Запишите сначала побудительные предложения а потом повествовательные. А потом позвонил медведь

Предложение - это самая маленькая смысловая единица, представляющая собой ряд слов, которые связаны грамматически и по смыслу. Предложение, даже состоящее из одного слова, имеет законченный смысл, характеризуется определенной интонацией. По сути, предложение - это коммуникативная единица.

Какие бывают предложения? Это зависит от точки зрения, с которой рассматривают предложения.

Проводя синтаксический разбор, определяют такие в русском языке.

1. По цели высказывания предложения делят на:

Повествовательные, цель которых обычная (Пламя взметнулось в небо, осыпав ребят целым фейерверком золотых искр.)

Вопросительные. Их цель - сформулировать вопрос (Сколько можно повторять? Когда уже наступит лето?)

Побудительные. (Равняйсь! Смирно! Спой мне песню.) Побудительное предложение выражает приказ, просьбу, побуждение к действию.

Побудительное предложение отличается от остальных не только особой интонацией, но и способом выражения сказуемого. Оно может быть выражено

Чаще всего глаголом в побудительном наклонении. (Расскажи мне о путешествии. Спой!)

Глаголом в неопределенной (инфинитивной) форме (Спеть! Сломать эту постройку!)

Глаголами, стоящими в разных формах, но выражающими волю говорящего (Я требую немедленного подчинения!)

Без сказуемого. Такое побудительное предложение может использовать разные обороты.

Конструкцией, которая начинается союзом «чтобы» и передает категорическое приказание (Чтобы духу вашего здесь не было!)

Такое побудительное выражение обычно используют для увещевания (Тебе бы на море съездить).

Неполным предложением без сказуемого (Газету! Молчать!)

Интонационно побудительное предложение от прочих отличается более высокой тональностью.

2. Интонационно (по эмоциональной окраске) различают восклицательные и невосклицательные предложения (Я так люблю начало весны! Я люблю начало весны).

3. В зависимости от того, имеется ли и подлежащее, и сказуемое, любые виды предложений могут быть двусоставными (с или односоставными (с одним главным членом) (Примеры двусоставных: Наступило лето. Дни стали невыносимо жаркими).

Вид определяется по наличию главного члена.

    Назывные (или номинативные) предложения имеют только подлежащее (Темнота. Тишина. Романтика).

    Безличные предложения имеют только сказуемое, при котором подлежащего не может быть по смыслу (В голове звенит от высокой температуры. Смеркается. Холодает).

    Определенно личные тоже обходятся без подлежащего. Их основа - глагол 1-2 лица, выступающий в роли сказуемого. В таких предложениях понятно, к кому конкретно обращается говорящий (Замолчите! Дай мне книгу. Сейчас запою).

    Обобщенно-личные конструкции обозначают действия, которые выполняют все (Цыплят по осени считают. Сделал дело - гуляй смело).

    Неопределенно-личные, где сказуемое (глагол 3 лица, стоящий во множественном числе) указывает, что действие в данной конструкции важнее, чем его производитель (За окном громко и красиво пели о любви).

4. По количеству второстепенных членов предложения делятся на нераспространенные и распространенные (Стою. Смотрю. Небо. (нераспростр.) Я смотрю в синее небо. (распростр.)).

5. Предложения делятся на полные, неполные в зависимости от того, все ли необходимые члены присутствуют (Я внимательно читал учебник по географии (полное). Мама у меня работает в больнице. Папа - в школе. (Неполное)).

6. Наконец, предложения могут быть:

    Сложносочиненными (Я люблю жизнь, а она меня, кажется, не балует).

    Сложноподчиненными (В небе носились стрижи, которых вспугнул выстрел пушки).

    Сложными бессоюзными (Учительница вышла из класса, сразу начался гвалт).

При классификации предложений указывают все характеристики. Например: Я читаю книгу. Предложение: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, простое.

Цель: дать представление о классификации предложений по цели высказывания, развивать устную и письменную речь, чувство языка, воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на тему «Виды предложений по цели высказывания», учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс, 1 часть, тетрадь – задачник 1 часть.

Ход урока

1. Организационный момент.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.

Дорогие ребята! Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в путешествие, чтобы открыть ещё одну тайну нашего языка. Как вы думаете: «Зачем мы совершаем это путешествие, и чем будем заниматься во время него?» Слайд №1

(Дети строят предположения, основываясь на записанной, на доске теме)

Сегодня мы в путешествие возьмём Антона. Давайте вместе с ним вспомним, что мы знаем о предложении. В этом нам поможет компьютер.

2. Повторение пройденного.

Как мы выражаем свои мысли и чувства? Слайд №2

Как в устной речи мы отделяем одно предложение от другого? Слайд №3

– А в письменной речи? Слайд №4

3. Словарная работа.

А теперь поиграем в нашу любимую игру «дешифровщики». Научим играть Антона и повторим словарные слова.

На доске:

1. Перо, канал (1, 2) - пенал.
2. Сомы, баран, каток(1, 1,1)-собака.
З. Погода, мизинец, коридор (1, 1,3) - помидор.
4. Корень, роза, слова (1, 1, 2) - корова
5. Строка, пустой, газета (2, 1, 3) - капуста.
6. Палатка, ранка, Дашка (3, 1, 1)- карандаш.

– Какие слова мы записали? Как их можно назвать одним словом? (словарные)

– На какие группы можем разделить?

Дети записывают слова с комментированием.

4. Знакомство с новым понятием «диалог» .

Прочитаем задание к упражнению 202, стр. 89.

– Прочитаем по ролям. Сколько человек участвует в беседе? (Двое)

– Беседу, разговор называют научным словом ДИАЛОГ.

А теперь найдите предложение, которым первое произносит мама.

То, которым сын ей отвечает.

То, в котором он просит её, побуждает что-то сделать.

(1.) Что ты кричишь? 2) Там в лесу кто-то дразнится. 3) Вот послушай…)

Слайд №5

5. Физкультминутка.

(под музыкальное сопровождение)

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Потом мы руки разведём
И побежим кругом.

6. Работа над новой темой.

Я познакомлю вас с новыми научными словами. А вы будете помогать мне вставлять правильные слова. Итак… Слайд №6

– Как вы понимаете смысл слова «побудительное»?

(Ответы детей)

Вы правильно подумали: «побудительное предложение»- будить-помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, надо действовать. Побуждение подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

– Найдите среди выбранных нами предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.

1) Что ты кричишь? (вопрос.)
2) Там в лесу кто-то дразнится. (повеств.)
3) Вот послушай… (побуд.)

– Молодцы!

7. Закрепление.

Следующий пункт нашего путешествия – упражнение 204, с.91 – 92.

– Из какой сказки мы видим героев? (А. Толстой «Приключения Буратино»)

– Кто изображён? Что вы можете сказать об этих героях? (Дети дают ответы).

– Найдите предложения, в которых пропущены знаки препинания.

(– Сядьте, положите руки перед собой

– Кто вас воспитывает)

– Какие это предложения по цели высказывания? (Побудительное и вопросительное.)

– Правильно это побудительное и вопросительное. После записи предложений

В скобках укажем сокращённо какие это предложения. Предложение, которое мы назвали побудительным прочитайте повнимательнее и скажите: это просьба или требование? (Требование)

А как должна прозвучать просьба? (Ответы детей)

8. Подведение итогов.

Слайд №7

Какую тайну нашего языка мы сегодня открыли?

– Что вам понравилось?

– Кому было трудно?

9. Задание на дом .

Посмотрите, пожалуйста, на упр.205, с.53. в тетради-задачнике.

– Прочитайте задания. Какого предложения по цели высказывания здесь нет?

– Придумайте его и напишите.

– Какое слово Дениска написал с опиской?

– Почему внутри одного предложения стоят запятые?

– Что вы не поняли? Что хотите уточнить?

(Учитель отвечает на вопросы учеников)

– Это ваше домашнее задание. Слайд №8

5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Выучи стихотворение «Переплётчица» наизусть. Запиши его по памяти. Обозначь орфограммы.

2. Ответь на каждый вопрос одним словом из стихотворения.

О какой профессии говорится в стихотворении? Кто изорвал книжку? Что предложила сделать героиня стихотворения?

1. Прослушай сказку, которую прочитает учитель.

