Заставь богу молиться он и лоб расшибет. Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Научи дурака Богу молиться - он себе лоб расшибёт.

Данная пословица является относительно редким примером использования местоимений в русских пословицах. Местоимения употребляются нечасто, поскольку их признак выражен глагольными формами, а если и употребляются, то не конкретизируют лицо, а наоборот абстрагируются от его и указывают на обобщённые свойства и действия субъекта вообще. Местоимение , как и в данном случае, обычно употребляется во второй части пословицы и указывает на подлежащее (выраженное существительным или прилагательным) первой части пословицы. В таком употреблении характерны местоимения мужского рода третьего лица единственного и множественного числа.

Эквиваленты в других языках

  • Английский эквивалент пословицы:
Give a man enough rope and he’ll hang himself. (Дай человеку верёвку, он и повесится)
  • Еврейский эквивалент пословицы:
אַז איר שיקט אַ נאַר צו עפֿענען די לאָדנס, װעט ער זײ עפֿענען אין דער גאַנצער שטאָט (пошлите дурня открыть ставни, он их откроет по всему городу)
  • Немецкий эквивалент пословицы:
Blinder Eifer schadet nur. (Слепое усердие только вредит)
  • Французский эквивалент пословицы:
Tant chauffe-on le fer qu’il rougit. (вариант Tant gratte chèvre que mal gît)
  • Итальянский эквивалент пословицы:
Il troppo stroppia.

См. также

Напишите отзыв о статье "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт

Человек грустно нам улыбнулся, и тихо произнёс:
– Я здесь потому, что убивал... Многих убивал. Но не по желанию, а по нужде это было...
Я тут же жутко расстроилась – убивал!.. А я, глупая, поверила!.. Но почему-то у меня упорно не появлялось ни малейшего чувства отторжения или неприязни. Человек явно мне нравился, и, как бы я не старалась, я ничего с этим поделать не могла...
– А разве это одинаковая вина – убивать по желанию или по необходимости? – спросила я. – Иногда люди не имеют выбора, не так ли? Например: когда им приходится защищаться или защищать других. Я всегда восхищалась героями – воинами, рыцарями. Последних я вообще всегда обожала... Разве можно сравнивать с ними простых убийц?
Он долго и грустно на меня смотрел, а потом также тихо ответил:
– Не знаю, милая... То, что я нахожусь здесь, говорит, что вина одинаковая... Но по тому, как я эту вину чувствую в моём сердце, то – нет... Я никогда не желал убивать, я просто защищал свою землю, я был там героем... А здесь оказалось, что я просто убивал... Разве это правильно? Думаю – нет...
– Значит, вы были воином? – с надеждой спросила я. – Но тогда, это ведь большая разница – вы защищали свой дом, свою семью, своих детей! Да и не похожи вы на убийцу!..
– Ну, мы все не похожи на тех, какими нас видят другие... Потому, что они видят лишь то, что хотят видеть... или лишь то, что мы хотим им показать... А насчёт войны – я тоже сперва так же, как ты думал, гордился даже... А здесь оказалось, что гордиться-то нечем было. Убийство – оно убийство и есть, и совсем не важно, как оно совершилось.
– Но это не правильно!.. – возмутилась я. – Что же тогда получается – маньяк-убийца получается таким же, как герой?!.. Этого просто не может быть, такого быть не должно!
Во мне всё бушевало от возмущения! А человек грустно смотрел на меня своими печальными, серыми глазами, в которых читалось понимание...
– Герой и убийца точно так же отнимают жизнь. Только, наверное, существуют «смягчающие вину обстоятельства», так как защищающий кого-то человек, даже если и отнимает жизнь, то по светлой и праведной причине. Но, так или иначе, им обоим приходится за это платить... И платить очень горько, ты уж поверь мне...
– А можно вас спросить – как давно вы жили? – немного смутившись, спросила я.
– О, достаточно давно... Это уже второй раз я здесь... Почему-то две мои жизни были похожими – в обоих я за кого-то воевал... Ну, а потом платил... И всегда так же горько... – незнакомец надолго умолк, как будто не желая больше об этом говорить, но потом всё же тихо продолжил. – Есть люди, которые любят воевать. Я же всегда это ненавидел. Но почему-то жизнь второй уже раз возвращает меня на тот же самый круг, как будто меня замкнули на этом, не позволяя освободиться... Когда я жил, все народы у нас воевали между собой... Одни захватывали чужие земли – другие те же земли защищали. Сыновья свергали отцов, братья убивали братьев... Всякое было. Кто-то свершал немыслимые подвиги, кто-то кого-то предавал, а кто-то оказывался просто трусом. Но никто из них даже не подозревал, какой горькой окажется плата за всё содеянное ими в той жизни...
– А у вас там была семья? – чтобы изменить тему, спросила я. – Были дети?
– Конечно! Но это уже было так давно!.. Они когда-то стали прадедами, потом умерли... А некоторые уже опять живут. Давно это было...
– И вы всё ещё здесь?!.. – в ужасе оглядываясь вокруг, прошептала я.
Я даже представить себе не могла, что вот так он существует здесь уже много, много лет, страдая и «выплачивая» свою вину, без какой-либо надежды уйти с этого ужасающего «этажа» ещё до того, как придёт его час возвращения на физическую Землю!.. И там он опять должен будет начать всё сначала, чтобы после, когда закончится его очередная «физическая» жизнь, вернуться (возможно сюда же!) с целым новым «багажом», плохим или хорошим, в зависимости от того, как он проживёт свою «очередную» земную жизнь... И освободиться из этого замкнутого круга (будь он хорошим или плохим) никакой надежды у него быть не могло, так как, начав свою земную жизнь, каждый человек «обрекает» себя на это нескончаемое, вечное круговое «путешествие»... И, в зависимости от его действий, возвращение на «этажи» может быть очень приятным, или же – очень страшным...

Я уже много писал о Пусси Райот. По существу, наверное, уже все сказал что хотел. В карательном приговоре т.н. суда не сомневался ни секунды, хотя надежды на здравый смысл и уважение к закону все же теплились. Напрасно! Движимые невиданными дидактическими целями власть, совместно с РПЦ впаяло мелким хулиганкам два года колонии, тем самым превратив их в самый настоящий символ протеста против незаконного сожительства РПЦ с государством. В ходе балагана, которые некоторые циники именуют судом, были также высвечены фундаментальные проблемы российского правосудия и государственного устройства.

Сейчас начинается очередной шаг хренового водевиля. Теперь РПЦ просит отнестись к пуськам с милосердием. Дешевый театр. Не верю! Все что хотели сказать стороны – они сказали. Кто-то словами, а кто-то и молчанием. Попам и прокурорам я хочу передать, что выпустить пусек после полугодовой отсидки – это не акт милосердия. Это требование здравого смысла, законов и Конституции. Безусловно, акция Пусси Райот стала столь мощным резонатором протестных настроений, что вряд ли теперь это успокоится. То что мы наблюдали в суде нельзя охарактеризовать иначе как насмехательство над законом. Это был не суд, это было судилище. Нормальной реакцией на судилище может быть только одна – протест! И тот кто увязывает протест против судебного произвола и антиконституционного слияния религии и государства, с правом прыгать по алтарям – идиот.

Ни один нормальный человек не одобрил прыгание по алтарям, но каждый нормальный человек понимает, что этот проступок не стоит не то что нескольких лет тюрьмы, но и даже уголовной квалификации. Я совершенно уверен, что пуськи и думать не могли о таком резонансе. Если же они расчитывали хоть на половину этого, то они – гении. Столь смелая жертвенность и нонконформизм не может не вызывать уважения. Даже при активном неприятии формы акции. Но если общество не слышит нормальных слов, а власть тупо переваривает любые формы недовольства собою, то рано или поздно должны были прийти такие, как Пусси Райот. Это еще только цветочки. Когда нет легальных способов самовыражения и изменения мира вокруг себя, то эта потребность выразиться будет принимать нелегальные формы. Сначала в мелкохулиганском обличье (как у пусек), а потом уже и в экстремистском. Завинтить гайки можно… Да боюсь резьбу сорвет.

Ошибаются те, кто считает, что пусек за слова против Путина повязали. Нет. Это лишь тонкий штрих к картине. Повинтили пусек за воспрепятствывание слиянию РПЦ и власти. Это на самом деле – еще хуже. Путин видит в РПЦ основу государственности России и мощный электоральный рычаг для себя любимого. РПЦ в свою очередь видит государство как фундамент для застройки России самой собой – в виде мест для торговли свечками и пробуждения диких религиозных предрассудков. В ходе т.н. суда над пуськами, РПЦ старалось угодить Путину, а Путин старался угодить РПЦ. Вот так вместе и наугождали на 2 года…. И повторюсь, произошедшее гораздо хуже, чем просто политическая расправа. Это индикатор совершенно недопустимой роли религии в нашей жизни. Причем религии, которой даже РПЦ управлять уже не может. Версии их веры разнятся от прихода к приходу.

Каждый поп имеет собственную интерпретацию христианства. Прихожане по большей части более суеверны, нежели верующи. В их «вере» от христианства только крестик. В единый организм сеть храмов связывает только чудовищное невежество и пассивность населения с одной стороны, и товарно-денежные отношения в РПЦ – с другой. Будь народ и попы действительно верующим – несомненно все закончилось бы расколом, ибо даже с точки зрения чисто богословской - налицо два мощных течения с совершенно различными ориентирами. Но если вера состоит в том, где яичко к Пасхе посвятить, да свечку поставить… А с другой стороны как бы половчее запудрить мозги и впарить этих свечек побольше… Ну о каком расколе может идти речь? Это же просто разрушение неплохо работающей дилерской сети…А пипл? А пипл хавает. Поэтому естественно раскола не будет. И это само по себе доказательство полного отсутствия каких-либо идеалистических мотивов в деятельности РПЦ, как организации. Just business!

Я еще год назад считал, что РПЦ может служить некоей моральной основой гражданской жизни в России. В разного рода персонифицированных богов и мистику я не верил ни тогда, не сейчас, но считал, что христианские ценности милосердия и терпимости, смогут внести в жизнь России положительные перемены. Я ошибался. РПЦ интересует только одно – расширение своего влияния с целью наращивания удоев с душ населения. И мы видим это ежедневно. Религия – это способ закабаления людей. В лучшем случае – удаления их от реальной жизни в пьянящий сон дурмана и суеверий. Государство в лице Путина сделало опору на дельцов от религии, потому что единственным мерилом эффективности у сегодняшней власти является не Иисус, а золотой телец - деньги. А нынешние попы, которые и делают сегодня лицо РПЦ, преуспели в этом деле более чем. Лицемерие, цинизм и стяжательство – вот что такое сегодня РПЦ. Естественно и в РПЦ есть приятные исключения, но это исключения, не делающие погоду.

Для Путина на самом деле все только начинается. Его рейтинг так бессовестно нагнанный симуляцией оранжевой угрозы перед выборами, несомненно начнет скоро катастрофически падать. Шаг этот был столь же отчаянный, сколь и стратегически чреватый большими проблемами. Много раз крича «Волк! Волк!» понапрасну, обычно добиваются только того, что когда волк наконец приходит – никто в это уже не верит. Тщеславие и комплекс Мессии не дают Путину покоя. Байкеры и попы. Попы и байкеры… Путин поступил как тот самый дурак из пословицы, который стал богу молиться, да лоб расшиб от усердия. То что произошло, уже не изменишь. Мы все увидели истинное лицо и власти и РПЦ, которую даже Церковью теперь язык назвать не поворачивается. Магические услуги для населения. ЗАО РПЦ. Солидный господь, для солидных господ.

