Завершение рассказа озеро енисей рыбаки родные. Cочинение «Анализ рассказа В

Сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

1) - Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
- Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
- Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить?
- Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?

Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?

Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

2) Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста

«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

  1. Подготовка к написанию сочинения

Давайте вместе составим план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки».

План
1. Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
- Напоминаю, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

  1. Написание сочинения
  2. Д/з читать П. Мериме «Маттео Фальконе»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...

«Васюткино озеро» - рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым о мальчишке, выжившем в тайге. Тяжело пришлось ему одному в суровых таежных условиях, но все же он сумел спастись, да еще и открытие сделал. План рассказа «Васюткино озеро», а также ключевые моменты произведения рассмотрим подробнее.

Васютка в страшной тайге

Мальчик Васютка рос в семье рыбака, и поэтому очень часто бывал в тайге вместе с отцом. Однажды бригада рыбаков отправилась на промысел дальше, чем обычно. И, конечно же, с ними поехал маленький Васютка. Дома он скучал. До начала учебного года было еще много времени, поэтому паренек помогал рыбакам, собирая для них кедровые орешки. В один из таких походов он заплутал, гоняясь за глухарем, и остался совсем один в незнакомом ему лесу. Как бы поступил любой мальчишка на его месте? Конечно бы, испугался, зарыдал, и даже, возможно, стал бы звать на помощь маму. Но только не Васютка. Он смог поступить, как настоящий мужчина. План рассказа «Васюткино озеро» обязательно включит пункт о его смелом поведении в тайге.

Тайга любит сильных

Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.

Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело - остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь - искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.

К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?

Спасение героя

Мальчишка и дальше не испугался трудностей. Увидев, что подстреленную им утку унесло течением, он стал догадываться, что в это озеро может впадать река, а найденное им озеро, вероятно, является проточным. И он не ошибся: действительно, это был всего лишь небольшой заливчик, само озеро было намного крупнее. План рассказа «Васюткино озеро» включает пункт о спасении мальчишки.

В тайге начался сильный дождь. Природа вокруг замерла. Васютка, устав от своего путешествия, уснул. Но вдруг он услышал какой-то гудок. Сначала он принял этот звук за комариный писк, но после понял, что это звук теплохода. Васютка начал махать руками, стрелять из ружья, всячески привлекая к себе внимание, но у него ничего не вышло: на пароходе не заметили мальчишку. И в этот раз он дал себе слабину и расплакался изо всех сил. Его радовала лишь его находка - Васюткино озеро. Тайга в знак его смелости и терпения преподнесла ему настоящий подарок.

Таежный плен продолжался недолго: мимо озера проезжал рыбацкий бот отца, и Васютку, наконец, заметили.

Какова же была радость родных, которые безумно переживали за мальчика! Его напарили в бане, накормили разными вкусностями и бесконечно хвалили за смелость и находчивость.

Заключение

План рассказа «Васюткино озеро» включает в себя следующие основные пункты:

  1. Рыбаки ждут улов.
  2. Васютка пошел в лес за орешками.
  3. Заблудился!
  4. Ночь в темной тайге.
  5. Найденное Васюткой странное озеро.
  6. Вот он - Енисей!
  7. Спасение мальчика.
  8. Озеро теперь на карте.

В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы.

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано - в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин - обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа - это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности - вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Непосредственно знакомясь с кратким рассказом Астафьева «Васюткино озеро». Данное произведение – это рассказ о приключениях тринадцатилетнего мальчика, который однажды заблудился в тайге.

Астафьев «Васюткино озеро» краткое содержание

Васютка – тринадцатилетний мальчик, который родился в таежном крае в семье рыбака. Отец часто его брал с собой, поэтому мальчик хорошо был знаком с промыслом отца. Очень часто, чтобы угостить рыбаков, мальчик ходил в тайгу за кедровыми орешками. Щелкая орешки, рыбаки делились интересными историями, которые мальчик слушал внимательно, запоминая каждое слово. Всегда, отправляясь в лес, мальчик от матери слушал напутствующие слова, повторяя таежные законы, ведь всегда может случиться непредвиденное, что и произошло с Васюткой, который отправился за орешками.

Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» продолжается тем, что мальчик, как всегда, взял спички, соль, ружье и хлеб. Пошел он вглубь, но, когда орешки были собраны и мальчик собрался возвращаться, он заметил глухаря, за которым и погнался, а когда птица была в руках, Васютка понял, что заблудился. Целых пять дней мальчик пытался выбраться и вернуться домой. Сначала им преобладал страх, поэтому он бежал стремглав, но потом, успокоился. Применив все свои знания и умения, навыки, руководствуясь рассказами рыбаков, ребенок сумел выйти сначала к озеру, где водилась рыба, а затем и к реке Енисей, где проплывал катер-бот. Там его и взяли на борт знакомые рыбаки, а попав домой, мальчик через пару дней привел всех рыбаков во главе с отцом к тому озеру, где рыбаки и продолжили рыбачить. А на карте же появилось небольшое пятнышко с названием «Васюткино озеро».

Астафьев «Васюткино озеро» герои

В произведении Астафьева «Васюткино озеро» главным героем является мальчик Васютка, которому исполнилось тринадцать лет, но уже в этом возрасте он проявил всю свою смекалку, доказал, что тайга ему по плечу. Второстепенными героями в рассказе являются отец и мать Васютки, дед и рыбаки.

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро»

Работая над сочинением по рассказу Астафьева «Васюткино озеро», хочется отметить мужество главного героя, его смекалку, находчивость. Благодаря знаниям местных примет, знание леса, благодаря полученным навыкам и умению разжечь огонь, умению раздобыть и приготовить самостоятельно еду, мальчик не только выжил, но и сумел вернуться домой. Его собранность, запасливость, терпеливость помогли победить тайгу. По рассказу Астафьева «Васюткино озеро» мы видим, родителям удалось вырастить настоящего мужественного сибиряка.

План рассказа

Чтобы было проще пересказывать рассказ, предлагаем ознакомиться с произведением Астафьева «Васюткино озеро» и планом рассказа
1. Невезение в рыбном деле
2. Васютка и кедровые орешки
3. Васютка охотится за глухарем
4. Мальчик заблудился. Васютка борется со своим страхом
5. Пять дней в тайге.
6. Озеро, что привело мальчика к спасительной лодке
7. Спасение мальчика
8. Васюткино озеро

план рассказа васюткино озеро. помогите

  1. 1. Озеро, памятное Васютке.

    4. Первый вечер в тайге.
    5. Один в тайге четыре дня.
    7. Мальчик вышел к Енисею.
    8. Спасение.
    9. Васютка дома.
    10.Озеро нанесенное на карту.

  2. План



  3. План рассказа Васюткино озеро включает в себя следующие основные пункты:
    1.Рыбаки ждут улов.
    2.Васютка пошел в лес за кедровыми шишками (это шишки внутри которых орех)
    3.Охота на глухаря.
    4.Заблудился!
    5.Ночь в темной тайге.
    6.Найденное Васюткой странное озеро.
    7.Вот он Енисей!
    8.Спасение мальчика.
    9.Озеро теперь на карте.

    В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы

  4. Пожалуйста помогите нужен план про то как Васютка был в тайге!
  5. Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы,
    1. Озеро, памятное Васютке.
    2. Жизнь рыбаков в ожидании когда особенно удачен лов рыбы.
    3. Васютка отправился в тайгу и заблудился.
    4. Первый вечер в тайге.
    5. Один в тайге четыре дня.
    6.Васютка обнаружил неизвестное озеро.

  6. 2.Охота на глухаря.
    3. Васютка заблудился.
    4.Жизнь в лесу.
    5.Озеро.
    6.Удачное спасение.
  7. Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
    План
    1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки
  8. Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
    План
    1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.
    http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/4.html




  9. 7. "Впереди берег... "

    10. "...Васютка дома! "
  10. спасибо!
  11. 1) рыбы плохо ловится
    2) в тайге
    3) васютка заблудился
    4) ночь в тайге
    5) находка неизвестного озера
    6)чудесное спасение
    7) возвращение домой
  12. . "Это озеро не отыщешь на карте"
    2. "Совсем скучное жить началось у Васютки"
    3. "Васютка проснулся поздно"
    4. "Весело насвистывая, шл он по тайге... "
    5. "В лесу сделалось совсем тихо"
    6. "Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество.
    7. "Впереди берег... "
    8. "В полдень Васютка поднял с реки табун гусей, ударил по ним картечью и выбил двух".
    9. "Пароход вс приближался и приближался".
    10. "...Васютка дома! "
  13. 1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки
  14. Сколько дней Васютка был в лесу?
  15. 1.Неудачи на рыбном промысле.
    2.Охота на глухаря.
    3.Васютка заблудился.
    4.Жизнь в лесу.
    5.Озеро.
    6.Удачное спасение.
  16. Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в тажном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать тажные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
    В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретнные навыки и умения разжечь костр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит, "-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нм водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.
    Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.
    Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.
  17. я сам незнаю
  18. 1. Озеро, памятное Васютке.
    2. Жизнь рыбаков в ожидании когда особенно удачен лов рыбы.
    3. Васютка отправился в тайгу и заблудился.
    4. Первый вечер в тайге.
    5. Один в тайге четыре дня.
    6.Васютка обнаружил неизвестное озеро.
    7. Мальчик вышел к Енисею.
    8. Спасение.
    9. Васютка дома.
    10.Озеро нанесенное на карту.
  19. 1. "Это озеро не отыщешь на карте"
    2. "Совсем скучное жить началось у Васютки"
    3. "Васютка проснулся поздно"
    4. "Весело насвистывая, шл он по тайге... "
    5. "В лесу сделалось совсем тихо"
    6. "Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество.
    7. "Впереди берег... "
    8. "В полдень Васютка поднял с реки табун гусей, ударил по ним картечью и выбил двух".
    9. "Пароход вс приближался и приближался".
    10. "...Васютка дома! "
  20. 1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки