Западный донбасс. Донбасс

Иногда маленький фрагмент восмпоминаний вызывает в ответ целую лавину. Фрагменты своей прошлой жизни вплетаются в жизнь сегоднешнюю и порой создается очень интересная картина. Вот и короткое воспоминание, связанное с голубями, вызвала небольшой поток, по мере наполнения которого, открылись весьма интересные факты. Которые я до того не сопоставлял. Судите сами:

В 1987 году наше управление начало проходку ствола на шахте Менжинского в Первомайске Луганской области. Ствол был шикарный. Восьмиметровый, глубиной чуть больше километра. Мы на каждый цикл при его строительстве (четыре метра проходки) закладывали и подрывали по полтонны взрывчатки. Время перестройки, но над Союзом только начинали сгущаться тучи. Не очень напрягаясь, проходили в месяц по шестьдесят - семьдесят метров. И зарплата была шестьсот - семьсот рублей. Тех еще, советских.И я, с опытом работы проходчиком чуть больше двух лет, получал такую же зарплату, как и все. На фоне того, что три года назад у меня зарплата была двести сорок.

На излете Союза был разработан проект глубокой реконструкции этой шахты. Несмотря на то,что шахта пережила свой столетний юбилей, угля там было еще очень много.

Историю свою эта шахта ветдет с 1872 года. Рудник.потроенный в то время нарекли женским именем "Мария" И так как он был в то время одним из самых глубоких, его стали называть Марией Глубокой. И неофициально звали шахту так до последнего ее издыхания. Построена Мария была рядом с поселком Петромарьевка, который постепенно разрастаясь, превратился в город Первомайск.

Есть еще одна легенда, обьясняющая почему эту шахту назвали так.

"Был на шахте работник Евсей, который пришел сюда на заработки из Орловской области, где у него осталась жена. Был он молодой и то что у него была жена он скрыл и стал гулять с дочкой крепильщика Марией. Через некоторое время законнfя жена передала Евсею весть, что собирается к нему. Евсей испугался и решил избавиться от Марии. Он завел ее в степь и сбросил в старый шурф. Девушка выжила. Потом переодевшись в парня устроилась туда, где работал Евсей. Там она и явилась к своему убийце. Евсей испугался, бросил работу и стал говорить, что под землей в шахте бродит призрак. С тех времен шахту и начали называть Марией."

До сих пор запасы угля этой шахты под землей оцениваются на уровне 70 - 80 миллионов тонн. Да еще и какого.Высококачественного коксующегося, малосернистого. Поэтому, несмотря на ее глубину и адские условия труда под землей (температура в забоях достигает сорока градусов), ни у кого рука не подымается подписать ей смертный приговор.

По проекту реконструкции к двум старым стволам планировалось добавить еще два. Один из них к моменту начала строительства второго был готов.Его прошли в пригородном поселке Борщеватое. Сейчас этот поселок находится на линии фронта и регулярно попадает в военные сводки под именем Калиново - Борщеватое. Когда построили первый ствол на глубину девятьсот метров, работать в шахте стало намного легче. Улучшилась вентияляция. Если бы достроили бы второй ствол, шахта наверняка осталась бы рабочей и за ее владение была бы настоящая война. Она стоила того. Но на шахте случилось два пожара. Второй пожар бушевал несколько месяцев. Огонь был такой, что невозможно было даже приблизиться к очагу горения. В том крыле выгорело все.Мало того, огонь пошел вверх по третьему стволу.Жар был такой, что в стволе поплавились все металлоконструкции и от жары начала разрушаться бетонная крепь. Что бы ствол не обрушился совсем, его засыпали породой. И с тех пор над шахтой начали сгущаться тучи.

Проходку четвертого ствола закончили к концу 1989 года. И одновременно с проходкой начали готовить металлоконструкции для наполнения его расстрелами, балками, к которым крепяться проводники, рельсы или коробчатые длинные балки, по которым ходит клеть или скип. Но грянула перестройка и начал ложится шахтострой. Монтаж металлоконструкций в стволе у нас называется армировка. Через четыре или шесть метров монтируется ярус. После монтажа яруса, к балкам подвешиваются проводники. И после этого ствол перекрывается и начинается монтаж копра.После того, как копер смонтируется из ствола проводники стыкуются с провдниками копра. Цеплется клеть или скип и ствол начинает жить шахтной жизнью. Но этот ствол не дожил до того счастливого момента. Перестройка, обретение Украиной независимости, а затем и пожар сделали свое дело. Но все металлоконструкции для армировки были заготовлены. Заготовлены еще во времена позднего СССР. И лежали и ржавели потихоньку.

Наверное они бы обрели свое счастье в Турции в виде металлолома, но не судьба. Когда мы начали достраивать ствол в Павлоградугле, как раз эти металлоконструкции очень сильно пригодились. После небольшой переделки, все они обрели новую жизнь уже не другой шахте. И живут там по сей день. Как и живет сама эта шахта и дает уголь. Так невольно побратались Первомайск и Першотравенск, рядом с которым на шахте это все обрело вторую жизнь.ЗАЦЕНИТЕ ИГРУ СУДЬБЫ. УМИРАЮЩАЯ ШАХТА ПЕРВОМАЙСКА ОТДАЛА СВОЮ ЧАСТЬ УМИРАЮЩЕЙ ШАХТЕ ПЕРШОТРАВЕНСКА (ТОЖЕ ПЕРВОМАЙСКА, ТОЛЬКО ПО УКРАИНСКИ) И ЭТИМ СПАСЛА ЕЙ ЖИЗНЬ!

И какова благодарность была от небратьев Первомайску за сей благородный поступок? Когда небратья в 2014 году приблизились к Первомайску, они из пушек превратили его в руины. Вот такая она украинская благодарность!

Я как то давно, когда писал свой цикл "Уголь Украины", слегка прошелся обзором по Западному Донбассу. Легкое желание возврата к этой теме появилось после написания предыдущего поста. В котором я написал про ту работу, которую мы проделали на одной из шахт Западного Донбасса. Я написал, что ствол, который мы достраивали был пройден не классическим стволовым способом, а с помощью бурения. В СССР большую работу проводили для поиска альтернативных способов проходки стволов. Было разработано несколько типов вертикальных проходческих комбайнов. Но все они были построены в единичных экземплярах и большинство их померло, так и не дойдя до конца проектной глубины ствола. Трудное это оказалось дело.

В Западном Донбассе применили метод бурения.Стволы бурили и до этого. Но бурили в основном стволы малого диаметра, для проветривания. А в данном случае применили метод для полноценных стволов, через которые работала вся шахта. Путнего не получилось, в силу недостаточного опыта и малой управляемости рабочего инструметнта.Ствол гулял и гулял очень сильно. Для чего все это делалось? А все просто. Для уменьшения затрат при строительстве шахт. Ведь проходка стволов забирала львиную долю тех средств, которые выделялись на строительство. Очень затратное дело.

И еще один примечательный факт. Само решение о начале освоения Западного Донбасса. Ведь к этому моменту основной Донбасс давал приличное количество угля. Подтянулся Кузбасс, заработал Экибастус. Сказать, что угли Западного Донабсаа отличались каким то особым качеством, не скажешь. Рядовые газовые угли. И пласты не совсем выдающейся мощности. В районе метра. Строительством и эксплуатацией шахт как то рашалась проблема занятости? То же не скажешь. Не тот это был регион, в котором ощущался дефицит работы. Тем более, для начала строительства было переселено большое количество кузбасских шахтеров и они фактически на первом этапе и строили шахты там. Обиндустриализирование местных колхозников? То же вопрос. Но ведь начали и на это была своя причина.

По генеральному плану Западный Донбасс планировалось вскрывать мелкимим шахтами, коих должно было быть настроено около пятидесяти штук. И срок жизни их ограничивался бы в двадцать пять - тридцать лет. Мало, по сравнению с шахтами других регионов. Вообщем одни сплошные вопросы.

И еще была одна проблема.Высокая обводненность. Поверхностные воды и плывуны. И очень агрессивная подземная вода, высокоминерализованная. Которую, кроме всего прочего, надо было куда то девать после откачки ее из шахты.

Но в этом решении присутствовала своя логика, со стороны совсем невидимая. Мелкие шахты вскрывают меньшее количество площади водных горизонтов, по сравениню с крупными шахтами и облегчают откачку воды. Делают ее менее затратной. Между шахтами оставляют нетронутый участок. Т. н. целики. Что бы друг у друга уголь не воровали. Эти целики придают, хоть малую, но устойчивость отработанного пространства на всем протяжении всего региона.. Меньшее количество отработанных лав, меньшее количество воды накапливается в погашенных лавах и обрушенном пространстве.

А делалось это все для того, что бы придать шахтам вторую, основную, жизнь. Потому что под угольными пластами залегало нечто такое, которое делало вскрытие Западного Донбасса целесообразным. После отработки запасов угля, шахту ставили на реконструкцию И здесь вопрос меньших первоначальных затрат начинал играть свою роль.Общие затраты при перепрофилировки шахт становились меньшими. Стволы углублялись, строились бы новые горизонты и вперед. За пряниками...

Но планы, как и многое другое, сломала престройка. Шахты достались Укриане и она поступила с ними так, как она поступила и со всем многим советским наследством. Создается впечатление,что мироздание допустило возникновение отдельного государсвта Украина для наглядной демонстрации всем, как не надо строить государство и как не надо жить в нем. Что бы все смотрели и видели наглядно все это.

