Завещание ленина похоронить рядом с матерью. Ленинское завещание похоронить его возле матери: правда или миф

Условное название мифа:

Завещание Ленина о месте погребения

Развёрнутое описание:

Ленин завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с матерью.

Примеры использования:

«Тело Ленина – главного разрушителя Церкви и отъявленного русофоба, – убирать нужно, выполняя тем самым, кстати, его завещание – похоронить его на кладбище рядом с матерью.» Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви св. Николая на Берсеневке .

Действительность:

В 1997 году в ответ на запрос президента России Б.Н. Ельцина Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший Центральный партийный архив) составил следующую официальную архивную справку: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище… В письме к дочери Инессы Арманд Надежда Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат» (Реквизиты письма: РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.).

Миф же о Волковом кладбище восходит к крайне тенденциозному историку Акиму Арутюнову. Исчерпывающее представление об уровне его аргументации дает нижеприведенное интервью.

Корреспондент : Господин Арутюнов, Вы несомненно знаете, что в российском обществе не перестают спорить по вопросу, выносить тело Ленина из мавзолея и предать его земле, или оставить эту мумию там, где она сегодня находится. Редакция «Великой Эпохи» хотела бы знать Ваше отношение к этому вопросу.
А. А.: Вы, очевидно, из моих трудов знаете, что я, опираясь на архивные документы и свидетельства современников, выступаю как критик Ленина. Поэтому считаю, что было бы правильно, если по данному вопросу сошлюсь на свидетельство хозяйки «конспиративной» квартиры Ленина в Петрограде М. Ф. Фофановой, с которой я с марта 1971 года до начала 1976 года поддерживал связь, и которая была моим научным консультантом по научной работе. Вот, что я записал с ее слов 25 мая 1971 года у меня дома:
«…У Надежды Константиновны был подавленный вид. За три месяца со дня кончины Владимира Ильича она очень изменилась, состарилась. Она долго молчала, затем тихим голосом заговорила: «Надругается Сталин над Владимиром Ильичем. 6 марта, когда у Володи случился рецидив, и состояние здоровья резко ухудшилось, он обратился ко мне с просьбой: «Надюша, - сказал он, - очень прошу, постарайтесь с Маняшей сделать все, чтобы меня похоронили рядом с мамой».
Когда Володю привезли из Горок в Москву, я переда его просьбу Сталину, а он дернул несколько раз, за правый ус и сказал: «Владимир Ильич больше принадлежал партии, ей и решать, как с ним поступить». Я ничего не смогла ответить этому человеку».
Корреспондент : Скажите, пожалуйста, это единственное свидетельство, касающееся завещания Ленина?
А. А.: В смысле завещания да. Но сохранилось одно весьма интересное письмо Ленина сестрам – Анне и Марии от 8 марта 1898 года, посланное из Шушенского в Москву, куда переехала семья Ульяновых из Сибирска(sic). Его содержание, на мой взгляд, дает основание безоговорочно вынести мумию Ленина из мавзолея и похоронить ее там, где пожелал он сам. \\Вот отрывок его письма Ленина сестрам:
« А ведь скверный город Москва, а? Сидеть там скверно, книги издавать скверно, - и почему это вы за нее держитесь? Я, право, изумился, когда Марк сообщил мне, что ты (Анна - А. А.) против переселения в Санкт- Петербург…»
Думается, здравомыслящие и уважающие себя российские граждане, особенно москвичи, должны же понять, что человек, который оскорблял Москву гадкими словами, он тем самым лишил себя морального права находиться в этом городе, в любом состоянии. Ленин не любил Москву, он был чужим человеком, как для москвичей, так и всех граждан России.

Как видите, Арутюнов прямым текстом признаёт, что никаких письменных подтверждений его версии не существует. Фофанову, умершую в 1976 г., спросить не удастся. Разговор, если он был, имел место дома у Арутюнова, а значит, независимых свидетелей также нет. Таким образом, остается положиться на порядочность и беспристрастность автора. А на них рассчитывать не приходится, достаточно прочесть следующий абзац интервью. На основании того, что в 1898 году Ильич раздражённо побрюзжал, что ему не нравится в Москве, г-н Арутюнов объявляет его ярым москвофобом и отказывает в праве здесь покоится. Нужны ли тут комментарии?

