фараонской четы, их детей и приближенных: Аменхотеп берет себе имя Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»), а Нефертити отныне именуется Нефер-Неферу-Атон - «Прекрасная красотой Атона», то есть «красотой подобная солнцу».
В трехстах километрах к северу от прежней столицы, прекрасных и пышных Фив, Эхнатон приказал построить новую - Ахет-Атон (Ах-Йати, «Заря Атона»), где были возведены роскошные храмы и дворцы. Самым распространенным сюжетом росписей и барельефов, украсивших стены новой столицы, были удивительно реалистичные для жестко регламентированного египетского искусства изображения фараона, его супруги и их детей: вот Нефертити сидит на коленях у мужа, вот они играют с детьми, вот она с дочерьми молится богу Атону - диску со множеством рук. Любовь фараона и его жены стала символом нового правления и залогом благоденствия для всей страны.



Однако годы шли, а Нефертити так и не смогла подарить мужу сына и наследника: одна за другой у нее родились шесть дочерей. Как полагают, это стало причиной охлаждения фараона к прежде обожаемой супруге. Все чаще рядом с именем фараона упоминается не Нефертити, а Кийа - прежде второстепенная царица, теперь же полноправная правительница, владычица сердца Эхнатона. До нас дошли даже стихи, которые фараон посвятил своей новой любви. Имя же Нефертити постепенно исчезло из обихода - скорее всего, опальная царица жила в одном из загородных дворцов, проводя дни в сожалениях о прошлом.
Однако есть и другая версия разлада между Нефертити и ее мужем: в последние годы Эхнатон, под влиянием матери и под давлением обстоятельств, уже не так ревностно служил новому культу, вернув жрецам прежних богов многие права.

Две дочери Нефертити и Эхнатона

Дочь Нефертити и Эхнатона Меритатон

Есть и третья, самая фантастическая версия: будто бы Эхнатон, отчаявшись дождаться от супруги наследника, но по-прежнему любя ее, взял себе новую жену - собственную дочь Меритатон, - а Нефертити сделал своим соправителем под мужским именем Сменхкара. Когда же Эхнатон скончался, Сменхкара правил Египтом единолично. Эта версия основывается на том, что у Нефертити и Сменх-кары одинаковые личные и тронные имена. Однако большинство ученых полагают, что Сменхкара был младшим братом Эхнатона или сыном от Кийи: он был женат на Меритатон и коронован еще при жизни Эхнатона, дабы избежать возможных споров о наследовании. Сменх-каре наследовал Тутанха-тон, сын Эхнатона и Кийи, женатый на его дочери от Нефертити по имени Анхесенпаатон. Он окончательно отошел от культа Атона и даже сменил свое имя, назвавшись Тутанхамоном, - при нем все великие преобразования Эхнатона были преданы забвению.
Новая столица Ахет-Атон пришла в упадок, и через некоторое время пески погребли ее под собой. Благодаря счастливой случайности, не позволившей грабителям обчистить его гробницу, ныне Тутанхамон - один из самых из вестных фараонов, хотя ничего великого он за свою жизнь не совершил.
Как считает большинство историков, Нефертити скончалась в Фивах незадолго до своего сорокалетия. Место ее захоронения неизвестно. В 2003 году английский археолог Джоан Флетчер высказала предположение, что мумия, известная под номером 61072, принадлежит Нефертити. С помощью компьютерных технологий экспертам удалось на основе рентгеновских снимков мумии воссоздать ее облик - и, к изумлению самих ученых, полученное лицо было удивительно похоже на бюст, найденный когда-то профессором Борхардом в мастерской Тутмеса. Хотя исследование Флетчер было подвергнуто суровой и местами справедливой критике, все равно хочется верить, что тело прекрасной царицы наконец было найдено.

Царица Нефертити – знаменитая супруга древнеегипетского фараона Эхнатона, организовавшего масштабную религиозную реформу.

Это одна из самых известных женщин древнего мира. Известность ей принесла в первую очередь её неописуемая красота: утверждалось, что до неё в Египте никогда не было таких красивых женщин.

