Заставь дурака богу молиться он и лоб. Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет

Встречается в более распространённой форме:

«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).»

Также существует южнорусский вариант с несколько иной акцентуацией и смысловой нагрузкой:

«Заставь дурака Богу молиться - не помолится, а только лоб разобьёт.»

По обычаю верующие во время молитвы становились на колени и низко кланялись, почти касаясь лбом пола. В пословице с осуждением говорится о недалёком, неумном человеке, который чрезмерным усердием и старанием вредит себе.

Данная пословица является относительно редким примером использования местоимений в русских пословицах. Местоимения употребляются нечасто, поскольку их признак выражен глагольными формами, а если и употребляются, то не конкретизируют лицо, а наоборот абстрагируются от его и указывают на обобщённые свойства и действия субъекта вообще. Местоимение , как и в данном случае, обычно употребляется во второй части пословицы и указывает на подлежащее (выраженное существительным или прилагательным) первой части пословицы. В таком употреблении характерны местоимения мужского рода третьего лица единственного и множественного числа.

Эквиваленты в других языках

  • Английский эквивалент пословицы:
Give a man enough rope and he’ll hang himself. (Дай человеку верёвку, он и повесится)
  • Еврейский эквивалент пословицы:
אַז איר שיקט אַ נאַר צו עפֿענען די לאָדנס, װעט ער זײ עפֿענען אין דער גאַנצער שטאָט (пошлите дурня открыть ставни, он их откроет по всему городу)
  • Немецкий эквивалент пословицы:
Blinder Eifer schadet nur. (Слепое усердие только вредит)
  • Французский эквивалент пословицы:
Tant chauffe-on le fer qu’il rougit. (вариант Tant gratte chèvre que mal gît)
  • Итальянский эквивалент пословицы:
Il troppo stroppia.

См. также

Еще один русский народный вариант пословицы: "Пошли дурака за бутылкой так он одну и принесет"

Примечания

Ссылки

  • В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
  • Маслова А. Ю. Транспозиция императива в русских и южнославянских (болгарских и сербских) паремиях / А.Ю.Маслова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004
  • Никитина Л. Б. Образ-концепт «Homo sapiens» в русской языковой картине мира как объект антропоцентристской семантики.. Автореферат.
  • Оноприенко С. Национально-культурное своеобразие фразеологизмов и афоризмов религиозного происхождения в современном русском языке.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дииктодон
  • Генрих VI

Смотреть что такое "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт" в других словарях:

    Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт

    Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет - Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибёт - Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибёт. - Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибёт (пословица). - Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Заставь дурака Богу молиться - Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака… … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибет - Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибет. - Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Научи дурака Богу молиться - он себе лоб расшибёт.

Данная пословица является относительно редким примером использования местоимений в русских пословицах. Местоимения употребляются нечасто, поскольку их признак выражен глагольными формами, а если и употребляются, то не конкретизируют лицо, а наоборот абстрагируются от его и указывают на обобщённые свойства и действия субъекта вообще. Местоимение , как и в данном случае, обычно употребляется во второй части пословицы и указывает на подлежащее (выраженное существительным или прилагательным) первой части пословицы. В таком употреблении характерны местоимения мужского рода третьего лица единственного и множественного числа.

Эквиваленты в других языках

  • Английский эквивалент пословицы:
Give a man enough rope and he’ll hang himself. (Дай человеку верёвку, он и повесится)
  • Еврейский эквивалент пословицы:
אַז איר שיקט אַ נאַר צו עפֿענען די לאָדנס, װעט ער זײ עפֿענען אין דער גאַנצער שטאָט (пошлите дурня открыть ставни, он их откроет по всему городу)
  • Немецкий эквивалент пословицы:
Blinder Eifer schadet nur. (Слепое усердие только вредит)
  • Французский эквивалент пословицы:
Tant chauffe-on le fer qu’il rougit. (вариант Tant gratte chèvre que mal gît)
  • Итальянский эквивалент пословицы:
Il troppo stroppia.

См. также

Напишите отзыв о статье "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт

Человек грустно нам улыбнулся, и тихо произнёс:
– Я здесь потому, что убивал... Многих убивал. Но не по желанию, а по нужде это было...
Я тут же жутко расстроилась – убивал!.. А я, глупая, поверила!.. Но почему-то у меня упорно не появлялось ни малейшего чувства отторжения или неприязни. Человек явно мне нравился, и, как бы я не старалась, я ничего с этим поделать не могла...
– А разве это одинаковая вина – убивать по желанию или по необходимости? – спросила я. – Иногда люди не имеют выбора, не так ли? Например: когда им приходится защищаться или защищать других. Я всегда восхищалась героями – воинами, рыцарями. Последних я вообще всегда обожала... Разве можно сравнивать с ними простых убийц?
Он долго и грустно на меня смотрел, а потом также тихо ответил:
– Не знаю, милая... То, что я нахожусь здесь, говорит, что вина одинаковая... Но по тому, как я эту вину чувствую в моём сердце, то – нет... Я никогда не желал убивать, я просто защищал свою землю, я был там героем... А здесь оказалось, что я просто убивал... Разве это правильно? Думаю – нет...
– Значит, вы были воином? – с надеждой спросила я. – Но тогда, это ведь большая разница – вы защищали свой дом, свою семью, своих детей! Да и не похожи вы на убийцу!..
– Ну, мы все не похожи на тех, какими нас видят другие... Потому, что они видят лишь то, что хотят видеть... или лишь то, что мы хотим им показать... А насчёт войны – я тоже сперва так же, как ты думал, гордился даже... А здесь оказалось, что гордиться-то нечем было. Убийство – оно убийство и есть, и совсем не важно, как оно совершилось.
– Но это не правильно!.. – возмутилась я. – Что же тогда получается – маньяк-убийца получается таким же, как герой?!.. Этого просто не может быть, такого быть не должно!
Во мне всё бушевало от возмущения! А человек грустно смотрел на меня своими печальными, серыми глазами, в которых читалось понимание...
– Герой и убийца точно так же отнимают жизнь. Только, наверное, существуют «смягчающие вину обстоятельства», так как защищающий кого-то человек, даже если и отнимает жизнь, то по светлой и праведной причине. Но, так или иначе, им обоим приходится за это платить... И платить очень горько, ты уж поверь мне...
– А можно вас спросить – как давно вы жили? – немного смутившись, спросила я.
– О, достаточно давно... Это уже второй раз я здесь... Почему-то две мои жизни были похожими – в обоих я за кого-то воевал... Ну, а потом платил... И всегда так же горько... – незнакомец надолго умолк, как будто не желая больше об этом говорить, но потом всё же тихо продолжил. – Есть люди, которые любят воевать. Я же всегда это ненавидел. Но почему-то жизнь второй уже раз возвращает меня на тот же самый круг, как будто меня замкнули на этом, не позволяя освободиться... Когда я жил, все народы у нас воевали между собой... Одни захватывали чужие земли – другие те же земли защищали. Сыновья свергали отцов, братья убивали братьев... Всякое было. Кто-то свершал немыслимые подвиги, кто-то кого-то предавал, а кто-то оказывался просто трусом. Но никто из них даже не подозревал, какой горькой окажется плата за всё содеянное ими в той жизни...
– А у вас там была семья? – чтобы изменить тему, спросила я. – Были дети?
– Конечно! Но это уже было так давно!.. Они когда-то стали прадедами, потом умерли... А некоторые уже опять живут. Давно это было...
– И вы всё ещё здесь?!.. – в ужасе оглядываясь вокруг, прошептала я.
Я даже представить себе не могла, что вот так он существует здесь уже много, много лет, страдая и «выплачивая» свою вину, без какой-либо надежды уйти с этого ужасающего «этажа» ещё до того, как придёт его час возвращения на физическую Землю!.. И там он опять должен будет начать всё сначала, чтобы после, когда закончится его очередная «физическая» жизнь, вернуться (возможно сюда же!) с целым новым «багажом», плохим или хорошим, в зависимости от того, как он проживёт свою «очередную» земную жизнь... И освободиться из этого замкнутого круга (будь он хорошим или плохим) никакой надежды у него быть не могло, так как, начав свою земную жизнь, каждый человек «обрекает» себя на это нескончаемое, вечное круговое «путешествие»... И, в зависимости от его действий, возвращение на «этажи» может быть очень приятным, или же – очень страшным...

Тема гомосексуализма меня волнует очень мало, впрочем, как и тема гетеросексуализма. На девушек, обзаведшихся детьми, и их мужей, я, как человек исполнивший свой долг по полной программе, смотрю как на сумасшедших, впрочем как и на молодых людей и девушек, которые этот долг исполнять не хотят и занимаются однополой любовью. Сам я, человек не имеющий сексуальности. Не в том смысле, что я не имею сексуальной привлекательности, совсем наоборот, однако секс меня интересует меньше чем, к примеру, деньги или возможность все народного признания.

Что такое гомосексуальность я узнал еще во времена СССР, когда разводил дискусов (такие амазонские рыбки) и продавал молодняк от 25 рублей штука в обеих столицах нашей бывшей Родины. Как нормальный советский ребёнок я не мог знать, что такое гомосексуальность, поскольку источников информации не было, но я смог вычислить, что она существует во время процесса размножения рыб. Дискусы очень интересные рыбки, не знаю как сейчас, но ранее они носили название королей аквариума.

Для их успешного размножения лучше всего растить стайку рыбок (шесть-восемь особей) в одном аквариуме до тех пор, пока они не начнут пароваться (разбиваться на пары). Особенность поведения дискусов состоит в том, что они паруются на всю жизнь. Ухаживают за икрой, которую они откладывают на видное, но защищённое место, и потом выкармливают молодь при помощи специальных выделений своего тела, до тех пор пока мальки не смогут есть обычную пищу (аналог молока у млекопитающих).

В стайке, которую растят для размножения, может оказаться разное количество особей разного пола и даже полное отсутствие какого-либо из полов. Если в стайке оказались одни самцы, то они не паруются между собой. Самки паруются с другими самками достаточно легко. Проблема здесь, что икра, отложенная такими парами, остаётся не оплодотворённой, однако спарованные самки дискуса будут ухаживать за этой икрой до тех пор пока они не поймут, что икра мертва.

У меня было много нормальных пар, которые сжирали свою оплодотворённую икру после спаривания и много гомосексуальных пар, которые ухаживали за неоплодотворённой икрой. Я держал и тех и других. Фокус состоял в том, что я забирал хорошую икру у плохих гетеросексуальных родителей и отдавал её (подменял) гомосексуальной паре, которая хорошо выхаживала икру и мальков. Конечно не все гомосексуальные пары делали это хорошо и это было скорей исключение из правил, а не правило. Однако отношение к гомосексуальности у меня заложилось еще с четырнадцати лет, когда я еще не знал даже самого этого термина и не знал, что подобное может происходить в человеческих отношениях.

Как вы уже поняли, отношение у меня нейтральное. В отличии от патриарха РПЦ я не считаю, что гомосексуальные браки способны обрушить человеческую цивилизацию. Гомосексуалиста превратить в гетеросексуала так же трудно, как превратить гетеросексуала в гомосексуалиста при помощи гомосексуальной пропаганды.

Со времени принятия закона о запрете гомосексуальной пропаганды огромное количество патриотически настроенных авторов интернета давали прогнозы, что злобный запад пришлёт на зимнюю олимпиаду массу ЛГБТ активистов, для того чтобы подразнить товарища Путина… Ни один прогноз не сбылся.

Самое смешное, что отсутствие ЛГБТ активистов возместила команда России, которая на церемонии открытия вышла на арену стадиона под песню лесбийского дуэта «Тату», «Нас не догонишь»… Вот уж и вправду, «заставь дурака богу молиться»… Впрочем то, что команда России была единственной, кто хоть каким-то образом пропагандировал гомосексуализм на открытии Олимпиады, видимо не заметил никто, кроме меня.

Встречается в более распространённой форме:

«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт)».

Также существует южнорусский вариант с несколько иной акцентуацией и смысловой нагрузкой:

«Заставь дурака Богу молиться - не помолится, а только лоб разобьёт».

По обычаю верующие во время молитвы становились на колени и низко кланялись, почти касаясь лбом пола. В пословице с осуждением говорится о недалёком, неумном человеке, который чрезмерным усердием и старанием вредит себе.