Вывод о недостоверности его версии можно сделать и из сопоставления подлинного, хранящегося в архиве письма Крупской и мифического рассказа Фофановой. Если верить Арутюнову, Крупская сокрушалась о нарушении последней воли Ленина. Но в письме мы не видим и следа таковых переживаний, Крупская чётко и недвусмысленно высказывает своё мнение: Ленина надо похоронить у Кремлевской стены, рядом с товарищами.

Никаких реальных препятствий для сохранения Мавзолея и некрополя у Кремлевской стены в современном виде не существует.

Ежегодно, к очередной годовщине Октябрьской революции, дням рождения и смерти Владимира Ленина поднимается тема захоронения тела основателя Советского государства.

Как правило, лица, делающие подобные заявления, за исключением самых одиозных персонажей, заявляют, что никакой политики в их предложениях нет. Говорится о том, что Ленин не похоронен по-христиански, что похорон вообще не было, что такой метод захоронения вообще не соответствует традициям и так далее.

Разберем самые распространенные мифы, связанные с Мавзолеем Ленина.

1. Мавзолей — дикая и варварская традиция, давно не существующая в цивилизованных странах

Захоронения в мавзолеях — распространенная практика. Основатель современной ТурцииМустафа Кемаль Ататюрк похоронен в мавзолее «Антыкабир» в Анкаре. Французский Пантеон, усыпальница выдающихся людей Франции, является мавзолеем. Могила Наполеона в Доме инвалидов также представляет из себя мавзолей.

Если говорить о мавзолеях, в которых хранятся забальзамированные останки выдающихся людей, то еще в 1881 году подобным образом был захоронен в Виннице выдающийся русский хирург Николай Пирогов. Любопытно, что захоронение Пирогова было одобрено Русской Православной церковью.

Также вряд ли у кого-то повернется язык назвать варварским государством Китай. Однако там по сей день функционирует мавзолей Мао Цзедуна.

Мавзолей Мао Цзедуна

2. Ленин не похоронен по-христиански

Прибегающие к этому аргументу упускают из виду важное обстоятельство: и Советский Союз, и современная Россия — светские государства, поэтому апеллировать в вопросах захоронения к христианским традициям, равно как и к традициям других религиозных конфессий нельзя. Кроме того, сам Владимир Ленин являлся атеистом, и попытки применения к его телу церковных обрядов являются прямым оскорблением памяти умершего.

3. Похорон Ленина вообще не проводилось

Похороны Владимира Ильича Ленина состоялись 27 января 1924 года. Основатель Советского государства был захоронен в мавзолее. Выше уже было объяснено, что подобная практика не является уникальной. Тело Ленина находится ниже уровня земли, что соответствует и нормам христианской церкви, практикующей захоронения в подземных помещениях храмов без фактического предания тела земле.

4. Ленин завещал похоронить себя рядом с могилой матери в Петербурге

Миф о подобном завещании появился во время перестройки. Один из самых известных его распространителей — Анатолий Собчак. Во время выступления на Съезде народных депутатов СССР Собчак заявил следующее:

«Предлагаю достойно завершить нашу работу, приняв следующее решение: выполнить последнюю волю Владимира Ильича Ульянова Ленина, захоронив его в соответствии с религиозными и национальными обычаями нашего народа и в соответствии с его завещанием со всеми подобающими почестями на Волковом кладбище в Ленинграде».

Ни сам Собчак, ни его последователи ни разу не представили само завещание, где якобы была выражена эта воля. Причина одна — такого документа никогда не существовало в природе.

5. Некрополь в самом центре города — это ненормально

Чем древнее город, тем ближе к историческому центру располагаются захоронения знаменитых людей. Москва в этом отношении — отнюдь не исключение. Претензии к некрополю у Кремлевской стены выглядят по меньшей мере странно, если вспомнить, что по другую ее сторону располагается некрополь Архангельского собора, где захоронены более 50 великих князей и царей, начиная от Ивана Калиты. Причем некрополь Архангельского cобора — не единственный на территории Кремля. Возникает вопрос: чем захоронения одной эпохи русской истории хуже, чем захоронения другой?

