Женщины инвалиды: есть ли у них право на материнство? Женщина-инвалид: право быть женственной. Проблема оргазма у женщин инвалидов

Идея этого материала была проста: встретить весну подборкой фотографий красивых узнаваемых людей.

Но при погружении в тему выяснилось, что моделей с иными возможностями в мире очень много. И выбрать из большого количества сильных и красивых десять самых-самых – задача с десятью неизвестными.

Пришлось составить из фотографий два материала, разделив их по территориальному принципу. Первая часть, которую вы видите сегодня – «наши». Уроженки и уроженцы постсоветского пространства, чья дорога к подиуму никак не похожа на легкий безбарьерный путь.

Несколько лет назад нынешняя «Мисс Мира» Ксения, будучи беременной, попала в автомобильную аварию. Обаятельная улыбчивая девушка из Приморья оказалась очень сильным человеком: не только выжила, но и, вопреки прогнозам врачей, сохранила жизнь дочери.

Не надо думать, что после травмы заканчивается жизнь, говорит Ксения.

Ангелина (сценический псевдоним Angel of Wales) – первая в Беларуси модель с ДЦП: до 17 лет девушка передвигалась при помощи коляски. Потом мечта придала ей сил и в буквальном смысле поставила на ноги: Ангелина ходит, хотя и с поддержкой.

В этом году Ангелина стала первой девушкой с ДЦП, которая снялась в образе модели Victoria’s Secret.

Настя, кажется, идет по жизни победительницей. В той, прежней, жизни она была одной из лучших на международных конкурсах молодых модельеров. В нынешней – в числе первых на чемпионатах по парафитнесу. А еще российская модель без ног попала на страницы немецкого журнала и произвела настоящую сенсацию.

Каких усилий стоят Насте ее успехи, знают только самые близкие люди.

Евгения тоже всегда была на виду: до травмы как модель и «Леди Совершенство» из Воронежа, затем как журналист и телеведущая «Дождя»… С января 2014 года Евгения осваивает новую для себя роль – мамы.

Евгения – лицо международного проекта «Кутюр без границ», в рамках которого дизайнеры из разных стран создают одежду для людей с инвалидностью.

Звезда юной белорусской модели взошла два года назад: она получила титул «Мисс Европа» на ежегодном международном конкурсе красоты среди глухих девушек Miss Deaf World 2011.

Наташа тогда была 17-летней школьницей, уже титулованной на Международном фестивале моды и фото «Мельница моды».

За плечами у 30-летней Юлии несколько побед в конкурсах красоты.

Юлия говорит, только после травмы к ней пришло понимание, как надо жить и чему себя посвящать.

Виктория Модеста Москалова

Знаменитая британская альтернативная модель и певица родилась в Латвии. В результате врачебной ошибки у нее была повреждена левая нога. Многочисленные операции не дали желаемого результата, и в 19 лет Виктория решилась на ампутацию части левой ноги ниже колена.

Переехав с родителями в Лондон, Виктория стала фотомоделью, лицом Samsung и Vodafone, а затем известной певицей. Она не скрывает своего протеза – наоборот, сделала его частью имиджа.

Фото- и подиумная модель международного уровня, официальная модель проекта «Кутюр без границ» известна также как артистка международного хора ЮНЕСКО при фонде «Мир искусства».

Генетическое заболевание, которое сопровождается мышечной слабостью, не помешало Анастасии стать психологом, координатором проекта «Тысяча городов России» фонда «Мир искусства». В перерывах между выходами на подиум Анастасия организует благотворительные акции, концерты, отдых для детей с инвалидностью и сирот.

Актрисе, фотографу и телеведущей принес известность фильм Анны Меликян «Русалка», в котором она сыграла яркую бездомную девушку-инвалида.

Инвалидность у Вероники с детства: десятилетней девочкой она вместе с отцом попала в автомобильную аварию. Долгая болезнь почти без надежды на выздоровление, высокая ампутация ног, детство в интернате. Как с такого «низкого старта» удалось достичь сегодняшних высот?

– Девушкам с ограниченными возможностями нужно понять себя, принять, полюбить и ставить перед собой самые большие цели, – советует Вероника.

Владимир – первый в России мужчина-модель с иными возможностями.

«Однажды, сидя за компьютером, я решил попробовать реализовать свою мечту стать моделью. У меня родилась идея о фотосессии, которая показала бы красоту и особенности физически ограниченных людей. Ведь некрасивых людей не бывает. Красота – это твое внутреннее излучение. Это переросло в наш с братом совместный проект под названием «Я есть».

Фото из открытых источников.

Анна Чарторижская приехала в Москву из города Железногорск Курской области, когда ей было двадцать лет. Девушка сняла квартиру, нашла работу. Постепенно обрастала друзьями, строила планы, жизнь шла своим чередом, ей исполнилось 24. Прекрасный возраст, когда все только начинается...Однажды вечером Анна почувствовала внезапную резкую боль в спине. Она упала, но смогла добраться до телефона и вызвать "скорую", а как только вызвала, поняла - у нее отнялись руки.

"Прищепка"

У меня резко повысилось давление, лопнул сосуд, образовалась гематома, которая поджала ствол спинного мозга", - рассказывает Анна.

На врачебном сленге это называется "прищепка". Она провела четыре часа на операционном столе, дес

ть дней в реанимационной палате и еще шесть месяцев в больнице.

"После операции ко мне пришел мой лечащий врач и сказал, что у меня отнялись ноги, что теперь я - инвалид", - вспоминает Анна.

Она ответила тогда доктору, что ничего у нее не отнялось, что она встанет и пойдет...

А потом были пролежни до костей, пластические операции. Ее кормили с ложечки, она училась переворачиваться без посторонней помощи с боку на бок, разрабатывала кисти рук и пробовала сидеть.

"Все попытки сесть заканчивались обмороком"

"Мама меня держала, и я могла сидеть тогда считаные секунды, потом теряла сознание. Это были самые морально тяжелые месяцы моей жизни. Потому что я думала тогда: если я не могу сесть, то как же я буду ходить?" - говорит Анна.

Сидеть она училась шесть месяцев, потом начались попытки вставать. Три с половиной года ушли на то, чтобы научиться делать первые двадцать шагов.

"Да, она их делает при помощи ходунков, и пока эти шаги ей очень тяжело даются, но она их делает, - говорит тренер-реабилитолог Илья Жогов. - Вы не представляете, какой для нас это прогресс. Даже младенцу первые шаги и то легче даются".

В том, что Анна когда-нибудь непременно откажется от инвалидной коляски, тренер, работающий с девушкой, не сомневается.

"Аня у нас человечек упрямый такой, я бы даже сказал - упертый. Поэтому вот все, что она задумала - а она хочет и на коньках кататься, и танцевать - я уверен, она этого добьется ", - считает Илья Жогов.

Работать Анна начала еще в больнице

Упрямства в хорошем смысле этого слова Анне и впрямь не занимать. В это трудно поверить, если не увидишь собственными глазами, как, сидя в инвалидной коляске, она сама готовит себе еду и прибирается в квартире.

Анна давно могла бы уехать из Москвы обратно к маме, получать там пенсию по инвалидности и всю оставшуюся жизнь жалеть себя. Но она поступила иначе: уже в больнице, когда еще и сидеть-то не научилась, стала работать.

"На животе у меня лежал ноутбук, в руке мобильный телефон. Моя работа заключалась в том, что я была на телефонной связи с клиентами, - рассказывает Анна. - Компания, которая мне платила за это деньги, занималась обустройством выставочных стендов на различных площадках Москвы".

Оплакивать себя ей было некогда, она понимала - надо любыми путями "выбираться" из больничных коридоров, возвращаться к жизни.

"Я пока не хожу, но я могу работать головой и руками"

Сейчас Анна - индивидуальный предприниматель. Оказывает посреднические услуги владельцам частного грузового автотранспорта, ищет для них заказы - грузы, получает за это комиссионные.

"Я пока не хожу, но я могу работать головой и руками, тем более что для этого мне нужны только компьютер и телефон. Опять же работаю я на себя, не надо никому в ноги кланяться и объяснять, что я, мол, инвалид первой группы, пенсия в 12 тысяч рублей, а жить хочется нормально. Я знаю, что по статистике Минздравсоцразвития в России работает только каждый седьмой инвалид, и не потому, что им тяжело, а просто работодатель 150 раз подумает, прежде чем заключит с таким человеком трудовой договор ", - говорит Анна.

Вообще-то, работать на себя, а не на чужого дядю она хотела всегда. А теперь, по ее словам, "карты сами так легли, что путей к отступлению просто быть не может".

Анна решила, что в ближайшие три года она создаст собственную компанию по грузоперевозкам.

"Да, я хочу, чтобы у меня и машины были, и водители, работающие в моей компании, и чтобы грузы мы не только по России доставляли, но и за границу возили", - рассказывает Анна.

Студентке в инвалидной коляске никто поблажек не делает

Для того, чтобы знать про транспортную логистику все, Анна поступила в Государственный университет управления. Выбрала заочное отделение, контрактную основу - и сейчас она уже на четвертом курсе.

"Поначалу, я не скрою, мне было немного боязно. И дело не в пандусах, широких дверных проемах или просторных лифтах, все это имеется в нашем университете. Это, конечно, важная составляющая, но еще важнее было для меня - отношение ко мне других студентов. Я думала, придется доказывать, что мои физические ограничения и умственные способности не связаны между собой", - говорит Анна.

Но Анна боялась напрасно, в первый же день занятий она как-то плавно влилась в коллектив, еще через некоторое время ее выбрали старостой группы.

"Так получилось, что я по первому образованию специалист по социальной работе. Поэтому я за то, чтобы люди с ограниченными возможностями учились в совершенно обычных вузах", - излагает свою точку зрения студентка Государственного университета управления Мария Осинцева.

Однако на практике далеко не каждое учебное заведение готово принять в свои студенческие аудитории инвалидов. Инклюзивное обучение для России - по-прежнему дело новое.

"Наверное, это происходит потому, что все-таки у нас для таких людей еще слишком много физических преград, - говорит доцент кафедры Управления на транспорте ГУУ Елена Черпакова. - А что касается моральной стороны дела, то я убеждена - они должны находиться в обычных студенческих группах. Хотя бы для того, чтобы остальные учащиеся смогли почувствовать себя просто людьми".

"Вы знаете, Анна Чарторижская у нас не единственная учащаяся с ограниченными возможностями, - вступает в разговор директор Института открытого образования ГУУ Лариса Расихина. - У нас сейчас три таких студента обучаются, и выпускники уже были. Я хочу сказать, что наши преподаватели с большим уважением относятся к ним, поскольку, мы понимаем, что этим людям бывает трудно там, где другим легко".

Но к оценкам за успеваемость это не имеет никакого отношения. Тут уж, как говорится, что заслужил, то и получил.

"Поблажек студентке Чарторижской в нашем университете никто не делает. Анна занимается стабильно хорошо, но оценки у нее, как и всех, бывают разные, - говорит Лариса Расихина. - Т.е. здесь как раз речь идет о результатах обучения и неважно, есть какие-то ограничения по здоровью, или нет".

Сама же Анна не сомневается в том, что все ее трудности со здоровьем - явление лишь временное.

Вы замечали, что слово "инвалид" имеет мужской род? Женский вариант существует в такой уничижительной форме, что походит на ругательство.
В самом деле, общество предпочитает не думать, что среди людей с ОВЗ много представительниц прекрасного пола . Потому что неудобно, потому что неловко, потому что не хочется.

Между тем, этим девушкам хочется того же, что и их сверстницам. У особых девушек тоже есть цели , стремления желания и мечты.
Конечно, они с детства привыкают к некоторым ограничениям. Довольно скоро начинают понимать, что отличаются от других детей. Но от этого не перестают быть девочками, мечтающими о счастье и любви прекрасного принца , который непременно прибудет, и неважно на коне или автомобиле.
Духовно они развиваются иначе, чем их "условно здоровые" сверстницы.

Развитие особых девушек происходит через самосозерцание, чтение книг и размышления. Время, которое многие подростки и девушки тратят на бесконечные дискотеки, сомнительные компании и так далее, - барышни с ОВЗ используют для очень важной вещи - саморазвития.

Конечно, обидно видеть, как некоторые моменты в жизни проходят мимо тебя, но всегда можно найти нечто положительное в происходящем. Тогда жизнь покажется тебе много ярче. К тому же сейчас отношение к людям с инвалидностью меняется , и их все чаще можно увидеть на улице и в общественных местах. Просто важно воспринимать себя позитивно.