ЁЖИК, КОТОРОГО МОЖНО БЫЛО ПОГЛАДИТЬ

Все ежи на свете - колючие. На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить - и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но одному доброму Ёжику всё-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

Шёл Ёжик по лесу. Видит: на пеньке сидит Зайчонок и ест из тарелки манную кашу столовой ложкой.

Съел Зайчонок кашу и сказал:

Спасибо, мама!

Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке его погладила и похвалила:

Молодец! Какой у меня воспитанный сынок!

А Ёжику, которого никто и никогда не гладил так ласково, вдруг стало очень грустно, и он заплакал.

Увидела Зайчиха, что Ёжик горько плачет, подошла к нему и спрашивает:

Кто тебя обидел?

Никто не обидел, - отвечает Ёжик.

А почему тогда ты плачешь?

Потому, что вы Зайчонка... погладили... лапкой.

А разве тебя твоя мама не гладит?

Не гладит. Никто меня не гладит.

Я бы тебя, малыш, погладила, если бы... если бы ты не был таким колючим, - пожалела Ёжика Зайчиха.

Конечно, она бы тебя погладила, - вмешался Зайчонок. - Но можно очень даже просто лапку уколоть.

А если... если я перестану быть колючим? - вдруг спросил Ёжик.

Тогда другое дело, - говорит Зайчиха.

Ёжик етап кувыркаться и кататься по земле, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев.

Он стал похож на разноцветный шарик.

Когда шарик подкатился к Зайчихе, Ёжик просунул сквозь листья чёрную кнопочку носа и пробормотал:

Теперь я... совсем... неколючий. Правда?

- Иди сюда, - ласково позвала его Зайчиха.

Она улыбнулась и погладила Ёжика.

Молодец! - сказала Зайчиха. - Ах, какой умный и находчивый Ёжик растёт!

По М. Пляцковскому

2. Как ты думаешь, о чём эта сказка: о ёжике или о том, что каждый хочет, чтобы его приласкали, похвалили? Докажи своё мнение.

3. Прочитай выделенные предложения. Какое из них предложение-сообщение, предложение-вопрос, предложение-просьба?

4. Рассмотри рисунки к сказке. Придумай и запиши к первому рисунку - предложение-сообщение, ко второму - предложение-вопрос, к третьему - предложение- просьбу.

Предложения различают по цели высказывания.

Предложение-сообщение, в котором рассказывается о чём-то, называется повествовательным. Например: Шёл ёжик по лесу.

Предложение, в котором есть вопрос, называется вопросительным. Например: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

Предложение, в котором есть просьба или требование, побуждает человека к действию. Оно называется побудительным. Например: Подойди ко мне.

1. Прочитай предложения с нужной интонацией.

У меня нет п..нала. А портфель у тебя есть? П..нал - это самое главное для школьника. Неужели? Не волнуйся, пойдём в м..г..зин! Выбирай!

2. Спиши сначала побудительные, затем повествовательные, а потом вопросительные предложения, вставляя пропущенные буквы.

3. Выпиши из текста выделенные слова, разделяя их для переноса.

В побудительных предложениях может содержаться просьба или совет, приказ или требование, пожелание или приглашение. Например: Подай, пожалуйста, ручку. Шагом марш! Будьте здоровы!

1. Прочитай побудительные предложения.

Не х..ди со двора, бу..ь умницей! С..ешь моего ржаного пиро..ка! Печ..ка, печ..ка, скаж.. ! Не дожидайся, бери бра..ца и б..ги! Запрягай скорее, поезжай за дочер..ю. Садись, милая дочь, в сани. Сгинь, М..розко!

2. Найди предложения-просьбы, предложения-приказы, предложение-совет, предложение-приглашение. Из каких они сказок?

3. Спиши слова с пропущенными буквами, вставляя их там, где нужно.

Кто быстрее письменно составит два предложения-просьбы?

1. Восстанови схему письменно. Что в ней пропущено?


2. Какая интонация у вопросительного предложения? Какие виды побудительных предложений ты знаешь?

1. Перескажи родителям сказку «Ёжик, которого можно было погладить». Приведи из текста примеры разных видов предложений по цели высказывания.