Архангельский собор

Кроме того, нынешний некрополь у Кремлевской стены — не первый. До конца XV века москвичей в этом месте хоронили постоянно, так как на этом сравнительно не большом участке находились 15 погостов.

6. Мавзолей и кладбище не могут находиться там, где проводятся массовые праздники, концерты и народные гуляния

Народные гуляния не проводятся непосредственно на могилах. С таким же успехом можно предъявить претензии к Новодевичьему кладбищу, расположенному в непосредственной близости от главного спортивного комплекса страны — «Лужников». При этом у сторонников данной концепции почему-то не вызывает ужаса тот факт, что Красная площадь была местом казней, и к примеру, по велению Ивана Грозного, там с людей живьем сдирали кожу, а также варили приговоренных в кипятке. Причем происходило это примерно на том самом месте, где теперь зимой люди радостно проводят время, катаясь на коньках.

Тынц

Поводя итог, можно констатировать — никаких реальных препятствий для сохранения Мавзолея и некрополя у Кремлевской стены в современном виде не существует. Принятие такого решения будет делом исключительно политическим, вполне в духе проводимой на Украине декоммунизации, или сноса памятников советским воинам в Польше.

Подпишитесь на нас

Этот миф пущен теми ребятами, которые всячески пропагандируют инициативу выноса Ленина из Мавзолея. То есть господин Мединский, всякие ЛДПРовцы, Фонды Василиев Великих и другие антисоветские элементы. Ну и белоэмигранты, разумеется.

Условное название мифа:

Завещание Ленина о месте погребения

Развёрнутое описание:

Ленин завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с матерью.

Примеры использования:

«Тело Ленина - главного разрушителя Церкви и отъявленного русофоба, - убирать нужно, выполняя тем самым, кстати, его завещание - похоронить его на кладбище рядом с матерью.» Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви св. Николая на Берсеневке.

Действительность:

В 1997 году в ответ на запрос президента России Б.Н. Ельцина Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший Центральный партийный архив) составил следующую официальную архивную справку: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище… В письме к дочери Инессы Арманд Надежда Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат» (Реквизиты письма: РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.).

Миф же о Волковом кладбище восходит к крайне тенденциозному историку Акиму Арутюнову. Исчерпывающее представление об уровне его аргументации дает нижеприведенное интервью.

Корреспондент : Господин Арутюнов, Вы несомненно знаете, что в российском обществе не перестают спорить по вопросу, выносить тело Ленина из мавзолея и предать его земле, или оставить эту мумию там, где она сегодня находится. Редакция «Великой Эпохи» хотела бы знать Ваше отношение к этому вопросу.
А. А.: Вы, очевидно, из моих трудов знаете, что я, опираясь на архивные документы и свидетельства современников, выступаю как критик Ленина. Поэтому считаю, что было бы правильно, если по данному вопросу сошлюсь на свидетельство хозяйки «конспиративной» квартиры Ленина в Петрограде М. Ф. Фофановой, с которой я с марта 1971 года до начала 1976 года поддерживал связь, и которая была моим научным консультантом по научной работе. Вот, что я записал с ее слов 25 мая 1971 года у меня дома:
«…У Надежды Константиновны был подавленный вид. За три месяца со дня кончины Владимира Ильича она очень изменилась, состарилась. Она долго молчала, затем тихим голосом заговорила: «Надругается Сталин над Владимиром Ильичем. 6 марта, когда у Володи случился рецидив, и состояние здоровья резко ухудшилось, он обратился ко мне с просьбой: «Надюша, - сказал он, - очень прошу, постарайтесь с Маняшей сделать все, чтобы меня похоронили рядом с мамой».
Когда Володю привезли из Горок в Москву, я переда его просьбу Сталину, а он дернул несколько раз, за правый ус и сказал: «Владимир Ильич больше принадлежал партии, ей и решать, как с ним поступить». Я ничего не смогла ответить этому человеку».
Корреспондент : Скажите, пожалуйста, это единственное свидетельство, касающееся завещания Ленина?
А. А.: В смысле завещания да. Но сохранилось одно весьма интересное письмо Ленина сестрам - Анне и Марии от 8 марта 1898 года, посланное из Шушенского в Москву, куда переехала семья Ульяновых из Сибирска(sic). Его содержание, на мой взгляд, дает основание безоговорочно вынести мумию Ленина из мавзолея и похоронить ее там, где пожелал он сам. \\Вот отрывок его письма Ленина сестрам:
« А ведь скверный город Москва, а? Сидеть там скверно, книги издавать скверно, - и почему это вы за нее держитесь? Я, право, изумился, когда Марк сообщил мне, что ты (Анна - А. А.) против переселения в Санкт- Петербург…»
Думается, здравомыслящие и уважающие себя российские граждане, особенно москвичи, должны же понять, что человек, который оскорблял Москву гадкими словами, он тем самым лишил себя морального права находиться в этом городе, в любом состоянии. Ленин не любил Москву, он был чужим человеком, как для москвичей, так и всех граждан России.