Одним из наиболее важных факторов в жизни таких девушек, безусловно, является семья . Ведь влияние родных в этом случае намного сильнее, чем в обычной семье. От отношений в семье зависит очень многое. Будет хорошо, если родные будут показывать девушке ее перспективы, возможности и потенциал. Если они сумеют вложить вечные общечеловеческие ценности и показать, что жизнь - это борьба . Борьба для всех, а не только для тех, кто имеет какие-то проблемы со здоровьем.

Конечно, не во всех семьях ситуация одинаковая. Порой даже среди родных отношение к девушке с ОВЗ, как и в принципе к любому человеку с инвалидностью, бывает пренебрежительным. Иногда даже негативным. Однако многое зависит от самого человека и его веры в себя . Потому что многие счастливые истории создавались, как правило, вопреки всем обстоятельствам.

Еще один важный аспект - девушка с ОВЗ может состояться в карьере.

В нашем обществе бытует стереотип, что люди с инвалидностью - это немощные иждивенцы, которые не в состоянии работать и обеспечить себя.
Подобная позиция встречается и среди самих людей с ОВЗ. Но в большинстве случаев, - это люди, чья мотивация и желание самореализоваться значительно выше, чем у многих людей. Они усидчивы, обязательны и талантливы. Давно доказано, что когда какая-то функция в организме нарушается, она компенсируется усилением существующих, или открытием новых умений.

Нужно уметь себя презентоват ь, быть усидчивой и настойчивой, и точно осознавать свои желания и возможности. Но главное - это верить в себя и в то, что все получится.

Пожалуй, самое важное, - это осознание себя девушкой . Девушкой, достойной любви, счастья и радости материнства. Ограничения по здоровью влияют на самооценку, да и общее отношение в обществе к людям с ОВЗ уверенности в себе не прибавляют. Но у особых девушек есть те преимущества, которых лишены многие современные девушки. Они умеют ценить жизнь, у них другое отношение к любви и семье , и, что самое главное, - они умеют и хотят отдавать свое тепло любовь и заботу.

Конечно, в некоторых аспектах им сложнее и они нуждаются в поддержке и помощи, но еще не перевелись молодые люди, которые умеют смотреть не глазами, а сердцем. Уж такие мужчины непременно оценят внутренний мир и личностные качества девушки. Для них ее особенности будут лишь еще одной жизненной трудностью, которую просто нужно преодолеть. Или, что точнее в нашем случае - придумать, как научиться жить с нею.

Материнство - это не красивая недостижимая мечта, а реальность для многих особых девушек. Достаточно пройти обследование, четко выполнять все предписания, верит и не сдаваться, несмотря ни на что.

У каждой из нас есть право быть женщиной . И неважно, есть ли у нас ограничения по здоровью или нет.

Заметили, что в русском языке слово «инвалид» имеет только форму мужского рода? Почему? Ведь проблемы физических отклонений не только не обходят стороной женщин, но и бьют по ним с гораздо большей жестокостью: по своей природе женщина стремится к красоте и совершенству, и любое нарушение этой изначальной гармонии вызывает в нас чувство протеста, которое и реализуется в языке – само слово «женщина» диссонирует со словом «инвалид» не только на уровне языковой формы, но и на уровне здравого смысла.

Именно эти сложившиеся стереотипы сознания порой заставляют нас стыдливо отводить глаза от женщины на костылях или в коляске, чтобы – не дай Бог! – не ранить свое рафинированное эстетическое чувство, или мы просто теряемся в подборе слов для выражения сочувствия – и действительно, что тут можно сказать? – надеясь, что такого с нами никогда не случится. Привыкшие расстраиваться по поводу своих мелких жизненных неурядиц, мы даже не представляем, как живется тем женщинам, которые ежедневно должны преодолевать не только болезнь и наши сочувственные взгляды, но и заботиться о своем ребенке. А что если посмотреть на проблему изнутри: какой увидится нам их реальная жизнь?