2. Выпиши предложения, которые доказывают, что Ёжик был находчивым.

74. Сколько предложений можно выделить в тексте? Разделите его на предложения и запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропу-щенные буквы.

Зимняя ночь.

Наступила ночь. В лесу по стволам и сучьям толс-тых деревьев постукивает мороз. В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо и беззвучно в зимнем лесу.

И. Соколов-Микитов

Подчеркните в записанных предложениях сочета-ния имён существительных с именами прилагатель-ными

75. Прочитайте. Можно ли сказать, что вы про-читали предложения?

1. Много, лесах, наших, живёт, лосей, в. 2. Краси-вых, охраняют, зверей, люди, заботливо. 3. Людей, почти, умные, не, лоси, страшатся.

Что нужно сделать, чтобы получились предложе-ния? Составьте и запишите предложения из данных слов.

76. Прочитайте предложения. Определите их тип по цели высказывания и по интонации.

1. На горизонте показался большой клин журавлей. 2. Ты слышал, какие звуки издают журавли? 3. Воз-вращайтесь весной, журавли!

Спишите предложения. Выпишите из первого предложения сочетание имени существительного с именем прилагательным.

1) Большой клин. Повест., невоскл.

2) Вопрос., невоскл.

3) Побуд., воскл.

77. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Запишите сначала побудительные предложения, а потом повествовательные предложения.

1. От неумелого лесоруба деревья плачут. (Якут-ская пословица.) 2. Кончил дело — гуляй смело. (Русская пословица.) 3. Готовь сани летом, а телегу зимой. (Русская пословица.) 4. Гуляй, да заботу знай. (Белорусская пословица.) 5. Семь раз примерь, один раз отрежь. (Русская пословица.)

Побудительные : 2, 3, 4, 5.

Повествовательные : 1.

78. Попробуйте вопросительные предложения пе-ределать в повествовательные только с помощью интонации и знака препинания в конце предложе-ния. При этом нельзя ни добавлять, ни исключать, ни изменять ни одного слова. Какие предложения не удастся переделать таким образом?

1. За деревней есть пруд? 2. Вероника уехала в лагерь? 3. Когда же наступит жаркое лето? 4. Кто обитает в этом озере? 5. Я могу вам верить? 6. Вы сможете помочь мне? 7. Где же мы встретимся?

Не удастся переделать: 3, 4, 7.

79. Определите тип предложений по цели выска-зывания. Попробуйте сделать эти предложения во-просительными, добавив, где это необходимо, вопроси-тельные слова. Полученные предложения запишите, подчеркните в них главные члены.

1. Наступят долгожданные каникулы. 2. Сестра спрятала свои игрушки. 3. Пешеходы должны перехо-дить улицу. 4. Можно переходить улицу на зелёный свет светофора.

1. Скоро ли наступят (сказуемое) долгожданные каникулы (подлежащее)? 2. Где сестра (подлежащее) спрятала (сказуемое) свои игрушки? 3. Как пешеходы (подлежащее) должны переходить (сказуемое) улицу? 4. Можно ли переходить (сказуемое) улицу на зеленый свет светофора?

80. Запишите предложения, поставив в конце каждого из них нужный знак препинания.

1. Как талантлива эта маленькая балерина! 2. Да-вайте говорить друг другу комплименты! (Б. Окуджа-ва.). 3. На заре по высокой траве одиноко бродит бе-лый конь. 4. Что вы делаете зимой в деревне? 5. Советую тебе прочитать сказки В. Бианки. 6. Не-ужели никто не сможет мне помочь?

1. _! 2. _! 3. _. 4. _? 5. _. 6. _?

81. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина «Во-просительный знак». Попробуйте дополнить его не-достающим вопросом.

Разные вопросы
Задаю я всем:
- Как?
- Откуда?
- Сколько?
- Почему?
- ...?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.

Вопросы для выбора: куда? где? какая? зачем? отчего? о ком? что? кому? который? чья? какой? о чём?

82. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина «Восклицательный знак». Обратите внимание, с ка-кой интонацией надо прочитать восклицательные предложения. Прочитайте эти же предложения ещё раз, представив, что в конце каждого предложения стоит точка. Есть ли разница в интонации?

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнестись должны!

Выпишите слова с пропущенными буквами, подбе-рите к ним, если это возможно, проверочные слова.

Друзья, стою - стой, торжество - торжественный, рождения - род, тишины - тихо, должны - должен.

83. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглави-ли? Что будет отражать заглавие текста: тему или главную мысль?

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы.

Он не высказывал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

А. Коневский

Придумайте сказку о том, для чего нужны зна-ки препинания в конце предложений.

Рыцари мыслей и чувств (отражает главную мысль).

84. Составьте из данных слов предложения, по-ставьте в конце каждого из них нужный знак пре-пинания. Запишите полученные предложения, в скобках укажите их тип по цели высказывания и по интонации.

Укажите все имена существительные, прилага-тельные и глаголы.

1. Когда перелетные (прил.) птицы (сущ.) вернутся (гл.) в наши края (сущ.)? (вопрос., невоскл.)

2. Расскажите (гл.) мне о вчерашнем (прил.) цирковом (прил.) представлении (сущ.). (побуд., невоскл.)

3. Ребята (сущ.) нашего класса (сущ.) смотрели (гл.) спектакль (сущ.) в кукольном (прил.) театре (сущ.). (повест., невоскл).

4. Какая прекрасная (прил.) погода (сущ.) стоит (гл.) на улице (сущ.)! (повеств., воскл.)

5. О чем вы хотите (гл.) рассказать (гл.) своим друзьям (сущ.)? (вопрос., невоскл.)

6. Как хорошо уметь (гл.) писать (гл.)! (повеств., воскл.)

85. Прочитайте отрывок из произведения С. Ак-сакова. Озаглавьте его. Разделите текст на части. Поставьте к каждой части вопрос. Что у вас полу-чилось?

Краса природы — так можно сказать о лесе. Пол-ная красота местности состоит в соединении воды с лесом. Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами.

В соединении леса с водою заключается великая цель природы. Деревья закрывают землю от паля-щих лучей летнего солнца и от ветров.

Сосну, ель, пихту... называют красным лесом или краснолесьем. Они вместо листьев имеют иглы, кото-рых зимою не теряют, и встречают зиму во всей кра-се и силе. Лес, состоящий из одних сосен, называ-ется бором.

Дуб, вяз, липу, берёзу, осину, ольху называют чёр-ным лесом или чернолесьем. В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.

Я не люблю красного леса, его вечной, однообраз-ной и мрачной зелени. Я с малых лет привык любо-ваться весёлым разнолистным чернолесьем.

Выпишите выделенные предложения, подчеркни-те в каждом из них главные члены.

Какими новыми словами обогатил ваш словарь С. Аксаков?

Краса леса.

1) Краса природы... В чем состоит полная краса местности?

2) Сосну, ель, пихту... Какой лес называют краснолесьем?

3) Дуб, вяз... Какой лес называют черным?

4) Я не люблю... Какой лес любишь ты?

Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами.

Деревья закрывают землю от паля-щих лучей летнего солнца и от ветров.

В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения. Например: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Разве ты песнею зазывала счастье? (Л.) (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.



Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно-вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными. Например: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).

Вопросительные предложения, наконец, могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения. Например: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? (Бл.).

И вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они носят переходный характер от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своей совестью? (Л.); Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей?(Л).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать! ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); - Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); - А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.), Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого:

1. Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения, например: Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); Вот ты и повози денек (М. Г.).

Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами: Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.); Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.).

2. В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени), например: Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви! (П.); Пошел с дороги! (М. Г.); - Поехали, - сказал он (Казак.).

3. В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения, например: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г.). Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, например: Чтоб никогда об вас я больше не слыхала (Гр.), причем глагол может быть опущен: Чтобы ни одна душа - ни-ни! (М. Г.).

4. Роль сказуемого в побудительном предложении может выполнять инфинитив, например: Позвать Бертрана! (Бл.); Не сметь меня раздражать! (Ч.).

Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).

5. В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого-глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); Воды! Приведите ее в чувство! - Еще! Она приходит в себя (Бл.).

6. Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.: - Айда ко мне! - крикнул он (М. Г.).