Главную, вторичную цель, шахт Западного Донбасса в Украине благополучно угробили. Средств на дальнейшее строительство мелких шахт не было Да и не сильно там к этому стромились. Вместо пятидесяти шахт успели построить только одиннадцать. Одна из которых закрыта. И в ней накопилось несколько миллионов кубов воды. Шахты работали, выгребали уголь и к отработанному пространству работающих шахт прирезали шахтные поля планируемых раньше маленьких шахт. Вскрывались водоносные горизонты на большей площади. Воды становилось очень большое количество. Затраты на ее откачку повышались. В отработанных протранствах накопилось громадное количество воды. И все это сделало невозможным дальнейшую, главную жизнь, шахт Западного Донбасса.

Сейчас, в силу сложившихся обстоятельств, угля Украине не хватает. И из оставшихся шахт уголь выгребается с увеличенной скоростью. Приближая кончину очень большому региону, на шахтах которого работает большое количество людей. И недалек тот час, когда шахты Западного Донбасса будут останавливаться. И если кто то думает, что это еще далеко, пусть не обманывается. Жить тем шахтам осталось лет десять - пятнадцать.

Справа скиповой ствол, в котором обрели вторую жизнь отдельные части шахты Менжинского. И я, проболтался между этими двумя стволами десять лет. И на земле и под землей.

Порядок проживания Период работы: C 1 мая по 30 ноября

Расчетный час: Согласно условиям тарифа
Номерной фонд Размещение: Один 3-этажный корпус.

1-местный с удобствами (макс. 1 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальная кровать, туалет).

2-местный с удобствами

2-местный с удобствами (с балконом) (макс. 2 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальные кровати, тумбочки, туалет).

2-местный 2-комнатный люкс (макс. 2+1 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальные кровати, тумбочки, туалет). Доп. место - диван, предоставляется без ограничений по возрасту.

3-местный с удобствами (макс. 3 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальные кровати, тумбочки, туалет).

3-местный 2-комнатный семейный

3-местный 2-комнатный семейный (с балконом) (макс. 3+1 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальные кровати, тумбочки, туалет). Доп. место - диван, предоставляется без ограничений по возрасту.

Пляж Пляж:
Черное море Спорт спортивные площадки Дети Услуги для детей: детская площадка
Примечание Есть огороженная территория. Парк 3 га. Водоснабжение Холодная и горячая вода круглосуточно. Адрес г. Алушта, ул. Комсомольская, д. 17. Координаты: широта 44.65864, долгота 34.39642
Точный проезд Самолетом до г. Симферополя, далее до автовокзала г. Алушта троллейбусом №51 или рейсовым автобусом, далее троллейбусом №2 до конечной остановки «Рабочий уголок» или маршрутным такси.

И Першотравенск . Всего работает 10 шахт. На территории бассейна выявлены около 40 пластов с рабочей мощностью 0,6-1,6 м, которые залегают на глубине 400-1800 м. Уголь в них высокого качества, легко обогащается.

Категории:

  • Угольные бассейны
  • Донбасс
  • Угольные месторождения
  • Угольная промышленность Украины
  • Днепропетровская область
  • Харьковская область
  • Геология Украины

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Керрия
  • Федяково

Смотреть что такое "Западный Донбасс" в других словарях:

    Донбасс

    Юго-Западный экономический район - один из крупных экономических районов Советского Союза, расположенный главным образом в Правобережной Украине. Включает Винницкую, Волынскую, Житомирскую, Закарпатскую, Ивано Франковскую, Киевскую, Львовскую, Ровенскую, Тернопольскую,… …

    Юго-Западный фронт - Ю́ΓΟ ЗÁПАДНЫЙ ФРОНТ, созд. 22 июня 1941 (в результате преобразования Киевского Особого ВО) в составе 5 й, 6 й, 12 й и 26 й А. В последующем в разное время входили 3 я, 9 я, 13 я, 21 я, 28 я, 37 я, 38 я, 40 я, 57 я, 61 я общевойсковые А и 8 я ВА.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Украинская Советская Социалистическая Республика - УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

    Донецкий каменноугольный бассейн - Запрос «Донбасс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Каменноугольный бассейн (значения) … Википедия

    Экономика Украинской ССР - Экономика Украинской ССР составная часть экономики СССР, расположенная на территории Украинской ССР. «Экономика Украинской ССР была одним из самых мощных экономических комплексов в составе Советского Союза. В больших объемах выпускалась… … Википедия

    Экономика УССР - Экономика Украинской ССР составная часть экономики СССР, расположенная на территории Украинской ССР. Республика делилась на 3 крупных экономических района: Донецко Приднепровский экономический район, Юго Западный экономический район, Южный… … Википедия

    Ворошиловградская операция (1943) - Ворошиловградская операция наступательная операция войск Юго Западного фронта в Великой Отечественной войне, проведенная 29 января 18 февраля 1943 года. Также известна под кодовым наименованием операция «Скачок». Содержание 1 Начало… … Википедия

    Донецкий угольный бассейн - Запрос «Донбасс» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Донбасс (розовым) на фоне Луганской, Донецкой и Днепропетровской областей Донецкий каменноугольный бассейн (Донбасс) образовался на заливах и лиманах давно не существующего моря.… … Википедия

    Донбас - Запрос «Донбасс» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Донбасс (розовым) на фоне Луганской, Донецкой и Днепропетровской областей Донецкий каменноугольный бассейн (Донбасс) образовался на заливах и лиманах давно не существующего моря.… … Википедия

Западный Донбасс

Рассказ об освоении Донбасса был бы не полон, если бы мы хоть несколько строк не посвятили Западному Донбассу, который сейчас входит в состав Днепропетровской области. Как и вся Новороссия, этот регион вошел в состав России в имперский период, однако уголь тут был обнаружен сравнительно поздно, а полноценная промышленная разработка черного топлива и вовсе началась лишь в середине ХХ века. Неформальной столицей Западного Донбасса считается город Павлоград. Кроме того, крупными центрами угледобычи являются Терновка и Першотравенск (Шахтерское).

Интересно отметить, что до сих пор между краеведами нет единого мнения о дате основания Павлограда. Одни предлагают вести отсчет от хутора Матвеевка, основанного на месте будущего Павлограда заслуженным казаком Матвеем Хижняком вскоре после упразднения Запорожской Сечи54 . Другие указывают, что запорожский старшина никак не может считаться основателем города, родословную которого следует вести от основанного тут в 1779 году села Луганское55 , в котором был размещен штаб Луганского пикинерского полка.

Сам полковой старшина Матвей Хижняк или, как его именовали в документах, Хижняковский недолго хозяйствовал тут. Его хутор находился в очень удобном месте на дороге с запада на восток, и поэтому в сентябре 1775 года хутор был переведен в ранг государственной воинской слободы. Земля отошла в собственность казны, жители получали статус воинских поселян. Они освобождались от большей части налогов, но за это должны были выставлять на царскую службу определенное количество всадников.

Взамен Матвеевки бывший хозяин получил звание осадчего, должность земского смотрителя, а также деревню Бузиновая и 5000 десятин земли в собственность. Кроме того, он (теперь в качестве госслужащего) продолжал управлять слободой и окрестностями, следил за заселением и колонизацией края. За свои труды он получил впоследствии звание капитана и окончил жизнь солидным и уважаемым человеком.

В 1779 году в Матвеевке уже жило полторы тысячи человек, что делало слободу крупным населенным пунктом в этом пока еще малоосвоенном регионе. Причем значительную часть жителей составляли воины одной из рот Луганского пикинерского полка, появившиеся тут около 1770 года. В конце десятилетия сюда из Бахмута была переведена штаб-квартира полка, а в конце 1780 или в первой половине 1781 годов разросшаяся Матвеевка стала Луганской слободой. Интересно отметить, что полком в то время командовал полковник Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, впоследствии прославившийся как победитель Наполеона. На новом месте службы Кутузов получил в собственность землю, на которой выстроил деревню Михайловка. В 1780 году тут было 10 дворов, в которых проживало сорок человек. В 1783 году Луганский и Полтавский пикинерские полки были объединены в один, получивший название Мариупольский легкоконный полк, который по-прежнему располагался в слободе. Командиром полка остался Кутузов, который оставался в Донбассе вплоть до августа 1785 года, когда был переведен на новое место службы.

В 1780 году в сотне километров от Луганской у места впадения речки Солоной в реку Волчью было построено укрепление, названное Павлоградом. Однако в 1784 году укрепление было переименовано в Павловскую слободу, а село Луганское названо Павлоградом. Одновременно слобода получила статус города и уездного центра.

Представление о том, как выглядел регион в это время, нам может дать «Описание городов Азовской губернии», в котором написано56 : «Земля плодоносна, но по новости заселения как казенных, так и помещичьих селений не довольно еще обработана. Рыбы в реках и озерах мелкой обыкновенной довольно. Лесов, кроме малого количества терноваго, бузиноваго и чернокленника, вовсе нет, и доставляют для строения из других мест, а больше поселяне делают мазанки, оплетывая хворостом и обмазывая глиной. Отапливаются же соломой и камышом, выращивая притом разсадкой и посевом разнаго рода деревья. Жители упражняются в хлебопашестве и скотоводстве, получая из того себя пропитание ».