Данная пословица является относительно редким примером использования местоимений в русских пословицах. Местоимения употребляются нечасто, поскольку их признак выражен глагольными формами, а если и употребляются, то не конкретизируют лицо, а наоборот абстрагируются от его и указывают на обобщённые свойства и действия субъекта вообще. Местоимение , как и в данном случае, обычно употребляется во второй части пословицы и указывает на подлежащее (выраженное существительным или прилагательным) первой части пословицы. В таком употреблении характерны местоимения мужского рода третьего лица единственного и множественного числа.

Эквиваленты в других языках

  • Английский эквивалент пословицы:
Give a man enough rope and he’ll hang himself. (Дай человеку верёвку, он и повесится)
  • Еврейский эквивалент пословицы:
אַז איר שיקט אַ נאַר צו עפֿענען די לאָדנס, װעט ער זײ עפֿענען אין דער גאַנצער שטאָט (пошлите дурня открыть ставни, он их откроет по всему городу)
  • Немецкий эквивалент пословицы:
Blinder Eifer schadet nur. (Слепое усердие только вредит)
  • Французский эквивалент пословицы:
Tant chauffe-on le fer qu’il rougit. (вариант Tant gratte chèvre que mal gît)
  • Итальянский эквивалент пословицы:
Il troppo stroppia.

См. также

Напишите отзыв о статье "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт

– Так до завтра, в Сокольниках, – сказал Долохов, прощаясь с Ростовым на крыльце клуба.
– И ты спокоен? – спросил Ростов…
Долохов остановился. – Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты – дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно. Как мне говаривал наш костромской медвежатник: медведя то, говорит, как не бояться? да как увидишь его, и страх прошел, как бы только не ушел! Ну так то и я. A demain, mon cher! [До завтра, мой милый!]
На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?»
Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились…
– Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер.
– Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить…
– Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – всё равно… Так готово? – прибавил он. – Вы мне скажите только, как куда ходить, и стрелять куда? – сказал он, неестественно кротко улыбаясь. – Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. – Ах да, вот так, я знаю, я забыл только, – говорил он.
– Никаких извинений, ничего решительно, – говорил Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения, и тоже подошел к назначенному месту.
Место для поединка было выбрано шагах в 80 ти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в 40 ка друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили, отпечатавшиеся по мокрому, глубокому снегу, следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в 10 ти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за 40 шагов ничего не было видно. Минуты три всё было уже готово, и всё таки медлили начинать, все молчали.

Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибёт

Научи дурака Богу молиться, - он себе лоб расшибёт.

Данная пословица является относительно редким примером использования местоимений в русских пословицах. Местоимения употребляются нечасто, поскольку их признак выражен глагольными формами, а если и употребляются, то не конкретизируют лицо, а наоборот абстрагируются от его и указывают на обобщённые свойства и действия субъекта вообще. Местоимение , как и в данном случае, обычно употребляется во второй части пословицы и указывает на подлежащее (выраженное существительным или прилагательным) первой части пословицы. В таком употреблении характерны местоимения мужского рода третьего лица единственного и множественного числа.

Эквиваленты в других языках

  • Английский эквивалент пословицы:
If you put a fool to pray, he’ll break his own forehead. (вариант Give someone enough rope and he’ll hang himself)
  • Еврейский эквивалент пословицы:
אַז איר שיקט אַ נאַר צו עפֿענען די לאָדנס, װעט ער זײ עפֿענען אין דער גאַנצער שטאָט (пошлите дурня открыть ставни, он их откроет по всему городу)
  • Немецкий эквивалент пословицы:
Blinder Eifer schadet nur. (Слепое усердие только вредит)
  • Французский эквивалент пословицы:
Tant chauffe-on le fer qu’il rougit. (вариант Tant gratte chèvre que mal gît)
  • Итальянский эквивалент пословицы:
Il troppo stroppia.

Ссылки

  • В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
  • Маслова А. Ю. Транспозиция императива в русских и южнославянских (болгарских и сербских) паремиях / А.Ю.Маслова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004
  • Никитина Л. Б. Образ-концепт «Homo sapiens» в русской языковой картине мира как объект антропоцентристской семантики.. Автореферат.
  • Оноприенко С. Национально-культурное своеобразие фразеологизмов и афоризмов религиозного происхождения в современном русском языке.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибёт" в других словарях:

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия