Завистливые люди: как себя с ними вести? Что делать, если вам завидуют на работе.

Ольга Осипова
Источник: Рокфеллер

Я перешла на новую работу в сентябре прошлого года. В начале все было идеально. Но вдруг одна из сотрудниц начала меня буквально терроризировать. Мне 24 года, у меня эффектная внешность, чудесный муж. В общем - все

Я перешла на новую работу в сентябре прошлого года. В начале все было идеально. Но вдруг одна из сотрудниц начала меня буквально терроризировать. Мне 24 года, у меня эффектная внешность, чудесный муж. В общем - все отлично. Немного о Вике: 30 лет, живет с родителями, не замужем, внешне далеко не красавица. С личной жизнью, по-моему, просто беда.

Все началось с того, что однажды она швырнула мне в лицо важный документ. Я спросила у коллег, что происходит с Викой, но никто не смог объяснить ее поведение. Позже я узнала, что Вика ходила к генеральному директору и жаловалась, что я делаю ей гадости, и плохо работаю. Она даже показала ему какой-то разорванный документ, который якобы вытащила из моей мусорной корзины. Я обсудила эту новость со своей начальницей и убедилась, что она полностью довольна моей работой.

После этого разговора при посторонних Вика стала вести себя нормально. Но стоило руководству уйти в отпуск… началось такое …Она обвинила меня чуть ли не в промышленном шпионаже. И только за то, что я взяла с ее стола нужный мне по работе документ. Неужели мне придется потерять работу, из-за какой то завистницы... Подскажите мне, как себя вести и что делать.

С уважением, Евгения.

Письмо читательницы комментирует бизнес-тренер, психолог Ольга Осипова.

Откуда берется зависть?

Психологические «корни» этого чувства часто «растут» из детства. Вспомните гениальный родительский ход типа: «Вот посмотри - у Ани платьице аккуратное, а ты вся измазалась!» К сожалению, беззащитному ребенку никто не задаст вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь по отношению к Ане?» А жаль. Потому что девочка, если бы могла формулировать не по-детски, ответила бы: «Ненавижу я эту Аню лютой ненавистью. Во-первых, потому что она моей маме больше меня нравится. Во-вторых, потому что она своими игрушками играет одна, а не со всеми. В-третьих, как вообще меня, уникальную личность, можно с кем-то сравнивать!» Итог воспитательного процесса - ребенок получил урок социального сравнения, и у него появились первые причины завидовать окружающим.

Психологический совет: если при воспитании ребенка вы стремитесь использовать «сравнительные» методы, эффект может быть противоположным ожидаемому. Чаще всего вместо желания измениться ребенок испытывает агрессию, как к объекту сравнения, так и к родителям.

Тебе просто завидуют…

Эту фразу мы часто слышим от друзей и коллег, если они хотят нас успокоить. Вам неожиданно нагрубили? Значит, завидуют. Друг неделикатно сказал: «Мне бы твои проблемы…» Завидует. Коллега критиковал на совещании. И он туда же! Универсальный ответ, который ничего не объясняет, никому не помогает и не дает никакого эффекта кроме временного укрепления самооценки.

Завидовать по-взрослому - значит постоянно жить в сложной системе сравнения. Себя с другими. Других - с собой. Своей страны - с соседними. Соседской собаки - с питомцем начальника. Парадокс заключается в том, что Лена может завидовать Юле, потому что у нее есть ребенок. В то же время Юля завидует Лене потому, что у той есть муж. Или больше денег. При этом они закадычные подруги. И во всем этом живут. Живут плохо, поскольку невозможно обогнать окружающих по всем показателям.

При этом социальное окружение нас к такому сравнению активно подталкивает. Как можно ездить на метро, когда такой же менеджер из моего отдела ездит на машине? Я тружусь из последних сил, отказываю ребенку в новых фломастерах и, наконец-то, покупаю «десятку». Пару дней (недель, если повезет) я счастлива и весела. Но дело в том, что еще у одной девушки в нашем отделе - иномарка. Ей папа подарил. У меня такого папы нет, копить больше невозможно, и я начинаю ее тихо не любить. Потому что забываю важное психологическое правило: удовлетворить потребности полностью невозможно!

Более того - это опасно. Ведь наши потребности – мотиватор, импульс, который дает нам энергию двигаться, развиваться, зарабатывать деньги. Если у человека все есть, то остается одно - придумать такое желание, которое в принципе невыполнимо. Например: помочь всем нуждающимся, найти смысл жизни или что-то подобное - философское и высокое. Это удается не всем. Помните сериал «Богатые тоже плачут…» И действительно плачут. Еще как. Все потому, что красота не гарантирует счастье, богатство не равняется безопасности и даже любимый ребенок приносит не только радость, но и массу других эмоций.

