Заражение. Способы психологического воздействия в процессе общения (убеждение, внушение, подражание, эмоциональное заражение)

Страница 1

В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое – собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как "мода", а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попытку собственно социологического объяснения феноменов психического заражения осуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих "толп".

Согласно Андреевой, заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Психологическая трактовка психического заражения мною найдена следующая. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенных психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.

Религиозные экстазы;

Массовые психозы;

Паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить;

Эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты.

Заражение играет важную роль в различных социально-психологических феноменах. Особенно велика роль заражения для возникновения "психических эпидемий" среди больших групп населения. К ним можно отнести кликушество, пляски Святого Витта, бесчинства фанатизированной толпы, повальное увлечение модой, различными веяниями в искусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание этих доминирующих эмоций определяет содержание психического заражения. Оно играет важную роль в общественной жизни. Умелое использование психического заражения – важнейший компонент работы педагога, руководителя и вообще любого воспитателя.

Заражение – не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.. Заразителен пример командира, поднимающего в атаку свое подразделение, призыв партийного вожака, направляющего действия больших масс людей, учителя, увлекающего своих учеников.

Особой ситуацией, по мнению Андреевой, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.


Заключение.
Первые две группы детей характеризуются подавлением или игнорированием своих побуждений или потребностей. Самоорганизация их социального поведения будет подчинена групповым нормам, а не собственным нуждам. Можно прогнозировать трудности п...

Вводная терминология
Деструктивный культ (секта) - разновидность организации, чья практика (религиозная и/или психологическая, т.е. с применением психо-методик) признается авторитетными институтами гражданского общества деструктивной в отношении: личности в...

Исследования интеллектуальной активности
Интеллектуальная инициатива Выражение активности в инициативе интуитивно понимается всеми. Никто не назовет инициативным человека, выполняющего работу лишь в заданных пределах. Такого человека называют обычно добросовестным. Однако совер...


Метод убеждения. Данным методом пользуются в сообщениях, имеющих целью изменить взгляды лица, его отношения, сформировать новые. Убеждение - это главный метод воздействия, исключительно широко применяется в практической деятельности.

^ Под убеждением понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность с целью формирования у нее одних качеств и избавления от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности. Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

Для того чтобы побудить человека к деятельности, важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то делать, должен быть убеждён, что это стоит делать. Чтобы побудить интересующее лицо к нужной практической деятельности, коммуникатору следует прежде всего информировать его о ценности цели и вероятности ее достижения, то есть убедить его в целесообразности действия. Информирование может быть осуществлено разными путями и средствами. Одним из них является рассказ.

Рассказ представляет собой живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи в форме свободным, от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет коммуникатору убеждать и переубеждать собеседника.

Анализируя разъяснение как один из компонентов убеждения можно выделить наиболее типичные его виды: схематическое, повествующее, рассуждающее и проблемное.

Схематическое разъяснение уместно при инструктировании, когда собеседник должен усвоить, вернее, запомнить сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами. Повествующее разъяснение представляет собой изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим выводам.

Рассуждающее разъяснение состоит в том, что мы ставим перед собеседником вопросы, заставляя его задуматься над ними, и сами же путем ряда логических рассуждений приводим его к нужному выводу. Проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что коммуникатор ответа на поставленные вопросы не дает. К ответам приходит само заинтересованное лицо, но материал для разъяснения подается ему таким образом, что наталкивает его на вывод, который нам нужен.

Следует учитывать здесь и элементы доказательства, которые строятся по законам логики и которые свидетельствуют о том, что доказательство будет весьма эффективным, если оно опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются собеседником как правильные. Логика доказательства связана со спецификой отношений между тезисом и аргументом: тезис - это положение, истинность или логичность которого должна быть выявлена; аргумент - это положение, из которого следует истинность доказываемого тезиса.

Доказательство будет тем убедительнее, чем тщательнее мы подберем аргументы. К ним относятся: достоверные факты; определение основных понятий конкретной области знания; положения, истинность которых была доказана ранее. Наиболее важным для практической коммуникативной деятельности являются факты. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку.

С точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая собеседнику одну идею, коммуникатор тем самым опровергает другую. Опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов интересующего лица, с разрушением старых и формированием новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно наряду с логическими приемами использовать и психологические. Успешность опровержения во многом связана с тактикой собеседования. От того, как строится беседа, как она проводится, зависит, по сути дела, весь процесс убеждения.

Большую роль при проведении беседы играют вопросы со стороны коммуникатора. По выполняемым функциям вопросы бывают: ведущие, зондирующие, прямые, ситуационные, уясняющие и утверждающие.

Беседа, как правило, начинается с ведущего вопроса. Этот вопрос формируется так, чтобы он вдохновлял собеседника на изложение своих идей. В вопросе должно чувствоваться, что коммуникатор готов разделить точку зрения своего собеседника. Вопрос может обострить, или наоборот, ослабить бдительность собеседника. Поэтому к постановке ведущего вопроса следует отнестись особенно внимательно.

Если нужно получить какую-то информацию применяются зондирующие вопросы, которые бывают трех видов:

а) конкретные («Что скажете о?..»);

б) завуалированные («Так как?», «Ну и что же?»);

в) наводящие («Может быть подумаете?», «Как бы вы это расценили?» и т. д.)

Когда нужно поставить собеседника в тупик, употребляются прямые вопросы , требующие ответа «да» или «нет» («Вы были там?»). В этой функции употребляются также альтернативные вопросы: «Если это не так, то как, по-вашему?»

Стратегия постановки вопроса проста: поставив вопрос, надо ждать ответа. Молчание - важнейший стимулятор речевой активности собеседника. С одной стороны, молчание дает собеседнику собраться с мыслями, а с другой - вынуждает скорее высказаться. Собеседник здесь стимулируется подсознательно.

Важны также и ситуационные вопросы . Главная цель их - побудить собеседника к активности. Эти вопросы моделируют сходную ситуацию: «А вот, предположим, будь вы на его месте?» После этого всегда уместно начинать фразу с вопросов: «Что?», «Как?», «В какой степени"?» и т. д.

^ Уясняющие вопросы должны относиться ко всей беседе («Так что вы хотите?»). Однако если задать его в такой форме, то собеседник начинает думать, что его партнер все решил заранее или невнимательно его слушал. Поэтому лучше произнести фразу, на которую обязательно должен быть ответ «да»: «Значит вы считаете, что «А» не прав?» - «Да». За этим могут пойти утверждающие вопросы : «Мы с вами согласны в главном, не правда ли?»

В конце беседы должны быть поставлены вопросы для подведения итогов. Последовательность постановки вопросов должна быть следующая:


  1. «Ну,как, обсудили ли мы главное?»

  2. «Что же мы выяснили?»

  3. «К каким же выводам мы пришли?»
Очень важна во многих случаях манера поведения коммуникатора. Психологические наблюдения приводят к необходимости рекомендовать следующее:

1) не сидите на краешке стула, создается впечатление, что вы хотите форсировать беседу;


  1. не вертитесь на стуле, это свидетельствует о неуверенности и нерешительности;

  2. не тяните время, продумайте план тщательнее;

  3. не спешите, спешка ведет к просчетам;

  4. умело ставьте вопросы, хорошо поставленный вопрос - это уже полдела;

  5. как можно реже употребляйте местоимение «я»;

  6. не смотрите на собеседника свысока;

  7. не задавайте лишних вопросов, они настораживают собеседника;

  8. не горячитесь, лучше всего если в вашей речи будет чувствоваться теплота;

  1. не выдавайте себя за прорицателя;

  2. не делайте выводов за собеседника;

  3. как можно меньше давайте обещаний.
Применение метода убеждения только тогда может быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики человека: эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Процесс убеждения всегда должен помогать объекту нашего интереса разобраться в запутанных, противоречивых обстоятельствах, принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Для того чтобы метод убеждения дал необходимые результаты, надо возбудить мыслительную деятельность убеждаемого, направить ее так, чтобы она привела убеждаемого к тем самым выводам, в которых его хотят убедить. Необходимо также прогнозировать ход его мыслей, менять доводы, направленность убеждения в связи с выявленными его сомнениями.

^ Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий в себя следующие основные элементы:


  1. изложение определенных доводов;

  1. передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов;

  1. выслушивание сомнений, возражений;

  2. изложение новых доводов с учетом возражений;

  1. повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.
При осуществлении убеждения следует учитывать все положительные черты, свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать на них внимание, используя также и противопоставление их свойствам, установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжить внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т. д.