Так как Павлоград стоял на пересечении важных путей сообщения из Екатеринослава в Бахмут и из Харькова к побережью, он быстро рос и богател, превращаясь в экономический и административный центр региона. Однако после начала промышленного бума во второй половине девятнадцатого века Павлоград оказался в тени стремительно росших городов центрального Донбасса, богатевших на добыче угля и производстве металла.

Павлоград же оставался преимущественно аграрно-торговым городом. Жители растили хлеб, занимались скотоводством и огородничеством. Несколько десятков ветряных и водяных мельниц обеспечивали край мукой. Славился город своими конями, недаром даже на первый герб Павлограда, утвержденный в 1811 году, была помещена пасущаяся лошадь. Трижды в год тут проводились ярмарки, которые длились по четыре дня.

В середине девятнадцатого века в Павлограде была открыта табачная фабрика, а в начале 1860-х годов тут действовали 5 салотопенных, 2 свечных, 2 кожевенных, 2 кирпичных завода и табачная фабрика. В 1874 году через город была проложена железная дорога, что оживило провинциальную жизнь, но все равно Павлоград продолжал оставаться аграрным поселением, ничем не выделявшимся среди прочих населенных пунктов в Новороссии. Лишь в самом конце XIX века в городе начинают появляться первые промышленные предприятия: заводы по выпуску бричек и сельскохозяйственной техники. Так Павлоград стал превращаться из аграрного в торгово-промышленный город.

На рубеже веков вся промышленность города выпускала продукции на 2 064 700 рублей, что было весьма скромной суммой для Донбасса. Например, предприятия Луганска давали продукции на 11 310 266 рублей, а Мариуполя – 9 777 590 рублей. Зато в Павлограде активно развивались торговые конторы, которых было в четыре раза больше чем промышленных производств, так что по общему количеству действующих фирм и их обороту Павлоград уступал лишь немногим донбасским городам. Главными товарами местных бизнесменов были зерно, мука, яйца, кожи и бакалея.


Основанная в 1775 году слобода Терновка оставалась заурядным поселением вплоть до 1959 года, когда тут была открыта первая разведочная шахта. В 1964 году в Терновке была построена первая промышленная шахта, в следующем году началось строительство шахты-гиганта «Западно-Донбасская». Рядом с шахтами вырос горняцкий посёлок, который в 1976 году получил статус города.

Некоторые копи на земле крестьян села Новоэкономическое по почтовой дороге между Бахмутом и Екатеринославом, которые иногда называют «Караковским рудником», по состоянию на вторую половину 60-х г.г. XIX в., были в аренде у генерал-майора Н.И.Шабельского.

«На 14-й версте от [почтовой] станции Гришиной по дороге от Славянки на Бахмут, находится земля казённого села Новоэкономического. В расстоянии одной версты к N (северу, - прим. ) от этого места почтовой дороги, на возвышенности, недавно открыт пласт каменного угля, который разрабатывается двумя шахтами. Он имеет толщину 3 фута 9 дюймов, простирание hora 11, падение под углом 12 0 к NO (северо-востоку, - прим. ). До глубины 40 футов уголь был рыхлый, разрушенный, на большей глубине он оказался хорошего качества. Породы, сопровождающие пласт, проследованы на 12 вёрст по простиранию, следовательно можно надеяя и открыть его на всём простяжении. Он тянется по направлению к деревне Галицыновке и было бы желательно, чтоб эта местность была исследована. Министерство государственных тмуществ уступило разработку этого пласта помещику [Н.И.] Шабельскому за ежегодную плату 80 рублей серебром».

«Рудник», имея всего 16 работников , разрабатывал пласт коксующегося угля. П.И.Фомин (со ссылкой на отчёт полковника А.Б.Иваницкого) указывал: «Работается один [угольный] пласт, уголь коксующийся, добывается в крупных кусках и не выветриваясь переносит дальнюю перевозку. Работают [в подземных выработках] при помощи каменной крепи. Подъём угля и людей - на канате ручными вертикальными воротами. Водоотлив - бадьями. Добыча - не свыше 150000 пудов в год.

Плата рабочим - сдельная, с кубической сажени каменного угля, в размере от 8,50 до 10,50 руб. за сажень, смотря по глубине шахты.

Работают крестьяне соседнего села Каракова артелями по 10 человек каждая. Артель разделяется на две смены, денную и ночную, и состоит из двух подземных рабочих («подбойщика»), одного «вожака», доставляющего добытый уголь к шахте, и двух «верховых» для подъёма угля.
Хорошая артель, по словам Иваницкого, выработает в сутки одну кубическую сажень, с доставкою наверх и с кладкою в сажень.

При учёте заработка, принимается в расчёт лишь крупный уголь, мелкий же уголь рабочие обязаны поднять наверх бесплатно, и в счёт добычи он не идёт. Рабочие получают от владельца свечи. Инструменты, канат, каменная крепь шахт и штреков, сталь для наварки инструментов и все прочие принадлежности работ доставляются предпринимателем.

Наём рабочих для добычи угля начинается по окончании полевых работ, с октября, и работы [на «Караковском руднике»] производятся до начала сезона сельскохозяйственных работ, когда крестьяне во всём этом районе бросают работы в копях». Караковский уголь также поставляется в Славянск на солеварни. В связи с отсутствием железных дорог вблизи копей, в середине 70-х г.г. угледобыча на руднике прекратилась .

Однако есть информация, что «рудник» Шабельского был далеко не первым предприятием, разрабатывавшим уголь на землях Новоэкономического. Кроме вышеупомянутого «рудника», близ Новоэкономического работали также мелкие крестьянские шахты. С.П.Луковенко отмечает, что «крестьяне села мелкими шахтами разрабатывали пласты, мощность которых колебалась от 0,36 до 0,89 метра. Эти пласты получили название «сажа». Уже тогда [инженер А.С.Брио из Харькова, занимавшийся химическими исследованиями угля в окрестностях Новоэкономического] утверждал, что уголь из Новоэкономического может быть использован для добычи газа…

Большинство крестьянских шахт на землях, принадлежащих общине села Новоэкономическое, было сосредоточено по балке Грузской (современная территория города Димитрова), между балками Матюхина и Водяная, на склонах оврага Ключевого (северо-западная и западная окраина села).

В балке Сапрыкина (современная территория города Димитрова) крестьяне Новоэкономического при рытье колодца наткнулись на угольный пласт m 2 4 . Потом этот пласт разрабатывали сразу на двенадцати (!) крестьянских шахтах.

Шахты (дудки, колодцы) в то время представляли собой ямы глубиной от 10 до 20 саженей и до 2 аршин в диаметре. Горизонтальные выработки удалялись от ствола на расстояние не более 40 саженей. На каждой из таких шахт работали по 10-20 человек».

Таким образом, крестьянские шахты практически ничем не отличались от описанного выше «рудника», показатели работы которого некоторые «исследователи» нашей старины всячески преувеличивают и возносят чуть ли ни до небес. Закрытие «рудника» не представляло никакой катастрофы ни для местных жителей, ни для тогдашней каменноугольной промышленности, по причине наличия его «аналогов» поблизости, которые продолжали разработку недр, в том числе - на территории, принадлежащей крестьянской общине казённого села Новоэкономическое.

В 60-х г.г. XIX века полковник А.Б.Иваницкий (2-й) упоминал о существовании «крестьянских рудников» в районе Кураховки: Кураховского - на левом, и Галицыновского - на правом берегу реки Волчья. П.И.Фомин излагал вышеупомянутый отчёт А.Б.Иваницкого следующим образом: «Кураховский [рудник] Н.И.Шабельского - при селе Кураховке на реке Волчьей. Работается один пласт спекающегося угля, рабочая шахта одна глубиною 14 саженей, другая в 8 саженей глубины выработана и оставлена. Подъём угля и людей пасредством конного ворота: вообще всё устройство плохо и неблагонадёжно… Обычная добыча простирается до 80 тыс. пудов в в год, при обычной продажной цене 6 копеек за пуд на месте. Галицыновский рудник господина Котляревского, открытый лишь в 1865 году, на правой стороне р. Волчьей, в 7 верстах к северу от Кураховки. Работа ведётся на одном пласту двумя шахтами в 10 и 13 саженей. Добыча составляет 15 тыс. пудов [в год]» . Цена угля «на месте» не превышала 6 коп. за пуд. Уголь шёл для паровых машин и винокурен. Часть угля шла в Мариуполь для домашнего отопления, где сбывалась по 16 коп. за пуд…

На дореволюционной открытке - шахта с конным воротом

Отметим также, что краеведы Кураховки связывают с именем землевладельца Шабельского одну из первых шахт данного района под поэтичным названием «Марьина копальня», остатки которой отлично сохранились в районе современного посёлка Кураховка и села Зоряное (последнее до первых лет Советской власти и носила наименование Кураховка).

Рудники в указанном отчёте упоминаются как не имеющие железнодорожных подъездных путей, но требующие таковых, поскольку нерешённый «транс портный вопрос» серьёзно ограничивал производительность перспективных на то время шахт.

Во второй половине 60-х годов была построена лишь одна железная дорога - Курско-Харьковско-Азовская, - в направлении Курск - Лозовая - Славянск - Никитовка - Ростов. По перспективам развития угледобычи, рудники в районе Кураховки, Новоэкономического оказались в большом проигрыше, по сравнению с рудниками в районе Никитовки, Ханжёнково.

