Жан франсуа лаперуз. Пропавшая кругосветная экспедиция лаперуза

ЛАПЕРУЗ, ЖАН ФРАНСУА (La Pérouse, Comte de) (1741–1788), французский мореплаватель. Родился 23 августа 1741 в местечке Лего под Альби. Отец, Виктор Жозеф де Гало, принадлежал к древней альбигойской семье, получившей дворянство в 1558. В 1750–1756 учился в иезуитском коллеже Альби (ныне Коллеж Лаперуза), по окончании которого избрал военно-морскую карьеру. Чтобы подчеркнуть свое дворянское происхождение, присоединил к фамилии имя де Лаперуз (так называлась семейная ферма). В ноябре 1756 поступил в Школу морских гвардейцев в Бресте, готовившую офицеров для военно-морского флота. Во время Семилетней войны служил с марта 1757 на боевых и транспортных судах; участвовал в операциях против англичан в Канаде и в патрулировании побережья Бретани. Во время сражения французского и английского флотов в заливе Киберон 20 ноября 1759 был ранен и попал в плен, но отпущен под честное слово. В перерывах между плаваниями продолжал обучение в Школе морских гвардейцев. По ее окончании 1 октября 1764 получил младший офицерский чин сублейтенанта. Служил на военно-транспортных судах, занимавшихся доставкой стратегических материалов и снаряжения. В сентябре 1766 впервые назначен капитаном корабля – транспорта «Адур», в ноябре того же года стал командовать транспортом «Доротея» (до мая 1768).

Летом 1770 переведен на боевой фрегат «Бель-Пуль». В мае-октябре 1771 на его борту совершил плавание в Вест-Индию (на о. Гаити). В апреле 1772 – декабре 1776 служил в Ост-Индии под началом губернатора Иль-де-Франса (совр. о. Маврикий). В этот период командовал военным кораблем «Сена»; по поручению губернатора осуществил с целью укрепления французского влияния две экспедиции в Индию: в мае 1773 – марте 1774 на ее юго-восточное, а в августе 1774 – мае 1775 на ее западное побережье; в ходе последней отразил нападение флота султана Махараштры и помешал правителю Малабара захватить французскую крепость Маэ. В сентябре 1776 получил под начало корабль «Ифигения» и участвовал в экспедиции на Мадагаскар для разрешения конфликтов среди жителей колонии, основанной в 1774 М.-А.-А.Бениовским в заливе Антонжиль.

По возвращении во Францию в мае 1777 стал лейтенантом и кавалером ордена Св. Людовика. В феврале-мае 1778 командовал корветом «Серен»; конвоировал транспортные суда и патрулировал побережье у о.Уэссан у западной оконечности Бретани. В 1778, после вступления Франции в войну против Англии (Война за независимость США), назначен капитаном корвета «Амазонка»; вместе с отрядом французских кораблей совершил успешный рейд вокруг Англии. В мае-июле 1779 участвовал в операциях французского флота в Вест-Индии, а в августе-сентябре того же года в военных действиях у берегов Северной Америки; в сентябре захватил английский фрегат «Ариэль». В 1780 принимал участие в разработке операции по переброске корпуса Ж.-Б.Рошамбо через Атлантику и в ее осуществлении (май-июль 1780). С декабря 1780, командуя фрегатом «Астрея», патрулировал побережье Массачусетса и у устья р. Св. Лаврентия; 21 июля 1781 при поддержке фрегата «Гермиона» разгромил британский конвой у о.Кейп-Бретон; получил чин капитана 1-го ранга. В январе-феврале 1782 участвовал в успешном нападении французского флота на о-ва Сент-Кристофер, Невис и Монтсеррат. В мае 1782 возглавил военно-морскую экспедицию в Гудзонов залив; в августе захватил и разрушил форт Принца Уэльского (у устья р.Черчилл) и форт Йорк (у устья р.Нельсон), но эпидемия, вспыхнувшая среди экипажа, заставила его вернуться в Европу.

После окончания войны предложил правительству план трехлетней научной экспедиции в Тихий океан для открытия и описания новых земель и уточнения данных о уже открытых, намереваясь превзойти достижения Дж. Кука . Людовик XVI ответил согласием и назначил его руководителем экспедиции (начало 1785). В подготовке плавания приняли участие Л.-А. де Буганвиль, первый француз, совершивший кругосветное путешествие, естествоиспытатель Ж.Л.Бюффон , химик А.Лавуазье .

1 августа 1785 экспедиция в составе двух кораблей «Буссоль» и «Астролябия» (командир П.А.М.Флерио де Лангль) отплыла из Бреста; на борту находилась группа ученых (астрономы, геологи, минералоги, ботаники, картограф), а также художники. Зайдя на о.Мадейра и Канарские о-ва (середина августа), корабли пересекли экватор (29 сентября) и в начале ноября вышли к о.Св. Катарины у южного побережья Бразилии. Предприняв безуспешную попытку найти гипотетический «Большой остров» в южной Атлантике, экспедиция в середине январе 1786 подошла к берегам Патагонии, а в начале февраля обогнула м. Горн и оказалась в Тихом океане. Сделав остановку в Талкахуане (Чили), она 19 марта покинула берега Южной Америки и в апреле достигла о.Пасха. В мае-июне экспедиция посетила Гавайские о-ва, открытые Дж. Куком, после чего направилась на север на поиски северо-западного прохода из Тихого океана в Атлантический. 23 июня корабли подошли к юго-восточному побережью Аляски в районе горы Св. Ильи. Однако Лаперуз отказался от поисков северо-западного пути и взял курс на юго-восток. Обследовав западное побережье Канады, он доплыл до залива Монтерей (сентябрь), а затем пересек Тихий океан и 3 января 1787 бросил якорь в Макао (Южный Китай). В феврале-апреле 1787 экспедиция посетила Филиппинские о-ва и о.Формоза (совр. Тайвань) и в начале мая двинулась на север. 21 мая она достигла о.Чеджудо у южного побережья Кореи, 25 мая, миновав Корейский пролив (через Западный проход), вышла в Японское море, пересекла его и 6 июня увидела северный берег главного японского острова Хонсю. 11 июня корабли подошли к Татарскому побережью (совр. Приморье) у м.Остовной. Проплыв вдоль него к северу, Лаперуз в начале июля повернул на восток и вскоре достиг земли, которую аборигены называли Тапшока; дал ей имя Сегальен, позже превратившееся в Сахалин. Узнав от местных жителей, что Сахалин – остров, отделенный от материка и Японии проливами, повел корабли на север: выяснил, что Татарский залив – на самом деле пролив, однако не решился пройти в Охотское море через его самую узкую северную часть и повернул на юг. Подойдя 11 августа к юго-западной оконечности Сахалина (назвал ее мысом Крийон; совр. м.Крилон), 12 августа миновал пролив между ним и о. Хоккайдо (совр. пролив Лаперуза) и оказался в Охотском море. В конце августа обследовал Курильские о-ва в поисках прохода в Тихий океан, а затем взял курс на Камчатку. 7 сентября бросил якорь у Петропавловска и был радушно принят местными русскими властями; во время стоянки получил известие из Парижа о присвоении ему звания коммодора и приказ отправиться в Австралию, куда британское правительство послало флотилию с целью ее колонизации. Решил идти в Австралию через центральную часть Тихого океана, надеясь обнаружить доселе неизвестные острова. Не найдя ничего, 21 ноября пересек экватор и 6 декабря достиг о-вов Самоа; в результате столкновения с аборигенами на о.Тутуила потерял часть экипажа, а том числе де Лангля. В конце декабря 1787 – начале января 1788 посетил о-ва Тонга и о. Норфолк. 23 января подошел к побережью Австралии южнее залива Брокен, а 26 января бросил якорь в заливе Ботэни, где встретил английские корабли. Построив форт на северном берегу залива (ныне пригород Сиднея, носящий имя Лаперуза). Решив продолжить путешествие, отправил во Францию сообщение о своем дальнейшем маршруте (Тонга – о. Новая Каледония – о-ва Санта-Крус – о.Новая Гвинея – пролив Торреса – Маврикий), 10 марта 1788 отплыл в восточном направлении и исчез.