Как видите, Арутюнов прямым текстом признаёт, что никаких письменных подтверждений его версии не существует. Фофанову, умершую в 1976 г., спросить не удастся. Разговор, если он был, имел место дома у Арутюнова, а значит, независимых свидетелей также нет. Таким образом, остается положиться на порядочность и беспристрастность автора. А на них рассчитывать не приходится, достаточно прочесть следующий абзац интервью. На основании того, что в 1898 году Ильич раздражённо побрюзжал, что ему не нравится в Москве, г-н Арутюнов объявляет его ярым москвофобом и отказывает в праве здесь покоится. Нужны ли тут комментарии?

Вывод о недостоверности его версии можно сделать и из сопоставления подлинного, хранящегося в архиве письма Крупской и мифического рассказа Фофановой. Если верить Арутюнову, Крупская сокрушалась о нарушении последней воли Ленина. Но в письме мы не видим и следа таковых переживаний, Крупская чётко и недвусмысленно высказывает своё мнение: Ленина надо похоронить у Кремлевской стены, рядом с товарищами.

Похороны Ленина состоялись 27 января 1924 года. Была ли исполнена последняя воля Ильича? Почему неоднократно переносилась дата похорон? Кто был инициатором идеи бальзамирования? Последний путь Ильича до сих пор окружен ореолом тайны.

Последняя воля

В конце 80-х годов прошлого столетия появилась версия о том, что Ленин оставил письменное завещание, в котором просил похоронить его на питерском Волковском кладбище, рядом с матерью. Автором версии считается историк Аким Арутюнов, который со слов хозяйки петроградской конспиративной квартиры Ленина заявлял, что вождь просил Крупскую «постараться сделать всё, чтобы его похоронили рядом с мамой». Однако документального подтверждения такой воли Ленина не обнаружено. В 1997 году Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории на запрос о том, существует ли завещание, дал исчерпывающий ответ: «У нас не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище».

Перенос даты

Владимир Ленин скончался 21 января 1924 года. Организацией похорон занималась специально созданная комиссия под руководством Дзержинского. Первоначально церемония была назначена на 24 января – похороны, вероятно, предполагалось провести по «скромному сценарию»: вынос тела из Дома Союзов, митинг на Красной площади и процедура погребения у Кремлевской стены, перед могилой Свердлова. Но этот вариант был отвергнут, скорее всего, по причине того, что к этой дате не успевали «подтянуться» делегаты из дальних регионов и большинства республик. Тогда же появилось новое предложение: назначить похороны на субботу, 26 января. Вечером 21 января были разосланы телеграммы с сообщением о смерти Ленина и установленной на 26 датой похорон. Но 24 января стало понятно, что к этой дате не будет подготовлено место захоронения: работы затрудняла не только мерзлая земля, но и коммуникации, в том числе якобы обнаруженные подземные помещения и ходы, которые пришлось заделывать. Был установлен новый срок обустройства склепа – не позднее 18.00 26 января, а новую дату похорон перенесли на 27.

Отсутствие Троцкого

У переноса даты вполне могли быть и другие причины. Например, широко известен так называемый «фактор Троцкого» - якобы Сталин, опасаясь сильного соперника, специально «мудрил» с датой и запрещал (!) Троцкому возвращаться из Тифлиса, где тот проходил лечение. Однако одним из первых телеграмму о кончине Ленина получил именно Троцкий. Сначала он выразил готовность вернуться в Москву, а затем, по каким-то причинам, передумал. О смене его решения, правда, можно судить только по ответной телеграмме Сталина, в которой тот сожалеет «о технической невозможности прибыть к похоронам» и предоставляет Троцкому право самому решить: приезжать или нет. В воспоминаниях Троцкого зафиксирован телефонный разговор со Сталиным, когда тот якобы сказал: «Похороны в субботу, все равно не поспеете, советуем продолжать лечение». Как видим, никакого запрета, только – совет. Троцкий мог легко успеть на похороны, если бы, например, воспользовался военным самолетом, а также, если бы действительно этого захотел. А причины не возвращаться у Троцкого были. Он вполне мог считать, что Ленина отравили заговорщики во главе со Сталиным, и он, Троцкий, следующий.

Причины смерти

На протяжении всего 1923 года газеты отчитывались о состоянии здоровья Ленина, создавая новый миф о вожде, который стойко сражается с недугом: читает газеты, интересуется политикой, охотится. Известно, что Ленин пережил ряд инсультов: первый превратил 52-летнего Ильича в инвалида, третий – убил. В последние месяцы жизни Ленин почти не говорил, не мог читать, а его «охота» выглядела как прогулки в инвалидном кресле. Практически сразу после смерти тело Ленина вскрыли, чтобы определить причину смерти. После тщательного изучения мозга установили - кровоизлияние. Трудящимся объявили: «дорогой вождь умер потому, что не щадил своих сил и не знал отдыха в работе». В дни траура пресса всячески подчеркивала жертвенность Ленина, «великого страдальца». Это было еще одной составляющей мифа: Ленин, действительно, много работал, но он был и достаточно внимателен к себе и своему здоровью, не курил, и, как говорится, не злоупотреблял. Практически сразу после смерти Ленина появилась версия, что вождя отравили по приказу Сталина, тем более, что не были сделаны анализы, которые позволили бы обнаружить в организме следы яда. Предполагали, что другой причиной смерти мог стать сифилис – препараты в то время были примитивными, а порой, и опасными, а венерические болезни в ряде случаев, действительно, могут провоцировать инсульт, но симптомы вождя, а также посмертное вскрытие опровергли эти домыслы.

Детальный отчет

В первом публичном бюллетене, который был обнародован сразу после вскрытия, содержалось только краткое изложение причин смерти. Но уже 25 января появились «официальные результаты вскрытия» с многочисленными подробностями. Кроме детального описания мозга, были приведены результаты исследования кожи, вплоть до указания каждого шрама и повреждения, описывалось сердце и указывался его точный размер, состояние желудка, почек и остальных органов. Британский журналист, руководитель московского отделения Нью-Йорк Таймс Уолтер Дюранти удивлялся, что на русских подобная детализация не произвела удручающего впечатления, напротив, «умерший вождь являлся объектом такого пристального интереса, что публика желала знать о нем все». Однако есть сведения, что у беспартийной московской интеллигенции отчет вызвал «потрясенное недоумение» и в нем увидели характерный для большевиков сугубо материалистический подход к природе человеке. У такой детальной анатомии и акцентах, смещенных на неизбежность смерти, могла быть и другая причина – врачи, «не сумевшие» спасти пациента, просто-напросто пытались себя обезопасить.

Товарищи из провинции

Впервые бальзамирование было выполнено 22 января, почти сразу после вскрытия, которое провела группа врачей под руководством доктора Абрикосова. Сначала тело предполагали сохранить до похорон, затем «переиграли», проведя новую процедуру, действие которой было рассчитано уже на сорок дней. Идея бальзамирования была высказана впервые еще в 1923 году, но документов, в которых бы уточнялось, как было принято решение, не обнаружено. Превратить захоронение Ленина в главную святыню – стремление вполне понятное: стране нужна была «новая религия» и «нетленные мощи нового святого». Интересно, что Горькой сравнил Ленина с Христом, который «взял на себя тяжелую ношу по спасению России». Подобные параллели просматривались в газетных статьях и высказываниях многих авторитетных людей того времени.
Возможно, когда Сталин высказал пожелание похоронить Ленина «по-русски», он имел в виду как раз православный церковный обычай выставлять мощи святого на публичное обозрение, что может быть объяснимо - Сталин учился в духовной семинарии и, возможно, эта идея не была для него случайной. Троцкий раздраженно возражал: партии революционного марксизма не пристало идти подобной дорогой, «заменять мощи Сергея Радонежского и Серафима Саровского мощами Владимира Ильича». Сталин же ссылался на загадочных товарищей из провинции, которые выступили против кремации, противоречащей русскому пониманию: «Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего». Кто были эти «товарищи из провинции» - так и осталось загадкой. 25 января в «Рабочей Москве» были опубликованы три письма «представителей народа» под заголовком «Тело Ленина надо сохранить!» Летом 1924 года, несмотря на протесты Крупской и ближайших родственников Ленина, в прессе было опубликовано сообщение о решении «не предавать тело Владимира Ильича земле, а поместить его в Мавзолее и продлить доступ желающим».

Живее всех живых!

Еще после покушения на Ленина в 1918 году возник дуализм его образа: смертного человека и бессмертного вождя. Скорбь по скончавшемуся Ильичу должна была смениться воодушевленной борьбой, во главе которой по-прежнему стоит бессмертный Ленин. Газеты писали: «Ленин умер. Но Ленин жив в миллионах сердец… И даже самой физической смертью своей отдает Ленин свой последний приказ: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Траурные шествия, воющие сирены и пятиминутные остановки работы – все эти действия во время похорон Ленина стали важными звеньями создания его культа. Проститься с Лениным приехали миллионы трудящихся со всей России. В 35-градусный мороз люди грелись у костров, ожидая своей очереди, а затем в полной тишине, изредка нарушаемой несдержанными рыданиями, проходили мимо гроба. Их объединяло одно: скорбь и горячая вера в обещанное светлое будущее. Закончится ли оно и чьей «победой» - это пока главная тайна похорон Ильича.

Ложь первая. Основной пропагандистский удар концентрируется на внушении общественному мнению идеи захоронения Ленина. И здесь подлый расчет очевиден – какой нормальный человек будет возражать против захоронения останков умершего. Хотя в случае с Лениным речь идет о перезахоронении.

Казалось, очевидная для всех вещь – Ленин захоронен. Как основатель Российской Федерации и СССР Владимир Ильич Ленин захоронен с высшими государственными почестями 27 января 1924 года.

Кстати, и у современников не возникало сомнений о том, что Ленин захоронен. Газетные статьи и заметки января-марта 1924 года пестрели заголовками: «Могила Ленина», «У могилы Ильича», «На могиле Ленина» и т.п.

И форму захоронения определил высший орган власти страны - II Всесоюзный съезд Советов – в земле, на глубине трех метров в склепе, над которым возведен Мавзолей. Кстати, за это решение голосовала и делегат съезда, вдова Ленина Надежда Константиновна Крупская.

Даже рассматривая захоронение В.И.Ленина с позиций современного законодательства, а оно учитывает и существующие православные культурные традиции русского народа, следует признать склеп и Мавзолей над ним полностью соответствующими современным законам Российской Федерации. Забальзамированное тело Ленина покоится в гробе-саркофаге на глубине трех метров под землей, что полностью соответствует нормам Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. В статье 3 этого закона говорится: «Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп)». А тело Ленина, напомним еще раз, захороненное в склепе (сводчатой гробнице, заглубленной в землю).

Подмену понятий «захоронение» и «перезахоронение» в массированном информационном потоке обычному гражданину заметить трудно: ведь очень высок уровень режиссуры – все государственные СМИ, включая телевидение, даже «независимые» информагентства и либеральные оппозиционные издания пишут только о «захоронении», тщательно скрывая подмену понятий.

Политическим инициаторам перезахоронения очень не выгодно предстоять перед лицом общественности в обличье гробокопателей. Отсюда и ложь о необходимости захоронения, которой нет.


Ложь вторая. Тело Ленина выставлено на обозрение, покоится не по-христиански, не предано земле.
Напомним публичное заявление родной племянницы Ленина Ольги Дмитриевны Ульяновой: «Я неоднократно заявляла и повторю еще раз, что категорически против перезахоронения Владимира Ильича Ленина. Нет никаких для этого оснований. Даже религиозных. Саркофаг, в котором он лежит, находится на три метра ниже уровня земли, что соответствует и захоронениям по русскому обычаю, и православному канону».

Ольга Дмитриевна не раз уже давала отпор гробокопателям, утверждающим, что якобы Ленин захоронен не в соответствии с народными традициями, вне рамок православной культурной традиции.

На счет того, что тело не предано земле, ответ дан уже исходя из положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле»: захоронение в склепе и есть форма захоронения в земле.

А теперь по поводу обозрения захороненного тела. Такой ли уж это исключительный случай в практике захоронения великих, прославленных людей в странах с сильной христианской культурной традицией?

Самый известный пример захоронение в открытом для обозрения саркофаге великого русского хирурга Николая Пирогова под Винницей. Саркофаг с гробом великого ученого помещен в склеп, что является одной из форм захоронения в земле и вот уже почти 130 лет выставлен на обозрение. Как написано в определении Святейшего Синода в Петербурге «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик».

А вот выдержка из заключения Председателя комиссии ЦИК Союза ССР по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) Ф. Дзержинского: «Идя навстречу пожеланиям широких масс Союза ССР и других стран - видеть облик покойного вождя, комиссия по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) решила принять меры, имеющиеся в распоряжении современной науки, для возможно длительного сохранения тела».

Чем в данном случае решение государственного органа Российской Империи, которым был Святейший Синод, разрешивший «лицезреть светлый облик» усопшего ученого Пирогова его ученикам и почитателям, отличается от такого же решения высшего органа государственной власти в лице Съезда Советов и ЦИК СССР? Ничем? Тогда почему по первому поводу все спокойно, а по второму стоит вселенский гвалт?

Как видим, в случае с шумом вокруг формы захоронения Ленина на лицо политическое лукавство, прикрытое некоторыми псевдорелигиозными заклинаниями.

Ведь никто ни в случае с Пироговым, ни тем более в случае с Лениным не ставит вопрос о копировании практики отношения к мощам святых, канонизированных Церковью. Никто тел Пирогова или Ленина по стране для поклонения верующими, как это поступает Церковь с мощами святых, не возит. К забальзамированным телам усопших великих людей никто не прикладывается. Всем понятно, что их нетленность – это признание их заслуг перед людьми (государством, обществом, различными сообществами и т.п.). Всего лишь граждане, которые почитают столь великих государственного и научного деятелей, заходя в склеп, получают возможность «лицезреть светлый облик».

Кстати, в такой яро католической стране сходный подход был при погребении «начальника государства», отца-основателя Второй Речипосполитой маршала Пилсудского, у которого отношения с официальной церковью были также далеко не безоблачными. Он из католичества переходил в протестантство, затем опять в католичество. Да и майский переворот 1926 года, устроенный основателем государства был весьма кровавым. Да и в создании концлагерей Пилсудский очень хорошо отличился. Но… основатель государства. Хотя католическая церковь даже занималась после захоронения перетаскиванием его останков по вавельским склепам, чем был спровоцирован конфликт епископата с президентом Мостицким.

Напомним, Пилсудский был захоронен в 1935 году в Вавельском замке, в склепе в стеклянном гробу. Но бальзамирование оказалось малоэффективным. В итоге было оставлено только небольшое окошко, которое в настоящее время закрыто.


Первоначальный стеклянный гроб отца-основателя II Речи Посполитой маршала Пилсудского до переноса его в склеп под башней Серебряных Колоколов в Вавеле

Ложь третья. Продолжают предприниматься попытки внушить обществу, что нужно выполнить последнюю волю Ленина, якобы завещавшего похоронить себя рядом с матерью на Волковом кладбище в Ленинграде. Эта ложь ходит по миру с тех пор, как ее впервые озвучил на одном из заседаний Съезда народных депутатов СССР, транслировавшемся в прямом эфире, некто Карякин. Затем небылицу подхватил папа нынешней светской львицы и наставник Путина Анатолий Собчак.

Из заявлений Ольги Дмитриевны Ульяновой однозначно ясно: «Попытки доказать, что существует завещание о том, чтобы его похоронили на Волковом кладбище, несостоятельны. Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте - в 53 года, и естественно, думал больше о жизни, чем о смерти. К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал писать завещание на эту тему. Владимир Ильич был очень скромным человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он оставил бы завещание стране, народу - как строить совершенное государство».

Ученый и публицист А.С.Абрамов, Председатель правления Благотворительной общественной организации (фонда) сохранения Мавзолея В.И.Ленина приводил не раз в СМИ ответ РЦХИДНИ (это бывший Центральный партийный архив) на запрос администрации Ельцина по поводу завещания Ленина. В официальном ответе президенту РФ сказано, что «не имеется ни одного документа Ленина, его близких или родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском кладбище».

Прав А.С.Абрамов, утверждающий, что даже с житейской точки зрения доводы о Волковом кладбище насквозь лживы. Ведь Ленин уже покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой Марией Ульяновой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены.


Ложь четвертая. Нужно убрать Мавзолей и Некрополь героев советской эпохи, так как нельзя превращать Красную площадь в кладбище. Историческая безграмотность авторов этого довода очевидна. Территория Собора Василия Блаженного или «Собор Покрова, что на рву» - это тоже древнейшее кладбище. Что господа-единороссы, собор будете взрывать и могилы раскапывать, чтобы вам было уютнее организовывать катки и эстрадные шоу? А другие державные захоронения в соборах Кремля вам веселиться не мешают?

Красная площадь в нынешнем виде – это сформированное в РСФСР и СССР место власти. Здесь сосредоточие символов всех исторических эпох – от Московской Руси (роль места власти здесь играло Лобное место) до СССР (государственная трибуна и захоронения отца-основателя нынешней Российской Федерации и героев советской эпохи). И нынешние правители Российской Федерации, организуя парады в честь Дня победы СССР во второй мировой войне, де-факто признают этот высочайший статус Красной площади.

На большом торжище, которым до Ленина и Сталина была Красная площадь, парады Победы не проводят. Почему-то на Черкизовском рынке государственные церемонии явно смотреться не будут.

Поэтому как неуютно и неприятно Вам, господа временные из «Единой России», придется терпеть при отправлении ритуалов власти на Красной площади и Ленина в Мавзолее, и могилу Сталина, и все захоронения героев эпохи РСФСР и СССР. Без этого у нынешней власти нет даже видимости исторической легитимности.

Вообще варварство и дремучесть современных российских западников-либералов поражают. Попробовали бы они в какой-нибудь из стран НАТО заикнуться про разрушение или гробокопательство, скажем в мавзолее президента Гранта в Нью-Йорке (символ триумфа в Гражданской войне Севера над Югом), мавзолее отца-основателя современной светской Турции Ататюрка. Или заговорить о «предании земле» отца-основателя II Речи Посполитой маршала Пилсудского или императора Наполеона, чьи гробницы выставлены на обозрение.

Как видно, вся аргументация некрофобов из «Единой России» и ее либеральных подпевал шита белыми нитками. Налицо попытка свести исторические счеты с великой советской эпохой на фоне никчемности нынешней власти, все более показывающей свою государственную несостоятельность на фоне реальных достижений СССР.

Как еще чтят народы своих великих государственных деятелей


Захоронения московских государей в Архангельском соборе Кремля


Так первоначально выглядела гробница Козьмы Минина в Нижнем Новгороде


Гробница императора Наполеона в республиканской Франции


Пантеон в Риме. Начиная с эпохи Возрождения его использовали как гробницу. Среди тех, кто был захоронен тут, такие великие люди, как Рафаэль и Карраччи, композитор Корелли, архитектор Перуцци и два короля Италии - Виктор Эммануэль II и Умберто I


Нью-Йорк. США. Триумф Севера над Югом. Мавзолей американского президента Улисса Гранта (1897 г.) в манхеттенском парке Риверсайд. Фотография времён Первой мировой войны: мимо мавзолея Гранта проплывают военные корабли.


Мавзолей отца-основателя современной Турецкой Республики Ататюрка.

Как видно, в странах НАТО с цивилизованностью и мавзолеями все в порядке.