В 1872 году А.А.Носов (младший) опубликовал работу «Ведомость о каменноугольной промышленности в I округе Западной части Донецкого кряжа», где имеются сведения о крестьянских шахтах в районе Новоэкономического и Кураховки с общей добычей угля в 60 и 75 тыс. пудов угля в год.

«Кураховский угольный рудник на земле господина Николая Шабельского у селения Кураховки. Число рабочих угольных пластов - 3, тощина пластов - 1-1 ¼ аршина. Число рабочих шахт - 3. Годовое количество добываемого угля в пудах - 75000. Ценность пуда угля на месте добычи в копейках - 10-12. Среднее число обращавшихся рабочих - 18. Способ подъёма угля и отлива воды - конными воротами. Добываемый уголь раскупается на руднике: на винокурни, в кузницы и для паровых молотилок .

Караковский угольный рудник на земле казённого селения Ново- Экономическое (Каракова), арендуемый господином Петром Шабельским. Число рабочих угольных пластов - 1, тощина пластов - 1 ¼ аршина. Число рабочих шахт - 3. Годовое количество добываемого угля в пудах - 60000. Ценность пуда угля на месте добычи в копейках - 10-12. Среднее число обращавшихся рабочих - 16. Способ подъёма угля и отлива воды - конными воротами. Добытый уголь продаётся на месте от 1 рубля до 1 рубля 20 копеек за 12-пудовую четверть» .

«Угольный рудник Золотой Колодезь на земле госпо[жи?] Пьянкович в урочище Золотой Колодезь, арендуемый господином Леруж и компанией. Число рабочих угольных пластов - 1, тощина пластов - 1 ¼ аршина. Число рабочих шахт - 1. Производились разведочные работы шахтой».

В 70-х г.г. XIX века попытки закладки капитального рудника в районе Кураховки и решения вопроса с подъездными путями к предприятию осуществляло французское Горное и Промышленное общество на юге России. История с потерей обществом в Кураховке нескольких миллионов франков описана и . От себя добавим, что исследование вопроса строительства и закрытия Кураховской ветви в 70-х г.г. XIX века усложняет факт предоставления статистики добычи угля «Французским Горным и Промышленным Обществом на Юге России», и отгрузки минерального топлива за указанный период по станции Рудничная в виде общей цифры для Рутченковских и Кураховских шахт! Так, отгрузка угля по станции Рудничная началась в 1876 году, и не смотря на неудачу в Кураховке, Общество во второй половине 70-х г.г. предоставляет угля всё больше и больше: 1876 год - 325 тыс. пудов, 1876 год - 1221 тыс. пудов, 1878 год - 2372 тыс. пудов и т.д.

Схема первых ж.д. Донбасса. Указаны рудники Караковский и Кураховский, а также законсервированная Караковская ветка

Для добычи каменного угля в Западном Донбассе на протяжении 70-х г.г. XIX века было характерно непостоянство не только в течение года, - даже из года в год показатели работы угольных копей были нестабильны. Так, согласно подшивке номеров «Горного журнала» за 1875-1883 г.г., на Караковской копи в 1873 году было добыто 60 тыс. пудов, в 1875 году - 10 тыс. пудов, в 1878 году - 100 тыс. пудов; в 1874, 1876, 1877, 1879 г.г. копь не действовала, а с 1880 года копь не числится в соответствующей статистике. Завидовская копь не действовала на протяжении 1873-1880 г.г. Для Золото-Колодезной копи продуктивным оказался лишь 1873 год, когда здесь выдали на-гора 69 тыс. пудов; в остальные периоды копь числилась не действующей. С 1877 года Завидовской и Золото-Колодезной копями завладевает Новороссийское общество каменноугольного и железоделательного производств. В отчёте за 1881 год отсутствуют и две последние копи.

«27) Караковский рудник на земле селения Новоэкономического (Караково), арендуемый господином Шабельским. Пласт в 4 фута 1 дюйм толщины. Шахт 2. В течение 1874 года не работал.
28) Завидовский рудник на земле княгини Кудашёвой, около селения Хлопова (Завидова). Пласт имеет 2 фута 14 дюймов толщины; шахта 1. В течение 1874 года работ не производилось…

29) [Копь] Золотой Колодезь на земле господина Пьянковича, арендуемый французской компанией Ле-Руж, Бонэ и др., около селения Золотой Колодезь. Пластов 2, в 2 фута и в 1 фут 6 дюймов толщиною. Шахт 3, из них 1 не работает. В течение 1874 года ограничилась лишь разведочными работами.

30) Белянский рудник на земле крестьян деревни Марьевка, арендуемый господином Чернобаевым. Здесь 2 пласта в 2 фута и 1 фут 8 дюймов толщиной. Рудник не работал» (по-видимому, речь о шахте в районе села Белянского и хутора Марьевка на реке Маячка в районе западнее Краматорска. Согласно указанным выше документам, с 1874 по 1880 г.г. шахта числится недействующей, с 1877 года - Новороссийского общества каменноугольного и железоделательного производств).

С 1881 года на землях села Новоэкономическое уголь добывали на руднике Тягунова, к 1884 году - на руднике Розинга. В сентябре 1883 года газета «Екатеринославский губернский листок» сообщала о разработке открытых в 70-х г.г. угольных пластов в районе сёл Доброполье и Золотой Колодезь (Анновка, Парасковеевка). «Пионером» угледобычи на территории современного города Доброполье и в ближайших окрестностях принято считать помещиков из современного села Анновка - братьев Ениных.

В начале 80-х г.г., в связи со строительством Екатерининской железной дороги, интенсифицировались исследования каменноугольных месторождений в Западном Донбассе, открытых в 50-70-х г.г., а также их разработка. В 1882 году в западной части Бахмутского уезда побывали горный инженер В.А. Домгер и профессор А.В.Гуров, - оба изучали каменноугольные обнажения близ деревни Завидово. В 1882-1883 г.г. В.А.Домгер и Д.А.Стемпковский также изучали участок угольного месторождения в долине реки Солёная.

Близ села Александровка (долина реки Самара) профессор А.В.Гуров бурением обнаружил 5 угольных пластов, - так была подтверждена гипотеза братьев Носовых о наличии угля в этом районе; границы распространения каменноугольных отложений были отодвинуты на 40 км. Строительство Екатерининской железной дороги, трасса которой в конечном итоге обошла Кураховку, многократно ускоряло разработку угольных пластов в районе Гришино.

профессор Гуров А.В.

«Горный журнал» в 1883 году указывал: «Исследования магистра геологии господина Гурова, следавшиеся известными лишь в последнее время, показали… что в юго-западной части Изюмского уезда Харьковской губернии возможна такая же добыча минерального топлива, как и в соседнем Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. Предполагалось, что толщина пластов, скрывающих слой каменного угля в западной части Бахмутского уезда - незначительна, однако существовало мнение, что к северу эта толщина увеличивается, и что поэтому разведки в местности, прилегающей к [Курско-Харьковско-] Азовской дороге между станциями Барвенково и Надеждовка, то есть в самом северо-западном углу Бахмутского уезда и в южной части Изюмского, - вообще рискованы и обходятся дорого. Не смотря на это, осенью прошлого года при устье балке Граничной, впадающей в реку Самару, у села Александровки на земле господина Ницкевича была заложена буровая скважина по указаниям господина Гурова. Эта скважина дала самые блестящие результаты; именно, на глубине 12 саженей она встретила каменноугольную формацию, а на глубине 13 ½ саженей - пласт каменного угля в 1 ½ аршина толщины. Понятно, что такой благоприятный исход разведок возбудил соревнование у окрестных жителей, и теперь вся местность, прилегающая к Гавриловке [Курско-Харьковско-] Азовской дороги разведывается самым тщательным образом.

Из этого видно, что западная часть Бахмутского уезда, и юго-западная Изюмского, находятся в настоящее время в подготовительный период горной деятельности, и богаты гор ю чим ископаемым. Если взять во внимание, что именно в этой части Изюмский уезд прорезан Азовской дорогой, то значение сделанного господином Гуровым открытия увеличивается ещё более. Разработка здесь каменноугольных залежей не только удешевит минеральное топливо в ближайших главных пунктах потребления, например в Харькове, но и скоро подвинет вперёд вопрос о снабжении донецким углём Москвы. Важность залежей угля в Изюмском уезде усиливается ещё близостью славянских солеварен, где на выварку соли идёт минеральное топливо» .

Строительство Екатерининской железной дороги дало толчок возрождению кустарной угледобычи в районе Селидовки. Как и 30 лет назад, местность от Кураховки до Галицыновки покрылась «копанками», остатки большинства из которых хорошо сохранились и до наших дней, - благодаря своему нахождению на правом высоком и обрывистом берегу реки Волчья…

К началу 80-х г.г. XIX века были намечены каменноугольные площади, которые должна обслуживать будущая железная дорога: от станции Рудничная Константиновской (с 1880 года - Донецкой) железной дороги, через Кураховку, село и станцию Гришино строящейся Екатерининской железной дороги, Завидово или Штепино, и далее - в направлении Александровки и станции Гавриловка Курско - Харьковско - Севастопольской железной дороги.