БЕССТРАСТНАЯ СТАТИСТИКА

Принято считать, что по сравнению со здоровыми людьми женщин-инвалидов очень мало – ведь нам, здоровым, очень удобно так считать. Но не стоит забывать о том, что наряду с заболеваемостью и смертностью инвалидность является одним из показателей общественного здоровья.
В России проживает 10,5 миллионов инвалидов. На начало 2002 года из числа впервые признанных инвалидами женщины составили 52,3% среди городского населения и 47% среди сельского. По сравнению с 1999 годом отмечается рост первичного выхода на инвалидность женщин детородного возраста. Среди них высок процент инвалидов I и II групп (54%). У 11% женщин группа инвалидности установлена бессрочно, а инвалидами с детства являются 11,3%.
Причинами полной или частичной утраты трудоспособности чаще других являются новообразования (24,5%), заболевания системы кровообращения (15%), болезни нервной системы и органов чувств (13%); далее следуют психические расстройства (11%) и болезни костно-мышечной системы (11%). Наименьший удельный вес в структуре женской инвалидности приходится на эндокринные заболевания (5%) и травмы (5%).
Таким образом, как мы видим, женская инвалидность – понятие далеко не однородное: кто-то получает этот диагноз с рождения, а для кого-то – это трагическое стечение обстоятельств, полностью изменившее прежнюю налаженную жизнь.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ С НИМИ…

По наблюдениям психологов, с выходом на инвалидность у женщин значительно изменяется стереотип жизни. Ухудшением материального положения и сложностями с трудоустройством эта проблема далеко не ограничивается. Меняется не только быт, но и сознание, отношение к миру. Социально-психологические исследования показали, что у женщин-инвалидов наблюдается не только настороженность в отношении к людям, но и снижение готовности к общению на фоне повышенной потребности в нем.
Но женщина всегда остается женщиной. И каким странным бы это нам ни казалось, несмотря ни на какие диагнозы, она хочет любить, создать семью и вырастить ребенка. И вопреки всему – позиции врачей, мнению окружающих – ей это удается. Вот одна из тех историй, которые заставляют нас взглянуть на проблему другими глазами.

Анна П.:
То, что детский церебральный паралич – заболевание, которое по наследству не передается, я знала всегда. Тем не менее рожать опасалась – боялась «повторения». К тому времени, как я «созрела», я успела выйти замуж (у мужа тот же диагноз, что и у меня), окончить институт и несколько лет проработать инженером-программистом. То есть решение иметь ребенка было абсолютно продуманным.
У меня II группа инвалидности, и я знала, что врачи из районной поликлиники рожать категорически запретят. Впоследствии так оно и вышло. Врачи просто боятся подобных мне пациентов с ДЦП, не зная, что с ними делать. Никаких объективно обоснованных противопоказаний у меня не было.
Я решила сначала найти место, где согласились бы меня наблюдать и принимать роды. В Институте акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН меня приняли без возражений, сделали минимальное предварительное обследование. Беременность наступила почти сразу, как я перестала пользоваться средствами контрацепции. Все девять месяцев прошли на удивление гладко. Никаких специальных мер предосторожности я не предпринимала. Помнится, в начале срока я летала на самолете, жарилась на солнце, ездила верхом и много времени проводила за компьютером. И ничего... Потом, как полагается, регулярно ходила в женскую консультацию.
В стационар института меня положили за три дня до плановой операции кесарева сечения. Выписали тоже в обычном порядке. Даже приглашали рожать второго. Первые три месяца я кормила ребенка только грудью. Потом перешли на смешанное кормление, и так до 10 месяцев.
Некоторые проблемы возникли при первом плановом осмотре в детской поликлинике. Врач-невропатолог, обнаружив повышенный тонус мышц у ребенка и глядя на маму с ДЦП, назначил такое же лекарство, которое давали мне раньше. Меня насторожила такая поспешность врача. Мы вызвали специалиста из Детского консультационно-диагностического центра. Он поставил диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), который не является редкостью, и назначил другое лечение. В год диагноз был снят. Дальше развитие ребенка шло нормально.
Что касается воспитания, то я для себя не вижу здесь абсолютно никаких отличий от обычных семей. Единственное, что можно отметить в моем случае, так это то, что помощь моей мамы в первые два года была неоценимой. Но это прежде всего связано с моими бытовыми возможностями.
И еще один нюанс. У меня проблемы с речью, поэтому в свое время я не могла читать вслух и много разговаривать с маленьким ребенком. Этот дефицит общения сказался при поступлении в школу. Поэтому, мой совет мамам: если в связи с заболеванием ваш образ жизни каким-то образом ограничен (в общении, в двигательной активности или в пространственном плане), постарайтесь, чтобы это не сказалось на кругозоре ребенка. По этой же причине лучше водить его в детский сад после трех лет, а не держать на домашнем воспитании. Сейчас моей дочурке семь лет. У нее первая группа здоровья. Она учится в начальной школе при гимназии и в музыкальной школе, занимается плаванием.
И еще. Я училась в специализированном интернате, и у меня очень много старых знакомых, мам и пап-инвалидов, у которых здоровые дети; среди них нет таких, у кого бы ребенок тоже был больным.
А дети – пожалуй, единственное, что оправдывает нашу жизнь.

…И ЧТО ПРОИСХОДИТ С НАМИ?

История этой молодой женщины вызывает у многих восхищение. Что нас удивляет? Ведь она не совершила ничего героического – просто вышла замуж по взаимной любви, родила и воспитывает ребенка – то, что происходит с большинством из нас. И тем не менее реакция окружающих очень эмоциональна. Почему? Потому что эта женская судьба нарушила наши представления о судьбе женщины-инвалида, которая не только сумела все преодолеть, но стала счастливой матерью вопреки всему.
Может быть, есть часть нашей вины в том, что так называемое общественное мнение ставит крест на судьбе женщины, чем-то отличающейся от нас? Ведь именно наше отсутствие опыта общения с «другими», непохожими на нас людьми провоцируют то, что сложились стойкие негативные ассоциации в отношении женщины-инвалида – иждивенка, обуза, требует постоянной помощи. И когда все происходит совсем не так, мы удивляемся.
Почему? Разве наша с вами жизнь столь безоблачна и идеальна? Разве мы не пасуем перед жизненными сложностями? Не страдаем? Не болеем? В основе этого удивления, видимо, коренится наше пресловутое представление о норме, за которую мы принимаем набор устоявшихся стереотипов (кстати, я где-то читала, что в одном из африканских племен инвалидами считают некрасивых незамужних женщин), дополненный медицинским диагнозом. И то, что сделано вопреки этой норме и этому диагнозу, должно научить нас принимать мир во всем многообразии его проявлений.
Давайте примем за аксиому тот факт, что все мы живем по одним законам: для любой женщины, а тем более для той, которой пришлось преодолеть не только собственное нездоровье, но и так называемое общественное мнение, желанная беременность, роды и уход за ребенком – мощный источник новых жизненных сил; это дает ей моральное право самоутверждения и самовыражения как женщины. Это противовес несправедливой природе, обстоятельствам, беде, который позволяет ей не только быть и ощущать себя матерью, но и помогать людям. Вот еще несколько небанальных историй.
Юлия Ржевская, председатель региональной благотворительной общественной организации матерей-инвалидов «Юлия»:
Наша организация объединяет матерей-инвалидов, у которых есть дети до 16 лет. Это разные женские судьбы и разные диагнозы. Есть инвалиды с детства – прежде всего это люди с диагнозом ДЦП. Это особая группа, которая с рождения «варится в своем соку». У них свои друзья, свои школы, своя любовь. Создаются дружные семьи, в которых друг за друга «стоят горой». И дети рождаются у них вполне здоровые.
Но есть у нас группа женщин, которые родились и выросли здоровыми людьми, но в результате травмы оказались прикованными к кровати, получили инвалидность. Это совсем другая психология – представьте, человек жил в бешеном ритме города, а потом вдруг стал инвалидом. Что с ним происходит? Никому, кроме мамы с папой, он не нужен. Как ни страшно об этом говорить, но не каждый муж способен выдержать такое испытание – только недавно он был счастлив со своей женой, и вот она прикована к кровати… Поэтому многие мамы-инвалиды воспитывают детей одни. Тем приятнее вспомнить совсем другие истории. Есть у нас чудесная семья, в которой трое детей. Муж ухаживает за любимой женой, несмотря на то, что она прикована к кровати, получила инвалидность (у нее мышечная дистрофия, которая быстро прогрессирует), они вместе воспитывают детей. А недавно у них родился уже четвертый ребенок.
Но в основном мужья бросают таких женщин, уходят не то чтобы к другой женщине, а просто от проблемы. Да, это трудно, но если мы сами себе не поможем, нам не поможет никто.
Мы организовали нашу ассоциацию для того, чтобы помочь женщинам выйти из стрессовой ситуации, предотвратить суицидальные попытки, чтобы сплотить таких мам, которые волею случая стали инвалидами уже в зрелом возрасте. Мы стараемся сделать так, чтобы они не только сами поверили в свои силы, но и помогли другим людям, нуждающимся в поддержке. И мы многого добились, несмотря на то что действуем самостоятельно – мы не прикреплены ни к каким общественным организациям города. Мы помогаем материально особо нуждающимся, сотрудничаем с Московской Патриархией. Когда ты видишь, что у подруги беда больше, чем у тебя, это не радует, а, наоборот, дает толчок к тому, что ты должен выжить и помочь более слабому. Примеров тому – масса.
Наташа – музыкальный работник, преподавала в музыкальной школе. После рождения первого ребенка у нее развивается бронхиальная астма, а потом – артроз тазобедренных суставов. В результате она оказалась на костылях. Ребенок маленький, а ей часто приходится лежать в больнице. Но ее жизнелюбие, вера в себя и стремление помочь другим привлекают к ней людей. У нее замечательная семья, любящий муж, чья забота и внимание помогли ей в буквальном смысле подняться на ноги, опять начать ходить, несмотря на инвалидность. Не так давно у них родился второй ребенок. Так что у них все хорошо, не говоря уж о том, что Наташа – первый активист нашей организации.
Вообще наша организация держится на активных женщинах. Стараясь помочь тем, кому плохо, мы по-настоящему подружились: ходим друг к другу в гости и вообще радуемся жизни, в которой для нас далеко не все потеряно. Мало того, что у тебя есть ребенок, который дает тебе силы и радость и которого надо воспитать – ты не одинок, ты помогаешь другим людям, ты активен. В этой ситуации думать о смерти противно.
Жизнь в любом случае – жизнь, и она переменчива. Поэтому надежда на личное счастье всегда присутствует, да и за примерами далеко ходить не надо – за последний год мы сыграли две веселые свадьбы.
Так что каждая женщина надеется на личную жизнь, несмотря ни на что. Я думаю, что, в принципе, это возможно, потому что после того, как случилась беда, человек становится более собранным, смотрит на мир уже другими глазами и способен преодолеть многое.
Эти женщины с особенным, обращенным внутрь себя, взглядом очень красивы и внутренне и внешне. Так давайте отдадим им должное – наше уважение и помощь.

Женщины-инвалиды лишены возможностей образования, сексуального самовыражения и шансов стать родителями . Поскольку материнство обществом обычно воспринимается в качестве наивысшего женского достижения, женщины с инвалидностью не могут реализовать себя из-за общественных установок, государственной политики и культурных норм, которые поддерживают данные стереотипы. В мире, где прославляется «телесная красота» - молодое атлетическое тело, - женщины с инвалидностью испытывают особую дискриминацию. Инвалидизирующие стереотипы представляют женщин-инвалидов как недостаточно женственных, асексуальных или не способных вырастить своих детей, иными словами, отказывают в атрибутах, приписанных «нормальным» женщинам, то есть неинвалидам. Им остается переживать сопровождающие их состояние чувства утраты, грусти и страдания, ассоциируемые с личной неудачей. Кроме того, женщины-инвалиды испытывают сильную дискриминацию в трудовой и семейной сферах. В мировом масштабе они чаще оказываются на наименее желаемых рабочих местах с низкой оплатой труда и становятся беднейшими среди бедных . Женщины-инвалиды так же в большей мере, чем неинвалиды, подвергаются насилию, будь то физическое, эмоциональное или сексуальное. Женщины-инвалиды, живущие на юге, именно в связи с этим подвергаются еще более жесткой дискриминации . Феминистский анализ инвалидности использует понятия сексизма и патриархата, чтобы с их помощью объяснить всю сложность происходящего с женщинами-инвалидами. И все же феминистское движение во многом игнорировало особые состояния и потребности женщин-инвалидов, за что и подвергалось критике .