Однако при всём почитании и уважении народа сведений о её происхождении и ранней жизни практически не сохранилось.

Исследователи выдвинули несколько версий о том, кем же она была на самом деле:

  • Знатная египтянка;
  • Египтянка незнатного происхождения – версия, в настоящий момент полностью отвергнутая;
  • Иноземная принцесса.

О том, что Нефертити могла быть иммигранткой, свидетельствует её имя, означающее «красавица пришла». Ряд учёных придерживается ещё более конкретного мнения: Нефертити была дочерью митаннийского правителя Тушратты, который дружил со своим египетским «братом» Аменхотепом III и послал ему двух своих дочерей, сопроводив соответствующим письмом.

Старшая – Гилухепа вряд ли могла быть той, которую позже назвали Нефертити, ибо не соответствовала по возрасту. А вот младшая дочь, Тадухепа, вполне могла быть ею: она прибыла к египетскому двору в самом начале правления Эхнатона. Как и было положено, при получении «египетского гражданства» она приняла новое имя.

Сторонники египетского происхождения Нефертити указывают на то, что она была «главной женой» фараона, поэтому должна была принадлежать царской фамилии. Однако возражением на это является поступок самого Аменхотепа III, взявшего себе в качестве «главной жены» Тию – девушку низкого звания и, возможно, иностранку.

Впрочем, некоторые данные указывают на то, что Нефертити могла быть дочерью Эйе – вельможу при Эхнатоне, который был братом Тии. Эйе впоследствии сам взошёл на престол.

Первая леди

Подобно Тии, жена Эхнатона принимала самое деятельное участие в государственных делах. На публике Эхнатон появлялся всегда в сопровождении «главной жены». Когда Эхнатон учредил культ солнечного бога Атона, Нефертити полностью поддержала его в этом и сама стала ярым приверженцем атонизма.

Некоторые учёные даже считают, что культ Атона инициировала именно она, а не Эхнатон. Если учитывать, что под Атоном солнцеликий правитель понимал, по сути, самого себя, то становится понятным религиозное рвение прекрасной женщины.

На многочисленных изображениях счастливые супруги присутствуют вместе, нередко со своими детьми. Больше того – существуют изображения, на которых Нефертити присутствует без Эхнатона. В общей сумме, Нефертити египетские художники рисовали значительно чаще, чем Эхнатона. Однако после двенадцатого года правления Эхнатона упоминания о Нефертити внезапно исчезают.

Считается, что она оказалась в опале. Место «главной жены» заняла Кия, которая до этого была лишь второстепенной супругой царя, а вскоре её сменила Меритатон – старшая дочь царя от Нефертити. Почему же возлюбленная царица оказалась в опале? Учёные считают, что виной всему – отсутствие наследников: у Эхнатона от Нефертити было шесть дочерей и ни одного сына.

Следующий правитель – юный Тутанхатон, ставший позже Тутанхамоном, был сыном сестры Эхнатона; для продолжения династии он был вынужден жениться на дочери Нефертити.

Поздние изображения

Однако несмотря на опалу, Нефертити не исчезла из общественной жизни насовсем. Она оставалась уважаемой дамой, матерью большого семейства. Портретистом, запечатлевшим Нефертити в поздние годы, был знаменитый скульптор Тутмос. На его статуе царица всё так же прекрасна лицом, однако на нём отпечатались усталость и утомление: видно, что женщина многое испытала на своём веку.

В одной из мастерских нашли маску, снятую с лица царицы на склоне лет. Однако нет возможности установить, была она снята с живой женщины или уже мёртвой. О том, как умерла царица, данные отсутствуют.

Искусство при Нефертити

Эпоха Нефертити оказалась плодотворной в плане искусства. Времяпрепровождение царственных супругов было основной темой для художников Ахетатона. Они изображались во время задушевной беседы и в других бытовых ситуациях. На одном из таких изображений царица сидит на коленях своего мужа, на другом запечатлён их нежный поцелуй. И на каждом таком портрете над супругами витает Атон в виде солнечного диска с протянутыми вниз лучами-руками.