Что со всем этим делать?

Давайте считать себя людьми «психологически продвинутыми» и бороться с отравляющим жизнь чувством зависти. Очень важно над ним сознательно работать и помнить следующее. Во-первых, мы все умрем. Вне зависимости от количества достижений, денег и автомобилей в гараже. Во-вторых, мы одинаково беззащитны перед фатумом. Любой человек может поскользнуться на банановой кожуре и стать инвалидом (тьфу-тьфу). Мы все в равном положении, если говорить о серьезных вещах. Как только удается «поймать» это ощущение, чувство зависти исчезает.

Завистники (не такие «продвинутые» люди как мы) действительно нападают и весьма часто. Существует три основных способа поведения в подобных ситуациях.

Маскировка

Для Евгении это означает, что нужно начать жаловаться на семейную жизнь, делать вид, что не может понять простых вещей. Годится также полный отказ от косметики и замена модной стрижки на прическу «прощай молодость». Возможно, в этом случае «разрыв» между ней и коллегой (с точки зрения последней) уменьшится и агрессия ослабнет. К сожалению, Евгении будет чувствовать себя побежденной. Это часто влечет за собой подавленное состояние, потерю интереса к работе и другим жизненным радостям. Ведь нарушен важный психологический закон: насилие над своей личностью, как правило, имеет негативные последствия.В общем, этот способ поведения стоит оставить на самый крайний случай. Его никогда не поздно применить.

Война

Проиллюстрируем на примере автора письма. Евгения становится еще более красивой, делится с коллегами счастливыми моментами семейной жизни, показывает фотографии с Ямайки. Кроме того, при каждом удобном случае напоминает Вике, что нормальные женщины в зрелом возрасте не живут с родителями. Желаемый результат: оппонент начинает испытывать негативные эмоции такой силы, что его поведение становится неадекватным. Психологический закон: чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем труднее ему сохранять выбранную линию поведения. Если мы выводим противника из себя, наши шансы победить возрастают.

При этом жертва зависти (в данном варианте - нападающая сторона) должна вести себя сдержанно. Ее задача ждать, когда коллега совершит настоящую ошибку. Кроме того, Евгения может сходить к генеральному директору и составить грамотный разговор о том, что ее очень беспокоит поведение Вики. Никаких обвинений и упреков. Только дружеская забота о товарище и делах компании, которым непредсказуемость Виктории может нанести серьезный вред.

Способ устранения завистника довольно трудный и грязный с этической стороны, однако, действует почти безотказно.

Равнодушие

Будем исходить из того, что все люди существуют на этом свете для чего-то созидательного. Может быть, такие как Вика встречаются нам для того, чтобы научить терпимости или продемонстрировать окружающим, как можно заботиться о родителях. Вряд ли мы точно узнаем это об окружающих нас людях. Однако можно с уверенностью сказать, что позитив есть в каждом человеке.

Если мы идем по этому пути, то делаем два шага: первый - ищем позитив, второй - внутренне «отпускаем» этого человека. Ну, Бог с ней, несчастной. Пусть она чем хочет швыряется и не вылезает из мусорного ведра в поисках компромата. Дистанцируемся от нее, и, главное, перестаем жить с ней одной жизнью.

Она больше не влияет на ваше душевное состояние. Вы ничего не обсуждаете ни с коллегами, ни с руководством. Больше того, когда с вами пытаются поговорить в стиле: «Ты посмотри, что она вытворила». Спокойно отвечайте: «Да ладно, со всеми бывает. Я к ней уже привыкла». При этом внутри - полное равнодушие - не показное. Вам действительно все равно, потому что у вас своя внутренняя жизнь.

У этого способа есть еще один ценнейший эффект. Как только приходит равнодушие, как только мы «отсоединяемся» и забываем про агрессора, начинает действовать психологический закон: мы перестаем быть для нападающего привлекательной жертвой. Завистник перестает к нам приставать.

С вами в одном коллективе, самое правильное – поставить их в известность о том, что для вас это не является секретом. Лучше это сделать при всех и шутливым тоном. Этим вы выбьете карты из рук врагов, поскольку теперь их козни имеют обоснованную причину, которая стала всем понятна.

Будьте спокойны и дайте им «переболеть» своей злобой и ненавистью. Бывает и так, что это свойство характера и им просто необходимо испытывать такие чувства к кому-то. Не видя в вас испуганную жертву, они могут потерять интерес к вашей персоне и перекинутся на кого-нибудь другого.

