Жди когда из дальних мест.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь» Симонова

К. Симонов увидел войну своими глазами в качестве военного корреспондента еще в 1939 г. на Халхин-Голе. Вскоре после этого он отправляется на фронт Финской кампании. Поэт и писатель получил трагический опыт жесткой военной реальности. После нападения Германии он ждал демобилизации и летом 1941 г. написал стихотворение «Жди меня, и я вернусь».

Произведение обращено к реальному человеку – возлюбленной Симонова В. Серовой. Женщина была вдовой и поначалу решительно отвергала ухаживания писателя. Разразившаяся война изменила ее отношение. Многократно возросла ценность жизни и случайность смерти.

Симонов поначалу скрывал свои отношения с Серовой и не хотел печатать стихотворение, считая его глубоко интимным. Лишь в декабре 1941 г. по настоянию коллег он разрешил опубликовать свое произведение.

Константин Симонов по праву считался одним из лучших советских писателей, творивших в годы самой страшной войны. Его произведения несут в себе горькую правду о жестокости и смерти. При этом писатель никогда не забывал о внутреннем мире человека, о том, как он меняется в условиях военного времени.

«Жди меня, и я вернусь» — очень трогательное стихотворение, обладающие огромной силой воздействия на человеческую душу. Для многих бойцов Красной армии оно стало настоящим гимном, торжественной клятвой близкому человеку. Миллионы людей расставались друг с другом. Уже первые дни войны показали, что для многих прощание было последним. Человек не был уверен, будет ли он жив через неделю, день, час. Официальная идеология отвергала веру в Бога, поэтому единственной надеждой и верой оставалось воспоминание о тех, кто ждет в тылу.

Автор обращается к любимой женщине с горячей мольбой о том, чтобы она ждала его несмотря ни на что. Очень жестко звучат слова: «пусть поверят сын и мать, в то, что нет меня». Симонов готов простить друзей, которые устанут его ждать. Но надежда любимой не должна исчезать. Это священный талисман, который охраняет жизнь человека и дает ему избавление от всех опасностей.

Стихотворение написано обычным разговорным языком в виде монолога лирического героя. Особую душевность и выразительность ему придает рефрен «жди меня». В какой-то степени произведение может считаться молитвой по своей эмоциональной окраске.

Известно множество случаев самоубийств людей, узнавших об измене любимых женщин в тылу. Это показывает, насколько важна для человека была вера в то, что их кто-то ждет. Стихотворение Симонова олицетворяет собой основную надежду советского воина, позволяющую ему не терять оптимизма и способности любить.

Это стихотворение Константин Симонов написал в июле 1941 года, когда вернулся в Москву после первой командировки на Западный фронт. Он переночевал на даче писателя Льва Кассиля в Переделкине и утром остался один. Кругом — высокие сосны, зеленая трава. Было жарко и очень тихо. На несколько часов поэту захотелось забыть, что на свете есть война.

В тот день Константин Михайлович — может, тогда поэта даже не звали по имени-отчеству, ему было всего 25 лет — написал «Жди меня». И не только это стихотворение, но и два других — «Майор привез мальчишку на лафете» и «Не сердитесь, к лучшему». Все три — известные, проникновенные, достойные упоминания и нового, а для кого-то-то первого, впечатляющего прочтения.

Но все же первое стихотворение — самое сильное:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет…

Уже тогда война предчувствовалась долгой, вспоминал Симонов. «…Жди, когда снега метут…» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, вероятно, нашлась бы и другая…

Стихотворение было очень личным, почти интимным и посвящалось любимой женщине. В посвящении были две буквы — В.С. Это была актриса Валентина Серова , гремевшая на весь Советский Союз. Но тогда не принято было выставлять чувства напоказ. И автор говорил уклончиво: «У стихотворения „Жди меня“ нет особой судьбы. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…»

Симонов сначала не хотел печатать «Жди меня». Он просто читал его своим знакомым и друзьям. И не только им, но и чужим людям — на фронте. И они при свете коптилки или ручного фонарика переписывали стихотворение на клочки бумаги или обрывки газет.

Это было лекарство от тоски — по родному дому, любимым, родным, мирной жизни…

«Жди меня» — еще не опубликованное — стало достоянием многих. Потом у них стихотворение переписывали другие, и оно множилось. Никто не знает точный «тираж», но, наверное, он составил несколько десятков тысяч экземпляров. Даже если бы «Жди меня» никогда не было напечатано, оно все равно стало бы знаменитым.

Поэт рассказывал, что именно потому, что стихотворение переписывали многие, он решил его опубликовать. Он понял, что оно нужно, ибо тревожило, доходило до сердца…

«Я предлагал его вместе с другим стихотворением — „Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины“ — главреду Ортенбергу для „Красной звезды“, — рассказывал Константин Михайлович. — „Ты помнишь, Алеша…“ Ортенбергу понравилось, а со „Жди меня“ поколебался и вернул мне, сказав, что эти стихи, пожалуй, не для военной газеты, мол, нечего растравлять душу солдата — разлука и так горька!»

Наверняка Симонов огорчился. Но он был востребован, много — и прозу, и стихи — печатал. Возможно, отложил листок с текстом стихотворения до лучших времен. Но они очень быстро наступили.

Редакция «Красной звезды располагалась в одном здании с другими газетами — «Правдой» и «Комсомолкой». Однажды Симонов встретил в коридоре редактора «Правды» Петра Поспелова . Тот позвал его к себе — якобы пить чай, но на самом деле хотел заполучить хорошее стихотворение. Точнее, «Жди меня».

Симонов сказал, что ничего нового у него нет. Поспелов возразил: «А мне товарищи говорили, будто вы недавно тут что-то читали». То есть, почти наверняка редактор «Правды» уже знал текст, и он ему понравился. Или слышал его по радио — стихотворение в эфире прочитал сам автор в декабре сорок первого года. Однако Поспелов сделал вид, что ничего не знает.

Симонов все же признался, что у него есть стихи, но оговорился: «Они не для газеты. И уж, во всяком случае, не для «Правды».

Но Поспелов — знал же точно! — слукавил: «А почему не для «Правды»? Может быть, как раз для «Правды».

Тогда поэт прочитал ему «Жди меня». Редактор поднялся с места, засунул руки в карманы и стал взволнованно ходить по своему холодному кабинету. И тут же вынес вердикт: «По-моему, хорошие стихи. Давайте напечатаем…» У него вызвала сомнение только одна строка — про «желтые дожди».

Симонов сказал, что так хотел выразить свою тоску.

Но это объяснение редактора «Правды» не убедило. Он позвал старого большевика, сотрудника газеты Емельяна Ярославского . Тот выслушал стихотворение и ничуть не удивился: «Очень просто. Ведь дожди бывают разного цвета. Иногда идут и желтые, когда почвы желтые…»

Через несколько дней, когда Симонов вернулся из очередной командировки на фронт, то узнал, что стихотворение «Жди меня» напечатано 14 февраля 1942 года на третьей полосе «Правды». Впрочем, тогда это было рядовое для него событие. Печатался он во время Великой Отечественной, как уже было сказано, часто.

Многое с тех пор стерлось и забылось. Но у стихотворения «Жди меня» оказалась долгая жизнь. На фронте его искали, вырезали из газет, переписывали, носили с собой, посылали друг другу, заучивали наизусть. Стихотворение имело даже психотерапевтическую функцию! Врач Слава Бескина , работавшая во время войны во фронтовых госпиталях, вспоминала, что раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня».

Невероятно, но «Жди меня» было переведено на немецкий язык, и солдаты вермахта воспринимали строки Симонова, так же, как и красноармейцы — как клятву, молитву. И немецкие женщины, как и советские, превозмогая боль разлуки, обстоятельства — ну, пришла же похоронка, чудес не бывает! — ждали домой своих любимых. И, случалось, дожидались!

…Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Между прочим, в Германии во время войны почему-то не появлялись стихи о войне. В Советском Союзе их было множество: талантливых, проникновенных — Александра Твардовского , Ольги Берггольц, Всеволода Багрицкого , Семена Гудзенко , Юлии Друниной , Михаила Светлова

А у немцев лирических стихотворений не было. Но солдату нужна не только цель в прорезе прицела, но и веское, доходчивое слово — от сердца. Не только сухой, звенящий стальной угрозой призыв идти в бой и взять чужой город, но и бодрящая рифма. От души.

Потому-то Гансы, Иоганны, Клаусы, торопливо, в укромном уголке переписывали слова вражеского стихотворца, переведенные на немецкий язык:

Warte auf mich

Und ich kehre zuruck,

Nur warte sehr

Хочется вспомнить и другое военное стихотворение Симонова. Оно совсем иное — по ритмике, накалу. Называется — «Убей его!» В смысле — убей немца. Строки в нем — яростные до отчаянного стона, неистовой боли. Спокойно читать текст невозможно, его хочется выкрикивать: «Так убей же его скорей. / Сколько раз увидишь его, / Столько раз его и убей! »

Оба стихотворения перекликаются. «Жди меня» — нежное, лиричное, обращенное к дорогому человеку. В нем надежда — жди, милая, все будет хорошо. «Убей его!» — наказ себе, другим мужчинам: защитить свой дом, Отечество. Женщины должны хранить очаг, ждать, место мужчин — на поле брани. Он должен победить! А смерть должна настигнуть врага, пришедшего разорять нашу землю. А горе горькое пусть достанется его близким:

Так убей фашиста, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвым стоял.

Так хотел он, его вина, —

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его семья

Понапрасну пусть будет ждать…

Стихотворение «Убей его!» написано летом 1942 года, когда немцы снова наступали, снова захватывали наши города. Эту жестокую, наглую серо-зеленую массу необходимо было остановить любой ценой. В те дни защитникам родины ненависть была необходима, как патроны, кусок хлеба, глоток воды. И Симонов нашел для них самые нужные, самые сильные слова. «Убей его!» — наука ненависти. «Убей его!» — поэтизированный приказ «Ни шагу назад!» Более убедительный и доходчивый, чем суровое сталинское наставление.

Стихотворение Симонова, посвященное Серовой, живо и поныне, отношения же двух людей вскоре после войны расстроились. По разным причинам…

Спустя годы Симонов писал Серовой уже совсем другие строки:

Ты говорила мне «люблю»,

Но это по ночам, сквозь зубы.

А утром горькое «терплю»

Едва удерживали губы.

Перед смертью Симонов изъял из своих сочинений все посвящения Серовой — оставил только перед текстом «Жди меня». Когда Константин Михайлович лег в больницу, то попросил дочь принести ему письма, которые он писал своей, давно бывшей и уже ушедшей из жизни жене. Их было много, очень много…

Умирающий поэт рвал листки со слезами на глазах и говорил дочери: «Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом… То, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни и самым большим горем…»

«Жди меня, и я вернусь» Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Анализ стихотворения Симонова «Жди меня, и я вернусь»

Война для Константина Симонова началась в 1939 году, когда он был направлен на Халхин-Гол в качестве корреспондента. Поэтому к тому моменту, как Германия напала на СССР, поэт уже имел представление о фронтовых буднях и не понаслышке знал, что очень скоро тысячи семей начнут получать похоронки.
Незадолго до повторной демобилизации, летом 1941 года, Симонов на несколько дней приехал в Москву и остановился на даче своего друга, писателя Льва Кассиля в Переделкино. Именно там было написано одно из самых известных стихотворений поэта «Жди меня, и я вернусь», которое вскоре облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой.

Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного летчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Звезда театра и любимица Сталина, она поначалу отвергала ухаживания Симонова, считая, что не вправе предавать память мужа, погибшего во время испытаний нового самолета. Однако война все расставила на свои места, изменив отношение не только к смерти, но и к самой жизни.

Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастливо со своей избранницей. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!».
Вера и любовь этой женщины является для поэта своеобразным талисманом, той невидимой защитой, которая оберегает его на фронте от шальных пуль. О том, что погибнуть можно совершенно случайно и даже по глупости, Симонов знает не понаслышке. В первые дни войны ему довелось оказаться в Белоруссии, где к тому времени шли ожесточенные бои, и поэт чуть не погиб под Могилевом, попав в немецкое окружение. Однако он убежден, что именно любовь женщины сможет уберечь его и многих других солдат от гибели. Любовь и вера в то, что с ним ничего не случится.

В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться. «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет», — просит поэт, отмечая, что не стоит поддаваться отчаянию и уговорам тех, кто советует забыть любимого человека . Даже если лучшие друзья уже пьют за помин его души, понимая, что чудес не бывает, и воскреснуть из мертвых никому не суждено.

Однако Симонов убежден, что он обязательно вернется к своей избраннице, что бы ни случилось, так как «среди огня ожиданием своим ты спасла меня». О том, чего им обоим это будет стоить, поэт предпочитает умолчать. Хотя прекрасно знает, что неизвестность наверняка прибавит новые морщины и седины в волосах тех женщин, которые ждут своих любимых. Но именно вера в то, что они когда-нибудь вернутся, дает им силы выжить в кровавой мясорубке, именуемой войной.

Поначалу Константин Симонов отказывался публиковать это стихотворение, считая его глубоко личным и не предназначенным для широкого круга читателей. Ведь лишь несколько близких друзей поэта были посвящены в его сердечную тайну. Однако именно они настояли на том, чтобы стихотворение «Жди меня, и я вернусь», в котором так нуждались тысячи солдат, стало достоянием общественности. Оно было опубликовано в декабре 1941 года, после чего уже ни Константин Симонов, ни Валентина Серова не считали нужным скрывать свои отношения. И их яркий роман стал еще одним доказательством того, что настоящая любовь способна творить чудеса.