Изображали художники и их дочерей. Самым известным изображением царицы является бюст, найденный в 1912 году Людвигом Борхардтом. Немецкого учёного мгновенно впечатлил портрет Нефертити, причём настолько, что он пометил в дневнике напротив зарисовки находки: описывать этот портрет бесполезно – нужно смотреть.

Царица изображена в своём классическом облике – в высоком парике синего цвета, увитом лентами и уреем – змееобразным символом божественной власти («париком» его назвал Борхардт; на самом деле это, видимо, хепреш – царский головной убор). Этот бюст стал символом красоты древнеегипетского искусства и культуры. Впрочем, обнаружилось, что первоначальное изображение было слегка подправлено скульптором. Неизвестно, было ли это исправление неточностей или же «косметика», призванная устранить неидеальный облик самой царицы.

Царица Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) (конец XV столетия до н. э. - 1354 год до н. э.), главная жена древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (Аменхотепа IV), при правлении которого была проведена крупнейшая в египетской истории религиозная реформа.

«Описывать бессмысленно. - Смотреть!»

…Пыль стала осыпаться с небольшого обломка камня… и археологи замерли, не в силах пошевелиться или сказать хотя бы слово… На них, чуть улыбаясь, смотрела прекрасная женщина… Грациозная длинная шея, совершенные линии скул, изысканный очерк ноздрей, полные губы, которые, казалось, еще немного и приоткроются в улыбке…

В небольшой арабской деревушке Эль-Амарне, в скульптурной мастерской древнеегипетского художника Тутмоса, была найдена невыразимо прекрасная женская головка: высокий парик обвит золотой повязкой, на лбу урей (змейка) - символ царской власти, правый глаз, с голубой радужной оболочкой из горного хрусталя и зрачком из черного дерева, такое чувство, смотрит прямо на тебя… Тем же днем археолог Борхардт в дневнике написал: «Описывать бессмысленно. - Смотреть!».

Для того чтобы вывезти эту скульптуру, с которой они уже не могли расстаться, в Берлин, ученым пришлось пойти на мошенничество. Они обернули бюст фольгой, а потом замазав гипсом, «состарили», превратив его в побитый временем каменный блок, на который ни таможенники, ни египетские инспекторы не обратили внимания. (Это изображение царицы Египта Нефертити по сей день хранится в собрании Египетского музея в Берлине. В Египте ее не выставляли никогда.)

Когда обман раскрыли, вспыхнул ужасный международный скандал, конец которому положила лишь Вторая мировая война. Однако еще на протяжении многих лет немецким ученым-археологам был закрыт путь в Египет…

Открытие, которое было сделано в 1912 г. немецким археологом Л.Борхардтом, облетело весь мир - красота женщины, жившей так давно, что это было трудно себе представить, покорила всех. Она стала «звездой» XX столетия, доказав, что истинная красота - вечна.

…Она искренне любила и была любима. В ее жизни был один мужчина, одна любовь, очень много счастья, но и много страдания.

Вероятно, она поражала всех своей миловидностью, так как ее назвали «Красавица грядет», или - Нефертити. Согласно одной версии, ее родители были из касты жрецов города Коптоса. Отца, придворного вельможу, звали Эйе, а мать, Тии, была троюродная сестра матери Эхнатона - Тейе. Однако в официальных документах Тии почему-то называется только «кормилицей Нефертити, великой супруги царя». Может быть, это сделали потому, чтобы скрыть «небожественное» происхождение Нефертити или ее кровную связь с кастой жрецов.

Во всяком случае, семья ее была богатой и жила в самом блестящем городе мира - в Фивах, столице Египта, во времена его расцвета. С детства Нефертити окружали огромные храмы и роскошные дворцы, величественные статуи и аллеи сфинксов. Слоновая кость, самые дорогие благовония, золото, черное дерево - все самое ценное и роскошное, что могло быть в мире, везли в Фивы. У нее было счастливое детство, и из рук любящих родителей она сразу попала в объятия любимого мужа.

Эта верность была неприлична для фараона

…С первого мига, с первого взгляда, который Аменхотеп IV бросил на свою юную супругу, он понял, что теперь для него существует лишь одна женщина. Ничего более прекрасного он не видел в жизни, и она стала для него Единственной на долгих 12 лет.
Такая верность была удивительной и даже неприличной для фараона, это чувство поражало всех вокруг - придворных, знать, недругов-жрецов.

У фараона был большой гарем, и чтобы уменьшить влияние царицы Нефертити, ему начали присылать самых красивых наложниц со всего мира.

Однако Эхнатон видел лишь красоту своей Нефертити. Больше того, она оказалась замечательным другом, мудрым советчиком, хорошо понимавшим людскую природу, но при этом была чиста душой и приветлива ко всем без исключения.

Нет, вы только посмотрите, - перешептывались во дворце, - как такое может быть?! Ну ладно, сделал главной женой, но он ведь ВООБЩЕ не смотрит на других женщин. Он хранит ей верность, хотя может обладать тысячами красавиц, стоит ему только захотеть!!!

Никогда еще до этого древнеегипетские художники не изображали в своих произведениях - скульптурах, барельефах - настолько явное чувство любви царственной четы. Они всегда изображены вместе, рядом, будто никогда не расставались.

…Вот они сидят рядом за праздничным столом, который накрыт в честь приезда матери Эхнатона - Тейе, а рядом три их дочки, музыканты. Вокруг суетятся слуги.

…Вот сцена парадного выезда: фараон и его супруга так увлеклись беседой, что не замечают, как их младшая дочь подгоняет шестом мчащуюся во весь опор упряжку.

…А вот почти эротический момент - супругов запечатлел скульптор во время страстного любовного поцелуя.

И во всех этих сценах обязательно присутствует Атон - новое главное божество - солнечный диск с множеством рук, которые оберегают чету, обещая им вечную жизнь…

Может быть, Эхнатон был и прав, выбрав себе и своему народу новое божество, - ведь его имя и имя его жены в действительности сохранились в веках…

Существует предположение, что Аменхотепа считали довольно странным правителем - гуманным, добрым и провозглашавшим какие-то «немыслимые» принципы - равенства и любви между людьми и мира между народами. Фараон Египта, живший 3 000 лет назад, исповедовал прямо-таки христианские ценности. Однако, несмотря на это, именно Аменхотеп IV сделал то, на что до него не решился НИ ОДИН из 350 правителей, занимавших египетский престол. Он восстал против языческого многобожия, заявив, что главный бог - один. И это Атон, солнечный диск, несущий жизнь всему земному.

Во имя этой религии он принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону», а Нефертити, со всей страстью души поддержавшая мужа, взяла себе имя «Нефер-Нефер-Атон» - «прекрасная красотой Атона», или «солнцеликая».

Конечно, кроме гуманистических мотивов и религиозных идеалов, у фараона и его супруги были и свои политические цели. Довольно сильным стало к тому времени влияние жрецов разных культов. Верховные жрецы (в особенности Амона) обладали самыми лучшими землями, прекрасными зданиями и очень сильным влиянием на народ и придворных, порой могли посоперничать с влиянием самого фараона. Так что, «отменяя» их религии и провозглашая себя и жену верховными жрецами нового культа, Эхнатон «убил двух зайцев».

Это было опасно, и ему были необходимы надежные союзники - царица Нефертити стала самым преданным его другом, преданным фанатически, безраздельно.

Они стали строить для нового божества новую столицу - город Ахетатон. В красивой и плодородной долине между Фивами и Мемфисом, где белоснежные скалы, вплотную подходя к реке, а потом отступая, образуют почти правильный полукруг, и началось это грандиозное строительство.