Не реагируйте болезненно на выпады недоброжелателя, не показывайте, что вам это или неприятно. Ничто так не действует на таких , как ваша уверенность и сила. Воспользуйтесь своим чувством юмора, сделайте недоброжелателя предметом насмешек, чтобы он просто опасаться вас. Нащупайте слабое место и сделайте его мишенью своих «безобидных» подтруниваний – вас начнут обходить стороной.

Иногда неприязнь вызвана комплексами и неуверенностью в себе. Попробуйте действовать «от противного» и, чувствуя неприязнь коллеги, наоборот, начните относиться к нему подчеркнуто вежливо, уважительно и доброжелательно. Подобные люди могут быть очень ранимы внутренне и ваше безразличие истолковать как пренебрежение. Если они увидят, что вы относитесь к ним хорошо, то и их ненависть пройдет.

Постарайтесь не давать повода и не становиться мишенью для недоброжелательного отношения к себе. Не участвуйте в интригах, не входите ни в группировки и не разносите сплетни. Добросовестно и качественно выполняйте свою , не перекладывая ее на плечи других. Будьте со всеми вежливы, ведите себя ровно и приветливо по отношению ко всем. У здравомыслящих и адекватных людей просто не будет испытывать к вам злобу и другие отрицательные эмоции.

Видео по теме

Недоброжелатели встречаются на жизненном пути каждого человека. Они любят подвергать сомнению его потенциальные возможности, посмеиваются над ним, а иной раз – откровенно пытаются навредить. Однако всегда можно отыскать действенные способы борьбы с ними.

Выявление недоброжелателей

Прежде чем начать борьбу с недоброжелателями, необходимо выявить их. Ведь часто случается, что они находятся в кругу родных и близких. При этом, когда они говорят неприятные вещи, слышать их особенно тяжело. Если замечания близких людей подавляют человека, если после них у него опускаются руки, то нужно взглянуть правде в глаза и признать – эти люди действительно являются недоброжелателями.

Однако как бы это ни было тяжело, стоит задуматься: а вдруг они все-таки правы? В этом случае необходимо подумать, какое реальное препятствие может стоять на пути к поставленной цели и подумать о том, как можно его преодолеть. Нужное решение находится почти всегда.

Зачастую можно очень сильно повредить человеку, внушая ему свои негативные мысли. В этом случае необходимо заменить их собственными позитивными убеждениями.

Как превратить недоброжелателя в союзника

Поскольку недоброжелатели были и будут всегда, следует научиться просто не обращать на них внимания. Они не смогут причинить вреда человеку, который их. Если же негатив исходит от близких людей, игнорировать которых невозможно, лучше переманить их на свою сторону. Можно просто согласиться с их утверждениями и попросить о помощи. Каждому человеку приятно, когда к его мнению прислушиваются. Скорее всего, он с радостью придет на помощь и вскоре превратится в союзника.

Можно изрядно испортить жизнь чью-то жизнь, используя лишь шутки и насмешки. Для того чтобы обезоружить насмешника, иногда достаточно посмеяться вместе с ним.

Иногда случается и такое, что люди просто неправильно понимают действия и поступки окружающих, тогда их предвзятое отношение может быть вызвано отсутствием точной информации. Стоит просто просветить их относительно своих поступков и намерений. Если сделать это в тактичной, вежливой форме, мнение человека может поменяться, и он изменит свое отношение.

Если же убедить негативно настроенного коллегу или знакомого не представляется возможным, не нужно ссориться, ругаться с ним и, тем более, переходить к оскорблениям. Надо просто идти к поставленной цели, не обращая на него внимания.

К сожалению, недоброжелатели встречаются в жизни каждого. Но это лишь одно из многочисленных препятствий на пути к достижению цели. И, как всякое препятствие, нужно смело преодолевать его. Любого, даже самого яростного недоброжелателя, при желании, можно победить или превратить в союзника.

Совет 3: Как себя вести, чтобы поставить начальника на место

Порой руководители пользуются своими должностными полномочиями не в том ключе и опускаются до откровенного хамства в отношении работника. Важно сохранить спокойствие и запомнить, что терпеть унижение от начальника в ваши трудовые обязанности не входит.

Холодное оружие против вспыльчивости

Речь, конечно, идет не об оружии конкретно. Ваше спокойствие будет вашим главным атрибутом в борьбе с деспотичностью руководителя.

Как правило, такие руководители являются энергетическими вампирами. Для собственного удовлетворения им необходимо, чтобы вы вышли из себя. Не позволяйте таким людям питаться вашими эмоциями, держите их при себе.

Если руководитель повышает на вас голос, вежливо попросите его сменить тон. Скажите что-то в духе: «Я понимаю, ситуация критичная, но не могли бы вы соблюдать субординацию. Ваше высокое положение не дает вам права повышать на меня голос. К тому же я гораздо скорее пойму ваши требования, если мы будем обсуждать проблему спокойно и по-деловому».

Некоторые руководители унижают работника тем, что громко (на весь офис) вызывают его к себе в кабинет по фамилии. Зайдите к руководителю и также спокойно уведомите, что у вас есть имя и отчество. Исключение составляет наличие в одной фирме людей с одинаковыми именами и отчествами, но такие случаи бывают редко. А для того чтобы вызвать к себе в кабинет, существует телефонный и электронный вид связи.

Организованный руководитель обязан запланировать встречу с работником по какому-либо вопросу заранее и уведомить его об этом минимум за 5 минут до беседы. В экстренных случаях для вызова работника существует секретарь. Если же вы сами занимаете должность секретаря, не бойтесь просить руководителя подождать две минуты, чтобы у вас было время морально и документально подготовиться.

Человеческий фактор

Руководители тоже люди. И у них тоже бывают эмоциональные срывы вследствие усталости или домашних проблем.

Попробуйте отнестись к повышенной эмоциональности по-человечески и вежливо заметьте, что вы все понимаете и умеете сочувствовать, но работа - это все таки другой уровень отношений, и переносить домашние проблемы в работу не стоит.

Сексуальные домогательства на работе

Нередко руководители используют свое влияние, чтобы склонить понравившегося работника к интимной связи.

Как только вы ощутите на себе нездоровый интерес руководства, твердо укажите на немедленное прекращение подобных действий, иначе вы будете вынуждены обратиться в полицию.

Трудовой кодекс в помощь

Если вам кажется, что работодатель ущемляет ваши трудовые права, не поленитесь перечитать на досуге Трудовой кодекс РФ. Выпишите или распечатайте оттуда нормы, касающиеся вашей ситуации. В ходе беседы с руководителем используйте свои знания и ссылайтесь на законы.

Требуйте свою должностную инструкцию или копию таковой. Пусть она всегда будет у вас под рукой во избежание недоразумений, когда руководитель попытается свалить на вас чужие обязанности.

Работодатель не вправе заставлять вас писать заявление об увольнении по собственному желанию или угрожать лишением премии, если законодательно нет для этого никаких оснований.

Не бойтесь использовать диктофон или видеозапись в случае угроз и незаконных действий начальника.

Помните, что в трудовых спорах превосходство получает работник как юридически слабая сторона.

Видео по теме

В рабочих коллективах, особенно в женских, отношения между сотрудниками не всегда бывают ровными и доброжелательными. Часто интриги и сплетни становятся своего рода развлечением для некоторых коллег или ваша персона их просто раздражает. Вы чувствуете эту недоброжелательность и часто делаете ошибки, нервничаете и перестаете справляться с работой. Вам необходимо защитить себя от сотрудников , даже если большинство из них настроено против вас.

Вывзывать у своих коллег по работе сильные чувства не всегда безопасно. Правда, служебные романы многие считают даже полезными, дескать, у вовлеченных в них сослуживцев производительность труда повышается. Но вот если кто-то из сослуживцев воспылал к вам черной завистью - неприятностей не оберешься. Впрочем, с завистниками можно бороться. Главное, знать как. "Тебе просто завидуют…", - эту фразу мы часто слышим от друзей и коллег, если они хотят нас успокоить. Вам неожиданно нагрубили? Значит, завидуют. Друг неделикатно сказал: «Мне бы твои проблемы…» Завидует. Коллега критиковал на совещании. И он туда же! Универсальный ответ, который ничего не объясняет, никому не помогает и не дает никакого эффекта кроме временного укрепления самооценки.

Завидовать по-взрослому - значит постоянно жить в сложной системе сравнения. Себя с другими. Других - с собой. При этом социальное окружение нас к такому сравнению активно подталкивает. Как можно ездить на метро, когда такой же менеджер из моего отдела ездит на машине? Я тружусь из последних сил, отказываю ребенку в новых фломастерах и, наконец-то, покупаю «десятку». Пару дней (недель, если повезет) я счастлива и весела. Но дело в том, что еще у одной девушки в нашем отделе - иномарка. Ей папа подарил. У меня такого папы нет, копить больше невозможно, и я начинаю ее тихо не любить. Потому что забываю важное психологическое правило: удовлетворить потребности полностью невозможно!