В сентябре 1791 французское правительство, обеспокоенное отсутствием новостей о Лаперузе, отправило на его поиски экспедицию под командованием А.Р.Ж.Брюни д"Антркасто, усилия которой, однако, оказались безрезультатными (1791–1793). Только в 1827 ирландский мореплаватель П.Диллон обнаружил следы кораблекрушения на о.Виникоро в архипелаге Санта-Крус; в 1828 его открытие было подтверждено французским путешественником Ж.Дюмон д"Юрвилем. В 1960-х новозеландец Р.Дискомб, в результате подводных исследований, нашел в прибрежных водах останки погибших кораблей. Большинство ученых так реконструируют финальный этап путешествия: покинув залив Ботэни, Лаперуз посетил Тонга и Новую Каледонию и поплыл к о-вам Санта-Крус; у о.Ваникоро во время шторма его корабли разбились о рифы; часть команды «Буссоли» спаслась; столкнувшись с враждебностью местных жителей, французы возвели укрепленный форт, а затем построили небольшое судно и отплыли в неизвестном направлении, но погибли в открытом океане.

Роль Ж.Ф.Лаперуза в исследовании Тихого океана огромна, она сравнима с ролью Дж. Кука . Хотя он открыл мало новых земель, он значительно обогатить географические и этнографические знания европейцев о малоизученных землях, прежде всего о Татарском побережье, Сахалине и Курильских о-вах, а также доказал несостоятельность представлений о существовании многих гипотетических островов, нанесенных на старые карты. В отличие от ряда своих предшественников, он выступал как исследователь, а не как завоеватель, умел устанавливать контакт с аборигенами и никогда не выдвигал претензий на какие-либо территории, если они были населены.

Имя Лаперуза увековечено во многих географических названиях: его носят гора и ледник в юго-восточной части Аляски, пролив между Сахалином и Хоккайдо, залив на о.Мауи (Гавайи), горы в Тасмании и Новой Зеландии, бухта в Гудзоновом заливе. В Альби и Сиднее есть музеи Лаперуза, ему поставлены памятники на родине и на месте его гибели. В его честь было названо несколько кораблей французского флота.

Иван Кривушин

Жан Франсуа де Гало граф де Лаперуз (1741–1788), французский мореплаватель. Руководил кругосветной экспедицией, открыл на Дальнем Востоке пролив, названный его именем.

В 1785 году по инициативе и под эгидой французского правительства была организована кругосветная морская экспедиция, имевшая целью исследование и по возможности захват новых земель в Тихом океане взамен утерянных владений в Индии и Северной Америке. В состав экспедиции входили два военных корабля – фрегаты «Буссоль» и «Астролябия». Экипаж состоял из 223 человек – матросов и офицеров. На офицерские должности были зачислены несколько курсантов Парижской военной школы. Кроме того, в состав экспедиции была включена группа учёных различных специальностей – астроном, географ, врач, ботаник. Как всегда в подобных экспедициях, на борту находились два художника – живописец и картограф. О научной составляющей экспедиции должны были говорить даже названия фрегатов, обозначающие непременные на борту судна измерительные инструменты.

Это была первая французская кругосветная экспедиции, и король Людовик ХVI назначил командором опытного военного моряка, капитана первого ранга Жана Франсуа графа де Лаперуза. Разумеется, это назначение было продиктовано не аристократическим происхождением Лаперуза и его высоким образованием, а исключительно качествами мореплавателя и боевыми заслугами в войне с Англией, когда капитан Лаперуз отличился в нескольких морских сражениях.

Руководя всей экспедицией, Лаперуз одновременно был командиром «Буссоли», а командиром «Астролябии» по его рекомендации назначили Поля Антуана Флерио де Лангля – боевого товарища и друга Лаперуза. Покинув берега Франции (порт Брест) 1 августа 1785 года, корабли после более чем трёхмесячного плавания через Атлантику подошли к берегам Бразилии, откуда проследовали к мысу Горн. Эти места давно снискали грозную славу своими штормами. Но Лаперуз, не заходя в проливы Огненной Земли, провёл суда вокруг мыса Горн – впервые в истории мореплавания без потерь «живой силы и техники».

Уже в феврале 1786 «Буссоль» и «Астролябия» вступили в Тихий океан. Путешественники посетили чилийский порт Консепсьон, после короткой стоянки в котором направились к острову Пасхи. После недолгого пребывания там и осмотра гигантских статуй «мауи» экспедиция двинулась дальше. Лаперуз рассчитывал обнаружить на пути неведомые земли, но до самых Гавайских островов Тихий океан не подарил французам никаких открытий. Достигнув Гавайского архипелага, моряки высаживались на острове Мауи. Здесь к бортам фрегатов подходили лодки местных жителей. Туземцы предлагали морякам в обмен на ножи и простые железные бруски и прутья свои богатства – свиней, бананы, сладкий картофель батат.