Женский опыт переживания реальности оформляется посредством социального конструирования гендерных отношений, которые подразделяют людей на категории мужчин и женщин. Этот опыт маскируется гендерно-нейтральным языком. Гендерные разграничения построены на такой социальной организации, которая навязывает диаду доминирования отношениям между мужчинами и женщинами. Эти (гендерно-специфические) бинарные разграничения и обусловливают тот факт, что мужчины как высшая часть диады угнетают женщин. Данная форма организации известна как сексизм. Сексизм может взаимодействовать и сосуществовать с другими формами угнетения - по признакам класса, «расы» и инвалидности (классизм, расизм и инвалидизм).

В моей работе я определяю сексизм как «систему угнетения, основанную на презумпции антагонистических отношений между мужчинами и женщинами. В этих отношениях мужчины реализуют свою власть над женщинами, будучи привилегированными или имея превосходство, а женщин рассматривают как низших существ. Система, организующая социальные отношения таким образом, что мужчины могут контролировать и эксплуатировать женщин на индивидуальном, институциальном и культурном уровнях, называется патриархатом» .

Сексизм есть нормализующая идеология, касающаяся гендера, которая девальвирует атрибуты женщин и ту работу, которую делают женщины. Прославляя качества и достижения мужчин и ущемляя достоинство женщин, сексизм способствует неравенству между полами. Сексистские социальные отношения утверждают мужчин в качестве нормы и диктуют, какое поведение считать «нормальным» как для мужчин, так и для женщин. Эта диада пронизывает все другие социальные различия, включая инвалидность, и детерминирует предпочтение интересов и деятельности мужчин-инвалидов по сравнению с инвалидами-женщинами. Кроме того, сексистские социальные отношения действуют в трех измерениях - индивидуальное (установки и убеждения), институциальное (законодательство, политика и повседневные практики) и культурное (принимаемые как должное предположение, ценности и нормы). Гендерные отношения, укоренные в сексистских взглядах на мир, делают мужское нормой и (воспроизводят неравенство между мужчинами и женщинами посредством сексистской диады, которая представляет привилегии мужчинам, делая женщин низшими существами и/или неравными мужчинам. Следовательно, сексистские социальные отношения закрепляют власть мужчин и делают их качества наиболее предпочтительными. Это осуществляется следующим образом:

Поддерживаются установки, формы поведения и культурные нормы, которые легитимируют и утверждают власть мужчин над женщинами;

Делается акцент на «различиях» между мужчинами и женщинами; присуще женщинам расценивается как менее значимое в обществе;

С инвалидами обращаются как с Другими или незначимыми, как с теми, кто отличается от установленных или доминантных мужских норм;

Женщин исключают из публичного пространства.

Сексизм приводит к неравным гендерным отношениям, нападая на атрибуты идентичности, самоопределение человека. Гендер по-разному переживается мужчинами и женщинами, поскольку одна группа оказывается в более привилегированном положении по сравнению с другой. Кроме того, гендер дифференцирован внутри самих категорий мужчин и женщин, поскольку пересекается с другими социальными различиями - «расой», возрастом, инвалидностью, сексуальной ориентацией и классом. Взаимодействие между гендером и другими основаниями социальных различий - это не просто сложение нескольких оснований, оно интегративно. Результат этой интеграции варьируется в зависимости от контекста и того или иного основания различий между группами. Так, классовая дифференциация означает, что опыт инвалидности двух темнокожих женщин, представляющих средний класс и рабочих, будет неодинаковым. Расовая дифференциация означает, что те испытания, которые представляет инвалидность белой женщине среднего класса, совсем не похожи на те, что знакомы черной женщине среднего класса.

Антиугнетающие подходы (anti-oppressive approaches) к практике базируются на ценности равенства обоих полов, стремятся остановить санкционированное обществом исключение женщин из публичного пространства и найти способ включить их в центр общественной жизни. Эти подходы способствуют формированию эгалитарных отношений между людьми. В таких отношениях взаимодействие основано на взаимном признании и утверждении обеими сторонами друг друга в статусе субъектов. Тем самым они относятся друг к другу как субъект к субъекту, а не как субъект к объекту. То, что люди действуют как субъекты, то есть создатели собственной реальности, -ключевой принцип антиугнетающих отношений. Работая с инвалидами, - женщинами или мужчинами - социальным работникам необходимо предпринять усилия в направлении создания эгалитарных отношений, которые бы утверждали субъектность тех и других, удостовериться, что инвалиды характеризуют интеракции со специалистами как субъект-субъектные.