Более того - это опасно. Ведь наши потребности – мотиватор, импульс, который дает нам энергию двигаться, развиваться, зарабатывать деньги. Если у человека все есть, то остается одно - придумать такое желание, которое в принципе невыполнимо. Например: помочь всем нуждающимся, найти смысл жизни или что-то подобное - философское и высокое. Это удается не всем. Помните сериал «Богатые тоже плачут…» И действительно плачут. Еще как. Все потому, что красота не гарантирует счастье, богатство не равняется безопасности и даже любимый ребенок приносит не только радость, но и массу других эмоций.

Что со всем этим делать?

Давайте считать себя людьми «психологически продвинутыми» и бороться с отравляющим жизнь чувством зависти. Очень важно над ним сознательно работать и помнить следующее. Во-первых, мы все умрем. Вне зависимости от количества достижений, денег и автомобилей в гараже. Во-вторых, мы одинаково беззащитны перед фатумом. Любой человек может поскользнуться на банановой кожуре и стать инвалидом (тьфу-тьфу). Мы все в равном положении, если говорить о серьезных вещах. Как только удается «поймать» это ощущение, чувство зависти исчезает.

Завистники (не такие «продвинутые» люди как мы) действительно нападают и весьма часто. Существует три основных способа поведения в подобных ситуациях.

Маскировка

Применяя этот метод, нужно перестать демонстрировать свое благополучие и как можно чаще жаловаться. На все что угодно - на несложившуюся семейную жизнь, на неспособность освоить самые простые вещи... Для женщины особонно эффективен полный отказ от косметики и замена модной стрижки на прическу «прощай молодость». Возможно, в этом случае «разрыв» между ней и завидующей коллегой (с точки зрения последней) уменьшится и агрессия ослабнет. Минус в том, что "маскирующийся" будет чувствовать себя побежденным. Это часто влечет за собой подавленное состояние, потерю интереса к работе и другим жизненным радостям. Ведь нарушен важный психологический закон: насилие над своей личностью, как правило, имеет негативные последствия.

В общем, этот способ поведения стоит оставить на самый крайний случай. Его никогда не поздно применить.

Война

Ну, тут понятно. Изо всех сил демонстрируем собственные успехи и достижения, наводим красоту, делимся с коллегами счастливыми моментами семейной жизни, показывает фотографии с Ямайки. Желаемый результат: оппонент начинает испытывать негативные эмоции такой силы, что его поведение становится неадекватным. Психологический закон: чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем труднее ему сохранять выбранную линию поведения. Если мы выводим противника из себя, наши шансы победить возрастают.

При этом жертва зависти (в данном варианте - нападающая сторона) должна вести себя сдержанно. Ее задача ждать, когда коллега совершит настоящую ошибку. Можно также сходить к начальству и намекнуть на то, что вас очень беспокоит поведение коллеги. Никаких обвинений и упреков. Только дружеская забота о товарище и делах компании, которым его непредсказуемость может нанести серьезный вред.

Способ устранения завистника довольно трудный и грязный с этической стороны, однако, действует почти безотказно.

Равнодушие

Будем исходить из того, что все люди существуют на этом свете для чего-то созидательного. Может быть, завистинки встречаются нам для того, чтобы научить терпимости или продемонстрировать окружающим, как можно заботиться о родителях. Вряд ли мы точно узнаем это об окружающих нас людях. Однако можно с уверенностью сказать, что позитив есть в каждом человеке.

Если мы идем по этому пути, то делаем два шага: первый - ищем позитив, второй - внутренне «отпускаем» этого человека. Ну, Бог с ним. Забыли. Дистанцируемся, и, главное, перестаем жить с ним одной жизнью. И тогда завистник больше не влияет на ваше душевное состояние. Вы ничего не обсуждаете ни с коллегами, ни с руководством. Больше того, когда с вами пытаются поговорить в стиле: «Ты посмотри, что она вытворила». Спокойно отвечайте: «Да ладно, со всеми бывает. Я уже привыкла». При этом внутри - полное равнодушие - не показное. Вам действительно все равно, потому что у вас своя внутренняя жизнь.

У этого способа есть еще один ценнейший эффект. Как только приходит равнодушие, как только мы «отсоединяемся» и забываем про агрессора, начинает действовать психологический закон: мы перестаем быть для нападающего привлекательной жертвой. Завистник перестает к нам приставать.

По материалам "Элитного персонала"