Отплыв от Гавайских островов, Лаперуз направил фрегаты на север. В двадцатых числах июня экспедиция достигла северных берегов Аляски и начала обследование с залива Айси-Бей. Отметили на картах гору Святого Ильи над Аляскинским заливом, открытую ещё Витусом Берингом, и присвоили его имя реке, обнаруженной во время съёмки берега. В водах океана у берегов Северной Америки экспедиция понесла первые потери: приливная волна опрокинула две шлюпки, отправленные к берегу, и все находившиеся в них моряки – 21 человек – погибли. Памятник на острове Кенотаф до сих пор напоминает людям о морской драме.

От этих мест корабли Лаперуза шли вдоль берега в направлении, противоположном движению Кука в 1778 году, то есть на юго-восток, до залива Монтерей. После обхода он сделал вывод, что в пятидесятых широтах близ материка расположен архипелаг (на самом деле их два, сейчас они носят имена Александра и K°ролевы Шарлотты). Далее Лаперуз направился к Филиппинским островам, а весной 1787 года начал обследовать берега Восточной Азии в умеренной зоне, постепенно продвигаясь на север. Французы нанесли на карту берега Восточно-Китайского и Японского морей, поднялись на север почти до 40-й широты, а 3 июля двинулись к северо-востоку. Утром 7 июля с борта увидели гористую землю, вытянутую вдоль меридиана. Уверенные, что перед ними побережье острова Хоккайдо, французские моряки шли в густом тумане на север практически наугад, а через пять дней бросили якорь в удобной бухте. Здесь благодаря помощи местных жителей и нарисованной ими карте выяснилось, что экспедиция находится на острове Сахалин, отделенном проливами от материка и острова Йессо (Хоккайдо).

У входа в узкий пролив (ныне – пролив Невельского), соединяющий Амурский лиман с Татарским проливом (название дано Лаперузом) капитан повернул назад – решив, что это залив, он сделал ошибочный вывод, что Сахалин есть полуостров, соединяемый с материком песчаным перешейком. Корабли, пройдя пролив между островами Сахалин и Хоккайдо (пролив Лаперуза), вышли из Японского моря в Тихий океан. Оставляя слева гигантскую дугу Курильских островов, Лаперуз начал подыматься к высоким широтам, и 6 сентября 1787 года фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» прибыли в Петропавловский порт.

Плавание от Франции до Камчатки длилось два года. Маленький гарнизон порта под командованием прапорщика Хабарова гостеприимно встретил мореплавателей. Через несколько дней из Верхнекамчатска в Петропавловск прибыл комендант Охотского края Козлов-Угренин. По просьбе французов хозяева русского порта отправили на корабли семь голов крупного рогатого скота и различное продовольствие.

В письме сибирскому генерал-губернатору Лаперуз тепло поблагодарил жителей Петропавловска за гостеприимство. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более теплого приема, чем здесь, на Камчатке», – писал он затем французскому послу в Петербург. Французское правительство высоко оценило помощь мореплавателям и через год наградило прапорщика Хабарова медалью Людовика XVI.

Пребывание фрегатов Лаперуза в Петропавловске длилось более трех недель. За это время французские моряки смогли полностью подготовить свои корабли к предстоящему дальнему плаванию. Перед отходом «Буссоли» и «Астролябии» из Петропавловска Лаперуз оставил на попечение хозяев порта своего помощника, вице-консула Жана Батиста Лессенса, которому предстояло отправиться сушей через Петербург во Францию с почтой экспедиции. Этот человек оказался единственным участником плавания, которому суждено было вернуться на родину…

30 сентября 1787 года фрегаты Лаперуза покинули Авачинскую губу и направились к Австралии. Сначала Лаперуз перешел в Океанию, к островам из восточной группы Самоа. Здесь по невыясненным причинам 11 декабря произошла кровопролитная стычка с туземцами, в ходе которой было убито было 11 самоанцев и 2 француза, в том числе капитан «Астролябии» Поль Антуан де Лангль. Затем корабли двинулись на запад. 17 декабря был открыт остров Савайи, крупнейший в архипелаге Самоа. Оттуда Лаперуз направился к Австралии и в конце января 1788 г. стал на якорь в заливе Ботани.

Там французы встретились с английской флотилией, доставившей в Восточную Австралию первую партию ссыльных каторжан. Так формировалось будущее население Австралии, ныне одной из самых богатых и процветающих стран мира. Начальник флотилии Артур Филипп, первый губернатор колонии Новый Южный Уэльс, основал у залива Порт-Джексон одноименный поселок, давший начало развитию будущего Сиднея. В феврале 1788 года Лаперуз послал оттуда во Францию донесение, где в числе прочего сообщал о намерении посетить острова Меланезии, в том числе Санта-Крус, обогнуть Новую Голландию и идти к острову Иль-де-Франс (Маврикий). Больше никаких известий об экспедиции не поступало…

Оставив Порт-Джексон, экспедиция Лаперуза пропала без вести. Спустя сорок лет исследователь Ж.С. Дюмон-Дюрвиль предположил, а в 1959 году известный вулканолог Гарун Тазиев подтвердил факт гибели кораблей в районе острова Ваникоро (архипелаг Веракрус).

В честь пребывания экспедиции Лаперуза в Петропавловске установлен памятник. Именем известного французского мореплавателя названы пролив между Сахалином и Хоккайдо, рифы у бухты Вилючинской и другие географические объекты.


| |

В путешествиях, тем более великих, всегда присутствует какая-нибудь тайна. Ведь все эти походы и плавания «за тридевять земель» и начинались-то с загадок - сказок, мифов и просто ошибок. Более того, результаты экспедиций, вообще-то призванных стирать белые пятна на картах, часто окутывались таким ореолом таинственности, что о них и по сей день известно крайне мало.

Одна из самых таинственных экспедиций в истории географии - плавание Лаперуза. Казалось, после трех грандиозных путешествий Кука и многочисленных открытий искать что-то новое в Тихом океане бессмысленно. Тем не менее в 1784 г. французы начали готовить свою экспедицию в Великий океан. О значении, которое ей придавалось, говорит тот факт, что к подготовке плавания были привлечены такие авторитетные люди, как мореплаватель Бугенвиль, первым из французов совершивший кругосветное плавание, натуралист Бюффон и химик Лавуазье, а его организацию контролировали морской министр маркиз де Кастри и сам Людовик XVI. Возглавить экспедицию поручили морскому офицеру Лаперузу, который, возможно, и выступил ее инициатором.

Жан Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, родившийся в 1741 г., сначала учился в иезуитском колледже, а в возрасте 15 лет поступил в военно-морскую академию в Бресте. Не успев ее окончить, в 1758 г. отправился воевать с англичанами и принял участие во многих морских сражениях у берегов Америки, был ранен и взят в плен, но сумел бежать. Служил на Маврикии (тогда Иль-де-Франс), плавал в Индию, из дальних странствий вернулся во Францию с молодой креолкой, своей будущей женой. В 1777 г. Лаперуз был произведен в лейтенанты, а затем снова воевал против англичан - за независимость Соединенных Штатов. В 1780 г. он стал капитаном I ранга. Ничего удивительного, что с таким послужным списком именно ему доверили сложное и ответственное задание. Но какое? Официальные цели экспедиции отличались необычайной скромностью: пройти по «местам славы» Джеймса Кука и уточнить открытия, сделанные великим британцем, попытаться установить контакты с туземцами, а также определить перспективы китобойного промысла в южной части Тихого океана.

В начале августа 1785 г. два фрегата с мирными академическими названиями «Буссоль» и «Астролябия» вышли из Бреста. Лаперуз командовал флагманом, а капитаном «Астролябии» был назначен Флерио де Лангль - офицер, хорошо знакомый Лаперузу по боям с англичанами. В состав экспедиции входили инженер Поль Моннерон, ботаник и медик Жозеф де Ла Мартиньер, священник и по совместительству геолог Жан Андре Монже, ботаник и физик Робер де Ламанон, а также астроном, математик, художники. Они везли с собой научные приборы и внушительную библиотеку. Всего на двух кораблях насчитывалось 223 человека. Занятно, что первоначально в списках участников экспедиции значился юный курсант парижской Военной школы Наполеон Бонапарт. Позже это имя из списков почему-то исчезло.

В начале ноября корабли уже прибыли в Бразилию. Отсюда они направились не вдоль берега Южной Америки, а в центральную часть Южной Атлантики, якобы на поиски некой «Большой земли». Поиски оказались непродолжительны, и в январе 1786 г. экспедиция приблизилась к берегам Патагонии, а затем, обогнув мыс Горн, вышла в Тихий океан. После недолгой остановки в Чили Лаперуз взял курс на остров Пасхи. В мае он прибыл на Гавайи, а 23 июня «Буссоль» и «Астролябия» достигли берегов Северной Америки в окрестностях горы Святого Ильи - там же, где подошел к Америке Беринг в 1741 г., т. е. в год рождения Лаперуза.

Судя по всему, одна из задач экспедиции Лаперуза состояла в обнаружении Северо-Западного пути. Но искал он его не там, где Кук, т. е. севернее Америки. Лаперуз тщательно исследовал берег южнее Аляски, заходя в каждую бухту - очевидно, в надежде обнаружить устье судоходной реки, которая приведет его в центральные районы материка, поближе к Миссисипи и Великим озерам. Ни река, ни озера к тому времени французам уже не принадлежали, но они надеялись их вернуть (как потом окажется, не совсем беспочвенно). Одна из таких бухт, вытянутая Гавань французов, как окрестил ее Лаперуз, казавшаяся такой тихой, такой уютной, стала могилой для 20 моряков. Три лодки, отправившиеся на поиски предположительно впадающей в бухту реки, внезапно были подхвачены чудовищной силы течением, возникшим во время прилива, и брошены на скалы. Лишь одной лодке чудом удалось вырваться из смертельных объятий потока. К слову, эта бухта под названием Литуйя известна не только высокими приливами, но и фантастическими цунами: в 1958 г. волна, вызванная гигантским обвалом, достигла 520 м в высоту!

Французы продолжали плавание вдоль берега, торговали с индейцами, набивая трюмы пушниной, но, видимо, уже не были настроены на детальное исследование каждой из глубоко вдающихся в сушу бухт. В сентябре они дошли до испанского порта Монтерей на берегу одноименного залива (немногим южнее современного Сан-Франциско), пополнили там запасы пресной воды и провианта. Теперь путь экспедиции лежал на запад, через Тихий океан к берегам Азии.

В начале января 1787 г. французы добрались до Макао, португальского владения на юге Китая, и выгодно сбыли здесь пушнину. Весной Лаперуз побывал на принадлежавших Испании Филиппинах, зашел на Формозу (ныне Тайвань) и оттуда двинулся на север вдоль азиатского берега. В конце мая корабли прошли Корейским проливом в Японское море и вскоре достигли северного берега японского острова Хонсю, а затем проследовали Татарским проливом на север. Вскоре Лаперуз достиг земли, которую местные жители называли Тапшока, тогда как на русских картах она именовалась Сахалин. Сахалян-улла («Черная река») - маньчжурское название Амура, которое ошибочно было перенесено на остров. О том, что это именно остров, Лаперуз слышал от его жителей и населения Хоккайдо. И все же он решил проверить их утверждение и повел корабли на север, в сужающийся пролив, но, напуганный мелями, не отважился пройти в Охотское море и повернул на юг. Доказывать островное положение Сахалина Лаперуз предоставил другим. В середине августа французы проследовали в Охотское море проливом между Сахалином и Хоккайдо (ныне пролив Лаперуза). Обследовав Курилы, Лаперуз взял курс на Камчатку.

Французские корабли прибыли в Петропавловск в начале сентября. Здесь их ждали радушный прием, несколько недель отдыха и известия из Франции. Еще недавно последнее показалось бы невозможным: отношения России и Франции при Людовике XV были весьма прохладными - достаточно вспомнить войны за польское и австрийское наследства. Судя по всему, при Людовике XVI ситуация изменилась: французское правительство знало о том, что Лаперуз непременно прибудет в Петропавловск, и отправило туда через всю Россию послания для него. Какие же известия получил Лаперуз? Во-первых, сообщение о присвоении ему очередного воинского звания и поздравления в связи с этим. А во-вторых, предписание отправляться к берегам Австралии, куда уже шла английская эскадра Артура Филипа с приказом начать колонизацию самого далекого от Европы континента. Но в чем заключалась задача Лаперуза? Опередить англичан? Воспрепятствовать им? Проконтролировать процесс колонизации?

Очевидно, задание было достаточно рискованным, поскольку материалы экспедиции, включая путевые журналы и карты, Лаперуз не взял с собой, а отправил во Францию сушей через Сибирь, европейскую часть Россию и Европу. Исполнил это поручение молодой офицер Жан Батист Лессепс, до этого 10 лет живший в России и прекрасно знавший русский язык.

В конце сентября Лаперуз вышел в море, но не отправился прямо на юг, а сначала заглянул в ту область океана, где за 36 лет до него Беринг пытался найти злосчастную «Землю Жуана да Гамы». Неужели мифы так живучи? Спустя некоторое время «Буссоль» и «Астролябия» все же взяли курс на юг и в начале декабря добрались до Самоа. Там произошла трагедия: 12 участников экспедиции, в том числе де Лангль, сошли на берег и попали в западню, устроенную островитянами, которые забили их камнями насмерть. Надо отдать должное Лаперузу: он не стал мстить и открывать по негостеприимному острову огонь из пушек. Побывав после этого на островах Тонга и Норфолк, 23 января 1788 г. французы приблизились к побережью Австралии и через три дня вошли в залив Ботани. Но там уже стояли английские корабли, привезшие первых австралийских колонистов - каторжан. По свидетельству британцев, в начале марта экспедиция Лаперуза покинула берега Австралии. После этого она как сквозь землю провалилась.

Во Францию было доставлено сообщение Лаперуза о его дальнейших планах, отправленное с одним из английских судов, которые уходили в Европу в феврале. Он собирался продолжить плавание по маршруту: Тонга - Новая Каледония - острова Санта-Крус - Новая Гвинея - Иль-де-Франс (Маврикий). Но во Францию и даже на Маврикий он так и не прибыл. Возвращения Лаперуза и его спутников ждали в 1789-м, в 1790-м, когда во Франции уже пылал пожар революции, и, наконец, в 1791 г. на их поиски была отправлена экспедиция под командованием Жозефа Антуана де Брюни д’Антркасто, через два года вернувшаяся ни с чем.

Лишь в 1820-х гг. ирландец Питер Диллон случайно обнаружил следы кораблекрушения на острове Ваниколо (Ваникоро), указывавшие, по его мнению, на экспедицию Лаперуза. В 1828 г. прибывший сюда французский моряк Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль подтвердил правоту Диллона. В 1960-х гг. благодаря подводным исследованиям удалось окончательно установить: у рифов Ваникоро находятся останки «Астролябии» и «Буссоли». Но как именно погибли корабли и что стало с людьми, до сих пор достоверно не известно.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Жан Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, французский военный моряк

Другие действующие лица

Людовик XVI, король Франции; Флерио де Лангль, капитан «Астролябии»; Питер Диллон, ирландский моряк и др.

Время действия

Маршрут

Из Бреста через Атлантику в Тихий океан

Цели

Научно-исследовательские и разведывательные (оставшиеся тайной)

Значение

Проведение важных научных исследований

3440

Жан Франсуа Лаперуз

Трагическая судьба французского исследователя Лаперуза потрясла всю предреволюционную Европу.

После смерти Кука французское правительство решило продолжать исследования. Оно разработало чрезвычайно обширный план и отправило экспедицию во главе с офицером французского флота Лаперузом (1741–1788), которому предписывалось исследовать почти весь Тихий океан.

Жан Франсуа Голуп граф де Лаперуз был военным моряком с опытом плаваний в открытом океане. Когда он в 1785 году отплыл из Бреста, ему было уже сорок четыре года, и он имел за плечами опыт двух морских войн. В состав его экспедиции входили фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» и двести двадцать три члена экипажа.

Лаперуз использовал богатое научное наследство и прекрасный опыт своего английского предшественника, прежде всего для того, чтобы избавиться от угрозы цинги. Очень хороший состав ученых, сопровождавших его, обеспечивал ему серьезный успех в научных исследованиях.

Обогнув мыс Горн, они через Маркизские и Гавайские острова направились к горе Святого Илии на Аляске. Оттуда путешественники спустились к бухте Монтерей в Калифорнии и снова пересекли Тихий океан на широте Гавайских островов в направлении Макао и Филиппин.

От Филиппин Лаперуз в 1787 году начал картографирование азиатских берегов. Его корабли прошли Формозу (Тайвань), острова Риу-Киу, остров Квельпарт и через Корейский пролив и Японское море вошли в Татарский пролив, отделяющий Сахалин от материка.

Лаперуз доказал, что Сахалин представляет собой остров. Далее экспедиция следовала проливом, отделяющим Сахалин от острова Хоккайдо (этот пролив теперь именуется проливом Лаперуза). Обследовав цепь Курильских островов, корабли пришли на Камчатку, откуда Лаперуз отправил через Сибирь во Францию донесение о состоянии экспедиции и ее достижениях, а также судовой журнал и сделанные им карты.

Затем он снова двинулся на юг, чтобы продолжать исследования. В январе 1788 года Лаперуз прибыл в Порт-Джексон (ныне Сидней). Вскоре его корабли покинули бухту Ботани и с тех пор исчезли бесследно.

В течение двух лет спасательная экспедиция д"Антркасто искала следы Лаперуза на многих островах Тихого океана, но вернулась ни с чем. Между прочим, д"Антркасто побывал и у берегов острова Ваникоро, но не высаживался там. Было немало различных, иногда совершенно противоречивых предположений о месте и причине гибели «Буссоли» и «Астролябии». В конце концов пришли к выводу, что оба корабля затонули, разбившись о рифы. Поиски были прекращены после того, как в 1827 году ирландец Питер Диллон, плававший на маленьком судне за сандаловым деревом, нашел на отмели у Ваникоро и доставил французскому правительству обломки погибших кораблей и вещи с них. Путешественник Дюмон-Дюрвилль, посетивший по поручению французского правительства Ваникоро, узнал от туземцев, что корабли Лаперуза разбились о рифы, но команда благополучно добралась до берега.

Французы много лет прожили на уединенном острове, и последний из спутников Лаперуза умер всего за несколько лет до того, как Диллон посетил Ваникоро.

Дюмон-Дюрвилль узнал от туземцев Ваникоро, что моряки, потерпевшие крушение, видели корабли д"Антркасто и, зажигая костры, пытались привлечь их внимание, но на кораблях не заметили их сигналов.

Памятью об этом трагическом происшествии стала книга Лаперуза «Вокруг света», написанная по материалам его экспедиции под редакцией Л Миле-Моро и вышедшая в 1797 году.

В 1513 году испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа, основавший на западном берегу Дарьенского залива в юго-западной части Карибского моря поселение Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен, прослышал о богатой стране и большом море, расположенных на юге. Решив проверить эти сведения, он с небольшим отрядом отправился в путь и через четыре недели с одной из вершин горного кряжа он увидел расстилающуюся к западу безбрежную водную гладь Тихого океана...
Васко Нуньес де Бальбоа вышел на берег океана и окрестил его Южным морем (исп. Mar del Sur ).
Однако активно изучаться и картографироваться европейцами Тихий океан начал только к концу XVIII века.
В 1768-1779 годах английский мореплаватель и исследователь Джеймс Кук совершил три кругосветные экспедиции, которые внесли большой вклад в изучение Тихого океана.
Франция стремилась стать в один ряд с Британией, которая в то время по праву считалась ведущей морской державой. Достижению этой цели и была посвящена экспедиция адмирала Жана Франсуа де Гало, графа де Лаперуза.
Карьеру морскою офицера Лаперуз начал гардемарином в возрасте 15 лет в 1756 году - в начале Семилетней войны между Францией и Англией.
В 1783 году, отслужив родине в 18 кампаниях, он удалился в свое родовое поместье на юге Франции, но отставка длилась недолго - вскоре ему было предложено возглавить экспедицию, которая должна была открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого глаза капитана Кука»...

Для снаряжения этой экспедиции не жалели усилий. На борт двух 500-тонных фрегатов, которые назвали по имени морских приборов «Буссоль» и «Астролябия», грузили запасы продовольствия для четырехлетнего плавания.
В качестве подарков для туземцев и обмена были 1260 фунтов стеклянных бус, 600 зеркал, 2600 расчесок и 50000 швейных игл.
Экспедиция была снабжена новейшими картами и отчетами предыдущих экспедиций, а на борту имелась даже переносная обсерватория. Также Лаперуз взял с собой две «магнитные стрелки» - компасы, совершавшие кругосветное путешествие с капитаном Куком.

Лаперуз получил их в дар от Королевского научного общества Великобритании и относился к ним как к реликвиям, то есть, как писал он сам, «с чувством, граничащим с почти что религиозным благоговением перед памятью этого великого и несравненного мореплавателя» 4 .

Всего в состав экспедиции были зачислены двести двадцать пять человек, в большинстве опытные военные моряки. Для участия в экспедиции были выбраны самые лучшие претенденты, причем в ее состав были включены также астроном, врач, три натуралиста, математик, три художника и даже несколько священников с техническим образованием. Кстати, в числе претендентов был и 16-летний младший лейтенант из Парижской военной школы, корсиканец по имени Наполеон Бонапарт. Он был включен в предварительный список, но потом его вычеркнули и он остался во Франции, что имело громадные последствия для его страны...

1 августа 1785 года адмирал Лаперуз известил своего короля Людовика XVI о том, что он покинул французский порт Брест, чтобы, пройдя через Атлантический океан, достичь Великого Южного моря, как называли тогда Тихий океан:
«Имеючесть донести, что «Буссоль» и «Астролябия» отплыли сегодня в четыре часа утра при северо-западном ветре. Двум шлюпам был дан приказ сопровождать корабли, пока они не выйдут в открытое море.
Таким образом, сегодня началось кругосветное плавание Лаперуза». 4
25 января 1786 года суда «Буссоль» и «Астролябия», пройдя Атлантику, обогнули мыс Горн и вошли в Тихий океан. После захода в Вальпараисо, Чили, 8 апреля они достигли острова Пасхи.
Следующей остановкой стал остров Мауи Гавайского архипелага, за 8 лет до этого открытый английским мореплавателем Куком, на котором он был убит враждебно настроенными местными жителями.
Гора Св. Ильи на северной оконечности Аляски стала первым, что увидели участники французской экспедиции на североамериканском побережье. Когда, продвигаясь на юг, исследователи составляли карту побережья, их постигла беда: волнами опрокинуло две лодки с учеными, которые проводили замеры глубины у входа в залив. В результате погиб 21 человек, в том числе 6 офицеров...
При всем при том адмирал Лаперуз продолжал исследовать побережье и к концу лета спустился на юг до Монтерея в Калифорнии, откуда экспедиция направилась на запад и 3 января 1787 года добралась до португальской колонии Макао в устье Жемчужной реки (Чжу-цзян) в Китае.
На Филиппинах были подремонтированы корабли и пополнены припасы. В апреле Лаперуз повел экспедицию на север для исследования побережья Азии: путь проходил мимо Тайваня, между Кореей и Японией, через Японское море и пролив, разделяющий Японию и остров Сахалин, который принадлежал России.
К концу лета 1787 года корабли достигли берегов Камчатки, где Лаперуз оставил своего офицера по имени де Лессеп, который говорил по-русски, с заданием пересечь Сибирь и доставить в Европу доклад о достижениях экспедиции.
Еще раз в южных широтах экспедиция оказалась к сентябрю 1787 года. На острове Тутуиле, где была сделана остановка для пополнения запасов пресной воды, вооруженные дубинами и камнями аборигены напали на баркасы и убили 12 человек, в том числе Флёрио де Лангля - капитана «Астролябии» и заместителя начальника экспедиции. Спаслись 43 человека, но многие из них получили тяжелые ранения. Экспедиция направилась к восточному побережью Австралии...

В конце января 1788 года французы вошли в залив Ботани, где увидели, к своему огромному удивлению, британскую эскадру знаменитого Первого флота. Эта эскадра в составе семи судов доставила из Англии около 750 заключенных, которые основали в Австралии первую колонию.
С возвращавшимися на родину англичанами Лаперуз отправил письма и донесения, в одном из которых он обещал вернуться во Францию к июню 1789 года.
Взяв курс на северо-восток, «Буссоль» и «Астролябия» 10 марта покинули Австралию и больше их никто никогда не видел...
«Он бесследно исчез в безбрежном синем океане, - напишет о Лаперузе шотландский эссеист Томас Карлейль, - и лишь скорбная, загадочная тень его долго не покидает наши умы и сердца». 4

14 июля 1789 года толпы парижан штурмом взяли тюрьму Бастилию - это было начало революции, которая сотрясала страну до конца столетия и завершилась тем, что Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором.
Прошло два года пока французское правительство что-то предприняло для поиска пропавшей экспедиции Лаперуза: 25 сентября 1791 года два корабля под командованием контр-адмирала Жозефа Антуана Брюни д"Антркасто вышли из Бреста.
Адмирал д"Антркасто, прочесывая Тихий океан в поисках «Буссоли» и «Астролябии», даже сделал несколько научных и географических открытий. В мае 1793 года поисковая экспедиция подошла к острову Ваникоро из группы островов Санта-Крус к северо-востоку от Австралии.
Когда на этом гористом, густо поросшем лесом острове экипаж заметил столбы дыма, Д"Антркасто был уверен, что нашел Лаперуза или, по крайней мере, остатки его экспедиции. Однако после того, как его корабли едва не сели на мель на коварных рифах, он был вынужден уйти, так и не послав на берег поисковый отряд. Позже адмирал заболел и через два месяца умер...
Осенью этого же года на Яве корабли Д"Антркасто были захвачены голландцами: к тому времени революционная Франция уже воевала с Голландией и фактически со всей остальной Европой.
Больше французы не предпринимали попыток найти пропавшую экспедицию Лаперуза...
Уже в мае 1826 года ирландец Питер Диллон, который бороздил южную часть Тихого океана в поисках выгодной торговли и приключений, сделал остановку на островке Тикопиа из группы островов Санта-Крус.
Увидев у аборигенов ожерелья из стеклянных бусин, Питер поинтересовался откуда они. Туземцы объяснили, что эти бусы, а также другие предметы явно европейского происхождения: серебряные вилку и ложку, ножи, чайные чашки, железные болты и серебряную рукоять шпаги с буквами «J.F.G.P.», они получили при меновой торговле от жителей острова Ваникоро, который расположен от Тикопиа в двух днях хода под парусом.
Диллон быстро сообразил, что инициалы на шпаге означали Jean Francois Galaup de La Perouse - Жан Франсуа Гало де Лаперуз, однако все его усилия попасть на Ваникоро к успеху не привели: сначала его корабль попал в штиль, а потом обнаружилась течь, так что ему пришлось уйти на Яву.
К концу лета Питер Диллон сумел достать денег на поиск оставшихся в живых участников экспедиции Лаперуза, но прежде чем он попал на Ваникоро, прошел еще год.
Старый туземец рассказал ему, что много лет назад в шторм два корабля сели на мель на окружающих остров рифах. Один корабль сразу затонул, а члены его экипажа или утонули, или были съедены акулами. Второе судно удержалось на рифе, и его уцелевшие моряки смогли построить из его останков небольшую лодку, в которой «через много лун» они уплыли.
Но двое чужеземцев - «вождь» и его слуга - остались на острове и еще несколько лет назад были живы. Везде на Ваникоро отряд Диллона находил доказательства пребывания здесь французов, в том числе корабельный колокол с гравировкой, доску с вырезанными на ней геральдическими лилиями, кусочек глобуса с полустершейся сеткой широт, отдельные детали астрономических приборов, нагели, шипы, топоры, ядра, куски медной обшивки кораблей, маленькую бронзовую пушку, корабельный колокол с надписью «Меня сделал Базен» - маркой литейной мастерской брестского арсенала в 1785 году, кусок шомпола, подсвечники, молотки.
В феврале 1829 года Питер Диллон привез то, что осталось от злосчастной экспедиции Лаперуза, в Париж. Все привезенные предметы опознал тот самый де Лессеп, который летом 1787 года сошел на берег на Камчатке, чтобы доставить доклад об итогах двух лет плавания, и потративший целый год на то, чтобы пересечь Сибирь.
По официальному указанию в южную часть Тихого океана отправился поисковый отряд под командованием Жюля Себастьяна Сезара Дюмон-Дюрвиля, бросивший в начале 1828 года якорь вблизи острова Ваникоро.
Коренные жители показали Дюмон-Дюрвилю проход в рифах, который они называли Коварным или Гибельным проходом. В тот ненастный день много лет назад флагманский корабль Лаперуза «Буссоль» прокладывал путь в казавшуюся безопасной гавань и потерпел крушение, когда налетел на коралловый риф с острыми краями, скрывавшийся под самой поверхностью воды.
Поспешившая ей на помощь «Астролябия» и села на мель...
«На дне, на глубине трех-четырех саженей, - писал Дюмон-Дюрвиль, - наши матросы видели якоря, орудия, ядра и множество свинцовых пластин». 4
Когда матросы подняли с рифа предметы, которые принадлежали «Астролябии» и «Буссоли», все были уверены, что они действительно нашли то место, где покоились два корабля Лаперуза. Прежде чем покинуть Ваникоро, Дюмон-Дюрвиль поставил на острове памятник Лаперузу и 200 другим участникам его печально закончившейся экспедиции - сложенный из коралловых плит четырехугольник с маленькой деревянной дощечкой «Памяти капитана Лаперуза и его товарищей»..
С помощью туземцев моряки Дюмон-Дюрвиля достают якорь, пушку, бронзовый колокол, заржавевший мушкетон. Все это с одного корабля, насколько можно судить, с «Астролябии». Но где же остатки «Буссоли»? Дюрвилю не удается их обнаружить: волны, песок и кораллы сделали, очевидно, свое дело.
В 1850-х годах Палло де ла Баррьер, тогдашний губернатор Новой Каледонии, самостоятельно принимает решение об отправке корабля «Брюа» под командованием Бенье на остров Ваникоро с целью получить новые данные об исчезнувшей экспедиции Лаперуза.
В результате этой экспедиции Бенье поднял со дна морского в том месте, где затонула «Астролябия», три якоря, две пушки девятисантиметрового калибра и несколько листов жести. Якори и пушки, доставленные «Брюа», были подарены городу Альби в котором родился Лаперуз. Их поместили у подножия памятника, сооруженного в честь мореплавателя в 1848 году.

В 1953 году капитан Бруаз и двое его спутников проводят месяц на Ваникоро, но, к сожалению, не находят ничего нового.
В 1958 году на Ваникоро опять прибывает небольшая экспедиция, в состав которой входят несколько специалистов по подводному плаванию, привыкшие иметь дело с кораллами.
Вначале на поверхность поднимают три свинцовых грузила, далее пакет с гвоздями, моток медной проволоки, пуговицы, обломки фарфоровой посуды. Следом поднимается большой якорь, а на следующий день - еще четыре якоря и пушка, вся облепленная кораллами. Напоследок якорь весом шестьсот килограммов.
В принципе ничего нового. Если не считать того обстоятельства, что в ход пущены новые технические средства и что внимание исследователей снова будоражит старый вопрос: а где же все-таки «Буссоль»?
В 1959 году состоялась новая экспедиция на Ваникоро. Эта экспедиция, в состав которой входит известный вулканолог Гарун Тазиев, обнаруживает на том же старом месте шесть якорей по семьсот - восемьсот килограммов, три пушки, бочонок с гвоздями. И русский рубль 1724 года чеканки...
Участник экспедиции новозеландец Рис Дискомб не только перечитал все, что написано о Лаперузе, но и внимательнейшим образом изучил все сообщения Диллона и Дюмон-Дюрвилля, все карты.
Также Рис подолгу беседовал с местными жителями. Его интересовал один вопрос: где же все-таки «Буссоль»? Затонула ли она возле Ваникоро - да или нет?
А если да, то где же?..
Наконец Дискомб приходит к выводу, что надо проверить сведения Диллона. Дело в том, что свидетельства эти в какой-то степени противоречивы: в своем рассказе Диллон утверждал, что «Буссоль» погибла перед Вану, внутри лагуны, в северо-западной части Ваникоро, но на его же карте все выглядит несколько иначе.
Оба судна помечены один неподалеку от другого, возле рифа, расположенного напротив Амби и Пайю, на юго-западе.
Два различных варианта?
Дискомб решает проверить оба варианта, но выполнить это очень трудно - море возле Ваникоро большей частью неспокойно, вокруг рифы, вечные течения и изменяющиеся очертания дна.
Он начинает проверку к юго-западному углу - именно там, где погибла «Астролябия», но только за внешней стеной рифов.
В 1962 году Рис Дискомб находит в расселине на глубине пятнадцати метров обросший кораллами якорь и блоки, похожие на те, что нашли в том месте, где затонула «Астролябия».
Позже в этой же расселине, которая спускается ступенчатообразно вниз, он находит уже известные исследователям свинцовые грузила с их характерной маркой, принадлежавшей брестскому арсеналу.
От места, где погибла «Астролябия», до подводной расселины, где Рис находит все вышеперечисленное, более мили. Остатки «Буссоли»?
Очень может быть, но необходимо продолжать поиски...
С обнародованием своих находок Дискомб не торопится, а дотошно продолжает поиски.
После новой находки в январе 1964 года он понимает, что одному тут не справиться - настало время организовать основательную проверку.

О том, что ему, скорее всего, действительно удалось разыскать место гибели «Буссоли» Дискомб сообщает в телеграмме, отправленной французскому комиссару на Новых Гебридах Делонею.
6 февраля Делоней вместе с Шарлем, проверенным ныряльщиком, и двумя французскими чиновниками прибывает на французском судне «Аквитания» в Ваникоро.
Дискомб и Шарль, надев автономные скафандры, приступают к дальнейшим поискам, в результате чего появляются новые находки: опять свинцовые грузила, такие же, как те, которые были извлечены на месте крушения «Астролябии», бронзовый блок, медная цепь, бронзовая ступа.
Общее восхищение вызвала поднятая на поверхность медная пластинка, на которой сохранилась надпись: «Ланглуа, инженер короля. Париж, апрель 1756 года».
Но в самом ли деле на этом месте затонула «Буссоль», или же все найденные предметы принадлежат «Астролябии»?
Может при ударе о рифы она потеряла, прежде чем войти в лагуну и сесть на мель, часть своей «поклажи»?
Тысяча восемьсот метров, которые отделяют место новых находок от того, где затонула «Астролябия», были далеко еще не самым длинным путем: судно , даже сильно поврежденное, могло, безусловно, пройти его.
Необходимо было найти хотя бы одно явное доказательство...
И вот небольшое специально оборудованное судно «Дюнкеркуаз» в марте 1964 года взяло курс из Новой Каледонии в Ваникоро. В составе экспедиции были аквалангисты, Дискомб, врач Беккер, океанограф Мерле, гидрограф Лаве и прилетевший из Парижа специальный уполномоченный военного министерства капитан Броссар.
20 марта в 12 часов дня аквалангисты принимаются за дело. На глубине тридцать пять метров они увидели обломок нижней, расширяющейся части колокола, который глубоко ушел в песок и оброс кораллами.
Колокол примерно такого же размера, что и тот, с «Астролябии» и на нем тоже есть надпись: на внешнем ободке артикль «Ла», затем пролом, вполне, однако, достаточный, чтобы тут могло поместиться слово «Буссоль». Далее следует имя: «Пишар».
Затем на глубине сорок два метра была найдена внутренняя часть главной бортовой помпы. Аквалангисты определяют, что обломки корабля находятся на разных глубинах - от пятнадцати до сорока - пятидесяти метров, на расстоянии сорок - пятьдесят метров. Скорее всего, что потерпевшее крушение судно затонуло под углом 40 о.
Все члены экспедиции согласны с мнением Дискомба - это остатки адмиральского корабля! По результатам работы экспедиции все увереннее можно реконструировать свершившееся несчастье.
« Лаперуз покинул Ботани-бей в начале марта. И где-то в конце марта - начале апреля 1788 года, возможно уже побывав у берегов Новой Каледонии, оказался вблизи острова Ваникоро. Это неудачное время года: дожди, штормы, бесконечные штормы. Особенно плохо дело обстоит ночью: не видно ни зги, кругом неисследованное, неведомое европейцам, грозное море. И здесь и там не нанесенные на карты, опасные, окруженные рифами острова.
Такой остров и вырос в ту грозную штормовую ночь перед Лаперузом. Корабль несся, подгоняемый бешеными порывами ветра, и никто на его борту не видел, не мог видеть подводный риф.
Сила удара была такова, что вероятно, упали мачты, а само судно немедленно пошло ко дну. Крушение произошло на месте ступенчатообразной расселины. Первые пятьдесят метров... судно должно было пройти под углом 40 - 50 градусов, а затем ушло вглубь.» 5
Крушение корабля произошло очень быстро и очень маловероятно, чтобы кто-нибудь в такой катастрофе остался в живых. Разве что чудом!
Кругосветная экспедиция французского адмирала Жана Франсуа де Гало, графа де Лаперуза не была закончена. Большая часть записей научных наблюдений, собранных коллекций, дневники и записки участников экспедиции - ученых и моряков – погибли, но тем не менее экспедиция Лаперуза занимает почетное место в истории всемирных кругосветных путешествий.
Тихий океан хранит свои тайны, но на его необъятных просторах памятником Лаперузу остались названия, данные им географическим объектам от острова Пасхи до Гавайев, Японии и Австралии...

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Большой энциклопедический словарь
3.«Новый Энциклопедический Словарь» (Рипол Классик, 2006 год)
4. «Великие тайны прошлого» (Издательский дом Ридерз Дайджест)
5. Варшавский А. «Следы на дне»
6. сайт www.laperouse.org