Безусловно, процесс убеждения предполагает обязательное выяснение доводов и возражений со стороны убеждаемого. Он может соглашаться с доводами, сомневаться в них или высказывать отрицательное к ним отношение. Если имеются сомнения или высказывается отрицание в процессе убеждения, необходимо выяснить причину и с учетом ее возобновить процесс убеждения новыми доводами, дополнительной информацией, повторением доводов в ином плане, что может способствовать изменению отношения к ним убеждаемого.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям:


  1. отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности;

  2. быть последовательным, логическим, доказательным;

  3. возбуждать психическую активность убеждаемого;

  4. содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты;

  5. содержать анализ обоюдно известных фактов;

  6. убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает;
7) учитывать возможности и особенности самого убеждаемого. Как правило, эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий: во-первых , от силы самого воздействия; во-вторых , от характера, особенностей психического склада лица, на которое воздействуют и их учета при построении убеждения; в-третьих , от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего в момент их взаимоотношений. В каждом случае по-разному, сугубо индивидуально, необходимо использовать методы убеждения при воздействии на конкретного человека.

^ Метод принуждения . Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что голое принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в практической деятельности.

По своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны коммуникатора выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И лишь только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться.

Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. В условиях практической деятельности такой предпосылкой для принуждения выступает чувство страха, которое в его примитивной форме связано с безусловным оборонительным рефлексом и наиболее элементарно проявляется в механизмах инстинкта самосохранения. Социальная природа страха очень сложна в достаточной степени и еще не изучена. Однако давно известно, что страх вызывается и усиливается, когда человек сознает, а иногда и остро переживает свою слабость. Коммуникатор должен знать эту закономерность и ясно представлять, что на сильного человека страх мало влияет. Для человека неустойчивый страх выступает сильнейшим побуждающим фактором. А это значит, что принуждение связано не только с внешними факторами, но и, безусловно, с внутренними, психологическими.

Здесь следует отметить, что оценивая возможность применения принуждения к тому или иному лицу, нужно мысленно встать на его точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица, скажем, после предъявления ему компрометирующих мате-

риалов чувства страха. Если интересующее лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачен страхом. Применение принуждения здесь оправдано и, можно сказать, даже подготовлено. Если же интересующее лицо в этой обстановке не усмотрит опасности и страх не возникает, то применение принуждения будет бессмысленным.

Возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает непосредственное участие в переживании ситуации. Но поскольку люди переживают по-разному, то, конечно, по-разному они будут относиться к одним и тем же предъявленным материа­лам. Безусловно, сверхэмоциональные, застенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возникших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением на них можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чувствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методическая «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.

В практической деятельности основными приемами психологического принуждения являются: запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах:

а) запрещение импульсивных действий;

б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения коммуникатора с собеседником.

^ Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только тогда, когда коммуникатор имеет очень большой авторитет у объекта. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, заменяет начало нового этапа во взаимоотношениях с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они обретают окраску доминирования со стороны коммуникатора. Смысл предупреждения состоит в том, что коммуникатор вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе - желание предотвратить негативные для себя (собеседника) последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это доказывает явное давление на объект и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает собеседника сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям коммуникатора.

Угроза венчает иерархию принуждения, подводя собеседника к состоянию сильнейшего переживания, порождающее чувство страха. Для того, чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у собеседника чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

^ Метод внушения. Отметим, что внушение - одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Практическая деятельность насыщенная самыми различными элементами общения, представляет собой обширную сферу для внушения. Отсюда понятно, что овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно для любого коммуникатора.

Слово «внушение» имеет ряд значений. Мы будем рассматривать внушение как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притуплённое сознание и снижение критичности у интересуемого лица.

Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность - это психологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания. Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики - внушаемости, то есть способности воспринимать внушение. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости.

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, создает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Коммуникатор, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости.

Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана с особенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что коммуникатор, пользуясь доступными ему методами изучения личности, имеет возможность сделать заключение о внушаемости интересующего собеседника. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого лица к внушаемому воздействию.

В последние время исследованиями доказано, что, несмотря на теоретическую возможность перевода психики интересующего лица в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установкам, практически невозможно. В пользу этого предложения свидетельствует и тот факт, что в бодрствуюшем состоянии и в легких фазах гипноза испытуемого практически невозможно заставить с помощью внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки. Следует, однако, отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой применяемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других методов внушения он является наиболее эффективным.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является мышечная релаксация (расслабление). Суть ее заключается в том, что при релаксации кора головного мозга внушаемого в определенной степени освобождается от побочных воздействий и приготавливается для восприятия слов внушающего Если встреча с интересующим лицом происходит в интимной обстановке, то имеются все возможности для обеспечения мышечной релаксации последнего. Этому способствует мягкий и неяркий свет, спокойные тона обстановки, монотонные звуки (приглушенная музыка, отдаленный шум транспорта, морских волн и т. д.). В таких условиях при сосредоточении внимания на словах коммуникатора объект воздействия подводится к состоянию повышенной внушаемости. У, многих она может быть усилена оптимальной дозой алкоголя. Уединение не всегда полезно, так как в ряде случаев оно порождает у объекта тревогу.

О высокой степени релаксации объекта воздействия можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла или стула туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги распрямленные или слегка согнутые в локтях руки. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем и «расслабленность», и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливает внушаемость. Внедряемая идея подается в обоих случаях, как правило, прямым внушением: в условиях релаксации чаще используется прием наставления, а в условиях напряженности команды или приказ. Если объект нашего интереса пребывает в состоянии сильного напряженного ожидания, то указанные приемы оказываются мало эффективными; Для того чтобы внушаемая идея достигла цели, то есть внедрилась в психику внушаемого, необходимо снять эту напряженность. Если объект воздействия не проявляет признаков ни расслабления, ни напряженности, то необходимое для внушения фоновое состояние у него может быть вызвано идентификацией, то есть отождествлением себя с объектом по значимым для него аспектам. Идентификация с объектом воздействия облегчается в том случае, если внушающий:


  1. смотрит на вещи, факты, события глазами объекта;

  2. относится сочувственно к его мыслям и желаниям;

  3. вызывает у него положительные эмоции.
А это ведет к тому, что объект воздействия скорее примет совет или предложение со стороны внушающего. Это можно добиться также путем активизации сокровенных чувств объекта.

^ Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса - мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

Воздействие оказывается:


  1. приемами постановки задачи (вопроса);

  2. направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса);

  3. оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи. Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.
Сознание конфликтности в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той или иной информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому непосредственно этот вопрос обращен.

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются:


  1. различные вопросительные частицы;

  2. виды речевой интонации;

  3. сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.
Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение в обратном тому, что заключено в вопросе (частицы «неужели», «разве» и т. д.). Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией коммуникатора. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой (ирония, утверждение, опровержение, убеждение и т. д.).

В практической деятельности при помощи этого метода реализуется и процесс воспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивающихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на вспоминание.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменение отношения к своему поведению, действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое непосредственно воздействуют. Эту роль выполняет метод постановки мыслительных задач.

Вышеперечисленные методы воздействия относятся к намеренному, направленному влиянию, при котором человек умышленно для достижения определенной цели подбирает нужные слова, затрагивает соответствующие стороны души, подыскивает подходящие формы аргументации.

К ненамеренному влиянию относятся заражение и подражание. Оно не имеет определенных целей, а возникает по какой-то причине. Это может быть природное обаяние, которое сразу располагает к человеку, или, напротив, что-то крайне неприятное во внешности и манерах, что отталкивает, вызывает опасения.

^ Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и более конкретно, от уровня развития их самосознания.

Подражание – это сознательное или бессознательное повторение, воспроизведение человеком психологических особенностей и поведения других людей, т.е. копирование манер поведения и речи другого человека. Выделяются два типа подражания:

1. простое – при котором отсутствует конфликт, связанный с исполнением акта подражания.

2. подражание, при котором человек изначально переживает конфликт или чувство дискомфорта по поводу того, стоит или не стоит ему подражать другим людям.

Однако если человек видит, что и другие люди ведут себя подобным образом, то сила его внутреннего сопротивления подражанию уменьшается. Подражание – один из основных механизмов социализации человека, приобретения им полезного опыта и тех психологических свойств, которые характеризуют его как развитую личность.

Проявляется подражание с детства, как копирование моделей поведения родителей, потом значимых взрослых, социальных авторитетов, кумиров.
Вопросы для самоконтроля:


  1. Дайте характеристику психологическому воздействию как категории общения.

  2. Какие условия необходимо учитывать для успешности психологического воздействия?

  3. Перечислите основные методы психологического воздействия.

  4. Какие факторы следует учитывать при воздействии методом передачи информации?

  5. Чем метод убеждения отличается от метода принуждения?

  6. Как умело использовать в педагогической практике метод внушения?

  7. В чем особенность и полезность метода постановки и варьирования мыслительных задач?

Тема 5.. Разработка стратегии лекции с ориентацией на аудиторию.


  1. Схема поэтапной подготовки лекции.

  2. Выбор темы и определение целевой установки.

  3. Подбор и первичная обработка материала.

Схема поэтапной подготовки лекции :


  1. Аналитический этап – проблемный анализ темы; формулировка основных вопросов; поиск ответов на основные вопросы в теории. ^ Итог: теоретическая концепция лекции .

  2. Стратегический этап – определение «образа» аудитории; формулировка целевой установки; определение задачи сверхзадачи; формулировка тезиса и рекламного заголовка. Итог: рабочий тезис и рекламный заголовок лекции .

  3. ^ Тактический этап – отбор фактов, аргументов, иллюстраций; выбор способов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность слушателей; выбор средств, привлекающих внимание и интерес на разных этапах; разработка композиции лекции. Итог: общий план и композиция лекции.

  4. Редакционный этап – вычитка (исправление неверно и неточно использованных слов, выражений); замена выражений, свойственных письменной речи, формами устной речи; разъяснение сложных терминов и понятий, избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний; поиск наиболее ярких, действенных слов и выражений; очистка текста от речевых штампов. Итог: отредактированный, произнесенный вслух текст лекции.

  5. ^ Рабочий (аудиторный) этап – ориентация в конкретной аудитории и корректировка тактики лекции в соответствии с реальной ситуацией; произнесение лекции, установление контакта со слушателями; изменение тактики в процессе самоконтроля и в результате «обратной связи» со слушателями. Итог : прочитанная лекция .

  6. ^ Контрольно-итоговый этап – самоанализ (уяснение причин достоинств и недочетов, удач и неудач); изучение и анализ мнений слушателей; совершенствование текста лекции с учетом результатов итогового контроля. Итог: отредактированный текст и рабочий план лекции.

Каждая речь должна иметь тему, общую и конкретную цели.


  1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

  2. Избегайте списывания из журнальных статей или книг – думайте самостоятельно.

  3. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают ваши слушатели.

  4. Подбирайте уместную тему, соответствующую текущим интересам и умонастроению собравшихся, т.е. должна соответствовать аудитории.

  5. Тема должна быть достаточно важна, интересна и понятна. Будет ли тема важна и увлекательна, зависит от:

  • основных интересов аудитории;

  • групповых интересов;

  • злободневных интересов;

  • конкретных интересов;

  • новизны темы;

  • заложенных в теме начал конфликта (спорные вопросы).
6. Тема должна быть красиво оформлена, как рекламный заголовок, привлекающий внимание содержанием.

Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них - это заражение, внушение, подражание.

Заражение - это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуацияпаники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т.п.),внушение носит, напротив,вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействияпроявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Философ Э.В.Ильенков утверждает, что «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».

2. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок - это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателями и учащимися».

Можно ли полагать, что в структуру взаимоотношений школьников в классе входят связи и отношения школьников и педагогов?

3. Если «личность начинается, реализуется и осуществляет себя в реальных поступках», то каковы возможности школы в становлении личности?

4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими" не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие педагогические выводы можно сделать на основе этого факта?

5. Почему первое впечатление школьников об учителе является столь важным фактором их взаимодействия в учебной работе?

6. Психолог Т.В.Драгунова так характеризует подростковый возраст: «У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга... Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка... Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появится желание быть такими же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка».

В чем, на ваш взгляд, своеобразие взаимосвязи деятельности, общности и сознания подростка? Можно ли приведенную характеристику использовать применительно к начальному периоду студенческой жизни?

Литература для чтения

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Бодалев А.А. Личностьи общение. М.,1983.

Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. 1994. №1.

Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.,1982.

Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н.Леонтьева // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.217-224.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979.

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

Общение и оптимизация совместнойдеятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. М., 1987.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2.

Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1991. №2.

Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в вос­становительном воспитании личности // Вопр. психологии. 1994. №6.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1994.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Классификация психических состояний. Способы подверженности индивида психическим состояниям других людей. Исследование практических методов воздействия на психическое состояние индивида в артистической деятельности. Обработка результатов исследования.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2012

    Масса, толпа. Изменения индивида в толпе. Роль вождя в массе. Проблема самоопределения личности в условиях "массового порядка существования" XX века. Различия между массой, толпой и поведением индивида в них.

    реферат , добавлен 13.07.2004

    Субъекты и признаки массовых форм внеколлективного поведения. Толпа как внеколлективная форма массового поведения. Особенности формирования и поведения толпы. Механизм паники как социально-психологического феномена, ее возникновение и прекращение.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Психологическая характеристика паники как стихийного и неорганизованного поведения людей. Меры по предотвращению и ликвидации индивидуальной и массовой паники. Изучение особенностей проявления паники у студентов в связи со слухом о мнимом конце света.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2013

    Понятие и закономерности функционирования толпы и механизм формирования. Определение основных факторов, влияющих на модель поведения в ней. Психологические особенности индивида в толпе, его приобретаемые специфические особенности, роль и значение.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2014

    Масса и ее психологические характеристики. Механизмы формирования и состав толпы. Психологические свойства толпы. Подавление массой чувства ответственности за поведение индивида. Повышение эмоциональности восприятия. Появление чувства своей силы.

    реферат , добавлен 09.05.2014

    Необходимость изучения массового стихийного поведения. Понимание толпы с политической и психологической точек зрения. Базовые механизмы стихийного поведения. Виды толпы и особенности поведения. Условия возникновения и сущность деиндивидуализации.

    реферат , добавлен 14.04.2009

    Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.


    Заражение как способ группового воздействия, феномен толпы. Паника. Модели поведения личности и группы в условиях паники.

    Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует мех-м многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники.

    Толпа - неорганизованное, временное скопление определенного количества людей, как правило, не знакомых друг с другом, но по случайным обстоятельствам оказавшихся в одно время в одном месте. Виды толпы :

    - дискутирующая толпа: завязываются диалоги, споры.

    - возбужденная : обладает общностью и направленностью интереса, внимания, желаний.

    Потенциально агрессивная толпа. Превращение безобидной толпы в агрессивную проходит ряд этапов:

    1). Появление сборища, вызванного возбуждающим поводом и условиями;

    2). Превращение сборища в возбужденную толпу людей, охваченную процессами кружения и нагнетания эмоций;

    3). Появление ложных объяснений причин произошедшего и требований что-то предпринять;

    4). Увеличение численности группы присоединением к ней прохожих, жильцов близлежащих домов;

    5). Появление адресности своих претензий, определение «виновников» произошедшего и кумулирование своего эмоционального запала на них;

    6). Доведение возмущения и требований до крайности с превращением толпы в готовую к агрессивным действиям и угрожающую ими;

    7). Превращение толпы в агрессивно действующую.

    Виды толпы :

    Случайная – формируемая любопытством к неожиданно возникшему эмоциогенному событию,

    Конвенциональная Т – основанная на некоторых стихийно сформированных событиях, формирующаяся с заранее ожидаемым и значимым событием,

    Экспрессивная Т – интенсивно выражающая отношение к шокирующему событию, ликование, страх, протест и т.д. Легко перерастает в агрессивную Т и направляется случайными зачинщиками.

    Действующая Т – в которой различают: агрессивную, экстатическую, повстанческую, паническую.

    Паника возникает в массе людей какопределённое эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации (Андреева Г.М.).

    Паника - особый вид поведения группы, характерного внезапно начавшимся массовым, эмоционально регулируемым однонаправленным поведением.

    Вида паники : 1). Аффективная - групповая реакция, регулируемая только мгновенно охватившими людей сильными и всепоглощающими чувствами ужаса и страха. Длится от нескольких минут до часов. Возникает при пожарах, землетрясениях, крупных авариях.