Множество рабов одновременно возводили белоснежные храмы, дворцы для фараона и придворных, жилье для ремесленников, склады, административные здания, мастерские… Сюда привозили огромные деревья и сажали их в ямы, выдолбленные в скальном грунте и наполненные водой, - слишком долго было ждать, пока на этой земле проклюнется зелень…

И, будто в сказке, посреди пустыни вырос прекрасный город с озерами и дворцами, сверкавшими позолотой и инкрустациями из полудрагоценных камней, в которых полы были расписаны как пруды с плавающими в них рыбками.

Этот город принадлежал им двоим - фараону Эхнатону и царице Египта Нефертити.

Великая супруга царская, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, супруга Бога сама была божественным воплощением на земле. Как верховная жрица, она принимала участие вместе с фараоном в самых важных храмовых ритуалах, умиротворяя верховное божество красотой своего голоса и очарованием своего лица. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса ее ликуют» - эти слова, заключенные в иероглифы, были высечены при ее жизни. Огромные скульптуры Нефертити в образе дочери Солнца украшали дворцовые стены. Дворец был возведен в столице для празднования шестой годовщины правления Эхнатона.

Иероглифы, которые расшифровали египтологи, убеждают нас в том, что красота «владычицы радости, полной восхвалений…» была не только внешней, но и внутренней. У нее была красивая душа - «владычица приятностей», писали о ней современники, «умиротворяющая Небо и Землю сладостным голосом и своей добротой».

Нефертити была прекрасной и знала это, но ей повезло - несмотря на это знание, разбивавшее судьбы множества женщин, несмотря на ее обожествление, она смогла остаться сама собой.

Возможно, потому Вечность ее пощадила?

Она любила носить белые полупрозрачные платья из тончайшего гофрированного льна.

«Услада моего сердца», - называл ее Эхнатон и исписывал свитки папируса словами о том, какое идеальное семейное счастье выпало на его долю. «Любовь наша будет длиться вечно», - считал романтичный фараон.

Но его предсказание не сбылось. После 12 лет счастливого брака у Нефертити появилась соперница.

Атон отвернул от нее свой лик

Что могло стать тому причиной? Угасшая любовь, неумолимое время?

То, что царица Нефертити, родив 6 девочек, так и не подарила фараону наследника?.. Ее ускользающая красота?

А возможно, сама Нефертити полюбила другого?

Есть красивая легенда, что скульптор Тутмес, увековечивший ее красоту, безнадежно влюбился в «жену Бога» в день восхождения фараона на престол. И, запечатлев в памяти прекрасное лицо, много недель вытесывал его из простого песчаника, так как был бедным, и у него не было денег на мрамор (эта незаконченная головка вовсе юной Нефертити также сохранилась до наших дней).

Тутмес был автором и второго, самого известного бюста Нефертити. Когда его мастерскую раскопали, среди его вещей нашли ларец с надписью: «хвалимый фараоном скульптор Тутмес», - значит, он уже был представленным при дворе, и существует версия, что он помогал Нефертити в проектировании и возведении усыпальницы для ее дочери.

Возможно, это его любовь сделала ее облик настолько совершенным? Но была ли она взаимной?..

А может быть, супругов разлучила смерть их дочери, Макетатон, которую каждый переживал в одиночку.

Нам никогда не узнать ответа на этот вопрос.

Но имя разлучницы известно - Кийа. Согласно одной из версий, новая главная жена не была египтянкой - эту принцессу прислали к Эхнатону в знак дружбы между двумя государствами. Кийя подарила фараону долгожданных сыновей Сменхкара и Тутанхатона. И новые фрески, выходившие из-под резцов мастеров, изображали ее даже в короне фараона как соправителя Эхнатона. С барельефов на нас смотрит широкоскулое лицо с жестким выражением глаз и рта, грубоватое и красивое только дерзостью молодости.

А Нефертити, вчера полубогиню, а сегодня покинутую и брошенную мужем женщину, «ссылают» в один из замков на северной окраине города, фактически переведя в статус простой наложницы.

Великий Атон отвернул от нее свой лик!.. Как жить ей без любви?..

На последней прижизненной скульптуре Нефертити изображена утомленной, с усталым лицом, во всем ее облике присутствует некая надломленность, а фигура после шести родов уже утратила совершенство линий.

Спустя четыре года Эхнатону надоела новая жена, и он отсылает ее прочь. Однако возвратить Нефертити уже невозможно - слишком искренней была ее любовь и слишком сильным разочарование…

И тогда Эхнатон берет в жены их старшую дочь Меритатон (которая родила ему дочь).

А потом и еще одну из младших - Ахесенпаатон. В Древнем Египте такие браки между кровными родственниками были обычным делом. Но, возможно, Эхнатон хотел повернуть время вспять, пытаясь разглядеть в лицах дочерей отблеск красоты их матери Нефертити?

Кстати, Меритатон, мстя за разбитое сердце своей матери, стала уничтожать все изображения и упоминания о Кийа, будто стирая с лица земли любое упоминание о ней из памяти потомков. Даже после своей смерти Кийа было не суждено обрести покой - ее мумию (вероятно, по приказанию одной из дочерей Нефертити) выкинули из склепа, посмертная маска была изуродована, а надписи с ее именем вырезаны. Только по надписям на сосудах, в которых египтяне отдельно хоронили внутренности, восстановили имя той, кого лишили успокоения после смерти. А в саркофаге погребли ее старшего сына.

Жестокая месть…

Когда Эхнатон умер, его последнюю жену и дочь Ахесенпаатон выдали замуж за ее сводного брата Тутанхатона. Жрецы убедили молодого фараона вернуться к прежней вере и сменить имя на Тутанхамон. Столица была возвращена в Фивы, храмы и статуи, посвященные Атону, были разрушены, всякое упоминание о нем вымарывалось из свитков и уничтожалось на барельефах, люди начали покидать Ахенатон, уезжая в старую столицу.

Город-мираж умирает вместе со своей королевой

Нефертити старела, и вместе с ней старел и разрушался прекрасный город-мираж, возведенный ее мужем, - из них обоих по капле жизнь уходила в песок окружавшей их пустыни. Ей суждено было пережить и любимого супруга, и разрушение их веры, и гибель города, который они строили вместе. Она обладала всем миром - и она всего лишилась.

Какими были ее последние часы? Чье лицо она вспоминала, чье имя было на ее устах?

По преданию ее, по ее просьбе, похоронили в скромном саркофаге рядом с Эхнатоном (а не в золотом, как ее соперницу Кийа), в гробнице среди скал, которые окружали их город.

Но имя и судьба царицы Египта Нефертити не потерялись в песках Вечности.

Через тысячи лет в мире, изменившемся до неузнаваемости, ее прекрасные черты, которые светятся настоящей любовью и счастьем, по-прежнему восхищают людей своим совершенством, даря им радость соприкосновения с истинной красотой.

В истории Древнего Египта царица Нефертити изображается как независимая, амбициозная женщина, стремящаяся к власти. Ее бюст, выставленный в египетской коллекции Нового Музея в Берлине, является одним из известнейших в мире произведений, представляющих эпоху древней цивилизации.В рамках программы изучения истории Древнего Египта и роли женщин в управлении империями на Ближнем Востоке, научным институтом Гарварда (США) были проведены исследования в этой области. Ученые пришли к выводу, что Нефертити воспринималась древними египтянами не только как властительная соправительница фараона. Но и как своеобразный живой религиозный культ красоты.

Нефертити «часто представляется в истории в качестве независимого деятеля, имеющего репутацию сильной царицы», - пояснил участник конференции по истории Ближнего Востока Гарвардского университета профессор Уильямсон. - «Однако я встретил в рисунках гробниц в Амарне совершенно другой образ Нефертити, зачастую скрытый для царя. Она изображается на возвышенности рядом с супругом. Как известно в Древнем Египте фараон имел неограниченную власть, даруемую небом».Аменхотеп IV унаследовал престол во времена, когда Египет был богат и военная мощь империи распространялась далеко на север до Сирии и на юг до Судана. Он поклонялся культу солнца Ра, чье проявление было известно как Атон. Когда он стал фараоном, то получил имя Эхнатон, что в переводе с древнеегипетского означает «тот, кто вступает в силу для Атона».

Он женился на Нефертити, дочери знатного чиновника, в первые годы своего правления. Эхнатон ввел в Древнем Египте новую религию поклонения единственному Атону, запретив все остальные культы. Изменился и погребальный обряд. Его политика была направлена на уничтожение имени и образа культа Амона. Верховный Атон был представлен в виде человека с головой ястреба и солнца над короной. Эхнатон добавил в этот образ солнечный диск с лучами, исходящими от него. Фараон построил новый город для своей семьи и поклонения культу Атона в Телль-эль-Амарне на юге государства.Традиционно роль царицы заключалась в оказании поддержки ее величественного мужа. Их статус также ассоциировался с культом Маат – прародительницей всей вселенной. И Хатхор, олицетворяющей красоту, плодородие и веселье, покровительницу влюбленных и матерей.«Через ее магическую силу плодородия она наполняла жизнь царя энергией из космоса, обеспечивая ему тем самым вечную жизнь», - считает ученый. – «Религиозные обряды в честь женщин проводились для возрождения Вселенной, которое, как верили древние египтяне, происходило каждый день на рассвете».

При правлении Эхнатона, Нефертити и их дочери заняли центральное место в обрядах религиозного поклонения в Древнем Египте. Нефертити носила корону Хатхор, символ вечной красоты, молодости и плодовитости. Образ Нефертити был помещен на саркофаг фараона на место Исиды.Традиционно Исида украшала гробницы представителей царской династии, но в то время она была заменена на Нефертити. Таким образом, царица стала воплощением магических способностей культа Исиды.

По заключению группы египтологов из университета Гарварда, храм в Ком эль-Нана, обнаруженный в 1980-х годах, был посвящен культу Нефертити. В ходе исследований были найдены тысячи фрагментов из песчаника с выгравированными иероглифами Древнего Египта. Записи подтверждают тот факт, что храм рядом с домом Атона был построен для царицы.Большое значение имеет размер скульптур и рисунков Нефертити. В ее храме эль-Нана ее изображение значительно уступает образу Эхнатона, демонстрируя его превосходство и подчинение. Тем самым было подчеркнуто значение фигуры царя в политической и религиозной жизни древнего египетского общества.

После того как закончилось время правления Эхнатона и Нефертити, этот город опустел, был заброшен культ поклонения одному Атону, а здания превратились в руины.Удивительная история судьбы царицы Нефертити не оставляет равнодушными многих людей интересующихся историей Древнего Египта. Более трех тысячелетий о ней не вспоминали, и ее имя затерялось в истории. Однако в прошлом тысячелетии один из французских ученых Ф. Шампольн сумел расшифровать древние письмена Египта.

В XX веке о Нефертити миру стало известно то, что могло навсегда остаться в забвении.Экспедиция ученых из Германии в начале 40-х годов прошлого века после раскопок в Египте, передала найденные предметы для осмотра инспекторами «Службы древностей». Среди всех найденных предметов, эксперты обнаружили на вид обыкновенный каменный блок, в котором со временем специалисты распознали голову царицы. Есть мнение, что несколько недобросовестных археологов пытались скрыть от общества древний шедевр, за что были лишены права участвовать в раскопках на территории Египта.

Имя Нефертити стремительно набирало популярность, о ее красоте складывали легенды, ее личность стала очень известной. Веками о ней не знал никто кроме современников, и вот, спустя 33 века ее имя дождалось признания и обсуждения.О самой царице Нефертити не сохранилось достаточно точных фактов, чтобы говорить о ее биографии со стопроцентной уверенностью. Тем не менее, полагается, что Нефертити была рождена в Митании, где обитали знаменитые арии,в семье безбедных людей. Год ее рождения по некоторым данным является 1370 год до нашей эры. Изначально ее звали Тадучела и будучи двенадцатилетней девочкой она попала в гарем Аменхотепа III за немалую плату отцу. После смерти фараона, по древнеегипетским устоям, весь гарем наследовал его приемник Аментохеп IV. Великолепие девушки не оставили равнодушным молодого правителя, который стал именоваться Эхнатоном, и он взял её в свои законные жены и она смогла править Египтом совместно с мужем.

Царица Нефертити активно помогала своему возлюбленному в государственных делах, ее крепкий нрав влиял на многие действия супруга. Нефертити была влиятельна и во внешних отношениях других государств с Египтом.В браке с Эхнатоном красавица родила ему шесть дочек. Супруги долго и напрасно ждали наследника, и в итоге фараон решает вступить в новый брак с девушкой из простого рода, звали которую Кийя. Новая жена порадовала Эхнатона сыном, который известен нам как фараон Тутанхамон. Царица Нефертити оказалась практически изгнанной, на воспитание ей отдали маленького Тутанхамона. Вскоре, спустя год, Эхнатон решает вернуть Нефертити обратно.Их отношения, как известно истории, не были столь теплыми и трепетными, как были прежде. Вскоре Нефертити решает научить секретам любви свою дочь и представила ее Эхнатону в жены, то есть отец женился на собственной дочери. Такие традиции кажутся, несомненно, непривычными современному человеку, но ведь речь идет о древнеегипетских традициях, которые были приемлемыми в свое время. Практика браков между родными братьями и сестрами в Древнем Египте была популярной, знатные личности не желали кровосмешения, но их род,естественно, не смог просуществовать долго.

После смерти фараона, Нефертити стала править Египтом самостоятельно, ее царским именем стало Сменхкара. Правление ее продлилось около 5 лет и трагически оборвалось от убийц-заговорщиков. Существует предположение, что тело царицы было обезображено, гробница Нефертити была уничтожена и опустошена ворами. Наверняка, если бы обстоятельства смерти были иными, ученые смогли бы предоставить более точную информацию о царице современному человеку.Внешность царицы можно описать по существующим данным, таким как скульптуры и рисунки. В соответствии с ними, Нефертити была небольшого роста с хорошо слаженной фигурой, ее грация оставалась неизменной даже после рождения шести детей. Ее лицо было неординарным для большинства жительниц Египта, она имела аккуратные изогнутые ярко-черные брови, ее губы были полными, а глаза были колоритно выразительные. Красота царицы Нефертити могла бы вызвать зависть и у многих девушек в современное время.О характере красавицы так же ходят неоднозначные слухи. Некоторые утверждают, что она имела жесткий и строптивый характер, ее нрав более был схож с мужским. Другие же наоборот настаивают на изящности и покорности Нефертити, на том что царица была необычайно для того времени благоразумна и образованна, ее толковые речи помогали супругу в управлении государством.Бытует мнение так же и о том, что же так тянула великого фараона к этой удивительной женщине: ее приятная внешность, ее здравый ум и премудрость или умение любить. Эхнатон не смог забыть о красавице и после появления молодой супруги и не расставался с ней практически до самой смерти.Бюст Нефертити, это известнейшее произведение искусства множество раз было исследовано учеными. Совсем недавно исследователи обнаружили, что многие черты лица царицы не соответствовали действительности. Исследователи из Германии решают обнародовать новоявленный облик царицы. При помощи компьютерных технологий, ученые рассмотрели скрытые черты лица девушки под ретушью краски, которая была нанесена на легендарный бюст.

Как выяснилось, у бюста царицы Нефертити на носу отображена горбинка, губы ее были не столь большими как изображено, ее скулы не являлись столь выразительными и на щеках у нее имелись ямочки. Приглашенный специалист исправил бюст царицы, а именно: сделал ее взгляд более глубоким, зона скул стала менее выпирающей. Как очевидно, изменения, которые произошли с лицом скульптуры, были скорее отрицательными, чем положительными.На самом изображении скульптуры отсутствует глаз. Предполагается, что древние египтяне верили, что при создании скульптуры, изображение обоих глаз обозначало, что душа изображенного переселялась в другой мир. Так же есть мнение о том, что при изображении фараонов, их второй глаз отсутствовал для возможности их возрождения.