Волоча за собой коляску, чемодан, ребенка, рюкзак и пакет с вещами первой необходимости, я наконец-то достигла своего места. Слава богу, наша полка нижняя. Значит, не придется искать доброго человека, готового пожертвовать своими удобствами ради сомнительного удовольствия спать на полутораметровой высоте из-за незнакомой девицы, которая вовремя не купила нормальные билеты. На этот раз наше спальное место, о чудо, располагалось внизу, не сбоку и даже не у туалета. Напротив нас сидела молодая особа, которая даже бровью не повела, увидев мою двухлетнюю дочурку. Железные нервы. Обычно, увидев малолетнего карапуза, соседи по вагону начинают недовольно морщиться, предвкушая полную детских воплей бессонную ночь.
Мы обустроились: закинули на третью полку чемодан и коляску, разложили на свои места игрушки, бутылки, сменную одежду, полотенца, книги, карандаши и раскарски. И, наконец, поехали...
В вагоне из младшего поколения, кроме моей девочки, ехали еще два ребенка и собака. Когда я услышала собачий лай, настроение мое резко ухудшилось. Собака означала для меня дополнительные проблемы с дочкой. Она обожает животных. Увидев добродушного французского бульдога, моя Ульяна с радостными воплями кинулась к несчастному животному, обняла его за шею, прикинулась глухо-немой и перестала реагировать на все мои просьбы, мольбы и доводы. Попытки оттащить ребенка насильно закончились пронзительными криками как со стороны дочки, так и со стороны собачьей хозяйки. Видите ли ее собака любит детей. Не надо, мол, травмировать животное и отнимать у него ребенка. Пришлось смириться.
Ближе к ночи дочурка явно притомилась. Глазки сонные. Но от собаки ни на шаг. А укладыаться спать было уже давно пора. Дело в том, что моя девочка обладает такой странностью характера: если она не заснула в поезде вовремя, то укладывать ее позже практически бесполезно. Она может всю ночь слоняться по вагону, мешая спать всем остальным. Пришлось включить все свои дипломатические способности, чтобы уговорить мое дитя пойти спать. Волшебным на этот раз оказалось слово кефир. Усосав две бутылки кефира, Ульяна стала засыпать. Я облегченно вздохнула от того, что мне не придется всю ночь сопровождать дочку в ее хождениях по поезду, расслабилась и положила голову на подушку. Но тут пришли они...
Два пьяных провинциальных раздолбая (хотела написать другое слово) ввалились в наш отсек (слово "купе" неуместно в плацкартном вагоне) и стали бесцеремонно громко выяснять, где же их места. Оказалось, что над нами. Ульяна пошевелилась. Я замерла в ожидании ее недовольных воплей. Но пока пронесло. Я попросила молодых людей вести себя потише.
- Ну что вы, - ответил мне один тип, обдав меня волной густого тошнотворного перегара. - У меня у самого такая же. Я знаааю как это. Мы тссссс. Тихо. Тихо. Как мышки. Щас спать ляжем. И до дома. Колян сказал, Колян сделал. Как мышки, - вымолвил он и перекрестился.
Мой богатый опыт езды в поездах дальнего следования подсказывал мне, что все так мирно не закончится. Напряжение росло. Но пришлось сделать вид, что я сплю, чтобы новоявленные соседи вели себя смирно.
После получасовой возьни, переговоров, звонков родным и близким, мужики угомонились. Все заснули.
Через час я проснулась от громкого шопота, раздававшегося с верхней полки:
- Слышь, ты. Не храпи, козел. Девчонок разбудишь, - пиная друга ногой, шипел Колян, - Леха, не храпи я тебе сказал.
Дальше последовала длиннющая тирада на отборном русском матерном языке.
Ульяна недовольно поежилась.
- Не храпи, ........., я тебе говорю! - в порыве заботы о моем с дочкой спокойном сне неистово хрипел Николай.
Его друг, действительно, храпел. Но его храп был тихим и напоминал, скорее, громкое сопенье. А Колян все не унимался.
- Замолчи, скотина! Всех перебудишь. Я тебе покажу завтра утром, сволочь эгоистичная...
Ульяна стала подавать явные признаки возвращения в реальность из царства снов. Пришлось мне испереживавшемуся за наш покой дяденьке высказать все, что я думаю, по поводу его инсинуаций.

Остаток ночи прошел без происшествий...

Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибёт

Научи дурака Богу молиться, - он себе лоб расшибёт.

Данная пословица является относительно редким примером использования местоимений в русских пословицах. Местоимения употребляются нечасто, поскольку их признак выражен глагольными формами, а если и употребляются, то не конкретизируют лицо, а наоборот абстрагируются от его и указывают на обобщённые свойства и действия субъекта вообще. Местоимение , как и в данном случае, обычно употребляется во второй части пословицы и указывает на подлежащее (выраженное существительным или прилагательным) первой части пословицы. В таком употреблении характерны местоимения мужского рода третьего лица единственного и множественного числа.

Эквиваленты в других языках

  • Английский эквивалент пословицы:
If you put a fool to pray, he’ll break his own forehead. (вариант Give someone enough rope and he’ll hang himself)
  • Еврейский эквивалент пословицы:
אַז איר שיקט אַ נאַר צו עפֿענען די לאָדנס, װעט ער זײ עפֿענען אין דער גאַנצער שטאָט (пошлите дурня открыть ставни, он их откроет по всему городу)
  • Немецкий эквивалент пословицы:
Blinder Eifer schadet nur. (Слепое усердие только вредит)
  • Французский эквивалент пословицы:
Tant chauffe-on le fer qu’il rougit. (вариант Tant gratte chèvre que mal gît)
  • Итальянский эквивалент пословицы:
Il troppo stroppia.

Ссылки

  • В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
  • Маслова А. Ю. Транспозиция императива в русских и южнославянских (болгарских и сербских) паремиях / А.Ю.Маслова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004
  • Никитина Л. Б. Образ-концепт «Homo sapiens» в русской языковой картине мира как объект антропоцентристской семантики.. Автореферат.
  • Оноприенко С. Национально-культурное своеобразие фразеологизмов и афоризмов религиозного происхождения в современном русском языке.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибёт" в других словарях:

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия

    Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. У Даля встречается в более распространённой форме: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт (расшибёт).» Также … Википедия