    2). Поведенческая - эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, в которых все же превалируют эмоции, а действия не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Этот вид паники возникает не мгновенно, развивается по нарастающей, прекращается не сразу, а затухает постепенно. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп.

    Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие мех-м взаимного многократного отражения. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, 1) потому, что никогда заранее не известны сроки её возникновения, 2) потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей. Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и понимание психол. мех-ма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить (Шерковин).

    Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. В практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. В условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например, популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого мех-ма использовалось в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры. Meра в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит и от общего уровня развития личностей, составляющих, аудиторию, и от уровня развитая их самосознания. В современных обществах заражение играет значительно меньшую роль чем на начальных этапах человеческой истории. Чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем слабее действие мех-ма заражения. М. Иметь место и в сознательных действиях и организованных действиях-заражение личным примером.

    Проявления заражения бесконечно многообразны: это и заразительные ритуальные танцы, и пляски членов первобытной общины, и массовые психозы, захватывающие в различные исторические отрезки времени большие соц. группы людей.

    Определение понятия психического заражения . Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего мех-ма поведения человека.

    Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

    Оно осуществляется через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей.

    Н. К. Михайловский справедливо отмечал, что эффект заразительности внешнего воздействия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми.

    Секрет эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта заключается в самом мех-ме соц.-психол. заражения. Последний в основном сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

    При этом сила нарастания накала страстей, создающая психический фон заражения, находится в прямой пропорциональной зависимости от величины аудитории и степени эмоционального накала индуктора.

    Функции заражения. В качестве средства психол. воздействия на группу заражение может использоваться в нескольких различных случаях:

    1) целью еще большего усиления групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место; 2) как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Последнее осуществляется при условии недостатка средств и информации относительно путей достижения необходимой сплоченности на какой-то рациональной основе.

    В толпе человек легче всего поддается заражению и внушению.

    Андреева Г.М. Социальная псих-я.

    Парыгин Социальная псих-я.

    Социальная психология. Под ред. Столяренко

      Общественное мнение как предмет исследования соц. псих-и. Функции общественного мнения и формы его проявления.

    ОМ – выражение в форме определенных суждений, идей и представлений отношения социальной группы к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. ОМ возникает как продукт сознательно назревших и требующих решения социальных проблем, проявляется в сопоставлении и столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в поддержке или отрицании, осуждении поступков или линии поведения людей. Субъектом ОМ являются большие социальные группы – классы, нации, народы. Высшая форма ОМ – это общенародное мнение, т.е. в основном совпадающее суждение народа по вопросам представляющего всеобщий интерес. ОМ формируется под влиянием всех СМИ, хотя может возникнуть стихийно, под влиянием конкретных жизненных обстоятельств или ситуаций. ОМ – составляющая общественного сознания, вызванное отношением различных слоев общества к определенным событиям. Содержание ОМ обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре ОМ может быть монистичным (одно) и плюралистичным (множество). Возникая на различном уровне общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании) оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержащим реальные и иллюзорные представления. Адекватность ОМ зависит от уровня развитости в обществе демократических свобод, его политических кумиров. В демократических обществах ОМ постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его социального развития. Специализированные органы регулярно выявляют ОМ, всемерно содействуя свободному выражению (пилотажи, референдумы, выборочные опросы и др.).

    ОМ – состояние массового сознания, интенсивное обмен взглядами. Функции ОМ:

      экспрессивная (воспроизведение положительной оценки различных событий).

      консультативные и директивные (выносит суждения и решения).

      регуляторно - воспитательные (влияние на сознание и поведение индивидов).

    ОМ выражает отношение социальных общностей к явлениям и процессам окружающей действительности.

    Форма: оценка суждений: аналитических (конструктивных) суждений (анализ, представление о путях и средствах его преобразования).

    Общественное мнение - единые по содержанию суждения о фактах соц. жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, передаваемую «из уст в уста» (слухи).

    Общественное мнение порой имеет широкие масштабы: страну, континент, весь мир. Может охватывать и небольшой круг людей - коллектив предприятия, население района, города, села. В этом случае содержанием общественного мнения могут стать дела группы, отдельных личностей.

    Общественное мнение отражается на жизни коллектива, группы, личности, на общении и межличностных отношениях.